Закаливание - одно из средств закаливания в средней группе
полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры, применяемое
систематически после каждого приема пищи, является превосходным средством,
предупреждающим заболевание зубов и слизистых полости рта.
Гигиенические процедуры, связанные с применением воды, могут оказывать
и закаливающее действие, если при этом соблюдать соответствующие правила:
1. Выбирать средства закаливания водой с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей ребенка.
2. Начиная со слабодействующих процедур, постепенно переходить к
сильнодействующим.
3. Снижение температуры воды производить постепенно, с учетом возраста и
состояния ребенка, характера процедуры и условий окружающей обстановки.
4. Закаливающие процедуры проводить систематически, примерно в одно и то
же время дня.
5. Обеспечить хорошее настроение ребенка во время закаливания. В качестве
местных закаливающих процедур могут быть использованы умывание,
обтирание, мытье рук, мытье и обливание ног, игра с водой.
Для местных процедур применяется более прохладная вода, чем для общих.
Местное действие воды вызывает комплекс общих рефлекторных реакций,
изменяющих физиологические функции всего организма.
В качестве общих закаливающих процедур можно использовать обтирание
всего тела, обливание, душ, а также гигиеническую ванну с последующим
обливанием водой, температура которой на 2 градуса ниже, чем в ванне.
Наиболее сильное действие оказывает купание в открытом водоеме.
Условия, созданные для закаливания детей.
Средний дошкольный возраст.
1. Сон с открытым окном. Проветрить спальню 5 – 7 минут, открыть окна или
фрамугу с одной стороны. Закрыть за 20 – 30 минут до подъема детей.
2. Прогулка на свежем воздухе, увеличение до 4 – 6 часов.
3. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия на свежем воздухе (см.
таблицу № 9).
4. Общие воздушные ванны во время раздевания перед дневным сном и одеванием
после сна. Местные воздушные ванны во время музыкальных занятий в
группах (см. таблицу № 4, № 6).
5. Хождение босиком по ребристой доске, гравию, солевой дорожке, по песку
(5 – 7 минут, 4 – 5 дыхательных упражнений, 30 – 40 секунд по солевой
дорожке).
6. Полоскание рта водой комнатной температуры. С 3-х лет – полоскание рта,
с 3 – 5 полоскание горла.
7. Умывание: лица, кистей рук – 3 – 4 лет, рук до локтей, шею – с 4-х лет.
8. Обливание голеней и стоп после дневного сна на теплые ноги ребенка (см.
таблицу № 11), температура воздуха 20 градусов. На каждое обливание 0,5
л воды. Вторая группа закаливания: начальная температура 34 градуса,
конечная 22 градуса. Снижение температуры каждые два дня на два градуса.
9. Купание в водоеме с трех лет. Температура воздуха 23 градуса,
температура воды – 25 градусов, продолжительность 3 – 8 минуты.
10. Местные солнечные ванны оголенных рук, ног по 5 – 6 минут, увеличение
на 1 – 2 минуты через каждые два дня.
11. Общие солнечные ванны с 5 до 10 минут. В течении дня по 40 – 50 минут.
Таблица № 4
Температура воздуха в помещениях детского сада
|Помещение |Температура |
|Игровая младшей группы |[pic] |
|Средней – подготовительной группы |[pic] |
|Спальни |[pic] |
|Туалетные |[pic] |
|Музыкальные и гимнастические залы |[pic] |
Таблица № 6
Виды одежды при различной температуре воздуха в помещении
|Температура воздуха |Виды одежды |
|[pic][pic][pic]и выше|1 – 2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б |
| |платье с короткими рукавами, носки, босоножки. |
|[pic] |2-х слойная одежда: х/б белье, х/б или полушерстяное |
| |платье с длинными рукавами, колготки для 3 – 4-х |
| |летних детей, гольфы для 5 – 7 летних, туфли |
|[pic] |2-х слойная одежда: х/б белье, плотное х/б или |
| |полушерстяное платье с длинными рукавами, колготки |
| |для 3 – 4 летних, туфли. |
Таблица № 9
Виды одежды для детей при проведении
физкультурных занятий на открытом воздухе.
