Дипломная работа: Маркетинг и сельскохозяйственный кооператив
В-восьмых,
в своей деятельности кооператив рассчитывает на сотрудничество, взаимопомощь и
солидарность своих членов.
В-девятых,
принцип политического и религиозного нейтралитета, выдвинутый еще первыми
идеологами кооперации, все еще является предметом теоретических споров.
Кооператив
не является политической организацией и не осуществляет политическую
деятельность. В него принимают вне зависимости от политических, религиозных,
этнических и национальных убеждений и самосознания. В ряде стран это закреплено
кооперативным законодательством. В кооперативе люди объединяются вокруг своих
экономических и социальных интересов, что успокаивает политические и
религиозные страсти и воспитывает чувство единства, взаимопомощи, взаимного
уважения и терпимости.
В
то же время еще с конца прошлого и начала нынешнего века кооперативы и
кооперативные союзы и центры попадали под влияние отдельных партий, религиозных
и этнических групп, которые объединяли в кооперативы своих последователей и обычно
становились во главе их руководств. Это явление имело место не только в странах
Восточной Европы. Например, в Италии, в стране с сильным и массовым
кооперативным движением, существуют несколько кооперативных центров под эгидой
различных партий: коммунистический, социалистический, республиканский,
социал-демократический и два католических, соответствующих идейно-политическим
течениям в стране. Несмотря на безуспешные попытки достичь организационного
единства между ними, в области хозяйственной деятельности обеспечивается
сотрудничество, кооперативы могут состоять одновременно в нескольких различных
центрах, сами кооператоры в свою очередь тоже могут состоять в нескольких
кооперативах различных идейно-политических течений.
При
нынешней экономической и политической ситуации в Болгарии использование
кооперативов в узко политических целях и в целях разжигания в них политической
борьбы привело бы к весьма нежеланным и вредным для страны последствиям. К
сожалению, опасность этого реально существует. Разумным и мудрым будет
использовать сейчас кооперацию в качестве фактора выхода из экономического
кризиса, сокращения безработицы, стабилизации цен на рынке и объединения нации.
Примеры тому известны во многих странах, в т.ч. и в Болгарии.
Исторические
и социально-экономические условия, которые создали предпосылки появления
кооперативов в Европе, связаны с переходом от натуральных к товарно-денежным
отношениям и с повсеместным становлением рыночного хозяйства.
По
своим целям, задачам и принципам кооперативы приспособлены функционировать
именно в условиях рыночной экономики, им нужна только демократия и
соответствующее законодательство.
Основные
принципы и черты кооперативов в Болгарии обогатились национальными традициями и
особенностями. В отличии от многих стран Европы кооперативы в Болгарии
зародились и получили широкое распространение в деревне. Земледельческие
кооперативы обогатились рядом особенностей сельских семейных цехов, склонностью
к добрососедству, коллективному выполнению определенных полевых работ, взаимовыручкой,
трудолюбием, честностью и пр.
3. Кооперативы - ответ на требования маркетинговой
среды к форме организации фермы.
Всегда,
когда общество данной страны в кризисе, когда экономика в критической ситуации,
в первую очередь ставится вопрос об организации производства. И всегда при
постановке этого важного вопроса управление сталкивается с проблемой
индивидуального или коллективного производства и степени их интегрирования и
взаимопроникновения.
Индивидуальное
производство в своем чистом виде имеет несколько особенностей: наличие сильной
и целевой мотивации труда; стремление к прибыли без оглядки на его влияние на
общественную хозяйственную систему; без вмешательства государства в некоторых
случаях оно может привести к нарушению равновесия и к хаосу в экономике;
ограничивает возможности достижения большей социальной справедливости.
Коллективное
производство характеризуется более слабой мотивацией труда, пропорциональной
степени ограничения частной собственности; оно уменьшает, но не устраняет
полностью вероятность нарушения равновесия и возникновения хаоса в экономике;
создает возможность большей демократичности в процессах распределения путем
социализации части произведенных благ.
