рефераты скачать

МЕНЮ


Психологическая подготовка боксера

всегда детерминированы влиянием

внешней среды, в которой живет и действует человек, и взаимодействующей с

ней внутренней средой организма человека.[7]

Психическое состояние при многократном их возникновении могут

приобретать устойчивый характер и возобновляются при повторении тех же или

сходных условий жизни и деятельности, а также изменениях

15

внутренней среды организма, которыми они первично были вызваны.

Однако изменение этих условий, особенно резкое или внезапное , может

привести к столь же резкой смене психических состояний.

Опираясь на данные общей психологии и используя результаты

многочисленных исследований предстартовых состояний, волевой подготовки к

соревнованиям профессор

А.Ц.Пуни так сформулировал понимание состояния психической готовности к

соревнованию: ''Оно представляет собой сложные, целостные, проявления

личности , характеризующиеся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах,

стремлением активно бороться до конца за достижение намеченной цели,

оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью

помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным действующим

внешним и внутренним влияниям, способность произвольно управлять своими

действиями, мыслям, чувствами, всем поведением, адекватно возникающим и

бесконечно изменчивым ситуациям спортивной борьбы, и все это-в условиях

высшей степени напряженной,аффектирующей атмосфере соревнований.[14]

Если проанализировать эту лаконичную характеристику, то можно

обнаружить, что целостное проявление личности отличаются прежде всего

разнообразием выражения , которое зависит от типологических характерностей

спортсмена. Если несколько детализировать комплекс признаков составляющих

описанный выше синдром

состояния психической готовности к соревнованию, то можно сказать что в

него входят:

-все волевые качества при ведущей роли:

а) целеустремленности

б) выдержки

в) самообладания

16

г) самостоятельности:

-критичности и гибкости ума

-наблюдательности

- стенические эмоции при оптимальном уровне их выраженности

-полная сосредоточенность, и устойчивость внимания на процессе деятельности

-способность целесообразно регулировать свои чувства, мысли, действия и все

поведение на протяжении периода соревнований.

Как и всякое психическое состояние, состояние готовности к

соревнованию имеет сложную внутреннюю картинку. Это целая гамма

переживаний. Спортсмен находится в состоянии ожидания предстоящего

соревнования, перепятий спортивной борьбы, встречи со своими партнерами и

противниками, готовиться к вступлению в борьбу, предугадывает ее течение и

возможные результаты (этапные и конечные).В то же время эти переживания

характеризуются внешними проявлениями (поведение, действие) по которым ,

кстати говоря , можно

объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена.

Состояние психической готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма

сложную физиологическую основу, и как всякое психическое

состояние является временным , т.е. характеризуется той или иной

длительностью.

17

Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть общее

стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях.

Оно вызывается и закрепляется всем ходом воспитания и

обучения спортсменов в процессе тренировки. Это стремление еще специально

формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому

конкретному соревнованию, т.к. известно ,что участие в любом соревновании

для любого спортсмена ,есть столкновение двух неповторимых составляющих:

неповторимости условий соревнований с неповторимой индивидуальностью

спортсмена.[20]

Диагностику состояния психической готовности к соревнованию следует

рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта

.Эта проблема находится в самой начальной стадии разработки.

При диагностике состояния психической готовности к соревнованию

следует ориентироваться на признаки , входящие в синдром этого состояния ,и

следовательно использовать определенный комплекс диагностических методов .В

такой комплекс следует включить:

1)пробы которые могут быть использованы без учета специфики каждого вида

спорта.

2)пробы специальные ,т.е. отражающие специфику бокса .

Диагностика этого состояния связанна с соблюдением ряда условий , во-

первых, необходимо чтобы диагностические пробы стали привычными для

спортсмена , чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов

упражняемости; во-вторых, показатели характеризующие каждый признак ,

должны быть типизированы , и в тоже время персонализированы.

18

В существующей практике диагностики состояния психической готовности к

соревнованию используются следующие методы.

Для определения трезвой уверенности в своих

силах : ассоциативный эксперимент(Л.П. Радченко), тесты для установления

уровня притязаний и самооценки (Е.Генова,Л.П.Радченко), теппинг тест с

установкой на максимальный темп (Ю.Я.Кисилев ) .Для исследования уровня

эмоционального возбуждения :

1) треморометрия (Ю.Я.Кисилев)

2) реакция на время (В.Н.Петрович)

3) теппинг- тест в модификации-“спокойно”,”быстро”,

“максимально быстро”(Ю.Я.Кисилев)

Для определения помехоустойчивости:тесты Бурдени –Анфимовича в

различных модификациях с усложнениями, с введением эмоционально

возбуждающих или неожиданных внешних помех.(Е.Герон, Г.Д.Горбунов)

Для выяснения возможности произвольной регуляции двигательных действий:

