Врачебный контроль, его цели и задачи
обязательным условием их нормального физического развития и играет важную
роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма
инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к
различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-
риозности зубов и др.).
Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями
растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная
калорийность питания у детей по сравнению со взрослыми объясняется
интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между
поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая
наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждаются и,
соответственно, теряют больше тепла).
Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие размеры
поверхности кожи: у ребенка 1 года — 528 см2, 6 лет — 456 см2, 15 лет —
378 см2, у взрослых — 221 см2.
Усиленные теплопотери требуют большей калорийности питания. С учетом
относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить
в сутки 42 ккал, детям 16 лет — 50 ккал, 10 лет — 69 ккал, 5 лет — 82
ккал.
Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они
содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.
Наиболее благоприятным условием для роста и развития является
соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление
углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время как
потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток углеводов в питании
так же вреден, как и недостаток (излишки идут на отложение жира;
снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным
заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).
У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны
к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает
приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д
возникает рахит (витамин Д регулирует фосфорно-кальциевый обмен).
Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.
Питание в школе разных возрастных групп должно строиться
дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых
веществах и энергии. Порции не должны быть слишком объемными. Большое
значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют
потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и
успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах
должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рациона, а в
сельской местности при отдаленности жилья — 30-35%.
Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят существенный
вред здоровью школьника.
Закаливание школьников проводится по системе гигиенических мероприятий,
направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным
воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло,
радиация, перепады атмосферного давления и т.п.). Это своего рода
тренировка организма с использованием целого ряда процедур.
При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий:
систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей,
состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование
комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и
средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных
воздействий.
В процессе закаливания школьники осуществляют самоконтроль, а родители
следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их
переносимость и эффективность.
Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные ванны),
вода (души, ванны, полоскания горла и др.).
Последовательность выполнения закаливающих водных процедур: обтирание,
обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.
Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у
детей высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур.
Несовершенная терморегуляционная система делает их беззащитными перед
переохлаждением и перегреванием.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Лучше
начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их
проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими
упражнениями, играми и т.п.
При острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний проводить
закаливающие процедуры нельзя!
Согласно государственной программе, обязательные занятия физкультурой в
вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы —
факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское
обследование — 1 раз в год.
Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:
исследование физического развития и состояния здоровья;
определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на
организм с помощью тестов;
оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря,
одежды, обуви, помещения и т.п.;
врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в
середине урока и после его окончания);
профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества
страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;
пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий
спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций,
бесед и пр.
Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования,
осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра
врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и
др.).
Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических
особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности
организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство —
способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок
и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы,
висцеральных органов и др.
Возрастные изменения начинаются с периферических сосудов. Происходит
утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте
и крупных сосудах нижних конечностей. Кратко изменения в организме при
старении можно сформулировать следующим образом:
нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с
потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;
уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного гормона
АКТГ), по этой причине снижается эффективность синтеза и секреции
гормонов надпочечников, ответственных за обменные и приспособительные
процессы организма, в частности, при мышечной работе;
снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующей
обменные процессы (биосинтез белков);
нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к
накоплению в организме холестерина, который способствует развитию
склероза сосудов;
возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения
поджелудочной железы), затрудняется переход глюкозы в клетки и ее
усвоение, ослабляется синтез гликогена: инсулиновая недостаточность
затрудняет биосинтез белка;
ослабляется деятельность половых желез, что в свою очередь вызывает
ослабление мышечной силы.
С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила
и сократимость.
Исследования показывают, что наиболее выраженным возрастным изменением
протоплазмы клеток (мышц) является снижение гидрофильности и
водоудерживающей способности белковых коллоидов.
С возрастом интенсивность обменных процессов понижается и величина
минутного объема сердца уменьшается. Скорость возрастного снижения
сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м2 в год.
Отмечается также уменьшение частоты сердечных сокращений и ударного
объема. Так, в течение 60 лет (с 20 лет до 80 лет) ударный индекс
снижается на 26%, а частота сокращения сердца — на 19% . Уменьшение
максимального минутного объема кровообращения и МПК по мере старения
связано с возрастным снижением частоты сердечных сокращений. У пожилых
людей, из-за нарушения эластичности артерий, систолическое давление имеет
тенденцию к повышению. Во время физической нагрузки оно также возрастает
в большей степени, чем у молодых.
