Дипломная работа: Депортация крымских татар: историко-правовой анализ
Вот и живут бывшие хозяева Крыма, не имея возможности опровергнуть
клевету, не смея дать отпор хулигану, не имея правовой защиты, постоянно опасаясь
провокаций.
Единственный способ их защиты - национальная солидарность. Это
особенно ярко проявляется по отношению к незаконным выселениям и сносу домов. Крымские
татары из близлежащих сел, узнав о подготовке к выселению или сносу, бегут к этому
дому и грудью защищают его. Именно эта солидарность вынудила власти на выселение
в ночное время. Банды громил ночью врываются в дома, связывают руки выселяемым и
затыкают рты, чтобы они криком не привлекли внимания соседей. В таких случаях соседи
узнают о выселении только утром. Крымские татары, имеющие автомашины, едут по Крыму
разыскивать выселенных. Найдя, возвращают их в дом, если власти не успели его снести.
Если снесли, тут же раскидывают палатку. В общем, власти ведут настоящую войну против
народа.
Особо жестоко власти расправляются с активистами, организаторами
отпора произволу. В настоящее время вызывает тревогу угроза, нависшая над одним
из давних активистов крымско-татарского движения - Энвером Аметовым.
В 1976 году власти снесли купленный им дом. Пришлось покупать
другой. Но, пока он ездил на свое прежнее место жительства - в Херсонскую область,
- его жену с маленьким ребенком вывезли в степь. Вернувшись в Крым, Аметов нашел
жену с ребенком и снова вселился в купленный им дом. Но вскоре, в октябре 1976 г., его судили по ст. 196 (нарушение паспортного режима) и приговорили к двум годам высылки. Этот
приговор Аметов не исполнил. Во-первых, потому, что считал его незаконным (косвенно
незаконность этого приговора была подтверждена и самим судом - копию приговора вопреки
закону Аметову на руки не дали). Во-вторых, он считал, что не может оставить без
защиты и помощи жену с двумя детьми (трех лет и одного года), тем более что предыдущий
опыт (выселение жены из дома) дает достаточные основания для беспокойства. Теперь
ему грозят новым судом. А это не высылкой грозит, а куда более серьезным наказанием.
Особенно, если учесть, что Энвер Аметов постоянно подвергается слежке и угрозам
со стороны КГБ. Ему ставят в вину его открытую и законную борьбу против дискриминации
и бесправия крымских татар. За открытые смелые выступления против произвола, такие,
как его заявление для печати от 10 октября 1977 г. (см. приложение 2). Квалифицированный рабочий - тракторист и строитель - уже почти два года без
работы, хотя даже в том селе, где он живет, требуются трактористы. Но как крымский
татарин, он дискриминирован и в труде; за то, что он не согласен с этим, ему грозит
тюрьма.
Признать такое положение нормальным невозможно. Крымские татары
должны быть возвращены в Крым. То ли под руководством государственных органов, то
ли с помощью самодеятельной организации населения, то ли обратив на это дело всю
систему оргнабора рабочей силы, то ли отдав все в руки самих желающих возвратиться
в Крым, то ли еще каким-либо способом - но возвращение народа на землю предков должно
быть осуществлено. Советский Союз должен выполнять принятые на себя международные
обязательства. Его внутреннее дело - принимать или не принимать на себя те или иные
обязательства. Но выполнение уже принятых на себя обязательств - не только его дело.
Не только ЮАР не может изгонять с их территории намибийцев, но и Советский Союз
не имеет права делать этого по отношению к крымским татарам или каким-либо другим
нациям СССР. Мы надеемся, что участники Белградской встречи по безопасности и сотрудничеству
в Европе напомнят Советскому Союзу об этом его международном долге.
Что же стало причиной выселения татар из Крыма? Чтобы ответить
на этот вопрос обратимся к некоторым документам. Кто знает, может быть, ответ кроется
именно там. Это и станет второй стороной рассмотрения данной проблемы.
2.В Немного истории
Немцы и крымские татары в Великой Отечественной Войне
СПРАВКА ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ
СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ГЕРМАНИИ О ФОРМИРОВАНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ВОЙСК ИЗ ЛИЦ ТАТАРСКОГО
И КАВКАЗСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ Крымские татары.
