рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Взаимоотношения России и Украины в середине XVII-XVIII веков: современная оценка

Во-первых, Люблинскую унию 1569 г., по которой южная половина великого княжества Литовского – Киевская земля, Волынь, Подолье и Подляшье – была присоединена к короне Польской, Костомаров называет союзом "внешним, государственным, не вытекавшим из сознания взаимности существования народов... Народ должен был, как стадо скотов, подчиняться жребию, который ему приготовлялся".[37]

Во-вторых, угнетение народа сопровождалось поруганием православной веры. "Иезуиты настраивали католиков и униатов подавать на православных доносы, обвиняющие их в хулении римско-каталической веры. Обвиняемых заключали в оковы, подвергали мучениям пыток, под которым иные умирали."[38] В результате западнорусские области стали ареной борьбы национальной – борьбы русского народа против полонизации, и религиозной – борьбы православия против католицизма, и социальной – борьбы широкой массы - южно - русского крестьянства против угнетения его польской шляхтой.

Решающей силой в этой борьбе, по Костомарову, выступало казачество. "Если бы не было казаков, поляки, может быть, и достигли бы своей цели. Русское дворянство легко поддавалось польскому влиянию и теряло народность, а за народностью и веру предков. Простой народ, порабощенный дворянством, показывал бы далее страдательное противодействие, роптал бы на судьбу, вздыхал бы о вере отцов своих и забыл бы старину." По мнению историка, это общечеловеческий закон, по которому в XVII в. все должно было "ополячиться и окатоличиться, если бы, на беду польским и римско-католическим затеям, не стояло против них казачество".[39]

Вооруженное и крепкое казачество было готово отстаивать интересы простого народа. Костомаров неоднократно подчеркивает, что казаки "сделались единственными борцами за православную веру и русскую народность". В горьких поражениях казачья среда выстрадала мысль об объединении русских и украинских земель. Возглавить это движение выпало гетману Богдану Хмельницкому. Костомаров видит "великую заслугу" Хмельницкого в том, что он угадал внутреннюю связь двух соплеменных народов, понял потребности своего края и определил его историю сообразно этим потребностям. Историк считает Переяславский договор наиболее важным историческим документом для великорусского и южнорусского народов. Костомаров, как проповедник славянства, утверждал, что "дух Переяславского договора говорит красноречиво, что народ южнорусский сознавал свою цельность как народ и добровольно пожелал соединения с великорусским народом; это самое повторил бы народ и в продолжение двухсот лет после Переяславского договора, и он повторял это, коль скоро приходился случай; это самое южнорусский народ скажет и в настоящее время".[40] В итоге он подчеркивал, что «Переяславский договор – величайшее дело Богдана Хмельницкого, который стоял выше своего века.»[41]

Еще один представитель российской исторической науки д.и.н. Г.А. Санин, оспаривает мнение украинских историков, в том что во время освободительной войны («национальной революции») 1648-1654 г.г. Украина приобрела независимость, которой ее лишил Переяславский договор. «В результате войны 1648-1654 гг. была создана общественная собственность на землю и только "вмешательство Москвы" вернуло Украину к прежнему социальному состоянию. Паны, как особое шляхетское сословие, наделенное рядом чрезвычайных прав и преимуществ, обладавшее прочной сословной ориентацией и возвышавшееся над всеми другими сословиями, исчезли в освободившейся от польской власти Малороссии. Шляхта как сословие продолжала существовать только на бумаге»[42]. Украинские ученые говорят, что Москва фактически вернула Украину полякам. Однако Санин не соглашается с ними: «В действительности все было как раз наоборот. На переговорах в Вильно о перемирии с Речью Посполитой русские послы требовали пригласить дипломатов Украины и вовсе не намеревались возвратить Украину Польше. Польские послы воспротивились участию представителей гетмана, но о ходе переговоров Москва постоянно информировала Хмельницкого».[43]

Не соглашается Санин и с утверждением, что гетман вел переговоры со Швецией против России. Гетман действительно вел переговоры со Швецией, но только об антипольском союзе. Более того, в инструкциях шведским послам предписывалось ни в коем случае не поднимать вопроса о разрыве Украины с Россией, но через посредничество гетмана заключить антипольский союз Москвы и Стокгольма. Лишь в случае подписания русско-польского мира казакам предлагалось порвать с Россией и была обещана протекция в защите их интересов от посягательств Польши (но не подданство Швеции). Хмельницкий категорически отказался разорвать решения Переяславской рады, шведские послы были отозваны и вновь прибывшие уже не предлагали порвать с Россией.

