рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Анализ судебной реформы Столыпина

Объектом критики кадетов в процессе обсуждения законопроекта стала и недостаточная, на их взгляд, степень независимости местного суда. Именно в этом атрибуте кадеты видели главный «залог правового строя» и пытались улучшить законопроект созданием гарантий для него более прочных, нежели предполагаемых законопроектом. Так, видный кадетский депутат – юрист К.К. Черносвитов выступил за избрание председателя съезда мировых судей самими мировыми судьями. Он высказался против предполагаемого законопроектом назначения его министром юстиции, опасаясь, что тем самым возникнет почва для «искусственной борьбы» между административной и судебной властями. Черносвитов считал, что это «далеко не в интересах правосудия» [2, ст. 1148], поскольку председатель будет согласно законопроекту вправе и обязан, осуществляя надзор за судьями округа, фактически жаловаться на них представителю правительства – министру юстиции. Кадетский оратор отстаивал полную независимость суда от правительственной власти как принцип, который надо соблюдать строжайшим образом. Он отверг мотивировку октябристского докладчика комиссии Н.П. Шубинского, что такое положение обеспечит компромисс с правительством и, следовательно, облегчит прохождение законопроекта, а также гарантирует должный уровень квалификации председателя суда, утверждая, что такую квалификацию председателя вполне обеспечит обязательность для него высшего юридического образования. Ф.И. Родичев, также отстаивавший необходимость закрепить в будущем законе положение о выборности председателя, упирал на необходимость упрочить «свободу правового творчества» для судей, создать посредством гарантий, предоставляемых данным законопроектом местных судей, которые «уйдут… с чиновничьей лестницы», превратятся в лиц, «карьеры не делающих и начальства над собой не имеющих» [2, ст. 1708]. Таким образом, кадеты были более последовательными проводниками антитрадиционалистского принципа независимости суда от администрации, чем правительство и октябристы, причём так же делая акцент на постепенное воспитание независимого правосознания судей.

Выступили кадеты и за большую демократизацию института мирового суда. Прежде всего, они высказались за полную отмену имущественного ценза для занятия должности мирового судьи. Этот принцип упорно отстаивали и представители правительства и октябристы, мотивируя это тем, что наличие недвижимой собственности в районе проживания выборного судьи якобы обеспечит последнему знание местных обычаев, специфики и проблем, а также «нравственную пригодность» к занятию судейской должности. Консервативные либералы отстаивали принцип исключительной принадлежности политических прав и свобод собственникам, а представители правительства – «местному землевладельческому классу», основной опоре режима на местах – поместному дворянству. Как представители «нового либерализма» кадетские ораторы справедливо полагали, что «гарантия знакомства с местными обычаями – не в местной недвижимости, а в выборном начале» [2, ст. 1108], а нравственную оценку судьи никак нельзя увязывать с наличием собственности. Представители фракции вскрыли и причину отстаивания ценза правительством и правыми депутатами – недоверие к «третьему элементу» земств – социальной базе модернизации и левого либерализма, призывая представителей октябристов, от которых во многом зависело принятие законопроекта не видеть в них своих противников. Наконец, кадеты видели вред ценза в неизбежном, по их мнению, недоверии населения, прежде всего, крестьянского, к будущему местному суду. В случае сохранения ценза, по мнению представителей фракции, местный суд останется в их глазах «судом бар» и не обеспечит главного, чего добивалась фракция, – правового воспитания населения в духе преодоления правового нигилизма, волюнтаризма, недоверия к праву, характеризующих почвеннический традиционализм, с которым кадеты упорно и последовательно боролись. Исходя из этого, кадеты предлагали отказаться от избрания мировых судей существующими земствами, которые именно в силу наличия имущественного ценза оставались узко-сословными органами, и немедленно реформировать их устройство на принципах демократического избирательного права (всеобщего, равного, прямого при тайном голосовании). В этих же видах кадетский оратор К.К. Черносвитов предложил уменьшить ценз оседлости, который равнялся пяти годам, мотивируя этот тем, что он делает должность недоступной, прежде всего, для крестьян, получивших высшее образование. Таким образом, и здесь проявлялось желание кадетов не изолировать «почву» (позиция правых) и не втягивать её в «цивилизацию» «давлением сверху» (позиция правительства и октябристов), а органично вовлекать в модернизационные процессы, используя для этого сами традиционалистские социальные элементы.