"Крымские татары принадлежат к группе тюркских народов,
ближайшие их родственные народы находятся, с одной стороны, в Турции, с другой
- это татары Закавказья и Поволжья, а также различные тюркские народы Центральной
Азии. У них свой язык, но каждый татарин в достаточной степени владеет русским языком,
чтобы сравнительно свободно объясняться на нем.
Советская система большей частью татар решительно отвергается.
По вероисповеданию татары являются магометанами, к религии относятся серьезно, но
без фанатизма. Молодое поколение, с которым нам, прежде всего, придется иметь дело,
частично охладело к религии и ограничивается соблюдением общих обычаев и законов
чести.
Образ мыслей у татарина в общем средний, но он отличается честностью
и правдолюбием. Особенно это относится к татарам из горных деревень. Самолюбие их
легко ранить. Но татарину-солдату нельзя отказать в хороших качествах. С детских
лет его воспитывают в уважении к старшим. Учитывая, что татары являются потомками
народа, который большую часть жизни проводил в седле и который любит предаваться
воспоминаниям о воинственном прошлом, можно предположить, что они будут хорошими
солдатами, будут исполнять свой долг.
В общем населении Крыма крымские татары составляют 20-25%. Для
составления этнографической картины Крыма послужили данные Академии наук СССР за
1930 г. Даже если за последние 10 лет положение в этом вопросе значительно изменилось,
то все равно эти данные представляют большой интерес, так как показывают, насколько
калейдоскопичное население Крыма:
1.
Русские - 301 398.
2.
Украинцы - 77 405.
3.
Белорусы - 3 000.
4.
Поляки - 4 514.
5.
Болгары - 11 317.
6.
Чехи - 700.
7.
Словаки - 719.
8.
Немцы - 43 631.
9.
Греки - 16 036.
10.
Цыгане - 649.
11.
Армяне - 10 713.
12.
Евреи - 45 926.
13.
Эстонцы - 2084.
14.
Татары - 79094.
15.
Караимы - 4213.
16.
Турки - 292.
17.
Прочие - 2471.
18.
Иностранцы - 7066.
19.
Всего - около 710 000.
Перед началом войны общее число татар, по их собственному подсчету,
составляло около 200 000 человек. Немцы переместились во внутренние районы Союза
- в Сибирь и Центральную Азию. Евреи большей частью сбежали. С оставшейся частью
проведены мероприятия в соответствии с общими указаниями по этому вопросу.
Согласно распоряжению ГКСВ (Ген. шт.) Отд. Канц. Упр. От 18 января
1942 г., фюрер дал возможность на неограниченное формирование татарских воинских
частей. ГКСВ 2 января 1942 г. передало шефу охранной полиции и службы безопасности
(СД) обергруппенфюреру СС Олендорфу учет татарских добровольцев для формирования
татарских рот самозащиты.
3 января 1942 г. под его председательством состоялось первое
официальное торжественное заседание татарского комитета в Симферополе по случаю
начала вербовки. Он приветствовал комитет и сообщил, что фюрер принял предложение
татар выступить с оружием в руках на защиту их родины от большевиков. Татары, готовые
взять в руки оружие, будут зачислены в немецкий вермахт, будут обеспечиваться всем
и получать жалованье наравне с немецкими солдатами.
В ответной речи председатель татарского комитета сказал следующее:
"Я говорю от имени комитета и от имени всех татар, будучи уверен, что выражаю
их мысли. Достаточно одного призыва немецкой армии, и татары все до одного выступят
на борьбу против общего врага. Для нас большая честь иметь возможность бороться
под руководством фюрера Адольфа Гитлера - величайшего сына немецкого народа. Заложенная
в нас вера придает нам силы для того, чтобы мы без раздумий доверились руководству
немецкой армии. Наши имена позже будут чествовать вместе с именами тех, кто выступил
за освобождение угнетенных народов.
После утверждения общих мероприятий татары попросили разрешение
закончить это первое торжественное заседание - начало борьбы против безбожников
- по их обычаю, молитвой, и повторили за своим муллой следующие три молитвы:
1-я молитва: за достижение скорой победы и общей цели, а также
за здоровье и долгие годы фюрера Адольфа Гитлера.
