рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Конституционная политика в Индии

Черчилль дал этому явлению достаточно интересное объяснение: "Князья, которые были нашими союзниками, выступают сейчас за перемены. Но британская администрация собирается ликвидировать свои дела в Индии. Она будет заменена новой. Конечно, даже самые верные последователи должны приспособиться к новой ситуации и системе…. То же самое относится и к мусульманам. Почему даже представитель 60 миллионов отвергнутых индусами (то есть неприкасаемых) высказался в защиту конституции с ответственным индийским правительством? Конечно, все должны принять во внимание, что случится, когда наша власть прекратит действовать на территории Индии. Все, кто останутся, должны найти общий язык с новой властью".

Таким образом, Черчилль объяснил желание сотрудничать с лидерами различных групп населения Индии тем, что они почувствовали скорую ликвидацию английской администрации, потерю защиты и гарантий, необходимость теперь самим договариваться с новой властью.

Показательно, что схожие размышления поставили в тупик Дэвидсона во время его поездки в Индию. Он не смог найти ответа на вопрос, как быть с договорами, которые Британское правительство заключило с князьями для защиты их прав, если в провинциальных правительствах британцы будут заменены выбранными индийцами? Осознав многие противоречия и трудности, которые будут сопровождать процесс реформирования системы управления Индией, Дэвидсон пришел к выводу, что необходимо создать некий новый политический курс для Индии.

Многие политические деятели Великобритании, в том числе министр по делам Индии Хор, аргументировали необходимость изменений в Индии печальным опытом, которым обладала Великобритания в отношениях с другими бывшими частями Британской Империи – американскими колониями, Ирландией, колонией в Южной Африке.

Но Черчилль был уверен, что Индия не подчинялась общим законам развития самоуправления в отдельных частях Империи. Выражение "статус Доминиона" имело для Индии совсем другой смысл, поскольку даже в отдаленном будущем Индия, по мнению Черчилля, не могла получить статус, равный статусу Канады или Австралии.

Черчилль полагал, что "… проблема индийского управления совершенно отличается от тех проблем, с которыми мы сталкивались до настоящего времени в других частях Империи (прежде всего, в Южной Африке и Ирландии). Индия – почти такой же по размерам континент как Европа и, подобно Европе, население там более 300 миллионов. И лишь малая часть заинтересованы в политике, остальные неграмотны. Но эта часть политиков, претендующих на власть, представляет определенную религию, и они не смогут преодолеть противоречия между другими религиями и национальностями Индии. Они не смогут обеспечить мирное и спокойное развитие Индии".

Во многих своих выступлениях Черчилль обращался к анализу причин изменения политического курса в Индии. Черчилль часто задавался вопросом, почему отчет комиссии Саймона не учитывался в ходе работы I сессии конференции "круглого стола"?

Он справедливо замечал, что в комиссии работали представители всех трех партий, что она проработала длительное время в Индии. И если в отчете ни разу не упоминался статус Доминиона, а предлагалось сосредоточить усилия на развитии провинциальной автономии, то для этого, вероятно, были объяснения. Но, казалось, они никого не интересовали, поскольку сам Саймон не был выбран для участия в работе конференции.

Черчилль находил несколько объяснений столь неожиданному повороту в индийском политическом курсе.

По мнению Черчилля, первопричину необходимо было искать в изменившейся ситуации в Великобритании. И Черчилль видел ее в "… очевидном недостатке сильной власти и самоуверенности у представителей Великобритании". Причем это проявлялось как минимум на двух уровнях. Во-первых, значительные изменения произошли в ходе работы I сессии конференции "круглого стола". Делегаты консервативной и либеральной партий должны были удерживать лейбористов от поспешных заявлений. Вместо этого работа конференции "круглого стола" дала такие результаты, которые нельзя было предположить до осени 1930 года. Действительно, идея Всеиндийской Федерации возникла только на конференции "круглого стола", до этого возможность федерального устройства не рассматривалась ни в Великобритании, ни в Индии.

