рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Советско-германские отношения в конце 1950-х - начале 1970-х гг.

Период спада кризисной ситуации продолжила состоявшаяся осенью 1959 г. Кэмп-Дэвидская встреча Н.Хрущева с президентом США Д.Эйзенхауэром. была достигнута договоренность об организации в мае 1960 г. встречи глав правительств четырех держав. Это свидетельствовало о разрядке. Кроме того, на встрече в Кэмп-Дэвиде Н.Хрущев публично признал, что для переговоров «не устанавливается какой-либо ограниченный по времени срок».64

Однако тот, кто после Женевского совещания министров иностранных дел четырех держав и встрече в Кэмп-Дэвиде Н.Хрущева и Д.Эйзенхауэра рассчитывал на спокойствие и улучшение обстановки в Берлине, был большим мечтателем, ибо после отмены ультиматума изменилась, возможно, форма, но не содержание советской политики. Многие были убеждены, что новая атака на Берлин – это лишь вопрос времени.

19 февраля 1960 г. посольство СССР в ФРГ опубликовало сообщение, сделанное в январе советским послом А.А.Смирновым председателю СДПГ Э.Олленхауэру и его заместителю Г.Венеру. В нем подтверждалась позиция, изложенная в предыдущих заявлениях советского правительства относительно германского мирного урегулирования и Западного Берлина, однако, теперь предлагалось «осуществить создание вольного города Западный Берлин по этапам, чтобы облегчить решение этого вопроса».65

На Западе это было расценено как возобновление угрозы подписать сепаратный мир с ГДР.66 Но нельзя, конечно, говорить, что во всем виновато советское правительство. В период подготовки к совещанию в верхах западные державы высказывали мнение, что их права в Берлине не настолько важны, чтобы общественность за пределами Германии считала их нарушение достаточным поводом для вооруженного вмешательства. Президент США Д.Эйзенхауэр говорил, что они не могли бы «оказать противодействие заключению Советским Союзом эвентуального мирного договора с ГДР, поскольку мы ведь сами заключили мирный договор с ФРГ».67

По мере приближения дня созыва совещания в верхах, позиции правительств западных держав и ФРГ становились все более твердыми и непримиримыми. На состоявшейся 12-14 апреля 1960 г. в Вашингтоне встрече министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и ФРГ были в основном согласованы требования к совещанию, которые, по сути, не противоречили Женевским предложениям. По-прежнему правительства западных держав связывали урегулирование берлинского вопроса с решением «всей германской проблемы», стремясь к проведению свободных выборов.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой достигнуть взаимоприемлемых решений спорных вопросов было трудно. Кульминационным моментом второго пика кризисной ситуации 1958-1960 гг. стал полет над советской территорией американского самолета «Локхид У-2», пилотом которого был летчик США Ф.Г.Пауэрс.

Этот полет послужил своего рода поводом для советской стороны, чтобы сорвать совещание в Париже. Главы государств все же съехались в столицу Франции. В этой ситуации все зависело от того, какую позицию займет американская сторона: перед ее представителями был поставлен вопрос, будут ли наказаны виновные, совершившие этот акт против СССР. Советской делегацией было прямо заявлено, что до разъяснения этой ситуации представители СССР не сядут за стол переговоров. Однако, Д.Эйзенхауэр во время своего пребывания в Париже не стал объясняться с советской стороной. 16 мая на предварительной и единственной встрече глав четырех держав, председательствовал на которой президент Франции Ш.де Голль, советская делегация вновь подтвердила свои условия. Но заявления со стороны американского президента не последовало, поэтому официального открытия совещания так и не состоялось.

После инцидента с американским «У-2» и срыва Парижского совещания на высшем уровне напряженность в международных отношениях вновь увеличилась. Можно даже говорить, что ужесточение обстановки началось еще до полета Пауэрса. Несмотря на это, накал ситуации стал спадать еще до выборов нового американского президента.

Как писал в своих мемуарах Н.Хрущев: «Мы не стали проявлять какой-либо заинтересованности в вопросе выборов президента и вообще в международных делах. Мы сохраняли строгий нейтралитет, чтобы не помогать ни одному из кандидатов».68 Но он считал, что для решения спорных вопросов по Западному Берлину в пользу СССР будет более выгодна победа в США на выборах американского президента Дж.Ф.Кеннеди. После его прихода к власти в американском правительстве в отношении германского вопроса сложились две позиции: одна – найти компромисс с СССР и ослабить напряженность в Западном Берлине, другая – не менять курс прежней американской администрации президента Д.Эйзенхауэра и не идти на уступки советскому правительству.

