Психологическая подготовка боксера
всегда детерминированы влиянием
внешней среды, в которой живет и действует человек, и взаимодействующей с
ней внутренней средой организма человека.[7]
Психическое состояние при многократном их возникновении могут
приобретать устойчивый характер и возобновляются при повторении тех же или
сходных условий жизни и деятельности, а также изменениях
15
внутренней среды организма, которыми они первично были вызваны.
Однако изменение этих условий, особенно резкое или внезапное , может
привести к столь же резкой смене психических состояний.
Опираясь на данные общей психологии и используя результаты
многочисленных исследований предстартовых состояний, волевой подготовки к
соревнованиям профессор
А.Ц.Пуни так сформулировал понимание состояния психической готовности к
соревнованию: ''Оно представляет собой сложные, целостные, проявления
личности , характеризующиеся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах,
стремлением активно бороться до конца за достижение намеченной цели,
оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью
помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным действующим
внешним и внутренним влияниям, способность произвольно управлять своими
действиями, мыслям, чувствами, всем поведением, адекватно возникающим и
бесконечно изменчивым ситуациям спортивной борьбы, и все это-в условиях
высшей степени напряженной,аффектирующей атмосфере соревнований.[14]
Если проанализировать эту лаконичную характеристику, то можно
обнаружить, что целостное проявление личности отличаются прежде всего
разнообразием выражения , которое зависит от типологических характерностей
спортсмена. Если несколько детализировать комплекс признаков составляющих
описанный выше синдром
состояния психической готовности к соревнованию, то можно сказать что в
него входят:
-все волевые качества при ведущей роли:
а) целеустремленности
б) выдержки
в) самообладания
16
г) самостоятельности:
-критичности и гибкости ума
-наблюдательности
- стенические эмоции при оптимальном уровне их выраженности
-полная сосредоточенность, и устойчивость внимания на процессе деятельности
-способность целесообразно регулировать свои чувства, мысли, действия и все
поведение на протяжении периода соревнований.
Как и всякое психическое состояние, состояние готовности к
соревнованию имеет сложную внутреннюю картинку. Это целая гамма
переживаний. Спортсмен находится в состоянии ожидания предстоящего
соревнования, перепятий спортивной борьбы, встречи со своими партнерами и
противниками, готовиться к вступлению в борьбу, предугадывает ее течение и
возможные результаты (этапные и конечные).В то же время эти переживания
характеризуются внешними проявлениями (поведение, действие) по которым ,
кстати говоря , можно
объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена.
Состояние психической готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма
сложную физиологическую основу, и как всякое психическое
состояние является временным , т.е. характеризуется той или иной
длительностью.
17
Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть общее
стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях.
Оно вызывается и закрепляется всем ходом воспитания и
обучения спортсменов в процессе тренировки. Это стремление еще специально
формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому
конкретному соревнованию, т.к. известно ,что участие в любом соревновании
для любого спортсмена ,есть столкновение двух неповторимых составляющих:
неповторимости условий соревнований с неповторимой индивидуальностью
спортсмена.[20]
Диагностику состояния психической готовности к соревнованию следует
рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта
.Эта проблема находится в самой начальной стадии разработки.
При диагностике состояния психической готовности к соревнованию
следует ориентироваться на признаки , входящие в синдром этого состояния ,и
следовательно использовать определенный комплекс диагностических методов .В
такой комплекс следует включить:
1)пробы которые могут быть использованы без учета специфики каждого вида
спорта.
2)пробы специальные ,т.е. отражающие специфику бокса .
Диагностика этого состояния связанна с соблюдением ряда условий , во-
первых, необходимо чтобы диагностические пробы стали привычными для
спортсмена , чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов
упражняемости; во-вторых, показатели характеризующие каждый признак ,
должны быть типизированы , и в тоже время персонализированы.
18
В существующей практике диагностики состояния психической готовности к
соревнованию используются следующие методы.