При возникновении гипертрофии миокарда, коронарокардиосклероза
нарушается метаболизм мышц, повышается артериальное давление, возникает
тахикардия и другие изменения, которые существенно лимитируют физическую
деятельность.
Кроме того, происходит частичная замена мышечных волокон соединительной
тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной ткани
снижается вентиляция легких, а следовательно, и снабжение тканей
кислородом.
Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки
задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют
прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают
функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что
для лиц среднего, и особенно пожилого возраста характерна гиподинамия и
избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных
занятий физкультурой.
Наиболее эффективны в этом отношении циклические виды двигательной
активности — ходьба по пересеченной местности, лыжные прогулки, плавание,
езда на велосипеде, тренировки на велотренажере, тредбане (тредмилле) и
др., а также ежедневная утренняя гимнастика (или длительная прогулка в
лесу, парке, сквере), контрастный душ, раз в неделю — посещение сауны
(бани), умеренное питание (без ограничения в животных белках, овощах,
фруктах) и т.д.
Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражнения с тяжестями,
которые приводят к травматизму и заболеваниям опорно-двигательного
аппарата. В свое время популярным был «бег трусцой», который приводил к
заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные
изменения надкостницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или
обострению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменить более
физиологичным видом — ходьбой.
Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом.
При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции
необходимо учитывать морфофункциональные особенности женского организма.
Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от
мужского. Во-первых, это касается роста и массы тела. Мышечная масса у
женщин составляет примерно 35% массы тела, а у мужчин — 40—45% .
Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у студенток института
физкультуры кистевая динамометрия 36,5 кг, у мужчин — 60,1 кг; становая,
соответственно, — 91,4 кг и 167,7 кг. Жировая ткань у женщин составляет в
среднем 28% массы тела, а у мужчин — 18%. И топография отложения жиров у
женщин отличается от мужской.
Занятия спортом существенно изменяют морфологические показатели,
особенно в таких видах спорта, как метание диска, толкание ядра, тяжелая
атлетика, борьба и др.
У здоровых женщин плечи уже, таз — шире, ноги и руки короче. Структура и
функции внутренних органов также различны. Сердце у женщин меньше, чем у
мужчин, на 10-15%, объем сердца у нетренированных женщин составляет 583
см3, у мужчин — 760 см3. То же различие отмечено и у спортсменов.
Ударный объем сердца у мужчин в покое на 10—15 см3 больше, чем у женщин.
Минутный объем крови (МОК) больше на 0,3—0,5 л/мин. Следовательно, в
условиях выполнения максимальной физической нагрузки сердечный выброс у
женщин существенно ниже, чем у мужчин. У женщин также меньше объем крови,
но ЧСС в покое у женщин выше, чем у мужчин, на 10-15 уд/мин. Частота
дыхания (ЧД) у женщин выше, а глубина дыхания меньше, меньше также МОД.
ЖЕЛ на 1000-1500 мл меньше. Тип дыхания у женщин грудной, а у мужчин —
брюшной. МПК у женщин меньше, чем у мужчин, на 500-1500 мл/мин. PWC170 у
женщин — 640 кгм/мин, а у мужчин — 1027 кгм/мин. Поэтому и спортивные
результаты у женщин ниже, чем у мужчин, во всех видах спорта.
Все это указывает на более низкие функциональные возможности сердечно-
сосудистой системы женщин по сравнению с мужчинами.
Под влиянием систематических занятий спортом функциональные показатели
различных систем организма у мужчин и женщин еще более различаются. Так,
по данным PWC170, физическая работоспособность у спортсменок в
циклических видах спорта (лыжные гонки, коньки, академическая гребля)
составляет 70,1% (1144 кгм/мин), у мужчин — 1630 кгм/мин. Связано это с
возможностями кардиореспираторной системы.
В связи с более низким основным обменом у женщин на 7— 10% меньше, чем у
мужчин, сердечный индекс, более низкий ударный объем (соответственно 99
мл и 120 мл) во время нагрузки в положении лежа на спине.
Помимо сказанного выше, при построении учебно-тренировочного процесса
необходимо учитывать функциональное состояние спортсменки в различные
фазы овариально-менструального цикла, психоэмоциональное состояние. В
этот период ослабевает внимание, ухудшается самочувствие, появляются боли
в поясничной области и внизу живота и др. Физическая работоспособность
(по тестированию) в середине менструального цикла (в период овуляции)
заметно снижается. В этом периоде тренировки противопоказаны.
В период менструации не следует посещать сауну (баню), плавательный
бассейн, проводить занятия в тренажерном зале. Запрещается принимать
фармакологические средства, способствующие задержке или ускорению
(преждевременному наступлению) менструации. Такая искусственная регуляция
приводит к нарушению детородной функции, раннему наступлению климакса и
ряду других осложнений.
