рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Способы организации современного урока географии

По определению, дети 14 – 15 лет мыслят «комбинаторно, с точки зрения логики» (57; 357). Их игровая деятельность принимает иные формы, в частности, заметно лидерство, притязания на признание среди сверстников, разнородность интересов, увлечений. В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10 – 11 до 14 – 15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками. У подростка возникает стремление участвовать в общественно необходимой работе, ему важно быть общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости». В этом возрасте можно нередко слышать фразы: «я тоже имею право, я могу, я должен». Доминирует готовность проявить себя, применить свои силы. Детям этого возраста свойственны стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского, переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам, тенденция предаваться мечтаниям, боязнь осквернения мечты, отсутствие адаптации к положению «худшего». Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, резкостью в суждениях. В качестве ведущей для младшего подростка является общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. Главная ценность – подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее при недооценке настоящего.

Для детей этого возраста свойственны игры познавательного, интеллектуального характера: игры-путешествия, литературные брейн-ринги, интеллектуальные викторины, уроки-кроссворды, уроки-концерты. Игровая деятельность тринадцати-четырнадцатилетних подростков на уроках литературы, безусловно, должна быть направлена на дальнейшее решение задач литературного развития школьников, но в большей степени она должна побуждать их к поиску новых важных нравственных ориентиров, развивать в них умение уважать мнение другого, формировать его самооценку. Игровая деятельность на уроке литературы в этом возрасте – это прямая возможность заявить о себе, как о личности, раскрыть свои личностные способности, показать себя с точки зрения индивидуальности.

В 16 – 17 лет ведущими становятся профессиональная ориентированность, практицизм, оценка любой деятельности на предмет «выгоды» своих интересов и склонностей.

Для старшеклассников (период ранней юности с 14 – 15 до 17 лет) определяющим является ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Как подчеркивает И.С. Кон, «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых)».

Большое значение в этом возрасте имеет дружба, доверительные отношения. Характер учебной деятельности определяется потребностью в самоопределении. Это относится к выбору учебного предмета. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов будущего. Для большинства обучающихся является ориентация на результат. Развивается самостоятельность, творческий подход к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать – особенности деятельности старшеклассника.

В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязаний. Старшеклассники активно включены в общественную жизнь страны.

Характер игровой деятельности этого возраста отличается рядом факторов. Взрослый ребенок более замкнут, автономен, он меньше раскрывает свои чувства. Он избирателен в выборе рабочего материала, ему не нужна излишняя занимательность. По сравнению с подростками 14 – 15 лет из его деятельности уходит момент соревновательности, современный старшеклассник самодостаточен и амбициозен, поэтому ему важнее продемонстрировать свои способности в качестве собственной рекомендации, но ни в коем случае не быть лучшим, «выскочкой», «ботаником». Ему важно быть ни хуже, ни лучше, а на уровне, «как все» поскольку межличностные, коллективные, дружеские отношения довлеют над личностью ребенка данного возраста (34;154). Интеллектуальные, ролевые, деловые игры, сложные сюжетно-ролевые, адаптированные игры-телепередачи «Своя игра», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Последний герой», «Кто хочет стать миллионером», урок-телемост и другие вызывают интерес у старших подростков.

Необходимость использования игры как способа организации урока, отдельных игровых элементов на уроке литературы очевидна. Такие уроки помогают ученикам лучше освоить школьную программу, учителям дают возможность «оживить» уроки, сделать их не просто теоретизированными поучениями, а уроками жизни.

Уроки литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать ребят, увлечь их миром книг. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока литературы, по существу, нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей.

Учащиеся V класса обычно переживают то, о чем читают в художественном произведении, начинают понимать его, учатся на уроках размышлять о героях, их поступках, о событиях. И особенно важно в этом возрасте привить детям стойкий интерес к урокам литературы, любовь к книге, которая должна стать другом на всю жизнь. Помогают в этом различные виды игры: ведь игра активизирует познавательную деятельность, несет большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, дает простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радует необычностью заданий, возможностью соревноваться.

Много вариантов уроков литературы создается при введении иллюстрации к художественным произведениям. Немало их выпускается специально для школы, но ученикам 5 – 6 классов очень нравятся иллюстрации, выполненные своими руками. Дети любят рисовать, и в любом кабинете литературы можно создать богатый фонд их рисунков, так оживляющих уроки.

Особенно охотно учащиеся, притом не только малыши, но и старшеклассники, иллюстрируют сказки. И важно не только оценить рисунок и показать одноклассникам, а сделать это интересным наглядным пособием или часть его, чтобы использовать неоднократно. Набор иллюстраций к сказкам – основа для разнообразных игровых моментов на уроке литературы.

