Дипломная работа: Образ политика в официальном издании на примере образа Дмитрия Медведева В «Российской газете»
Словосочетание
«матушка-земля» не приведено по причине неуместного её употребления в официальном
тексте и не вписывается в модель создаваемого в «Российской газете» идеального
ораторского образа Медведева.
Скрытым
приёмом можно назвать и увеличение объёма текста с целью подачи информации в
выгодном для президента плане:
Глава
государства сразу заверил членов президиума правления торгово-промышленной
палаты, что государство приняло все необходимые для стабилизации ситуации в
экономике решения. «При этом спектр механизмов достаточно широк: это и
увеличение объёмов кредитования, предоставление госгарантий, субсидирование
процентных ставок».[236]
К
концу второго предложение уже забывается, что это только решения, а не
проведённые уже мероприятия для преодоления кризиса.
Пропозиция.
Семантика
объекта образуется совокупностью значений языковых знаков и связанных с ними
семем. Вместе с тем необходимо констатировать, что в сознании коммуникантов
имеются такие смыслы, называющиеся когнитивные пропозиции, которые не имеют
проявленного языкового выражения (по сути, обозначающие «несказанное»).[237]
Ещё
в статусе кандидата … Медведев пообещал … борьбу с проблемой, которую в России
не могут решить столетиями. Примечательно то, что до сих пор поставленные
главой государства задачи реализуются в чётко установленные сроки. Так, в
положенные два месяца на стол президенту лёг Национальный план по борьбе с
коррупцией.[238]
В
семантическом плане слово «реализовывать» — означает материально воплощать в
действительность из задумки, мысли, идеи – устной или письменной. Здесь мы
наблюдаем индивидуально-авторский пропозитивный смысл, вложенный в слово
«реализовать». В отличие от эксплицитного толкования словаря, в данном примере
отождествляются выполнения любых действий по приказу президента, в том числе и
составление плана.
Имплицитно
подают информацию и такая группа приёмов, как риторические уловки. Уловка —
ловкий, хитрый приём, применяемый с целью достигнуть чего-либо. Если
коммуникативная установка адресанта требует сокрытия, так как она не будет
принята аудиторией, поскольку аудитория полагает, что такая установка полностью
противоречит её интересам, средства, поддержавшие такую коммуникативную
установку, называются уловкой[239].
К
часто встречающимся уловкам Алла Шестерина отнесла «раздувание» проблемы[240], когда для того, чтобы
в негативном свете показать оппонента, гиперболизируют проблему, в которую он
включён и уловку, заключающуюся в анализе не столько доводов оппонента, сколько
выдвижении предположений тех тайных мотивов, которые заставили их высказывать
или умолчать о чём-либо:
Дмитрий
Медведев ещё раз напомнил о сроках. На этот раз, правда, в привязке к земельным
отношениям в будущем инноцентре, но с тем же успехом он мог таким же образом
прокомментировать и любой аспект создания Сколково. «Это не подготовка к
Олимпиаде-2014, — напомнил он. — Все нужно сделать быстро и твёрдо».
Имплицитность
информации, факт её сокрытия, могут быть обнаружена при сопоставлении
информации из разных источников. Этот процесс называется верификацией[241]. Проиллюстрируем
примером, взятым из «Российской газеты» и «Коммерсанта»:
«Он
(инновационный центр в Сколково) должен с самого начала быть представлен как
абсолютно конкурентоспособный. Его конкурентоспособность должна быть
глобальной», — указал Медведев.[242]
Сопоставление
данной информации с заметкой в другом издании выявляет, что под «глобальной
конкурентоспособностью» понимаются «зарубежные компании».
Председатель
«Деловой России» Борис Титов говорит, что проект ориентирован прежде всего на
крупные западные компании. «Для их привлечения и создаются условия более
льготные, чем где бы то ни было»,— сказал он «Ъ».[243]
–
Бизнес,
принадлежащий иностранным компаниям, многими экономистами трактуется как
отрицательное влияние на развитие страны.
