рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Советско-германские отношения в конце 1950-х - начале 1970-х гг.

Одной из партий, долгие годы входившей в коалиционные правительства, была Свободная Демократическая Партия, созданная в 1948 г. СвДП стремилась к возрождению экономической и военной мощи Западной Германии, к усилению ее политических позиций в мире. Но, будучи тесно связанными с деловыми кругами, заинтересованными в торговле с Востоком, свободные демократы выражали их стремление к развитию традиционных экономических связей с Советским Союзом и другими странами Восточной Европы.

Начиная с середины 1950-х гг., СвДП выступала с критикой политики «холодной войны», предлагала вступить в переговоры с социалистическими странами. В программе действий, принятой 5 июня 1957 г. в Гамбурге, руководящий деятель партии Т.Делер заявил, что нормальные отношения с СССР необходимы и отклонил «доктрину Хальштейна».29

Характерен также тот факт, что партия свободных демократов считалась с позицией СССР по вопросам европейской безопасности. Об этом свидетельствовало высказывание Т.Делера в 1957 г: «Нельзя не признать того факта, что СССР – великая держава. Следовательно, при всем том, что у нас установлены дружественные отношения с западными партнерами, необходимы также отношения с СССР…»30 Он выступал против атомного вооружения бундесвера и размещения ракет на территории Германии, поддерживал идею создания в Центральной Европе зоны, свободной от ядерного и ракетного оружия».31

Таким образом, СвДП была одной из сил, поддерживавших нормализацию взаимоотношений Советского Союза и ФРГ. К этим силам можно отнести видных общественных деятелей, которые, начиная с 1949 г., объединялись в различные союзы и кружки: Наугеймский кружок, созданный в 1949 г, Френкский кружок, образовавшийся в 1950 г, «Союз немцев» во главе с М.Вебером. Они выступили и за мировое сосуществование стран с различным социально-экономическим и политическим строем, за признание границы по Одеру-Нейсе, за нормализацию отношений ФРГ с ГДР, Чехословакией и Польшей.32

В конце 1950-х гг. движение сторонников улучшения взаимоотношений с Советским Союзом начало организационно оформляться в новое общественное движение, которое впоследствие возглавляло борьбу против новой милитаризации Германии. Оно называлось «Борьба против атомной смерти» и возникло по инициативе СДПГ и профсоюзов. Так как движение не было ограничено партийными или групповыми рамками, оно быстро приобрело массовый характер. Его поддержала и перешедшая в оппозицию правительству ФРГ Свободная Демократическая Партия. Основными программными требованиями этого движения были: прекратить размещение атомного оружия на территории ФРГ, улучшить отношения с СССР и другими странами Восточной Европы, а также ликвидировать агрессивные военные блоки.33

Таким образом, оппозиционные круги в ФРГ существовали с самого первого дня образования и оказывали косвенное влияние на формирование внешнеполитического курса Федеративной Республики.

В решениях германских дел, в том числе по вопросу преодоления раскола Германии, в 1950-е - начале 1960-х гг. одну из главных ролей по-прежнему играли западные державы -–победительницы во второй мировой войне.

По проблеме заключения мирного договора правительство Соединенных Штатов придерживалось мнения, что его можно решить только при условии существования единой Германии. Президент Дж.Ф.Кеннеди в своей предвыборной программе 1960 г. говорил: « Потсдамские соглашения определили существование одной Германии, следовательно, и мирный договор должен быть подписан с объединенным государством».34

В отличие от президента США, глава французского государства выражал иное мнение. Ш.де Голль в заявление для французской прессы в 1958г говорил, что для заключения мирного договора с ФРГ «нужные условия еще не созрели, поэтому сейчас трудно договориться. Решение необходимо отложить».35

Правительство Великобритании придерживалось мнения, что объединения Германии нельзя допустить вообще. Премьер-министр английского государства Г.Макмиллан говорил: «Германия слишком опасна как военный противник, тем более, единая».36

По вопросу Западного Берлина руководство США, в частности, президент Дж.Ф.Кеннеди, считало, что город не должен находиться в юрисдикции ФРГ, но и не являться западной территорией ГДР. Ш.де Голль говорил в 1957 г. в интервью журналу «Фигаро»: «Западный Берлин обладает особым статусом».37