Первой точки зрения придерживались председатель сенатской комиссии по иностранным делам У.Фулбрайт, фельдмаршал Б.Монтгомери. Вторую поддерживали государственный секретарь Д.Раск, консультант по русским делам Ч.Болен. Но в целом в Вашингтоне считали необходимым избегать дальнейшего обострения отношений с Советским Союзом из-за германских дел и старались найти какое-либо взаимоприемлемое с СССР решение.

Состоявшаяся в июне 1961г. в Вене встреча Дж.Ф.Кеннеди и Н.Хрущева была посвящена решению германского вопроса и проблемы Западного Берлина, а также обсуждению связанных с этим задач разоружения. В первую очередь, оба поставили во главу угла вопрос о Берлине, так как не решив его судьбу, нельзя было решить судьбу Германии в целом и проблему мирного договора.70 И Н.Хрущев, и Дж.Ф.Кеннеди выступили за мирное сосуществование стран с различным социально-экономическим и политическим строем.

По поводу Германии вновь возникли разногласия. Хрущев стремился заключить мирный договор с одной или двумя Германиями.

Такая постановка вопроса не устраивала Дж.Ф.Кеннеди. По его мнению, в соответствии с Потсдамскими соглашениями, договор необходимо было подписать с объединенной Германией.71

В итоге, из-за разногласий, встреча не принесла реальных результатов. Таким образом, была упущена последняя возможность до строительства стены, решить задачи подписания мирного договора и урегулирования проблемы Западного Берлина. Кривая напряженности снова пошла вверх. Особенно явно это стало проявляться после того, как СССР начал афишировать свое намерение подписать мирный договор только с ГДР, пытаясь таким образом оказать давление на мировое общественное мнение и правительства западных держав с целью изменить позицию в свою пользу. Но президент США Дж.Ф.Кеннеди, посчитав такие действия со стороны СССР опасными для положения американских войск в Западном Берлине и ФРГ, стал предпринимать усилия для укрепления позиций Соединенных Штатов в этом регионе. Он назначил представителем США на немецкой земле Л.Клея. Было опубликовано заявление о переводе дополнительных войск в Западный Берлин для усиления гарнизона.72 Таким способом американский президент хотел показать всю серьезность своих намерений.

Н.Хрущев, восприняв это как угрозу, договорился с председателем Государственного Совета ГДР В.Ульбрихтом о закрытии границы, которая разделила бы город строго на Западный и Восточный.73 Это подтверждают материалы Московского Совещания стран-участниц Варшавского Договора, состоявшегося 3-5 августа 1961 г.74 В то же время материалы показывают, что стена замышлялась не как «антифашистский вал» против «агрессии на Западе», а как орудие против граждан ГДР, стремившихся покинуть Восточную Германию.75 В.Ульбрихт сказал по этому поводу на совещании следующее: «Сохранение высокой коньюктуры в Западной Германии и экономическое развитие в социалистическом лагере не позволяют рассчитывать на то, что ГДР в недалеком будущем догонит Западную Германию по уровню жизни населения. В интересах существования и развития ГДР необходимы по этому действенные меры для пресечения вербовки из нашей республики… Необходимо, чтобы в свое время государственная граница ГДР проходящая через Берлин, была закрыта и, чтобы граждане ГДР могли переходить за границу только при наличии соответствующего разрешения на выезд или, поскольку это касается посещения гражданами ГДР Западного Берлина, с особым пропуском».76

Как можно понять из контекста, закрытие границы предполагалось осуществить после заключения мирного договора, когда в условиях прогнозировавшегося обострения международной обстановки и эмбарго против ГДР со стороны Запада экономическое положение там должно было бы ухудшиться и настолько, что поток беженцев стал бы лавинообразным и неуправляемым.

Однако, следует отметить, что уже и в начале августа 1961 г. бегство через Берлин в ФРГ приняло массовый характер. Поэтому на совещании стран-участниц Варшавского Договора в начале августа 1961 г. вполне логично прозвучала реплика польского лидера В.Гомулки: «…Стоит ли ждать принятия мер, целью которых является закрытие доступа с территории ГДР в Западный Берлин? Не принять ли уже сегодня решающие меры в этой области?»77 Гомулка, правда, упомянул, что эти меры должны были носить временный характер.