2-я молитва: за немецкий народ и его доблестную армию.
3-я молитва: за павших в боях солдат немецкого вермахта
На этом заседание закончилось. Вербовка добровольцев проводилась
следующим образом:
1.
Вся территория Крыма была разбита на округа и подокруга.
2.
Для каждого округа были образованы одна или несколько комиссий из представителей
оперативных групп Д и подходящих татар-вербовщиков.
Зачисленные добровольцы на месте подвергались проверке. В этапных
лагерях набор проводился таким же образом.
В целом мероприятия по вербовке можно считать законченными. Они
были проведены в 203 населённых пунктах и 5 лагерях. Были зачислены:
А. в населенных пунктах - около 6000 добровольцев;
Б. в лагерях - около 4000 добровольцев;
Всего - около 10 000 добровольцев.
По данным татарского комитета, старосты деревень организовали
еще около 4000 человек для борьбы с партизанами. Кроме того, наготове около 5000
добровольцев для пополнения сформированных воинских частей.
Таким образом, при численности населения около 200 000 человек
татары выделили в распоряжение нашей армии около 20000 человек. Если учесть, что
около 10 000 человек были призваны в Красную Армию, то можно сказать, что все боеспособные
татары полностью учтены.
Оперативная группа Д взяла на себя соответственно мобилизацию,
концентрацию на сборных пунктах и отправку добровольцев в войсковые части.
Оперативной группой были сформированы 14 татарских рот для самозащиты
общей численностью 1632 добровольца. Остаток был использован различным образом:
большая часть была разделена на маленькие группы по 3-10 человек и распределена
между ротами, батареями и другими войсковыми частями; незначительная часть - в закрытых
войсковых частях - присоединена к отрядам, например, одна рота вместе с кавказской
ротой присоединена к 24-му саперному батальону.
В отношении испытания татар в боях с партизанами могут служить
сведения о татарских ротах самозащиты, в общем, эти сведения можно считать вполне
положительными. Такая оценка может быть дана всем военным акциям, в которых принимали
участие татары. Получены хорошие сведения при выполнении различных мероприятий разведывательного
характера. В отношении дисциплины и темпов передвижения на марше роты показали себя
с хорошей стороны. В столкновениях с партизанами и в небольших боях войсковые части
вели бои уверенно, полностью или частично уничтожали партизан или обращали их в
бегство, как, например, в районе Бахчисарая, Карабогаза и Судака. В последнем случае
велся бой с регулярными русскими войсками. О боевом духе могут свидетельствовать
потери - 400 убитых и раненых. Следует отметить, что из общего числа - 1600 человек
- только один перебежал к партизанам и один не вернулся из отпуска.
В войсковых частях татары тоже проявили себя с хорошей стороны.
В очень короткий срок они усвоили командный немецкий язык и показывают приличные
успехи. Физические данные не совсем удовлетворительны, поэтому отдельные упражнения
выполняются очень напряженно. Сказывается отсутствие регулярных спортивных занятий.
В простых спортивных играх они оказываются неловкими.
К караульной службе относятся усердно и выполняют задание со
знанием долга. После соответствующего разъяснения о всеобщей дисциплине и об отношении
к начальству у них заметно желание подчиняться.
На складе утильсырья в Симферополе были получены недостающие
предметы одежды и снаряжения.
Успехи в стрелковой подготовке были не совсем удовлетворительные
Существовавший до настоящего времени взгляд, что плохих стрелков надо обучать сразу
при стрельбе, не оправдался. Регулярные занятия с целевыми упражнениями заметно
улучшили результаты в стрельбе. Боевая подготовка воспринята ими, в общем, с большим
интересом, но татары с физической точки зрения не могут полностью соответствовать
требованиям этой подготовки из-за небольшого роста.
Настроение у татар хорошее. К немецкому начальству они относятся
с послушанием и гордятся, если им оказывают признание на службе или вне нее. Самая
большая гордость для них - иметь право носить немецкую униформу.
Много раз высказывали желание иметь русско-немецкий словарь.
Можно заметить, какую они испытывают радость, если оказываются в состоянии ответить
немцу по-немецки.