Г.А. Санин приходит к выводу, что объединение России и Украины носило характер конфедерации. «Можно с полным основанием утверждать, что это было именно воссоединение Украины и России в форме конфедерации, которое произошло с обеих сторон добровольно на основе борьбы с общими противниками: Речью Посполитой и Крымским ханством, в которую позднее включилась и Османская империя в целом»[44]. Этот вывод подкрепляется еще и тем, что гетман и его окружение получили от царя высокие звания и должности. Сам Хмельницкий, например, получил боярское звание.

Другой исследователь, Леонид Соколов, проводя анализ событий, имевших место в Переяславе, говорит следующее: все рассуждения о каком-либо временном военном союзе или о договоре равных сторон, якобы заключенном в 1654 г. между гетманом Б. Хмельницким как главой суверенного Украинского государства с одной стороны, и русским царем с другой, являются всего лишь плодом неуемной фантазии отдельных украинских авторов. Потому что принципиальная суть Переяславских соглашений 1654 г. заключалась в переходе Малой России (Войска Запорожского с землями и городами) в подданство русского царя на вечные времена. Именно это решение было в безоговорочной форме одобрено радой в Переяславе 8 января 1654 г. и скреплено присягой гетмана, старшины, а затем и жителей Малороссии[45].

Соколов говорит, что прошения гетмана в большинстве своем, носили невыполнимый со стороны Москвы характер. В условиях войны с Польшей царь не мог собирать дань с населения Украины и все оседало в казне гетмана. Из-за войны же царь не хотел вмешиваться во внутренние дела Казачьего войска. Далее автор говорит: «Приняв в 1654 г. Малую Россию в подданство на вечные времена, вступив из-за нее в войну с Польшей, русский царь уже не был намерен отдавать эту свою "отчину" кому бы то ни было. Но при этом русское правительство вело свою политику в Малороссии достаточно осторожно – лишь постепенно, шаг за шагом, укрепляя здесь свою власть»[46].

Довольно большое значение для научного исследования «Хмельниччины» имеет польская историография. Хотя эти источники и меют очень большое расхождение во взглядах, зато уникальны тем, что польские исследователи смотрят на проблемы Переяслава со стороны участников борьбы XVII в. Редко кто из этих исследователей подходил к изучению проблемы не предвзято.

Наиболее фундаментально рассмотрел проблему «Хмельниччины» К. Шайноха в своей монографии «Dwa lata dziejow naszuch. 1646 – 1648»[47]. Главная идея его работы заключается в том, что казаки подняли восстание против шляхты за то, что она не понимала планы короля Владислава и притесняла права казаков. Говорит о том, что это восстание является карой божьей.

Более поздние ученые, которые писали про «Хмельниччину» ( Й. Роллэ, А. Яблоновський, Т. Корзон) негативно оценивали личность и деятельность Б. Хмельницкого, придовая всему казацкому движению национально-политический оттенок. Исходя из этой позиции, наиболее радикальные и враждебные оценки дал польский ученый Ф. Равити – Гавронський. Его основные труды: «Bohdan Chmielnicki», « Sprawy i rzeczy ukrainskie».

Совсем другой характер носят работы львовского историка Л. Кубалы: «Szkice historyczne», «Wojna Vjsriewska», «Wojna szwedzka» и другие. Они основаны на обширном научном материале и отличаются глубокой объективностью.

