рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Способы организации современного урока географии

Отличие интегрированного урока литературы, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нем рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают многоплановые проблемы общественной жизни, информация о сущности которых содержится в различных учебных пособиях по истории и литературе. Традиционный путь интеграции выведен следующий: содержание учебного литературного материала + опора на ранее изученное + межпредметные связи (история) = единство, взаимопроникновение двух учебных дисциплин.

Проще всего установить связи литературы и русского языка и по сути этих предметов, и по тому, что их ведет один учитель. Литература – искусство слова, и без основательного и тонкого знания и понимания языка она не раскрывается перед читателем во всей красоте и силе, это общеизвестно. С другой стороны, очевидна связь преподавания литературы с другими видами искусства, в первую очередь, живописью, графикой, музыкой. Это тоже давняя традиция школьной практики изучения литературы, получившая освещение в методических работах. С произведениями искусства ученики старших классов знакомятся и на уроках истории. Курс истории, как известно, не только историю России XX века, но и всеобщую историю, тогда как в курсе литературы изучаются произведения русской средневековой литературы, XVIII, XIX, XX веков. Желаемая синхронность изучения достигается редко, главным образом в 11 классе. Однако интегрированные связи могут осуществляться и тогда, когда курсы далеки по изучаемым эпохам.

Гуманитарные предметы, особенно историю, литературу, обществознание, объединяют общие задачи нравственного, эстетического и общественно-политического воспитания (36).

Говоря об интегративных связях литературы и истории, следует иметь в виду, что характер познавательной деятельности на уроках истории и литературы не один и тот же. Осваивая литературу в ее связях с историей, учащиеся могут сделать серьезные выводы: об исторической обусловленности литературного процесса, об органичной связи писателей со своим временем, о громадной роли литературы в жизни общества. Подводя учащихся к этим выводам, учитель предостерегает их от упрощенных и прямолинейных решений сложных вопросов, потому что нельзя принижать деятельность писателя, превращая его творчество в некое автоматически возникшее следствие исторических процессов.

Интеграция как способ организации урока литературы направляет учительство страны на решение задачи выработать у учащихся специальные умения в ходе проведения интегрированных уроков литературы и истории, в основе которых лежат методы научного исследования общественно-исторических и литературных факторов и закономерностей. В программе по литературе указаны, в частности, следующие специальные умения: различать роды и жанры произведений; выделять основные эпизоды в изучаемом произведении; определять роль и место героя в системе действующих лиц и обусловленность его характера окружающей средой и обстоятельствами; определять идейно-художественную роль элементов композиции, сюжета, выразительных средств в их единстве; сопоставлять героев, проблематику нескольких произведений с целью выяснения многообразия стилей и жанров литературы; проводить анализ самостоятельно прочитанных произведений.

Даже немногие из указанных специальных умений говорят об их зависимости от специфики предмета изучения – литературы и истории, а также о том общем, что их объединяет: основательное изучение фактов (литературное произведение и историческое событие), их всесторонний анализ, эстетического и общественно-политического характера; умение ввести эти факты в систему имеющихся знаний (исторических, теоретико-литературных, историко-литературных) соответствующим усвоением научной терминологии; умение применять эти знания на практике: самостоятельный анализ новых факторов и явлений на занятиях по истории и в анализе художественных произведений на занятиях по литературе.

Синхронности в обучении литературы и истории в старших классах можно достичь в 11 классе в цикле уроков, составленных на основе работы старшеклассников с учебником «Русская литература XX века, в 2-х частях» 11 класс, под редакцией В.В. Агеносова и учебником «История России. XX – XXI века» 11 класс, под редакцией А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова (30).

Для проведения интегрированных уроков в 11 классе предлагаются следующие темы:

1. «Медленно история листается. Все стареет – Родина не старится!» Общая характеристика истории и литературы XX века. Общая цель: изучение событий истории и обзор их освещения в литературе.

2. Духовные искания в обществе в начале XX века (сборник «Вехи»). Общая цель: характеристика духовных поисков интеллигенции начала XX века (кризис старой и создание новой национальной идеи).

3. Писатели, поэты и революция. Общая цель: объективное изображение трагедии судьбы русских писателей и поэтов в годы революции.

4. «Любит, любит кровушку русская земля» (А. Ахматова). Общая цель: осмысление событий гражданской войны на основе романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

5. «Эксперимент, из-за которого Россия и потеряла XX век» (А.И. Солженицын). Коллективизация: как это было. Единая цель: воссоздание объективной картины коллективизации через исторические документы и художественное изображение.

6. «Порохом пропахнувшие строки». Военная поэзия. Единая цель: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны.

