рефераты скачать

МЕНЮ


Здоровый образ жизни

ассоциации «Спорт для всех" А.В. Царик подчеркивал, что физическая культура

— стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной

степени охватывает собой понятие и явление ЗОЖ. Этот же автор признавал,

что процесс формирования физической культуры тесно связан с такими

объективными факторами образа жизни, как экономика и наличие свободного

времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а

также условия физкультурно-спортивных занятий.

1.1.1. Социологические аспекты взаимосвязи «физическая культура —

здоровый образ жизни»

МНОГО ЛЕТ В ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ НАСАЖДАЛАСЬ МЫСЛЬ О ТОМ, чТО

ЗДОРОВЬЕ, ЕГО ОБРЕТЕНИЕ И СОХРАННОСТЬ — ПОПРИЩЕ МЕДИЦИНЫ, ХОТя ДАЖЕ В

БОЛЬШОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ СКАЗАНО, чТО «МЕДИЦИНА — ОДНА ИЗ

ДРЕВНЕЙШИХ НАУК, ИМЕЮЩАя ЦЕЛЬЮ ЛЕчЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ чЕЛОВЕКА»,

А ЭТО ОЗНАчАЕТ, чТО ПРЕДПИСАННАя ДЕяТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНЫ — ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА

ПОЛЕ НОЗОЛОГИИ, НО НЕ В ЖИЗНИ ЗДОРОВОГО чЕЛОВЕКА. В 1994 — 1995 ГОДАХ ПО

ЗАДАНИЮ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ГРУППА МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ (ПРОФЕССОР Д.Д.

ВЕНЕДИКТОВ, А.Н. РАЗУМОВ, АКАДЕМИК РАМН О.П. ЩЕПИН И ДР.) ПРОИЗВОДИЛА

ОЦЕНКУ СОСТОяНИя ЗДОРОВЬя НАСЕЛЕНИя РОССИИ И ПРЕДЛАГАЛА МЕРЫ ПО ЕГО ОХРАНЕ.

В ЗАКЛЮчИТЕЛЬНОЙ СПРАВКЕ К ЗАСЕДАНИЮ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ СОВЕТА

БЕЗОПАСНОСТИ РФ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬя НАСЕЛЕНИя ЭКСПЕРТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛИ,

чТО РАБОТЫ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРА ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬя ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ,

ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ГУМАНИЗМА И МИЛОСЕРДИя, НИИ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ, ЭКОНОМИКИ

И УПРАВЛЕНИя ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ ИМ. Н.А. СЕМАШКО ПОКАЗЫВАЮТ, чТО ОСНОВНОЙ

ЗАДАчЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ДОЛЖНО

стать сохранение и укрепление здоровья народа, а не борьба с уже

возникшей болезнью. Существующая система здравоохранения, ориентированная

главным образом на борьбу с возникшими заболеваниями, неспособна

радикально улучшить состояние здоровья населения нашей страны.

Действительно, выявление, изучение и смягчение последствий таких

факторов риска, как социальные конфликты и социально-психологические

напряжения, стрессы и психологический дискомфорт, а такие факторы риска

охватывают более 70% населения, выходят из зоны профессиональной

деятельности медицины. Здесь главным образом необходимы усилия социологов и

психологов, социальных работников и педагогов. А к ряду приоритетных и

действенных средств снятия социально-психологических напряжений,

предотвращения и смягчения конфликтов и психических стрессов относятся

занятия ФК, спортом, туризмом, рекреационные занятия физическими

упражнениями.

О внедрении и развитии физической культуры и спорта (ФКС) среди

трудящихся и членов их семей обстоятельно рассказывал президент

Международной конфедерации спортивных организаций "Профспорт" Б.Н. Рогатин

на международном симпозиуме «Физическая культура и спорт в жизни

трудящихся», состоявшемся в середине августа 1994 года в Москве. Он

указывал, что основным девизом конфедерации является достижение высокой

трудовой и общественной активности трудящихся при максимальной

продолжительности жизни. Основной задачей является помощь людям любого

возраста, независимо от состояния здоровья, найти наиболее удачный вариант

физкультурных рекомендаций, которые бы продлили им жизнь, сделал и

работоспособными с наибольшей отдачей сил. (Б.Н. Рогатин, 1995). Ссылаясь

на данные социологов, Б.Н. Рогатин подчеркнул, что человек, систематически

занимающийся спортом, в 2—3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15—20 %

более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше

помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность,

он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов на том

участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная

деятельность, учеба.

