рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Консерватизм Н.М. Карамзина в отношении реформ и революций

Подытожим раздел относительно темы политических преобразований Александра I в «Записке» Карамзина.

Таким образом, размышления Карамзина о политических мероприятиях Александра дают очень ценный материал для оценки общественно-политической позиции автора. Они позволят увидеть как общие принципы мировоззрения Карамзина, которые выясняются при его оценках тех или иных событиях прошлого, воплощаются им в конкретных политических проектах, направленных на решение самых злободневных вопросов.


Заключение

В заключении данной работы хотелось бы суммировать выводы, полученные при изучении тем отдельных разделов, и попытаться свести их к неким коренным принципам мировоззрения Карамзина, о которых позволяет судить материал данных источников.

Влияние ФР на развитие общественно-политических взглядов Карамзина очень велико. Однако данная проблема в работе рассматривалась лишь на основе «Писем». Учитывая же специфику отражения темы в источнике, мы можем констатировать, что в нем отразились по большей части отдельные впечатления автора по поводу увиденных событий. Коренной же идеей, которую высказывает Карамзин, является полное отрицание самого принципа революционных преобразований. Его место вскоре займут постепенное развитие просвещения, историческая традиция, нравы народа.

Анализ темы допетровских политических преобразований в России занимает в работе самое большое место и это не случайно. Свою роль играет объем самого исторического материала, осмысляя который Карамзин строит свои общественно-политические концепции. Однако главное в другом: данный исторический материал дает возможность автору раскрыть свои воззрения на очень широкий спектр вопросов. Мы можем увидеть особенную трактовку Карамзиным теории общественного договора. С одной стороны, это единственная основа легитимности власти. Поэтому именно в духе теории общественного договора осмысляется Карамзиным призвание варягов, избрание на царство Годунова, Михаила Романова. С другой, специфика функционирования власти, базирующейся на общественном договоре, заключается в том, что Карамзин склонен считать приоритетным суверенитет монарха, воплощающего идею общего блага, по сравнению с суверенитетом народа. Однако полностью последний не исчезает.

Одной из главных идей, проходящих сквозь всю «Историю», является мысль о том, что монарх должен блюсти общее благо. Как мы пытались показать выше, данная мысль имеет глубокие основания в этических и философских воззрениях Карамзина. Это демонстрирует необходимость комплексного изучения мировоззрения автора.

На материале петровских реформ в России Карамзин раскрывает свои воззрения на проблему самобытности народных нравов и дает свою оценку их заимствованиям от других народов. Для него народные нравы являются как воплощением свободы граждан в их частной, «домашней» жизни, так и олицетворением исторической традиции государства. Поэтому петровский эксперимент по насильственному изменению нравов он оценивает отрицательно.

Рассматривая реформы Екатерины II в России, Карамзин склонен подчеркивать тот факт, что она смягчила методы монархического управления государством, не забыв о его главных целях (служение счастью народа, общему благу, забота о безопасности государства).

Наконец, важный материал для суждения об общественно-политической позиции Карамзина дает его критика Александровских преобразований. В ней он подчеркивает опасность для блага государства какого-либо ослабления и преобразования самой сути самодержавного режима. Очень интересны воззрения автора на роль Сената в общей системе управления, наряду с которым не должно существовать никакого иного правительствующего органа. Важно отметить, что, считая главной опорой власти в стране нравственное уважение к ней народа, он стремится поднять значение наследственного дворянства и духовенства, которых видит в роли своего рода помощников императора в управлении.

Таким образом, тема политических преобразований в сочинениях Карамзина является возможностью понять общественно-политической позиции автора в ее различных аспектах. Сквозь размышления автора о далеком прошлом мы все время видим взгляды самого Николая Михайловича Карамзина, меняющегося, мыслящего и ратующего за благополучие своего Отечества.