теппинг тест с установками “максимально быстро-вдвое медленее” , “спокойно-

вдвое быстрее”, или “медленно”(Ю.Я.Кисилев),этот же тест в следующей

модификации “ в удобном темпе-замедленно” , “в удобном темпе-максимально

быстро”, “в удобном темпе”.[10]

Целесообразно уточнить, что если в определении и анализе психической

готовности к соревнованию,в диагностике пробелов в этом состоянии, в

выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и

психолога принадлежит психологу ,то когда речь идет о путях и средствах

психологической подготовки к соревнованию ,о путях и средствах

преодоления

19

пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение

занимает тренер.[11]

1.4 Воспитание воли боксера

Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять

своими действиями, которыми психическими процессами (мыслями, чувствами,

вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением

трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на

достижение сознательно поставленной цели.

Воспитание воли боксера –одна из центральных, узловых проблем

современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки боксера-

научить его максимально

мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим

эмоциональным состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества,

необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях.

Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и

воспитания.

Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во-

первых, вырабатывать у занимающихся активные , положительные мотивы во

время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию

воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к

максимальной мобилизации волевых усилий и , во-вторых правильно подбирать

задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач

подготовки.

Следует убеждать боксеров, что даже самый средний боксер, не

обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно владеющий

техникой и тактикой бокса,

20

сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и

систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории бокса

очень много.

Выработав серьезное отношение и интерес к боксу, следует развивать у

боксера стремление к самовоспитанию воли.

Боксера необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха на

ринге нужно научиться управлять своим настроением и чувствами, самокритично

относится к поражениям на ринге , в недостатках в технике и тактике не

обвинять тренера , судей и окружающих.

Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом

деятельности боксера , и стимулом для совершенствования качеств воли.

Методика воспитания у боксеров волевых качеств предусматривает

постепенное увеличение степени трудностей , которые должны преодолеваться

спортсменами во время тренировки и выступлений.

Для того чтобы стимулировать волевые усилия боксера на преодоление все

возрастающих трудностей , в тренировке применяется ряд методов

психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только

стимулирует волевые качества боксера , но и вырабатывает у боксеров

соответствующие установки , создает такие оптимальные состояния , которые

способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху.

Их можно разделить на 2 группы : методы словесного и методы смешанного

воздействия .

К методам словесного воздействия относятся:

разъяснения ,убеждения ,одобрения , похвала , требования,

приказ , примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов , критика

и др.

21

К методам смешанного воздействия относятся:

поощрения , награждения , одобрения , наказание , срочная информация о

результатах действия , специальные упражнения для самонастройки ,

упражнения для отвлечения от неприятных мыслей .

Эффективность методов словесного воздействия , зависит во многом от

авторитета тренера , его умения подобрать нужные слова и примеры,

оказывающие на них,эмоциональное влияние ,логичности и образности речи

правильности замечаний.

Применяя методы смешанного воздействия , тренер, помимо слов использует

наглядный показ , отзывы других людей , различные упражнения и прочее. Он

может

поощрить спортсменов , похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о

соревнованиях в печати.

Воспитывая волевые качества боксеров , необходимо стремиться к тому ,

чтобы все они формировались не только в бою , на ринге , и тренировки , а

проявлялись в жизни , в быту , труде и поведении, т. е. стали чертами

характера спортсмена.

Умение тренера заставлять , побуждать боксера постоянно преодолевать

трудности тренировки , быть дисциплинированным , твердо выполнять режим и

распорядок дня , играет огромную роль в волевой подготовке боксеров.

Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств у боксеров-

то не эпизодическая работа тренера , которую он проводит перед

соревнованием , а постоянный кропотливый труд , требующий от него большой

затраты сил , времени, упорства и энтузиазма в течении всей многолетней

подготовки спортсменов.[23]

22

Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров

Психологическая подготовка боксеров должна включать средства и методы

формирования у них сознательно регулировать свои эмоциональные состояния в

связи с условиями соревнований.

Задача данной главы является показать научно обоснованные и разработанные

приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с

помощью специальных упражнений , приемов , которыми должны быть обучены

спортсмены в процессе психологической подготовки.

2.1 Организация работы психолога

Психолог , начинающий работать с командой боксеров , нередко сталкивается

с рядом трудностей . Они возникают из-за того , что психолог , правило , не

может присутствовать в команде на всем протяжении подготовки спортсменов.

Однако , если он работает с ними достаточно долго , ему очень непросто

увязать свою деятельность с ежедневным тренировочным процессом , сделать

свою работу его органической составной частью.

Настоящим и серьезным помощником психолога должен стать тренер,

непосредственно работающий в команде. Тренер – это педагог , который

помогает спортсменам осваивать , закреплять и совершенствовать основы

спортивного мастерства , и воспитатель , а значит , не может не быть

психологом.