Иногда
имплицитность информации порождается нарушениями принципов подачи журналистской
информации, сформулированными американским логиком Питером Грайсом[244], которые он называет
максимами. Так в следующем примере иллюстрируется нарушение «максимы отношения»
- сообщаемая информация должна быть релевантной, то есть как минимум иметь
отношение к обсуждаемой проблеме:
Он
пошёл на риск и решил выработать новый язык, новый подход к общению с
парламентом. В этих условиях, по словам Павловского, Медведев обозначил в качестве
главного приоритета свободу граждан.[245]
Словосочетания
«в этих условиях» в данном контексте «пошёл на риск» предполагает наличие
определённых противодействий со стороны парламента в обозначении важности
свободы граждан, что не совсем соответствует расстановке политических сил в
Думе. Таким образом, формируется положительно представление у аудитории о
настойчивых стараниях Дмитрия Медведева по становлению правовой демократии в
России.
На
основе анализа лингвистического воздействия, заложенного в системе единиц языка
и закономерностях речевого поведения, мы пришли к выводам, что журналисты часто
строят текст так, что существенная информация оказывается имплицитной (словесно
не сформулированной): она выводится самими реципиентами путём несложных
мыслительных операций. С помощью имплицитной информации журналисты пытаются
преодолеть недоверие к политической информации, основываясь на некритичном
восприятии текста. Имплицитный характер текста, обходящий порог сознания и
воздействующий на бессознательную сферу потребителя информации, способствует
усилению воздействующего потенциала публицистического текста.
Заключение
В
результате проделанной работы были сделаны следующие выводы.
1.
Феномен, обозначенный нами как образ, широко представлен в научной литературе,
однако, имеется существенные расхождения в его дефинициях. Понятия образа и
имиджа часто используются как синонимичные, что, на наш взгляд, является не
совсем корректным. Имидж - это результат целенаправленных действий как со
стороны воспринимаемого объекта, так(закончите фразу), в то время как образ
формируется спонтанно, случайно, под воздействием многих факторов. Обозначено
понятие виртуального образа, специфичного для современных СМИ, где черты образа
носят имитационный характер и подчиняются законам «коммуникативного
инсценирования».
2.
Изучаемый феномен образа тесно связан с определёнными описаниями и
классификациями образа политического лидера, содержащимися в многочисленной
научной литературе по политической психологии. Нами отмечено, что все
выявленные составляющие структуры образа политика (внешность, характер, речевые
особенности, лидерские качества и т. д.) присутствуют в текстах "Российской
газеты", но дифференцированы по объёму, функциональному назначению и в
связи с типом издания. Черты политического лидера, руководителя выдвигаются
журналистами на передний план. Личные же характеристики - увлечения, семейные
взаимоотношения, предпочитаемая одежда - выступают фоновой информацией, но
все-таки присутствуют в текстах, поскольку образ политика в современной
действительности немыслим без обращения к персональным характеристикам обычного
человека.
3.
Способы создания образа Дмитрия Медведева представлены вербальной и визуальной
моделями их реализации в газете. Вербальная модель связанна с языковыми и
речевыми способами реализации образа президента в тексте. Проанализированы два
аспекта, с помощью которых осуществляется позиционирование положительных
качеств образа президента: роль детали, воплощённая в семантических группах
лексики (еда, одежда, спорт, юмор и т. д.), и цитирование. Визуальная модель
репрезентируется посредством фотоиллюстраций, где делается акцент не на
иллюстративности, а на функции создания образа. Во главу угла становится не
событие, а фигура президента, поэтому он размещается фотокорреспондентом по
центру кадра, окружённый символическими предметами, а «вес» других героев
фотографии снижен возможными визуальными приёмами.
4.
Наряду с этими явными, эксплицитными способами создания положительного образа
Дмитрия Медведева, рассмотрена имплицитная, скрытая информации, присутствующая
в текстах и используемая журналистами для усиления образа Д. Медведева через
косвенное воздействие на адресата. В работе проанализированы имплицитные
стратегии - атрибуция (навязывание нужного причинно-следственного отношения),
пресуппозиция (подача спорной информации как общеизвестной и однозначно
трактуемой), фигура умолчания (предоставление читателю самому сделать нужный,
имплицитно заданный журналистом, вывод), пропозиция (информация, не имеющая
явного языкового выражения и отсылающая к другому широко известному, не
требующему доказательств контексту), уловки (смещение внимания реципиента с целью
сокрытия невыгодной информации). Обнаружены нарушения некоторых принципов
подачи информации (максим Питера Грайса), путём верификации сообщений из
"РГ" и "Коммерсанта", что свидетельствует о
недобросовестном подходе журналиста.