Литература

1. Арзуманова М.А. «Перевод английской рецензии на «Письма русского путешественника» из бумаг А.С.Шишкова»/ См. «XVIII век. Сборник статей и материалов.Сб.8.». Л.,1969;

2. Бестужев-Рюмин К.Н. «Н. М. Карамзин. Статья в «Русском биографическом словаре». Спб., 1897;

3. Гулыга А.В. «Карамзин в системе русской культуры»/ См. «Литература и искусство в системе культуры». М.,1988;

4. Дегтярева М.В. «Два кандидата на роль государственного идеолога: Ж. де Местр и Н.М.Карамзин» / См. «Исторические метаморфозы консерватизма». Пермь, 1998;

5. Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. «У истоков российского консерватизма: Н.М.Карамзин». М.,1999

6. Карлова Т.С. «Эстетический смысл истории в творческом восприятии Карамзина» / См. «XVIII век. Сборник статей и материалов.Сб.8.». Л.,1969;

7. Кислягина Л.Г. «Формирование общественно-политических взглядов Н.М.Карамзина». М.,1976;

8. Кислягина Л.Г. «Формирование идеи самодержавия в политической концепции Карамзина» / См. «Вопросы методологии и истории исторической науки». М.,1977;

9. Краснощекова Е. «Письма русского путешественника». Проблематика жанра.(Н.М. Карамзин и Лоренс Стерн)» / См. «Русская литература»№2. М.,2003;

10. Креленко Н.С., Харченко Н.П. «О том, что увидел в париже летом 1790 г. русский путешественник Н.Карамзин» / См. «Европейское просвещение и развитие цивилизации в России: материалы международного коллоквиума». Саратов,2001;

11. Ланда С.С. «Дух революционных преобразований...1816 – 1825» М.,1975;

12. Лотман Ю.М. «Эволюция мировоззрения Карамзина (1789 – 1803)» / См. «Ученые записки Тартусского университета».№ 51. Тарту,1957;

13. Лотман Ю.М. «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Карамзина – памятник русской публицистики начала XIX века» / См. «Литературная учеба» №4. М.,1988;

14. Минаева Н.В. «Правительственный конституционализм и прогрессивное общественное мнение России в первой четверти XIX века» Саратов,1982;

15. Минаева Н.В. «Европейский легитимизм и эволюция политических представлений Н.М.Карамзина» / См. «История СССР».№ 5. М.,1982;

16. Мирзоев Е.Б. «Записка» Н.М.Карамзина и проекты М.М.Сперанского: два взгляда на российское самодержавие» / См. «Вестник МГУ.Серия 8» №1. М.,2001;

17. Пивоваров Ю.С. «Время Карамзина и «Записка о древней и новой России» / См. «Н.М.Карамзин «Записка о древней и новой России» М.,1991;

18. Серман И.З. «Два свидетеля своего времени – Шатобриан и Карамзин / См. «Европейское просвещение и развитие цивилизации в России: материалы международного коллоквиума». Саратов,2001;

19. Сиповский В.В. «Н.М.Карамзин, автор «Писем русского путешественника». Спб.,1899;

20. Теплова В.А. «Вестник Европы» Карамзина о Великой Французской революции и формах правления» / См. «XVIII век. Сборник статей и материалов.Сб.8.». Л.,1969;

21. Эйдельман Н.Я. «Последний летописец». М., 1983


[1] Сиповский В.В. «Н.М.Карамзин, автор «Писем русского путешественника». Стр. 156-158. Спб.,1899

[2] Карамзин Н.М. «Сочинения в 2-х т.». Т.1. Стр. 621-622 (автор – Лотман Ю.М.). Л., 1984

[3] Сиповский В.В. Указ. соч. Стр. 160-161

[4]Материал взят из кн.: Эйдельман Н.Я. «Последний летописец». М., 1983

1.  1Эйдельман Н.Я. Указ.соч. Стр. 119 - 127. Там же см. характерные отзывы современников на IX том «Истории» Карамзина

2 Ланда С.С. «Дух революционных преобразований...1816 – 1825» Стр. 58 – 69. М.,1975

[5] См.: Лотман Ю.М. «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Карамзина – памятник русской публицистики начала XIX века» / См. «Литературная учеба» №4. М.,1988

[6] Там же.

[7] Лотман Ю.М. Указ. соч.

[8] Бестужев-Рюмин К.Н. «Н. М. Карамзин. Статья в «Русском биографическом словаре». Спб., 1897

[9] Кислягина Л.Г. Указ. соч. Стр. 15.