|Температура воздуха |Виды одежды |
|Лето |Трусы, майка, тапочки, полукеды |
Таблица № 11
Снижение температуры воды при обливании ног
каждые два дня на два градуса.
|Возраст |Начальная температура |Конечная температура |
|2 – 3 года |[pic] |[pic] |
|4 – 7 лет |[pic] |[pic] |
В возрасте 3 – 4 лет ребенка можно научить полоскать рот, а в возрасте
4 – 5 лет – полоскать горло. Делать это нужно регулярно (на каждое
полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура
(дважды в сутки) предупреждает ангину и кариес зубов. Учитывая
недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног
водой с постепенным понижением температуры от 30 до 16 градусов, что
рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, был
разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждениях новый метод:
использование кратковременного интенсивного воздействия холодом при местных
закаливающих мероприятиях.
Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении,
легко вписывается в режим дня и не требует много времени. Проводится он
следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по
гигиеническим коврикам, затем в течении 5 секунд и более (в зависимости от
желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана,
вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой
простыней, и ложатся в постель. Дети не желающие вставать в таз с водой или
имеющие противопоказания, не делают этого. Температура воды изменяется по
сезонам года от 13 до 18 градусов в теплое и от 6 до 10 градусов в холодное
время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор
марганцовокислого калия (розового цвета).
Длительные перерывы в закаливании (более 2 – 3 недель) вновь повышают
чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного
перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению
закаливание нужно проводить осторожно.
П Р А К Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь
План.
1. Диаграммы заболеваемости детей за последние 2 – 3 года..
2. Анализ адаптации детей к закаливающим процедурам.
3. Таблицы по опыту индивидуализации закаливания в группе.
В процессе роста и развития ребенка происходит постепенная смена
обобщенных, диффузных, генерализованных реакций, характерных для плода и
новорожденного, а также для детей раннего возраста, на реакции локальные,
ограниченные отдельными видами приспособлений, что свойственно взрослым.
Данная особенность весьма характерна для проявления деятельности
центральной нервной системы и скелетной мускулатуры.
Здоровье ребенка в раннем возрасте можно определить как состояние, при
котором имеется соответствие или несоответствие паспортного возраста его
биологическому возрасту. Задержка в росте или развитии детей, снижение
уровня их зрелости могут быть определены как снижение уровня здоровья
ребенка. Что касается недоношенных детей, то после 3-х лет жизни, когда они
«догоняют» доношенных по уровню зрелости, здоровье можно также определить
как состояние соответствия паспортного возраста ребенка его биологическому
возрасту.
В этой связи цель мероприятий по закаливанию – не просто увеличение
адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение
характера развития. Задачей закаливания является не только снижение уровня
текущей заболеваемости детского населения.
Важнее, чтобы закаливание в детском возрасте заложило основу для
приумножения здоровья и в последующие периоды жизни. В.Ю. Альбицким (1985)
показано, что в настоящее время существенно меняются те факторы внешней
среды, которые провоцируют возникновение простудных заболеваний и в целом
воздействуют на состояние здоровья детей дошкольного возраста. Такие
факторы, как жилищно–бытовые условия, материальная обеспеченность,
образовательный ценз и социальная принадлежность, потеряли свое значение в
качестве оказывающих решающее влияние на состояние здоровья детей. В
настоящее время для характеристики уровня здоровья детей рекомендованы
критерии его оценки. С.М. Громбахом (1979) и Г.Н. Сердюковской (1979)
предложены 4 критерия, характеризующие состояние здоровья:
1. наличие или отсутствие хронических заболеваний.
2. уровень функционального состояния основных систем организма.
3. степень резистентности организма.
4. уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.
Применение этих критериев позволило комплексно оценить состояние
здоровья детей различного возраста (каждый из четырех критериев в
отдельности не может дать характеристику его в целом), причем результаты
обследования детей позволили разделить их на 5 групп (С.М. Громбах, 1979):
1. здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
2. здоровые, но имеющий функциональные и некоторые морфологические
отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим
заболеваниям.
3. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с
сохраненными функциональными возможностями организма.
4. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со
значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как
правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего
профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
5. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со
значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети
данной группы также не посещают детские учреждения и не охвачены
осмотрами.
Большое социальное значение имеет, в частности, выделение 2-й группы
здоровья, так как функциональные возможности этих детей чаще всего снижены.
Они нуждаются в оздоровительных, закаливающих мероприятиях. Разграничение 1-
й и 2-й групп здоровья обычно не вызывает затруднений. К 1-й группе
относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не
имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, ко 2-ой – те, у
которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые
функциональные и морфологические изменения.
Это дети со следующим перечнем отклонений в состоянии здоровья:
> отягощенный акушерско-гинекологический анамнез: токсикоз и другая
патология беременности, в том числе хронические заболевания матери и
резус – отрицательная принадлежность, осложненное течение родов,
многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков
незрелости, крупный плод (4 кг и более при рождении), асфиксия в родах,
состояние оживленного организма, состояние после обменного переливания
крови и др.
> начальный период рахита I степени, выраженные остаточные явления рахита
> гипотрофия I степени, дефицит или избыток тела I и II степени
> аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим
веществам, кожные проявления экссудативного диатеза,
> пилороспазм без явлений гипотрофии
> некоторые врожденные аномалии, не требующие оперативного вмешательства,
расширение пупочного кольца, расхождение прямых мышц живота,
недопущение яичек в мошонку на первом – втором году жизни и др.
> дефекты осанки, уплощенная стопа
> функциональные изменения сердечно – сосудистой системы, шумы
функционального характера, тенденция к понижению или повышению
артериального давления, изменение ритма и частоты пульса,
неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой
> аденоидные вегетации I – II степеней, гипотрофия миндалин II степени,
искривление носовой перегородки при отсутствии нарушений носового
дыхания, повторные заболевания бронхитом или пневмониями, частые острые
респираторные заболевания (4 раза в год)
> понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы
(угроза анемии)
> тимомегалия
> субкомпенсированный кариес (6 – 8 кариозных зубов)
> аномалия прикуса, не требующие немедленной коррекции
> отдельные невротические реакции, патологические привычки, задержка
нервно – психического развития, косноязычие
> дисфункция желудочно-кишечного тракта (периодические боли в области
живота, тошнота, рвота и др.)
> миопия слабой степени
> дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без
амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без
нарушений бинокулярного зрения
> вираж туберкулиновой пробы
> состояние реконвалесценций после перенесенных острых инфекционных и
неинфекционных заболеваний длительным нарушением общего самочувствия и
состояния, в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых
нейроонфекций и др.
Анализ показал, что формирование хронических заболеваний происходит в
основном за счет 2-й группы, т.е. детей с функциональными отклонениями
(часто болеющих, имеющих хронический тонзиллит, аденоиды, анемию и т.д.)
Из 2-й группы здоровья выделены дети, имеющие только факторы риска в
раннем постнатальном онтогенезе (включая данные наследственного и
социального анамнеза). Такой контингент детей отнесен ко 2-й А группе
здоровья (Черток Т.Я., 1983). Проведенные Институтом гигиены детей и
подростков МЗ СССР исследования состояния детей дошкольного возраста
выявили, что у них впервые 3 – 4 года жизни меньше сформированных
хронических заболеваний по сравнению с дошкольниками более старшего
возраста, и основную массу составляют здоровые дети (82%). В старшем
возрасте (5 – 7 лет) увеличивается количество детей с уже сформированными
хроническими заболеваниями (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).
У детей дошкольного возраста первое место среди хронических заболеваний
и отклонений в состоянии здоровья занимает кариес зубов, второе заболевание
глотки и носоглотки, третье – болезни костно-мышечной системы, четвертое –
нервной системы и органов чувств.
Среди хронических заболеваний органов дыхания в дошкольном возрасте
чаще представлены хронические бронхиты: в 0,8 – 1,6 % случаев, у школьников
– в 2,4 %. Анемия в дошкольном возрасте встречается у 2,8 – 3,0 % детей, у
школьников – в 10,0 % случаев. Наиболее распространенным отклонением со
стороны костно-мышечной системы у детей дошкольного возраста является
плоскостопие, которое появляется в возрасте 5 – 6 лет. У детей дошкольного
возраста нарушение осанки, сколиозы встречаются существенно реже, чем у
школьников.
