Ушу
Ушу
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучая иную культуру, мы глубже постигаем самих ебя и собственные
культурные ценности. Начиная с VI—XVII вв., когда первоначально
христианские и католические миссионеры, а позже путешественники и ченые
обратили взоры к Востоку, их поразило обилие еобычного и непривычного для
людей Запада в Поднебесной империи — Китае. Недоумение чувствуется в за
писках европейцев, освещающих мирное сожительств конфуцианства — по их
мнению, высокоморального учения — с «варварскими» даосизмом и буддизмом.
Нееньше поражали гостей и подкрепленные философскими рассуждениями странные
комплексы гимнастических пражнений, которые повсеместно практиковали жители
ородов и деревень вплоть до новейшего времени. Огромен был спектр таких
упражнений — от дыхательно-медитативных систем до боевых комплексов,
объединявшихся под единым названием у-шу.
Именно тогда возник проникший позже на страницы ападных массовых изданий,
на экраны кинотеатров и идеомагнитофонов миф о загадке китайской
цивилизации — воинских искусствах у-шу, дающих человеку верхъестественные
способности. Журналы запестрели ообщениями о различных оккультных таинствах
— о аправленном «выбросе» биоэнергии, об удивительной пособности без вреда
встречать удары меча и копья, робить ладонью камни, чуть ли не
«странствовать в облаках». Слухи подогревались еще и тем, что ни в одной
тране Запада нельзя было найти аналогов этой древней бласти знания.
Лишь в последнее время к у-шу стали подходить не ак к курьезу, а как к
неотъемлемой части культурной радиции, столь же богатой и сложной, как
китайская
Прекращение вражды и установление гармонии — кардинальная идея у-шу (с
японской гравюры).
архитектура и живопись, философия и литература. А это означает, что у-шу
— уникальная «наука жизни» — требует внимательного научного рассмотрения.
Необходимо вновь «вернуться к истокам» — изучить китайские исторические
хроники, трактаты, жизнеописания полководцев, даосских и буддийских
подвижников.
Европейский ум, сталкиваясь с необычным феноменом, сразу же пытается
найти для него аналогию в рамках собственной культуры и очень неохотно
допускает, что инокультурное явление может быть во много крат шире и
глубже, чем все внешние представления о нем. Нередко у-шу называли
«гимнастикой», «методом самозащиты», «способом активной медитации»,
«китайским боксом», а то и «эффективной системой достижения успеха в
делах», то есть пытались «подогнать» под привычные понятия. И все же
придется согласиться, что у-шу — не та надуманная система, что возникает в
воображении наших современников под воздействием слухов, популярных книг и
кинобоевиков, а сложнейший комплекс методов психофизического тренинга,
который
веками формировался в Китае, захватывая обширные, порой неведомые области
медицины, психологии и парапсихологии, этики я эстетики.
" Существует также исторический миф об у-шу китайского происхождения. В
Поднебесной империи считалось, что чем дальше в глубь времен отстоит от нас
то или иное событие или явление, тем оно ценнее для последующих поколений и
тем больше истины заключено в нем. В Китае бытовали представления о некой
«золотой древности» — эпохе порядка, справедливости и добродетели, когда
процветала культура и небесная гармония находилась в соответствии с земными
уложениями. Нередко в Китае знаменательные исторические события относились
в далекое прошлое, за несколько сот лет до реальной даты. И сейчас можно
встретить описания «зачатков» у-шу у синантропов, первобытных охотников,
вооруженных «оружием у-шу» — каменным топором и примитивным луком.
Реальность, однако, свидетельствует о другом — у-шу возникло на стыке
китайской натурфилософии и различных способов подготовки воинов в те
времена, когда и «гражданское начало» (вэнь) и «военное» (у) были
достаточно высоко развиты. Хотя в раскопках скальных пещер в Мавандуе были
обнаружены изображения людей в позах, отдаленно напоминающих современную
дыхательно-медитативную систему ци-гун, но вполне вероятно, что эти ранние
упражнения были не сложнее обычной утренней гимнастики.
Впервые термин у-шу можно встретить в памятниках начиная с III в., до
этого времени употреблялись названия лишь для отдельных конкретных видов
борьбы — шоубо, сянбо, цзяоли, чаншоу. Буквально у-шу переводится как
«воинские искусства», хотя полный смысл термина выходит далеко за рамки
этого дословного перевода. Первоначально у-шу, вероятно, представляли собой
структурно не оформленную систему чисто воинской практики, которой
занимались в основном на элитарном уровне китайской цивилизации — при
дворе, в среде знати или «людей просвещенных». Несколько позже методики
подготовки воинов проникают и в народную среду, где сливаются с широким
спектром народных верований, а также крупнейших религиозно-философских
систем Китая — конфуцианства, даосизма и буддизма.