7. Литература «оттепели». Общая цель: дать общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов; показать роль литературы в духовном обновлении общества.

8. Никто не создан для войны. Общая цель: на основе повести «Цинковые мальчики» С. Алексиевича выработать собственную точку зрения на причины и события афганской войны.

Итогом данных интегрированных уроков явится углубленное изучение литературы и истории XX века. Эпиграфом к предложенному выше тематическому плану служат слова М. Цветаевой: «Литература – очевидец истории» (11;3).

Интеграция как способ организации урока предусматривает такие педагогические «техники», как работа в малых группах, в стационарных парах, включение ролевых игр, моделирование. Так, например, на уроке «Писатели, поэты и революция» учащимся предлагается смоделировать революционный бюллетень (имя писателя; отношение к революции: 1)Февральской, 2) Октябрьской; причины их неприятия у В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина, А.Н. Толстого, И.С. Шмелева и других). На уроке «Эксперимент, из-за которого Россия и потеряла XX век…» учащиеся на основе ролевой игры делают доклады, выступая в качестве «историка», «экономиста», «литератора», «специалиста по культуре».

Для повышения эффективности обучения используется наглядность: иллюстрации, таблицы, плакаты, исторические карты и т.п. В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений, публицистических материалов. Например, при проведении урока на тему «Никто не создан для войны» зачитывается сцена из документальной повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики» (воспоминания матерей), поэтическое обрамление урока создают стихотворения А. Баляшина «Русский парень лежит на Афганской земле», «Поговори со мной трава». В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, придается новая окраска изучаемому содержанию. Немаловажную роль в этом играет музыкальное оформление уроков, например, к теме урока «Никто не создан для войны» используются записи песни «Вернусь к тебе, я вернусь…» (группа «Голубые береты»), песни «Комбат» (группа «Любэ»), песни об Афганистане в исполнении ученика. «Афганистан болит в моей душе…»

Использование загадок, инсценировок – способствует более прочному усвоению знаний, вызывает интерес к изучаемому материалу, одновременно развивая сообразительность, находчивость. Например, такие поэтические загадки подобраны к теме «Медленно история листается. Все стареет – Родина не старится», из которых нужно угадать событие:

«Кровавым воскресеньем» началась она

И слабость власти показала всем сполна.

Хоть «Манифест» дарован был народу,

Работа I Думы не продлилась и года

1 русская революция, 1905-1907 гг.

Смерть Сталина – и началась она,

Лирично Эренбургом названа…

Интеллигенция все ликовала,

Секреты «белых пятен» открывала

«Оттепель», 1953-1960 гг.

Таким образом, при данном отборе тем для проведения интегрированных уроков требовалось достичь гармонии формы и содержания, чтобы чтение для старшеклассников стало «трудом и творчеством», поэтому в основе каждого урока лежит диалог – «совместный поиск истины».

Для реализации поставленных задач интеграции предметов используются различные формы уроков: исследование, инсценирование, семинары, урок-комментарий.

Иначе выглядит подготовительный этап урока литературы и истории в 11 классе по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» по теме «Аграрная политика советского правительства и отражение ее антигуманной сущности на страницах художественного произведения «Матренин двор». На уроках истории при прохождении тем «Экономическое и социальное развитие советского общества в конце 50-х начале 60-х годов» и «Политическая и духовная жизнь общества» с учащимися ведется поиск ответов на такие проблемные вопросы: 1.Какие факторы свидетельствуют о том, что положение крестьянства с 30-х годов постоянно ухудшалось? 2. Какие меры по укреплению аграрного сектора были приняты в стране в конце 50-х начале 60-х годов? 3. Каковы были их последствия? 4. Почему тема аграрного производства была наиболее умалчиваемой? Учащимся предлагаются для анализа документы и материалы, помещенные в «Практикуме по истории СССР». Формой урока выбрана дискуссия. После изучения этих материалов выпускникам школы было рекомендовано прочитать рассказ «Матренин двор». На уроках литературы к этому времени учащиеся уже познакомились с биографией А.И. Солженицына, его творчеством. Цель, которую ставят учителя литературы и истории, - это, прежде всего, научить находить отражение исторического процесса в художественном произведении, отработать умение применять ранее полученные знания.

Для дискуссии на уроке из числа учащихся назначены «архивариусы», которые подобрали исторические факты по теме. Им в ходе урока предоставлялась возможность познакомить одноклассников с подборкой материала. Практика показывает, что в интеграции как способе организации урока литературы заложены широкие возможности по привитию у молодых людей интереса к данным предметам, отработки публичных выступлений.