Для определения трезвой уверенности в своих
силах : ассоциативный эксперимент(Л.П. Радченко), тесты для установления
уровня притязаний и самооценки (Е.Генова,Л.П.Радченко), теппинг тест с
установкой на максимальный темп (Ю.Я.Кисилев ) .Для исследования уровня
эмоционального возбуждения :
1) треморометрия (Ю.Я.Кисилев)
2) реакция на время (В.Н.Петрович)
3) теппинг- тест в модификации-“спокойно”,”быстро”,
“максимально быстро”(Ю.Я.Кисилев)
Для определения помехоустойчивости:тесты Бурдени –Анфимовича в
различных модификациях с усложнениями, с введением эмоционально
возбуждающих или неожиданных внешних помех.(Е.Герон, Г.Д.Горбунов)
Для выяснения возможности произвольной регуляции двигательных действий:
теппинг тест с установками “максимально быстро-вдвое медленее” , “спокойно-
вдвое быстрее”, или “медленно”(Ю.Я.Кисилев),этот же тест в следующей
модификации “ в удобном темпе-замедленно” , “в удобном темпе-максимально
быстро”, “в удобном темпе”.[10]
Целесообразно уточнить, что если в определении и анализе психической
готовности к соревнованию,в диагностике пробелов в этом состоянии, в
выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и
психолога принадлежит психологу ,то когда речь идет о путях и средствах
психологической подготовки к соревнованию ,о путях и средствах
преодоления
19
пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение
занимает тренер.[11]
1.4 Воспитание воли боксера
Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять
своими действиями, которыми психическими процессами (мыслями, чувствами,
вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением
трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на
достижение сознательно поставленной цели.
Воспитание воли боксера –одна из центральных, узловых проблем
современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки боксера-
научить его максимально
мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим
эмоциональным состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества,
необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях.
Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и
воспитания.
Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во-
первых, вырабатывать у занимающихся активные , положительные мотивы во
время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию
воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к
максимальной мобилизации волевых усилий и , во-вторых правильно подбирать
задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач
подготовки.
Следует убеждать боксеров, что даже самый средний боксер, не
обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно владеющий
техникой и тактикой бокса,
20
сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и
систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории бокса
очень много.
Выработав серьезное отношение и интерес к боксу, следует развивать у
боксера стремление к самовоспитанию воли.
Боксера необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха на
ринге нужно научиться управлять своим настроением и чувствами, самокритично
относится к поражениям на ринге , в недостатках в технике и тактике не
обвинять тренера , судей и окружающих.
Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом
деятельности боксера , и стимулом для совершенствования качеств воли.
Методика воспитания у боксеров волевых качеств предусматривает
постепенное увеличение степени трудностей , которые должны преодолеваться
спортсменами во время тренировки и выступлений.
Для того чтобы стимулировать волевые усилия боксера на преодоление все
возрастающих трудностей , в тренировке применяется ряд методов
психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только
стимулирует волевые качества боксера , но и вырабатывает у боксеров
соответствующие установки , создает такие оптимальные состояния , которые
способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху.
Их можно разделить на 2 группы : методы словесного и методы смешанного
воздействия .
К методам словесного воздействия относятся:
разъяснения ,убеждения ,одобрения , похвала , требования,
приказ , примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов , критика
и др.
21
К методам смешанного воздействия относятся:
поощрения , награждения , одобрения , наказание , срочная информация о
результатах действия , специальные упражнения для самонастройки ,
упражнения для отвлечения от неприятных мыслей .
Эффективность методов словесного воздействия , зависит во многом от
авторитета тренера , его умения подобрать нужные слова и примеры,
оказывающие на них,эмоциональное влияние ,логичности и образности речи
правильности замечаний.
Применяя методы смешанного воздействия , тренер, помимо слов использует
наглядный показ , отзывы других людей , различные упражнения и прочее. Он
может
поощрить спортсменов , похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о
соревнованиях в печати.
Воспитывая волевые качества боксеров , необходимо стремиться к тому ,
чтобы все они формировались не только в бою , на ринге , и тренировки , а
проявлялись в жизни , в быту , труде и поведении, т. е. стали чертами
характера спортсмена.