По-разному рассматривали правительства западных держав проблему существования двух германских государств. Если госсекретарь США Дж.Ф.Даллес на совещании глав правительств в Женеве в 1955г. утверждал, что Германия должна быть единой и не признавал ГДР, то Франция, наоборот, стояла за большее раздробление германского государства. Ш.де Голль еще в первые послевоенные годы говорил о необходимости лишить Германию государственности. Это предполагало отсутствие единого правительства, единой военной и внешней политики.38

Исходя, таким образом, из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что решение германских проблем вызывало споры не только в правительственных кругах Федеративной Республики Германии, но и в руководстве США, Великобритании и Франции. Хотя общее в позициях западных держав все же существовало: требовалось подвести итоги второй мировой войны и заключить мирный договор с одним или двумя германскими государствами, а также решить проблему взаимоотношений ФРГ и ГДР. Эти нерешенные вопросы создавали напряженность обстановки в Европе. Особенно способствовала открытая граница между столицей ГДР и Западным Берлином. На Западе высказывались идеи закрытия свободного доступа из одной части города в другую. Президент США Дж.Ф.Кеннеди выражал мнение, что если власти ГДР возведут в Берлине стену, то это будет лучшим выходом из ситуации напряженности. Председатель комиссии по иностранным делам сената США У.Фулбрайт заявил: «Не понимаю, почему восточные немцы не закрывают свою границу. Думаю, они имеют на это полное право!».39

Напряженность, о которой говорил президент США Дж.Ф.Кеннеди, росла в связи с экономическим процветанием Западного Берлина. Любой житель ГДР мог посетить его и убедиться, что рыночная экономика, существовавшая в ФРГ, более эффективна, чем плановое хозяйство Восточной Германии.40

В итоге огромное число жителей ГДР перебиралось на Запад через открытую границу в Берлине. В 1959 г. ГДР покинули 144 тыс. человек, в 1960 г. – 203 тыс. человек, в июле 1961 г. – 30 тыс.человек, а лишь за 12 дней августа 1961г. - 48 тыс. граждан Восточной Германии.41 Трудности, в связи с уходом людей на Запад, испытывали оба германских государства: ГДР – так как не хватало рабочей силы, а ФРГ, наоборот, испытывала неудобства из-за большого количества безработных. Не удивительно, поэтому, что даже канцлер Федеративной Республики К.Аденауэр, узнав утром 13 августа 1961 г о событиях в Берлине, воскликнул: «Слава Богу!».42

Исходя из всего вышесказанного, сделаем выводы о причинах и предпосылках, приведших к кризисной ситуации 1958-1961 гг. в Берлине.

Прежде всего это политические причины. В послевоенное время до конца 1950-х гг., в международных отношениях Германия была одним из главных спорных вопросов. С ней не был заключен мирный договор и не были урегулированы территориальные пограничные споры. Попытки стран-победительниц, делавшиеся на протяжении более десяти лет, решить эти вопросы не привели к успеху, потому что слишком разными были позиции договаривавшихся сторон. Ни руководство СССР, ни правительства западных держав не хотели уступать друг другу и не стремились добиться компромисса. Постоянная пропаганда советской угрозы привела к тому, что не только руководящие круги боялись коммунизма, но и население Западной Европы и США считало, что мир на земле установится после уничтожения социализма. Хотя, существовали определенные силы, которые выступали за примирение с СССР. Например, в ФРГ это была Свободная Демократическая Партия.

Если говорить о геополитических предпосылках кризиса 1958-1961 гг. в Берлине, то следует сказать, что схема нового мирового устройства, разработанная Дж.Кеннаном в США, была одной из причин обострения обстановки в центре Европы. Его планы создания конфликтной ситуации с Советским Союзом из-за Германии рано или поздно должны были завершиться столкновением на этой территории. А поскольку послевоенные споры начались в Берлине, то этот город и стал центром кризиса.

