рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Взаимоотношения России и Украины в середине XVII-XVIII веков: современная оценка

Важно отметить, что в большинстве своем православные церковные деятели склонялись к сотрудничеству с Россией. Появлялись работы, обосновывающие закономерность объединения России и Украины. Так, группа ученых Киевского коллегиума в 1674 г. при содействии архимандрита Киевско-Печерской лавры Иннокентия Гизеля опубликовала труд под названием "Синопсис или Краткое собрание от различных летописцев о начале славяно-российского народа"[82]. В этом произведении утверждалась мысль о единых корнях "Великой", "Малой" и "Белой" Руси. В качестве аргументов приводилось генеалогическое родство русских царей с древними киевскими князьями, а также кровное родство трех братских народов. Чуть позже известный церковный деятель петровских времен украинец по происхождению, Стефан Яворский писал: «...Читайте Синопсис..., обрящете тамо, яко в лето рождества Христова тысящное шестьсот пятдесят четвертое ... марта месяца... в первый день...в то щасливое время Малая Россия наша возвратилась в прадедную державу...»[83].

Распад киевской митрополии начался с приходом гетмана Ивана Самойловича. В тот период после ранней смерти царя Федора Алексеевича Россией правили братья-цари Петр и Иван, а также их регентша - сестра царевна Софья. Осенью 1683 г. с разрешения этого триумвирата и монахами лавры печерским архимандритом был избран Варлаам Ясинский. Но он не согласился принять посвящение от московского патриарха и был рукоположен черниговским епископом. Однако после того, как на должность архимандрита Киевско-Печерской лавры стал претендовать львовский униатский епископ Иосиф Шумлянский, Варлаам Ясинский направил свою делегацию в Москву за благословенной грамотой, которая и была незамедлительно получена.

Проблема переподчинения всей киевской митрополии московской патриархии стала важнейшей целью Москвы. Следует сказать, что гетман Иван Самойлович вместе с Московским патриархом Иоакимом сыграли решающую роль в процессе переподчинения Киевской митрополии. Иоаким, между прочим, до патриаршества был монахом киевского Межгорского монастыря и прекрасно знал церковную жизнь Украины. Однако, этот исторический шаг невозможно было решить без Константинопольского патриарха Иакова.

В 1684 г. константинопольскому патриарху была направлена царская грамота, в которой содержалась просьба передать право посвящения в киевского митрополита Московской патриархии. Просьба была подкреплена дорогими подарками. Не дождавшись ответа Иоакима, который просил времени для согласования ответа с другими восточными патриархами и с великим визирем, царское правительство рекомендовало гетману Самойловичу провести выборы митрополита и рукоположить его в Москве. Наилучшим кандидатом в митрополиты с точки зрения гетмана был луцкий епископ Гедеон, князь Святополк-Четверинский, который был известен как непримиримый борец за православие, сторонник единения с Россией и, кроме того, его сын был женат на дочери Самойловича.

В июле 1685 г. Гедеон был избран Киевским митрополитом, и он согласился принять посвящение от Московского патриарха. Это вызвало неприятие довольно значительной части украинских православных иерархов, поскольку они расценили поступок Гедеона как клятвопреступление. Ведь раньше он находился под церковной юрисдикцией Константинопольского патриарха, то есть фактически присягал ему. В октябре 1685 г. митрополит Гедеон прибыл в Москву, где в ноябре был посвящен. Следует сказать, что гетман Самойлович на этом этапе ратовал за сохранение за Киевской митрополией древних прав и привилегий, в частности, права свободного избрания митрополита мирянами и духовенством. При посвящении Гедеону были вручены две грамоты: царская и патриаршья. Однако, они различались между собой. Так, в царской грамоте подтверждались старинные права Киевской митрополии, а в патриаршьей об этом ничего не говорилось. Одновременно с этим сменилась титулатура Киевского митрополита: он стал именоваться "митрополитом Киевским, Галицким и Малыя Руси", вместо "всея Руси", как это было раньше[84].