Это теоретизированное обобщение социальных функций ФКС в структуре ЗОЖ

корреспондирует, соотносится с заключениями В.П. Моченова в его диссертации

о социально-педагогических аспектах использования нетрадиционных форм и

средств ФК в практике физкультурно-оздоровительной работы (1994). Автор

сформулировал одну из исходных теоретико-методологических позиций как

признание, что физическая культура как феномен культуры не может быть

сведена к природным явлениям, к физическим качествам человека, свойствам

его организма и биологическим системам жизнеобеспечения, телесность

человека является базисной характеристикой человека, но его духовность,

интеллект неотделимы от человека и от его физической культуры.

Все высказанное выше позволяет заключить, что активная роль ФКС в

реализации ЗОЖ несводима к выполнению систем физических упражнений, но

охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности,

социализации человека. Следовательно, проблема внедрения ЗОЖ в быт не может

решаться изолированно от решения других экономических, политических,

социокультурных проблем, стоящих перед обществом. Г.В.Дивина (1989)

указала, что проблема ЗОЖ и использования ФКС в его осуществлении решаема

на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном.

Иными словами, создание и обеспечение экономических, правовых,

этических и прочих общесоциальных норм отношения к ФКС и ЗОЖ должно

осуществляться самим обществом на общесоциальном уровне.

Это значит, что решение проблем ЗОЖ, развития ФКС в значительной мере

и весьма тесно связано с использованием людьми, обществом в целом своего

свободного времени, являющегося неизмеримым социальным богатством и

объективным пространством осуществления культуры человека.

1.1.2. Свободное время и физическая культура

Социальная сущность свободного времени в том, что оно превращает того,

кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он

вступает затем в непосредственный процесс производства. В человеке воедино

заключены объект и одновременно субъект деятельности свободного времени, а

также субъект трудового процесса.

Безусловно, различаются особенности личного отношения человека к

трудовой деятельности, с одной стороны, и к занятиям в сфере свободного

времени, — с другой. Если в первом случае определяющим выступает

необходимость, то во втором преимущественную роль играет свободное

волеизъявление при выборе форм и видов деятельности. Общество в

историческом процессе развития выявило и определило ценности свободного

времени, которые необходимы для дальнейшего социального прогресса. Общество

заинтересовано в том, чтобы такого рода ценности, и в частности занятия

физическими упражнениями, спортом, избирались и включались индивидом,

разумеется, с личной добровольностью, в состав деятельности свободного

времени. Осознанное принятие личностью необходимых видов социального

поведения составляет сущность свободной деятельности в свободное время.

Свободное время используется отдельным человеком преимущественно в

соответствии с его индивидуальными представлениями о целесообразности его

расходования, которые складываются, как правило, эмпирическим путем. В

поведении человека в свободное время, в том числе в занятиях физическими

упражнениями, спортом, туризмом, играми, сказываются социально-

психологические явления традиций и конформизм в принятии норм поведения

непосредственно окружающей общественной среды.

ФКС имеют в современных условиях весьма высокую социально-

экономическую значимость для общества в целом и для отдельного человека

(В.У. Агеевец, А.М. Алексеев и др.), поскольку занятия ими развивают,

совершенствуют многие важные социальные и биологические качества людей,

оказывают прогрессивное влияние на формирование и гармоническое развитие и

воспитание человека (П.А. Виноградов, В.М. Ныдрин, А.П. Душанин, К.А.

Кулинкович, Л.П. Матвее». О.А. Милыптейн,. Н.И. Пономарев, В.А. Пономарчук,

В.И. Столяров, 13.И. Старшинов, П.С. Стеновой и др.). Это учитывается

обществом при планировании и осуществлении затрат свободного времени

общества в целом и отдельными людьми, поскольку свободное время должно

использоваться рационально и эффективно с точки зрения интересов общества в

целом. В свою очередь, каждый человек должен получить в сфере свободного

времени максимум реально возможного в конкретных условиях и обстоятельствах

для своего всестороннего и гармоничного развития, постоянного

совершенствования личности.

Анализ отношения разных групп населения к ФКС Показал, что 7—18 %

взрослого населения участвовали в каких-либо физкультурно-оздоровительных и

спортивных мероприятиях, организованных в производственных коллективах, и

23—29 % занимались физической культурой самостоятельно, по месту жительства

и отдыха.

По данным исследований «Правда-77», «Советская Россия-81», «Советский

спорт-83—84» (П.А. Виноградов и др.), из 1796 обследованных соответственно

(данные первого, второго и третьего исследований) среди мужчин и женщин:

занимались ФКС самостоятельно (%) 30.0 и 1.5.6; 49,1 и 38.3; 47,9 и 39,4; в

группах ОФП, здоровья — 1,8 и 2,0; 10,6 и 6,3; 10,8 и 9,8. Эти данные

корреспондируют с многочисленными материалами других исследований и

свидетельствуют о том, что ФКС среди трудящихся развиты еще недостаточно.

