Дипломная работа: А.В. Колчак как учёный и военный деятель
Дипломная работа: А.В. Колчак как учёный и военный деятель
РЕФЕРАТ
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- донесение
до современников сведения по теме: " А.В. Колчак как учёный и военный
деятель" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований
по сходной проблематике;
- раскрытие неординарности
личности А.В. Колчака.
ЗАДАЧИ:
- изучить
соответствующую литературу по данной теме;
- изучить
теоретические аспекты и выявить природу вопроса "А.В. Колчак как учёный и
военный деятель";
- найти
неизвестные страницы жизни А. В. Колчака;
- сказать об
актуальности проблемы "А.В. Колчак как учёный и военный деятель" в
современных условиях;
- изложить
возможности решения тематики "А.В. Колчак как ученый и военный
деятель";
- обозначить
тенденции развития тематики "А.В. Колчак как ученый и военный
деятель";
- Определить
значимость выбранной темы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- изучение и
анализ жизни и деятельности А. В. Колчака как учёного и военного деятеля;
- анкетирование
учащихся;
- использование
дополнительных источников.
Новизна работы заключается
в систематизации материалов по теме "А.В. Колчак как учёный и военный
деятель".
Представлены различные
точки зрения историков на тему "А. В. Колчак как учёный и военный деятель".
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ:
Изученный и
представленный материал может быть использован не только на уроках истории в
школе, но и для преподавателей, студентов вузов.
Актуальность исследовательской работы "А.В.
Колчак как ученый и военный деятель" представляет интерес в современной
науке и ценность в плане ее недостаточной разработанности. Рассмотрение
вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и
практическую значимость. Исследовательская работа может быть интересна тем, кто
хочет самостоятельно разобраться и дать свою оценку деятельности А.В. Колчака.
Работа имеет практическую направленность, учит нас ценить и уважать прошлое,
любить историю, воспитывает в нас гражданские и патриотические чувства.
Материал исследовательской работы представляет
ценность в плане нравственного воспитания молодого человека.
А знать историю – наша обязанность.
ВВЕДЕНИЕ
Настанет день, когда дети наши,
мысленно
созерцая позор и ужас наших дней,
многое
простят России за то, что всё же не
один
Каин владычествовал во мраке этих
дней,
что и Авель был среди сынов ее.
Настанет время, когда золотыми
письменами
на вечную славу и память будет
начертано
Его имя в летописи Русской земли"
Бунин И.А
Представленная работа
посвящена теме "А.В. Колчак как ученый и военный деятель".
Работа имеет
традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из
4 глав, заключение, используемая литература, приложение и анкетирование
учащихся.
Источниками информации для написания работы по теме "А.В. Колчак как
учёный и военный деятель" послужили: базовая учебная литература,
фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой
области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных
авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях,
посвященных тематике "А.В. Колчак как ученый и военный деятель",
справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Вопросам исследования
посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной
литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной
тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "А.В. Колчак как ученый
и военный деятель".
Высокая значимость и
недостаточная практическая разработанность проблемы "А.В. Колчак как
ученый и военный деятель" определяют несомненную новизну данного
исследования.
По результатам исследования был
вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы
о необходимости дальнейшего изучения состояния вопроса.
Таким образом,
актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "А.В. Колчак как
ученый и военный деятель", круг вопросов и логическую схему ее построения.
Интерес к данной теме у меня возник после просмотра фильма "Адмирал".
Мне довелось прочитать
много книг о гражданской войне. Прочитав несколько книг, можно заметить, что
оценка белого движения весьма неоднозначна, и одно мнение противоречит другому.
В советской историографии эта тема является белым пятном. И в поисках истины я
решила провести исследовательскую работу по теме: "А.В. Колчак как учёный
и военный деятель" и создать свою точку зрения на белое движение, которую,
по крайней мере, я буду считать самой объективной.
Прошло
более 80 лет со дня гибели Александра Колчака и более 15 лет – с момента
падения власти, с которой он боролся и которая уничтожила его, но в России до
сих пор имя его проклято. Имя А. В. Колчака в нашей стране знакомо, вероятно,
каждому. И первое, что вспоминается при этом имени — гражданская война в
России, интервенция, контрреволюция.