Лауреат
Нобелевской премии в области экономики Морис Але из Франции в своей публикации
"Европа лицом к своему будущему: - что делать?" подчеркивает, что
странам Восточной Европы необходимо создать гуманную экономику, так как
западные модели не стоят того, чтобы их слепо копировали. У них вопиющие
недостатки: кредитная система скомпрометирована; неконтролируемое движение цен
и невозможность производить индексацию и экономические расчеты; биржи
превратились в казино; налоговая система препятствует полному развитию талантов
и способностей; система заработной платы порождает массовую безработицу.
Несмотря
на сильное преувеличение в этих словах, вывод бесспорен: в странах Восточной
Европы следует создавать экономику, которая должна обеспечивать сильную
мотивацию труда и предпринимательства и в то же время ликвидировать опасность
неконтролируемости и дисбаланса, вызванную абсолютным индивидуализмом. Одной из
форм хозяйственной организации, которая в состоянии обеспечить эти условия,
является кооперация. Она "выискивает импульсы к экономическому развитию во
взаимопомощи, в сочетании частного бизнеса с общественным интересом, в
нахождении личного добра в общественном". В процессе первоначального
накопления капитала (который в наши дни в Болгарии грубее, бесцеремоннее и
несправедливее, чем во время первоначального капиталистического развития страны
после Освободительной войны 1878г.) кооперация является средством предохранения
от безоглядной эксплуатации и конкуренции со стороны спекулятивно накопленного
капитала. Особенно насущно ее создание в земледелии. Здесь она аккумулирует
усилия мелких товаропроизводителей и гарантирует им преимущества крупного
хозяйства.
В
кооперативе могут быть созданы лучшие условия для ежедневного и годового
отдыха. В странах Западной Европы вместе с положительными изменениями в
земледелии наблюдаются и процессы, угрожающие полноценному развитию и будущему
земледельческих ферм. Так, например, в Германии у 14.000 фермерских семей нет
детей. Одна из причин тому - плохие социальные условия труда и отдыха. Тогда
как в промышленности недельная трудовая занятость сократилась с 46 на 40 часов,
в земледелии она выше и при этом возросла с 56 до 66 часов.
Из
опыта Франции, Испании и США явствует, что кооперативы могут служить и целям
борьбы с безработицей. Рабочие места могут создаваться как на новых
кооперативных предприятиях, так и в рамках существующей кооперативной
структуры, в вновь созданных кооперативах и на новых предприятиях, возникших в
результате акционирования кооперативов с другими экономическими субъектами.
Кооператив,
будучи по природе своей демократичной структурой, хорошо вписывается в
демократическое общество и помогает его становлению и развитию. Он естественно
социализирует производственные и общественные отношения. А для Восточной Европы
и, в частности, для Болгарии, это более чем необходимо.
Начинающему
земледельцу необходимо знакомство с кооперацией или, по крайней мере,
напоминание о ней. Это необходимо по той простой причине, что в экономической
действительности Болгарии настоящие кооперативы за несколько прошедших
десятилетий путем их огосударствления постепенно были фактически ликвидированы.
Добровольное
членство и долевое участие, сохранение частной собственности на имущество,
демократичность в управлении и свобода действий, непосредственная имущественная
ответственность и заинтересованность в эффективной деятельности,
самофинансирование - все это те качества кооперативов, которые делают их
эффективной и предпочтительной организационной формой.
Членство
частного земледельца Болгарии в кооперативах является жизненно необходимым для
него. Если бы это не было так, не было бы такого сильного и масштабного
кооперативного движения в Болгарии в условиях частной собственности на землю до
конца 40-ых годов и почти во всех высоко развитых в экономическом отношении
странах в настоящий момент. Не случаен тот факт, что первый кооператив в
Болгарии был основан в конце прошлого века именно в деревне.
В
конце 1944г. в Болгарии функционировали 4.114 кооператива с 1,62 млн.
участников, 3.156 из которых были в деревнях. Почти в каждой крупной болгарской
деревне был какой-то кооператив - 2.606 кооперативов были кредитными, 147
потребительскими и 375 производственными (виноградовинодельческие, табачные,
свекловодческое, розопроизводительные, садоводческие, шелкопрядные,
пчеловодческие, животноводческие, молочные)[3].