Но самое неприятное для Черчилля заключалось в том, что повсюду в Великобритании и Индии сложилось впечатление о единодушии всех трех партий при разработке вопроса о Всеиндийской Федерации. Такому заблуждению во многом способствовало отсутствие сильной и единой оппозиции консерваторов, а также личная поддержка лидера Болдуина правительственного курса.

Вторую причину для столь нежелательного развития событий Черчилль находил в изменении общественного мнения, которое произошло в целом по стране. Что думала британская нация по поводу состояния дел в Индии? По мнению Черчилля, англичан это не волновало. Во время выступления в Палате Общин 26 января 1931 года Черчилль подчеркнул, что ''… англичане озабочены ростом безработицы и налоговой политикой. Также их внимание поглощено спортивными новостями и криминальной хроникой''.

Таким образом, вывод исследователя Болла, что Черчилль, единственные из известных политических деятелей, ставил своей целью привлечь общественное мнение, апеллируя к имперским чувствам, представляется не совсем точным.

Речь Черчилля в Палате Общим позволяет сделать вывод о том, что Черчилль понимал трудность привлечения внимания общественности к индийской проблеме, поскольку британцы, которые всегда были заинтересованы в могуществе Империи, потеряли всякий интерес к Индии. Это следствие той ситуации, в которой находилась Великобритания в З0-е годы ХХ века. Черчилль полагал, что стране свойственно некое болезненное состояние, которое он назвал "болезнью воли".

"Ряд историков доказывает, что многие важные события в истории человечества вызваны определенными болезнями. Они определяют закат и падение Римской Империи как следствие малярии. Это интересная теория. Но что за болезнь мы испытываем в настоящее время на этом острове? Еще более опасную болезнь, чем малярия - это болезнь воли".

Черчилль считал, что избирательное право было предоставлено большому количеству людей, которые на самом деле не были заинтересованы в политике. Отлаженное функционирование двухпартийной системы нарушено вмешательством третьей партии.

Великобритания, по мнению Черчилля, переживала сложный период истории. И наиболее яркий показатель кризисных явлений в Англии – индийская проблема. Они повлияли не только на изменение общественного мнения, но затронули и политическую сферу, вызвав разногласия консерваторов по индийскому вопросу. Отсутствие единой позиции у консерваторов во многом способствовало изменению политического курса в Индии.

Консерватор С. Хор, который впоследствии возглавил министерство по делам Индии после закрытия I сессии конференции "круглого стола", часто подчеркивал, что процесс перехода Индии к самоуправлению будет постепенным и будет сопровождаться предосторожностями и оговорками. Такие заявления делались с целью успокоить тех консерваторов, которые были не согласны с реформированием системы управления в Индии, и помешать Черчиллю привлечь их на свою сторону.

Однако в газетах, выпускаемых в Индии, было опубликовано извинение премьер-министра Макдональда за предосторожности, а министр по делам Индии Бенн заявил, что "… мы должны будем предоставить Индии самоуправление". Черчилль оценивал такие высказывания как серьезную заявку лейбористского правительства определять политический курс в Индии без консультации с консервативной партией.

По мнению Черчилля, "… консервативная партия должна была отделить себя официально и публично от любого соучастия в слабом и очень неудачном управлении Индией".

Но вместо этого лидер консерваторов Болдуин способствовал распространению заблуждения, что в Великобритании сложилось трехпартийное единство по поводу дальнейшего направления политики в Индии. Таким образом, разногласия консерваторов совершенно не учитывались и оставались внутрипартийной проблемой.

В действительности, многие консерваторы, особенно из числа "заднескамеечников", не одобряли политику Болдуина, направленную на поддержку лейбористского правительства по индийскому вопросу. Черчилль считал, что расхождения существовали не только по сути вопроса. По мнению Черчилля, лейбористское правительство взяло неверный тон в переговорах с индийцами: "Социалистическое правительство пытается иметь дело с индийскими политиками в русле той же самой лести и пустой болтовни, которые иногда бывают годными в Британском парламенте".