У-шу в древности
Постепенно наметились основные центры развития у-шу, начали формироваться
основные стили и направления. Этот процесс достиг апогея в XVII—XVIII вв.,
во времена маньчжурского завоевания Китая. Толчком к формированию стилей
служили, вероятно, чисто внешние факторы — хотя бы такие, как нашествие
чжурчжэней, монголов, а позже маньчжуров. Владычество иноземцев заставляло
китайский народ укрывать свое воинское искусство в тайных школах и сектах,
основным консолидирующим началом которых нередко и были именно занятия у-
шу. Само у-шу начинало символизировать не просто набор приемов и хитроумных
методик, но некое священнодействие, теургию, учение, которое передается
лишь от учителя ученику в форме своеобразного «диалога душ». В тайных
школах сложились ныне широко известные направления и стили у-шу — Шаолинь-
цюань, Багуа-чжан, Хун-цюань, Танлан-цюань и ряд других. Закрытая школа,
существовавшая в рамках тайного общества, обеспечивала передачу традиций у-
шу в неизменном виде. «Передавая учение, преемствуем душу» — на этом
принципе было построено все традиционное у-шу.
Помимо существования закрытых школ, были и широкие секты гуань или шэ,
обычно связанные со школой. Собственно «академическая» школа называлась
мэнь («врата») — символ того, что ученик, входя во «врата», оставлял все
старое за ними, обретал качества «настоящего человека», после чего ему и
передавались тайны учения. Однако все это было связано с огромной работой
над собой и большой психологической нагрузкой, поэтому секты гуань и шэ
нередко внешне дублировали основную школу, имитировали чисто внешний
рисунок движений, не углубляясь в философские сложности. Такая структура
традиционного у-шу, сохранившаяся вплоть до начала XX в., позволяла любому
желающему практиковать это искусство в зависимости от своих физических и
психических способностей.
Каждая школа обязательно восходила к первоучителю, «Отцу-основателю»,
легендарному мастеру, который придавал всем последующим поколениям учеников
статус каноничности и высокий социальный престиж. Создание стилей
приписывалось в основном легендарным личностям, поэтому подавляющее
большинство стилей у-шу соотносятся с героями китайской традиции: стиль
«Обезьяны» (Хоу-цюань) — с царем обезьян Сунь Укуном, стиль «Направленная
воля» (Син и-цюань) — с легендарным полководцем Юэ Фэем. Даже Конфуций (Кун-
цзы) и его ученики якобы занимались стилем Кунмэнь-цюань. Особенно много
стилей приписывается «молодцам с горы Ляншаньбо» — героям средневекового
романа «Речные заводи». Стиль «Пьяницы» (Цзуй-цюань) был разработан,
согласно легенде, бесстрашным монахом Лу Чжишенем, стиль «Пронзающие ноги»
(Чо-цзяо) —У Суном, «Потерянный след», или «Лабиринт» (Мицзун-цюань), —
бывшим воспитанником шаолиньского монаха Янь Цином. Все эти версии о
возникновении стилей у-шу формировали у занимающихся чувство единения с
традициями мастеров и героев славного прошлого, вводили в мир китайской
истории. Таким образом, у-шу становились своеобразным способом социализации
многих членов китайского общества — то есть приобщали к основным культурным
установкам, необходимым для существования человека как члена данного
общества. Не случайно в каждом стиле у-шу, помимо изучения чисто
технических действий, рассматривались и вопросы этики, житейской философии,
логики, способы обращения к старшим, общения с людьми, принципы поведения
как в экстремальной ситуации, так и в обычных условиях.
В средние века центром занятий у-шу становятся буддийские монастыри. В
них создавались идеальные условия для занятий — жесткая дисциплина,
замкнутое сообщество, позволяющее поддерживать высокий уровень духовности,
регулярность и непрерывность занятий. Особенно прославился монастырь
Шаолинь в Хэнани.
Хотя монастырь Шаолинь и считается центром всех буддийских видов у-шу,
однако более вероятным представляется, что различные направления
формировались независимо друг от друга, часто переплетаясь воедино или,
наоборот, распадаясь на десятки стилей и подстилей. В результате такого
долгого и взаимообогащающего развития сформировалось три крупнейших
направления у-шу — шаолиньское, уданское и эмэйское.
