Дипломная работа: Взаимоотношения России и Украины в середине XVII-XVIII веков: современная оценка
В ответном письме от 14 мая Никон
уверял Богдана, что будет продолжать советовать царю, чтобы тот «выказал
казакам свое расположение». В июне царь, после совещания с патриархом и
наиболее влиятельными боярами, решение принять гетмана и казаков «под его
царского величества высокую руку»[6].
Алексей Михайлович известил Богдана
Хмельницкого об этом решении в письме от 22 июня. Особый посланник царя Федор
Абросимович Ладыженский вручил это письмо гетману в Чигирине 10 июля 1653 г. Для того, чтобы иметь юридическую силу, царское решение должно было быть одобрено Земским
Собором. Поэтому письмо Алексея Михайловича к Хмельницкому имело всего лишь
характер предварительного извещения.
Тем не менее, не ожидая формального
решения Земского собора о воссоединении, царь Алексей Михайлович своей грамотой
от 22 июня 1653 г. уведомил Богдана Хмельницкого о согласии на воссоединение и
сообщил, что он готовит войска для помощи казакам.
Царь Алексей Михайлович созвал
Земский собор 1 октября 1653 г. Торжественное заседание Собора состоялось в
Грановитой палате. На этом собрании присутствовали: патриарх Никон, митрополит
Михаил Сербский, все иерархи московского патриаршества, бояре и прочие члены
Боярской Думы, московские дворяне, представители провинциального дворянства
(дворяне городовые), оптовые купцы (гости), члены двух основных купеческих
корпораций (гостиной и суконной сотен), представители простых горожан (черных
сотен), мелкого купечества и стрельцов.
Как и в 1651 г., Собор обсуждал оскорбления со стороны Польши и казацкую петицию. Голосование проходило по
группам. Сперва опрашивалось мнение бояр; затем — каждого из прочих сословий.
Духовенство не голосовало. Было единогласно решено прервать переговоры с
Польшей и принять казацкое войско под царское покровительство. 9 октября царь послал
великое посольство к Богдану Хмельницкому, в состав которого входили: боярин Василий
Васильевич Бутурлин, окольничий Иван Васильевич Олферов (Алферов) и дьяк Ларион
Лопухин. Каждого из них сопровождало несколько помощников и чиновников.
После этого было снаряжено к
Хмельницкому специальное посольство во главе с боярином Бутурлиным, которое
выехало из Москвы уже 9 октября. Но ввиду того, что гетман с войском в то время
находился в районе Каменца, где велись бои с поляками под Жванцами, посольство
целых полтора месяца задержалось в пограничном русском городе Путивле, близ
границы Черниговской области. Отсюда Бутурлин должен был проследовать к месту
пребывания гетмана, которое тогда не было известно в Москве по причине
казацко-польской войны. Царское посольство достигло Путивля 1 ноября. К тому
времени гетман Хмельницкий все еще находился в Жванце. Он послал полковника
Ивана Федоренко встретить Бутурлина. Федоренко прибыл в Путивль 3 декабря. Он
сказал, что гетман возвратился в Чигирин, как только получил известие о приезде
великого посольства. Переяслав (Переяславль) был указан как подходящее место
для их встречи, т.к. в нем было больше возможностей разместить многочисленное
посольство чем в Чигирине.
Последовал обмен курьерами между
Бутурлиным и Хмельницким. Никто из них не хотел ехать прежде чем не убедится,
что другой действительно приезжает на встречу. Обоюдная подозрительность в
конце концов была преодолена. Бутурлин и его спутники, приблизился к Переяславу
31 декабря. Заметим, что вопреки утверждениям современных украинских политиков,
путь российского посольства был сплошным триумфальным шествием, начиная с
пограничного украинского сотенного местечка Карабутова и кончая Переяславом.