Черчилль полагал, что такая позиция недопустима в переговорах с индийскими политиками, нет смысла вводить их в заблуждение по поводу истинных намерений: "Наши действия всегда должны идти дальше, чем слова и обещания. Для этого нужно превращать уступки, которые мы обещаем в реальные действия".

Данное замечание Черчилля представляется весьма интересным и заслуживающим внимания, поскольку при оценке Акта об управлении Индией 1935 года следует исходить из того, что Декларация Лорда Ирвина о предоставлении Индии статуса Доминиона не нашла отражения в законе, так и осталась пустым обещанием.

Черчилль видел еще одно основание для размежевания консервативной партии с лейбористским правительством по индийской политике: "До тех пор, пока консервативная партия обладает независимостью и свободой, ее желания будут иметь вес в парламенте. Я предсказываю, что с того момента как консервативная партия приобретет свободу, она вместе с ней приобретет и силу".

Черчилль ставил успех консервативной партии в зависимость от позиции по индийскому вопросу. Он полагал, что собственная линия консерваторов по индийской политике могла бы повлиять на успех консерваторов на последующих выборах: "Победа консервативной партии пусть будет победой с реальным значением. Пусть это будет победа, которая заявит на весь мир, что сердце Империи бьется, а власть в сильных руках". Но в 1931 году консервативная партия, по мнению Черчилля, не могла нести ответственность за индийскую политику, поскольку она целиком диктовалась лейбористами. И еще одним неудачным событием в индийском политическом курсе Черчилль считал Соглашение между Ганди и Ирвином. Все нежелательные последствия данного соглашения Черчилль возлагал на вице-короля Ирвина, действующего с прямого согласия правительства.

Еще в 1930 году Ганди и его ближайшие сподвижники были арестованы в результате "соляного похода". Но ему не было предъявлено конкретных обвинений в нарушении закона. Он содержался как политический заключенный. В процессе подготовки первой конференции "круглого стола" Ирвин вступил с Ганди в переговоры о возможности участия членов ИНК и самого Ганди в работе конференции Ганди отверг предложения Ирвина. Черчилль справедливо отмечал, что в данный мордент очень поднял престиж Ганди в Индии, поскольку правительство сначала сделало его мучеником в глазах индийцев, а затем обратилось к нему за помощью.

Неожиданно в начале 1931 года Ганди был освобожден. Вернувшись победителем, Ганди в очередной раз бросил вызов правительству, требуя освобождения около 25 тысяч его последователей. По мнению Черчилля, Ирвин вел на равных переговоры с Ганди. Черчилль не мог понять основы переговоров "между злостным нарушителем закона, фанатиком и официальным представителем британской власти".

6 марта 1931 года был заключен так называемый пакт Ганди–Ирвин, в котором оговаривались условия перемирия и согласия между вице-королем и Ганди, которые позволили бы лидерам ИНК принять участие в последующих конференциях "круглого стола". Ганди дал гарантии прекращения кампании гражданского неповиновения, а Ирвин давал обещание освободить политических заключенных.

Черчилль не согласился с Болдуином, который оценил данное соглашение как победу британской дипломатии. Черчилль считал, что это победа правонарушителей, которые согласились на время приостановить свою деятельность, так как появилась надежда, что вскоре они сами будут обладать законодательной властью. Но соглашение имело и другую сторону. Черчилль обратил на нее внимание в ходе выступления в Палате Общин 12 марта 1931 года, но предварительно привел высказывание одного либерального деятеля Индии по поводу соглашения Ганди и Ирвина. В целом одобрив документ, представитель Индии заметил: "… Я боюсь, что процессы, вызванные этим соглашением, способны подорвать в массах уважение к власти".

