Доклад: Божественное бракосочетание
Доклад: Божественное бракосочетание
Во всех религиях существует такое понятие, как
"божественный брачный союз".
На вершине зиккурата, в Жигуну, происходило
божественное бракосочетание. Можно только догадываться, каким образом оно
совершалось, рассматривая аналогичные церемонии, сведениями о которых мы
располагаем.
Геродот ограничивается следующим описанием:
"Посреди святилища была воздвигнута башня. На
ее вершине стояла еще одна башня, на ней - третья, и всего их было восемь.
"В последней башне располагался храм. Внутри его находилось богато
убранное ложе, рядом с которым стоял стол из чистого золота. На этом ложе
проводит ночь женщина, выбранная самим богом".
Он также добавляет, что бог иногда приходит в храм и
спит на ложе.
В роли бога выступал царь.
Во время брачного ритуала активная роль принадлежала
супруге, а царь считался чем-то вроде ее слуги.
Вот несколько ритуальных формул:
Инанна, приходящая из своего храма, порадовала твое
сердце. На своем священном ложе она сблизилась с тобой.
Я тот, кого Инанна, царица неба и земли, выбрала в
возлюбленные супруги.
Для того чтобы подготовить царя к исполнению функций
супруга богини, пелись гимны в качестве ритуала обожествления.
В Вавилоне и Лагаше ритуал божественного
бракосочетания являлся частью новогодних церемоний.
Обычно принимаемый за гробницу, Жигуну тем не менее
представляет собой культовое место, часовню, спрятавшуюся в зеленой роще.
В гимне, посвященном Иштар, Жигуну предстает как обитель
радости, где соединяются бог Ану и богиня Иштар.
Зиккураты, высокие многоэтажные башни, следы которых
присутствуют в руинах городов Месопотамии, были возведены между IV и серединой
I тысячелетия до н. э.
С момента своего рождения дочь фараона принимала
титул супруги бога, и когда она впоследствии рожала сына, то становилась
матерью бога.
Она выходила замуж за своего брата, фараона, и они
составляли божественную чету. Но когда случалось так, что братья или сестры
отсутствовали, тогда наследнику престола не оставалось ничего другого, как
довольствоваться браком с ближайшим родственником.
Для рождения необходимо зачатие. Бог становится
своим собственным отцом, оплодотворяя богиню.
Бог являлся одновременно быком и фаллосом.
Царицу называют "коровой, которая производит на
свет быка".
Бог Пта говорит фараону Рамсесу II: "Я - твой
отец... Я принял облик барана, властителя Мендеса, и породил тебя в чреве твоей
августейшей матери".
В Египте, в Эдфу, находился храм, посвященный Гору,
а в Тентире - святилище Исиды.
Существовала очень важная церемония, в ходе которой
на кораблях по Нилу перевозились статуи или хоругви с изображением бога и
богини.
Цель этой процессии заключалась в том, чтобы
доставить Исиду к Гору (или наоборот) и совершить обряд божественного
бракосочетания.
Царица и бог
В двух самых древних храмах Египта, Луксоре и
Дар-эль-Бахари, имеются скульптуры и фрески, изображающие совокупление
египетской царицы с богом, передающие мельчайшие детали. Рождение божественного
младенца изображено в столь же реалистичной манере.
В Египте уподобление царей божествам приняло
наиболее законченную форму. Каждый факт царской жизни отождествлялся с
соответствующим фактом жизни божественной.
Царь одевался в костюм бога Амона и имел знаки его
отличия - высокую тиару с перьями и скипетр с головой борзой собаки. В таком
наряде он представал перед царицей для совершения церемонии бракосочетания.
Участники церемонии были в костюмах богов, которых
они представляли. На мужчинах были надеты маски шакала, грифа или крокодила, а
на женщинах - коровы или лягушки.
В Фивах, в храме Амона, обычно находилась женщина,
лежавшая на ложе, которую считали супругой бога.
В Греции
В отдаленную эпоху греческой истории, когда Афинами
правил царь, супруга этого царя торжественно соединялась с Дионисом в ходе
ритуального бракосочетания.
В древности Дионис изображался в виде быка. Позже
животное было заменено образом юноши необычайной красоты с головой быка.