СМИ
должны быть заинтересованы в подаче качественной информации. Нахождение баланса
между стремлением создать необходимый для стабильности государства образ
сильной политической власти и обязанностью эту власть формировать,
контролировать и критиковать - это насущная задача современных СМИ.
Представленная
дипломная работа- это одна из попыток осознать роль СМИ в процессе формирования
демократического общества. Перспективами развития темы видятся углубление
теоретических аспектов исследования структуры образа с учётом российских особенностей,
привлечение нового языкового материала, развитие темы в
сравнительно-сопоставительном плане, поиск новых практических путей
установления диалога власти с населением..
Список литературы
Алексеев
Е. Г. Информатика: учебник / Е. Г. Алексеев, С. Д. Богатырев. — Саранск: Морд.
гос. ун-т, 2009.
Белуза
А. «Медвединки» и «путинки»-2008 / Александра Белуза // Известия. — Режим
доступа: http://www.izvestia.ru/politic/article3124121/
Беспаленко
П. Н. Терроризм и духовная безопасность в медийном контексте.
Философско-политический аспект / П. Н. Беспаленко, С. Н. Борисов // Вестник
ТГУ. — 2009. — №11.
Большая
советская энциклопедия. 3-е издание. М., 1970-1977. — Режим доступа:
http://slovari.yandex.ru/
Борев
Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. / Ю. Б.
Борев. — М., 2003.
Борисова
Е. Г. Имплицитность в языке и речи / Е. Г. Борисова, Ю.С Мартемьянова. — М.,
1999.
Вислогузов
В. В Сколково расцветет налоговый оазис / Вадим Вислогузов // Коммерсантъ. —
2010. — 30 апреля.
Голль
Ш. де. Военные мемуары: Призыв 1940-1942 / Шарль де Голль; Пер. с фр.
Анфилофьева А.А., Арзуманова Ю.Б., Гак В.Г. и др. — М.: ООО «Издательство АСТ»,
2003.
Грабарова
Э.В. Умение жить / Э. Грабарова // Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика.
М., 2007.
Грайс
П. Логика и речевое мышление // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.
Грачёв
М. Словарь тысячелетнего русского арго / Грачев Михаила. — М.: Рипол Классик,
2003. — 1120 с.
Григорьева
Е. Россия стала ближе к Николаю Чудотворцу / Екатерина Григорьева. — Режим
доступа: http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3125869/.
Дедюхин
А. А. Модели организации вербальной и визуальной информации в тексте рекламы:
дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. — Краснодар. — 2006. — 152 с.
Ефремова
Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х томах. / Т.Ф.
Ефремова. — М.: АСТ, 2006. — Том 1.
Из
серии «Как это делается». — Режим доступа:
http://drugoi.livejournal.com/3073134.html#cutid1
Иллюстрированный
журнал обо всем на свете. — Режим доступа: http://drugoi.livejournal.com.
Имидж
лидера / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. М., 1994.
Индексы
раздора. — Режим доступа: http://www.polit.ru/author/2008/11/07/seminar.html.
Интервью
итальянскому телевизионному каналу РАИ. — Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/1292/print
Иссерс
О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс — М.,
2002.
Какулов
Ю.Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Дейк Т. А. ван.
Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Прогресс, 1989.
Кара-Мурза
Е. Имплицитная информация как средство рекламного воздействия / Елена
Кара-Мурза // Медиальманах. — 2005. — № 3.
Ковальчук
А.С. Основы имиджелогии / А. С. Ковальчук. — М., 2002.
Красных
В.В. Свой среди чужих: миф или реальность? / В. В. Красных. — М., 2003.
Леонтьев
А. А. На экране — человек. / А. А. Леонтьев // Человек в кадре: Материалы
научно-практической конференции. М.: 1990.
Леонтьев
А. А. Психолингвистические особенности языка СМИ / А. А. Леонтьев // Язык СМИ
как объект междисциплинарного исследования / Под ред. Володиной М.Н. — М.:
Изд-во МГУ, 2003.
Леонтьев
А. Н. Некоторые психические особенности воздействия на личность / А. Н.
Леонтьев // Проблемы научного коммунизма. — 1968. — № 2.
Лукьянов
Ф. Речевые особенности президентов / Фёдор Лукьянов. — Режим доступа:
http://www.gazeta.ru/column/lukyanov/3264487.shtml
Майстер
В. Существует ли разница «русского» и «немецкого» менталитетов? — Режим
доступа: http:// www.liebe-de.okis.ru/mentalitet.html.