Черчилль сделал заключение, что "… такие шаги помогли Ганди и конгрессу подняться в глазах сотен миллионов индийцев Они стали защитниками индийского национализма. Их вознесли на высшую ступень пьедестала над мусульманами и другими конфессиями и слоями Индии. Ганди стал символом и почти богоподобным защитником всех тех сил, которые сейчас стараются вытеснить нас из Индии".

Вместе с тем Ганди, по оценке Черчилля, являлся фигурой, представляющей силу лишь в настоящий момент: "Как только состоится планируемый в сентябре 1931 года визит Ганди в Лондон и с ним будет заключено соглашение, он сразу же потеряет свое значение в индийской ситуации. Уже Неру, соперник Ганди в ИНК готовится заменить его в тот момент, как Ганди выжмет последние уступки из Великобритании".

Можно сказать, что Черчилль предугадал развитие ситуации. Действительно, в 1934 году Ганди вышел из ИНК, предпочтя роль духовного лидера индийцев. Политическая власть и влияние сосредоточились в руках Неру.

В ходе многочисленных выступлений Черчилль не только давал негативную оценку происходящим событиям в Индии, но и пытался очертить перспективу для колонии и Британской Империи в целом, если индийская политика правительства осталась бы неизменной.

Черчилль справедливо полагал, что поиск компромисса и обсуждения новой конституции могут затянуться не только на месяцы, но и годы.

Но как только конституция вступила бы в силу, по мнению Черчилля, в Индии произошли бы ухудшения по всем направлениям, поскольку "… 350 миллионов беззащитных индийцев будут управляться собственным индийским правительством, которое будет представлять из себя политическую и религиозную олигархию, выбранную меньшинством индийцев".

Следующим прямым следствием изменения политического курса в Индии Черчилль считал гражданскую войну. Он был уверен, это отношения между мусульманами и индусами обострятся и приведут к столкновениям.

В этой связи представляется интересным мнение Ганди по поводу ближайшего будущего Индии (это заявление содержалось в интервью, которое Ганди дал одной из газет): "В Индии может возникнуть гражданская война и борьба между общинами в связи с нашим требованием "свараджа", но только на короткое время. Если ваша армия не будет вмешиваться, тогда война закончится сама по себе истощением или уничтожением той или иной стороны".

Очень схожие оценки возможной ситуации в Индии содержались и в резолюции, принятой мусульманской конференцией и опубликованной в одной из британских газет: "Настоящая конференция считает предосудительной агрессию индусов, достигшую пика в бунтах в Бенаресе, Агре, Мирзапуре, Канпуре и сопровождавшуюся грубыми убийствами невинных и беззащитных мусульман. Конференция считает, что подобные события повлекут за собой гражданскую войну в Индии, и предупреждает правительство Великобритании и Индии, что дальнейший курс на поиск соглашения с ИНК создаст условия в Индии, которые довершат разрушение этой несчастной страны". Таким образом, Черчилль предупреждал о индо-мусульманской вражде, которую не скрывали и сами индийцы. В результате событий в конце марта 1931 года в Канпуре погибло 1000 человек. 9 июля 1931 года Черчилль заявил, что "… события в Канпуре – репетиция того, что случится по всей Индии, когда британцы удалятся".

Говоря об оппозиции У. Черчилли в 1929-1935 годах по индийскому вопросу, представляется необходимым для создания полной картины обратиться к предложениям Черчилля по дальнейшему управлению Индией.

Уже у современников и коллег Черчилля по партии сложилось мнение, что он лишь подвергал критике индийскую политику, не предлагая взамен конструктивных решений. Действительно, предложения Черчилля содержали минимум преобразований в Индии, поскольку он считал, что произошедшие изменения в поэтическом курсе уже вызвали гибельные явления: беспорядки, жесткие действия со стороны вице-короля и администрации, падение авторитета власти. Черчилль был уверен, что "… все, что хотят в Индии в настоящий момент – никаких больше репрессий и никаких больше уступок".