В общем, татар можно характеризовать как послушных, усердных
солдат. Но их роль в подавлении партизанского движения нельзя оценивать слишком
высоко. Для того чтобы правильно понять положение на партизанском фронте, было бы
небезынтересно привести здесь некоторые данные о партизанском движении.
Партизанские отряды состоят из старых партизан, которые боролись
еще в 1918-1920 гг., из коммунистов, партийных руководителей, руководителей колхозов,
служащих государственных учреждений, отбившихся красноармейцев и матросов. Вооружение
их: винтовки, автоматические винтовки со звукоглушителями, минометы, пулеметы, ручные
гранаты, взрывчатка, коктейли Молотова, орудия с мортирами 760 мм, 100 мм, 170 мм, зенитки. Все это дополняют радиоаппараты, крупные склады с продовольствием и боеприпасами,
казармы, деревоземляные оборонительные сооружения, пещеры. В общем, это в высшей
степени боеспособные части.
Руководителем всех партизанских групп является некий Мокроусов,
который еще в годы русской гражданской войны доставлял трудности белым армии. Число
партизан к началу этого года оценивалось в 5000-6000. Благодаря последним акциям
это число уменьшилось примерно на 2000 убитых и взятых в плен.
Услуги, которые татары оказали немецкому вермахту, заключаются
не только в том, что они дали 14 рот (около 1600 чел.). Они оказали неоценимую помощь
как разведчики, проводники и знатоки страны.
Большое значение имеет духовное воспитание их и разъяснение им
смысла и цели их службы в немецкой армии. В заключение, к вышеизложенному, можно
добавить следующее: движение крымских татар нужно рассматривать не только в малых
масштабах Крыма, это движение нужно расценивать как первый толчок к всеобщему движению
тюркских народов, живущих в СССР, количество которых составляет примерно 20 000
000 человек. Потенциальная сила этих народов не может быть оценена очень высоко.
В конце этого сообщения необходимо подчеркнуть, что татарский комитет на своем заседании
14 января этого года расширил свою прежнюю программу, а именно: "Доблестная
немецкая армия после дальнейшего освобождения России от еврейско-коммунистического
господства приступит к освобождению оставшихся территорий. Крымский комитет считает
своей святой обязанностью принять участие в освобождении мусульман Советского Союза
вместе с немецкой армией" [5].
Пришло время задаться вопросом: почему крымские татары содействовали
немецким оккупантам? Но в этом случае нужно упомянуть и о представителях других
национальностей, активно сотрудничавших с немецкими оккупантами. Кроме татарского
комитета в Крыму функционировали армянские и болгарские комитеты.
Ответ на этот вопрос есть: среди данных народов немцы проводили
агитационную политику "освобождения от большевизма (в частности применительно
к кавказским народам), сохранения культурных традиций" и т.п.
После начала Великой Отечественной войны многие крымские татары
были призваны в Красную Армию. Однако служба их оказалась недолгой. Процитируем
докладную записку зам. наркома госбезопасности СССР Б.З. Кобулова и зам. наркома
внутренних дел СССР И.А. Серова на имя Л.П. Берии, датированную 22 апреля 1944 г.:
". Все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. чел.,
в том числе 20 тыс. крымских татар.20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году
из 51-й армии при отступлении ее из Крыма." [8].
Таким образом, дезертирство крымских татар из Красной Армии было
практически поголовным. Это подтверждается и данными по отдельным населенным пунктам.
Так, в деревне Коуш из 132 призванных в 1941 г. в Красную Армию дезертировали 120 человек(5).
Затем началось прислужничество немецким оккупантам.
"С первых же дней своего прихода немцы, опираясь на татар-националистов,
не грабя их имущество, открыто, так, как они поступали с русским населением, старались
обеспечить хорошее отношение к себе местного населения"(6), - писал начальник
5-го партизанского района Красников.
Уже в декабре 1941 года немецкое командование приступило к организации
так называемых "мусульманских комитетов". Под руководством немцев стали
формироваться вооруженные отряды "самообороны". Многие татары использовались
в качестве проводников карательных отрядов против партизан. Отдельные отряды посылались
на Керченский фронт и частично на Севастопольский участок фронта, где участвовали
в боях против Красной Армии. Но больше всего они прославились расправами с мирным
населением.