Кроме официального донесения
Бутурлина об этом пути, сохранились и украинские источники, полностью
подтверждающие донесения Бутурлина. Например, в "свидетельстве"
сопровождавшего посольство есаула Войтенко о пути русского посольства
сообщалось:
«22 декабря многочисленное
посольство, состоящее из 9 стольников, трех стряпчих, семи дворян, головы
московских стрельцов с 3 сотниками, 11 подъячих, 200 стрельцов и многих слуг,
было встречено перед Карабутовым духовенством с крестами и хоругвями, сотником
с казаками и всем населением местечка. Во время молебна многие плакали от
радости, твердо веря, что пришел конец их страданиям под властью поляков»[7].
Так же, как в Карабутове встречали
посольство во всех городах и местечках, через которые оно проезжало: Красный
Колядин, Иванницу, Прилуки, Басань, Барышевку. Особой торжественностью
отличалась встреча посольства в Переяславе. За пять верст от города посольство
встретил полковник с 600 казаками, перед городам были выстроены шеренги пеших казаков;
у ворот города с крестами, хоругвями и святой водой встретило все переяславское
духовенство, а за ним жители города с хлебом-солью.
Под звон колоколов всех переяславских
церквей, посольство направилось в собор, где был отслужен молебен, после чего
гости были разведены по квартирам, а казаки и горожане долго веселились,
стреляя из ружей и даже из пушек.
Радость населения Украины при
известии о согласии России на воссоединение была всеобщей и неподдельной.
Оспаривать это, как пытаются делать украинские сепаратисты, значит искажать
историческую действительность, подтвержденную многочисленными свидетельствами
современников, как великоросов, так и украинцев. Только малая группа населения
относилась к воссоединению настороженно, а иногда и враждебно, хотя, учитывая
общее настроение, и не смогла открыто возражать. Это была незначительная часть
старшины, главным образом шляхетского происхождения и воспитания (часто в
иезуитских школах), и верхушка православного духовенства.
Целью первых было введение на Украине
польско-литовского социального порядка, однако без польского господства, а со
своими украинскими магнатами, каковыми могли бы стать старшина, и со своей
шляхтой, права которой получило бы известное число реестровых казаков. То есть,
создание из Украины подобия Великого Княжества Литовского, связанного с Польшей
только личностью общего короля.
Митрополит и некоторые епископы и
архимандриты без энтузиазма относились к воссоединению, ибо боялись неизбежно
связанного с мим подчинения православной церкви Украины русскому патриарху. Они
предпочитали бы иметь равноправие с католиками с сохранением, как своей церковной
автономии, так и положения крупных феодалов, подобно князьям-епископам католической
церкви.
Искажая историю, украинские
исследователи изображают эту незначительную группку людей стремившихся к личной
выгоде, как "оппозицию против порабощения Украины москалями".
В действительности же эта
"оппозиция" не осмелилась даже открыто выступить на Переяславской
раде, на которой единогласно было принято решение о воссоединении.
Только в Киеве эта
"оппозиция" проявила себя: в то время как киевляне восторженно
приветствовали приехавшего приводить их к присяге Бутурлина (после
Переяславской Рады), митрополит Косов и архимандрит Киево-Печерской Лавры
Тризна не только не хотели сами присягать, но и удерживали своих крепостных,
слуг от принесения присяги. Однако их сопротивление Бутурлину скоро удалось
преодолеть без применения каких бы то ни было насильственных мер, а они должны
были подчиниться общему настроению и желанию всего народа.
Украинские источники: "Летопись Самовидца",
"Летопись Г. Грабинки", "Летопись С. Величко" сообщают о
редком единодушии всего народа в вопросе воссоединения и о радости, с которой
люди принимали присягу единоверному и единокровному русскому царю. "И быть
радость великая в народе" — говорит летописец[8].
При таких настроениях готовился Переяслав к казачьей раде, созванной
Хмельницким для решения вопроса о воссоединении Украины с Россией.
На эту раду со всех краев Украины
съезжалась казацкая старшина, а также не мало представителей населения
отдельных городов и местечек. Сам Хмельницкий запаздывал, т. к. на Днепре был
ледоход и он смог переправиться только 6 января 1654 г. Вечером в этот день Хмельницкий прибыл в Переяслав и на следующий день посетил Бутурлина на
его "подворьи" (квартире), выработав с ним весь церемониал
воссоединения.