В монографии «Физическая культура и здоровый образ жизни» приведены

многочисленные данные социологических исследований, которые показывают

реалистическую, но безрадостную картину масштабов физкультурно-

оздоровительного движения, использования свободного времени для занятий ФКС

и развития ЗОЖ. Выяснилось, что учащиеся 9—10-х классов, особенно девушки,

затрачивали на занятия ФКС не более 1—5 % свободного времени (1983). Среди

восьмиклассников в Красноярском крае постоянно занимались ФКС 40,3 %, от

случая к случаю — 35,3, совсем не занимались — 24,4 %. У десятиклассников

эти показатели выглядели так: постоянно занимались — 39,9 %, от случая к

случаю — 41,2, совсем не занимались — 18,9 %. Оздоровительным бегом,

велосипедными прогулками, катанием на коньках не занимались около 80 %

школьников. Зимой 59,3 % юношей и 55,4 % девушек выходили на лыжню от 1 до

5 раз, а 69,9 % юношей и 93,5 % девушек вообще не катались на коньках.

Всего 30 % школьников были привлечены к внеурочным формам занятий

физическими упражнениями, а остальные 70 % посещали только уроки физической

культуры (1986). Среди студентов вузов регулярно занимались в спортивных

секциях и участвовали в внутривузовских соревнованиях 21,8 % студентов,

вообще же не занимались ФКС — 67,2 % (Л.Я.Рубин, 1981). Исследования Л.И.

Лубышевой (1988) в четырех пузах Западной Сибири выявили, что лишь 10 %

студентов систематически использовали средства физической культуры в

свободное время. В.А.Бауэром (1987) установлено, что ФКС являются реальным

компонентом образа жизни только для 25 % студентов и для 12 % учителей

школ.

В 1987—1988 годах при опросе более 500 врачей и медицинского персонала

учреждений здравоохранения Ленинского района Москвы выяснилось, что 35% из

них совсем не занимались ФКС и лишь около 5% занимались в спортивных

секциях и группах ОФП, ГТП, здоровья (П.Д.Виноградов).

Наиболее объективным показателем развития ФКС является время,

затрачиваемое на занятия физическими упражнениями, и для взрослых

оптимальные временные режимы в недельном объеме колеблются от 6 до 10 часов

(П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, Л.Н. Ни-фонтова, Ю.В. Окуньков. 1973).

Опрос же показал, что 86 % занимающихся физической культурой не

выходят на оптимальные режимы занятий. Среди рабочих занимались в неделю 6

— 8 часов 6,3 %; среди работников сферы обслуживания — 8; среди ИТР — 8,7;

среди интеллигенции — 10,7; среди пенсионеров — 4; среди учеников 9 — 10-х

классов — 6 %.

В 80-х годах все более широкое распространение получили

самостоятельные индивидуальные и групповые физкультурно-оздоровительные

занятия. Все больше людей ориентировались не на традиционные тренировки в

спортивных секциях или на подготовку к сдаче нормативов комплекса ГТО. а на

либерализованные занятия по интересам, увлечениям, пристрастиям,

организованные вблизи места жительства или в зонах отдыха, в парках, на

пляжах.

Особенности отношения людей к занятиям физической культурой и спортом

в современных условиях явились предметом специального исследования

(В.А.Астахов), поскольку в последние годы произошли значительные изменения

в социально-экономической структуре общества, что не могло не отразиться на

состоянии массовой физкультурно-оздоровительной работы. С целью изучения

общественного мнения по вопросам ФКС в период социально-экономических

реформ 1986 — 1992 годов был проведен анкетный опрос лиц, самостоятельно

занимающихся в местах массового отдыха населения, и сравнительный анализ с

данных опросов, проводимых в 1980 — 1985 годах. Опрос был проведен в два

этапа — в 1990 году (2-й период) и в 1993 году (3-й период), причем

последний проведен дифференцированно среди лиц, живущих вблизи и далеко от

зон массового отдыха.

Всего было опрошено 594 человека, из них во втором периоде — 374, в

третьем — 220 человек. По профессии респонденты распределялись следующим

образом: работники физического труда составляли 140 человек (20,3 %),

работники умственного труда — 464 (79,7 %). Из общего количества опрошенных

женщин было 364, мужчин — 230.