Анализируя точки зрения ученых, мы можем сказать, что в среде ученых нет единого мнения о событиях 1654 г. Причем, единой точки зрения не существует как в среде украинских, так и в среде российских ученых. Это может объясняться тем, что:

во-первых, существует недостаток источниковедческой базы по данной проблеме;

во-вторых, недостаток трудов российских историков по данному вопросу.

в-третьих, вопрос Переяслава носит политический характер, поэтому многие исследования являются недостоверными.

По - моему мнению объединение России и Украины было добровольным. Во - первых, внешняя политика дома Романовых была в данный период времени не очень эффективной; во – вторых, гетмана Запорожских казаков никто насильственно не принуждал к объединению. Более того, Русское государство не хотело новой польской интервенции, а это значит, что царь никогда не пошел бы на открытую конфронтацию с польским королем, а присоединить к России Украину – значит вступить в конфронтацию.

Вопрос объединения и сегодня интересует многих ученых, как украинских, так и российских. Украинская историография, в большинстве своем, говорит о гнусном захвате и лишении независимости Украинского государства в 1654 г. Российские историки, оппонируя своим украинским коллегам, говорят о добровольности принятия решения о вхождении в состав России.

По - моему мнению, Российское правительство создало особые условия для совершения своего намерения – присоединения Киева и окружающих земель. Была ли эта политика умышленной или нет сегодня ответить сложно. Однако о том, что она все же была, говорят многие факторы. Например, русский царь разрешал свободно расселяться «черкасам» на территории русского государства, даже предоставлял землю. Торговля тоже была разрешена, пошлину не платили.

Но самый сильный аспект по поводу такой политики, на мой взгляд, это единство культуры, религии и практически полная схожесть языка русского и украинского народа, которые постоянно демонстрировались подчиненным Хмельницкого. Многовековое разделение некогда единого произошло. На мой взгляд в этом и заключалась основная победа как Б. Хмельницкого, так и русского Алексея Михайловича.


Глава ІІ. Россия и Украина в 1654-1764 гг.

гетман православный объединительный рада

2.1 Русско-украинские отношения в условиях смены гетманов на Украине

Освободительная борьба 1648 – 1654 гг. не только позволила сбросить польско-шляхетское господство, но и привела к значительным изменениям политического строя и социальной структуры на Украине. Основою государственной территории были земли от Случа до Днепра на западе, и до московской границы на востоке, т.е. Киевское, Брацлавское, Черниговское воеводства, часть Волынского и Белой Руси.

Во главе управления Украиной стоял гетман, который избирался на генеральном военном совете и утверждался царским правительством. Запорожье утратило свое значение как организованного центра казачества и формально подчинялось двум государствам – России и Речи Посполитой. Царское правительство управляло Украиной через специально созданную в Посольском приказе канцелярию по малороссийским делам[48].

Речь Посполитая стремилась вернуть украинские земли, но не хотела гарантировать никакой политической самостоятельности. Военные конфликты между Россией и Речью Посполитой закончились подписанием в октябре 1656 г. договора в Вильно. Поляки настолько нуждались в этом мире, что согласились на включение в договор обещания об избрании на польский престол русского царя после смерти Яна Казимира. За это русский царь обязывался начать войну со Швецией. Такой поворот дела резко менял всю картину русско-украинских отношений.

Хмельницкий, узнав о готовящемся подписании договора, направил в Вильно своих посланников, но их даже не допустили к шатру, где проходили переговоры. Он, как никто другой, знал истинную цену польским договорам, поэтому в своем послании сделал отчаянную попытку предостеречь царя от тяжелой ошибки. То положение, в котором оказался гетман Хмельницкий накануне своей смерти нельзя назвать иначе, как трагическим. Это была кульминация военных конфликтов стран-соседей, в тугой узел сплелись их государственные интересы.

Россия, как противник Швеции, предпринимала усилия, направленные на то, чтобы заставить Хмельницкого отказаться от союза со шведским королем и семиградским князем Юрием Ракочи, действовавшим в рамках тройственного союза (Швеция, Украина, Семиградщина) против Польши. Хмельницкий, будучи уже больным, был вынужден одновременно заверять российских послов в верности царю и улаживать отношения с крымским ханом. События были настолько ошеломляющими, что по поводу оценки каждого шага стран-участниц историки до сих пор не могут придти к единому мнению.