[10] Сиповский В.В. «Н.М.Карамзин, автор «Писем русского путешественника». Спб.,1899

[11] Лотман Ю.М. «Эволюция мировоззрения Карамзина (1789 – 1803)» / См. «Ученые записки Тартусского университета».№ 51. Тарту,1957 (далее – Лотман Ю.М. «Эволюция...» )

1Лотман Ю.М. «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Карамзина – памятник русской публицистики начала XIX века» / См. «Литературная учеба» №4. М.,1988 (далее – Лотман Ю..М. «О древней…»).

[12] Лотман Ю.М. «О древней…».

[13] Ланда С.С. «Дух революционных преобразований...1816 – 1825» М.,1975

2Минаева Н.В. «Правительственный конституционализм и прогрессивное общественное мнение России в первой четверти XIX века» Саратов,1982

1Кислягина Л.Г. «Формирование общественно-политических взглядов Н.М.Карамзина». М.,1976

2Там же. Стр. 5

3Кислягина Л.Г. «Формирование идеи самодержавия в политической концепции Карамзина» / См. «Вопросы методологии и истории исторической науки». М.,1977

1Эйдельман Н.Я. «Последний летописец». М., 1983

1Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. «У истоков российского консерватизма: Н.М.Карамзин». М.,1999

1Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. Указ. соч. Стр. 63

2Там же. Стр. 64

[14] Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. Указ. соч. Стр. 70-72

[15] Арзуманова М.А. «Перевод английской рецензии на «Письма русского путешественника» из бумаг А.С.Шишкова»/ См. «XVIII век. Сборник статей и материалов. Сб.8.». Л.,1969

[16] Креленко Н.С., Харченко Н.П. «О том, что увидел в Париже летом 1790 г. русский путешественник Н.Карамзин» / См. «Европейское просвещение и развитие цивилизации в России: материалы международного коллоквиума». Стр. 125-130. Саратов,2001

[17] Креленко Н.С., Харченко Н.П. Указ. соч. Стр. 130

[18] Краснощекова Е. «Письма русского путешественника».Проблематика жанра.(Н.М. Карамзин и Лоренс Стерн)» / См. «Русская литература»№2.Стр. 3-18. М.,2003

[19] Там же. Стр. 5

[20] Теплова В.А. «Вестник Европы» Карамзина о Великой Французской революции и формах правления» / См. «XVIII век. Сборник статей и материалов. Сб.8.». Л.,1969

[21] Пивоваров Ю.С. «Время Карамзина и «Записка о древней и новой России» / См. «Н.М.Карамзин «Записка о древней и новой России» Стр. 3-15. М.,1991

[22] Мирзоев Е.Б. «Записка» Н.М.Карамзина и проекты М.М.Сперанского: два взгляда на российское самодержавие» / См. «Вестник МГУ. Серия 8» №1. Стр. 61-75. М.,2001

1Карлова Т.С. «Эстетический смысл истории в творческом восприятии Карамзина» / См. «XVIII век. Сборник статей и материалов.Сб.8.». Л.,1969

[23] Минаева Н.В. «Европейский легитимизм и эволюция политических представлений Н.М.Карамзина» / См. «История СССР».№ 5.Стр. 150-160. М.,1982

[24] Дегтярева М.В. «Два кандидата на роль государственного идеолога: Ж. де Местр и Н.М.Карамзин» / См. «Исторические метаморфозы консерватизма». Пермь, 1998

* Карамзин пишет о том, что для вступления в некоторые должности должна быть необходимой принадлежность к дворянству. В качестве компромисса он предлагает при необходимости сначала вводить в число дворян, а уже затем в чин. М.В.Дегтярева склонна считать, что в менталитете русского дворянства преувеличены подданническая ориентация

[25] Серман И.З. «Два свидетеля своего времени – Шатобриан и Карамзин / См.  «Европейское просвещение и развитие цивилизации в России: материалы международного коллоквиума». Стр. 206-218. Саратов,2001

[26] Гулыга А.В. «Карамзин в системе русской культуры»/ См. «Литература и искусство в системе культуры». М.,1988

[27] Карамзин Н.М. «Письма русского путешественника» (далее – «Письма»). (См. Карамзин Н.М. «Сочинения в 2-х т. Т.1). Стр. 161. Л., 1984

[28] Там же. Стр. 161 - 162

[29] В «Записке», например, упоминания о Французской революции всегда сопровождаются словами «ужасы французской революции», «ужасная французская революция», «переменит ли Франция свою ужасную систему».