Рождение ребенка положительно сказывается на спортивных результатах.
Практика спорта знает немало случаев, когда женщина, имея одного, двух и
даже трех детей, показывала выдающиеся результаты на чемпионатах Европы,
мира, Олимпийских играх.
С наступлением беременности следует прекратить интенсивные тренировки, а
заняться ЛФК, дозированной ходьбой, плаванием, лыжными прогулками и т.д.
Исключаются упражнения на напряжение брюшного пресса и промежности
(особенно в ранние сроки беременности), задержку дыхания, прыжки,
подскоки и др.
В послеродовом периоде полезны лечебная гимнастика, массаж спины и ног,
прогулки в лесу (сквере, парке). Умеренные нагрузки способствуют
увеличению лактации, а интенсивные — снижению или даже прекращению. Через
6-8 мес. после родов, прекращения кормления ребенка грудью можно
возобновить тренировки, но они должны быть умеренными (желательно в
циклических видах спорта), с постепенным включением общеразвивающих
упражнений и занятий на тренажерах.
У гимнасток, фигуристок и прыгуний в воду после многолетних тренировок в
детском возрасте отмечается более позднее начало месячных (у 46—64% они
начинались в 15—17 лет). Задержка менструального цикла объясняется
перегрузками в ходе тренировочного цикла, а также воздействием холода у
фигуристок, микротравмами гениталий у гимнасток и некорректным
(нетехничным) вхождением в воду прыгуний.
Анаболитические стероиды женщинам противопоказаны, особенно опасны они
для девушек. От их применения изменяется структура мышц, изменяется
голос, появляется агрессивность, повышается травматизм, нарушается
менструальный цикл вплоть до аменореи, а также детородная функция
(характерны выкидыши), отмечается повышение артериального давления,
заболевание печени, возникают раковые заболевания, даже со смертельным
исходом. От применения анаболиков у юных спортсменок возникает также
опасность остановки роста.
Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности.
Отрицательные явления в процессе тренировки.
На основе медицинского обследования, врачебно-педагогических наблюдений
и других данных о состоянии здоровья, физического развития,и
подготовленности делается медицинское заключение, по которому студенты
распределяются для практических занятий по программе физического
воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приведены в
таблице 1.
Таблица 1
|Название группы |Медицинская характеристика |Допускаемая физическая |
| |группы |нагрузка |
|1. Основная |Лица без отклонения в |Занятия по учебной |
| |состоянии здоровья, а также |программе физического |
| |лица, имеющие незначительные |воспитания в полном |
| |отклонения в состоянии |объёме, занятия в одной|
| |здоровья при достаточном |из спортивных секций, |
| |физическом развитии и |участие в соревнованиях|
| |физической подготовленности | |
|2. |Лица без отклонения в |Занятия по учебным |
|Подготовительная |состоянии здоровья, а также |программам физического |
| |лица, имеющие незначительные |воспитания при условии |
| |отклонения в состоянии |более постепенного |
| |здоровья с недостаточным |освоения комплекса |
| |физическим развитием и |двигательных навыков и |
| |недостаточной физической |умений с предъявлением |
| |подготовленности |организму повышенных |
| | |требований. |
| | |Дополнительные занятия |
| | |для повышения уровня |
| | |физической |
| | |подготовленности и |
| | |физического развития |
|3. Специальная |Лица, имеющие отклонения в |Занятия по специальным |
| |состоянии здоровья, |учебным программам |
| |постоянного или временного | |
| |характера, требующих | |
| |ограничения физических | |
| |нагрузок, допущенных к | |
| |выполнению учебной | |
| |производственной работы | |
В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-
двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и значительных нарушениях
здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного
заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной
физкультуры в лечебно-профилактические учреждения.
Перевод студентов из одной медицинской группы в другую производится
после дополнительного обследования.
Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше,
осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где
заводится карточка диспансерного наблюдения (форма 227 а) за указанным
спортсменом.
Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное
обследование состояния тренированности спортсмена. И на основании этого
обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру
по планированию и проведению тренировочного процесса.
Под термином тренированности имеется в виду комплексное понятие,
включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень физической,
технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов.
Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его
готовность к достижению максимального результата в конкретном виде
спорта.
При повторных медицинских обследованиях в медицинском заключении
указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии тренированности
со времени предыдущего обследования, какие изменения нужно сделать в
Страницы: 1, 2, 3
|