рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Изображение основных политических деятелей Фронды в мемуарах Ларошфуко и Реца

Таким образом, в своих мемуарах Ларошфуко вполне ясно обозначил свое мнение в изображении основных политических деятелей Фронды. Мазарини в мемуарах Ларошфуко изображен гнусным и нечестным политиком, который пользуется безграничным доверием королевы. Мазарини изображен политиком вполне не глупым, хитрым, и двуличным. Ларошфуко сравнивает Мазарини с Ришелье, и на его фоне выразил мнение, что Мазарини является человеком недальновидным и заносчивым. Все это говорит о том, что в изображении Мазарини автор мемуаров использовал все самые негативные характеристики. А в изображении Принца видна обратная ситуация, при которой вышли на поверхность в основном положительные моменты в изображении и характеристике человека и политика. Ларошфуко показал лишь некую нерешительность в действиях Конде, переменчивость его взглядов и намерений – как основной негативный фактор в изображении политика. Фигура королевы в мемуарах Ларошфуко изображена несколько в ином плане, нежели Конде или Мазарини. Королева в мемуарах была объектом почитания, а потому в мемуарах не просматривается критика. Изображение королевы было в неком нейтральном тоне, не затрагивающим ее отрицательные моменты, как в жизни, так и в политике. В изображение Реца в мемуарах Ларошфуко явно просматривается предвзятое отношение автора, но так или иначе косвенно автор изображает Реца, как человека вполне разумного, смелого в своих поступках. А по сути, изобразил Ларошфуко Реца в негативных оттенках.


Глава II. Изображение основных политических деятелей Фронды в мемуарах Реца

Жизнь Жана Франсуа Поля де Гонди (1613-1679), аббата, затем коадъютора (заместителя) архиепископа Парижского, а после - кардинала де Реца, в высшей степени "сюжетна": Смута, разразившаяся в 1648 г., получила название Фронды. Описание событий этой смуты, более пяти лет терзавшей страну, и составляет центральную часть «Мемуаров» кардинала де Реца. Поль де Гонди сразу же стал одним из вождей так называемой парламентской Фронды, восстания, в котором ключевая роль принадлежала Парламенту. Гонди фактически играл роль основного координатора общественных сил, выступавших за отставку и изгнание кардинала Мазарини. Он сочиняет замечательнейшие из направленных против кардинала-министра памфлетов -"мазаринад", подвергается аресту и томится в заключении в Венсеннском замке, где после смерти своего дяди, архиепископа Парижского, наследует его сан; переведенный из Венсенна в Нант, ухитряется обмануть бдительность охраны, спасается бегством и направляется - сначала морем, а затем по суше - в Рим, откуда пытается защищать свои права, затем покидает Италию и скитается по Европе до тех пор, пока не получает от Людовика XIV разрешения возвратиться во Францию (взамен добровольно сняв с себя сан архиепископа Парижского).