Материалы совещания не дают прямого ответа на целый ряд вопросов. Когда было принято решение о возведении Берлинской стены? Кто был его инициатором? Возможны ли были другие решения?

Альтернативы возведению стены были и, естественно, рассматривались. Например, предлагавшийся Западом компромисс в виде восстановления четырехстороннего статуса всего Берлина, вовсе не был, с точки зрения В.Ульбрихта таковым. Это означало утрату ГДР своей столицы при сохранении для немцев возможности свободно уходить на Запад. С другой стороны, рекомендованные им в качестве компромисса меры типа ликвидации центра воздушного сообщения в Западном Берлине, или закрытия всех западноберлинских аэродромов, что должно было предотвратить установление воздушного моста, как это было в 1948 – 1949 гг., не имели, конечно, никаких шансов быть принятыми западной стороной.

Таким образом, альтернативы стены практически все были далеки от реальности и означали «непозволительную потерю лица» либо для одной, либо для другой стороны.78

Теоретически, правда, был возможен вариант, при котором социалистический лагерь взял бы на себя роль донора и подпитывал бы экономику ГДР, компенсируя, в частности, потерю рабочей силы в результате бегства в ФРГ при открытой границе. Надо сказать, что В.Ульбрихт выдвинул и практическое предложение в этом плане, поставив вопрос о командировке в ГДР 50 тыс. рабочих и специалистов из СССР и Болгарии, а Хрущев в ответ пообещал, что они женятся на немках и посодействуют созданию интернациональной идиллии.79

Вообще Хрущев довольно активно развивал в своей речи тему необходимости «поддержать жизненный уровень ГДР», «тем более, что будет открытый город». Впрочем, добавил он, «если даже будет закрытая ГДР, все равно надо ей помогать и не допускать в ней снижения жизненного уровня».80

Трудно сказать, рассматривал ли Хрущев серьезно вариант «открытого города», то есть сохранения открытой границы в Берлине. Контекст его речи на Московском совещании стран – участниц Варшавского Договора свидетельствовал в пользу положительного ответа на этот вопрос, из чего следует, что еще за десять дней до 13 августа 1961 г. решение о возведении стены не было принято им окончательно.81 Однако, делать такой вывод из одной единственной фразы вряд ли возможно.

При рассмотрении же общего контекста выступлений на совещании можно отметить, что никто из союзников ГДР по социалистическому лагерю не проявил особой готовности удовлетворить какие-либо конкретные просьбы о помощи, хотя в абстрактном плане все были «за». Вопрос о посылке рабочих как-то больше не упоминался. Заметим, что и 100 тыс. их не смогли бы помочь, так как по расчетам Госплана ГДР, утечка рабочей силы при открытой границе в 1962 г. должна была составить 185 тыс. человек.82

Таким образом, возведение стены оказывалось единственным выходом из положения. Этот вариант имел еще одно преимущество: реакция Запада на строительство заграждений между двумя секторами в городе прогнозировалась как максимально мягкая. Видимо, руководству СССР были известны мнения президента США Дж.Ф.Кеннеди , а также его помощника У.Фулбрайта по этому вопросу.

13 августа 1961 г., как время закрытия границы было выбрано с расчетом, чтобы опередить начало прогнозировавшегося с 15 августа 1961 г. «экономического наступления» Запада против ГДР.83

В ночь на воскресенье, 13 августа, по тревоге были подняты рабочие дружины Берлина, еще через полчаса – Потсдама и Франкфурта – на – Одере. Вместе с пограничной полицией они замкнули кольцо вдоль внешнего обвода Западного Берлина. На рассвете в город вошли моторизованная стрелковая дивизия и танковые подразделения Национальной народной армии ГДР.8Какой была реакция западных держав? Смирились ли они с тем, что им определили место перехода границы? Через несколько дней остался только один проход через контрольно-пропускной пункт «Чекпойнт Чарли» на Фридрихштрассе.