Здесь уместно вспомнить один из основных аргументов защитников
"репрессированных народов":
"Обвинение в предательстве, действительно совершенном отдельными
группами крымских татар, было необоснованно распространено на весь крымско-татарский
народ" [10].
Дескать, не все татары служили немцам, а лишь "отдельные
группы", а другие в это время партизанили. Однако в Германии тоже существовало
антигитлеровское подполье, так что, теперь немцев записывать в наши союзники по
2-й мировой? Давайте смотреть конкретные цифры.
Обратимся к данным самого Н.Ф. Бугая:
"В подразделениях немецкой армии, дислоцировавшейся в Крыму,
состояло, по приблизительным данным, более 20 тыс. крымских татар" [12].
То есть, с учетом сведений, приведенных в процитированной выше
записке Кобулова и Серова, практически все крымско-татарское население призывного
возраста. Показательно, что это неблаговидное обстоятельство фактически признается
в весьма характерном издании ("Книга составляет документальную историческую
основу проводимых в Российской Федерации мер по реабилитации поруганных и наказанных
народов") (12).
А сколько же крымских татар находилось среди партизан? На 1 июня
1943 г. в крымских партизанских отрядах было 262 человека, из них 145 русских,
67 украинцев и.6 татар. На 15 января 1944 г., по данным партийного архива Крымского обкома Компартии Украины, в Крыму насчитывалось 3733 партизана, из них русских
- 1944, украинцев - 348, татар - 581. Наконец, согласно справке о партийном, национальном
и возрастном составе партизан Крыма на апрель 1944 года, среди партизан было: русских
- 2075, татар - 391, украинцев - 356, белорусов - 71, прочих - 5411.
Весьма интересно также почитать газету "Азат Крым"
("Освобожденный Крым"), издававшуюся в оккупированном Крыму с 1942 по
1944 год. Вот некоторые характерные выдержки [17]:
03.03.1942 г.
После того как наши братья-немцы перешли исторический ров у ворот
Перекопа, для народов Крыма взошло великое солнце свободы и счастья.
10.03.1942 г.
Алушта. На собрании, устроенном мусульманским комитетом, мусульмане
выразили свою благодарность Великому Фюреру Адольфу Гитлеру-эфенди за дарованную
им мусульманскому народу свободную жизнь. Затем устроили богослужение за сохранение
жизни и здоровья на многие лета Адольфу Гитлеру-эфенди.
В этом же номере:
Великому Гитлеру - освободителю всех народов и религий! 2 тысячи
татар дер. Коккозы (ныне с. Соколиное Бахчисарайского района) и окрестностей собрались
для молебна. в честь германских воинов. Немецким мученикам войны мы сотворили молитву.
Весь татарский народ ежеминутно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы
над всем миром. О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа,
верьте нам! Мы, татары, даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе
с германскими воинами в одном ряду!. Да благодарит тебя Господь, наш великий господин
Гитлер!
20.03.1942 г.
Совместно со славными братьями-немцами, подоспевшими, чтобы освободить
мир Востока, мы, крымские татары, заявляем всему миру, что мы не забыли торжественных
обещаний Черчилля в Вашингтоне. Его стремления возродить жидовскую власть в Палестине,
его желания уничтожить Турцию, захватить Стамбул и Дарданеллы, поднять восстание
в Турции и Афганистане и т.д. и т.п. Восток ждет своего освободителя не от солгавшихся
демократов и аферистов, а от национал-социалистической партии и от освободителя
Адольфа Гитлера. Мы дали клятву идти на жертвы за такую священную и блестящую задачу.
10.04.1942 г.
Из послания А. Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман
г. Карасубазара:
Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей помощи и благодаря
смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и
совершать в них молебны. Теперь нет, и не может быть такой силы, которая отделила
бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский народ поклялся и дал слово, записавшись
добровольцами в ряды немецких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против
врага до последней капли крови. Ваша победа - это победа всего мусульманского мира.
Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю
народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руководитель мусульманского
мира - газы Адольф Гитлер.
В этом же номере:
Освободителю угнетенных народов, сыну германского народа Адольфу
Гитлеру.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|