Немаловажную роль в возникновении кризиса имели и экономические причины. Как отмечалось, восточногерманская модель была не способна соревноваться с экономикой своего западного соседа.43 Массовое бегство, или «голосование ногами» убеждало в этом как правительства США, так и СССР. Каждый новый этап «советизации» ГДР, то есть внедрение на немецкой земле опыта социалистической коллективизации, индустриализации и культурной революции отражался на составе эмигрантов: рабочие, крестьяне, ремесленники, студенты, инженеры, врачи, юристы.

Нельзя также забывать о субъективном факторе личности Н.Хрущева, а также ряде западных политиков – канцлера ФРГ К.Аденауэра, госсекретаря США при президенте Дж.Ф.Кеннеди Д.Раска и так далее. Эти личности могли в любой момент принять неожидавшиеся от них решения. Один из американских исследователей германской проблемы Ф.Нинкович следующим образом охарактеризовал поведение Н.С.Хрущева в международных делах и в вопросе о Германии: «Три года войны нервов, в ходе которой Советы то отворачивали, то заворачивали вентиль, регулирующий уровень напряженности. Под звук фанфар они драматично объявляли все новые предельные сроки лишь для того, чтобы затем между прочим заявить, что могут и подождать».44 Все это подрывало авторитет советской политики, доверие к ней, а заодно и возможности урегулирования германских проблем.

Эти причины привели к тому, что в 1958 г. в связи с Берлином в очередной раз возникла кризисная ситуация в международных отношениях.

1.2 Эскалация конфликта и его разрешение

Кризис 1961 г. в Берлине оказался затяжным при нестабильности международной ситуации. Он то затухал, то вновь возникал с новой силой.

Обострение обстановки, которое началось в конце 1958 г., носило парадоксальный характер. Это был ответ советской стороны на установку К.Аденауэра на приобщение ФРГ к ядерному оружию, но явился он следствием акции советской стороны.

В кризисном периоде 1958-1961 гг. можно выделить три вершины:

а) ноябрь 1958 г. – май 1959 г.;

б) начало 1960 г. – сентябрь – октябрь 1960 г.;

в) июль 1961 г., когда состоялась венская встреча в верхах, после которой кривая напряженности вновь поползла вверх и до начала возведения стены кризис больше не спадал.

Внешняя канва этих событий достаточно хорошо известна. 10 ноября 1958 г. на митинге советско-польской дружбы Н.С.Хрущев высказался относительно целесообразности отказа от «остатков оккупационного режима в Берлине». В нотах правительствам США, Великобритании и Франции, а также ГДР и ФРГ от 27 ноября 1958 г. было выдвинуто предложение о превращении Западного Берлина в «демилитаризованный вольный город», «в жизнь которого не вмешивалось бы ни одно государство, в том числе и ни одно из существующих двух германских государств». Все державы обязаны были уважать статус Западного Берлина. В заключении советское правительство выразило желание решить вопрос с максимально возможным учетом интересов заинтересованных сторон. В течение полугода Советский Союз обязывался не вносить изменений в существующий ныне порядок военных перевозок США, Великобритании, Франции и Западного Берлина в ФРГ. По истечении этого срока предусматривалось передать контроль над коммуникациями между ФРГ и Западным Берлином полностью в руки правительства ГДР, которое будет осуществлять свой суверенитет на земле, воде и воздухе.45

Проблема Западного Берлина и путей доступа к нему была избрана как объект советского внимания не из-за стремления обеспечить собственную безопасность, а потому, что это было самое чувствительное место для западных держав. В центре аргументации советского лидера был тезис о том, что западные державы «потеряли» права на пребывание в Берлине, что четырехстороннее соглашение по Германии не имело ничего общего с западноберлинской проблемой. И вообще Потсдамские соглашения уже потеряли реальную силу.46 В данном случае советская позиция была нелогичной. Крупнейший немецкий исследователь Э.Шульц отмечал, что тезис об устарелости всех союзнических отношений по Германии подрывал одновременно правовую базу СССР в германском вопросе и ставил под сомнение принципы Потсдамского урегулирования, в том числе и вопрос о границах. Хрущев, как известно, не дошел до прямого денонсирования соглашения по Германии в Потсдаме, но очень близко приблизился к этому47.