За всеми перипетиями событий лета 1657 г. трудно уследить. Крымский хан уже подходил к польским границам, разоряя украинское население и вступая в вооруженные стычки с войском Ракочи и казаками. Хмельницкий был вынужден просить донских и запорожских казаков напасть на Крым. Предводитель восставших поляков Стефан Чарнецкий перешел в наступление на Ракочи и Ждановича, положение которых стремительно ухудшалось. Ракочи и Жданович не ладили между собой, вследствие чего не было согласованности в их действиях. Оставшись в изоляции после ухода казаков Ждановича, Ракочи был вынужден пойти на переговоры с польским командованием. Хмельницкий, узнав об этом, стал опасаться возможного союза Ракочи с поляками против Украины. Он приказал казацким отрядам под командованием своего сына Юрия, стоявшим в районе Корсуня для отражения татарского нападения, отправиться на помощь Ждановичу. Казацкие полки соединились, но когда Юрий Хмельницкий, выполняя волю отца, призвал казаков выступить на помощь Ракочи, казаки отказались, выразив недоверие Юрию и самому гетману.

Как утверждает ряд историков, этому способствовали московские агенты, проводившие агитацию против гетмана, и промосковски настроенная старшина[49].

Поляки также делали все возможное, чтобы склонить Хмельницкого на свою сторону. В июле последнюю попытку примирения сделал польский король Ян Казимир, призывавший освободиться от московской протекции. Хмельницкий отвечал так: «...Я одной ногой стою в могиле и на закате дней не прогневлю Бога нарушением обета царю московскому...»[50]. Буквально за несколько дней до смерти гетман написал письмо боярину Ромодановскому, в котором просил прислать войска, предвидя возможное объединение поляков, татар и Ракочи против него и России. О драматизме положения гетмана можно судить из этого, видимо, последнего письма, в котором умирающий Хмельницкий просил, чтобы «... до нас о походе своем, яко наскоре, днем і ночю знат давали, жеби єсмо били запевне увідомлени, єжели се маєм скоро милости вашей сподевати, жебиемо могли чим рихлей тих замислов поганских запобігти»[51].

Нервное напряжение последних лет и особенно месяцев глубокое подорвало здоровье стареющего гетмана. 27 июля 1657 г. полководец и дипломат, основоположник идеи государственной независимости Украины гетман Богдан-Зиновий Хмельницкий умер от кровоизлияния в мозг. За несколько дней перед смертью старого больного гетмана вывели под руки на раду, на которую съехались со всей Украины полковники, сотники и выборные казаки. Хмельницкий поклонился товарищам, поблагодарив за доверие и службу, сдал гетманские знаки отличия и попросил назначить себе приемника, назвав при этом несколько имен. Взволнованные соратники, не желая омрачать последние дни казацкого вождя, выкрикнули новым гетманом его сына - Юрия. 3 августа 1657 г. гетман Богдан Хмельницкий умер, а через неделю его тело погребли возле казацкой церкви в Субботове.

Со смертью гетмана Б. Хмельницкого окончился первоначальный этап многовекового процесса формирования национального самосознания украинского народа и украинской государственности. Но, как это часто происходит, после ухода абсолютного авторитета в его окружении начинается разлад, поскольку люди на вторых ролях не могут примириться с выдвижением равных себе.

После первых успехов народного восстания выяснилось, что украинское общество, в силу своей крайней неоднородности, ставило перед собой разные цели и получило разные результаты. Конечно, объединяющей идеей для всех этих слоев была идея ликвидации польского гнета и церковной унии. Но на этом совпадение интересов заканчивалось.

Шляхта, воспитанная в польском духе, видела конечную цель восстания в простой замене пана польского на пана украинского. Ни в одном договоре между поляками и Хмельницким, между Хмельницким и российским царем не учитывались интересы посполитых. Главной целью посполитых было наивное стремление к полной независимости от каких либо тягот и повинностей перед кем бы то ни было. Холоп знал, что есть еще казацкая вольница, где хоть и опасно, но свободно.