В
учебниках истории, в советской исторической литературе и в энциклопедиях долгие
годы мы могли прочитать только то, что адмирал Колчак — ставленник Антанты,
один из самых непримиримых врагов советской власти — объединил силы
контрреволюции в Сибири и на Урале. При поддержке кадетов, белогвардейских офицеров
и интервентов произвел переворот и установил военную диктатуру, приняв титул "Верховного
правителя Российского государства" и звание главнокомандующего. После
разгрома белогвардейских войск по приговору Ревкома расстрелян в Иркутске.
Такого А. В. Колчака знает большинство из нас5 .
Но мало кто знает, что был он
храбрейшим морским офицером, кавалером высших боевых орденов. И никто уже не
помнит, что был он полярным путешественником, выдающимся океанографом,
опередившим науку о море без малого на полвека.
Всю жизнь он честно служил России, но
долг свой перед Родиной понимал, конечно, совершенно иначе, чем большевики.
Только теперь о нем можно рассказать,
наконец, правду, да и та будет полуправдой - архивных документов сохранилось
немного. Недавно в специальных журналах появились статьи молодого архивиста
Сергея Дрокова, но самым подробным биографическим очерком до сих пор остается,
как ни горько говорить, - стенограмма допроса, опубликованная на сайтах
государственных архивов Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.
Александр Васильевич Колчак — яркая личность и чисто русское явление. Он
— выдающийся сын России и, надо надеяться, что таким, наконец, предстанет в
глазах своих соотечественников-потомков4 .
Кто же такой Колчак по своему, так сказать, роду - племени? Какими были
причины и обстоятельства его появления на российском бушующем небосводе?4.
Прочитав
публикуемый здесь материал, вы узнаете совсем иного, неизвестного нам раньше
Колчака.
Глава I.1. А.В. КОЛЧАК КАК УЧЁНЫЙ И ВОЕННЫЙ
ДЕЯТЕЛЬ
1.1 ПОТОМОК КОЛЧАК -
ПАШИ
Именно в молодые годы складывается
характер, личность. Детские и юношеские годы имеют свою драматургию, которая
потом, под наплывом "взрослых" переживаний, во многом забывается,
сглаживается в сознании, но продолжает проявляться в глубинах подсознания. В
конце концов ведь детские и юношеские годы - это почти четверть жизни, а если у
человека короткий век, - то и половина.
Изучение биографии А.В. Колчака,
мореплавателя, исследователя, флотоводца, государственного деятеля, только
начинается. Предстоит поднять целые пласты архивных документов, книг, газет. А
пока многое ещё неясно. Ибо очень неординарной, непростой личностью был
адмирал. Непростой – с самого детства.
Фамилия Колчак - турецкого
происхождения. В переводе на русский язык она означает "боевая рукавица".
Соединенная со стальной пластиной, такая рукавица защищала правую руку, а левая
прикрывалась щитом. Основатель рода Колчаков, Илиас - паша Колчак, был
комендантом турецкой крепости Хотин5.
С 1736 г. императрица Анна Иоановна вела войну с турецким султаном. Начиная военные действия, русские
фельдмаршалы грозились дойти до Константинополя. Но кампания разворачивалась
вяло. Русские войска то брали крепости, то оставляли их. И только под конец
войны, в 1739 г., были одержаны важные победы. Пройдя через польскую
территорию, армия под командованием графа Х.А. Миниха вошла в Северную Молдавию
и 17 августа близ деревни Ставучаны встретилась с турецкой армией под
командованием Вели- паши. Сражение закончилось бегством турок. Вместе с армией
Вели – паши бежала и часть хотинского гарнизона, участвовавшая в бою. Брошенный
турецким командованием на произвол судьбы и не имевший достаточных сил для
сопротивления, Хотин был сдан 20 августа. Колчак – паша сначала выслал русскому
фельдмаршалу ключи от города, а потом явился сам и отдал свою саблю. Вместе с
семьёй он оказался в русском плену13.
Колчак – паша и его сын
Мехмет бей, привезенные в Петербург, разместились в специально отведенном для
них дворе на Петербургской стороне, где уже жительствовал другой пленный паша –
очаковский. Вместе с Колчак-пашой были поселены и другие пленные турецкие
офицеры.