Общий Союз Болгарских Земледельческих Кооперативов и Синдикатный Кооперативный
Центр Болгарского Земледельческого Народного Союза (БЗНС) развивали крупную
внешнеторговую деятельность и были вполне составляли конкуренцию болгарским и
иностранным фирмам.
В
бывшем СССР к 1927г. в земледельческих кооперативах состояло 7,4 млн. человек,
объединенных в 67 тыс. кооперативов. В то время во всей Западной Европе было 75
тыс. кооперативов приблизительно с 8 млн. членов[4].
Во
многих странах мелкое и среднее земледельческое хозяйство не может существовать
без защиты и содействия кооперативов. В Швейцарии в 1989г. в Союзе
Земледельческих Коопераций состояло девять крупных объединений с 100 тыс.
членов[5]. В Италии в 80-х годах
было более 20 тыс. земледельческих кооперативов (более 15% всех кооперативов)[6]. В Финляндии в
Центральном Союзе Земледельческих Производителей состоят более 300 тыс.
человек, объединенных в разные кооперативы[7].
Они выращивают 86% животных, поставляют на рынок 90% молока[8].
В Голландии на кооперативы приходится 80-85% переработки и реализации молока,
фруктов, овощей, 60% зерна и сахарной свеклы, более 25% мяса птицы и свинины[9], а в бывшей Западной
Германии кооперативы перерабатывают 80% молока, 50-55% зерна и овощей, 25%
говядины и свинины, поставляют до 53% необходимых материалов для производства[10]. В Швеции
земледельческие кооперативы объединены более чем в 1.700 содружеств. В Швеции,
Дании и Норвегии на долю кооперативов приходится более 70% продаж
сельскохозяйственной продукции и 55-60% поставок средств производства, на их
предприятиях производится 50% продукции пищевой промышленности[11].
Во Франции доля кооперативов в переработке зерновых культур составляет 70%, в
производстве молочных продуктов - 47%, в производстве вин - 50%, в производстве
кормов - 35%, овощных консервов - 30%[12].
В странах Общего рынка кооперативы участвуют в производстве 60% конечной
продовольственной продукции, включая производственное обслуживание и снабжение
фермерских хозяйств, заготовку, переработку и продажу сельскохозяйственной
продукции[13]. В США
кооперативами реализуется около 30% продукции сельского хозяйства, в т.ч. 77%
молока, 38% зерна и сои. Они снабжают фермеров 20% необходимых им товаров, в
т.ч. 27% средств производства[14].
В Японии кооперативы поставляют на рынок 55% всех сельскохозяйственных
продуктов, в т.ч. 90% фруктов, 64% овощей, 40% свинины[15].
Хотя
и короткий, произведенный обзор кооперативного земледельческого движения в
Болгарии и в других странах убедительно подтверждает, что отдельный частный
хозяин мелкой или средней по размерам фермы как в прошлом, так тем более и
сегодня, не в состоянии производить эффективно продукцию без помощи кооперации.
Рано или поздно он разорится.
В
кооперативе существует ряд преимуществ, которыми может воспользоваться каждый
земледелец после принятия решения о вступлении в него. Выгодным может быть
только хозяйство, которое, будучи правильно построенным, применяет современные
технологии производства и управления. Эти обстоятельства, однако, требуют
применения современных высокопроизводительных машин, высокоурожайных сортов
растений и высокопродуктивных пород животных, эффективных лекарств и препаратов
для борьбы с болезнями и вредителями, современных методов мелиорации,
перерабатывающих заводов, холодильников, ангаров, дорог, вычислительной и
информационной техники, современных и непрерывно обогащающихся знаний и
информации, гибкой рыночной политики. Некоторые из этих требований касаются
почти каждого земледельческого хозяйства, и фермер не в состоянии справиться с
ними в одиночку. Поэтому кооперация является той формой самоорганизации,
которая в состоянии помочь ему и защитить его путем разносторонних действий, а
они разнообразны и конкретны в зависимости от условий:
Во-первых,
обеспечивать земледельца необходимыми ему средствами производства, начиная с
животных, семян и кормов, и заканчивая машинами, сооружениями и информацией.