Макаренко
Б. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения // Вестник
РОПЦб. 1996. № 26.
Медведев.
— Режим доступа: http://www.lurkmore.ru/медведев.
Мельчук
И.А. Опыт теории лингвистически моделей «Смысл — текст». — М.: Школа «Языки
русской культуры», 1999. — 346 с.
Молчанова
М. Метажурналистика и авторская модальность / М. Молчанова // Экономика. Право.
Печать. — 2000. — №1
Мурашов
А. А. Личность и речь: эпоха кризисов: учеб. пособие. / А. А. Мурашов. — М.:
Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2005. — 504 с. — (Серия «Библиотека студента»).
Онкович
А.В. Произведения прессфотографии как средство зрительной наглядности и
методика их использования на занятиях по развитию речи / А. В. Онкович //
Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса Международной
ассоциации преподавателей русского языка и культуры. — СПб., 2003.
Основы
философии науки / Кохановский В. П. [и др.]. — М.: Феникс, 2007.
Павилёнис
Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. — М ., 1983.
Пирогова
Ю. К. Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. / Ю. К. Пирогова. — М., 2000.
Пирогова
Ю. К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и
манипулирования. (на материале рекламных и PR-сообщений) / Ю. К. Пирогова //
Проблемы прикладной лингвитстики. — 2002.
Полный
текст интервью Медведева российским телеканалам. — Режим доступа:
http://news.mail.ru/politics/1984248/et
Популярный
словарь русского языка. Толково-энциклопедический. / Гуськова А. П. [и др.]. —
М., Русский язык-Медиа. — 2003.
Почепцов
Г. Г. Имиджелогия. Инструментарий по управлению будущим / Г. Г. Почепцов. — М.:
СмартБук, 2009.
Призыв.
Тупичок Гоблина. — Режим доступа:
http://oper.ru/news/read.php?t=1051606138&page=1
Реформатский
А. А. Введение в языковедение. / А. Реформатский. — 3 изд. М.: Аспект-пресс,
1999.
Ромат
Е. В. Реклама / Е. В. Ромат. — Киев-Харьков. 2000. С. 266.
Ромашкина
Р. Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера: авторефер.
дис.. канд. психолог. наук / Р. Ф. Ромашкина. — М, 2001.
Рыкованов
П. Генерал де Голль: Образ политика — важнейший аргумент для общественного
мнения / П. Рыкованов // Невский наблюдатель. — 2002. — № 1(7).
Савельева
О. Концепт «еда» как фрагмент языковой картины мира: лексико-семантический и
когнитивно-прагматический аспекты: Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19
Краснодар, 2006. — 270 с.
Соловьев
Г. М. Некоторые аспекты когнитивных пропозиций факта / Г. М. Соловьёв //
Экономика. Право. Печать. — Краснодар, — 2000. — № 1- 3.
Сорин
А. Фотожурналистика. Точка зрения фотографа / Александр Сорин // По жизни.
Пособие по социальной журналистике. — М.: UNICEF, — 2002.
Социальная
психология: словарь / Кондратьев М.Ю. [и др.]. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
Суздальцева
В. Н. Деталь как имиджевый конструкт. Образ власти в СМИ / В. Н. Суздальцева //
Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2008. — №4.
Тимошенко
Л. О. Скалярно-антонимический комплекс концепта «здоровье» в русском и
английском языках: дисс. … канд. филол. наук : 10.02.20: защищена 26.05.2005:
Тимошенко Людмила Олеговна. — Екатеринбург., 2005. — 235 с.
Ткачук
С. Имидж — всё! / С. Ткачук // Новые известия.- 2004. — 11 июня.
Толковый
словарь Вебстера. — Режим доступа: http://www.school.edu.ru/catalog.
Толковый
словарь русского языка Ушакова. — Режим доступа:
http://www.slovari.yandex.ru/dict/ushakov.
Точка
съёмки // Фотокинотехника: Энциклопедия / Под ред.Е. А. Иофис. — М.: Советская
энциклопедия, 1981.
Феофанов
О.А. Реклама и общество / О. А. Феофанов. — М., 1974.
Фрумкина
Р.М. Самосознание лингвистики — вчера и завтра / Р. М. Фрумкина // Изв АН. —
Сер. Лит. и яз. Т.58. — №4. — 1999
Хоршилова
Т. Я понимаю школу сердцем / Татьяна Хорошилова // Союз. Беларусь-Россия. —
2010. — №446.