10 января 1959 г. последовала серия советских нот. На этот раз в число адресатов были включены все государства, воевавшие с гитлеровской Германией. Их суть состояла в идее заключения мирного договора с побежденным немецким государством, проект которого прилагался к нотам. Это был тщательно разработанный документ из 48 статей. Он практически соответствовал содержанию советского проекта 1952 г. Главное отличие состояло в большей, по сравнению с предыдущим, детализации, в также в том, что с немецкой стороны договор должно было подписывать не одно германское правительство, а два -–ГДР и ФРГ, или даже три – ГДР, ФРГ и правительство Германской конфедерации, в случае ее создания. Специальная 25-я статья, определила «особый статус» Западного Берлина: на основании положений от 27 ноября 1958 г. Наконец, проект содержал недвусмысленное запрещение производства ракетно-ядерного оружия и оснащения им вооруженных сил в обеих частях Германии. Для обсуждения этого проекта и подписания согласованного текста договора предполагалось созвать в двухмесячный срок мирную конференцию в Праге или Варшаве.48

Западные державы выразили протест против советского намерения нарушить существовавший статус Западного Берлина. В западной прессе проект договора и ноты советского правительства называли, соответственно, не иначе, как «двухмесячный» и «шестимесячный ультиматумы», а так же обвиняли СССР в создании «нового международного кризиса».49 Мировая общественность заговорила о непредсказуемости советского лидера. Но одновременно Запад проявил готовность обсуждать германскую проблему в целом, включая – воссоединение. Советская сторона вначале настаивала на своем варианте, исключая проблему воссоединения, что так или иначе, правительство СССР подпишет мирный договор, в крайнем случае с тем германским государством, власти которого этого пожелают, то есть с ГДР. И именно на этой основе передаст Восточной Германии все права контроля над коммуникациями между ФРГ и Западным Берлином. В случае попыток прорыва силой западными державами границ между этими территориями, их встретят, расположенные в ГДР, советские войска.50

Затем последовало смягчение советской позиции, и двухмесячные, и шестимесячные «лимиты» были молчаливо забыты. Многие западные политические деятели выдвинули идею начала переговоров с СССР для достижения компромисса.

В конце января 1959 г. совершили поездку в Москву премьер-министр Великобритании Г.Макмиллан и министр иностранных дел С.Ллойд. В результате была достигнута договоренность о необходимости проведения переговоров по германскому вопросу, а также о Западном Берлине. Затем началось согласование организационных вопросов. Западные державы предлагали провести совещание четырех министров иностранных дел.

В феврале 1959 г. Дж.Ф.Даллес поставил правительство ФРГ в известность о будущем совещании министров иностранных дел, аргументируя это тем, что западные союзники не желают, чтобы из-за Западного Берлина дело дошло до серьезного конфликта.51 Канцлер Федеративной Республики К.Аденауэр настаивал на том, что если будут переговоры, то необходимо их затянуть, поставить неприемлемые для СССР требования и, таким образом, сорвать их, взвалив всю вину на советское правительство.52

Вначале в Москве действительно выдвинули условия: совещание должно было быть с участием глав правительств; затем – о привлечении к участию в совещании министров – представителей Польши и Чехословакии- видимо, для соблюдения паритета: трое от НАТО, трое – от Организации Варшавского Договора. Но затем было снято и это условие.53

В результате обсуждения организационных вопросов предполагавшиеся участники встречи решили, что совещание министров иностранных дел должно было проходить в Женеве в мае 1959 г. как этап к встрече в верхах.54

Последние недели перед Женевской встречей прошли под знаком активной подготовки к нему обеих сторон. 27-28 апреля 1959 г. в Варшаве прошло совещание министров иностранных дел стран – участниц Варшавского Договора. На нем состоялся обмен мнениями и согласование требований в связи с предстоящими в Женеве переговорами.55

Западные державы накануне совещания министров иностранных дел также провели ряд встреч, чтобы сформулировать свои предложения. 2-4 апреля в Вашингтоне состоялось заседание Совета министров стран НАТО, с 13 по 23 апреля проходила встреча в Лондоне представителей США, Великобритании, Франции и ФРГ, а 29-30 апреля – в Париже. Участники этих переговоров подтвердили свои «права» в отношении Западного Берлина и решили заключать мирный договор лишь после проведения общегерманских выборов.56