§1. Мазарини

В мемуарах Реца явно прослеживается внимание к такой фигуре в истории Франции, как Мазарини. И оценка эта была разносторонней во всех смыслах, как о личных качествах, так и о его политической карьере. Очень интересна позиция Реца в освещении личных характерных качеств Мазарини и его поведении. Рец очень широко и подробно описывает характер Мазарини: « Происхождение его было безвестным, а детство постыдным. У стен Колизея выучился он шулерничать, за что был бит римским ювелиром по имени Морето. Он служил пехотным капитаном в Вальтелине, и Баньи, бывший его генералом, рассказывал мне, что на военной службе, которая продолжалась у него всего три месяца, он успел прослыть мошенником. Непристойными итальянскими побасенками он завоевал расположение Шавиньи, а через Шавиньи самого де Ришельё, который сделал его Кардиналом, руководясь, как полагали, теми же соображениями, какие побудили Августа оставить императорскую власть Тиберию. Пурпурная мантия не мешала ему оставаться лакеем при кардинале де Ришельё. Он часто предвидел зло, потому что часто испытывал страх, но не умел вовремя его исправить, потому что трусость брала в нем верх над осмотрительностью. Он был наделен умом, вкрадчивостью, веселостью, умением себя вести, но из-за всех этих достоинств выглядывала низкая его душонка, заметная настолько, что самые эти достоинства в минуты неудач выглядели смешными, а в пору наибольшего успеха продолжали казаться шарлатанством.[72] Далее Рец пишет: «Он остался мошенником и в должности министра, чего не случалось прежде ни с кем, и от этого мошенничества власть, хотя он начал править удачливо и самовластно, оказалась ему не к лицу; к нему стали проникаться презрением, а эта болезнь самая опасная для государства, ибо в этом случае зараза в особенности легко и быстро перекидывается с головы на все тело»[73]. Таким образом, Рец показывает то, что, по его мнению, Мазарини являлся по сути своей шулером, обманщиком, со скверным, гнусным характером. Описывает то, что человек с таким характером не имеет права занимать пост первого министра. Рец так же отмечает в характере Мазарини некую двуличность поведении, и показывает личную встречу с Мазарини: «Кардинал обнял меня с изъявлениями нежности, превосходящими всякое описание. В целой Франции есть, мол, один честный человек — это я. Остальные-де гнусные льстецы, которые взяли власть над Королевой вопреки нашим с ним советам. Он объявил мне, что отныне решил во всем руководиться моими суждениями».[74] В этих действиях мемуарист показывает именно гнусную лесть, в которой сам Мазарини обвинял своих недругов. В таком же духе Мазарини действовал и в дальнейшем, желая показать свою преданность, любовь, политическое единство. В характере Мазарини, мемуарист находит следующие черты, указывая на то, что: «Кардинал, однако, не раз оказывался смешным, ибо говорил глупости, что необыкновенно даже для тех, кто в этой должности их совершает».[75] Таким образом, в этом поведении Мазарини Рец усматривает определенный стиль поведения, общения в обществе. А вот ещё одно очень интересное наблюдение Реца в понимании характера Мазарини: «Кардинал Мазарини, у которого не было недостатка в уме, но которому весьма недоставало благородства…».[76] Таким образом, мемуарист все- таки указывает на то, что Мазарини был человеком далеко не глупым. Но тот факт, что мемуарист и Мазарини, по сути, были врагами, добавляет свой отпечаток. Так же Рец указывает на ещё одну черту характера, как подозрительность, и то, что тот «никогда не верил ни в чьи благородные намерения»[77] По мнению мемуариста «Мазарини от природы был вздорным и сварливым, а это большой порок в человеке, которому приходится иметь дело с множеством людей». Освящая службу Мазарини у Панцироли, папского нунция, Рец указывает на такие пороки будущего первого министра как вероломство и склонность к предательству. Этим Рец показывает всю сущность Мазарини, как человека и политика, так как в тексте мемуаров сам характер и его черты в Мазарини скрыты под занавесом принятого тогда этикета, который соблюдался и в поведении и в манере говорить. В данном случае Мазарини скрывался под маской этакого простака [78]. Таким образом, подобное поведение явно не вписывалось в те устои от которых не отказывался даже Ришелье, будучи на посту первого министра. И это явно раздражало придворное общество того времени. И Реца это так же вполне задело, что он и выразил в негативных красках в своем труде. В результате, Рец вполне обоснованно со своей точки зрения изобразил характер Мазарини, его различные стороны, положительные и отрицательные. Хотя характеристика эта была не совсем объективной, так как, мемуарист давал характеристику своему противнику на политическом поприще.

