рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Образ политика в официальном издании на примере образа Дмитрия Медведева В «Российской газете»

Словосочетание «матушка-земля» не приведено по причине неуместного её употребления в официальном тексте и не вписывается в модель создаваемого в «Российской газете» идеального ораторского образа Медведева.

Скрытым приёмом можно назвать и увеличение объёма текста с целью подачи информации в выгодном для президента плане:

Глава государства сразу заверил членов президиума правления торгово-промышленной палаты, что государство приняло все необходимые для стабилизации ситуации в экономике решения. «При этом спектр механизмов достаточно широк: это и увеличение объёмов кредитования, предоставление госгарантий, субсидирование процентных ставок».[236]

К концу второго предложение уже забывается, что это только решения, а не проведённые уже мероприятия для преодоления кризиса.

Пропозиция.

Семантика объекта образуется совокупностью значений языковых знаков и связанных с ними семем. Вместе с тем необходимо констатировать, что в сознании коммуникантов имеются такие смыслы, называющиеся когнитивные пропозиции, которые не имеют проявленного языкового выражения (по сути, обозначающие «несказанное»).[237]

Ещё в статусе кандидата … Медведев пообещал … борьбу с проблемой, которую в России не могут решить столетиями. Примечательно то, что до сих пор поставленные главой государства задачи реализуются в чётко установленные сроки. Так, в положенные два месяца на стол президенту лёг Национальный план по борьбе с коррупцией.[238]

В семантическом плане слово «реализовывать» — означает материально воплощать в действительность из задумки, мысли, идеи – устной или письменной. Здесь мы наблюдаем индивидуально-авторский пропозитивный смысл, вложенный в слово «реализовать». В отличие от эксплицитного толкования словаря, в данном примере отождествляются выполнения любых действий по приказу президента, в том числе и составление плана.

Имплицитно подают информацию и такая группа приёмов, как риторические уловки. Уловка — ловкий, хитрый приём, применяемый с целью достигнуть чего-либо. Если коммуникативная установка адресанта требует сокрытия, так как она не будет принята аудиторией, поскольку аудитория полагает, что такая установка полностью противоречит её интересам, средства, поддержавшие такую коммуникативную установку, называются уловкой[239].

К часто встречающимся уловкам Алла Шестерина отнесла «раздувание» проблемы[240], когда для того, чтобы в негативном свете показать оппонента, гиперболизируют проблему, в которую он включён и уловку, заключающуюся в анализе не столько доводов оппонента, сколько выдвижении предположений тех тайных мотивов, которые заставили их высказывать или умолчать о чём-либо:

Дмитрий Медведев ещё раз напомнил о сроках. На этот раз, правда, в привязке к земельным отношениям в будущем инноцентре, но с тем же успехом он мог таким же образом прокомментировать и любой аспект создания Сколково. «Это не подготовка к Олимпиаде-2014, — напомнил он. — Все нужно сделать быстро и твёрдо».

Имплицитность информации, факт её сокрытия, могут быть обнаружена при сопоставлении информации из разных источников. Этот процесс называется верификацией[241]. Проиллюстрируем примером, взятым из «Российской газеты» и «Коммерсанта»:

«Он (инновационный центр в Сколково) должен с самого начала быть представлен как абсолютно конкурентоспособный. Его конкурентоспособность должна быть глобальной», — указал Медведев.[242]

Сопоставление данной информации с заметкой в другом издании выявляет, что под «глобальной конкурентоспособностью» понимаются «зарубежные компании».

Председатель «Деловой России» Борис Титов говорит, что проект ориентирован прежде всего на крупные западные компании. «Для их привлечения и создаются условия более льготные, чем где бы то ни было»,— сказал он «Ъ».[243]

Бизнес, принадлежащий иностранным компаниям, многими экономистами трактуется как отрицательное влияние на развитие страны.