Хочешь
привлечь внимание — показывай. Иллюстрирование газеты // Журналистика и
медиарынок. — 2005. — №9. — Режим доступа:
http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=689&c_id=8909.
Цветкова
Р. Гадания на президентской гуще / Роза Цветкова // Новая газета. — Режим
доступа: http://www.ng.ru/ng_politics/2010-01-19/9_medvedev.html .
Чжао
Юань-Жень. Модели в лингвистике и модели вообще // Математическая логика и её
применения, М., 1965.
Шаповал
Ю. Г. Изобразительная журналистика. / Ю. Г. Шаповал. — Львов: высшая школа,
1988.
Шеннон
К. Работы по теории информации и кибернетики / Шеннон Клод Элвуд. — М., 1963.
Шестопал
Е. Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов / Е. Б. Шестопал. —
М., 2010.
Щирова
И.А. Психологический текст: деталь и образ / И. А. Щирова. — СПб., 2003.
Яковлев
М. Ф. «Точка съёмки» / М. Ф. Яковлев // Учись фотографировать. — М., Искусство,
— 1977.
Who is the shortest world leader? — Режим доступа: http://www.guardian.co.uk/world/2008/mar/04/shortestworldleader.
Список литературы
Алексеев
А. Шило в Скорпионе / Александр Алексеев // Российская газета. — 2010. — 25
марта.
Алексеев
А. Я и без Deep Purple парень хоть куда! / Александр Алексеев // Российская
газета — Неделя. — 2009. — 8 октября.
Белов
С. Вечер с президентом / Сергей Белов // Российская газета. — 2009. — 16 марта.
Белов
С. Медведев не исключает выборы / Сергей Белов // Российская газета. — 2010. —
26 апреля.
Бортновская
М. Умерла первая учительница президента России Дмитрия Медведева / Мария
Бортновская. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/06/11/reg-szapad/smirnova-anons.html
Бровкина
М. Скверно живете, господа / Марина Бровкина // Российская газета. — 2010. — 27
января.
Брынцева
Г. Spasiba! / Галина Брынцева // Российская газета. — 2010. — 19 апреля.
Брынцева
Г. Кто там машет нам рукой? / Галина Брынцева // Российская газета. — 2010. —
11 января.
В
России будет сформирована самостоятельная финансовая система, уверен Дмитрий
Медведев. — Режим доступа:
http://www.rg.ru/2008/11/05/president-finansy-anons.html.
Владимиров
Д. Программист — профессия дорогая / Дмитрий Владимиров // Российская газета. —
2007. — 6 апреля.
Владимиров
Д. Аспирантов ждёт «зачистка» / Дмитрий Владимиров // Российская газета. —
2007. — 1 ноября.
Владимиров
Д. Без права на провал / Дмитрий Владимиров // Российская газета. — 2006. — 13
сентября.
Владимиров
Д. Дмитрий Медведев с выбором не ошибся / Дмитрий Владимиров // Российская
газета. — 2007. — 26 мая.
Владимиров
Д. Жилищный полигон / Дмитрий Владимиров // Российская газета. — 2006. — 22
ноября.
Владимиров
Д. Парад безволия прекратить! / Дмитрий Владимиров // Российская газета. —
2006. — 25 ноября.
Владимиров
Д. Первые — гости / Дмитрий Владимиров // Российская газета. —2007. — 23 июля .
Владимиров
Д. Учимся готовить на газе / Дмитрий Владимиров. — Режим доступа:
http://www.rg.ru/2006/10/05/gaz.html
Владимирова
Д. Учимся готовить на газе / Дмитрий Владимиров // Российская газета. —2006. —
5 октября.
Власова
Е. С цифрой по жизни / Екатерина Власова // Российская газета. — 2008. — 17
декабря.
Волкова
М. Лазурный Берег с русским акцентом / Марина Волкова // Российская газета. —
2008. — 14 ноября.
Волкова
М. Президент Медведев: шаг первый / Марина Волкова // Российская газета. —
2008. — 8 мая.
Вышли
в свет. Материалы «Юридической недели» подготовлены совместно с Ассоциацией
юристов России // Российская газета—Неделя. — 2009. - 4 июня.
Дмитрий
Медведев возложил венок к Вечному огню у Могилы Неизвестного Солдата. — Режим
доступа: http://www.rg.ru/2009/06/22/venok-anons.html.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|