Церемония проводилась в официальной резиденции царя на восточном склоне Акрополя.
Во время сентябрьских мистерий Зевс сочетался браком
с Деметрой. Два сакральных актера спускались в темное уединенное помещение и
через некоторое время возвращались, демонстрировали толпе участников колос и
объявляли, что царица родила. Колос являл собой плод божественного
бракосочетания.
Считалось, что бог Аполлон проводит зимние месяцы в
Патаре, в Ликии. В течение этого периода времени его жрица закрывалась с ним в
храме каждую ночь. Она рассматривалась как его супруга.
В Эфесе существовала коллегия жрецов, выполнявших
свои функции в течение года. Они должны были соблюдать абсолютное половое
воздержание, поскольку считались супругами богини Артемиды.
Таламус
В Греции священная родовая палата называлась
"таламус".
Одна из формул мистерий фригийской богини Кибелы
гласит: "Я проникла в таламус".
На дверях одного таламуса был изображен следующий
сюжет: убеленный сединами старец с крыльями и фаллосом в состоянии эрекции
преследует женщину в облике собаки.
В Риме
Церемония божественного бракосочетания Юпитера и
Юноны воспроизводилась жрецами в первый день июня в священной роще Элернуса.
В Немее жила нимфа, являвшаяся женой царя Нумы:
он соединялся с ней в священной роще, и законы, которые он установил для
римлян, были вдохновлены его отношениями с этой нимфой.
Весталки
Сервий Туллий, римский император, был сыном
весталки, как, впрочем, и основатель Рима - Ромул.
Люди не могут сближаться с весталками, потому что те
являются супругами бога.
У детей весталок, отцами которых являлись боги, было
великое предназначение: они выполняли функции властителей. Таково происхождение
царской власти. И это объясняет, почему иногда суверенам приписывали качества
сына бога.
Прочие обряды
священного бракосочетания
По случаю больших торжеств женщина клана должна была
соединяться с тотемом. Хорошо, если тотем представлял собой живое животное,
способное совокупляться с женщиной. В этом случае священный союз заключался с
представителем соответствующего вида.
Когда же это условие не выполнялось, существовало
два альтернативных варианта: либо имитация бракосочетания, либо
жертвоприношение, заменяющее совокупление. Во втором случае имело место
ритуальное убийство супруга.
В Индии произрастает куст, который можно выращивать
даже в цветочном горшке. Он называется "тиласи". Это священное
растение, воплощение богини.
Ежегодно в ноябре его выдают замуж за бога Кришну.
Церемония представляет собой процессию, участники которой несут в паланкинах
статую Кришны и куст.
То же самое растение выдают замуж за салигран,
черный камень, напоминающий бараний рог. Бракосочетание этого священного камня
с тиласи осуществляет раджа Орчхаа Лудхаура.
В празднестве принимают участие 100 тысяч человек.
Процессия включает в себя 8 слонов, 1200 верблюдов, 4000 лошадей. Бог-камень
везет на себе слон.
Ритуал бракосочетания происходит следующим образом:
один мужчина держит в руке камень и выступает в роли жениха. Второй мужчина
держит растение и выступает в роли невесты. Брахман благословляет союз этих
двух мужчин.
Обычай сочетать бога браком с юной девушкой
распространен во всех странах мира.
В Бирме существовал обычай отдавать сразу четырех
девушек в жены священному озеру. После проведения формальной церемонии девушки
возвращались домой. Если одна из них умирала, говорили, что бог озера призвал
ее к себе.
На острове Тимор, жители которого считали себя
потомками крокодила, во время коронации каждого нового суверена крокодилам
приносили в жертву свинью и девушку, одетую в свое лучшее платье и украшенную
цветами. Ее отводили на берег реки или оставляли в пещере.
В Швеции статую бога Фрея провозили на колеснице в
сопровождении молодой девушки, которую называли супругой бога. Она совершала
богослужение в храме Упсалы.
Жители Отуна в VI веке возили телегу, на которой
сидело некое подобие богини: это было все, что осталось от церемонии священного
бракосочетания.
Список использованной литературы:
1. Марсиро Ж.
История сексуальных ритуалов М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. -320 с ISBN
5-232-00878-1.
|