Иногда имплицитность информации порождается нарушениями принципов подачи журналистской информации, сформулированными американским логиком Питером Грайсом[244], которые он называет максимами. Так в следующем примере иллюстрируется нарушение «максимы отношения» - сообщаемая информация должна быть релевантной, то есть как минимум иметь отношение к обсуждаемой проблеме:

Он пошёл на риск и решил выработать новый язык, новый подход к общению с парламентом. В этих условиях, по словам Павловского, Медведев обозначил в качестве главного приоритета свободу граждан.[245]

Словосочетания «в этих условиях» в данном контексте «пошёл на риск» предполагает наличие определённых противодействий со стороны парламента в обозначении важности свободы граждан, что не совсем соответствует расстановке политических сил в Думе. Таким образом, формируется положительно представление у аудитории о настойчивых стараниях Дмитрия Медведева по становлению правовой демократии в России.

На основе анализа лингвистического воздействия, заложенного в системе единиц языка и закономерностях речевого поведения, мы пришли к выводам, что журналисты часто строят текст так, что существенная информация оказывается имплицитной (словесно не сформулированной): она выводится самими реципиентами путём несложных мыслительных операций. С помощью имплицитной информации журналисты пытаются преодолеть недоверие к политической информации, основываясь на некритичном восприятии текста. Имплицитный характер текста, обходящий порог сознания и воздействующий на бессознательную сферу потребителя информации, способствует усилению воздействующего потенциала публицистического текста.

Заключение

В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы.

1. Феномен, обозначенный нами как образ, широко представлен в научной литературе, однако, имеется существенные расхождения в его дефинициях. Понятия образа и имиджа часто используются как синонимичные, что, на наш взгляд, является не совсем корректным. Имидж - это результат целенаправленных действий как со стороны воспринимаемого объекта, так(закончите фразу), в то время как образ формируется спонтанно, случайно, под воздействием многих факторов. Обозначено понятие виртуального образа, специфичного для современных СМИ, где черты образа носят имитационный характер и подчиняются законам «коммуникативного инсценирования».

2. Изучаемый феномен образа тесно связан с определёнными описаниями и классификациями образа политического лидера, содержащимися в многочисленной научной литературе по политической психологии. Нами отмечено, что все выявленные составляющие структуры образа политика (внешность, характер, речевые особенности, лидерские качества и т. д.) присутствуют в текстах "Российской газеты", но дифференцированы по объёму, функциональному назначению и в связи с типом издания. Черты политического лидера, руководителя выдвигаются журналистами на передний план. Личные же характеристики - увлечения, семейные взаимоотношения, предпочитаемая одежда - выступают фоновой информацией, но все-таки присутствуют в текстах, поскольку образ политика в современной действительности немыслим без обращения к персональным характеристикам обычного человека.

3. Способы создания образа Дмитрия Медведева представлены вербальной и визуальной моделями их реализации в газете. Вербальная модель связанна с языковыми и речевыми способами реализации образа президента в тексте. Проанализированы два аспекта, с помощью которых осуществляется позиционирование положительных качеств образа президента: роль детали, воплощённая в семантических группах лексики (еда, одежда, спорт, юмор и т. д.), и цитирование. Визуальная модель репрезентируется посредством фотоиллюстраций, где делается акцент не на иллюстративности, а на функции создания образа. Во главу угла становится не событие, а фигура президента, поэтому он размещается фотокорреспондентом по центру кадра, окружённый символическими предметами, а «вес» других героев фотографии снижен возможными визуальными приёмами.

4. Наряду с этими явными, эксплицитными способами создания положительного образа Дмитрия Медведева, рассмотрена имплицитная, скрытая информации, присутствующая в текстах и используемая журналистами для усиления образа Д. Медведева через косвенное воздействие на адресата. В работе проанализированы имплицитные стратегии - атрибуция (навязывание нужного причинно-следственного отношения), пресуппозиция (подача спорной информации как общеизвестной и однозначно трактуемой), фигура умолчания (предоставление читателю самому сделать нужный, имплицитно заданный журналистом, вывод), пропозиция (информация, не имеющая явного языкового выражения и отсылающая к другому широко известному, не требующему доказательств контексту), уловки (смещение внимания реципиента с целью сокрытия невыгодной информации). Обнаружены нарушения некоторых принципов подачи информации (максим Питера Грайса), путём верификации сообщений из "РГ" и "Коммерсанта", что свидетельствует о недобросовестном подходе журналиста.