При разработке системы управления для Индии необходимо было по мнению Черчилля и его сторонников, руководствоваться отчетом комиссии Саймона, в работе которой участвовали все три партии. Поскольку в отчете рекомендовалось сосредоточить усилия на развитии провинциальной автономии, Черчилль считал, что это и должно стать основой индийской политики. Центральная исполнительная власть, которая гарантировала бы беспристрастное отношение к различным национальностям, вероучениям и слоям, должна была сохраняться в руках британцев. И в случае, если бы реформа местного самоуправления потерпела бы неудачу, центральное правительство, сохранившее свою прежнюю власть, было бы способно придти на помощь.

Поскольку развитие провинциальной автономии предусматривалось еще Актом об управлении Индией 1919 года, исследователь Джеймс справедливо отмечает, что у Черчилля не было существенных альтернативных предложений по индийской политике, он выступал за сохранение статус-кво на Индийском субконтиненте.

Таким образом, концепция У. Черчилля по проблемам Индии не содержала новых и интересных предложений по их разрешению. Однако консерватор верно обозначил круг этих проблем, а также справедливо указал на слабость принципов, которых придерживалось правительство при формировании индийской политики.

2.3 Последствия критики У. Черчиллем индийской политики 30-х годов ХХ века

Позиция У. Черчилля по индийской проблеме негативно отразилась на его дальнейшей политической карьере.

Среди консерваторов существовало мнение, что Черчилль с его сложным характером и кипучей энергией гораздо безопаснее внутри кабинета, чем вне его.

Однажды Дэвидсон спросил Болдуина, что может лишить Черчилля поста в кабинете. Болдуин ответил: "Индия! Он угрожает разгромить партию "тори" в индийском вопросе, а я не собираюсь быть побежденным".

26 января 1931 года Черчилль сам вышел из состава теневого кабинета. Когда осенью 1931 года было сформировано коалиционное правительство, то места Черчиллю в нем не было. Для всех было очевидно, что это результат его позиции по Индии.

Продолжая яростные атаки и критику индийского курса, Черчилль лишил себя возможности вернуться в правительство и в последующие 4 года. Но и после окончания борьбы в 1935 году, Болдуин отверг предложение о включении Черчилля в правительство. Болдуин подчеркнул, что лично он не имел бы возражений, но Черчилль, наверняка, стал бы вносить раскол по наиболее важным проблемам внешней политики. Более того, многие в партии очень негативно относились к нему в связи с его оппозицией по индийской политике. Болдуин не был злопамятным человеком, но принципиальные противники Черчилля не могли легко и быстро забыть его индийскую кампанию, продолжавшуюся 7 лет. В результате Черчилль не только отдалился от лидеров консерваторов, но и от более молодых членов таких как Иден, Макмиллэн, Д. Купер, которые затем имели большое влияние в партии.

Таким образом, вплоть до 1939 года Черчилль вынужден был довольствоваться положением "заднескамеечника". Индийская проблема прервала активную политическую деятельность Черчилля на достаточно длительный срок.

Что касается других последствий оппозиции, то уже современники склонны были возлагать на Черчилля многие нежелательные результаты индийской политики в 1929-1935 годах.

По мнению Хора, оппозиция Черчилля имела самые нежелательные последствия для Индии, поскольку принятие Акта растянулось на многие месяцы и даже годы. Если бы он вступил в силу в 1933, а не 1935 году, то Хор был убежден, что до начала войны хватил бы времени, чтобы Акт стал эффективно действовать на территории Индии.

Но были еще более нежелательные результаты деятельности Черчилля. По мнению Хора, Черчилль нес ответственность за ту атмосферу, которая сложилась в ходе работы над проектом конституции: "В результате постоянных атак Черчилля, я вынужден был подчеркивать предосторожности и оговорки, содержащиеся в Билле. Это привело индийцев к убеждению, что вместо предоставления им самоуправления, мы намереваемся еще больше ограничить их самостоятельность".

