рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Советско-германские отношения в конце 1950-х - начале 1970-х гг.

И только во внешней политике западногерманского правительства нельзя было заметить какого-либо поворота в сторону реализма. Бонн отказывался урегулировать спорные вопросы с СССР в отношение Западного Берлина. В Западной Германии имелись довольно влиятельные круги, считавшие, что Советский Союз должен «заплатить» за создание системы безопасности в Европе и за свою собственную безопасность.

Поиски американским правительством путей нормализации взаимоотношений с СССР в начале 1960-х гг., особенно при администрации президента Дж.Ф.Кеннеди, привели к напряженности в отношениях между США и ФРГ. Западногерманское правительство опасалось, что в Министерстве иностранных дел и правительстве Соединенных Штатов могут взять верх силы, положительно оценивавшие для себя перспективы переговоров между Востоком и Западом, выступавшие за разрядку напряженности. Как писала западногерманская пресса: «Аденауэр, и без того скептически относившийся к новому «молодому господину» в Белом доме, боялся, что Москва и Вашингтон договорятся за счет немцев».6 Поэтому канцлер ФРГ К.Аденауэр и его кабинет ставили перед союзниками задачу выработки согласованной линии в подходе к предложениям советского правительства по разрядке напряженности.

Политика западногерманских властей базировалась на предпосылке, что отношения СССР с США, Великобританией и Францией должны быть напряженными. В этих условиях, как считал К.Аденауэр, ФРГ, восстановив свою экономическую и военную мощь, заняла бы главенствующую политическую роль в рамках «объединенной Западной Европы» при покровительстве Белого дома. Чем больше обострялись отношения между правительствами западных держав и Советского Союза, тем большие надежды США, Великобритания и Франция возлагали на ФРГ. Соответственно, росли шансы Западной Германии стать первым государством в Европе по экономическим и политическим показателям. Таким образом, канцлер К.Аденауэр, играл на усилении напряженности между Н.Хрущевым с одной стороны, и Дж.Ф.Кеннеди, - с другой.7 Канцлер продолжал ориентироваться на Запад. Следовательно, главным направлением внешней политики ФРГ оставался «атлантизм».

Однако, следует отметить, что содержание «атлантической» политики Федеративной Республики в определенном смысле менялось. В 1950-х гг. это были отношения хозяина и подчиненного, когда Вашингтон играл роль покровителя ослабленного западногерманского союзника, и политика Бонна в значительной мере «делалась» в Вашингтоне.8 Но, в начале 1960-х гг. ситуация изменилась. Экономика Западной Германии обрела к тому времени значительную силу. ФРГ обогнала всех своих европейских партнеров по уровню промышленного производства. Она выпускала около 9% всей промышленной продукции капиталистического мира. В Европейском Экономическом Сообществе на долю ФРГ приходилось в начале 1960-х гг. 61% добычи каменного угля, 47% производства стали, 43% всей производимой электроэнергии, 35% импорта и 39 % экспорта.9 В 1961 г. Западная Германия сравнялась, а в дальнейшем даже опережала США по объему экспорта готовых товаров.10 Таким образом, в первой половине 1960-х гг. экономический потенциал ФРГ позволил ей проводить более самостоятельный внешнеполитический курс. Но в условиях продолжавшейся «холодной войны» правительство К.Аденауэра не стремилась к улучшению отношений с Советским Союзом, а хотело укрепить «атлантическую общность» и «солидарность».

Эта политика конфронтации отрицательно отразилась не только на международной обстановке, но и на экономических, культурных и научных связях между Советским Союзом и Федеративной Республикой.

Торговые отношения между Россией и Германией имели давние исторические традиции. Они были торговыми партнерами на протяжении нескольких веков и хорошо знали возможности друг друга. ФРГ импортировала из Советского Союза в качестве основных товаров пшеницу, рожь и деловую древесину. Возможности импорта советских изделий и товаров не использовались. Главной причиной этого было то, что правительство К.Аденауэра рассматривало проблему развития советско-западногерманской торговли с точки зрения оказания давления на Советский Союз и ставило условием поставок промышленного оборудования политические уступки в деле достижения единства Германии.11

Все торговые соглашения, заключенные до Берлинского кризиса 1961г., требовали решения вопроса о кредитах для их выполнения. Западногерманское правительство выделило необходимые суммы, но заморозило их на счетах в банках. В результате большинство фирм понесли серьезные убытки.12

Кроме того, с 1961 г. торговля между двумя государствами велась не на основе долгосрочных соглашений, а согласно ежегодно утверждавшимся протоколам сроком на один год.19 Это значительно ограничивало возможности экономических связей, не позволяло планировать их на несколько лет вперед.