Шаолинь-пай (шаолиньское направление) исключает в себя около 400 основных
стилей, распадающихся на более мелкие подстили и школы. Решающее влияние на
формирование Шоалинь-пай оказала буддийская «прикладная метафизика». Ряд
эзотерических школ избрал тайные учения буддизма своей основной доктриной:
Цзинганчань цзыжань-мэнь (школа «Естественности алмазного Чань-
буддизма»), Фо-мэнь (школа «Будды»), Лама-цюань («Ламаистский кулак») и
некоторые другие. Из всех видов буддизма в системе у-шу, безусловно,
решающую роль играл Чань-буддизм, повлиявший также на формирование всей
китайской культуры, особенно в IX—XIII вв. Чань-буддизм не только создал
своеобразное эстетическое отношение к миру как к Великому .символу бытия,
за которым скрывается истинная сущность, но и разработал особые методики
раскрепощения способностей самого человека. Не переоценивая буддийские
догмы, Чань-буддизм учил находить радость бытия и возможность
самореализации в любом творческом действии, в том числе и в занятиях у-шу.
Многие стили, которые сейчас причисляются к шаолиньскому направлению,
возможно, никогда не соотносились со знаменитым монастырем, однако в
названии стилей и движений как дань традиции встречались названия:
«восемнадцать движений рук архатов», «монах толкает врата», «богомол,
взывающий к Будде». Некоторые возникавшие в народной среде школы считали,
что они происходят от истинно шаолиньских стилей, а их руководители
приписывали себе учителей из шаолиньских монахов. Так складывалась легенда
о монастыре
Шаолинь — «центре всех у-шу в Поднебесной империи».
Уданское направление выпестовалось в лоне даосизма — религиозно-
философского учения, ставящего своей целью постижение Пути-Дао, извечного
закона, задающего -од всему механизму бытия. Считалось, что постигший Дао
становился «настоящим человеком», то есть мог обрести «вечную весну» —
бессмертие. Выйдя из ранних шаманистических ритуалов и натурфилософских
верований, даосизм разработал учение о двух взаимодополняющих и
взаимопротивоположных началах — Инь и Ян, первое из которых рассматривалось
как темное, женское, негативное, пассивное, а второе — как светлое,
мужское, позитивное, активное. Равновесие этих начал обеспечивало здоровье
и долголетие человека. В среде даосских отшельников во II—IV вв. начали
создаваться ранние психорегулирующие системы на основе методов дыхания в
сочетании с гимнастическими упражнениями — даоинь.
В III в. знаменитый лекарь — даос Хуа То создал первую дошедшую до нас
систему ци-гун, называвшуюся
Рождение «звериных» стилей (с корейской гравюры)
«Игры пяти зверей» (Уцинси). В IV—V вв. даосская секчта «Высшей чистоты»
на горе Мао-шань детально разработала методики достижения здоровья и
долголетия путем дыхательных упражнений (туна), психомедитативного
проведения внутренней энергии ци по каналам внутри тела (синци),
гимнастических упражнений, сексуаль-ной практики, диетологии. Сложнейший
комплекс упражнений значительно трансформировался с течением времени. В
упрощенном виде его практиковали для достижения «чистого и светлого»
состояния сознания.
Наконец, в XVII—XVIII вв. возникают основные системы уданского
направления, названные так по месту их формирования — крупному даосскому
центру в горах Удан-шань в провинции Хубэй. Китайская традиция отнесла их
возникновение к IX—XIII вв. — «золотому веку» древности, тем самым утвердив
ценность учения, а прообразы «мягких» школ можно найти даже в I тысячелетии
до н. э. Все школы этого направления — Тайцзицюань, Багуа-чжан, Сини-цюань
и другие — должны были привести человека в состояние естественности и
спонтанности, когда он начинал ощущать окружающий мир как самого себя, а в
«его пустом и чистом сознании слышались отзвуки Пути-Дао». Этот принцип
«отзвука» внешнего мира внутри человека можно встретить и в китайской
поэзии, и в живописи, и в театральном искусстве.
'
Со временем уданские школы и стили превращались в сложные философские
учения, а позже в оздорови- тельные системы. Уданское направление считало,
что, помимо внешнего движения (вай-дун), существует и «внутреннее движение»
(нэй-дун). Начинающий пытается воспроизвести лишь внешнюю форму, опытный
мастер, наоборот, понимает, что суть стиля — это наиболее точное внешнее
выражение «внутреннего движения». Не случайно уданские системы иногда
называют «внутренним» направлением у-шу (нэй-цзя) в отличие от шаолиньского
«внешнего» направления (вай-цзя).
В XVIII в. в провинции Сычуань, в горах Эмэй завершилось формирование
стилей направления Эмэй-пай, включавшего около 60 основных школ.
Первоначально Эмэй-пай было достоянием буддийских и даосских монахов, но
затем стало преподаваться местным жителям, иные из которых достигали такого
мастерства, что служили инструкторами у-шу в императорской гвардии.
Эмэйские стили соединили шаолиньские северные и местные южные школы,
связав их с важнейшими принципами «внутреннего» направления.