Исследователь Джеймс разделяет точку зрения Хора, что промедление в принятии Акта значительно уменьшило доверие индийце к изначальным замыслам и предложениям британских политиков. Комментарии Черчилля о мотивах действий и способностях индийце были весьма спорны, но они значительно отравили англо-индийские отношения.

Джеймс заключает, что Д. Купер не преувеличивал, когда охарактеризовал кампанию Черчилля против предоставления Индии статуса Доминиона как "самое неудачное событие, которое произошло между войнами".

Черчилль всегда подчеркивал, что сто не пугает перспектива оказаться в одиночестве вследствие критики индийской политики: "Если я один удостоен чести защищать интересы британской нации, я намерен вскоре получить очень сильного союзника, союзника с мрачным именем – развитие событий".

Поскольку в последующих событиях в Индии действительно нашли отражение предупреждения Черчилля, то некоторые исследователи склонны оправдывать его оппозицию как содержащую целый ряд справедливых замечаний. Исследователь Пэллин полагает, что Черчилль ясно предсказал опасность конфликта между конфессиями на индийском субконтиненте после ликвидации британского управления. По мнению Пэллина, события после провозглашения независимости в Индии подтверждают опасения Черчилля: разделение территорий по религиозному принципу, вражда между Пакистаном и Индийским союзом, достигшая апогея в гражданской войне 1947 года индо-пакистанские конфликты 1965 и 1971 годов, бедственное положение Бангладеша в начале 1970-х годов.

Однако исследователь Джеймс возражает, что последующие события в истории Индии могут оправдать деятельность оппозиции в 1929-1935 годах. Джеймс считает, что это было бы слишком поверхностным заключением. По мнению Джеймса, при анализе парламентской борьбы по реформированию системы управления Индией нужно исходить из оценки эффективности предложенных мер, которые нашли отражение в Акте 1935 года. С этой точки зрения, по мнению Джеймса, успех целиком принадлежит тем деятелям, которые выступали за реформы. Такое суждение связано с высокой оценкой, которую Джеймс дает Акту: "Акт способствовал нормализации отношений в Индии, он позволил придти к руководству ИНК умеренным силам. Эффективность Акта очевидна при исследовании роли, которую Индия сыграла во Второй Мировой войне". В Новой истории Индии, вышедшей в Оксфордском издании, дается сходная оценка Акту 1935 года: "Акт выдержал испытание не только в сложный период передачи власти, но и оказался эффективным при дополнительных трудностях, вызванных войной и мировым кризисом… Акт подтвердил искренность британских намерений".

Но не всегда Акт 1935 года получает столь высокую оценку в исследованиях. Пэллин признает, это у британского правительства в те годы было только два варианта действий: пойти по пути уступок или усиления режима. Репрессивные меры вряд ли оказались эффективными на длительный срок; они могли бы иметь успех только на несколько месяцев или лет. Но, по мнению Пэллина, созданный Акт также не способствовал решению проблем. Вопрос о том, смогла бы эффективно действовать система, предложенная Ирвином и Хором (имеется в виду в полном объеме, то есть с учреждением Всеиндийской Федерации), остается открытым. Пэллин утверждает, что сомнения лорда Батлера, могла ли созданная система получить одобрение мусульман, являются справедливыми и получили подтверждение в последних исследованиях.

Таким образом, оппозиция Черчилля индийской политики правительства в 1929-1935 годах оценивается неоднозначно и противоречиво.

Для того, чтобы приблизиться к пониманию британской политики в Индии в З0-е годы, степени влияния различных политических сил на процесс реформирования, а также оценить результаты многолетней работы по созданию новой конституции, представляется необходимым обратиться к исследованию сложившейся ситуации в Индии, а именно, какие требования выдвигались политическими, социальными нерелигиозными группами в Индии, что они ожидали достигнуть в результате реформ, как оценили Акт 1935года.