Рада собралась 8 января в Переяславе.
Следует отметить, что в ней принимали участие не только казацкая старшина,
казаки и духовенство, но и народ: мещане, крестьяне.
Некоторые историки оспаривают
всенародный характер этой рады, считая, что эта рада была чисто старшинская или
старшинско-казацкая. Но сохранившиеся в источниках подлинные слова
Хмельницкого, с которыми он обратился к собравшимся, это мнение опровергают.
Хмельницкий сказал: «до всього войска запорожського и всех православных
христиан ныне собрали есьмя раду явную всему народу».[9]
Площадь, прилегающие улицы, крыши
домов были заполнены собравшимся народом, к которому обратился с речью Богдан
Хмельницкий. Обрисовав общее положение, он дал характеристику четырех соседей
Украины: Крыма, Турции, Польши и России. "Каковы татары — мы знаем; каково
живется там православным, что попали под власть турецкого султана — мы тоже знаем
и Руси такой доли не желаем; о поляках и говорить не надо: кто из нас не
испытал их панованье на себе? Но есть еще единоверный и единокровный восточный
царь православный!.."Волим под царя Московского православного," —
прокатился ответ народа по площади[10].
Так 8 января 1654 г., после полудня, на площади в Переяславе было провозглашено воссоединение Украины с Россией.
После этого в соборе присягнули на верность царю гетман и полковники, на
следующий день остальная старшина, казаки и народ. В Киеве, Нежине, Чернигове и
других крупных городах, также в торжественной обстановке, совершили приведение
к присяге или сам Бутурлин или члены его посольства. В мелких городах,
местечках и селах приведение к присяге было проведено местной казачьей
администрацией. По свидетельству русских и украинских современников народ
присягал не только охотно, но и радостно. Нигде нет сведений о попытках
уклониться от присяги, кроме уже упомянутого случая в Киеве. "Як на
Велыкдень (Пасху) йшов увесь народ до церквы присягаты" — говорит
украинский летописец — современник[11].
В процессе оформления воссоединения в
Переяславе имело место одно недоразумение, которое дало повод
шовинистам-самостийникам и их исторической "школе" искажая
действительность, ложно изображать исторический акт воссоединения. Некоторые
старшины потребовали от Бутурлина, чтобы он от имени царя также присягнул на
верность всему тому, о чем было договорено. Находясь долгое время под
владычеством Польши, где короли часто и охотно давали присяги (далеко не всегда
их выполняя), казацкая старшина считала естественным, чтобы в отсутствие царя
за него присягнул Бутурлин. Они видели в этом гарантию того, что будет выполнено
обещание совместных военных действий против Польши и сохранение установившейся
после изгнания поляков казачьей администрации, т. е. широкой автономии Украины.
Бутурлин присягать категорически отказался, говоря, что не в обычае, чтобы
русский царь, давши обещание, еще и присягал.
Зная настроение широких народных масс
и их стихийное стремление к воссоединению, в котором они видели единственное
спасение от ненавистного польско-католического порядка, старшины —
"оппозиционеры" не решались настаивать и принесли присягу.
В течение января-февраля присяга была
проведена по всей свободной от поляков территории Украины. При этом
составлялись списки принявших присягу, согласно этим спискам присягнуло 127.338
человек, глав семейств.
Принимая во внимание, что в некоторых
районах Правобережья присяга не была проведена, т. к. эти районы были заняты
поляками, и считая семью в 5-6 человек, мы устанавливаем приблизительную
численность населения Приднепровья в один миллион человек. Такова была в то
время численность населения Приднепровья, боровшегося за свое освобождение. Галиция
и Слободская Украина в борьбе не участвовали.
Число это полностью совпадает с
результатами вычислений украинского сепаратиста Холмского, который в своей
"Истории Украины" (Мюнхен, 1947 г.) также определяет население Приднепровья в то время в один миллион[12].
После присяги для оформления статуса
Украины в Русском государстве и для выработки плана общих действий Хмельницким
были отправлены в Москву генеральный судья Зарудный и переяславский полковник
Тетеря.