Умение тренера заставлять , побуждать боксера постоянно преодолевать
трудности тренировки , быть дисциплинированным , твердо выполнять режим и
распорядок дня , играет огромную роль в волевой подготовке боксеров.
Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств у боксеров-
то не эпизодическая работа тренера , которую он проводит перед
соревнованием , а постоянный кропотливый труд , требующий от него большой
затраты сил , времени, упорства и энтузиазма в течении всей многолетней
подготовки спортсменов.[23]
22
Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров
Психологическая подготовка боксеров должна включать средства и методы
формирования у них сознательно регулировать свои эмоциональные состояния в
связи с условиями соревнований.
Задача данной главы является показать научно обоснованные и разработанные
приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с
помощью специальных упражнений , приемов , которыми должны быть обучены
спортсмены в процессе психологической подготовки.
2.1 Организация работы психолога
Психолог , начинающий работать с командой боксеров , нередко сталкивается
с рядом трудностей . Они возникают из-за того , что психолог , правило , не
может присутствовать в команде на всем протяжении подготовки спортсменов.
Однако , если он работает с ними достаточно долго , ему очень непросто
увязать свою деятельность с ежедневным тренировочным процессом , сделать
свою работу его органической составной частью.
Настоящим и серьезным помощником психолога должен стать тренер,
непосредственно работающий в команде. Тренер – это педагог , который
помогает спортсменам осваивать , закреплять и совершенствовать основы
спортивного мастерства , и воспитатель , а значит , не может не быть
психологом.
23
Он должен систематически , целенаправленно руководить психологической
подготовкой спортсменов , последовательно воспитывать у них умения
контролировать
себя , применять индивидуально значимые методы само регуляции психического
состояния , вводить в особое психическое состояние , в котором наиболее
полно реализуют физические и технические возможности .
Поэтому главная задача профессионального психолога –быть нужным в первую
очередь тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической
подготовки спортсменов , выполнять ту работу , которую сам тренер выполнить
не может (например провести коррекцию
неудовлетворительных психических состояний , последовательно , с
методически четких позиций , воспитывать у отдельных спортсменов
способность к самоконтролю и само регуляции , оперативно настраивать их на
выполнение конкретной деятельности , разрабатывать, апробировать и внедрять
перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров и врачей
команды).
Вся эта работа должна носить комплексный характер. Очень важно , чтобы
тренер и врач понимали конкретные назначения всех мероприятий , выполняемых
или планируемых психологом и активно участвовали в них . Кроме того ,
необходимо систематически подводить итоги этой совместной деятельности и
намечать новые цели и задачи.
Выделим этапы вхождения психолога в команду боксеров:
1. Разъяснительная беседа со старшим тренером.
В этой беседе излагаются основные задачи психорегуляции и рассматриваются
плановые варианты подготовки команды и отдельных спортсменов.
24
2. Беседы с тренерским составом о важности психорегуляции , а также об
основных приемах работы и ожидаемых результатах
В беседе с тренерами намечаются спортсмены которых тренеры выделяют для
перспективной подготовки и которые нуждаются в оперативной психорегуляции.
Согласуется форма беседы тренера со спортсменами о важности и необходимости
мероприятий по психорегуляции. Этот момент играет чрезвычайно серьезную
роль , т. к. тренер изначально должен задать правильный тон всей работе ,
показать свою заинтересованность в ней , и настроить спортсменов на то ,
что проводимые мероприятия имеют большое значение для них.
2. Беседа тренеров со спортсменами о пользе и необходимости психорегуляции.
В процессе беседы тренера должны очень авторитетно подтвердить
значимость всех планируемых мероприятий и постараться каждому спортсмену
показать перспективу и конкретную пользу занятий по психорегуляции .
3. Короткая лекция психолога о значении психорегуляции.
Внимание спортсменов следует сконцентрировать на важность обучения методам
саморегуляции , подчеркнув что , гетерорегуляция нужна на первом этапе ,
когда ауто регуляция не получается . Необходимо сказать о доминирующей роли
самого спортсмена , о том , что функции психолога сводятся только к
консультации и разумным подсказкам.