В своих мемуарах В.Брандт, бундесканцлер ФРГ с 1969-1974 гг., написал об этом дне следующее: «Если бы в утренние часы я был более хладнокровен, то заметил бы, что высокоуважаемые господа коменданты были ошеломлены и выглядели беспомощными, не получив никаких указаний свыше. Американец с озабоченным видом намекнул, что из Вашингтона ему дали понять: ни в коем случае нельзя допускать непродуманных действий и тем более чинить препятствия, - ведь никакой непосредственной опасности для Западного Берлина не существует.»8Президент США Дж.Ф.Кеннеди своевременно был обо всем проинформирован. Его интересовало лишь, не нарушены ли права союзников. Летом 1961 г. он заметил: «Я могу привести в движение Союз (то есть НАТО), если он – Хрущев – что-нибудь предпримет против Западного Берлина, но не шевельну и пальцем, если он что-то затеет с Восточным.»86

В столице ФРГ в то время царил двойной страх. Там, с одной стороны, боялись, что американцы проявят чрезмерную пассивность, а с другой– что они поведут себя агрессивно. Никто в правительстве не знал, какие действенные меры предложить в ответ.

Естественно, последовали протесты мировой общественности против действий советского правительства в Берлине. Конфронтация дошла до прямого противостояния танковых соединений советской и американской армий в октябре 1961 г. Но после всего этого кризис пошел на убыль. По существу, все закончилось заявлением Н.С.Хрущева на IV съезде СЕПГ в январе 1963 г. о том, что заключение мирного договора с ФРГ и ГДР не является более особо срочной задачей.87

Подведем некоторые итоги кризиса 1961 г. в Берлине и перечислим факторы, повлиявшие на дальнейшие взаимоотношения СССР и ФРГ.

Прежде всего кризисная обстановка отнюдь не помешала перевооружению бундесвера новым тактическим и стратегическим оружием. Кроме того, Федеративная Республика постепенно увеличивала значение своих вооруженных сил в составе НАТО и Западноевропейского Союза. Таким образом, предлагавшиеся правительством СССР меры по ограничению вооруженных сил и вооружений четырех держав – США, Великобритании, Франции и ФРГ – не были оценены и применены на практике.

Во-вторых, так и не были решены споры о статусе Западного Берлина и проблеме воссоединения, о послевоенных границах и мирном договоре. Предлагавшиеся сторонами варианты и планы, касавшиеся этих проблем, были слишком бескомпромиссными, чтобы претворить их в жизнь. Не последнюю роль здесь сыграло нежелание правительств США, Великобритании, Франции и СССР договориться.

Не разрешились споры о нахождении войск союзников на территории Германии: должны ли они быть выведены или нет; а если нет, то какая юридическая база предполагалась для их пребывания на немецкой земле.

В-третьих, кризис 1961 г., а, точнее, Берлинская стена, сооруженная 13 августа, способствовала успеху лидера ГДР В.Ульбрихта в битве за экономическую стабилизацию Восточной Германии, поскольку остановила исход немцев в ФРГ.

В-четвертых, фактическое отсутствие реакции западных держав на акцию 13 августа 1961 г. вызвало определенный кризис в отношениях их с ФРГ. Велико было разочарование немцев в связи с пассивностью американской стороны. Немцы восприняли жесткую акцию полного замуровывания как чудовищную провокацию, требовавшую немедленных контрмер, а госсекретарь США Д.Раск интерпретировал ее тогда же, 13 августа, как «события внутри советской сферы влияния, не затрагивавшие неприкосновенных для западных держав позиций».88 Ожидавшихся танковых ударов не последовало. Они были позднее и лишь как реакция на изменение процедуры проверки документов у американских военнослужащих, пересекавших границу. Но в данном случае Запад отреагировал именно на попытку ущемить «права победителей», а не права немцев.

И тем не менее, кризисная ситуация, начавшаяся в конце 1958 г. с ультиматума Н.С.Хрущева и завершившаяся 13 августа 1961 г. строительством стены в Берлине, благотворно повлияла на международную обстановку и на последовавшие советско-западногерманские отношения. Прежде всего, западные державы и СССР пришли к выводу, что для решения комплекса спорных вопросов, касавшихся Германии, необходимо участие непосредственно ГДР и ФРГ, поскольку они затрагивали жизненные интересы немцев. Впервые Запад соглашался на участие в переговорах обоих германских государств на Женевской сессии СМИД в 1959 г. Это, в свою очередь, свидетельствовало о признании правительствами США, Великобритании, Франции и ФРГ фактического существования ГДР.