СМИ должны быть заинтересованы в подаче качественной информации. Нахождение баланса между стремлением создать необходимый для стабильности государства образ сильной политической власти и обязанностью эту власть формировать, контролировать и критиковать - это насущная задача современных СМИ.

Представленная дипломная работа- это одна из попыток осознать роль СМИ в процессе формирования демократического общества. Перспективами развития темы видятся углубление теоретических аспектов исследования структуры образа с учётом российских особенностей, привлечение нового языкового материала, развитие темы в сравнительно-сопоставительном плане, поиск новых практических путей установления диалога власти с населением..

Список литературы

Алексеев Е. Г. Информатика: учебник / Е. Г. Алексеев, С. Д. Богатырев. — Саранск: Морд. гос. ун-т, 2009.

Белуза А. «Медвединки» и «путинки»-2008 / Александра Белуза // Известия. — Режим доступа: http://www.izvestia.ru/politic/article3124121/

Беспаленко П. Н. Терроризм и духовная безопасность в медийном контексте. Философско-политический аспект / П. Н. Беспаленко, С. Н. Борисов // Вестник ТГУ. — 2009. — №11.

Большая советская энциклопедия. 3-е издание. М., 1970-1977. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/

Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. / Ю. Б. Борев. — М., 2003.

Борисова Е. Г. Имплицитность в языке и речи / Е. Г. Борисова, Ю.С Мартемьянова. — М., 1999.

Вислогузов В. В Сколково расцветет налоговый оазис / Вадим Вислогузов // Коммерсантъ. — 2010. — 30 апреля.

Голль Ш. де. Военные мемуары: Призыв 1940-1942 / Шарль де Голль; Пер. с фр. Анфилофьева А.А., Арзуманова Ю.Б., Гак В.Г. и др. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Грабарова Э.В. Умение жить / Э. Грабарова // Антология концептов. Под ред. В.И. Карасика. М., 2007.

Грайс П. Логика и речевое мышление // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

Грачёв М. Словарь тысячелетнего русского арго / Грачев Михаила. — М.: Рипол Классик, 2003. — 1120 с.

Григорьева Е. Россия стала ближе к Николаю Чудотворцу / Екатерина Григорьева. — Режим доступа: http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3125869/.

Дедюхин А. А. Модели организации вербальной и визуальной информации в тексте рекламы: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. — Краснодар. — 2006. — 152 с.

Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3-х томах. / Т.Ф. Ефремова. — М.: АСТ, 2006. — Том 1.

Из серии «Как это делается». — Режим доступа: http://drugoi.livejournal.com/3073134.html#cutid1

Иллюстрированный журнал обо всем на свете. — Режим доступа: http://drugoi.livejournal.com.

Имидж лидера / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. М., 1994.

Индексы раздора. — Режим доступа: http://www.polit.ru/author/2008/11/07/seminar.html.

Интервью итальянскому телевизионному каналу РАИ. — Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/1292/print

Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс — М., 2002.

Какулов Ю.Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Прогресс, 1989.

Кара-Мурза Е. Имплицитная информация как средство рекламного воздействия / Елена Кара-Мурза // Медиальманах. — 2005. — № 3.

Ковальчук А.С. Основы имиджелогии / А. С. Ковальчук. — М., 2002.

Красных В.В. Свой среди чужих: миф или реальность? / В. В. Красных. — М., 2003.

Леонтьев А. А. На экране — человек. / А. А. Леонтьев // Человек в кадре: Материалы научно-практической конференции. М.: 1990.

Леонтьев А. А. Психолингвистические особенности языка СМИ / А. А. Леонтьев // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Под ред. Володиной М.Н. — М.: Изд-во МГУ, 2003.

Леонтьев А. Н. Некоторые психические особенности воздействия на личность / А. Н. Леонтьев // Проблемы научного коммунизма. — 1968. — № 2.