Казаки были неоднородны. Украинские городовые казаки, находящиеся на службе у польского короля, враждовали с запорожскими (низовыми) казаками, которые добывали себе пропитание военными походами, а иногда просто грабежом. По мере военных успехов и приобретения бывших польских земель, казачество расслоилось на зажиточных, стремившиеся приобрести статус шляхты и неимущих - "чернь". Казаки, не попавшие в реестровый список, как правило, бежали "на низ", в Запорожье.

В политическом плане после смерти Хмельницкого в Украине наступает время так называемой «Руины», когда за 15 лет в гетманах побывало десять человек. Вначале они имели родственные или близкие отношения с самим гетманом. Назовем их: Иван Выговский (1657-1659), генеральный писарь Войска Запорожского, родной брат мужа дочери Хмельницкого; Юрий Хмельницкий (1659-1662) - сын гетмана; Павло Тетеря (1663-1664) - зять гетмана; Иван Брюховецкий (1663-1668) - слуга гетмана[52].

За несколько дней до смерти ближайшее окружение Б. Хмельницкого выбрало гетманом его сына, юного и абсолютно не предназначенного для такой роли человека, Юрия. После смерти Богдана решено отправить Юрия на учебу в Киев, а Ивана Выговского избрать, выражаясь современным языком, исполняющим обязанности гетмана. Через несколько месяцев Последний на расширенной раде старшин был провозглашен полноправным гетманом.

Иван Выговский офицер польской армии, сражался в битве при Желтых Водах на стороне поляков, был взят в плен татарами, но выкуплен Хмельницким, и назначен им, ввиду грамотности, генеральным писарем. Будучи представителем украинского шляхетства, он начал проводить политику ограничения казацких вольностей - на избравшей его Раде не присутствовали ни городовые, ни запорожские казаки. Запорожцы и Полтавский полк выступили против гетмана. На стороне повстанцев были те же силы, что и во время освободительного восстания 1648 г. - казаки, мещане и крестьяне. Выговский, как это делал и Хмельницкий, при помощи татар разбил повстанцев. После взятия Полтавы, новый гетман вырезал всех казаков в городе, остальное население отдал в плен татарам, а город разрушил. Это случилось в апреле 1658 г., то есть менее чем через год после смерти Хмельницкого. Стоит ли удивляться, что Левобережная Украина испытывала к гетману Выговскому чувство ненависти.

Заметим, что Иван Выговский в начале своего гетманства проводил двойственную внешнюю политику, лавируя между Россией и Речью Посполитой. В частности, в письме к воеводе Григорию Ромадановскому он писал: «... и мы живым Богом обещаемся и клянемся небом и землей ... великому государю верно служить»[53].

Но после Полтавской битвы он стал явным сторонником сближения с Речью Посполитой.

Еще в начале 1658 г. он начал переговоры с королем Яном Казимиром о вхождении Украины в состав Польши. В сентябре этого же года был подписан Гадячский договор, по которому Украина под названием "Русского княжества" становилась формально равноправным субъектом "единой и неделимой Речи Посполитой". Русское княжество не должно было иметь прав на международные отношения, а войско - более 60 тыс. казаков и 10 тыс. наемников. В договоре содержалось и традиционное требование ликвидации унии[54]. Все остальное возвращалось на исходные позиции до начала восстания 1648 г. То есть шляхетство, интересы которого представлял Выговской, не желало рассматривать холопов, как силу, с которой следует считаться. Как и для поляков, это было быдло, предназначенное для полу рабского труда на пана. За эту непростительную ошибку Выговский поплатился и гетманством, и жизнью.

Польский сейм не утвердил условий Гадячского договора и Выговский был вынужден согласиться с невыгодным для Украины вариантом: Русское княжество определялось в пределах Брацлавского, Киевского и Черниговского воеводств, то есть речь о соборной Украине уже не велась. Число реестровых казаков уменьшалось до 30 тыс., церковная уния оставалась.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.