Кроме того, кадетов волновала возможность отстаивания законности судом и по отношению к власти, в связи с чем К.К. Черносвитов предложил исключить из числа лиц, которые не могли избираться на должности мировых судей, приговорённых к заключению за политические преступления. Показательно, что эти предложения кадетов были целиком и полностью поддержаны представителями прогрессистов.

Предложили кадеты и ряд поправок, направленных на расширение подсудности суда за счёт, прежде всего, дел «против порядка управления» и дел, возникающих «по поводу исполнения должностных обязанностей». Их изъятие из сферы действия законопроекта, по мнению кадетов, провоцировало бесконтрольность административно-полицейских структур и наносило удар по доверию населения к институтам, призванным поставить на место власти административного приказа власть права.

Наконец, необходимо упомянуть о предложении кадетов (законопроект комиссии предполагал лишь сужение такой возможности, предусмотренной проектом правительства) для создания гарантий соблюдения принципа неприкосновенности личности, вовсе исключить из законопроекта возможность назначения наказания на основании так называемых «судебных приказов», которые в ряде случаев позволяли «в порядке неотложности» выносить приговоры в отсутствие обвиняемого. Здесь также предотвращение возможности чиновничьего произвола и необходимость укрепления доверия населения к власти права в будущем суде выдвигались кадетами на первый план.

Итак, участие кадетов, польского коло и прогрессистов в обсуждении законопроекта о преобразовании местного суда выразилось в том, что они поддержали прогрессивные положения законопроекта и поправки, преимущественно октябристской думской комиссии, направленные на ликвидацию устаревших и архаичных судов – волостного суда и суда земского участкового начальника (сохранявших такие традиционалистские устои, как сословный характер местного суда, господство в нём земельной аристократии, обычного права). Поддержали они и восстановление в России института мировой юстиции, свободной от сословных начал, «безответственной коллегиальности» и господства обычного права. Не ограничившись этим, они выступили гораздо более последовательными сторонниками правовой модернизации, нежели октябристы и тем более правительство. Это выразилось в требованиях: предельной минимизации сферы действия обычного права и организации его «поглощения» позитивным законодательством; ликвидации ограничений принципа равноправия предусматривавшимся законопроектом; создания гарантий независимости местного суда от административной власти Минюста; демократизации мировой юстиции. Таким образом, леволиберальные фракции полагали необходимым проведение юридической модернизации и построения основ правового государства более решительно и последовательно, нежели думский центр, не делая в ходе её проведения резких различий между российской деревней и городом, окраинами России и её «сердцевиной». Понимая, что правовое «воспитание» российской «почвы» неизбежно, они видели её в радикальном переустройстве судебно-правовой системы России, организации быстрого и в то же время по возможности органичного поглощения её «цивилизацией».

Представители фракции трудовиков, так же как и октябристско-кадетско-прогрессистское большинство и правительство, были, в целом, согласны с тем, что волостной суд и суд земского участкового начальника не пригодны и должны быть упразднены. Аргументы, которые приводились ими, в принципе мало отличались от аргументов их «соседей справа» (сословный характер судов, отсутствие писаного законодательства, зависимость судов от администрации и т.д.). Однако при мотивировке они педалировали классовый характер суда земского участкового начальника, недоверие к земскому начальнику именно как к представителю чуждого социального слоя: в начальнике крестьяне, по их мнению (подтверждённому данными анкет), видели «барина недоступного крестьянину», наделяя его поэтому априори даже отрицательными моральными качествами. Это говорит об отражении трудовиками определённых почвеннических настроений крестьянства.

