рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Способы организации современного урока географии

Хейзинга определяет игру следующей формулой: «Игра есть добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием “иного бытия”, нежели “обыденная жизнь”» (74;37).

Таким образом, в русле разрабатываемой проблемы важно, что:

- игра – это естественная форма деятельности человека с раннего детства до взрослости. Следовательно, в игровой деятельности проявляются качества и возможности личности;

- социальную природу игровой деятельности сближает с другими видами человеческой деятельности – искусством, трудом – стремление к творчеству, самореализации, желание обрести эстетический и жизненный опыт;

- социальная природа игры, ее внутренняя структура, динамика основных компонентов игровой деятельности определяют важное значение игры для развития ребенка;

- целенаправленность, динамичность игровой деятельности, отсутствие хаотичности, бесцельности в ней намечают конкретный подход к игровой деятельности человека в любой период жизни;

- познавательный, развивающий аспекты игровой деятельности позволяют целенаправленно и системно использовать ее в педагогической практике;

- игра, являясь одним из истоков искусства, в какой-то степени присутствуя в литературе в явном или скрытом виде, может быть использована при изучении художественной литературы в школе, т.к. игра формирует внимательного читателя, прививает ему эстетический вкус и развивает индивидуальность ребенка;

- игра является прекрасной формой формирования разносторонне и духовно развитой личности;

- планируя использование игровой деятельности на уроках литературы, педагог должен учитывать свойства игры и возрастные особенности личности.

В 70 – 80-ые годы советского периода В.Г. Маранцман , Т.В.Чирковская разрабатывали творческие методы изучения литературы, в частности использование уроков-драматизаций.

В этот же период О.И. Беловой, ученым-методистом, была разработана методика игровой деятельности на уроках литературы в 4-5 классах средней школы, в которой она создала типологию игр, предприняла попытку классифицировать их.

Интерес представляет классификация О.И. Беловой, данная ей в своей диссертации «Игра на уроках литературы как средство развития творческой активности школьников» и вступительная статья к книге «Игры на уроках литературы в 4-5 классах» (9). С точки зрения О.И. Беловой , все литературные игры объединены в две большие группы: читательские и исполнительские. Основой тех и других является чтение и изучение художественного текста, которые определяет характер деятельности учеников. В читательских играх выделяются словарные и стилистические. В исполнительских – интонационные этюды, этюды – импровизации, выразительное чтение, чтение по ролям, пантомимы, инсценировки. Исследования и выводы О.И. Беловой явились важным этапом в развитии методики игры на уроках литературы. В современной методической науке к игре на уроке литературы исследователи продолжают подходить по-разному.

Основываясь на научных трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина и других ученых по теории игры, следует сформулировать понятие игры, которое ляжет в основу методических разработок. Игра – это форма познавательно-творческой деятельности человека, неразрывно связанная с искусством, содействующая активному приобретению ребенком общественно-социального и личного опыта, обнаруживающая аналогию с трудовой деятельностью, обусловленная возрастными особенностями ребенка.

В основу общих методических условий использования игры как способа организации урока литературы легли следующие свойства игры, отмеченные психологами, педагогами прошлого и сегодняшнего времени.:

1. Многофункциональность. Игра выполняет множество функций: познавательные, интеллектуальные, эстетические, эмоциональные, нравственно-воспитательные.

2. Коммуникативность. Игра развивает общительность, активность, внутреннюю свободу, помогает преодолеть возрастные психологические барьеры.

3. Адаптированность. Игровая деятельность планируется с учетом возраста, особенностей межличностных отношений в детском коллективе, создает неформальную обстановку, оказывает релаксирующее воздействие.

4. Целенаправленность. Игра учит ставить цели на определенном этапе развития, дает возможность увидеть перспективу.

5. Продуманность.

6. Подражательность.

7. Вариативность. Игра создает ситуацию выбора учителем и учеником форм деятельности, объединяет несколько видов деятельности: познавательную, трудовую и творческую.

8. Самоконтроль.

Таким образом, сами свойства игровой деятельности позволяют использовать игру в качестве эффективного педагогического средства организации урока литературы, разбивая привычные стереотипы школьной практики, давая простор детской и учительской фантазии.

1.4  ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ – ОРГАНИЗАЦИОННО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЕРЖЕНЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

А.Н. Леонтьев ввел в психологию категорию «предметной деятельности» как фактора происхождения, функционирования и развития человеческого общественного и индивидуального сознания. Основу индивидуальности составляет конкретная структура «целокупных деятельностей» субъекта (48).

Опыт духовных и практических накоплений обеспечивается воспитанием, образованием и другими институтами социализации личности.