Таким образом, видно, что принятия
протектората русского царя Украиной было добровольным. Фактически все население
Украины с радостью присягнуло на верность Москве. Отсюда следует вывод, что
Русское государство никоем образом не ущемило прав украинского народа. Более
того, сам народ попросил помощи русского православного царя в борьбе против
польско-литовского католического гнета. А значит, никаких насильственных действий
в отношении к Украине применено не было.
1.2 Оценка переяславского договора в
украинской и русской историографии
В марте 1654 г., после двухнедельных переговоров, все было согласовано. Были одобрены и приняты обеими
сторонами так называемые "Статьи Богдана Хмельницкого", известные
также, как "Мартовские статьи". По существу это была конституция
автономной Украины, неразрывно и навеки, волеизъявлением своего народа,
вошедшей в состав Русского государства.
Этими "Статьями"
определялось юридическое положение Украины в Русском государстве. Оригинала
этих "Статей" не сохранилось. Точнее, пока он нигде не обнаружен, но
на основании имеющихся черновиков и заметок, содержание "Статей"
можно установить.
Основные пункты этих
"Статей" сводились к следующему:
1. Сохранение на всей Украине
казацкой администрации, распространяющейся на все население. Этим утверждалась
осуществленная во время освободительной борьбы замена польской администрации —
казачьей. При поляках юрисдикция казачьей администрации распространялась только
на казаков.
2. Установление реестра в 60000
казаков. Отметим, что раньше их число составляло лишь 20000.
3. Обещание защищать Украину от
поляков и татар всеми силами Русского государства. "Если нападут татары, —
говорится в "Статьях", — донские казаки должны немедля напасть на
Крым". Для продолжения борьбы с поляками русские "ратные люди" в
дальнейшем ведут эту борьбу совместно с казаками Б. Хмельницкого.
4. Подтверждение царем прав и
привилегий высшего класса Украины: высшего духовенства, старшины, шляхты и
закрепление за ними имений.
5. Предоставление гетману права
сношений с другими государствами. Для сношений с Польшей и Турцией нужно было
предварительное разрешение царя, а при сношениях с другими государствами гетман
был обязан обо всем уведомлять царя и без его согласия не принимать решений. В
случае же поступления предложений невыгодных для Русского государства гетман
был обязан задерживать послов и немедленно уведомлять царя.
6. Все собираемые на Украине местной
администрацией приходы поступали в "царскую казну". Из этих приходов
должно было оплачиваться содержание местной администрации и реестрового
казачества[13].
Так как к моменту составления
"Статей" определить высоту этих доходов не представлялось возможным,
то и вопрос о высоте "жалования" реестровым казакам остался открытым.
Кроме этих основных статей —
положений, определявших будущую совместную жизнь воссоединенных после
нескольких столетий раздельной жизни частей когда-то единого русского Киевского
государства, в "Статьях Богдана Хмельницкого" была много уточняющих
подробностей. В них оговаривались даже такие мелочи, как размер «жалования»
войскового писаря или артиллерийского «обозного».
Особым пунктом в "Статьях"
было указано обязательство Русского государства содержать и снабжать постоянный
гарнизон крепости Кодак, служившей охраной от внезапных татарских набегов[14].
Также особым пунктом вводилось в
"Статьи" царское подтверждение на все имения православного высшего
духовенства и монастырей, которые были не только крупными землевладельцами, но
и имели зависимых от них крестьян[15]. К
"послушенству" монастырям призывал Хмельницкий еще до воссоединения,
хотя крепостная зависимость фактически была уничтожена явочным порядком уже в
первые годы освободительной борьбы.
Однако статей было двадцать четыре,
шесть из которых не были поддержаны царем Алексеем Михайловичем. В Национальной
Академии наук Украины имеется более полный список данных статей (см. приложение
№ 2).
Из содержания этих "Статей"
видно, что они удовлетворяли старшину, сохраняя казачью администрацию и
закрепляя за ней социальное положение, приобретенное во время освободительной
борьбы. В то же время они не противоречили и идее централизованного
государства, каковым в то время было Русское государство. Это видно из пунктов
"Статей", предусматривающих сдачу "в царскую казну" всех
доходов, собираемых администрацией.