Различные виды у-шу проникли во все поры китайского общества, его
практиковали знаменитые поэты Ли Бо и Су Дунпо, художник Бада Шаньжэнь,
полководцы Ху Дахай, My Инь из ближайшего окружения императора Чжу
Юаньчжана, видные члены организованного Сунь Ятсеном «Союза возрождения
Китая» Чжэн Шилян и Ян Цюйюнь, а также миллионы простых китайцев, давших
миру мощный сплав философской традиции и методов психофизического
воспитания человека. Мастеров у-шу можно было встретить и среди монахов-
отшельников, и в тайных обществах, объединявших зачастую тысячи человек.
Именно ч тайных обществах появилось слово гун-фу для обозначения боевых
искусств. Гун-фу имеет очень широкий смысл (прежде всего «радение»,
«мастерство», «высшее умение»), выражая оттенок огромной ценности,
святости, который придавался в Китае занятиям у-шу. Понятие гун-фу можно
встретить обычно в философских трактатах об искусстве кулачного боя, там
оно часто употреблялось рядом со словом «учение» как величайшее внутреннее
откровение древних мудрецов. Придя на Запад вместе с потоком иммиграции из
Китая в середине XX в., оно стало звучать как кунфу. Исказилось не только
звучание слова, но и его содержание. У-шу, оторванные от того культурного
контекста, в котором они существовали на протяжении тысячелетий, стали
превращаться в спорт, гимнастику или рукопашный бой в оболочке восточной
терминологии.
Большое влияние оказали у-шу на сопредельные с Китаем страны — Корею,
Японию, Вьетнам, Лаос, Малайзию. Они способствовали созданию таких
известных во всем мире японских единоборств, как дзю-до, каратэ, айки-до,
сумо, корейского хваран-до и тэквон-до, вьетнамского вьетво-дао, однако,
может быть, ни в одной другой стране мира воинские искусства не были так
тесно вплетены в общий культурный контекст, как в Китае.
Наследие у-шу, являя собой пример соединения эстетико-философской мысли и
практики, располагает целым рядом философских трактатов, учебников.
Большинство народных романов, таких, как «Речные заводи», «Троецарствие»,
«У Сун убивает тигра», содержат колоритные примеры применения и изучения у-
шу. Всего известно более тридцати крупнейших литературных произведений,
посвященных различным аспектам у-шу.
Закономерен вопрос:
зачем же большинство населения старого Китая столь активно практиковало
различные формы у-шу! Ради изучения приемов самозащиты или для
обретения здоровья и долголетия? Китайские источники подсказывают
парадоксальный, на наш взгляд, ответ: не существовало, да и не могло
существовать какой-либо конкретной цели в изучении у-шу. Для миллионов
людей у-шу становились способом реализации внутренних ресурсов человека
путем психофизического совершенствования, вечно звучащим эхом, доносящим из
далекого прошлого образы великих учителей и легендарных мудрецов. Вероятно,
именно это сложнее всего понять представителям западной цивилизации.
«Учение»
Глава 1. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Воинское искусство — это важное государственное дело, основа рождения и
гибели, путь жизни и смерти, и его нельзя не изучать.
Сунь-цш (V-IV вв. по н.э.)
Проще всего повести линию развития воинских искусств от примитивных
навыков охоты и боя, существовавших в первобытном обществе. Однако для того
чтобы прикладные навыки сумели перерасти в стройную систему у-шу, которая
дожила до наших дней, был необходим один немаловажный фактор — сочетание
утилитарной ценности технических действий с сакральным внутренним
содержанием. Ритуально-мистический характер ранних приемов боя позволил им
впоследствии наложиться на религиозно-философские системы Китая — даосизм,
буддизм и конфуцианство, вместе с которыми различные направления у-шу
проникли в Японию, Корею, Вьетнам, Лаос, способствуя созданию там новых
школ боевых единоборств.
Зачатки первых систем у-шу возникли еще до становления китайской
государственности отнюдь не только из способов самообороны или охоты. Их
истоки восходят и к первобытным танцам Такие танцы совмещали в себе ритуал
и практическую тренировку. Сюжетами танцев становилось изложение мифа в
форме набора движений. У-шу вырастают из конгломерата мифов и легенд.
Зачастую легенды — лишь сильно искаженное эхо далеких, но реально
происходивших событий, излагаемых особым мифологическим языком, очень
типичным для ранних
Демон-хранитель гробницы (с китайской скульптуры VIII в.)
форм сознания. Темой многих танцев становились битвы великанов или
божественных правителей, обладавших неимоверной мощью. Эти битвы «сотрясали
небо и поражали землю». Память о них продолжала жить в особых боевых
плясках.
Однажды, как гласит предание, злокозненный князь Чию решил поднять
восстание против основателя Поднебесной империи и верховного владыки Хуан-
ди — Желтого императора. Хуан-ди обладал огромной силой и был непобедимым
Страницы: 1, 2, 3
|