Но проблема одобрения восточными патриархами оставалась, вследствие чего в Константинополь были направлены послы с тремя грамотами: от царей, Московского патриарха и Украинского гетмана. По дороге в Константинополь послы встретились с Иерусалимским патриархом Досифеем, который расценил переход Киевской митрополии в Московскую патриархию как неканонический акт, как раскол восточной церкви. Пока послы добирались до Константинополя, кафедру константинопольского патриарха занял Дионисий, но и он был в отлучке. Тогда послы предприняли попытку уговорить турецкого великого визиря, чтобы он убедил патриарха дать киевскому митрополиту отпускную грамоту. У Турции были в то время свои резоны; она не желала военного союза России с Польшей и Австрией и поэтому довольно легко согласилась оказать давление на Дионисия. Для Константинопольского патриарха того времени мнение визиря было весомей, чем догматические рассуждения о каноничности перехода. И Дионисий был вынужден вручить послам соответствующие патриаршьи грамоты, обязав лишь во время богослужения первым упоминать Константинопольского патриарха, а потом Московского. Интересны и подробности этого акта: патриарх получил подарок - 200 золотых и 120 соболей.

Подчинение Киевской митрополии Московскому патриархату и согласие на это Константинополя далеко неоднозначно было воспринято рядовым духовенством. Но все складывалось в пользу московских политиков. Даже Речь Посполитая после заключения в 1686 г. российско-польского "Вечного мира" признала подчинение православных епархий, расположенных в ее пределах, Киевской митрополии, подчиненной уже Москве.

С 1686 г. центром православных церквей становится Москва, вследствие чего в Украине усилились центростремительные тенденции. Украинские православные епархии ( а их было шесть) начали постепенно, одна за другой переходить под сильную руку Московского патриарха. В 1688 г. Черниговский епископ обратился с просьбой подчинить его епархию Московскому патриарху. Затем от Киевской митрополии стали отпадать правобережные епархии, часть из которых перешла в унию. Процесс распада закончился тем, что к началу XVIII в. в Киевской митрополии осталась только одна епархия - Киевская же. Но и там было не все мирно. В 1687 г. под церковную юрисдикцию Московского патриарха перешел Межгорский монастырь, а годом позже - Киево-Печерская лавра[85].

В 1690 г. Киевским митрополитом стал Варлаам Ясинский (1690-1707 г.г.), который предложил идею воссоздания Переяславского епископата с подчинением ее Киеву, поддержанную гетманом Мазепой, сменившего Самойловича. Эту мысль поддерживал также восточный патриарх Досифей, который к тому времени изменил свои взгляды и даже рекомендовал новому Московскому патриарху Адриану назначать в украинские епархии московских епископов. Деятельность Переяславской епархии была возобновлена в 1702 г., но уже в 1708 г. ее первый епископ обратился к просьбой перейти под юрисдикцию Москвы. Вообще украинские архиереи верно служили государственным задачам России, после Полтавской битвы они послушно и регулярно предавали анафеме бывшего гетмана Ивана Мазепу, изменившему Петру I.

Малоизвестным фактом, повлиявшим на ускорение распада Киевской митрополии, является "дело царевича Алексея", сына Петра I, обвинявшегося в тайных сношениях как с местоблюстителем патриаршего престола в Москве Феофаном Прокоповичем, украинцем по происхождению, так и с Киевским митрополитом Иоасафом. Сократившаяся Киевская митрополия в 1722 г. вообще перестала существовать, а первоиерарх Варлаам Вонатович получил титул архиепископа Киевского и Малой Руси. Это было связано с тем, что Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Синод для управления церковными делами. Восстановление Киевской митрополии произошло только в 1743 г. по указу императрицы Елизаветы, в окружении которой доминировали украинские фавориты и прежде всего - братья Разумовские.

Оказавшееся под властью Речи Посполитой население правобережных украинских земель подверглось сильнейшему влиянию католической церкви. После подписания Андрусовского мира усилился процесс размывания православия множеством различных католических конфессий: доминиканцев, францисканцев, тринитариев, капуцинов, реформаторов и других.

Лидирующие позиции занял василианский орден. Православие подверглось сильнейшему гонению. В конце века польский сейм запретил православным (наравне с иудеями) занимать должности в органах местного самоуправления. Православные храмы либо передавались униатам, либо вообще опечатывались. В 1676 г. польское правительство отменило ставропогию, то есть подчинение православной церкви местному епископату. С начала XVII в. на Правобережье перестали существовать православные епископства. В Галицко-Волынской, Подольской, Луцкой епархиях прекратили свое существование православные братства.