Даже по заключенным контрактам правительство ФРГ чинило препятствия. Так, например, в соответствии с долгосрочным торговым соглашением 1960 г. между СССР и Федеративной Республикой советские внешнеторговые организации разместили в Германии заказы на поставку труб большого диаметра. Боннское правительство сначала разрешило эти контракты, а затем наложило запрет на вывоз труб, заявив 11 апреля 1963 г., что якобы осуществление заказа угрожает безопасности ФРГ.14

Московское руководство отреагировало на это крайне отрицательно, посчитав, что это акт был направлен на ухудшение отношений между ФРГ и СССР.15

Необходимо отметить, что с немецкой стороны были силы, недовольные такими решениями западногерманского правительства. Прежде всего, это экономические гиганты ФРГ: «Немецкий банк», концерн Круппа, «Сименс», «Тиссен», «Зальцгиттер АГ» и так далее. Эти компании испытывали трудности, связанные с реализацией своей продукции в связи с растущей конкуренцией на Западе, поэтому стремились использовать восточные рынки. Руководители фирм считали, что «и Восток, и Запад могут обойтись без торговли друг с другом, но с ней они будут жить лучше».16

Таким образом, нереалистическая позиция правительства К.Аденауэра во внешней политике привела к его отставке в октябре 1963 г.

Надо отметить, что первое поражение блок ХДС/ХСС потерпел еще в 1961г., когда социал-демократы обошли его справа, вырвавшись на волне антисоветизма, антикоммунизма и демагогии. Но даже не это было их главным успехом. СДПГ в тот момент верно оценила ситуацию: если в 1961г., после возведения Берлинской стены антисоветская политика была актуальна, то уже в 1963г. ситуация радикально поменялась. Надо отдать должное социал-демократам и их лидеру В.Брандту.17Им не вскружил голову конъюктурный успех, достигнутый в 1961г. на платформе «сверхжесткости». Они поняли, что с идеями отрицания компромисса с Советским Союзом невозможно победить на выборах дважды. Тем более после того, как западные державы стали поддерживать идею улучшения отношений с СССР. Кроме того, в ФРГ так же были силы, желавшие примирения с руководством в Москве - это финансовые и экономические круги, торговые компании. Нужны были новые подходы и решения. 15 июля 1963г. в речи на собрании Евангелической академии в Тутцине ближайший сподвижник В.Брандта Э.Бар предложил формулу «изменение через сближение». По сути, это был отказ от «доктрины Хальштейна», признание ГДР и установление с ней полномасштабного сотрудничества, разумеется, при сохранении идеи воссоединения. Кроме того, именно тогда же оппозиция высказалась за урегулирование отношений с СССР.18

Решив использовать методы соперников на выборах 1961г., К.Аденауэр стал выдвигать еще более антисоветские лозунги в 1963 г. и проиграл.

Причем уход правительства К.Аденауэра в отставку не в последнюю очередь был связан с тем, что влиятельные западногерманские круги монополистов проявляли недовольство торговой политикой в отношении Советского Союза, желая нормализации экономических связей.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что уже в первой половине 1960-х гг. советско-западногерманские взаимоотношения подошли к началу нового этапа – улучшения политических и экономических связей.

2.2 Политика «наведения мостов» в отношении СССР и «атлантизм»

Международная обстановка в середине 1960-х гг. оставалась сложной. Ситуация, возникшая после строительства в 1961 г. Берлинской стены, не была разрешена. Кроме того, в 1962г. произошел Кубинский кризис. В 1964г. усилился рост напряженности во Вьетнаме. Однако, обе стороны отступили от края пропасти, и, после того как Н.С.Хрущева на посту генерального секретаря КПСС сменил Л.И.Брежнев, наступили первые моменты разрядки.