Деятельный подход в обучении литературе в настоящее время вновь, как в советской школе, начинает пониматься как формирование у учащихся умений работать с текстом. Кроме того, просматривается тенденция отказа от художественного произведения, от обязательного изучения русской классической литературы в средней школе (Стандарта). Любой текст как таковой и умение ученика работать с ним становится приоритетным.

Однако, отстаивая лучшее в опыте прошлых лет, стоит сказать, что литературно-творческая деятельность учащихся является одним из способов отражения сформированности индивидуальной художественно-эстетической культуры ученика. Современные молодые люди способны и реализовать все усложняющиеся социальные программы. Они «вписаны» в сложно дифференцированный макро- и микромир и связаны не только с непосредственно окружающей из средой, но также с глобальной социальной сферой и вселенско природной. Эти связи имеют и духовно-интеллектуальный, и деятельно-практический характер. Вопреки расхожему мнению о деградации стоит подчеркнуть, что интеллект подростков колоссально усложнился за счет количества многозначности воспринимаемой и перерабатываемой на практике информации, за счет развития активности творческого мышления во все усложняющейся структуре практической деятельности.

Вот почему так важно на уроке литературы, во внеклассной и внешкольной работе по предмету включить ученика в «диалог культур», другие сферы творческой деятельности, развивать его креативные и коммуникативные способности.

В качестве единой основы способностей и мотивации ко всем видам художественного творчества А.А. Мелик-Пашаев выделяет эстетическое отношение человека к действительности (52). Художественные способности интерпретируются им «не как совокупность компонентов, а как множественность проявления единого качества, характеризующего художника в целостно личностном плане», а «эстетическое обобщение» как «особый способ обобщения и классификации, отличный от рационально-логического и свойственный людям, обладающим развитым эстетическим отношением» (49; 4).

Положения А.А. Мелик-Пашаева чрезвычайно актуальны и представляют особый интерес в связи с темой дипломной работы. По его мнению, та область действительности, в которой человек – ребенок или взрослый – приобретает этот опыт расширенного, обновленного самосознания, как бы одновременно и вспоминает, и предвосхищает свои истинные возможности, становится для него пространством желанной и успешной самореализации. «Это определяет такую личностную позицию человека, такой тип отношения к миру в целом и к самому себе, который становится психологической первоосновой способностей к творчеству в данной области, частным случаем чего является “позиция художника”, художественное или эстетическое отношение к жизни» (49;11)

Важно замечание исследователя о том, что дети 6 – 10 лет обладают благоприятными психологическими предпосылками развития эстетического отношения и художественных способностей в целом и превосходят в этом отношении подростков и взрослых, не связанных с искусством и художественным творчеством. Нельзя не согласиться с автором в том, что при существующей практике обучения эти предпосылки остаются невостребованными и с возрастом утрачиваются, но при соответствующих психолого-педагогических условиях они успешно развиваются у многих детей.

Тесное сотрудничество А.А. Мелик-Пашаева с З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной, создавших свою программу литературного развития учащихся 1-10 классов и воплотивших ее в практику школы, еще раз убеждает в правильности его выводов. Интересна его идея об интегрированном (без употребления этого термина) развитии эмоционального отношения детей к жизни на всех дисциплинах художественного цикла (50;51).

Изучение возможностей и условий целенаправленного развития эмоционального отношения у многих или у всех детей видится А.А. Мелик-Пашаеву, как важная психолого-педагогическая задача, а «при адекватных методах преподавания хотя бы части художественных дисциплин в общеобразовательной школе успешное художественное развитие оказывается возможным для многих, если не для всех детей» (49;31).

Психолого-педагогическое обоснование необходимости развития художественных и других способностей учащихся объясняет выбор творчества как способа организации урока литературы. С дошкольного возраста у детей накапливается опыт рецептивно-креативной деятельности. Художественные произведения, с которыми знакомятся дети «требуют» эмоционального отклика, осмысления. Учителя постепенно вовлекают учащихся в процесс «со-творчества» с писателем, предлагая разнообразные задания: подобрать эпитет, создать диалог и включить его в контекст произведения, подготовить пересказ от лица персонажа, написать сказку и многие другие. Эти задания творческого характера «разбивают» или с их помощью учителя литературы пытаются разнообразить, обновить сложившийся в практике опыт усвоения на уроке суммы знаний, фактов («нового материала»). По поводу художественного произведения и их авторов.

Однако творчество как способ организации всего урока литературы требует иной модели, в основе которой будет постановка художественной задачи и ее коллективное решение.