В 1720 г. униатский митрополит созвал представительный церковный собор, на котором были приняты решения, направленные на ускорение перехода украинцев и белорусов в унию. Кроме того, многие православные обряды в униатском богослужении были заменены католическими. В 1732 г. так называемая "Генеральная конфедерация" запретила православным организовывать и принимать участие в публичных процессиях, включая похоронные, заставляла униатских священников заимствовать внешнюю атрибутику ксендзов, ставила отправление православным духовенством треб и служб в зависимость от местных ксендзов. Нередко религиозный фанатизм католиков приобретал форму варварского насилия вплоть до физической расправы со священниками и церковными служителями. Реакция на такую политику со стороны православных была неоднозначной. Оставшись без идеологической и финансовой поддержки православных властей Москвы и Киева, мирянам оставалось либо отчаянно сопротивляться влиянию католиков и униатов и уходить на Левобережье, либо менять вероисповедание. Были случаи, когда православные священники переходили в унию по соображениям финансового характера.

Русское правительство, особенно после "Вечного мира", заключенного с Польшей в 1686 г., проводило политику поддержки православия в Речи Посполитой. В результате длительной и острой полемики были одобрены так называемые "Кардинальные права", которые с одной стороны провозглашали католицизм государственной религией Речи Посполитой, а с другой - православие в какой-то мере уравнивалось в правах с католиками. Во второй половине XVIII века вследствие обострения политической ситуации в Польше процесс окатоличивания украинского населения ускорился.

2.3 Совместная борьба Русского и Украинского народов против внешних врагов

После Переяславской Рады и установления "Статей Богдана Хмельницкого" (Мартовских), с весны 1654 г. начинаются уже совместные военные действия против Польши. Центр их переносится в Белоруссию, где объединенные московско-украинские силы одерживают ряд блистательных побед, а местное население всячески этим победам содействует и встречает русско-казачьи войска как освободителей. Сорокатысячное русское войско совместно с 18-тысячным отрядом казаков под командованием полковника Золотаренко в течение весны и лета 1654 г. освободило Смоленск, Гомель, обширные территории Смоленщины и Белоруссии, которые тогда считались частью Польши.

В следующем году военные действия продолжались также успешно. Были заняты: Минск, Вильно, Гродно, Ковно. Таким образом к концу 1655 г. была почти полностью освобождена вся Белоруссия, а кроме того заняты и обширные территории Великого Княжества Литовского

На левом, южном, участке фронта, где ожидалось нападение поляков, военные действия носили оборонительный характер и сводились к отражению наступавших поляков. Здесь, как и на правом фланге, действовали объединенные русско-украинские силы. Поляки заключили союз с крымским ханом и с крупными силами начали продвигаться вглубь Украины, жестоко расправляясь с населением и все уничтожая на своем пути. Полякам удалось продвинуться в район Умани, которую они окружили совместно с татарами. Вскоре на выручку полковнику Богуну находившемуся там со своим отрядом, подошли главные казачьи силы совместно с русскими войсками Шереметьева.

В ожесточенном сражении под Охматовым, в котором принимал участие прорвавшийся со своим отрядом из Умани полковник Богун, польско-татарские силы были отброшены и настолько ослаблены, что сами ушли на запад.

Осенью 1655 г. соединенные русско-украинские войска под командованием Хмельницкого двинулись на запад и, освободив обширную территорию, подошли ко Львову, в котором был сильный польский гарнизон. Началась осада, во время которой не польское население города всячески старалось помочь осаждавшим, о чем сохранились свидетельства современников. Но в это время сильная татарская армия двинулась на помощь Польше и пыталась совместно с новыми силами поляков окружить русско-украинскую армию Хмельницкого и Бутурлина, назначенного вместо Шереметьева, и отрезать отступление. Хмельницкому пришлось снять осаду Львова и начать отступление на Приднепровье. Во время этого отступления в ноябре 1655 г. татарская армия хана Магомет Гирея, пытавшаяся напасть на Хмельницкого, была разбита под местечком Озеряне (между Львовом и Тернополем). Казаки со стрельцами к концу года вернулись на Приднепровье.