4. Специальная беседа с лицами , нуждающимися в психорегуляции.
В этой беседе необходимо выявить индивидуальные особенности каждого
спортсмена , чтобы учитывать их в дальнейшем , в ходе психорегулирующих
мероприятий .
25
Психолог должен ежедневно реализовывать большую программу своей
деятельности . Работа должна быть четко спланирована.
В работе психолога можно выделить несколько конкретных разделов
1. Занятия по обучению спортсменов самоконтролю нервно-эмоционального
напряжения , работоспособности и состояния нервно мышечного аппарата .
В содержание занятий входит оценка своего состояния по параметрам
работоспособности и нервно-эмоционального напряжения . Каждый спортсмен
должен уметь оценивать состояние своего организма и на основании правильной
самооценки готовиться к тренировкам и соревнованиям.
2. Обучение спортсменов навыкам произвольной релаксации и мобилизации.
Мероприятия по обучению этим навыкам сочетаются обычно c теоретическими
занятиями , когда спортсменам поясняют психофизиологический смысл
формируемых состояний , механизмы возникновения тех или иных ощущений ,
анализируют ошибки и рассматривают варианты их устранения с помощью средств
саморегуляции.
3. Непосредственные обучения самоконтролю и саморегуляции.
Этот раздел работы состоит из двух этапов . На первом этапе спортсмены
выполняют все необходимые для паузы психорегуляции (физические упражнения
исключаются).
Психолог лишь подает команды , выделяя периоды расслабления , переходную
стадию и стадию идеомоторной тренировки.
Внимательно наблюдая за позами спортсменов , фиксируя мелкие движения с
целью коррекции позы , (поддергивание век ) он составляет представление о
том , насколько успешно происходит расслабление.
В процессе опроса спортсменов выясняется, какие неудобства они
испытывали , что им мешало .На втором.
26
этапе с помощью средств гетерорегуляции отрабатываются элементы релаксации
4. Работа над формированием образа психического состояния , значимого для
наиболее полной реализации физических и тактических возможностей
спортсмена.
Главное внимание должно обращаться на формирование ощущений , которые
являются составными компонентами образа , а также умение их поэлементно
тренировать , а затем интегрировать. Выработав у спортсменов умение
создавать ощущение ''свободной от мыслей'' головы, надо научить его
вызывать эти же ощущения и во время тренировочного занятия , фиксируя их и
постоянно удлиняя во времени.
5. Организация и контроль проведения пауз психорегуляции.
Пауза позволяет решать многие вопросы психологической подготовки
спортсменов в те периоды, когда в комманде нет психолога , а тренер и
врач не могут его заменить . Основной акцент делается на самоподготовку
спортсменов.
6. Индивидуальная работа со спортсменами , нуждающимися в гетерорегуляции.
В этом разделе работы наиболее полно реализуются задачи конкретной
психологической настройки на предстоящую деятельность , а также
закрепления и автоматизации элементов спорт деятельности.
7. Индивидуальная работа с тренерами по определению программы и плана их
работы со спортсменами.
Важно, чтобы совместная деятельность обоих специалистов носила
целенаправленный и плановый характер. Тренер должен усвоить истину, что
главный психолог в команде – он сам.
8. Специальная психологическая подготовка тренера.
Во всех случаях, когда контакт тренера со спортсменом неизбежен
(выполняет ли он секундирование , дает ли
27
полезные советы перед боем ) им передаются его эмоции и настроения
бойцу. Волнующийся тренер способен ''заразить'' волнением спортсменов
так же , как и его спокойствие и уверенность могут придать спортсменам
дополнительные силы и волю к победе.
Поэтому с тренерами необходимо проводить так же специальную
психологическую подготовку, которая направлена на становление
необходимых психических функций.
9. Прочие виды работ .
В этом раздел входят дополнительные мероприятия , проводимые психологом
в команде : текущее обследование спортсменов , составление
индивидуальной тактики психорегуляции, обработка полученных данных и
т.п. [5]
На основе принципов комплексной психорегуляции сложилась
определенная система последовательного обучения спортсменов
саморегуляции , условно названная психодидактикой .