Противостоявшие друг другу западные государства и СССР пришли к мысли, что все спорные вопросы должны решаться только с помощью переговоров, мирным путем. Это положительно повлияло в последовавшее десятилетие на взаимоотношения Советского Союза и ФРГ. Такой точки зрения придерживаются даже те историки, которые не скрывают крайне отрицательного отношения к хрущевским ультиматумам 1958 и 1959гг. Ф.Нинкович, например, пишет в своей работе «Германия и Соединенные Штаты. Трансформация в германском вопросе после 1945 г.»: «Берлинская стена была весьма неэстетичным образцом строительного искусства, однако, она стала краеугольным камнем более импозантного сооружения в сфере дипломатии. Как буря приносит свежесть в затхлую атмосферу, так и кризис, наконец, открыл простор для повседневного урегулирования германской проблемы. Стена, пусть путем насилия, создала стабильность, и последующие двадцать пять лет, будучи не особенно богаты примечательными событиями, дали возможность выработать такое решение, которое ускользнуло от дипломатов в 1945 г».89 Американский историк, в сущности прав, именно после кризиса и строительства стены взаимоотношения между СССР и ФРГ стали складываться более позитивно.


2. СОВЕТСКО-ЗАПАДНОГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В 1960-е – НАЧАЛЕ 1970 –х гг.

Напряженность между Востоком и Западом, возникшая из-за Берлинской стены в 1961 г., на протяжении последующего десятилетия вносила отрицательные тенденции в международную обстановку в мире и, в частности, в Германии.

В период с 1961 г. до начала 1970-х гг. практически не произошло изменений позиций советской стороны в отношении двух германских государств. Германская Демократическая Республика по-прежнему поддерживала дружественные связи с Советским Союзом. Во взаимоотношениях с Федеративной Республикой правительство СССР все также пыталось урегулировать спорные вопросы без ущерба для советского государства.

Со стороны Западной Германии в последовавшие после строительства Берлинской стены десять с лишним лет отношение к Советскому Союзу сильно эволюционировало. В этой связи можно выделить следующие этапы внешней политики ФРГ по отношению к СССР:

1)1961 г.- октябрь 1963 г. – период сохранения тенденции охлаждения связей с Советским Союзом и неприятия ГДР;

2)1963-1969 гг. – борьба двух тенденций политики «поведения мостов» со странами восточной Европы и «атлантизма» с его жестким курсом в отношении СССР и восточноевропейских государств;

3)1969-1970 гг. – подписание «восточных договоров».

Таким образом, советско-западногерманские взаимоотношения параллельно со сменами правительств ФРГ эволюционировали от конфронтации к разрядке.


2.1 Окончание эры К.Аденауэра

В первой половине 1960-х гг. развитие двух германских государств продолжалось по пути их дальнейшего размежевания. ГДР и ФРГ, входившие в различные военно-политические союзы – Организацию Варшавского Договора и НАТО, не могли найти общих точек соприкосновения в отношениях друг с другом. Воссоединение, к которому они стремились, становилось невозможным. Единственно разумным и практически достижимым было развитие принципов мирного сосуществования государств с противоположным общественно-политическим и социально-экономическим строем.

Взаимоотношения СССР и ФРГ после возведения Берлинской стены осложнились из-за нерешенности вопроса статуса Западного Берлина. Советский Союз, как указывалось в ноте правительства СССР правительству ФРГ от 17 мая 1963 г., исходил из того, что «Западный Берлин никогда не входил и не может входить в состав Федеративной Республики. Использование правительством ФРГ территории этого города, превращенной в базу НАТО для провокационных и подрывных действий против других государств, отражает его стремление сорвать предпринимаемые усилия по достижению договоренности о нормализации положения в Западном Берлине…».1

В политике правительств США, Великобритании и Франции в германском вопросе появились стремления урегулировать проблемы мирным путем. Так, например, президент Франции Ш.де Голль заявил, что граница по Одеру – Нейсе между Польской Народной Республикой и ФРГ являлась окончательной и не подлежала пересмотру.2 О развитии новых тенденций в Великобритании свидетельствовали нежелание ее правительства принимать участие в рискованных выпадах ФРГ против Советского Союза, а также поворот общественного мнения этой страны к признанию ГДР: в конце 1961 г. во время опроса общественности 59% англичан высказались за признание Германской Демократической Республики.3 В своем выступлении в Американском университете летом 1963 г. Дж.Ф.Кеннеди выразил стремление Вашингтона положить начало определенному улучшению отношений с Советским Союзом.4 Важным моментом на пути ослабления военной опасности стало подписание в августе 1963 г. Московского договора о прекращении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.