Трехбунчужный хотинский
паша едва успел расположиться на новом месте, как с Турцией был заключён мир и пленные
получили свободу. Однако он не стал возвращаться в блистательную Порту, где его
непременно посадили бы на кол за сдачу крепости. Не хотелось ему, видимо,
оставаться и на чужом ему Севере. А потому он уехал на Правобережную Украину,
входившую тогда в состав Польши, в имение одного польского магната, с которым
имел давние дружеские связи. Через несколько десятилетий, когда паши –
невозвращенца уже не было в живых, эти места оказались в пределах России. И в
русских анналах возникли Колчаки.
В 1803 г., на острове Бугского полка, было образовано Бугское казачье войско, которое охраняло границу
России по Днестру. В этом войске служил сотник Лукьян Колчак, правнук паши,
получивший земельный надел в Ананьевском уезде Херсонской губерни, недалеко от
Балты. У сотника было два сына – Иван и Фёдор, которые впоследствии поделили
ананьевское имение. Иван Лукьянович продал свою часть, купил дом в Одессе,
уехал туда и поступил на гражданскую службу. Фёдор Лукьянович стал военным и
дослужился до полковника. На основании материалов очередной ревизи и 40-х годов XIX
в., указом Сената от 1 мая 1843 г. Колчаки были утверждены в потомственном дворянстве и внесены в родословную книгу
дворян Херсонской губерни.
Старшая ветвь рода,
обосновавшаяся в Одессе, в свою очередь дала несколько разветвлений, ибо Иван
Лукьянович стал отцом многочисленного семейства. У него было несколько дочерей
(сколько-неизвестно) и три сына – Василий, Александр и Пётр. Все трое стали
военными. Пётр, избравший военно-морское дело, дослужился до капитана 1-го
ранга. Александр – до генерал- майора. От него пошла средняя линия Колчака –
помещиков Тамбовской губерни.
Старший сын Ивана
Лукьяновича, Василий Иванович Колчак, родился 1 января 1837 г. Воспитывался в Одесской Ришельевской гимназии, где в те годы были ещё живы традиции
основавших её французских эмигрантов. Хорошо знал французский язык и любил все
французское, хотя именно с французами ему вскоре пришлось воевать.
Как настоящий одессит,
В.И. Колчак (см. приложение, рис.2) был чужд многих дворянских предрассудков.
Жену выбрал из недворян и тоже – одесситку. Ольга Ильинична Посохова (см.
приложение, рис. 3) была дочерью потомственного почетного гражданина. В это
состояние приписывали людей с образованием, но без дворянства. Вообще же семья
Посоховых вышла из донских казаков. Ольга Ильинична была моложе Василия
Ивановича на 18 лет. Отличалась набожностью, спокойным, тихим и строгим
характером. Они поженились в начале 70-х годов и поселились близ Обуховского
завода, в селе Александровском. В 1874 г. у них родился сын Александр, а на следующий год – дочь Екатерина. Ещё одна дочь, Любовь, умерла в детстве.
Сохранился документ о рождении
его сына: "Свидетельство По указу Его Императорского Величества от
С.-Петербургской духовной консистории дано сие свидетельство о том, что в
метрической 1874 г. книге Троицкой церкви с. Александровского С.-Петербургского
уезда под № 50 показано: "Морской Артиллерии у штабс-капитана Василия
Ивановича Колчака и законной жены его Ольги Ильиной, обоих православных и
первобрачных, сын Александр родился четвертого ноября, а крещен пятнадцатого
декабря 1874 года. Воспреемниками его были: штабс-капитан морской Александр
Иванович Колчак и вдова коллежского секретаря Дарья Филипповна Иванова".
Крёстным отцом будущего верховного правителя был его дядя, младший брат отца5.
"Я православный, -
говорил Колчак, - до временного поступления в школу я получил семейное
воспитание под руководством отца и матери"3.
Религиозное воспитание,
по-видимому, исходило больше от матери, которая часто водила детей в церковь
недалеко от завода. Политикой она не интересовалась. А Василий Иванович
придерживался очень консервативных взглядов в политике.
30 апреля 1885 г. Василий Иванович написал прошение на имя директора 6-й Петербургской гимназии: "Желая,
чтобы сын мой Александр был подвергнут испытанию наравне и в одно время с учениками
во вверенном Вам учебном заведении, …покорнейше прошу о том распоряжения
Вашего, причём имею честь сообщить, что он подготовлялся к поступлению в 1-й
класс и до сего времени обучался дома. При сем прилагаю метрическое
свидетельство…, свидетельство о привитии оспы и 10 руб. в пользу экзаменаторов".
