Современные системы закаливания. Плюсы и минусы
Современные системы закаливания. Плюсы и минусы
Южно-уральский Государственный университет
Кафедра валеологии, физической культуры и спорта
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: Современные системы закаливания. Плюсы и минусы.
Выполнил: студент ВФКиС – 208
Попов С.В.
Проверил: Камскова Ю.Г.
Челябинск 2001.
СОДЕРЖАНИЕ:
СТРУКТУРА РАБОТЫ
............................................................................
........4
ВВЕДЕНИЕ
............................................................................
.............................5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :
1. Слагаемые здоровья
..........................................................................
..........7
2. Главное – образ жизни
..........................................................................
.......7
3. Целебные силы природы
..........................................................................
.10
4. Ни мороз не страшен, ни жара
..................................................................13
5. Температура тела и внешняя среда
.........................................................13
6. Приход и расход тепла
..........................................................................
......14
7. Реакции на охлаждение
..........................................................................
....18
8. Реакции на высокие температуры
...........................................................20
9. Основные заповеди закаливания
.............................................................22
10. От простого – к сложному
..........................................................................
22
11. Барометр самочувствия
..........................................................................
...25
12. Закаливание воздухом :
12.1.Вокруг воздушный океан
..........................................................................29
12.2.Как рыба в воде
............................................................................
..............29
12.3.С чего начать
............................................................................
..................30
13.Закаливание водой :
13.1.Секреты водных процедур
........................................................................31
13.2.Кто не боится насморка!
...........................................................................3
2
13.3.Заплывы в полынье
............................................................................
........33
14.Баня :
14.1.Баня парит, баня правит
............................................................................
35
14.2.С легким паром?
............................................................................
.............35
14.3.Помылся, как вновь народился
.................................................................37
14.4.Разумная осторожность
............................................................................
.38
15.Закаливание солнцем :
15.1.Этот целительный солнечный свет
..........................................................39
15.2.Волшебные лучи
............................................................................
............39
15.3.Солнце – не только друг
............................................................................
41
15.4.Максимум – в июне, минимум в декабре
................................................43
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ......................................45
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :
1.Воздушные процедуры :
1.1.Ну – ка, ветер, гладь нам кожу!
..................................................................46
1.2.Хилый – в шубу, здоровый – в мороз
........................................................48
1.3.Узелки на память мамам и папам
..............................................................50
2.Водные процедуры :
2.1.От обтираний – к купаниям
........................................................................54
2.2.Старые истины
............................................................................
.................62
2.3.Восстановители сил
............................................................................
.........63
2.4.Ныряем ... в сугроб
............................................................................
..........64
2.5.Зима. Идем купаться!
............................................................................
......65
2.6.Родителям на заметку
............................................................................
......68
3.Банные премудрости :
3.1.Свойства щедрого жара
............................................................................
...73
3.2.Вредна баня или нет?
............................................................................
.......76
3.3.Источник бодрости
............................................................................
...........77
3.4.Вредно ли париться детям!
..........................................................................79
4.Солнечные ванны :
4.1.От весны до бабьего лета
............................................................................
.80
4.2.Сеансы в фотариях
............................................................................
...........82
4.3.Пусть всегда будет солнце!
.........................................................................84
РЕЗУЛЬТАТЫ
............................................................................
......................85
ВЫВОДЫ
............................................................................
...............................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
............................................................................
....................87
ЛИТЕРАТУРА
............................................................................
......................88
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Работа состоит из введения, обзора литературы, описания методов
исследования, выводов, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цели и задачи,
обоснована научная новизна исследований, теоретическая и практическая
значимость полученных результатов.
Курсовая работа изложена на 88 страницах машинописно.
Библиография состоит из 8 отечественных источников.
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работ. Эта проблема рассматривалась в течение
нескольких столетий[1]. Давно известно, что здоровье человека на 10-20%
зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12%
- от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ
жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и
курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто
болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние
годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание - это научно
обоснованное систематическое использование естественных факторов природы
для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей
среды. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к
различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен.
Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али ибн-
Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил
медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения
здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав свооего труда
Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего
возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию
путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший
русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и
купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение
нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству
Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты
натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в
день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы
очень холодной водой начиная с первого дня жизни [2]. Основоположник
отечественной медицины С.Г.Зыбелин (1735-1802 гг.) в "Слове о вреде,
проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773 г.) писал:
"Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость
и для предупреждения многих болезней". Медицинских отводов от закаливания
нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что
закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача
медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих
процедур индивидуально для каждого ребенка.
Актуальность данного исследования определяется тем, что оно посвещается
изучению вопросов влияния природных[2] факторов на организм человека.
В соответствии с этим, цель настоящего исследования состояла в том, каким
образом влияние природных факторов оказывает закаливающее влияние на
иммунитет людей.
В рамках этой общепоставленной цели , решались следующие задачи:
1. Влияние воздуха на человека;
2. Влияние воды на человека;
3. Влияине солнца на чеолвека;
4. Влияние температуры на человека.
