Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
Министерство образования Российской Федерации
ГОУ ОГУ
Факультет Информационных Технологий
Кафедра ИСТ
Реферат
на тему: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
Выполнил:
Загоруй
А.С.
группа 02 – ИСТ
Проверила:
_________________
« » ___________2003г.
Оренбург.2003г.
Содержание
1. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими
упражнениями и спортом.
3 стр.
1.2 Самоконтроль.
4 стр.
2. Исследование и оценка физического развития. 7 стр.
2.1 Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки
физического развития.
12 стр.
3. Исследование и оценка функционального состояния. 14 стр.
4. . Контроль за физической подготовленностью. 17 стр.
5. . Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при
занятиях физическими упражнениями и спортом. 19 стр.
Список используемой литературы.
23 стр.
1. Диагностика и самодиагностика организма занятиях физическими
упражнениями и спортом.
Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и
системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими
упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье
человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма.
Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
К основным видам диагностики относят: врачебный контроль,
педагогический контроль и самоконтроль.
Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его
гармоничному развитию.
Врачебный контроль.
Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий
состояние здоровья, физического развития, функционального состояния
организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и
высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных
мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых
могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими
упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль
является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе
физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с
"Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".
Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:
регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими
упражнениями и спортом;
врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и
соревнований;
санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и
соревнований;
-санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и
спорта, здорового образа жизни;
профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
проведение комплексных и восстановительных мероприятий.
Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного
года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год,
а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.
Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние
здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем
организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.
Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение
занимающихся происходит на группы:
основную (без отклонений в состоянии здоровья);
подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и
подготовленностью);
специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения
физических нагрузок).
Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе
занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья
занимающихся.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии
занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с
целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в
системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по
физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет
по двум наиболее важным направлениям:
степень усвоения техники двигательных действий;
уровень развития физических качеств.
В системе контроля за усвоением техники двигательных действий
осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать
три вида проверок:
предварительную (контрольные нормативы);
текущую (отмечается в журнале);
итоговую (прием государственных тестов).
К методам педагогического контроля относятся:
анкетирование занимающихся;
анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;
педагогические наблюдения во время занятий;
регистрацию функциональных и других показателей;
тестирование различных сторон подготовки.
1.2 Самоконтроль.
Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма
в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий
эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит
из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета
субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания
тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей
(веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления,
динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и
даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение,
но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила
личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.
Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном
дневнике самоконтроля.
Субъективные показатели самоконтроля
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое
состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны
доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек
уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при
неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек
расстроен, растерян, подавлен.
Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического
состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое
самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии
функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической
нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости,
желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил),
неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли,
повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма,
проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы.
Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме
утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится
дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С
утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в
переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после
тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице
1.
Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности
организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет
решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий,
крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При
характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его
нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и
т.д.).
Таблица 1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими
упражнениями (по Н.Б. Танбиану)
|Признак |Степень утомляемости |
|усталости | |
| |небольшая |значительная |резкая (большая) |
|Окраска кожи |Небольшое |Значительное |Резкое покраснение или |
| |покраснение |покраснение |побледнение, синюшность |
| |Небольшая |Большая (плечевой |Очень большая (все |
|Потливость | |пояс) |туловище), появление |
| | | |соли на висках, на |
| | | |рубашке, майке |
|Движение |Быстрая походка |Неуверенный шаг, |Резкие покачивания, |
| | |покачивание |отставание при ходьбе, |
| | | |беге, в альпинистских |
| | | |походах |
|Внимание |Хорошее, |Неточность в |Замедленное выполнение |
| |безошибочное |выполнении команды, |команд, воспринимаются |
| |выполнение |ошибки при перемене |только громкие команды |
| |указаний |направлений | |
|Самочувствие |Никаких жалоб |Жалобы на усталость,|Жалобы на усталость, |
| | |боли в ногах, |боли в ногах, одышку, |
| | |одышку, сердцебиение|головную боль, "жжение" |
| | | |в груди, тошноту |
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими
упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в
энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив,
он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При
большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и
пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в
динамике работоспособность должна увеличиваться.
Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим
адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.
Объективные показатели самоконтроля.
Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых
доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы
и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового
нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в
пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота
пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с
ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или
лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего
производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится
сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует
пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим
показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после
нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление
ЧСС через 10-15 минут.
Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна,
то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего
занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.
Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и
глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту.
При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания
является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при
максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин
2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.
Вес. Для определения нормального веса используются различные весо -
ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.
Нормальный вес тела для людей ростом:
от 155 до 165 см = длина тела-100
165- 175 см = длина тела-105
175 и выше см = длина тела -110
Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это
давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает
наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастолическое давление
(мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на
протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.
Нормальные величины артериального давления (систолического и
диастолического) определяются по следующим формулам:
мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 +
0,1 х возраст + 0,15 х масса тела
женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела АДдиаст = 78
+ 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела
Ведение дневника самоконтроля.
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике
самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать
самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.
Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя,
приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно
заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки,
состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени
требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими
средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая
эффективность.
Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть
подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и
краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее
информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при
ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами
спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями
наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и
развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки,
плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных
сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также
показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими
упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в
оздоровительных целях.
Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо
периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом,
жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного
раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и
состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.
2. Исследование и оценка физического развития.
Физическое развитие - процесс изменения естественных
морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной
жизни.
Критерии физического развития - состояние основных форм и размеров
тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка,
состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма
грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.
Антропометрические показатели - это комплекс морфологических и
функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности
физического развития. Их разделяют на три группы:
соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма
позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развития
мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания;
соматометрические - длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра,
голени, предплечия и т.п.;
физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ),
мышечная сила рук, становая сила.
Соматоскопические показатели.
Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки,
живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-
двигательного аппарата и других параметров (показателей).
Кожа описывается как гладкая, чистая, влажная, сухая, упругая, вялая,
угристая, бледная, гиперемированная и др.
Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему
впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.
Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в
сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной
остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток
и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и
опущенной рукой.
Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной
плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических
состояниях позвоночника возможны искривления как в передне-заднем
направлении (кифоз, лордоз), так и в боковом (сколиоз).
Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она
от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса.
Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и
выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над
положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают
инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного
изгибов и длины позвоночника).
Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:
- расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от
бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;
- расположением надплечий на одном уровне;
- расположением обеих лопаток на одном уровне;
- равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно
опущенными руками;
- правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5
см в поясничном отделе и до 2 см — в шейном).
При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз и др.) происходит изменение
осанки. Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя
специализация (гимнастика, штанга и др.) ведут к расстройству функции
позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на
функции внутренних органов и работоспособности человека в целом.
Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную,
уплощенную и плоскую. Для плоской стопы характерно опущение свода. Развитие
плоскостопия сопровождается появлением при нагрузке неприятных, болезненных
ощущений в стопе и голеностопном суставе.
Страницы: 1, 2
|