Проблема творчества как самореализации личности – одна из тех, которые постоянно привлекают внимание ученых различных областей знания: психологов, социологов, педагогов, а также учителей-практиков. О способности детей школьного возраста к творчеству говорила еще в начале XX века М.А. Рыбникова, прослеживая в практике работы эффективность предложенного пути – «от маленького писателя к большому читателю». Опыт Л.Н. Толстого, который она изучала в Яснополянской школе, позволил ей в трудные годы становления советской школы внедрить в уроки многочисленные творческие задания: «сказывание» сказок, составление произведения из фрагментов («Смерть чиновника» А.П. Чехова), сочинение по пословице, сочинение загадок, стихотворений и т.п. Сочинительство на уроке литературы М.А. Рыбниковой нередко соседствовало с игрой, соревновательностью.

В конце XX – начале XXI века наблюдается «взрыв» учительского интереса к опыту творческой работы с учащимися. В.Г. Маранцман в своей классификации методов обучения литературе выделил литературное творчество как один из основных. Этот метод положен в основу его «Программы литературного творчества учащихся», предложенной в 80-е годы XX века. Учителя литературы, осваивая новые педагогические технологии, разрабатывают методику подготовки и проведения коллективного творческого дела, коллективного сочинения, иллюстрирования сборника стихов поэта, создания литературного сценария, литературно-художественных диалогов и многие другие варианты содержания такого урока.

Таким образом, у данного способа организации урока литературы большие потенциальные возможности. При этом личностная, социально-психологическая совместимость всех субъектов художественной коммуникации или участников учебных ситуаций, связанных с искусством, в данном дипломном проекте не рассматривается. Однако можно предположить, что в классе на уроке творчества учителем создан здоровый нравственно-психологический климат, каждый участник художественной коммуникации находится в равных условиях, заинтересован в решении художественной задачи. Исходя из того, какой вид деятельности, рецептивно-креативный или собственно художественный, избирают учитель и учащиеся, можно использовать алгоритм, предложенный А.Б. Ланцовой на уроке развития речи, на уроке творчества школьников (47; 39-40). Данный алгоритм создания речевого произведения учеником или учениками соотносится с основной задачей урока на основе творческой деятельности, а также других перспективных способов организации урока литературы – развивать индивидуальный стиль мышления и речи подростка. Он дает возможность ученику самореализоваться, проявить свои художественные способности, поучиться у своих одноклассников фантазированию, художественному видению, воображению, образной памяти и многому другому, индивидуально или коллективно решить художественную задачу.


ГЛАВА 2. ВАРИАТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ, ИНТЕГРАЦИИ, ИГРЫ, ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

2.1 ОПЫТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ БЫЛИН В 6 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Система занятий охватывает изучение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и былины «Вольга и Микула Селянинович». На изучение этих фольклорных произведений отводится 4 часа. Тематика уроков следующая:

1 урок. Былина как один из видов устного народного творчества. «Славный богатырь святорусский» Илья Муромец.

2 урок. Героические страницы русской истории. Враги земли русской и ее бескорыстные мужественные защитники.

3 урок. Богатырь Илья Муромец – любимый герой русских былин.

4 урок. Богатырская сила на земле русской.

При проведении занятий воплощалась главная методическая идея: личностно ориентированное изучение русских былин повышает качество знаний учащихся, выводит их на новый уровень самостоятельной деятельности, воспитывает ответственность за свою работу и всей группы. Каждый урок в системе уроков по изучению былин решал собственные познавательные, развивающие и воспитывающие цели и задачи, которые были дифференцированы. Выполняя познавательные цели и задачи ученики 1-й группы давали определение былины, выделяли главные жанрообразующие признаки, понятия, систематизировали исторический материал. Вторая группа работала над образами Ильи Муромца и Соловья Разбойника, поэтому их внимание учитель обращал на взаимовлияние разных искусств (литературы, фольклора), на появление новых мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей» и других.

Илья Муромец на основе такой работы являлось формирование умений синтезировать материал из разных видов искусства для создания образа русского богатыря (в данном случае Ильи Муромца по предложенному учителем плану). Кроме того, они участвовали в отборе основных признаков понятия «былина».

Участникам 3-й группы предлагалось вспомнить событийную сторону былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», найти постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения и определить их назначение для создания образа Ильи.

Развивающие цели и задачи также были дифференцированы. Если участники 1-й группы, осваивая аналитико-синтетические виды деятельности, самостоятельно решали проблемные познавательные задачи и выходили на собственные оценки и суждения, то учащиеся других групп работали под руководством учителя, приобретая умения составлять характеристику, навыки устного словесного рисования, анализа своего ответа и ответа учеников своей группы и других групп.