Чтобы поступить в первый класс (а не в приготовительный), нужно было сдать
экзамен, за который взималась плата. На том же документе стоит помета за чей-то
подписью: "Деньги 10 руб. получил".
Судя по имеющимся
сведениям, юный Колчак учился в гимназии на удивление плохо. Разыскан табель
его успеваемости за II класс, в коем
он пребывал в 1886/87 учебном году. Оценкой в 5 баллов отмечено только
поведение – да и то за первое полугодие, а
затем по поведению появились четвёрки. Относительно успешно шло постижение
закона Божия и географии: здесь тройки перемешались с четвёрками, а за год выведены были четвёрки. Хуже всего обстояло дело с
немецким и французским языками, по которым Колчак получал в четвертях тройки, тройки
с минусом и двойки. Письменный переходной экзамен Колчак едва не провалил:
двойка по русскому языку, тройка с минусом по латинскому, тройка по математике,
тройка с минусом по немецкому и двойка по французскому. По русскому и
французскому языкам назначены были устные испытания, на которых получены
тройки, и окончательный балл по обоим предметам определили как три с минусом.
Педагогический совет принял решение о его переводе в следующий класс.
Колчак проучился в
гимназии ещё один год. По- видимому, гимназия его не привлекала, а
преподавшиеся в ней предметы не вызывали интереса. Он мечтал о другом, и
неслучайно оценки по географии были выше прочих.
1.2 УЧЕБА В МОРСКОМ
УЧИЛИЩЕ
В 1888 г., "по собственному желанию и по желанию отца", как сказано в стенограмме допроса, он
поступил в Морское училище.
15 декабря 1752 г. указом императрицы Елизаветы Петровны был основан Морской шляхетский кадетский корпус. С его
утверждением упразднялась Московская школа, или Академия в Сухаревой башне.
Морской корпус разместился в Петербурге на Васильевском острове, в двухэтажном
дворце, ранее принадлежавшем Миниху. Фельдмаршал, пленивший Колчак-пашу, впал в
немилость и коротал свои дни в далёком Пелыме.
В 1867 г. Морской корпус был переименован в Морское училище. Оно стало более доступным для выходцев из
других сословий. Однако в 1891 г., уже при Колчаке, училище вновь стало
называться Морским кадетским корпусом. (см. приложение, рис. 4).
В Морское
училище принимались мальчики в возрасте 12-14 лет. Курс обучения был 6-летний.
За это время воспитанники завершали среднее образование и получали высшее
военно-морское. По окончании пятого года обучения кадеты производились в
гардемарины. В строевом отношении воспитанники училища составляли батальон, а
каждый курс – роту. В училище было пять кадетских рот и одна гардемаринская.
Воспитанники
находились на казенном содержании, жили в самом корпусе (училище). По воскресеньям
в отпуск увольняли только тех, у кого в Петербурге были родители. Ещё со времён
Крузенштерна сложился довольно жёсткий распорядок дня: в 6 час. 30 мин. побудка,
затем гимнастика и утренний чай, в 8 час. – первый урок. Каждый день было три
урока, по полтора часа. Строевые учения – тоже полтора часа. Свободного времени
полагалось три часа в день. После вечернего чая желающие могли идти ко сну, а с
11 час. все должны были спать.
Среди
воспитанников Морского училища фамилия Колчак впервые появилась в 70-е годы. У
юного Колчака в стенах учебного заведения не было ни одного родного человека,
который связывал бы его с семьёй. Многим другим его сверстникам было легче – их
братья учились на старших курсах. Преодолеть одиночество, особенно остро
ощутимое в первый год, Колчаку помогала дружба с одним из однокурсников. Такого
друга у Колчака за всю жизнь, наверно, больше не было, и недаром даже на
допросе, за несколько дней до гибели, он вспомнил о нём, не называя по имени:
"…Шёл я
всё время первым или вторым в своём выпуске, меняясь со своим товарищем, с
которым поступил в Корпус…". Этот друг юности Колчака – Дмитрий Филиппов,
самый младший из шестерых детей вдовы губернского секретаря, харьковской
помещицы.