Американцы, французы и англичане улучшали свои отношения с Советским Союзом и поощряли западных немцев действовать в том же направлении. Они достигли примирения на Западе и теперь ставили перед собой такую же цель на Востоке. Правительства западных держав уже не могли более полагаться на старые лозунги достижения разрядки через воссоединение Германии. Необходимо было ставить вопрос в ином ключе: «воссоединение через разрядку».

Сменивший 18 октября 1963 г. К.Аденауэра на посту канцлера ФРГ Л.Эрхард в своем правительственном заявлении в бундестаге высказал противоречивые идеи. С одной стороны, он приветствовал подписанный 5 августа 1963 г. в Москве Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах и говорил, что правительство ФРГ будет уделять большое внимание улучшению отношений с восточноевропейскими государствами, будет стремиться к устранению предубеждений, расширению экономического обмена и контактов в области культуры,19с другой – канцлер резко выступил против признания существовавшего второго немецкого государства за возвращение к границам 1937 г., за обладание бундесвером атомным оружием и так далее.20Таким образом, в середине 1960-х гг. стержнем программы Бонна явилось стремление приобщить бундесвер к ядерному оружию. Во многом это была реакция на хрущевскую «дипломатию». Арсенал фактов не особенно обогатился с того времени, когда это проект был объектом внимания политиков, ученых и публицистов. Ныне стало больше известно об отрицательном отношении к плану многосторонних ядерных сил (далее МЯС) со стороны высшего американского руководства – президентов Дж.Ф.Кеннеди и Л.Джонсона – и вместе с тем о довольно мощной поддержке, которую проект получал со стороны влиятельных сил США, например, в госдепартаменте.21

Идея МЯС могла появиться и стать актуальной только в обстановке антисоветского психоза и обострения «холодной войны», которая стала возможной в результате предшествовавшего Берлинского кризиса и той политики, в том числе и советской, которая к ним привела.22

С другой стороны, в середине 1960-х гг. под руководством министра иностранных дел Г.Шредера постепенно формировался курс, основы которого были разработаны в Вашингтоне. Он базировался на «политике наведения мостов», взятой на вооружение администрацией президента Л.Джонсона. «Наведение мостов» предусматривало дифференцированный подход к социалистическим странам. Правительство ФРГ с помощью смягчения отношений с некоторыми из них стремилось ослабить их в связи с Советским Союзом, а главное, уменьшить влияние Москвы в ГДР. В принципе это была позитивная идея, потому что ее выразители стремились все же нормализовать отношения с СССР и другими участниками Варшавского Договора.

Начало этой политики было положено еще при К.Аденауэре, когда правительство ФРГ заключило торговое соглашение с Польшей в марте 1963 г. Позднее аналогичные договоры были подписаны в октябре 1963 г. с Румынией, в ноябре 1963 г. – с Венгрией, в марте 1964 г. – с Болгарией.

И, тем не менее, все сказанное позволяет сделать вывод, что позитивные заявления первых недель канцлерства Л.Эрхарда повисли в воздухе, поскольку политика поиска компромисса с СССР развития не получила. С.Дернберг писал, что «Эрхард заложил фундамент, но не построил здания».23 Но даже не это привело к его отставке, а, как считал В.Ежов, закулисная партийная борьба.24 Сменивший Эрхарда К.Кизингер продолжил линию своих предшественников на «атлантическую солидарность», на тесный союз с США. Особенно его поддерживала группа во главе со Г.Шредером. Именно стремлением сохранить и упрочить связи с Вашингтоном объяснялись решительные возражения правительства ФРГ против малейшего сокращения численности американских войск в Западной Европе.

Другая правительственная группа во главе с министром финансов Ф.-И.Штраусом хотела несколько сместить акценты в «западной» политике ФРГ, сделать упор на большее сплочение ЕЭС.