Во вступительном слове учитель литературы (именно он ведет урок) отметила, что, какие бы реформы ни проводило правительство, они часто проваливались, потому что человек как субъект их реализации фактически отсутствует. Зато этот человек испытывал и испытывает их тупиковый результат. В 30-е годы, которые вошли в историю как годы сплошной коллективизации, погибло около 13 млн. крестьян. С какой болью повествует об этой трагедии В. Тендряков в рассказе «Хлеб для собаки». А какое предвидение катастрофы высказывали на страницах своих произведений А. Платонов, Ф. Абрамов, В. Овечкин! И ту же боль за судьбу русского человека показал А.И. Солженицын в рассказе «Матренин двор».

В работе по тексту произведения классу были предложены следующие вопросы и задания:

1. Передать сюжет рассказа.

2. Опираясь на текст, показать, как проходило дальнейшее разорение деревни в хрущевские времена.

3. Как социально «обеспечивался» крестьянин, не способный больше работать.

4. Почему первое название рассказа было «Не стоит село без праведника»?

5. Какую роль в рассказе играет пейзаж?

6. Язык рассказа. Почему автор использовал диалектную лексику и т.д.

Таким образом, учителя литературы и истории стараются помочь учащимся увидеть через художественное произведение исторический процесс, осмыслить общественное явление, эмоционально откликнуться на него.

Другой интегрированный урок по теме «Литература и искусство в конце XIX – начале XX века», не только расширял возможности учащихся синтезировать знания, но и развивал потребность в системном подходе к объекту познания. Известный психолог Лев Семенович Выготский писал о том, что эффективным обучение будет только в том случае, если оно отражает развитие личности ученика. А этому способствует такое обучение и воспитание, такие педагогические методы, которые рефлексирует интеграция на уроке литературы и смежных учебных предметах.

В прежние годы во всех методических пособиях по истории рекомендовалось изучать на уроке реалистическое течение в литературе этой эпохи. О модернизме, модернистских течениях либо вообще не говорилось, либо разговор шел в «бледно-серых тонах». Но время все расставило на свои места. Поэтому и было принято решение отступить от штампов и вести на уроке разговор о модернизме, формой урока был избран – урок-салон с использованием традиционных форм внеклассной работы: инсценировкой. Работа по подготовке урока была распределена таким образом: все учащиеся разделены на три группы:

- учащиеся, занимающиеся изучением биографии поэтов, составляли подробный рассказ о них;

- группа учащихся читала стихотворения Хлебникова, Бальмонта, Ахматовой выразительно;

- учащиеся-оформители занимались подбором картин модернистов, музыкальных произведений.

Классная комната была оформлена в виде салона, кругом расставили вазы и горшки с цветами . Были зажжены вечи. Эпиграфом к уроку взяты слова Дронова из романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина»: «Объявим войну реалистам “знания”, – к черту реализм! И политику вместе с ним…» После разбора эпиграфа учащимся предлагается ответить на такие вопросы (работа ведется методом фронтальной беседы):

1.  Что способствовало развитию мировой культуры в начале XX века?

2.  Каковы важнейшие черты этого процесса?

3.  Какой вклад российской культуры конца XIX – начала XX века в мировую культуру?

Затем учащиеся рассматривают картины, которыми украшен салон. Отталкиваясь от определения «в одном целом две противоположности», подробно рассматриваем две картины: В. Серова «Девочка с персиками» и М. Врубеля «Демон». К картине «Демон» звучит стихотворение Б. Пастернака «Памяти Демона». Затем было предложено найти ответы на вопросы:

1.  Какие направления в русской литературе XIX века вам известны?

2.  Какие из них усиливаются в конце XIX – начале XX века?

Слово берет учитель, еще раз обращая внимание на то, что в это время происходит усиление критического реализма, возникают пролетарская культура и модернизм. В конце урока подводятся итоги и ставятся следующие вопросы:

1.  Что такое модернизм?

2.  Какими течениями он характеризовался в литературе?

3.  Почему имена представителей модернистских течений долгое время замалчивались, а само понятие не включалось в литературоведческие словари?

Проблемная задача была поставлена. Учащиеся, которые занимались изучением биографий, начинают рассказ с характеристиками направлений, звучат стихи. Схематично это можно представить следующим образом:

Символизм К. Бальмонт
Акмеизм А. Ахматова
Кубофутуризм В Хлебников

Заканчивается урок обсуждением выше перечисленных вопросов.

Структура проведенных уроков имеет следующий вид:

1.  Актуализация (воспроизведение нового).

2.  Формирование новых понятий (осознанное приобретение знаний путем поисков ответов).