Вместе с тем, позиция фракции по отношению к будущему закону, в целом, была далека от одобрительной. Критика ими основных положений законопроекта, в первую очередь, включала в себя категорическое неприятие системы выборов судей, предложенной им. Предполагалось избрание судей органами земского и городского самоуправления на основе сравнительно высокого имущественного, образовательного, полового ценза, ценза оседлости и т.д. В случае недостатка лиц, удовлетворяющих требованиям такового ценза, закон предполагал возможность назначения судей «высочайшей властью» по представлению министра юстиции. Трудовики единым фронтом выступили против практически всех видов ценза, предлагаемого законопроектом (имущественного, оседлости, даже полового), предлагая оставить лишь ценз возрастной и образовательный. Интересна мотивировка этого предложения. С одной стороны, это типичное для значительной части крестьянства недоверие к дворянству, «потеря народной веры в дворян», а также стремление противопоставить социальные элементы «почвы» социальным элементам «цивилизации», признавая первых носителями неких абсолютных моральных ценностей, отказывая вторым в возможности «судить по правде». Так, трудовик А.Е. Кропотов прямо утверждал, что ценз содействует избранию безнравственных людей, психология которых чужда крестьянскому правосознанию, имея в виду под таковыми, прежде всего, предпринимательские элементы деревни, характеризуя их известной крестьянской поговоркой «не отдашь душу чёрту – не будешь богат» [2, ст. 1632]. Вторя ему, ряд депутатов фракции также говорили об «избалованности и неумении владеть собой» состоятельных слоёв населения. Однако, с другой, депутаты-трудовики мотивировали отмену ценза вполне антитрадиционалистским мнением о невозможности в этом случае избрать в судьи квалифицированных, но не состоятельных юристов. Необходимость же сохранения образовательного ценза обосновывается вполне «модернизационным» требованием защиты от ущерба «прав населения» [2, ст. 1291]. Кроме того, трудовики, начисто отвергая возможность назначения судьи административной властью, которую они считали своим врагом, всё же признавали необходимость такового, в случае отсутствия местных квалифицированных юридических кадров, предлагая в качестве альтернативы законопроекту процедуру, в ходе которой администрация будет лишь предлагать избирателям списки кандидатур. Таким образом, можно сказать, что трудовики, не отрицая необходимости правовой модернизации деревни, полагали, что она должна была опираться в известной мере на почвеннические устои.

Трудовики также выступили против предлагаемого законопроектом избрания мирового судьи земскими уездными собраниями и городскими думами. Как и представители леволиберальных партий, трудовики видели в этом стремление правительства и право-центристских группировок Думы «не допустить в мировой суд демократического элемента» [2, ст. 1287], утверждение «сословности суда», его «классового характера». Но в отличие от них трудовики опасались при такой системе выборов, прежде всего, «партийной конъюнктуры» состава мирового суда. Так же как и правые традиционалисты, трудовики считали, что судьями станут «идейно чуждые» им элементы и именно в этом видели главную угрозу. Кроме того, в отличие от проявивших отрицательное отношение к этому же положению законопроекта леволиберальных партий, трудовики предполагали в соответствии с интересами населения (подтверждёнными данными опросов, представленных Думе) не только возможность реформы земств на основе демократического избирательного права, но и избрание судей непосредственно населением мирового участка. Это положение было закреплено ими даже в виде предложения формулы перехода к очередным делам после первого обсуждения законопроекта. Интересны возражения, высказанные членом «трудовой группы» К.М. Петровым 3-м против предлагаемой левыми либералами реформы избирательной системы земств на основе «четырёххвостки» (всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании). Во-первых, по его мнению, гласные в принципе не могут обладать «достаточной независимостью от постороннего влияния» (т.е. от администрации), а во-вторых, у него сохранялись претензии по отношению к социальному составу земств даже в случае их избрания на принципах демократического избирательного права. В этом видно глубоко коренившееся недоверие, которое испытывала значительная часть крестьянства, рупором которых были трудовики, к представителям цивилизационно чуждой им бюрократии и других «цивилизационных» стратов, стремление изолироваться от них. Даже демократическое избирательное право трактуется ими как участие в выборах «всех сословий в равной мере», а не их полная ликвидация. То есть и в этом требовании проявился, с одной стороны, «модернизационный демократизм», а с другой – стремление построить его базу, учитывая ценности традиционалистской «почвы».