В связи с приходом к власти в 1966г. в ФРГ правительства К.Кизингера в советских заявлениях была вновь изложена та фундаментальная основа, на которой могла бы быть достигнута нормализация советско-западногерманских отношений - признание со стороны ФРГ послевоенных политических и территориальных реальностей. Министр иностранных дел СССР А.Громыко заявил в 1967г.: «Советский Союз не раз отмечал, что Федеративная Республика Германии имеет возможностей не меньше, чем другие страны, для развития нормальных отношений с Советским Союзом. Трудности в отношениях порождаются не нами. Суть дела в том, что ФРГ хочет получить от нас за улучшение отношений ни больше, ни меньше, как отступление от принципов нашей политики в делах Европы, а это исключено.»25 Тем не менее, стремясь к миру, советское правительство проявило готовность к обмену мнениями с ФРГ по вопросу об отказе от применения силы. Обмен мнениями между СССР и Западной Германией, проходивший в период с октября 1967г. по июль 1968г., показал, что правительства обоих государств стремились включиться в процесс разрядки напряженности между Востоком и Западом,26 но каждое – по своим причинам. Обе стороны хотели разрешить спорные вопросы о послевоенных территориальных границах в Европе, о существовании ГДР, стремлении ФРГ к обладанию атомным оружием. Но сделать это они хотели без ущерба для себя.

Тем не менее следует отдать должное правительству К.Кизингера : если его предшественники стремились просто наладить взаимоотношения с СССР, то новый канцлер выразил готовность включить нерешенную проблему раскола Германии в предложения об отказе от применения силы. То есть, появились первые признаки эволюции во внешней политике Федеративной Республики к разрядке.

Основным выразителем этих идей уже тогда был В.Брандт. Выступая в бундестаге 7 июня 1967г., он говорил, что «ставит на первое место улучшение отношений с Советским Союзом, а на второе – дальнейшую нормализацию отношений с государствами, находящимися между ФРГ и СССР».27 Он считал, что определенная «либерализация» внешней политики Федеративной Республики в отношении социалистических стран позволит ей выступить в роли посредника между Западом и Востоком: «Германия столетиями была мостом между Западной и Восточной Европой. Мы постараемся заново построить этот мост».28

В подходе В.Брандта к проблемам внешней политики в эти годы можно отметить и надежды на то, что нормализация отношений с социалистическими странами даст ФРГ определенную свободу маневра на мировой арене.

В своей практической деятельности правительство «большой коалиции» отступало от программных заявлений в бундестаге, касавшихся «восточной политики». Именно в период правления ХДС/ХСС и СДПГ многократно усилилась активность боннской дипломатии, особенно в области экономики и культуры.

Но выступления многих членов правительства, а иногда и самого К.Кизингера, дают достаточно доказательств того, что внутри кабинета почти с самого начала наметились расхождения по вопросам отношений с СССР. Канцлер очень часто выступал в бундестаге в ином тоне, чем министр иностранных дел В.Брандт. В октябре 1967 г. он сделал упор на необходимость противопоставить «колоссальной военной мощи Востока соответствующую мощь Запада».29

Расхождения в правительстве усилились в связи с приближением срока новых выборов. Летом 1968 г. В.Брандт сообщил в бундестаге о своей программе во внешнеполитической области, которая предусматривала «примирение с восточными соседями»,30 что с неизбежностью было связано с признанием существовавших границ.

Выступая в парламенте 25 апреля 1969г., канцлер К.Кизингер высказался против признания статус-кво, сложившегося в Европе после второй мировой войны, вновь заговорил о самоопределении населения ГДР.31 Совершенно очевидно, что в этот период между партнерами по коалиции уже имелись весьма заметные разногласия в определении внешнеполитического курса, в особенности «восточной политики».

Однако, в это время даже в более консервативных кругах, начало созревать убеждение, что требуется решительный разрыв с прошлым. Во второй половине 1960-х гг. в ФРГ активизировались политические силы, выступавшие за изменение отношений с СССР. Призывы к нормализации связей с Москвой все чаще раздавались на страницах печати. Министр иностранных дел В.Брандт в статье, опубликованной в американском журнале «Форин афферс» (апрель 1968 г.), писал о новых акцентах в «восточной политике» ФРГ. Он отмечал, что следует отказаться от прежней позиции Запада, в соответствии с которой предварительным условием смягчения напряженности, нормализации обстановки в Европе объявлялась ликвидация раскола Германии, предусматривавшая поглощение ФРГ Германской Демократической Республики.32

Кроме того, нельзя упускать из виду и экономический фактор. Под воздействием экономического спада 1966 г. и возросших трудностей сбыта промышленной продукции усилился нажим на правительство ФРГ со стороны деловых кругов, требовавших расширить торговлю с СССР.