С 11 мая по 20 июня, с перерывом до середины июля, - и с 13 июля по 5 августа 1959 г. состоялось Женевское совещание министров иностранных дел четырех держав, в котором принимали участие и представители обеих германских государств в качестве «советников на кошачьем положении», как шутили в ФРГ, имея ввиду, что немецкие участники сидели не за общим столом: для них были специально поставлены в отдалении друг от друга два стола.57

На совещании министров иностранных дел делегации западных держав внесли свои предложения по целому ряду вопросов, касавшиеся разоружения, европейской безопасности и германских проблем. Эти предложения носили название «план Гертера». Он предусматривал четыре этапа, в течение которых предполагалось установить четырехсторонний контроль в Берлине; провести выборы в общегерманскую ассамблею, чтобы с ее помощью подготовить проект Конституции объединенной Германии; создать единое правительство и заключить с ним мирный договор, закреплявший территориальные реальности после второй мировой войны. На всех этапах намечалось также достичь договоренности об ограничении вооруженных сил и вооружений четырех держав и других стран и предпринять ряд мер в области европейской безопасности, в частности, по созданию системы инспекции и наблюдения в согласованных районах.58

Таким образом, решение всех проблем упиралось в вопрос «воссоединения Германии» путем «свободных выборов».

По мнению советских представителей, «план Гертера» был сложен и требовал больших усилий для осуществления. Сам же министр иностранных дел США К.Гертер заявлял, что «все части плана связаны между собой и он должен рассматриваться как целое».59Правительство СССР считало, что это приведет лишь к поглощению ГДР Федеративной Республикой и распространению оккупационного статуса на весь Берлин.60 А главным они считали не вопрос объединения, а заключение мирного договора для подведения черты под второй мировой войной.61

Советская делегация выдвинула свой план, предусматривавший временное урегулирование на основе заключения соглашения о временном статусе Западного Берлина и создание общегерманского комитета для подготовки мер по сближению обоих немецких государств, объединению Германии и подготовке мирного договора. Положение западных держав в городе должно было оставаться неизменным на определенный срок (вначале предполагали один год). Временный статус мог быть гарантирован четырьмя державами и ГДР. К гарантиям могла быть привлечена и ООН.62

Западные державы признавали ненормальность положения Западного Берлина. В то же время они возражали против превращения его в вольный город и ликвидации оккупационного режима, а соглашались лишь на поиски какого-то временного урегулирования.. При условии сохранения за ними «права пребывания в Западном Берлине, обеспечения им беспрепятственного доступа и свободы передвижения между западными и восточными секторами» они были готовы «ограничить общую численность в своих частях города, имевшимся там числом», не размещать там атомное оружие и ракетные установки; избегать деятельности, нарушающей общественный порядок или права или интересы союзных держав». Для разрешения возможных способов по доступу должна была быть создана четырехстороння комиссия. Гарантом выполнения большинства пунктов предлагалась Организация Объединенных Наций.63

Таким образом, на совещании в Женеве была возможность добиться компромисса, кроме одного, основного вопроса – о юридической базе пребывания западных держав по истечении срока действия временного соглашения.

В итоге совещание закончилось безрезультатно. Хотя стоит отметить, что в его работе были положительные моменты. Прежде всего как представители западных держав, так и советской стороны поняли, что все проблемы и спорные вопросы должны были решаться мирным путем. Кроме того, они договорились о встрече в верхах, которая должна была стать продолжением совещания в Женеве. Так же можно сказать об еще одном положительном нюансе этой встречи: участие в решении комплекса германских дел непосредственно ГДР и ФРГ в лице их представителей – министров иностранных дел Л.Больца и Г.фон Брентано. Этот факт свидетельствовал о том, что правительства СССР, США, Великобритании и Франции признали, что урегулирование вопросов, затрагивавших жизненные интересы немцев, должно решаться с участием обоих германских государств.

Кроме того, участие Германской Демократической Республики в Женевской встрече было так называемым фактическим признанием ее существования как независимого суверенного государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.