Лукьянов Ф. Речевые особенности президентов / Фёдор Лукьянов. — Режим доступа: http://www.gazeta.ru/column/lukyanov/3264487.shtml

Майстер В. Существует ли разница «русского» и «немецкого» менталитетов? — Режим доступа: http:// www.liebe-de.okis.ru/mentalitet.html.

Макаренко Б. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения // Вестник РОПЦб. 1996. № 26.

Медведев. — Режим доступа: http://www.lurkmore.ru/медведев.

Мельчук И.А. Опыт теории лингвистически моделей «Смысл — текст». — М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 346 с.

Молчанова М. Метажурналистика и авторская модальность / М. Молчанова // Экономика. Право. Печать. — 2000. — №1

Мурашов А. А. Личность и речь: эпоха кризисов: учеб. пособие. / А. А. Мурашов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 504 с. — (Серия «Библиотека студента»).

Онкович А.В. Произведения прессфотографии как средство зрительной наглядности и методика их использования на занятиях по развитию речи / А. В. Онкович // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и культуры. — СПб., 2003.

Основы философии науки / Кохановский В. П. [и др.]. — М.: Феникс, 2007.

Павилёнис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. — М ., 1983.

Пирогова Ю. К. Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. / Ю. К. Пирогова. — М., 2000.

Пирогова Ю. К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования. (на материале рекламных и PR-сообщений) / Ю. К. Пирогова // Проблемы прикладной лингвитстики. — 2002.

Полный текст интервью Медведева российским телеканалам. — Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/1984248/et

Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. / Гуськова А. П. [и др.]. — М., Русский язык-Медиа. — 2003.

Почепцов Г. Г. Имиджелогия. Инструментарий по управлению будущим / Г. Г. Почепцов. — М.: СмартБук, 2009.

Призыв. Тупичок Гоблина. — Режим доступа: http://oper.ru/news/read.php?t=1051606138&page=1

Реформатский А. А. Введение в языковедение. / А. Реформатский. — 3 изд. М.: Аспект-пресс, 1999.

Ромат Е. В. Реклама / Е. В. Ромат. — Киев-Харьков. 2000. С. 266.

Ромашкина Р. Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера: авторефер. дис.. канд. психолог. наук / Р. Ф. Ромашкина. — М, 2001.

Рыкованов П. Генерал де Голль: Образ политика — важнейший аргумент для общественного мнения / П. Рыкованов // Невский наблюдатель. — 2002. — № 1(7).

Савельева О. Концепт «еда» как фрагмент языковой картины мира: лексико-семантический и когнитивно-прагматический аспекты: Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 Краснодар, 2006. — 270 с.

Соловьев Г. М. Некоторые аспекты когнитивных пропозиций факта / Г. М. Соловьёв // Экономика. Право. Печать. — Краснодар, — 2000. — № 1- 3.

Сорин А. Фотожурналистика. Точка зрения фотографа / Александр Сорин // По жизни. Пособие по социальной журналистике. — М.: UNICEF, — 2002.

Социальная психология: словарь / Кондратьев М.Ю. [и др.]. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

Суздальцева В. Н. Деталь как имиджевый конструкт. Образ власти в СМИ / В. Н. Суздальцева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. — 2008. — №4.

Тимошенко Л. О. Скалярно-антонимический комплекс концепта «здоровье» в русском и английском языках: дисс. … канд. филол. наук : 10.02.20: защищена 26.05.2005: Тимошенко Людмила Олеговна. — Екатеринбург., 2005. — 235 с.

Ткачук С. Имидж — всё! / С. Ткачук // Новые известия.- 2004. — 11 июня.

Толковый словарь Вебстера. — Режим доступа: http://www.school.edu.ru/catalog.

Толковый словарь русского языка Ушакова. — Режим доступа: http://www.slovari.yandex.ru/dict/ushakov.

Точка съёмки // Фотокинотехника: Энциклопедия / Под ред.Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Феофанов О.А. Реклама и общество / О. А. Феофанов. — М., 1974.

Фрумкина Р.М. Самосознание лингвистики — вчера и завтра / Р. М. Фрумкина // Изв АН. — Сер. Лит. и яз. Т.58. — №4. — 1999

Хоршилова Т. Я понимаю школу сердцем / Татьяна Хорошилова // Союз. Беларусь-Россия. — 2010. — №446.