Увлекательно проходит викторина «В мире сказок». Учитель показывает рисунок, а дети называют сказку, отмечают, народная она или литературная. Говорят, кто ее написал. Немного усложняет эту игру предложение не только назвать автора, но и объяснить, какой момент изображен на рисунке, пересказать этот эпизод. Выборочный пересказ формирует умение пересказывать. При кратком варианте важно, чтобы товарищам было интересно слушать. Когда пятиклассники осознают разницу между сказкой литературной и народной, предлагается другое задание с тем же наглядным пособием: отобрать из предложенных иллюстраций 2-3 к народным сказкам и 2-3 к литературным, назвать их авторов. Так же интересно ведется работа с иллюстрациями к былинам, басням, произведениям классической литературы всех веков.

Интересна еще одна игровое задание: подобрать картинки или сделать самим рисунки различных предметов, упоминаемых в сказках. Организуем игру под названием «Вернись в сказку!» Увидев на рисунке предмет, дети называют сказку, где о нем говорится, например: яблоко – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; перо Жар-птицы – «Сказка об Иване Царевиче, Жар-птице и Сером волке»; корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке»; стрела – «Царевна-лягушка»; меч – «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».

Аналогичную игру нетрудно подготовить для шестиклассников по басням Крылова, и с ее помощью можно представить себе, кто в классе знает больше произведений прославленного живописца. Увидев на рисунке предмет, ребята называют басню, в которой он упоминается, например: сыр – «Ворона и Лисица»; шкатулка – «Ларчик», кость – «Собачья дружба», «Волк и Журавль»; огурец – «Лжец»; топор – «Крестьянин и работник» и т.п. Эта игра побуждает учеников прочитать много басен.

Когда пятиклассники познакомятся со статьей «О сказках» в учебнике, узнают, что бывают сказки волшебные, о животных, бытовые, проводится игра «Кто в какой сказке живет». Пособия для игры составляем из картинок или рисунков ребят. Это изображения птиц, зверей, домашних животных, рыб. Сказочный мир удивительно тесно населен всевозможными животными, да еще говорящими. Увидев рисунок с изображением животного, дети называют сказку, а может быть, не одну, где с ним можно «встретиться», например: Лиса – «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев» и многие другие.

Игра эта очень интересна, потому что дает возможность поразмышлять над характерами персонажей в разных сказках: ведь в сказке «Лисичка-сестричка и Серый волк» - волк жадный, глупый и смешной, а в сказке об «Иване-царевиче и Сером волке» он могучий и добрый зверь, настоящий друг. В сказках «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» лиса злая, хитрая и ловкая обманщица, а в сказке «Козьма Скоробогатый» лисичка – мудрая и преданная помощница. В «Сказке о царе Салтане» лебедь – Прекрасная царевна, а в народной сказке «Гуси – лебеди» лебеди – злые помощники Бабы Яги.

Организация уроков литературы на основе игры помогает ребятам постигать красоту и выразительность русской речи. Они вспоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках: лисичка – сестричка, лиса – рыжая краса, волк – волчище – серый хвостище, зайчик – побегайчик, зайчишка – трусишка. Для учащихся из многих рисунков, приготовленных для этой игры делается пособие для игры «Кто в какой басне живет».

Игра как способ организации урока литературы позволяет реализовать личностно ориентированное обучение. Интересное задание – задание индивидуальное с привлечением портретов писателей и иллюстраций к их произведениям. Иллюстрации наклеиваются на специальные конверты. Ученик (или несколько учеников, если подобрано много такого материала) получает конверты с наклеенными иллюстрациями и отдельно – портреты писателей (размером с открытку или меньше). Ему дается задание – решить, к каким произведениям каких авторов относятся иллюстрации, и разложить портреты в соответствующие конверты.

Программа по литературе требует от учащихся знания важнейших признаков литературоведческих понятий. Нужно, чтобы ребята не просто заучили их, а вникли в суть этих понятий, умели объяснить их своими словами и пользоваться ими при анализе прочитанного произведения. Используем для этого интересные индивидуальные задания. Пособие для одного из них представляет собой бумажные кармашки, на каждом из которых написано определение литературоведческого понятия, и картонные вкладыши с надписями «сказка», «загадка», рифма» и др. Требуется разложить вкладыши в кармашки с объяснениями. Задание требует немного времени и нравится ребятам.

Другое пособие представляет собой литературное лото. Вот как это делается. Иллюстрация большого формата наклеивается на картон и разрезается на несколько одинаковых карточек. На обратной стороне каждой карточки написано какое-нибудь литературоведческое понятие, знакомое ученикам. Другая часть игры – большая карта (ее можно сгибать пополам), половина которой расчерчена на квадраты такого же размера, как и карточки, и в таком же количестве; на них написаны определения понятий.