Воспитательные цели и задачи для всех групп были едиными: воспитывать любовь к родной земле, интерес к русской истории, произведениям искусства, отражающим важные для русского государства события, а также формирование чувства гордости за Русскую землю и ее защитников.

Эти дифференцированные цели и задачи первого урока постепенно усложнялись путем сравнения былины с жанром народной сказки, стихотворением, через работу с эпизодами былин, благодаря составлению лексического комментария и другим интересным видам деятельности.

Индивидуальные задания были предложены одаренным детям, занимающимся в художественной школе (Школе искусств): подготовить рисунки к темам уроков. Ученикам с развитым художественным воображением давались задания по устному словесному рисованию. Один ученик делился впечатлениями от просмотра популярного мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Дифференциация как организационный «стержень» каждого урока и всей системы занятий по былинам позволяет прогнозировать поступательное движение в литературном развитии каждой группы учащихся и отдельного ученика внутри группы (41). Так, ученики 1-й группы на первом уроке составляют игру «Литературное лото», которая займет 3 – 5 минут, но потребует от ребят привлечь большой объем знаний и систематизировать их. Для одаренных и подготовленных участников этой группы такая работа по силам, она развивает их интеллект. Кроме того, эти ученики готовят план устного рассказа и сообщения на заданную тему. Дома ребята этой группы смогут самостоятельно составить словесный портрет героя, над которым работали 2-я и 3-я группы в классе. На следующем уроке учащиеся «погружаются» в более сложный вид работы с былиной: проводят наблюдение над лексическим составом произведения фольклора, выявляя характерные особенности. Групповая деятельность по предложенному заданию экономит время на уроке. С сообщением выступает один ученик, которого выбирают участники групповой работы. Вклад каждого ученика «озвучивается» в выступлении товарища. Его сообщение – пример для подражания, так как следующий раз перед классом отвечать придется другому участнику.

Домашнее задание по 2-му уроку этой группе носит проблемный характер: «Почему при описании внешности Ильи Муромца не используются гиперболы, так характерные для этого жанра?»

На всем занятии ученикам 1-й группы предстоит большая аналитическая работа – сравнение былины со сказкой. Так как такой вид деятельности учащимися еще не осваивался, руководит выполнением задания учитель. На 4-м уроке им предоставляется возможность самим сделать сопоставительный анализ, но в новой учебной ситуации – сравнивается стих и былина. Использование исследовательского метода обучения фольклору участников 1-й группы можно считать итогом в их развитии по данной теме.

Аналогично выстраивается работа со 2-й и 3-й группами, однако большее внимание уделяется не самостоятельной деятельности учащихся, а совместной с учителем.

Так, со второй группой готовится словесный портрет героя по плану, который предлагают ученики, а корректирует его учитель. Готовый план ответа по описанию портрета героя дает учитель ребятам 3-й группы.

Лексический комментарий былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» обе группы готовят вместе с учителем.

Совместная деятельность учащихся нередко при такой организации труда отводится на заключительный этап каждого урока, на котором, например, записываются жанрообразующие признаки былины, дается определение этого жанра устного народного творчества.

На уроке развития речи по теме «Богатырская сила на земле русской» методические рекомендации по жанру сочинения (описание, рассуждение, сопоставительная характеристика) даются каждой группе и отдельным ученикам внутри группы.

Сочинение-описание Ильи Муромца рекомендуется писать ученикам менее подготовленным, с низким уровнем литературного развития, склонным к фотографичности восприятия героя произведения фольклора и литературы. Кроме того, у них есть уже готовый план к образу Ильи. Сочинение в жанре рассуждения рекомендовано ученикам, склонным давать оценку поступкам героя, высказывать собственное мнение, делать умозаключения и т.п.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по изучению русских былин позволяет увидеть основной организационный стержень урока, на который, постоянно варьируясь, «нанизывается» то групповая, то индивидуальная, то фронтальная работа учащихся (см. приложение № 1). В поле зрения учителя находится личностно ориентированное литературное развитие ученика. Работа в рамках одной темы убеждает в перспективности использования выбранного способа организации урока: ребята проявили интерес к групповой работе, ощущали поддержку участников своей группы, чувствовали ответственность за порученное задание. Однако учителю оказалось сложно моделировать и предвосхищать совместную работу групп.

2.2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Взаимосвязанное изучение ряда предметов, межпредметные связи, привлекая пристальное внимание учителей, методистов, ученых, все же никак не могут прочно и навсегда обосноваться в школе. Учителю порой не хватает умения выделить в многообразии изучаемых предметов то общее, что можно взять за основу.

Учителю-словеснику, готовящемуся проводить интегрированный урок, нужно учитывать, что интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени, например, литература и история, литература и музыка. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный (39).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.