Под психодидактикой понимается сочетание использованных средств и
методов психорегуляции , направленных на поэтапное совершенствование
процессов самоконтроля и саморегуляции.
На первом этапе предусматривается использование различных средств и
методов гетерорегуляции с целью создания у спортсменов представления о
том , что он должен достигнуть самостоятельно . Важно формировать в
сознании спортсмена условно рефлекторные связи между словами и
ощущениями тяжести тела , прохлады, легкого тела , ясной (“пустой”)
головы и т.п.
В этот период используются различные аппаратурные и вербальные
средства гетерорегуляции. Роль спортсмена в основном пассивная : все
ощущения ему создают , а он лишь фиксирует их в памяти.
28
На втором этапе спортсмен уже сам должен учиться формировать ощущения.
Процесс саморегуляции ведется с помощью вспомогательных средств и без
них. Здесь важно найти “ключ к себе” ,т.е. конкретный технический прием,
конкретное средство
самовоздействия , с помощью которого можно будет добиться необходимой
стадии расслабления , или наоборот , мобилизации. На третьем этапе
отработанная, индивидуально значимая система саморегуляции
автоматизируется.
Важно что на уровне представлений эти реакции настолько отработанны
, что могут реализовываться практически мгновенно .
Человек при этом может даже полностью не осознавать
нового ощущения , но оно уже способно включать комплекс полезных и
рациональных защитных психофизиологических механизмов . Например , у
боксера появляется чувство боли в боку , по механизму самоприказа
немедленно формируется защитная реакция в виде локального ощущения тепла
или срабатывает так называемая реакция самоанестезии , , когда спортсмен
как бы не замечает боли . Без этого, было бы необходимо просто терпеть ,
что намного нерациональнее. Другой пример : когда во время ведения боя
появляется чувство усталости и начинает нарастать влияние комплекса
факторов лежащих в основе утомления , также рациональнее вместо настройки
на терпение получить самоприказ : “Я ничего не чувствую “ или “ тело легкое
, невесомое, нет никаких мыслей “.
На третьем этапе идет систематическая тренировка степени доминирования
конкретных состояний , которые уже сформированы и имеют конкретное
выражение . Третий этап еще до конца не разработан в методическом плане .
29
Спортсмен на этом этапе может сравниться с актером , который выучил роль ,
сыграл в первых спектаклях , но
продолжает совершенствовать образ , который он
создает.[19]
Главное в систематическом сотрудничестве психолога и тренера –
подготовка спортсмена к конкретным соревнованиям .
30
2.2 Оценка психологических показателей тренированности боксеров
К психологическим показателям тренированности боксеров относят различного
рода данные о сенсомоторных, перцептивных , мнемических , эмоциональных и
других психических функциях отражающих уровень тренированности спортсменов.
В боксе оценке психологических показателей тренированности уделялось и
уделяется большое внимание. Прежде всего внимание заостряется на оценке
двигательных реакций боксеров , поскольку реакции эти тесно связанны с
уровнем тренированности .Двигательные реакции бывают простые , сложные и
антиципирующие . Простые реакции в меньшей степени отражают уровень
тренированности , поскольку в чистом виде в боксе почти не встречаются .
В последнее время для определения специфических реакций использовалась
аппаратура , позволяющая моделировать условия характерные для деятельности
боксеров . В частности , в качестве определенного раздражителя используется
не простое зажигание лампочки, а определенные позы боксеров (боевая стойка
, нанесение удара правой в голову), которые высвечиваются на специальных
диапозитивах . Испытуемый должен реагировать определенным действием (или
бездействием) на ту или иную позу изображенную на диапозитиве.
Чувство времени у боксеров можно определить с помощью декатронного
миллисекундомера. Испытуемому предлагается несколько раз остановить стрелку
или заряд секундомера на определенной точке , а затем повторить все это ,
но уже без зрительного контроля.