Научная новизна определяется основными результатами. Показано, что при
точной дозировке описанные ниже природные факторы повышают иммунитет и
работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций.
Теоретическое значение работы состоит в изучении физиологических механизмов
закалиавания.
Практическое значение работы определяется тем, что она обеспечивает
экспериментальное обоснование для разработки эффективных методов
пофилактики заболеваний. Результаты используются на практике [3].
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВЬЯ
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье.
Недаром в народе говорят: Здоровому все здорово! Об этой простой и мудрой
истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме
начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас
невозможного.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от
всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы
грезить о живой воде и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего
возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься
физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены -
словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
2.ГЛАВНОЕ - ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных
мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья,
повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Основные элементы здорового образа жизни - плодотворная трудовая
деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное
питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание.
На здоровье человека, как известно, оказывают влияние и биологические, и
социальные факторы, ведущую роль среди которых играет т р у д. Классики
марксизма-ленинизма подчеркивали, что труд - непременное и естественное
условие жизни, без которого ...не был бы возможен обмен веществ между
человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.
Говоря о привычке трудиться на общую пользу, В. И. Ленин определил труд как
потребность здорового организма.
Конституция нашей страны всем гражданам гарантирует право на труд, который
является необходимым условием развития, духовного совершенствования и
материального благополучия человека и его семьи. Труд дает человеку радость
творчества, самоутверждения, воспитывает в нем целеустремленность,
упорство, сознательное отношение к окружающему и др. Захватывающая работа
увлекает, доставляет истинное наслаждение, отодвигает усталость, является
прочной основой физического и психического здоровья.
Бесстрастная статистика утверждает: все долгожители - неутомимые труженики.
Максим Горький говорил, что его особенно восхищали те люди, которые
работали с великой страстью, задором, огоньком и ставили своей целью
освобождение всех сил человека для творчества. Движения, потребность в
которых обусловлена закономерностями роста организма, - непременное условие
нормального развития, укрепления здоровья, формирования правильной осанки и
овладения основными двигательными навыками. Еще древнегреческий философ
Плутарх назвал движения кладовой жизни. Без движения - жизнь только
летаргический сон, - подметил французский мыслитель и педагог Ж.Ж. Руссо.
Другой французский ученый Б. Паскаль утверждал: Всего невыносимей для
человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни
занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность,
несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту.
Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как
сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел,
которые требуют физических усилий, надежной закалки.
При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и
продолжительность активного и пассивного отдыха. В частности, определенное
время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе
систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется
здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство
бодрости, жизнерадостности.
Не секрет, что современное производство и условия жизни в значительной мере
снизили двигательную активность человека. По данным академика А. И. Берга,
в прошлом веке затрата мышечной энергии в производстве составляла 94%, а в
настоящее время всего лишь 1%.
Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека.
Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка,
физкультминутки, прогулки, туризм и призваны компенсировать двигательное
голодание, или, как говорят ученые, гиподинамию.
Испытанное средство укрепления и повышения работоспособности - оптимальный
двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и
спортом. Тренировки и оздоровительные занятия способствуют укреплению
здоровья и развитию физических способностей детей и молодежи, сохранению
жизненно важных навыков в среднем и зрелом возрасте, профилактике
неблагоприятных возрастных изменений у пожилых людей.
В нашей стране постоянно растет число поклонников оздоровительного бега,
ритмической гимнастики, лыжного, велосипедного и гиревого спорта, туризма,
других форм массовой физкультуры, однако их могло бы быть значительно
больше.
Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Она включает в себя
рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое
значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении
вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь
создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым
способствует укреплению здоровья и повышению производительности труда.
Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не
позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его
основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов
деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и
отдыха, регулярное питание. Особое внимание уделите полноценному сну -
основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно
тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил
организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
Непременное слагаемое здоровья - рациональное питание. Оно обеспечивает
человека энергией и веществами, из которых строится организм и которые
регулируют обменные процессы. Подсчитано, что за 70 лет жизни человек
съедает примерно 8 т хлебобулочных изделий, 11-12 т картофеля, 6-7 т мяса и
рыбы, 10-12 тыс. яиц и выпивает 10-14 тыс. литров молока! Причем на процесс
еды он тратит около 6 лет жизни!
Негативное влияние на организм оказывает как избыточное, так и
недостаточное питание. При чрезмерном питании в значительной мере
увеличивается масса тела, что может привести к ожирению, а в конечном счете
к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, диабету, нарушениям
обмена веществ и т. п. При недостаточном питании человек резко худеет,
ухудшается его самочувствие, падает работоспособность, снижается иммунитет.
Вот почему так важно соблюдать правила рационального, сбалансированного и
полноценного питания.
Отказ от вредных привычек (алкоголь, табак, наркотики) - также непременное
условие здорового образа жизни. В этих злостных разрушителях здоровья
кроется причина многих опасных заболеваний, резко сокращающих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|