Изображение Мазарини как политического деятеля

Политика Мазарини в мемуарах Реца приобретает определенную направленность и особый стиль поведения. На политической арене Мазарини предстал, как «кроткий, благодушный, который ничего не желал, был в отчаянии, что его кардинальский сан не позволяет ему унизиться перед всеми так, как он того хотел бы».[79] Это говорит о политике, который вел себя по особенному, так как никто этого не делал, что вызывало всеобщее раздражение. Однако Рец упоминает и другую сторону способностей Мазарини, как политического деятеля, а это : «Надо признать, что кардинал Мазарини весьма искусно поддерживал свой успех»[80]. Рец указывает, что в политике Мазарини, учтив и доступен. Вход к нему был совершенно свободный, получить аудиенцию ничего не стоило; обедать с ним можно было запросто, как с любым частным лицом; он во многом отказался даже от той важности, с какою держатся обыкновенные кардиналы. Словом, он вел себя так ловко, что возвысился над всеми в ту самую пору, когда все полагали себя его ровней.[81] Все это говорит о том, что Рец в сущности изображает Мазарини, как ловкого политика, умеющего в нужный момент казаться слабым. Рец изображает Мазарини в следующих словах: «Он часто предвидел зло, потому что часто испытывал страх, но не умел вовремя его исправить, потому что трусость брала в нем верх над осмотрительностью. Он был наделен умом, вкрадчивостью, веселостью, умением себя вести, но из-за всех этих достоинств выглядывала низкая его душонка, заметная настолько, что самые эти достоинства в минуты неудач выглядели смешными, а в пору наибольшего успеха продолжали казаться шарлатанством».[82] Из этого портрета политического деятеля написанного Рецем видно то, что первый министр вполне имел возможность предвидеть многие проблемы, но не в состоянии их решить, автор выставляет Мазарини трусом и мошенником, однако которому по сути, получается всех обманывать и это является отрицательной стороной в ведении политики по мнению Реца. Рец обвиняет Мазарини в том, что «слабодушие кардинала Мазарини дало последний толчок ослаблению королевской власти».[83] Таким образом Рец явно предвзято относится к первому министру и в таком же тоне описывает его в своих мемуарах. В своем труде Рец пишет о полном контроле, который установил Мазарини над королевой, не только в принятии каких либо решений, но и в эмоциональном плане. Этому свидетельствует обсуждение между королевой, Мазарини и коадъютором вопроса об освобождении Брюсселя, королева впала в ярость, однако Мазарини прошептав ей что-то, на ухо успокоил ее мгновенно.[84] И Рец явно намекает на твердый политический тандем двух политиков Мазарини и королевы. По мнению Реца в поведении Мазарини, было множество отрицательных черт из-за того, что тот не понимал обычаев Франции, смешивая важное с неважным. Рец так же указывает на ещё одно важное качество Мазарини, как политика это «неистовая страсть к переговорам»[85] В данном случае речь идет о подписании мира в Рюэле, в котором Мазарини как раз действовал вопреки своим привычкам и решился на подкуп армии неприятеля.[86] Но Рец настаивает на том, что переговоры это «конек» Мазарини в политике. Мемуарист отмечает умение Мазарини обходиться со своими противниками. В данном случае мемуарист имеет в виду самого Конде, которого Мазарини осыпает любезностями.[87] Это Рец изображает, как посыл на двуличность Мазарини, как политика. В своей политике, после первой фронды Мазарини ставит задачу « развязаться с принцем де Конде»[88] Этой фразой мемуарист указывает на точку начала конфронтации между Мазарини и Конде. Мемуарист указывает на то, что в своей политике Мазарини, часто пользуется различными уловками: «Кардинал все надеялся улестить его, предложив ему взамен что-нибудь другое, но желая притом отделаться одними обещаниями».[89] Этой характеристикой политики Мазарини Рец указывает на определённый стиль в работе Мазарини, как политического деятеля. Что по мнению мемуариста не является положительным фактором в политике. К этому Рец приписывает и то, что «Один из главных пороков кардинала Мазарини в том и состоял, что он никогда не верил ни в чьи благородные намерения». Этот факт указывает на подозрительность политика. В дальнейшем на политической арене, одним из первых шагов Мазарини стало разрушение всех преград, воздвигнутых парламентскими постановлениями и королевскими декларациями против злоупотреблений, и вот как эти действия изображает Рец: «По невежеству кардинал Мазарини забыл в своем властолюбии всякую осмотрительность».[90] В дальнейшем Мазарини делает все, что бы обмануть Принца и привлечь его на свою сторону, что у него хорошо получилось. Мазарини удалось убедить Конде в том, что именно Фрондеры виновны в покушении на него. Все это Мазарини делал, как подготовку к аресту принцев.[91] Таким образом, Мазарини в дальнейшем решился на арест принцев.[92] Можно сказать, что Мазарини добился всего, чего и хотел, что вполне добавляет ему веса на политической арене, на что и указывает Рец. В общении с людьми Мазарини, как политик по сути своей был человеком вздорным и сварливым, что по мнению Реца было большим пороком, так как Кардиналу приходилось иметь дело с множеством людей.[93] Но были положительные моменты в изображении Мазарини , это: «ловкий министр»[94], что говорит о том, что политик этот был одним из лучших для того времени, положительную или отрицательную роль он играл в истории. В дальнейшем Рец описывая действия Мазарини, говорит о том, что он пытается поссорить между собой фрондеров.[95] Эти действия Рец описывает без комментариев, но видно, что первый министр со своей точки зрения делает все верно. В результате дальнейших политических баталий перед Мазарини встал вопрос об освобождении принцев и он решает сделать все сам, что бы присвоить всю славу от этого поступка себе. В дальнейшем Мазарини, ведя борьбу со своими противниками, задумал вывезти Короля из Парижа. Но сам Мазарини уехал из города первым, что Рец изображает как проявление отчаянного страха.[96] Но так или иначе принцы были освобождены и именно так это комментирует Рец: «Я никогда не мог взять в толк, что заставило Кардинала выкинуть это коленце, по моему мнению, одно из самых нелепых, какие доводилось наблюдать нашему веку».[97] Этими словами Рец изображает факт того, что видимо, не следовало делать столь скоропалительных выводов и действий, которые совершил первый министр. Мазарини был вынужден покинуть Париж и лишь 28 -30 января 1652 года прибыл ко двору, который то-же покинул столицу. Очень ярко изобразил Рец в своих мемуарах, политику первого министра в этой ситуации: «Сила кардинала Мазарини как раз и состояла в умении плести невнятицу, намекать, обольщать надеждой, бросать приманку и тут же ее отнимать, изъяснять свою мысль и тут же ее запутывать. Вот склад ума, воистину созданный, чтобы извлекать пользу из призраков, которыми корона, не скупясь, тешит противника, когда ей надо склонить его к переговорам».[98] И именно этим выводом Рец заканчивает свое описание Мазарини, как политика