31
Учитывается величина ошибки и количество преждевременных и запаздывающих
реакций .
Для оценки психических состояний , и в частности эмоционального состояния ,
чаще всего используется треморометрия и измерение электрокожного
сопротивления.(ЭКС)
Методика треморометрии основывается на регистрации непроизвольного
дрожания рук или пальцев (тремор). Приборами для измерения тремора служат-
тремометры самых разных конструкций . Наиболее подходящим для оценки
психического состояния боксеров
Треморометрия и измерение ЭКС оказались особенно информативными при
исследовании предстартового состояния боксеров .Все описанные выше методы
оценки психического состояния спортсменов достаточно просты и надежны , не
требуют много времени и несомненно найдут широкое применение в практике
бокса .
К оценке психических показателей следует подходить особенно внимательно ,
поскольку они весьма вариативны и во многом определяются индивидуальными
особенностями человека. Оценка этих показателей требует в каждом конкретном
случае специального сравнительного анализа , на основании которого и
определяется диагностическая ценность теста, и осуществляется интерпритация
данных полученых с его помощью.[18]
32
Выводы
1)Спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов- высокого
развития большого комплекса психических процессов и состояний, для
достижения успеха в соревнованиях.
2) Все психические состояния и процессы в спортивной деятельности играют
особо важную роль и должны учитываться в работе по психологической
подготовке боксера перед подготовкой к соревнованию.
3) Роль психорегуляции в круглогодичной тренировке доказана
необходимостью мобилизации психических процессов, необходимых для
достижения успеха в соревнованиях. Однако психорегуляция должна протекать
не стихийно механически подчиняя себе и часто искажая поведение спортсмена
, а под строгим контролем его сознания .
33
Список используемой литературы
1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Физкультура и спорт ,1979. С
.18-20
2. Бокс : Учебник для институтов физической культуры.
/Под редакцией Дягтерева А.К. М.: Физкультура и спорт,1979 С.40.
3. Бокс : Ежегодный справочник для тренеров. М. : Физкультура и спорт,1970.
,4 выпуск.С.11.
4. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности .
изд.: Психология в спорте.Омск. 1998.С.13-15.
5. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера. М.: Физкультура и
спорт. 1967.С.44.62.
6. Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. М.:
Физкультура и спорт .1984 С.84-85.
7. Волынкина Г.Ю., СувороваН.Ф. Нейрофизиологическая структура
эмоциональных состояний человека. изд.: Ленинград. 1981. С.82-84.
8. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.
М.: Физкультура и спорт. 1981.С.48,56.
9. Градополов К.В. Бокс :Учебник для институтов физической культуры. М.:
Физкультура и спорт .1965. С.89,115.
10.Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности
спортсмена. М.: Физкультура и спорт .1971. С.148-150
34
11.Джероян Г.Ф., Худадов Н.А. Предсоревновательная подготовка боксера. М.:
Физкультура и спорт.1971. С.154,167.
12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Физкультура и
спорт,1987. 320 с.
13. Кретти Б. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и
спорт,1978. С.11-12.
14. Лаптев Л.А., Лавров П.И., Левитан П.К. Управление тренированностью
боксеров. М.: Физкультура и спорт.1973. С.15-117.
15. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Физкультура и спорт.1964.
С.64,84.
16. Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. М.: Физкультура и
спорт .1990. С.64,89.
17. Никифоров Ю.Б., Викторов И.Б. Построение и планирование тренировки в
боксе. М.: Физкультура и спорт. 1978.С.224.
18. Палайма Ю.Ю. Опыт измерения относительной силы мотива в спорте. М.:
Физкультура и спорт .1966 С.13.
19. Психология : Учебник для институтов физической культуры/ Под редакцией
Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт 1979. С.66,85.
20. Психология и современный спорт: сборник научных статей психологии
спорта социалистических стран. М.: Физкультура и спорт 1973. 210с.
21. Романенко М.И. Молодому боксеру. М.: Физкультура и спорт 1968. С.58.
22. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксеров .М.: Физкультура и
спорт 1968.С.58.
Страницы: 1, 2
|