3.  Воспроизведение нового (выдвижение предположений и подтверждение гипотезы; осознание, осмысление, обобщение).

Итак, одним из самых существенных результатов интеграции в 11-м классе является единство учителей в формировании у юношей и девушек общечеловеческих ценностей, общих понятий, категорий, изучаемых в разных предметах, единство в достижении конечных целей образования. Цель уроков в основном состоит в том, чтобы помочь старшеклассникам освоить навыки самостоятельной работы с художественными произведениями, историографической литературой, включая их критический анализ, сформировать представления о существовании разных точках зрения на дискуссионные вопросы, связанные с литературными и историческими явлениями, учить умению излагать и аргументировать собственную позицию.

После крушения коммунистической идеологии радикальному пересмотру в нашей стране подверглись многие культурные и духовные ценности в нашей стране. В первую очередь это коснулось истории русской литературы XX века. Неизбежный и благотворный в целом, этот процесс неотвратимо привел к перегибам: советские классики – Горький, Маяковский, Фадеев и другие – сегодня так же безоглядно опорочиваются, как безответственно возвеличивались до перестройки. В этих условиях здравый смысл и историческая справедливость требуют создания объективной истории русской литературы XX века.

Задача интегрированных уроков по литературе и истории в старших классах не сводится к ознакомлению учащихся с несколькими наиболее яркими событиями истории, отраженными в литературе. В условиях разрушенной системы внеклассной воспитательной работы важнейшая роль в нравственном воспитании ложится на уроки словесности и истории. Формирование личности невозможно без глубокого, заинтересованного понимания закономерностей исторической судьбы своего народа и его культуры.

Трагическая судьба России в XX веке не результат недалекости Николая II, злой воли Ленина и Троцкого, других внешних, случайных причин. Она развивалась в силу множества причин, условий, складывавшихся веками, то есть была неизбежна и неотвратима. Убедиться в этом, разобраться в истоках национальной трагедии, понять психологию людей, через поступки которых прокладывала себе дорогу историческая необходимость, и означает извлечь уроки из истории, чтобы не допустить в будущем повторения общественных катастроф. Таким должен быть главный пафос работы учителя-словесника в старших классах, организующего интегрированные уроки на уровне межпредметных связей «литература» - «история».

Таким образом, при интеграции у учителя литературы имеется широкая возможность для синтеза знаний учащихся, формирования умений «переносить» знания из одной отрасли в другую. Это, в свою очередь, стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать, сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря всему этому достигается ценностное восприятие действительности как необходимая предпосылка целостного мировоззрения, что отвечает сущности интеграции как способа организации урока литературы.

Именно на интегративном уроке формируются умения, развивается мышление, память, воображение, вырабатываются убеждения. Интегрированным урокам литературы и истории, литературы и музыки присущ значительный образовательный и воспитательный потенциал. На них были успешно реализованы следующие дидактические условия:

а) правильно вычленен объект учения;

б) тесное сотрудничество учителей при подготовке и проведении урока литературы;

в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на уроке;

г) активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;

д) правильный выбор формы проведения урока;

Для самого учителя-словесника интегрированный урок – не цель, а средство формирования его собственной творческой личности, простор для реализации новых технологий в организации урока.

Таким образом, выбор учебного предмета, конкретного содержания, мыслительных операций, других видов деятельности старшеклассников при интеграции обусловлены чаще всего инициативой самого учителя-словесника или другого учителя предметника средней школы. Опыт показывает насколько богаче, разнообразнее становятся формы работы учителей и учеников в процессе интегрирования.

2.3 ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЗРАСТОМ УЧАЩИХСЯ

Для детей младшего подросткового возраста важна яркость, артистичность, костюмированность, зрелищность. Многие еще играют игрушками, придумывают сюжеты, живут в них, для них интересна роль режиссера, дети этого возраста склонны к импровизации. Ученики 10 – 13 лет сохраняют и усложняют игры, имевшие большую популярность в младшем возрасте: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, осваивают спортивные, интеллектуальные, игры-воображения, игры фантазирования. Для детей этого возраста игра привносит в урок литературы дух соревновательности, свойственный данной возрастной категории, пробуждает большую заинтересованность в чтении. Нельзя забывать, что игра в этом возрасте имеет и рефлексирующее значение, она создает на уроке хорошую психологическую атмосферу, снимает психологическую напряженность, способствует пробуждению у подростков с их растущей склонностью к логике, очень яркие, живые, конкретные читательские образы. Игра – при умелом применении этого способа организации урока литературы – не только способна уберечь от излишней логизации, но и развить новые читательские качества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.