Хочешь привлечь внимание — показывай. Иллюстрирование газеты // Журналистика и медиарынок. — 2005. — №9. — Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=689&c_id=8909.

Цветкова Р. Гадания на президентской гуще / Роза Цветкова // Новая газета. — Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_politics/2010-01-19/9_medvedev.html .

Чжао Юань-Жень. Модели в лингвистике и модели вообще // Математическая логика и её применения, М., 1965.

Шаповал Ю. Г. Изобразительная журналистика. / Ю. Г. Шаповал. — Львов: высшая школа, 1988.

Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики / Шеннон Клод Элвуд. — М., 1963.

Шестопал Е. Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов / Е. Б. Шестопал. — М., 2010.

Щирова И.А. Психологический текст: деталь и образ / И. А. Щирова. — СПб., 2003.

Яковлев М. Ф. «Точка съёмки» / М. Ф. Яковлев // Учись фотографировать. — М., Искусство, — 1977.

Who is the shortest world leader? — Режим доступа: http://www.guardian.co.uk/world/2008/mar/04/shortestworldleader.

Список литературы

Алексеев А. Шило в Скорпионе / Александр Алексеев // Российская газета. — 2010. — 25 марта.

Алексеев А. Я и без Deep Purple парень хоть куда! / Александр Алексеев // Российская газета — Неделя. — 2009. — 8 октября.

Белов С. Вечер с президентом / Сергей Белов // Российская газета. — 2009. — 16 марта.

Белов С. Медведев не исключает выборы / Сергей Белов // Российская газета. — 2010. — 26 апреля.

Бортновская М. Умерла первая учительница президента России Дмитрия Медведева / Мария Бортновская. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/06/11/reg-szapad/smirnova-anons.html

Бровкина М. Скверно живете, господа / Марина Бровкина // Российская газета. — 2010. — 27 января.

Брынцева Г. Spasiba! / Галина Брынцева // Российская газета. — 2010. — 19 апреля.

Брынцева Г. Кто там машет нам рукой? / Галина Брынцева // Российская газета. — 2010. — 11 января.

В России будет сформирована самостоятельная финансовая система, уверен Дмитрий Медведев. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/11/05/president-finansy-anons.html.

Владимиров Д. Программист — профессия дорогая / Дмитрий Владимиров // Российская газета. — 2007. — 6 апреля.

Владимиров Д. Аспирантов ждёт «зачистка» / Дмитрий Владимиров // Российская газета. — 2007. — 1 ноября.

Владимиров Д. Без права на провал / Дмитрий Владимиров // Российская газета. — 2006. — 13 сентября.

Владимиров Д. Дмитрий Медведев с выбором не ошибся / Дмитрий Владимиров // Российская газета. — 2007. — 26 мая.

Владимиров Д. Жилищный полигон / Дмитрий Владимиров // Российская газета. — 2006. — 22 ноября.

Владимиров Д. Парад безволия прекратить! / Дмитрий Владимиров // Российская газета. — 2006. — 25 ноября.

Владимиров Д. Первые — гости / Дмитрий Владимиров // Российская газета. —2007. — 23 июля .

Владимиров Д. Учимся готовить на газе / Дмитрий Владимиров. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/10/05/gaz.html

Владимирова Д. Учимся готовить на газе / Дмитрий Владимиров // Российская газета. —2006. — 5 октября.

Власова Е. С цифрой по жизни / Екатерина Власова // Российская газета. — 2008. — 17 декабря.

Волкова М. Лазурный Берег с русским акцентом / Марина Волкова // Российская газета. — 2008. — 14 ноября.

Волкова М. Президент Медведев: шаг первый / Марина Волкова // Российская газета. — 2008. — 8 мая.

Вышли в свет. Материалы «Юридической недели» подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России // Российская газета—Неделя. — 2009. - 4 июня.

Дмитрий Медведев возложил венок к Вечному огню у Могилы Неизвестного Солдата. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/06/22/venok-anons.html.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.