Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста
| |сделали, какой опыт | |
| |приобрели, чему | |
| |научились. | |
|3. Расширение |Расширить представления|Ведущий рассказывает или |
| |ребенка о чем-либо. |показывает детям новую сказку. |
| | |Предлагает детям попробовать, |
| | |помочь какому-либо существу из |
| | |сказки. |
|4. Закрепление|Приобретение нового |Ведущий проводит игры, |
| |опыта, проявление новых|позволяющие детям приобрести |
| |качеств личности |новый опыт; совершаются |
| |ребенка. |символические путешествия, |
| | |превращения. |
|5. Интеграция |Связать новый опыт с |Ведущий обсуждает и анализирует |
| |реальной жизнью. |вместе с детьми в каких |
| | |ситуациях из жизни они могут |
| | |использовать тот опыт, что |
| | |приобрели. |
|6. |Обобщить приобретенный |Ведущий подводит итог занятия. |
|Резюмиро-вание|опыт, связать его с уже|Четко проговаривает |
| |имеющимся. |последовательность |
| | |происходившего на занятии, |
| | |отмечает отдельных детей за их |
| | |заслуги, подчеркивает значимость|
| | |приобретенного опыта. |
|7.Ритуал |Закрепить новый опыт, |Повторение ритуала «входа» в |
|«выхода» из |подготовить ребенка к |занятие с дополнением. |
|сказки |взаимодействию в | |
| |привычной среде. | |
2.9. Драматизация сказок. Творчество в двигательной деятельности детей.
Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём
драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно
обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека.
Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём
воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким
образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно
естественным является использование драматизации сказок в психологических
целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для
того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей
используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и
песочницы. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими.
Второй шаг – проигрывание их. Поэтому умело организованная постановка
может служить эффективным средством для коррекции тяжёлых эмоциональных
состояний. Находясь долгое время в активном состоянии, выполняя действия
спектаклей, происходит всестороннее развитие детей, освоение ими новых
умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и двигательной
выразительности.
Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного
выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея
ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии
творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте
творчества, а в самом процессе.
Драматизация сказок с куклами.
Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность
создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим
людям. Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда,
стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие
результаты:
- развивается речь детей;
- развивается эмоциональная и моторная адекватность;
- развиваются коммуникативные навыки;
- развивается пространственная ориентация;
- укрепляется союз с родителями.
«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие
немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, ребёнок получает
оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. А это
помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая
кукловождение.
Работа с куклой позволяет:
1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;
2) нести ответственность за управление куклой;
3) проявлять через куклу те эмоции, чувства , состояния, движения, которые
в обычной жизни по каким –либо причинам человек не может или не позволяет
себе проявлять;
4) осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и
изменением состояния куклы;
5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям,
чувствам, состояниям;
6) развивать произвольное внимание;
7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды
деятельности, поэтому ребята долго не утомляются. Становится возможной и
постановка кукольных спектаклей. Особое место в сказочных постановках
занимают сказки – экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас»
, без домашних заготовок. Их источником является интуитивное
прочувствование ведущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и
конец такой сказки не известны даже ведущему. Эффект психологического
воздействия подобных постановок огромен. Сами актёры могут подсказывать
ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс
СОТВОРЧЕСТВА.
Постановка сказки – всегда праздник для её участников. Если её
умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже самых сложных
проблем.
Существует специальное направление в сказкотерапии, называемое
ИМИДЖ - ТЕРАПИЕЙ, в котором благодаря новому имиджу человек символически
получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Ведь в жизни каждый из нас
играет множество ролей. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к одной
роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом.
Психологи такое явление называют «соответствие образу» . Нечёткое
соответствие образу лишает человека спонтанности. И здесь на помощь
приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в
неожиданных ролях. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ – вот смысл сказочной терапии.
Родоначальником сказочной имидж – терапии является петербургский сказочник
и волшебник – Андрей Владимирович Гнездилов.
Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает дополнительную
силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в
жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя.
Часто новый образ подчёркивает «естество» человека, то что
тщательно скрывается. А это даёт богатый материал не только для
диагностики, но и коррекционной работы.
Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок,
мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для
перевоплощения любой персонаж. Преображённому ребёнку предлагается
продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, с
кем он дружит и пр. Задача ведущего – собрать как можно больше проективной
информации о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Таким образом
выявляются личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния,
ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной
стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть
и усилить необходимые ему модели поведения.
Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь и
самому воспитателю. Меняя образ, он меняет характер, стиль поведения и
общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать»
расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка. Поэтому изменение
образа, волшебное преображение может быть полезным не только ребёнку, но и
взрослому.
2.10. Использование телесно – ориентированных техник в практике
сказкотерапии
Телесно – ориентированные техники используются в сказкотерапии в
нескольких аспектах.
1. Релаксационный практикум. В этом аспекте уместно применение медитативных
сказок, «заземляющих» упражнений ( хождение по разным видам почвы,
превращение в дерево и пр.) .
2. Моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом. Благодаря
телесно – ориентированным упражнениям можно заново пережить ощущение
новорожденного, вспомнить ситуации «пеленания» и собственные первые шаги.
В практике сказкотерапии не используются «классические» инструкции
телесной терапии, каждое движение предваряется сказкой. Сказочная оболочка
телесно – ориентированных упражнений, связанных с проживанием ранних
ощущений, позволяет приобрести гармоничный опыт, что в свою очередь
позволяет компенсировать негативный ранний опыт и стабилизировать
психоэмоциональное состояние.
3. Моделирование ситуаций преодоления трудностей. Для приобретения навыков
сопротивления можно создавать «ситуации давления» . При этом используются
метафоры «Зернышко под землёй» , «Облако, которое превращается в тучу и
начинает давить» и др.
4. Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации. Здесь
развиваются способности понимать язык прикосновений, умение поддержать в
Тяжёлом состоянии с помощью прикосновения.
5. Спонтанное самовыражение. В этом аспекте используется техника
спонтанного танца. Главная идея – отойти от стереотипных движений, ощутить
ритм музыки и откликнуться на него гармоничным движением.
Синтез телесно – ориентированных техник со сказкотерапией
называется психодинамическими медитациями. Этот вид медитации связан с
движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности,
получением позитивного двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего
детского опыта. также этот вид направлен на общую энергетизацию тела на
основе использования телесно – ориентированных приёмов.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих
достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных
культур. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который
обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском
сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит
слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных
сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний:
первые представления о времени и пространстве, о связи человека с
природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не
только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события
и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким
образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально –
поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о
справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые
испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку
альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к
Родине. Сказка - серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает
души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия
жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры,
познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции
личности, развития творческих способностей, расширения сознания и
совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
В наше время существуют следующие проблемы:
1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие,
подавление личности и другие негативные моменты.
1. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном –
это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или
драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.
1. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей
воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
1. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно
меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
Но сейчас активно разрабатываются нетрадиционные направления работы
со сказкой. Нетрадиционное – это значит, непривычно по-своему не только
воспринимать содержание, но и творчески преобразовать ход повествования.
Невозможно предугадать весь спектр реакций, возникающих в сказочных
ситуациях, непривычных для ребёнка действиях . Также невозможно описать
все причины, которые порождают ту или иную ситуацию. Поэтому только
жизненный и профессиональный опыт, интуиция позволят организовать процесс
сказкотерапии. Однако следует придерживаться основного принципа – не
спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в
сценарий занятия. Ведь сказка – это место свободное от условностей.
ГЛАВА 3. Использование сказкотерапии в сочетании с фитбол-гимнастикой с
детьми дошкольного возраста
3.1. Физкультурные занятия с использованием фитбол-гимнастики
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных
образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной
педагогики. Для детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми
требования, предусмотренные типовой программой воспитания, не говоря уже о
программах «Детство», «Старт», «Физкульт-ура!» и др. Многие дети нуждаются
в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен
весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти
программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только
психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического
развития. Необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы
способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия
(зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим
требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или
фитболами, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении
многих лет работы с дошкольниками.
Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов
фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров,
веса используются в спорте, педагогике и медицине.
Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных,
коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его
особая упругость.
Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная
работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного
анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче,
усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах
и дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.
Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно,
что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и
физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый)
повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы.
Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный
цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными
чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет
способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать
психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в
предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов
создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в
белый и желтый цвета.
Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс.
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший
мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый
в обычных условиях навык правильной осанки.
Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время
проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 20-25 минут, с детьми 5-6 лет
– 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на
ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).
Необходимо помнить, что это занятие - сказка. Упражнения выполняются
детьми по ходу рассказывания сказки воспитателем. Как правило, эти занятия
не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений
на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов
разные виды ритмических хлопков), звукоподражание, а также различные игры
с развернутым игровым содержанием.
Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или
иное движение, а от самого процесса игры. Упражнения на мячах могут
проводиться в течение целого занятия, но с детьми младшего дошкольного
возраста более целесообразно использовать упражнения на мячах в качестве
фрагмента занятия. В целом использование мячей не должно превышать 40%
общей длительности занятия, так как важно дать возможность детям не только
упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.
Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом,
статистической координацией и сохранением заданной позы, то в средней
главная задача – обучение технически правильному выполнению
общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации.
Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо
проводить с речевым сопровождением, при проговаривании различных
стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела
определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и
выразительность.
Дети шестого года имеют более координированные движения, которые
подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться волевому
приказу. Дети понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения
и конечным результатом, становятся более настойчивы в преодолении
трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в
коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организовано и
дисциплинировано.
По структуре двигательный тренинг напоминает классические занятия по
физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:
1. вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания,
восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных
движений;
1. основная часть – освоение общеразвивающих упражнений и упражнений на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|