§2. Принц Конде

Принц Конде является одним из важнейших персонажей мемуаров Реца, т.к. он был принцем крови и находился в гуще политических событий того времени. Рец следующим образом изобразил характер Принца: «Принц де Конде был рожден полководцем, что можно сказать лишь о нем, о Цезаре и о Спиноле. Он стал вровень с первым и превзошел второго. Бесстрашие — еще не самая главная черта его характера. Природа наделила его великим умом, не уступающим его мужеству. Судьба, ниспослав его веку воинственному, предоставила мужеству развернуться во всем его блеске; рождение или, лучше сказать, воспитание в семье, преданной и покорной правительству, ограничило ум рамкою слишком тесною. Принцу не внушили с ранних лет те важные начала, какие образуют и развивают то, что зовется последовательностью. Самостоятельно он не успел их вывести, ибо уже в юности опережен был стремительным развитием великих событий и навыком к успеху. Недостаток этот был причиной того, что, обладая от природы душою незлобною, он совершал несправедливости, обладая отвагою Александра, подобно ему, был не чужд слабости, обладая замечательным умом, действовал неосмотрительно, обладая всеми достоинствами Франсуа де Гиза, в известных обстоятельствах не послужил государству так, как был должен, и обладая всеми достоинствами Генриха, носившего то же имя, не придал возмущению того размаха, какой мог бы. Он не сумел возвыситься до своих дарований, и это уже недостаток, но все равно он велик, он прекрасен».[99] Таким образом, этой характеристикой Рец изобразил Конде, человеком достойным высшей власти, достойным политиком, полководцем и человеком.

Изображение Конде, как политического деятеля.

