рефераты скачать

МЕНЮ


Роль физической культуры

Роль физической культуры

Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-

технического прогресса.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры

современного общества представляет собой многогранное социальное явление,

оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев

населения.

В наш век – век значительных социальных, технических и физических

преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с

прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К

ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные

с овладением сложной современной техникой, а также стрессы

профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена

веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым

заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.

Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько

велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии

справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием

неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой,

которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации

организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество

в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической

культуры.

Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком,

на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в

быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ.

В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к

минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве,

автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит

двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным.

Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону

повышения работоспособности различных его органов и систем ( при наличии

регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при

отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация

и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного

общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что

кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей,

минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически

невозможно.

Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех

контингентах населения и требует поэтому использования в борьбе с ней всех

средств, форм и методов физической культуры и спорта.

Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом

является создание возможности удовлетворения естественных потребностей

человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой

в жизни физической дееспособности.

Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты

физической культуры нацелены на решение специфических функций частного

характера.

К ним следует отнести:

образовательные функции, которые выражаются в использовании

физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в

стране;

прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к

повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе

средствами профессионально-прикладной физической культуры;

спортивные функции, которые проявляются в достижении

максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых

возможностей человека;

реактивные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые

связаны с использованием физической культуры для организации

содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и

восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых

непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить

воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

В решении центральной задачи всестороннего гармонического

развития человека участвуют все функции физической культуры в своем

единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои

особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться

самостоятельно.

БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Эта часть физической культуры включена в систему общего

образования в качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих

разностороннюю физическую подготовку.

Важность и высокую значимость этого вида физической культуры

в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с

детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом

определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его

психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое

долголетие. Нельзя не вспомнить слова М.И.Калинина: «Почему же я поставил

физкультуру на одну линию с русским языком и математикой?

Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В

первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими

гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и

расстроенными желудками, нуждающихся в ежегодном лечении на

курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в

жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы

должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин».

Базовая физическая культура является основным звеном системы

физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой

жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая

занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.

Важнейшей формой базовой физической культуры является школьная,

представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач

физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки физкультуры

обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной

программой.

Кроме школьной формы физическая культура включает в себя и

другие виды организованных секционных или самостоятельных занятий,

способствующих общей физической подготовке.

В базовую физическую культуру частично входит и спорт, а именно

- в его массовых формах- в пределах 2-го спортивного разряда Единой

всесоюзной спортивной классификации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Профессионально-прикладная, или производственная, физическая

культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально

значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к

конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей

профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики.

Профессионально-прикладная физическая культура может как

предшествовать занятию профессиональным трудом и осуществлять в виде

организованного и целенаправленного процесса физического воспитания в ПТУ,

техникумах, вузах и других специальных учебных заведениях, так и

проводиться на предприятии в режиме рабочего дня (физкультпаузы,

производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время

(восстановительные мероприятия).

Научными исследованиями установлено, что высокий профессиональный

уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической

физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость

производственных показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно

занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше

утомляются к концу рабочей недели и рабочего дня, а следовательно,

производительность их труда намного выше.

Одной из разновидностей профессионально-прикладной физической

культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то,

что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии

не является профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и

сержантского состава после демобилизации возвращаются к своим гражданским

специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо

рассматривать как составную часть профессионально-прикладной физической

культуры.

Во-первых, подготовка к защите Отечества – одна из основных

задач физической культуры.

Во-вторых, служба в Вооруженных Силах – конституционная

обязанность каждого гражданина мужского пола.

В-третьих, физ.подготовка в армии и на флоте имеет особую

направленность, отражающую не только специфику Вооруженных Сил в целом,

призванных защищать страну от возможного нападения, включая атомную

агрессию, но и отдельных видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск,

ракетных, противовоздушной обороны и т.д., а овладение конкретной

воинской специальностью возможно только с помощью средств и методов

физической культуры.

Основная цель физической подготовки в Вооруженных силах –

достижение высокого уровня готовности личного состава в короткий срок и с

наибольшей эффективностью решение боевой задачи.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Этот вид физ. Культуры представляет собой комплекс мероприятий,

направленных на лечение или восстановление функциональных возможностей

организма человека в связи с заболеванием или временной потерей

работоспособности, вызванной значительным утомлением. Наиболее важной

частью этого вида является лечебная физкультура.

Лечебная физическая культура является лечебно-педагогическим

процессом, предусматривающим сознательное и активное выполнение больным

рекомендуемых физических упражнений и назначенных процедур. Она располагает

широким арсеналом средств и методов воздействия на организм, таких, как

лечебная гимнастика, гигиеническая гимнастика, плавание, разнообразные

двигательные режимы и др.Применение тех или иных средств и методов, их

дозировка научно обоснованы, а в ряде случаев – при особенно тяжелых

заболеваниях, как, например, инфаркт, - лечение осуществляется по

определенной научно разработанной программе.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.