[30] Карамзин Н.М. «Письма». Стр. 164-165.

[31] Краснощекова Е. «Письма русского путешественника». Проблематика жанра.(Н.М. Карамзин и Лоренс Стерн)» / См. «Русская литература»№2.Стр. 7. М.,2003

[32] Карамзин Н.М. «Письма». Стр. 179.

[33] Там же. Стр. 204. См. также стр. 232.

[34] Там же. Стр. 165.

[35] Там же. Стр. 201

[36] Там же. Стр. 230

[37] Карамзин Н.М. «Письма». Стр. 294

[38] Там же. Стр. 296

[39] Там же. Стр. 296 - 297

[40] Там же. Стр. 312

[41] Карамзин Н.М. «Письма». Стр. 314

[42] Там же. Стр. 420-422

[43] Там же. Стр. 315

[44] Там же. Стр. 336

[45] Там же. Стр. 423

[46] Креленко Н.С., Харченко Н.П. «О том, что увидел в Париже летом 1790 г. русский путешественник Н.Карамзин» / См. «Европейское просвещение и развитие цивилизации в России: материалы международного коллоквиума». Стр. 130. Саратов,2001

[47] Карамзин Н.М. «История государства Российского» (далее – «История»). Кн. 1. Стр.53. М., 2002.

[48] Карамзин Н.М. «История» (кн.1). Стр.54.

[49] Там же. Стр. 73.

[50] Карамзин Н.М. «Записка о древней и новой России» (далее – «Записка»). Стр. 17. М.,1991.

[51] Там же.

[52] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 17

[53] Карамзин Н.М. «История» (кн.1). Стр.178

[54] Карамзин Н.М. «История» (кн.1)Стр.131.

[55] Там же. Стр. 137

[56] Карамзин Н.М. «История» (кн.1). Стр. 190

[57] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 18

[58] Там же.

[59] Карамзин Н.М. «История» (кн.1). Стр. 190

[60] Там же. Стр. 428

[61] Мирзоев Е.Б. «Записка» Н.М. Карамзина и проекты М.М. Сперанского: два взгляда на российское самодержавие». (См. «Вестник МГУ. Серия 8.»2001, №1.Стр. 75)

[62] См. Ланда С.С. «Дух революционных преобразований … 1816 – 1825».Стр.58-78. М.,1975

[63] Карамзин Н.М. «История» (кн.1) Стр. 238

[64] Карамзин Н.М. «Записка» Стр. 18

[65] См. Карамзин Н.М. «История» (кн.1). Стр. 814-815

[66] Карамзин Н.М. «История» (кн.1). Стр. 815

[67] Там же. Стр.817

[68] Там же. Стр. 817 - 818

[69] Там же. Стр. 818

[70] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 22

[71] Там же.

[72] Лотман Ю.М. «Эволюция мировоззрения Карамзина (1789 – 1803)» (далее – «Эволюция). (См. «Ученые записки Тартуского университета», 1957, № 51.

[73] Там же.

[74] Данная проблема получает интересное направление при рассуждении Карамзина о соотношении понятий «республика» и «добродетель». Ю.М. Лотман на основе исследования повести «Марфа – посадница» (см. Лотман Ю.М. «Эволюция».) показывает, что одной из главных идей данного произведения является мысль, что добродетель, необходимая, по Карамзину, для существования республик, может заключаться в способности подавить свой эгоизм ради блага целого. Эту мысль мы встретим и на страницах «Истории». Также необходимо отметить, что некоторые исследователи (Лотман, Сиповский, Эйдельман) указывают на некоторое влияние Платона на общественно-политические идеалы Карамзина. В данном аспекте можно предположить, что мысли о необходимости подавлять свой эгоизм ради блага целого, о приоритете целого над частью могли быть вдохновлены в творчестве Карамзина именно «Государством» Платона.