Ученик получает карточки с фрагментами иллюстрации и большую карту. Нужно разложить карточки на расчерченную часть большой карты изображением вниз, так чтобы понятие и его толкование совпали, закрыть второй половиной карты и, осторожно перевернув, чтобы изображение получилось наверху, открыть половину карты. Если понятия и объяснения были совмещены правильно, получится целая иллюстрация, как в детской игре в кубики. Ошибка сразу видна, и ее можно исправить, переложив карточки.

Почти на каждом уроке, тем более на уроке внеклассного чтения, находим время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе или рекомендованным для самостоятельного чтения. Учитель читает небольшой отрывок текста или включает грамзапись, а ребята называют произведение, автора, говорят, кому из героев принадлежат прочитанные слова или о ком идет речь. Нужно постараться выбрать самые увлекательные моменты из рассказа, повести или сказки, и, если ученики еще не читали эту книгу, им обязательно захочется узнать, что будет дальше.

При использовании индивидуальных заданий нужно подготовить карточки с отрывками из литературных произведений и пронумеровать их. Получив 5-6 карточек, ученик записывает на листке их номера и рядом – названия произведений, фамилию автора, сцену, о которой идет речь. Если произведение осталось неузнанным, ставится прочерк. Учащимся такое задание нравится, а учителю легко его проверить.

Различные виды игровой деятельности помогают развивать интерес школьников к урокам литературы, к изучаемым программам, побуждают к творчеству: они сочиняют сказки, стихи, загадки; им хочется стать «писателями», своими руками сделать книжки-малышки.

Плодотворнее всего непосредственное обращение к художественному тексту, чтение его, чтение осознанное, прочувствованное, выразительное. В практике обучения литературе распространены чтение в лицах, инсценировки, подготовленные заранее, вне урока. Ведь только тогда ученик читает хорошо, когда понимает характер персонажа, «заразится» его чувствами. Читая, читая и вновь читая, он учится понимать, чувствовать, переживать прочитанное, и овладевает навыками выразительного чтения.

В работе над сценами из сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» ребята стараются изобразить в чтении жестокого змея, хитрых коварных жен, ленивых братьев, снова и снова стараются прочитать смело и гордо слова Ивана – крестьянского сына с помощью интонации, жестов, мимики. Они учатся «говорить» сказки не спеша, напевно, передавая и нарастание опасности, и радость победы, и сочувствие и насмешку (51). Перед ними – сама поэзия, красота и богатство русской речи. Одну и ту же страницу дети не устают читать по нескольку раз; каждый хочет попробовать: вдруг у него получится представить героя лучше всех.

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что игра – эффективный способ организации урока литературы в современной школе. Вариативность его реализации обусловлена увлеченностью самого учителя, его пониманием важности игры в развитии как младших, так и старших подростков.

Серьезная и кропотливая работа с учениками старших классов включает индивидуальные задания с перечитыванием произведения, с указанием нужных глав, отдельных страниц, с указанием аспекта наблюдения. Учитель является организатором игры, направляет учеников к цели.

Успешному проведению ролевой игры на уроке литературы способствует удачный выбор темы, использование домашних заготовок, правильное распределение ролей, постоянное обращение к художественному и литературно-историческому материалу, подведение итогов, таких как рекомендации к дальнейшему росту, повышению уровня развития и результаты его. Ход ролевой игры зависит от инициативы, фантазии, жизненного опыта учителя и учащихся, поэтому при планировании ролевых игр педагог должен учесть психологические и межличностные особенности данного коллектива учащихся. Ведущим на уроке должен быть учитель или сильный в своих знаниях ученик, так как от того, насколько хорошо ведущий знает текст, творчество писателя, историческую эпоху, какие дидактические вопросы задает, зависит успех игры, ее конечные результаты. Ведущий может (в некоторых случаях должен) помочь участникам, с помощью наводящих вопросов. Таким образом, учитель ненавязчиво влияет на ход игры. При этом надо помнить, что игра уже началась и в вопросах должно звучать обращение к персонажу по его игровому имени. В результате проведения ролевых игр учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки участия в дискуссии и опыт принятия коллективных решений в различных ситуациях.

«Ролевая игра – форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям». «Ролевая игра воссоздает социальные отношения “на вере” в новой материальной, доступной ребенку форме. В этом и заключается ее основная функция и значение для развития личности» (78; 125). Такое определение ролевой игры дается С.А. Шмаковым в книге «Игры учащихся – феномен культуры», вышедшей в 1994 году. Ученый указывает на очень существенную функцию ролевой игры, которая позволяет использовать ее на уроках литературы: «Ролевая игра выступает активной формой экспериментального поведения, обладающего социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего, а также от правильной дозировки и организации игры» (78;125).