Сравнительный анализ данных всех трех периодов показал, что количество

лиц, систематически занимающихся ФКС, за период 1986—1991 годов уменьшилось

почти в 1,2 раза. При этом снижение более заметно (почти в 1,5 раза) среди

лиц умственного труда (18,5% против 28,44 %).

Во втором периоде обследования отмечалось заметное увеличение числа

лиц, совсем не занимающихся ФКС, 39,4 % против 34,9 % в первом периоде

обследования.

Несколько иная картина наблюдалась в третьем периоде обследования:

наибольшее количество систематически занимающихся ФК отмечалось в

возрастной группе 19—25 лет, затем количество занимающихся резко снизилось

(с 33 % до 9 % и 11 % в возрастных группах 26—30 лет и 31—40 лет

соответственно). Количество занимаюшихся вновь повышается в возрастной

группе 41—50 лет (21 %).

В старших возрастных группах число систематически занимающихся

снизилось до 1 %.

Среди совсем не занимающихся ФК наибольший процент составляли лица в

возрастных группах 18—25 лет. 31—40 лет и старше 60 лет во втором периоде

обследования и в возрастных группах 31—40 лет и 41—50 в третьем периоде

обследования.

Во втором периоде обследования уменьшилось количество лиц,

систематически занимающихся ФК, имеющих высшее образование (20 % против

28,8 % в предыдущие годы). Однако этот показатель возрос почти в два раза в

третьем периоде обследования (59 % против 28,8 % первого периода).

Интерес к занятиям ФКС в большей степени проявлен у лиц, имеюших

детей, 58,8 % и 25,4 % бездетных.

Возрос интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и

спортом на свежем воздухе и в спортивных секциях, особенно у лиц, живущих

вблизи зон отдыха.

За период социально-экономических реформ изменились и формы проведения

активного отдыха. Так, в последние годы посещаемость парков культуры и

отдыха увеличилась в 1,5 раза (44,5 % против 25.6 % в первом периоде),

пляжей — в 1,1 раза (43,6 % против 38,4 % в первом периоде). В то же время

резко уменьшилось количество лиц. посещающих водноспортивные базы, — почти

в 3,7 раза во втором периоде и в 3,3 раза — в третьем периоде обследования.

Это до некоторой степени можно объяснить понижением жизненного уровня

трудящихся, особенно в первые годы социально-экономических реформ.

В числе основных причин прекращения занятий в период социально-

экономических реформ было, по мнению большинства респондентов, отсутствие

времени, большая занятость домашними делами и уходом за детьми, плохое

состояние здоровья и отсутствие спортивной одежды и обуви. В последние

полтора — два года существенно изменилось отношение широких слоев населения

к занятиям спортом. Систематические учебно-тренировочные занятия

существенно сокращены (до 2—4 раз) многими любителями спорта. Все

возрастающую популярность получили самодеятельные групповые и

индивидуальные физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительства и

отдыха. Этот период в отношении городского населения к физической культуре

и спорту можно оценивать как современную тенденцию развития и

функционирования физкультурно-спортивного движения.

Увеличение свободного времени, расширение досуга может сопровождаться

растущим распространением пассивных форм деятельности, потреблением

материальных благи информации и сокращением активной деятельности, в том

числе занятий ФКС при условии, если регуляция досуга, свободного времени

будет осуществляться стихийно, самотеком.

Важную социально-педагогическую роль играет организующая и

регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая

стандартизация уклада быта, которая в той или иной степени имела место во

все времена и в различных социальных общностях.

Прогрессивная стандартизация бытового уклада означает выбор и активное

потребление полезных и ценных для развития и совершенствования человека и

общества благ и оптимальную структуру затрат добровольно расходуемого

времени.

Она отвергает бесполезные, бесцельные и вредные для гармоничного

развития человека виды досуга, наполняя его полезным и приятным содержанием

в соответствующих гуманистическому назначению этой деятельности

привлекательных формах.

Включение и использование средств ФКС в свободном времени зависит от

сложившихся или создаваемых заново бытового режима, повседневного быта

семьи, обычного распределения затрат времени на различные виды

деятельности.

При этом определяющее влияние оказывают экономические условия семьи,

существующие в ней и преобладающие ценностные ориентации и социально-

психологические отношения, а также интенсивность и эффективность

воздействия внешних стимулов, формирующих социальное поведение членов

семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что

физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности

представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового

образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, — не только основа хорошего

самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к

решению многих социальных проблем современной России.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической

культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.

2. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни.

Москва., 1990.

3. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

4. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью.

Москва.,1987.

5. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I.

Москва.,1992.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.