Наконец, трудовики выступали (что также было оформлено предложением Думе соответствующей формулы перехода к очередным делам) ярыми и бескомпромиссными сторонниками не единоличного, а коллегиального суда. Они настаивали на том, чтобы в процессе вместе с мировым (или гминным) судьёй, обладавшим образовательным цензом, на равных правах участвовали два грамотных заседателя без образовательного ценза. В числе заседателей, в первую очередь, они хотели видеть, конечно же, представителей крестьянства. Даже говоря о всесторонне критикуемом ими волостном суде, лидеры трудовиков утверждали, что отрадной чертой в нём является «самодеятельность местного населения в отправлении правосудия», и что именно поэтому волостной суд «плох, но лучше, чем законопроект комиссии» [2, ст. 1470]. Причин поддержки трудовиками коллегиального характера мирового суда было две. С одной стороны, ораторы трудовиков выражали недоверие к «некрестьянским» слоям населения вообще. Их речи были переполнены аргументами о «доступности» и крестьянском характере такого суда. В ход пошли утверждения о наличии у крестьянского населения особой «народной совести» и «народного правосознания», проводниками которых и должны были стать заседатели из крестьян, необходимость знакомства судей с местными условиями и местной крестьянской психологией, которое обеспечат крестьянские члены суда. За ними скрывалось определённое недоверие традиционалистского крестьянства к чуждым им социальным элементам, проникающим деревню, и, конечно же, бюрократии, олицетворяющей враждебное государство. «Нам (т.е. крестьянству – курсив мой Ю.Ш.) больше нянек не нужно, мы им не верим», – так образно выразил эту мысль депутат Г.Е. Рожков [2, ст. 1470]. Недоверие к «интеллигентскому» суду, таким образом, выражало стремление традиционалистского сельского населения обеспечить некоторую корпоративную автономию. Причём в своих речах трудовики обращались и к крестьянским собственникам земли, вышедшим из общины благодаря столыпинской реформе, убеждая и их, что суд без представителей крестьянства «новых нужд ваших хуторских, совсем не будет знать» [2, ст. 1471]. Оправдывалось это, в частности, и тем, что, как и крестьянские депутаты, не входящие во фракцию трудовиков и даже крайне-правые, трудовики настаивали на том, что крестьяне привыкли руководствоваться нормами обычного права, не «приучены» к необходимости «формального предоставления доказательств», а потому в суде для крестьянина нужен «свой человек». Однако в отличие от них трудовики выступали с позиции необходимости постепенного, эволюционного укрепления роли права в жизни крестьянства и в деятельности местного суда путём оформления обычая приговорами волостных сходов и придания им, таким образом, статуса закона. А.И. Кропотов даже предложил формулу перехода к очередным делам, в которой от имени трудовиков внёс дополнение в законопроект, согласно которому «заседатели должны указывать на обычаи и они должны записываться в закон». Таким образом, с точки зрения трудовицких депутатов, необходимо было уравновесить модернизационные элементы суда (в необходимости наличия которых, прежде всего соблюдения в суде закона и в связи с этим присутствия квалифицированных юридических кадров, они, как сказано выше, в принципе не сомневались) контролем над ними со стороны крестьянства. Этот контроль должен был также обеспечить постепенное слияние в практике местного суда норм обычного и позитивного права.

С другой стороны, трудовики выступая сторонниками классового характера государства, просто не верили в возможность появления в России легальным, парламентским путём даже единоличного бесцензового суда, в который допустят крестьянство. Петров 3-й утверждал, что поскольку Дума «не внимает голосу широких народных масс, а ведёт свою и своих единомышленников и буржуев и бюрократов политику», население просто «не верит в способность Государственной думы улучшить жизнь» [2, ст. 1467]. С одной стороны, в этом можно увидеть констатацию невозможности крестьянских представителей воздействовать на законотворческую деятельность в силу действительно чрезвычайно реакционного избирательного закона и механизма государственной власти. Но, с другой – в этом проявилась некоторая недооценка значения политической, парламентской борьбы вообще, характерная для представителей интересов «почвы», предпочтение ей непосредственной, прямой, «народной» демократии.