Характер ролевой игры в старших классах носит и профессиональный характер. В играх такого рода ученик-старшеклассник может выступать в роли «историка», «юриста», «экономиста», «актера», «литературоведа», «журналиста» и даже «предпринимателя (роль купца, скупщика, торговца). То есть учитывается и будущая профессиональная ориентированность учеников. Консультации могут быть даны не только учителем-словесником, но и историками, актерами, краеведами и т.д. Такие уроки, безусловно, расширяют культуру общения, способствуют профессиональному ориентированию учеников, открытию их индивидуальных и профессиональных способностей. Уроки литературы становятся для ученика не чем-то далеким и непонятным, а практически направленным воплощением жизни, открытием старшеклассником самого себя.

Так, в 11 классе при изучении современной поэзии проводится заседание редколлегии по составлению книги «Гражданином быть обязан». Каждый из участников ролевой игры получает памятку с планом «рекомендательного» выступления: 1) почему именно это стихотворение ты предлагаешь включить в книгу? 2) какие мысли и чувства возникают у тебя при прочтении данного стихотворения? 3) В чем его актуальность? В конце рекомендаций дается пометка: «Не забудь: твое выступление должно быть интересным, ярким». Класс разбивается на группы, дается задание подобрать стихи в определенный раздел.

Итак, постоянно обновляющаяся и расширяющаяся сфера применения игр в учебном процессе доказывает необходимость использования игры как способа организации урока литературы, его эффективность зависит от возраста учащихся и компетентности учителя.

2.4 ПОИСК МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЦЕПТИВНО-КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОБОДНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Творчество способно помочь современному подростку, самодостаточному, «компьютерному», не в меру амбициозному или равнодушному понять субъективную реальность – мир человеческих ощущений, переживаний, чувств, отношений, суждений.

В освоении учениками базового общеобразовательного курса литературы при стандартном объеме часов консультации к уроку творчества проводятся учителем дополнительно или часть работы приходится на предыдущий урок анализа художественного произведения.

Таким образом, в практике школы на подготовительном этапе это могут быть уроки, предваряющие творческую деятельность (сочинительство) учащихся и задающие нормы личной активности и открытости в обсуждении темы, жанра, композиции, содержания и других компонентов предполагаемого коллективного сочинения. Или же учитель проводит урок-консультацию в форме коллоквиума (в старших классах) по обсуждению вариантов написания творческой работы.

Урок, организованный на основе творчества, - принципиально новый способ овладения учащимися сочинительством, способ их «погружения» в литературу. Когда ученик выступает соавтором художника, то есть включается в рецептивно-креативную деятельность на уроке литературы, учитель выстраивает особые отношения между автором и читателем. В этом случае «литературные произведения предстают как тексты, запрашивающие соавторство школьника-читателя» (10; 97).

В системе диалогического изучения литературы, по мнению С.В. Беловой, есть возможность формировать эмоционально-ценностное отношение к миру или «эстетическое отношение к жизни», с точки зрения А.А. Мелик-Пашаева.

По аналогии с законами создания литературной сказки, басни, рассказа, очерка и других жанров произведений писателей ученики создают собственное, индивидуально или коллективно. Наряду с традиционными творческими работами С.В. Белова предлагает новые, оригинальные, например, «Мой потрет стихами А.С. Пушкина», «Письма Онегина и Печорина друг другу» и многие другие. Писатель нередко сам подсказывает, какую ремарку ученикам следует включить в создаваемый литературный сценарий на основе рассказов А.П. Чехова, фрагментов романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и других.

Творчество как способ организации урока литературы предполагает самые разнообразные методические находки, учитывающие возрастные особенности учащихся. В средних и старших классах у них возникает потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранный сценарий, создаваемое произведение. Литературно-творческие способности учащихся ищут выхода. Вовлечение их в творческий процесс решает много других задач: обогатить нравственно-эстетическое сознание учеников теми художественными открытиями, которые сделали писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы, и, главное, теми собственными находками, которые используются одноклассниками в совместной работе. При использовании коллективного творчества на уроке литературы учитель, опираясь на индивидуальные художественные способности учащихся, учитывая их интерес, прибегает к разумному «разделению труда». Сочиняя сценарий литературного вечера, посвященного памяти В.М. Шукшина, старшеклассники долго выбирали тему, остановились на варианте формулировки «Твой сын, Россия…» Начало сценария, самые главные, первые слова решили взять из стихотворения А.Вознесенского «На смерть Шукшина». Затем подбирали фразы, так же берущие за душу:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.