******

У. Черчилль был одним из наиболее яростных оппонентов правительственному курсу в Индии. Нельзя ответить однозначно, что заставило его занять такую позицию. Вероятнее всего, действия Черчилля объясняются рядом причин. Во-первых, Черчилль был недоволен, что лидер Болдуин поддержал лейбористский курс в Индии, поскольку это негативно сказывалось на престиже консервативной партии, которая традиционно занимала самостоятельную и независимую позицию по вопросам внутренней и внешней политики. Более того, потеряв власть в результате выборов 1929 года, консерваторы, по мнению Черчилля, должны были критиковать лейбористское правительство. И индийский вопрос представлялся Черчиллю одним из наиболее удачных объектов для критики, который дал бы консерваторам дополнительные шансы для победы на последующих выборах.

Во-вторых, У. Черчилль был в принципе не согласен с методами ведения индийской политики в З0-е голы ХХ века. По мнению консерватора, британское правительство предприняло ряд неудачных шагов, которые не отвечали логике индийского курса, намеченного в предшествующие годы. В Индии работала комиссия Саймона, рекомендации которой и должны были стать основой для пересмотра системы управления Индией. Но отчет комиссии еще не был опубликован, а лорд Ирвин выступил со смелой декларацией о необходимости предоставить Индии статус Доминиона. Дальнейшая работа по созданию основ индийской конституции осуществлялась в ходе заседаний конференции "круглого стола", трижды созываемой в Лондоне, что также по мнению Черчилли, было неправомерным, поскольку только Британский парламент мог разрабатывать новые законы и принимать их.

В-третьих, Черчилль критиковал само содержание индийской политики. Оппоненты Черчилля были уверены, что недовольство Черчилля строилось на имперской "твердолобости" консерватора, который не видел произошедшие за несколько десятилетий изменения в Индии и хотел, чтобы колония управлялась и дальше с позиции силы и твердости. Но не менее аргументировано звучали доводы и Черчилля, что новый политический курс в Индии уже привел к ужесточению мер. Черчилль полагал, что заявления о необходимости уступок с целью удержать развитие национального движения, которые чаще всего делал Ирвин, не подтверждались развитием событий в Индии, Декларация лорда Ирвина не встретила поддержи у ИНК. Отказавшись участвовать в конференции. Конгресс принял резолюцию о борьбе за независимость Индии, а Ганди весной 1930 года призвал к новой кампании гражданского неповиновения. Таким образом, провозглашение курса реформ не только не улучшило ситуацию в Индии, а привело к ее обострению. Лорд Ирвин, "противник" репрессивной политики, был вынужден к осени 1930 года арестовать 60 тысяч человек, включая лидеров ИНК. Затем он освободил Ганди и вступил с ним в переговоры, что, по мнению Черчилля, еще больше подняло престиж и популярность индийского лидера, но ослабило авторитет британских властей. Политический курс в Индии в З0-е годы ХХ века, по мнению Черчилля, должен был иметь негативные последствия в дальнейшем. Он вел к ослаблению британского управления Индией и к потере этой страны для империи. Черчилль был убежден, что после ухода англичан в Индии развернется гражданская война. Она неизбежна, поскольку индийцы, по мнению Черчилля, не смогли бы договориться по ряду проблем: разделение страны на Британскую Индию и княжества, вражда религиозных общин, многонациональность, защита прав меньшинств.

Черчилль предлагал сохранить центральную власть в руках Великобритании, что позволило бы разрешить все эти проблемы независимой и компетентной британской администрацией. По плану Черчилля индийцы должны были участвовать в работе только провинциальных законодательных и исполнительных органов власти. Таким образом Черчилль выступал за дальнейшее развитие провинциальной автономии, что предусматривалось Актом 1919 года.

И современники Черчилля, и исследователи англо-индийских отношений в межвоенный период, рассматривали последствия кампании Черчилля в тесной связи с судьбой Акта 1935 года. Раздел Закона, который касался учреждения Федерации и создания ответственного центрального правительства, не был реализован. По мнению противников Черчилля, это было связано с затягиванием работы над конституцией, которое напрямую связано с деятельностью Черчилля. Таким образом оппозиция Черчилля получила крайне негативные оценки, и на него возлагалась вина за провал основного раздела закона. Но мнения исследователей разошлись, могут ли некоторые справедливые замечания Черчилля, касающиеся слабых сторон британской политики в Индии, а также точные предсказания развития ситуации в Индии оправдать спровоцированный им раскол в консервативной партии.