Принц крови априори является главной фигурой на политической арене того времени. Он играл ключевую роль в политике государства. В мемуарах Реца это положение очень ярко описано. По его мнению, Принц предстает талантливым полководцем, что всегда придавало вес в обществе и при дворе.[100] Но этот факт не позволил получить Конде звания адмирала, и это стало причиной первого разрыва отношений с Мазарини. Хотя в ту пору Конде не имел с двором тесных связей. Так Рец оценивает действия Принца как политика в ту пору: «Твердым, ровным шагом прошел он между правительством и народом, между двором и бунтовщиками, и сказал мне слова, которые память сохранила мне даже в пору самых жарких наших распрей: «Мазарини не ведает, что творит; если не принять мер, он погубит государство». На тот момент злоба и обида Принца привели его к тому состоянию, при котором он будет в стороне и не примет участия в осаде Парижа.[101] На начальном этапе Фронды Рец изображает политику Принца, как вполне миролюбивою и даже нейтральную. Вот как Рец оценивает недостатки Принца, как политика : «Принц де Конде видел зло во всей его обширности, но, поскольку храбрость была прирожденным его достоинством, не довольно этого зла боялся; он желал добра, но только на свой особенный лад: его возраст, его характер и одержанные им победы не позволяли ему соединить с энергией терпеливость; он не усвоил вовремя правила, столь необходимого властителям, — видеть в мелких неудачах жертву, какую всегда должно приносить на алтарь великих дел».[102] Таким образом, Рец показывает, то, что Конде был человеком настроения, что из-за обиды он был зол на двор. Но если двор показывал ему свою признательность и желание подружиться, Конде тут же переходит в стан двора и действует заодно с ним. Показывает желание взять осажденный Париж, применяя все свои знания, как военачальника.[103] Рец в своих мемуарах, так показывает отношение Принца к Мазарини: «принц де Конде, который в отношении Кардинала был на них либо слишком скуп, либо слишком щедр, продолжал выказывать Мазарини презрение, на мой взгляд, чрезмерное, когда речь идет о человеке, которого собираешься оставить в должности первого министра».[104] Таким образом, Рец указывает на неосмотрительность или даже недальновидность по отношению к первому министру. Принц вел себя как победитель и видимо недооценивал силу Мазарини. Однако Принц, будучи перед выбором начинать или нет гражданскую войну, был нерешителен. И эта нерешительность в принятии решений прослеживается и в дальнейшем. В своих мемуарах, Рец именно так оправдывает то, что Конде пошел на поводу у Мазарини в его политике: «вынудив принца де Конде пристать к нему, ибо Принц, поверивший, будто фрондеры вознамерились его убить, оказался в необходимости с ними бороться. Принца осуждали за то, что он попался в эту ловушку, по мне, его следовало пожалеть; трудно избежать западни в ту пору, когда самые искренние твои приверженцы полагают, что лучшее средство доказать тебе свое усердие — преувеличить грозящую тебе опасность».[105] Отношение Реца к Принцу показано в следующих строках: «Я всегда склонен был служить принцу де Конде, к которому всю мою жизнь питал почтение и любовь особенные».[106] Таким образом, в своих мемуарах Рец склонен к преуменьшению промахов и неудач Принца. Но в конце концов Принца выпускают на свободу. Он начинает активную политическую жизнь: «Принц де Конде, которого двор непрестанно склонял к примирению, изо дня в день подстрекал Парламент, чтобы сделаться более необходимым и Королеве».[107] Таким образом, исходя из этого, Рец изобразил Принца, как человека – политика с амбициями. Конде не испугался возможного повторного ареста и ринулся в пучину политических баталий. Но перед Принцем стоит вопрос о начале гражданской войны, он нерешителен, и вот как Рец это комментирует в своих мемуарах: « Он не захотел этого, ибо еще не решился на гражданскую войну, к которой бесспорно испытывал крайнее отвращение. Некоторые осуждали его за нерешительность, я же, напротив, нахожу, что следует воздать хвалу ее причине; мне противна наглость грязных душонок, которые осмелились написать и обнародовать, будто человек, бесстрашием и доблестью своей подобный Цезарю, способен был поддаться неуместной робости. Презренные и вздорные эти писаки заслуживают публичной порки».[108] Таким образом, Рец оправдывает Конде за его нерешительность, указывая на то, что данный вопрос может играть ключевую роль в истории Франции, и Принц был прав в том, что нельзя необдуманно начинать гражданскую войну. Если на политическом поприще Конде действовал нерешительно, то на поле брани Рец изображает Конде, как прирожденного полководца.[109] Во время пребывания Принца в Париже, Рец посчитал уместным включить в свои мемуары очень нелестные выражения по отношению к Принцу, со слов г-на де Фонтене: «принц де Конде повелевают в Париже лишь постольку, поскольку это позволяет самое разнузданное отребье; испанцы, немцы, лотарингцы стоят в предместьях города и грабят даже его сады».[110] Из этой характеристики следует то, что популярность Принца резко падает, и держится лишь на штыках. Результатом этого стал отъезд Принца, и закат его политической карьеры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.