Таким образом, можно придти к выводу о том, что трудовики при обсуждении законопроекта о преобразовании местного суда выступали сторонниками необходимости модернизации правовой жизни деревни, но постепенной и с опорой на «почвеннические устои». Чтобы обеспечить постепенный синтез традиционалистских и модернизационных начал в деятельности суда они выступали за упразднение волостного суда и суда земского участкового начальника; полное уничтожение всех видов ценза, за исключением образовательного для занятия должности местного судьи; выборность судьи не органами местного самоуправления, а непосредственно избирателями, а также за учреждение коллегиального земского суда, состоящего из мирового судьи с образовательным цензом и двух крестьянских заседателей, не обладавших им, который обеспечит слияние обычного права и позитивного на базе последнего. Позицию фракции, с одной стороны, выступавшую за радикальную демократизацию и «юридизацию» мирового суда, с другой – за сохранение влияния крестьянского элемента на судоустройство, судопроизводство и даже, в некоторой степени, «мировоззрение» местной юстиции в целом можно охарактеризовать как «двойственную».

Что касается другой социалистической фракции российского парламента – социал-демократической, то её ораторы делали упор, в первую очередь, на классовый, а следовательно, неизбежно эксплуататорский характер судопроизводства и права в современном Российском государстве, который невозможно изменить легально в рамках существующей социально-экономической и политической системы. По словам Т.О. Белоусова, «всякий борющийся класс имеет свою идеологию, всякий господствующий свою юриспруденцию». О том, что правосудие имеет классовый характер, по мнению социал-демократов, свидетельствовало и пренебрежение правом во имя классовых интересов современного Российского государства, господство «наряду с писанным правом неписанного произвола» и «самого широкого расширительного толкования закона» [2, ст. 1430]. Смысл реформы, таким образом, по мнению левых социалистов, по-прежнему сводился к обеспечению повиновения и беспрепятственной эксплуатации крестьянства, к обеспечению государственной опеки над сословно неполноправным и невежественным сельским населением. Реформа только сменила форму достижения этой цели. Поэтому социал-демократы призывали трудящихся относиться к ней с «осторожностью».

Реализация даже таких прогрессивных правовых принципов как верховенство права, законность, отдалённость суда от администрации и т.д., провозглашённых реформой, ими одобрялись, но не представляла в их глазах какой-либо самоценности, поскольку могли лишь содействовать дальнейшему развитию капиталистических отношений, пролагающих дорогу единственно справедливым – социалистическим. Реформа и объяснялась социал-демократами необходимостью приспособления к новым капиталистическим формам существования деревни. К ней, по словам Т.О. Белоусова, вёл «общий ход экономической жизни деревни и аграрная политика». С одной стороны, революция «сделала своё дело в воспитании масс сельских рабочих: появились новые условия найма, договора», а «аграрные беспорядки содействовали сильному развитию демократической мысли в деревне» [2, ст. 1435], с другой – классовая дифференциация в деревне создала классовую опору правительства – новых буржуазных землевладельцев, на которых она в новых условиях и желает опереться. Для защиты интересов новых частных собственников и необходимы были новые выборные мировые судьи, обладавшие высоким имущественным цензом.

Отсюда – противоречие. С одной стороны, по мнению социал-демократов, реформа была нужна, депутаты от фракции негодовали, что она не будет распространена, например, на территорию Сибири, считали её меньшим злом, чем сохранение волостного суда и суда земского участкового начальника. А с другой, они же полагали её бесполезной. Бесполезность её они видели в том, что реформа не реализует свой демократический потенциал, что она в силу этого не будет содействовать ликвидации феодальных пережитков в деревне. Взамен социал-демократы предложили весьма туманную и абстрактную конструкцию – выбранный на основе демократического избирательного права коллегиальный суд «для лучшего обсуждения вопросов многогранной жизни низов населения» [2, ст. 1479], Этот суд должен был полностью отказаться от применения обычного права в силу его «реакционности», по той причине, что это право, естественно носящее классовый характер, создавалось в период феодализма и крепостничества, а потому не соответствует потребностям капиталистического развития, являясь тормозом российской деревни на пути к прогрессу. Жёсткая привязка к социально-экономическому критерию объясняет и различную трактовку необходимости упразднения обычного права в деятельности местного суда по сравнению с либеральными партиями. Если либералы на первый план выдвигали интересы правовой защиты личности и собственности в новых исторических условиях, то социал-демократы – то обстоятельство, что обычное право является «тормозом для классовой дифференциации низов населения» [2, ст. 1481].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.