В 1656 г. произошли события, прервавшие успешное продолжение освобождения украинских земель. Русское Государство вступило в войну со Швецией и заключило перемирие с поляками. Причиной войны со шведами была, с одной стороны, шведская агрессия в пограничных с Прибалтикой областях, с другой стороны, стремление Москвы, в случае успеха, выйти к берегам Балтийского моря.

Причин для перемирия с Польшей было две: обещание поляков после смерти своего короля выбрать королем царя Алексея Михайловича, объединив Польшу с Россией, и желание освободить войска для войны со шведами. В результате успешное дело освобождения Украины приостановилось и временно часть ее территории осталась под властью поляков, что естественно, вызвало огорчение Хмельницкого и всего народа.

Царь успокаивал Хмельницкого, объясняя, что перемирие с Польшей отнюдь не значит окончательного отказа от намерения освободить всю Украину, и не только не препятствовал, но и содействовал переговорам Хмельницкого с врагами Польши. По-видимому, Москва не особенно доверяла обещаниям поляков, предвидела продолжение борьбы с Польшей и желала ее ослабить, действуя косвенно, через Хмельницкого, ибо действовать открыто не могла, имея с поляками перемирие и будучи занята войной со Швецией.

Отметим, что в такой сложной и запутанной обстановке Хмельницкий в 1656 г. ведет оживленные переговоры с Молдавией, формально считавшейся вассалом Турции, а также и со Швецией. Последняя уговаривает Хмельницкого разорвать отношения с Россией и связать судьбу Украины со Швецией.

В шведских и русских архивах сохранилось не мало документов, связанных с переговорами Хмельницкого со шведами. Хмельницкий слишком хорошо знал настроение своего народа и решиться на разрыв с Москвой, связаться со Швецией — означало рисковать своей гетманской булавой и своей собственной головой. Для объективного исследователя ясно, что переговоры Хмельницкого со Швецией были его тонкой и сложной дипломатической игрой, имевшей целью ослабление Польши и недопущение, чтобы она всеми своими силами обрушилась на Украину.

Совсем другого характера были переговоры Хмельницкого с Молдавией, которая, формально считалась вассалом Турции, но вела свою собственную политику - то помогала Польше, то становилась в ряды ее врагов. О подлинных же стремлениях Молдавии неопровержимо свидетельствует хранящаяся в ЦГАДА просьба Молдавского господаря о принятии Молдавии в состав Русского государства. В апреле 1654 г."по примеру Богдана Хмельницкого" Молдавия просится под руку русского царя[86].

Удовлетворение этой просьбы значило бы начало войны с Турцией, а кроме того Россия не имела тогда с Молдавией общих границ и лишена была возможностей ее защищать в случае неизбежных нападений Турции, и Польши или Крыма. Из этих соображений вопрос о вхождении Молдавии в Русское государство тогда, в 1654 г., остался открытым.

Кроме Швеции и Молдавии в течение 1656 г. Хмельницкий вел оживленные переговоры и с другими государствами, соседями и врагами Речи Посполитой Польской: с Турцией и ее вассалами — Валахией, Трансильванией и Крымом. Переговоры эти, о чем сохранились документы в различных архивах[87], сепаратисты приводят как доказательство существования независимой, суверенной "Украинской Казацкой Державы", которая имела дипломатические отношения с иностранными государствами.

Однако при объективном рассмотрении этих дипломатических отношений становится ясно, что это были вовсе не нормальные дипломатические отношения между отдельными государствами, а попытки, с одной стороны, врагов Польши использовать восставшее население части Речи Посполитой — Украины для борьбы с ней и, с другой стороны, стремление Хмельницкого использовать этих врагов Польши для предотвращения наступления поляков на территорию, освобожденную от польской администрации.

Кроме длительной войны с Польшей, объединенные русско-украинские войска участвовали в многочисленных войнах против Турции, а также в Северной войне. Причины этих войн заключались в желании русского правительства овладеть Черным морем, а украинцев освободиться от гнета Турции и ослабить польское влияние.