Удовлетворены были и широкие массы
населения, т. к. принятое Русским государством обязательство защищать от татар
и поляков обещало возможность спокойной жизни и гарантировало от возвращения
ненавистных порядков времен польского владычества.
Созвучно было также воссоединение и с
воспоминанием о единстве Руси Киевского периода, еще жившим в народной памяти
во всех частях Руси. Поэтому в народном сознании Переяславский акт был именно
воссоединением разорванных когда-то историей частей единого государства
Киевской Руси, а не присоединением, как не точно его называли дореволюционные
русские историки, или завоеванием и оккупацией, как пытаются представить воссоединение
шовинисты — сепаратисты. Отсутствие в архивах подписанного оригинала
"Статей" дало возможность произвольного толкования их содержания и
самого духа и смысла Переяславского акта.
Все вышесказанное говорит о том, что
принятие соглашения между Москвой и Украиной происходило добровольно. Можно
сказать, что все украинское общество того времени единогласно приняло условия
соглашения. Тем не менее, проблема Переяслава существует до сих пор. Особенно
активно муссируется в украинском обществе идея о полном подчинении и лишении
независимости Украины русским царем.
По нашему мнению, эта точка зрения
находит подтверждение в дальнейших взаимодействиях Москвы и гетмана. Договор в
его первоначальной редакции просуществовал всего четыре года, позднее было
подписано новое соглашение, связанное с событиями так называемого «Нового Переяслава».
Некоторые пункты договора были пересмотрены царем. На это повлияло невыполнение
гетманом основных требований царского правительства.
События, связанные с подписанием
Переяславского договора 1654 г., до сих пор являются камнем преткновения и
объектом дискуссий и споров многих поколений историков и исследователей
международных взаимоотношений. Сейчас существует несколько взглядов на
настоящее соглашение:
1. Уния Украины с Москвой.
2. Вассалитет.
3. Протекторат.
4. Псевдопротекторат.
5. Милитарный союз двух государств.[16]
Период деятельности Б. Хмельницкого в
украинской историографии принято называть «Хмельниччина». «Доба, звязана з
діяльністю Хмельницького й охрещена його іменем «Хмельниччина», порівнюючи з
іншими моментами українськой історії, дуже багата на історичні джерела і має
значну наукову літературу»[17].
Проблемой Переяслава и деятельности
Б. Хмельницкого занимались многие ученые. Они опирались, главным образом, на
летописную украинскую и польскую литературу, мемуары, политические акты и т. д.
Большая часть этой литературы была написана в Польше. Среди наиболее популярных
украинских авторов можно назвать Величко, Грабянко и др. Они говорили о том,
что Б. Хмельницкий и его время являлись отправной точкой для всей украинской
истории. Это основной момент в жизни украинского народа и Украины. Эти авторы
пытались показать его время с наибольшей точностью.
В конце ХVIII в. начались попытки
научного исследования «Хмельниччины». Первой такой работой считается труд
немецкого исследователя Иогана Енгеля «Geschichte der Ukraine» (История
Украины, 1796 г.). В этой работе были собраны все польские и другие
свидетельства по данному вопросу, и только одна украинская летопись. Эта
научная работа была переведена лишь в конце ХІХ в.
В 1822 г. была опубликована работа Бантиш – Каменского «История Малой России». Этот труд основывался,
главным образом, на актах из российских и украинских архивов. В работе О.
Мартоса по истории Украины, не смотря на то, что она была написана в
патриотическом духе, было опубликовано только два отрывка, посвященных
деятельности Б. Хмельницкого. В аналогичной работе М. Маркевича, которая опиралась,
главным образом, на российские источники не было ничего принципиально нового и
отличного от Бантиш – Каменского.
В 1857 г. вышла в свет монография Н. Костомарова «Богдан Хмельницкий». В своей работе ученый уделил
особое внимание польским документам и украинскому фольклору, которые автор
считал источниками не меньшей значимости чем документы. М. Максимович в своей
работе «Письма о Б. Хмельницком» подверг научной критике труд Костомарова.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|