Кооператив может снабжать крестьянина и необходимыми лично для него товарами и
услугами. При этом возможности кооператива как специфической формы организации
позволяют снабжать крестьянина всем необходимым по выгодным для него ценам и
защитить его от спекуляции и монопольных структур, которые стремятся заработать
на нем.
Во-вторых,
предоставить ему из собственного банка кредит на более выгодных условиях, чем в
государственных и частных банках.
В-третьих,
выкупать у него продукцию и реализовывать ее на внутреннем или на международном
рынке.
В-четвертых,
интегрировать производство в частном хозяйстве с перерабатывающей и легкой
промышленностью, отдыхом, туризмом и заведениями розничной торговли.
В-пятых,
обеспечить получение ветеринарных, медицинских, агрохимических, мелиорационных,
транспортных, строительных и других технологических услуг.
В-шестых,
организовать обучение частных собственников.
В-седьмых,
страховать имущество.
В-восьмых,
организовать коллективное производство различных продуктов и услуг.
В-девятых,
обеспечивать режим труда и отдыха в соответствии с возрастающими потребностями
своих членов. Земледельческая деятельность требует непрерывного ежедневного
ухода за растениями и животными. Непрерывный производственный процесс
противоречит образу жизни современного человека. Одна из причин тому -
невозможность фермера жить в соответствии с возрастающими потребностями
человека для его собственного воспроизводства. Кооперация, используя
взаимозаменяемость работников, в определенное время решает проблему режима
труда и отдыха.
В-десятых,
нанимать безработных путем создания дополнительных рабочих мест на новых
предприятиях - как собственных, так и возникших после акционирования с другими
хозяйственными субъектами.
Частный
земледелец в будущем будет членом кооператива. Из вышесказанного становится
ясным, что земледельческому хозяину в разное время и в разной степени придется
состоять в зависимости от конкретных условий маркетинговой среды разного рода
кооперативов, которые будут удовлетворять его производственные потребности.
В
этой главе подробно рассмотрены понятие маркетинговой среды и факторы ее
компонентов - микро- и макросреды функционирования мелкой и средней
сельскохозяйственной восточноевропейской фермы, на основании чего сделан вывод
о необходимости введения в сельском хозяйстве этих стран коллективных форм
хозяйствования. Далее, определив сущность, принципы и основные черты
сельскохозяйственных кооперативов, на основании установленной связи и влияния
маркетинговой среды на организационную форму хозяйственного субъекта, выясняется
актуальность, правомерность и необходимость существования кооперативов в
сельском хозяйстве стран Восточной Европы. Для доказательства данного вывода
необходимо более детальное рассмотрение маркетинговой среды
сельскохозяйственных кооперативов в разных странах, найти их особенности и
общие черты, изучить их опыт для поиска перспектив развития кооперативов.
Глава II. Маркетинговая среда и кооперативы
1. Земледельческие кооперативы в маркетинговой среде
развитых стран.
После
Второй мировой войны земледельческие кооперативы в Европе, США и Японии
получили мощное развитие и достигли крупных успехов в организационной
структуре, в организации труда, в технике и техническом прогрессе, в
информатике и маркетинге, в защите интересов мелких и средних собственников.
Кооперативы вошли в новые области хозяйственной деятельности, появились новые
формы и виды кооперативов, новые решения внутренне организационных и
экономических отношений и вопросов. Развитие кооперативов в отдельных странах
все больше зависит от специфических условий маркетинговой среды каждой
отдельной страны. Для Болгарии, ввиду раздробленности сельскохозяйственных
участков, полезен опыт стран Центральной Европы.