Русско-турецкая война 1676—1681 гг. была вызвана расширением агрессии Османской империи во второй половине XVII в. После захвата Подолии в результате польско-турецкой войны 1672—1676 гг., турецкое правительство стремилось распространить своё господство на всю Правобережную Украину, опираясь на своего вассала — П.Д. Дорошенко гетмана Правобережной Украины с 1669 г.

Предательская политика Дорошенко вызвала недовольство значительной части украинского казачества, которая в 1674 г. избрала гетмана Левобережной Украины И. Самойловича единым гетманом Украины. В 1676 г. Дорошенко с 12-тысячным отрядом захватил Чигирин, рассчитывая на подход турецко-татарского войска, но весной 1676 г. русско-украинская войска под командованием Самойловича и русского военачальника Г. Г. Ромодановского осадили Чигирин и вынудили Дорошенко капитулировать.

Оставив в Чигирине гарнизон, русско-украинские войска отошли на левый берег Днепра. Турецкий султан назначил гетманом Правобережной Украины находившегося у него в плену Ю. Б. Хмельницкого и в июле 1677 г. двинул на Чигирин 120-тысячную турецко-татарскую армию Ибрахим-паши. Русский гарнизон Чигирина выдержал трехнедельную осаду, а подошедшие войска Самойловича и Ромодановского (52—57 тыс. чел.) 7 сентября разбили турецко-татарские войска под Бушином и заставили их отступить.

В июле 1678 г. турецко-татарская армия (около 200 тыс. чел.) великого визиря Кара-Мустафы осадила Чигирин. Русско-украинские войска (120 тыс. чел.) разбили турецкий заслон, но подошли к Чигирину 11 (21) августа, когда туркам удалось уже его захватить[88].

Русско-украинская армия отступила за Днепр, отбросив преследовавшие её турецкие войска, которые затем ушли за Дунай. В 1679—1680 гг. русские войска отразили набеги крымских татар, а 3 января 1681 г. был заключён Бахчисарайский мирный договор, определивший границу между Россией и Турцией по Днепру, от порогов до района южнее Киева.

Русско-турецкая война 1686—1700 гг. была частью борьбы европейских держав против продолжавшейся агрессии Османской империи и началась после присоединения России в 1686 г. к анти турецкой «Священной лиге». Последняя была создана в 1684 г., в ее состав входили: Австрия, Речь Посполита, Венеция. В ходе войны русской армией были проведены Крымские походы 1687 г. и 1689 г. и Азовские походы 1695—1696 гг. В условиях подготовки России к войне со Швецией и заключения другими державами на Карловицком конгрессе 1698—1699 гг. мира с Турцией русское правительство заключило с ней Константинопольский мирный договор 1700 г., по которому к России отошёл Азов.

Основным событием русско-турецкой войны 1710-1713 гг. был Прутский поход 1711 г., окончившийся неудачно для России. В результате был потерян Азов.

Русско-турецкая война 1735—1739 гг. явилась следствием русско-турецких противоречий, обострившихся в связи с русско-польской войной 1733—1735 гг. и усилившимися набегами крымских татар. Она стала продолжением борьбы России за выход к Чёрному морю. России удалось обеспечить благоприятную международную обстановку путём заключения в 1732—1735 гг. договоров с Ираном (который в 1730—1736 гг. вёл войну с Турцией) и утверждения на польском престоле Августа III в 1735 г. вместо французского ставленника, Станислава Лещинского, которого поддерживала Турция. Союзницей России с 1726 г. была Австрия.

Поводом к началу войны послужили набеги крымских татар в конце 1735 г. на Украину и поход крымского хана на Кавказ. План русского командования в 1736 г. предусматривал овладение Азовом и Крымом. 20 мая 1736 г. Днепровская армия фельдмаршала Б. К. Миниха (62 тыс. чел.) штурмом захватила перекопские укрепления, а 17 июня заняла Бахчисарай. Но недостаток продовольствия, воды и начавшиеся эпидемии заставили Миниха отойти на Украину. 19 июня 1736 г. русская Донская армия генерала П. П. Ласи (28 тыс. чел.) при содействии Донской флотилии вице-адмирала П. П. Бредаля овладела Азовом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.