В последние годы наибольший интерес представляют сведения с состоянии
здоровья детей дошкольного возраста по оценке функционального состояния
органов и систем.
Ребенок практически здоров, но могут быть определены те или иные
функциональные отклонения в деятельности сердечно – сосудистой,
дыхательной, выделительной систем. Так, исследования показали, что в
возрасте 2 – 3 лет нормальная частота дыхания была только у 39 % детей,
умеренное учащение дыхания – у 48 %, резкое учащение – у 13 %; в возрасте 6
– 7 лет нормальную частоту дыхания имели уже 78 % детей, 17 % умеренное
учащение и 2 % - резкое учащение. Умеренные или выраженные гипертонические
реакции встречались по показателю систематического артериального давления
вдвое чаще среди детей 3 – 4 летнего возраста (16 %), чем среди детей 6 – 7
лет (8,7 %). С возрастом отмечено увеличение числа детей с выраженной
гипертонией с 0,7 % в 3 – 4 года до 2,9 % в 6 – 7 лет.
Существенное значение имеют исследования реакции сердечно – сосудистой
системы на физическую нагрузку. Опыт показывает, что с помощью этой пробы
обнаруживается повышенное артериальное давление у ряда детей, у которых в
покое без нагрузки показатели артериального давления отмечались в пределах
нормы.
Третий критерий уровня здоровья – резистентности организма, которая в
практической деятельности определяется количеством и длительностью
заболеваний, перенесенных за определенный период. Частота заболеваемости
детей, отражая иммунобиологическую сопротивляемость, свидетельствует об
уровне развития детей. Наиболее принятым является показатель заболеваемости
по обращаемости за год. В настоящее время изучена возрастная структура
заболеваемости детей.
Так, заболеваемость по обращаемости наибольшая у детей до 3 лет (381,0
на 1000 обследованных детей); в 4-летнем возрасте отмечается снижение до
339,0; в 5 лет – до 302,0; в 7 – 8 лет – до 263,0. заболеваемость по
обращаемости с возрастом уменьшается, хронические болезни чаще отмечаются в
школьном возрасте. Увеличение заболеваемости по обращаемости в возрасте 3 –
4 лет связано с эмоциональным стрессом, который возникает в связи с
поступлением детей в дошкольные учреждения (Студеникин М.Я., Макаренко Ю.А.
и др., 1979; Тонкова – Ямпольская Р.В., 1980). Однако необходимо учесть,
что в возрасте 3 – 4 лет отмечен значительный скачек роста детей
(Андронеску А., 1970; Кранс В.М., 1979), во время которого, как и при
изменении условий развития, происходят существенные преобразования в
деятельности нервной системы, эндокринного аппарата, различных
функциональных систем. Очевидно, подобные изменения также приводят к
снижению адаптивных возможностей детского организма, что способствует
увеличению заболеваемости по обращаемости детей 3 лет.
Первое место в структуре заболеваемости детей по обращаемости занимают
болезни органов дыхания. В первые годы жизни пневмонии составляют 6 % от
всех заболеваний органов дыхания, к 7 годам число их снижается до 1 %.
Ангины, напротив, учащаются с 2 – 3 % в первые 2 года жизни до 8,9 % в 6 –
7 лет.
У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают инфекционно-
аллергические болезни, а у школьников – травмы, заболевания уха, нервные
болезни.
Применение четвертого критерия для оценки здоровья детей связано с
выявлением уровня физического развития и его гармоничности. Показано, что
наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у детей старшего
школьного возраста. В этом возрасте имели место как опережение физического
развития на 2 – 4 года, так и отставание на 1 – 3 года. Вместе с тем в
раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также представлен
существенный разброс показателей физического развития детей с учетом так
называемого гестационного возраста.
В проведении закаливающих мероприятий и физических нагрузок важно
Страницы: 1, 2, 3
|