В училище
Колчак сильно переменился. По- видимому, начал взрослеть, появилось чувство
ответственности, да и сама учёба стала осмысленным делом: ведь он учился там,
где хотел, и тому, чему хотел. Они с Филипповым действительно выделялись на
курсе своими успехами. Но кроме учёбы воспитанники любого учебного заведения, а
военного – тем более, оцениваются ещё с одной стороны – по поведению. И в этом
отношении два друга имели разные показатели.
За шесть лет
учёбы у Колчака появилось четыре записи в кондуитном журнале. 10 сентября 1890 г. он не вовремя встал, когда вошёл начальник училища. Строгий арест на трое суток был наложен
самим Арсеньевым. 22 февраля 1891 г. Колчак опоздал в класс на 10 мин. 17
декабря того же года он громко разговаривал в спальне и не обратил внимание на
замечание дежурного офицера – получил строгий выговор. А 29 мая 1892 г. – почти в 18-летнем возрасте – вдруг расшалился во время занятий и был оставлен без обеда.
По окончании
зимних занятий, после небольшого отпуска, все воспитанники, за исключением
самых младших, отправлялись в плавание. Училище имело целую эскадру: фрегат "Князь
Пожарский", корветы "Скобелев", "Боярин", "Баян"
и миноноску № 47. Правда, такая эскадра мало кого могла устрашить. "Князь
Пожарский", парусник с паровым двигателем, был спущен на воду ещё в 1867 г. Деревянный корвет "Боярин" был чистым парусником.
Колчак
впервые вышел в море в 1890 году. 12 мая воспитанники прибыли в Кронштадт.
Младших определили на "Князь Пожарский".
Эскадра
посетила Бьорк (ныне Приморск), Гельсингфорс (Хельсинки), Ревель (Таллин).
Младшие воспитанники усиленно занимались на шлюпках. В конце июля состоялись
общие для всех рот гребные и парусные гонки. Затем было произведено десантное учение.
6 августа отряд вернулся в Кронштадт.
Вряд ли
первое плавание оставило у юного Колчака приятные воспоминания. Лето на Балтике
выдалось холодным. Шли дожди, штормило. На "Князе Пожарском" однажды,
во время спуска шлюпки, у одного из воспитанников перебило канатом четыре
пальца. Другой воспитанник был уличён в воровстве – его тотчас же списали с
фрегата, а потом исключили из училища.
Главное же,
Колчак воочию увидел, с каким тяжёлым изнурительным трудом связано морское
дело.
Морская
служба сразу же повернулась к Колчаку своей суровой, будничной стороной. Но
юноша проявил характер и выстоял. Едва началась следующая морская кампания,
1891 года, как адмирал Геркен получил телеграмму от полковника Колчака: "
вследствие тяжёлой болезни моей жены прошу разрешить отпуск моему сыну на три
недели". Командующий наложил резолюцию: "Уволить на 4 дня".
Василий Иванович похлопотал в министерстве, и сыну разрешили отпуск на 7 дней.
28 июня молодой Колчак прибыл в порт (Ханко) в Финляндии и присоединился к
эскадре.
Учебная
программа Морского корпуса предусматривала однодневную экскурсию гардемарин на
Обуховский сталелитейный завод для ознакомления "с последовательными
процессами полной фабрикации орудий…, а также и с приготовлением стали".
Колчак бывал у отца на заводе много раз, а во время каникул, наверное, и
ежедневно. "Пребывание на заводе, - рассказывал он впоследствии, - дало мне массу технических знаний: по
артиллерийскому делу, по минному делу и т. д…"
Одно время
Колчак увлёкся мыслью досконально изучить заводское производство. Начал с самых
азов – со слесарного дела, которому его обучали обуховские рабочие. Знакомство
с ними пробудило у юноши интерес к социальным вопросам. По- видимому, он успел даже что-то прочитать на эту тему. Но
начались занятия в выпускном, гардемаринском классе, и все прочие дела пришлось
оставить7.
Известный
английский изобретатель и пушечный король Уильям Джордж Армстронг, приезжавший
на Обуховский завод, предложил молодому Колчаку поехать в Англию, пройти школу
на его заводах и стать инженером. "Но желание плавать и служить в море
превозмогло идею сделаться инженером и техником", - вспоминал Колчак5.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|