Управляющий делами «восточного комитета» ФРГ Г.-И.Кирхнер, выступая в конце 1966 г. с программной речью в промышленно-торговой палате Вюрцбург-Швейнсфурта, отметил, что торговля с Востоком открыла бы большие возможности. В апреле 1969 г. он опубликовал статью, в которой вновь ратовал за дальнейшее развитие экономических связей с социалистическими странами.33

Настроение сторонников развития широких экономических связей со странами Восточной Европы выразил член правления компании «Телефункен» М.Шмидт, который назвал наивными попытки использовать торговлю в качестве средства получения политических уступок от СССР.34

Деловые круги к концу 1960-х гг. явно осознали потенциальные возможности развития деловых связей с Советским Союзом. На исходе десятилетия ФРГ переместилась с пятого на первое место в торговом обороте СССР с капиталистическими странами.

Перейдем к дальнейшему анализу эволюции отношений ФРГ и СССР и подробнее остановимся на деятельности Советского правительства в вопросе о статусе Западного Берлина.

Отметим, что Советский Союз проявил готовность приступить к обмену мнениями с западными державами и ФРГ на предмет того, как предотвратить в будущем осложнения вокруг Западного Берлина. Этому были посвящены заседания Политического консультативного комитета государств – участников Варшавского Договора, состоявшиеся в январе 1965 г.35, совещание в Варшаве министров иностранных дел европейских социалистических стран (февраль 1967г.)36 и Карловаровская конференция европейских коммунистических и рабочих партий (апрель 1967 г.).37

Советское правительство выступало в эти годы против так называемых «притязаний ФРГ на Западный Берлин». «Западный Берлин имеет особый статус и не принадлежит Западной Германии», - говорилось в обращении государств – участников Варшавского Договора ко всем европейским странам от 17 марта 1969 г.38

Двухлетние переговоры между СССР и ФРГ относительно соглашения о неприменении силы, начавшиеся в 1966 г., были прерваны по инициативе западногерманской стороны в августе 1968 г. в связи с событиями в Чехословакии. Незадолго до парламентских выборов в ФРГ советское правительство предложило Бонну возобновить переговоры по этому вопросу. Несколько раньше, 10 июля 1969 г., выступая на сессии Верховного Совета СССР, А.Громыко заявил, что советское руководство готово начать четырехсторонние переговоры по берлинскому вопросу. Правительства США, Великобритании, Франции и ФРГ выразили свое согласие.39

Все сказанное позволяет сделать вывод, что старый курс Федеративной Республики во взаимоотношениях с СССР встречал все более сильное сопротивление, как в Советском Союзе, так и в самой Западной Германии. Определенные круги в Бонне понимали бесперспективность проводившейся линии во внешнеполитической области. В деловых кругах возникло недовольство застойным характером политики ФРГ, ее связью только с одним экономическим лагерем – западным рынком. Это привело к повороту в политике Западной Германии по отношению к СССР, появилась «новая восточная политика».


2.3 Эволюция взаимоотношений СССР и ФРГ

и «новая восточная политика»

К концу 1960-х гг. отношения между Западом и Востоком значительно улучшились. Стало расширяться экономическое и научно-техническое сотрудничество между социалистическими и западными государствами. Начали заключаться долгосрочные торговые соглашения, постепенно были сняты особенно нелепые ограничения периода «холодной войны». Рос товарооборот, расширялся туризм. Более регулярным и систематическим стал обмен мнениями и по международным вопросам, что нашло свое выражение в увеличившихся контактах между государственными и политическими деятелями социалистических и капиталистических государств. Стали обычной нормой международные встречи на высшем уровне между представителями стран Востока и Запада. Был подписан целый ряд официальных документов, затрагивавших вопросы смягчения международной напряженности .40

Все это не могло не сказаться на взаимоотношениях между ФРГ и СССР. С приходом к власти в Западной Германии в 1969 г. правительства В.Брандта - В.Шееля в советско-западногерманских отношениях произошли важнейшие изменения. Новое руководство ФРГ проявило реализм в оценке обстановки в Европе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.