[75] Карамзин Н.М. «История» (кн.1). Стр. 885

[76] Карамзин Н.М. «История» (кн.1).. Стр. 904

[77]Там же Стр. 905

[78] Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. «У истоков российского консерватизма: Н.М. Карамзин». Стр. 54-58. М.,1999

[79] Карамзин Н.М.  «История» (кн.1) Стр. 905

[80] Там же.

[81] Там же. Стр. 1006

[82] Карамзин Н.М. «История» (кн.1). Стр. 1007

[83] Там же.

[84] Там же. Стр. 1005

[85] Карамзин Н.М. «История» (кн.1). Стр. 1010

[86] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 23

[87] Там же.

[88] Карамзин Н.М. «Письма». Стр. 231

[89] Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр.100

[90] Там же.

[91] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 24

[92] Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр. 119-120

[93] Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр. 124

[94] См. Лотман Ю.М. «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Карамзина – памятник русской публицистики начала XIX века» (далее – «О древней…»). (См. «Литературная учеба, 1988, № 4. )

[95] Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр. 165-166.

[96] Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр. 168

[97] Там же.

[98] Там же. Стр. 216

[99] Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр.217

[100] Цит. по Эйдельман Н.Я. «Последний летописец». Стр. 124. М.,1983

[101] Карамзин Н.М. Указ. соч. Стр. 347-348

[102] Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр. 475

[103]Там же. Стр. 585

[104] Там же. Стр. 586

[105] Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр. 593-594

[106] Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр. 594

[107] Карамзин Н.М. «История» (кн.2).Стр. 594

[108] Там же Стр. 550-556

[109]Там же. Стр. 665

[110] Также можно отметить своеобразную роль «суд небесного», которую выделяет Карамзин во внешних условиях протекания второй половины правления Годунова: неурожаи, голод, появление Лжедмитрия.

[111]Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр. 666-667

[112] Там же. Стр. 672-673

[113] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 25

[114] Карамзин Н.М. «История» (кн.2). Стр. 679

[115] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 27

[116] Там же.

[117] См. Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 28

[118] Там же. Стр. 29

[119] Там же.

[120] Там же. Стр. 31

[121] Карамзин Н.М. «Письма». Стр. 282

[122] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 31

[123] Там же. Стр. 32

[124] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 32

[125] Там же. Стр. 33

[126] Там же.

[127] Там же.

[128] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 33

[129] Там же. Стр. 34

[130] Там же. Стр. 35

[131] Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. Указ. соч. Стр. 64

[132] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 36

[133] Там же.

[134] Ермашов Д,В. Ширинянц А.А. Указ. соч. Стр. 64

[135] Карамзин Н.М. Указ. соч. Стр. 37

[136] Там же. Стр. 40

[137] Кислягина Л.Г. «Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина». Стр. 153-156.

[138] Там же. Стр.157

[139] Кислягина Л.Г. Указ. соч.. Стр. 157 – 161

[140] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 41

[141] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 42

[142] Там же.

[143] Там же.  Стр. 41

[144] Там же. Стр. 42

[145] Там же. Стр. 43

[146] Лотман Ю.М. «О древней…».

[147] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 44-45

[148] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 46

[149] Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. Указ. соч. Стр. 72

[150] Лотман Ю.М. «О древней…».

[151] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 47

[152] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 48

[153] Там же. 50

[154] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 54

[155] Там же. Стр. 55

[156] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 56

[157] Там же. Стр. 59

[158] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 59

[159] Там же. Стр. 58

[160] Там же.

[161] Там же. Стр. 57

[162] Там же. Стр. 61

[163] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 99

[164] Там же. Стр. 100-101

[165] Там же. Стр. 100

[166] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 101

[167] Там же. Стр. 102

[168] Там же. Стр. 105

[169] Карамзин Н.М. «Записка». Стр. 106

[170] Там же. Стр. 108

[171]Там же. Стр. 108-109

[172] Карамзин Н.М.Указ. соч. Стр. 109

[173] Корнилов А.А. «Курс истории России XIX века». Стр. 290. М.,2004

[174] Минаева Н.В. «Европейский легитимизм и эволюция политических представлений Н.М.Карамзина» / См. «История СССР».№ 5.Стр. М.,1982

[175] [175] Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. Указ. соч. Стр. 47


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.