В
Австрии существуют давние традиции в области кооперативного движения,
зародившиеся во второй половине XIX века. Источниками этого движения стали
дискуссии и публикации, критикующие социальную ситуацию того времени. Эти
дискуссии между историками, теологами и философами (позже названные
христианскими социалистами) начались еще в начале XIX века как реакция на
отрицательное влияние либерально-экономической системы на ремесленников, мелких
торговцев и фермеров и на обнищание этого сословия. Общая цель состояла в
достижении большей социальной справедливости и лучшего распределения доходов
эволюционным путем (вместо революции как пропагандировали в это время
марксисты).
В
Австрии и Южной Германии, как практический результат этого процесса,
образовались кооперативы. Самыми видными инициаторами были Шульце Делич (со
стороны ремесленников) и Райфайзен (со стороны фермеров). Первые кооперативы
были прежде всего сберегательно-кредитными. Исторически следующей ступенью было
образование складских, а затем и торговых и производственных кооперативов.
После Второй Мировой войны все более популярной становится специфическая форма
кооперативов, т.н. "Машинные кружки", которые стали важным фактором
сокращения производственных расходов.
Одной
из причин раннего и более или менее полного образования кооперативов была и
есть структура ферм в Австрии. Как и в других центрально-европейских
государствах, это мелкое сельское хозяйство: средний размер ферм - 25 га
(включая леса), размер коровьих стад - 7 голов, в фермах в среднем откармливают
по 25 поросят[16].
Фермеры вынуждены кооперироваться для проведения маркетинга и производства
своих продуктов.
Кооперативы
Райфайзена основаны на демократичных принципах. Каждым кооперативом руководят
выбираемые Председатель и Совет. На федеральном уровне кооперативы объединяются
в пять центральных организаций в зависимости от рода деятельности. В
Австрийскую ассоциацию Райфайзена объединены все кооперативные общества
Райфайзена (См. Приложение, Рис.1).
Банки
Райфаезена. Финансовые структуры Райфайзена выросли и превратились в один из
ведущих банков Австрии и стали банковским институтом средних классов в сельских
районах. 802 банковских кооператива Райфайзена с 1,7 млн. членов держит 25%
всех сбережений. Банки Райфайзена являются важнейшим кредитодателем в области
сельского и лесного хозяйства (67%), в области туризма его доля составляет 30%,
а в области мелкой промышленности и ремесла - 28%[17].
802
банковских кооператива Райфайзена с 1.676 филиалами объединены в 9 центральных
банковских института, а на национальном уровне - в "Центральный
австрийский банк Райфайзена" с балансом в 1992 году 647,5 млрд.
австрийских шиллингов.[18]
Частью
банковской группировки Райфайзена являются Финансовая группировка Райфайзена,
Строительное общество Райфайзена, Страховая корпорация Райфайзена, ООО
Райфайзен Лизинг, Транспортная фирма Райфайзена, и торговая фирма для
осуществления бартерных проектов прежде всего со странами Восточной Европы. Все
эти фирмы являются акционерами восточноевропейских, азиатских и североамериканских
банков с филиалами в Лондоне, Праге, Милане, Москве, Париже, Нью-Йорке,
Гонг-Конге и Сингапуре.
Складская
структура Райфайзена. Основная задача складских кооперативов - добиваться для
своих членов самых выгодных цен и условий путем совместной закупки сырья и
материалов и совместной продажи сельскохозяйственных продуктов. 158
кооперативов с 769 филиалами и 183.000 членами реализовали в 1993 г. оборот в
32 млрд. австрийских шиллинга.[19]
Самые
важные позиции в товарной структуре кооперативов - зерно (70.000 тонн
производства и складские помещения на 30.000 тонн с долей на рынке в 70%);
химикаты для защиты полей и корма, с долей на рынке соответственно 65 и 60%. Значительно
ниже доля на рынке тракторов (35%), машин и оборудования (30%) и строительных
материалов (20%).[20]
Специализированные
сельскохозяйственные кооперативы. Специализация играет ведущую роль в
выращивании и торговле хлебным, промышленным и кормовым зерном. В кооперативах
собирается, обрабатывается, хранится и продается 65% всего урожая. На их
складах хранится 1,7 млн. тонн зерна.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|