Для того, чтобы приблизиться к пониманию британской политики в Индии в З0-е годы, степени влияния различных политических сил на процесс реформирования, закономерность складывания мощной оппозиции, а также оценить результаты многолетней работы по созданию новой конституции, представляется необходимым обратиться к исследованию сложившейся ситуации в Индии, а именно: какие требования выдвигались политическими, социальными и религиозными группами, что они ожидали достигнуть в результате реформ, как оценивали Акт 1935 года.


Заключение

Декларация лорда Ирвина имела широкий резонанс в Великобритании. В течение 6 лет индийская проблема была наиболее значимой темой парламентских дебатов, вызвала большие разногласия среди консерваторов. Оппоненты курса реформ в Индии утверждали, что Декларация имела самые негативные последствия для Великобритании, Индии и в целом для Британской Империи.

Но Декларация, с которой выступил лорд Ирвин 31 октября 1929 года, была ориентирована, прежде всего, на индийцев. Поэтому представляется важным обратиться к вопросу, как слова лорда Ирвина были встречены в Индии.

Индия являлась огромной по территории и населению колонией, во много раз превосходившей Великобританию. Но страна не была единой: существовали индийские княжества, которые подчинялись князьям, имеющим специальные договоры с Британией на право управления, а также Британская Индия, состоящая из провинций. Акт об управлении Индией 1919 года вводил так называемую диархию, которая предполагала развитие самоуправления на местном уровне, участие индийцев в работе коммунальных служб, органов здравоохранения и просвещения. Но никаких этапов в конституционном продвижении Индии к самоуправлению не намечалось. Основной момент заключался в том, что развитие институтов самоуправления (прежде всего, на местном уровне) будет постепенным, и через 10 лет специальная комиссия должна будет решить, эффективно ли работает данная система, стоит ли продолжать реформирование или, наоборот, ограничить самоуправление.

Таким образом, по сути, реформа Монтэгю-Челмсфорда, оформленная Актом 1919 года, принципиально ничего не меняла в системе управления Индией, поскольку даже в провинциях наиболее важные сферы (полиция, армия, бюджет) сохранялись за губернатором.

Поскольку ожидания индийского населения более существенных перемен после I Мировой войны не оправдались, то на протяжении 20-х годов продолжало развиваться национальное движение в Индии во главе с наиболее влиятельной политической партией Индии, Индийским Национальным Конгрессом. Но даже в руководстве ИНК не было единства: здесь присутствовали деятели как умеренных, так и крайних взглядов. Радикальные политики Дж. Неру и С.Ч. Бое в 1927 году основали новую организацию – Лигу независимости Индии и предложили считать главной целью борьбы не статус Доминиона, а полную независимость от Великобритании. В 1927 году в Мадрасе на ежегодной сессии ИНК эта программа Неру была принята всем ИНК. На сессии также решено было провести две политические кампании – бойкот комиссии Саймана и созыв Межпартийной конференции по выработке основных принципов будущей конституции страны. Но в рядах ИНК состояли и более умеренные деятели, которых возглавлял М. Неру, отец Дж. Неру. Уже через год на калькуттской сессии Конгресса он добился одобрения ИНК проекта конституции, который предусматривал бы для Индии лишь статус Доминиона в рамках Британской Империи. Но Дж. Неру удалось внести определенную поправку, что, если данное решение сессии не будет принято английским правительством в течение года, то своей целью ИНК будет считать достижение полной независимости Индии.

Таким образом, Декларация лорда Иранца, в которой закачалось намерение развивать самоуправление в Индии до достижения статуса Доминиона.

Ñòð: 1  [нет1]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.