23

Он должен систематически , целенаправленно руководить психологической

подготовкой спортсменов , последовательно воспитывать у них умения

контролировать

себя , применять индивидуально значимые методы само регуляции психического

состояния , вводить в особое психическое состояние , в котором наиболее

полно реализуют физические и технические возможности .

Поэтому главная задача профессионального психолога –быть нужным в первую

очередь тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической

подготовки спортсменов , выполнять ту работу , которую сам тренер выполнить

не может (например провести коррекцию

неудовлетворительных психических состояний , последовательно , с

методически четких позиций , воспитывать у отдельных спортсменов

способность к самоконтролю и само регуляции , оперативно настраивать их на

выполнение конкретной деятельности , разрабатывать, апробировать и внедрять

перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров и врачей

команды).

Вся эта работа должна носить комплексный характер. Очень важно , чтобы

тренер и врач понимали конкретные назначения всех мероприятий , выполняемых

или планируемых психологом и активно участвовали в них . Кроме того ,

необходимо систематически подводить итоги этой совместной деятельности и

намечать новые цели и задачи.

Выделим этапы вхождения психолога в команду боксеров:

1. Разъяснительная беседа со старшим тренером.

В этой беседе излагаются основные задачи психорегуляции и рассматриваются

плановые варианты подготовки команды и отдельных спортсменов.

24

2. Беседы с тренерским составом о важности психорегуляции , а также об

основных приемах работы и ожидаемых результатах

В беседе с тренерами намечаются спортсмены которых тренеры выделяют для

перспективной подготовки и которые нуждаются в оперативной психорегуляции.

Согласуется форма беседы тренера со спортсменами о важности и необходимости

мероприятий по психорегуляции. Этот момент играет чрезвычайно серьезную

роль , т. к. тренер изначально должен задать правильный тон всей работе ,

показать свою заинтересованность в ней , и настроить спортсменов на то ,

что проводимые мероприятия имеют большое значение для них.

2. Беседа тренеров со спортсменами о пользе и необходимости психорегуляции.

В процессе беседы тренера должны очень авторитетно подтвердить

значимость всех планируемых мероприятий и постараться каждому спортсмену

показать перспективу и конкретную пользу занятий по психорегуляции .

3. Короткая лекция психолога о значении психорегуляции.

Внимание спортсменов следует сконцентрировать на важность обучения методам

саморегуляции , подчеркнув что , гетерорегуляция нужна на первом этапе ,

когда ауто регуляция не получается . Необходимо сказать о доминирующей роли

самого спортсмена , о том , что функции психолога сводятся только к

консультации и разумным подсказкам.

4. Специальная беседа с лицами , нуждающимися в психорегуляции.

В этой беседе необходимо выявить индивидуальные особенности каждого

спортсмена , чтобы учитывать их в дальнейшем , в ходе психорегулирующих

мероприятий .

25

Психолог должен ежедневно реализовывать большую программу своей

деятельности . Работа должна быть четко спланирована.

В работе психолога можно выделить несколько конкретных разделов

1. Занятия по обучению спортсменов самоконтролю нервно-эмоционального

напряжения , работоспособности и состояния нервно мышечного аппарата .

В содержание занятий входит оценка своего состояния по параметрам

работоспособности и нервно-эмоционального напряжения . Каждый спортсмен

должен уметь оценивать состояние своего организма и на основании правильной

самооценки готовиться к тренировкам и соревнованиям.

2. Обучение спортсменов навыкам произвольной релаксации и мобилизации.

Мероприятия по обучению этим навыкам сочетаются обычно c теоретическими

занятиями , когда спортсменам поясняют психофизиологический смысл

формируемых состояний , механизмы возникновения тех или иных ощущений ,

анализируют ошибки и рассматривают варианты их устранения с помощью средств

саморегуляции.

3. Непосредственные обучения самоконтролю и саморегуляции.

Этот раздел работы состоит из двух этапов . На первом этапе спортсмены

выполняют все необходимые для паузы психорегуляции (физические упражнения

исключаются).

Психолог лишь подает команды , выделяя периоды расслабления , переходную

стадию и стадию идеомоторной тренировки.

Внимательно наблюдая за позами спортсменов , фиксируя мелкие движения с

целью коррекции позы , (поддергивание век ) он составляет представление о

том , насколько успешно происходит расслабление.

В процессе опроса спортсменов выясняется, какие неудобства они

испытывали , что им мешало .На втором.

26

этапе с помощью средств гетерорегуляции отрабатываются элементы релаксации

4. Работа над формированием образа психического состояния , значимого для

наиболее полной реализации физических и тактических возможностей

спортсмена.

Главное внимание должно обращаться на формирование ощущений , которые

являются составными компонентами образа , а также умение их поэлементно

тренировать , а затем интегрировать. Выработав у спортсменов умение

создавать ощущение ''свободной от мыслей'' головы, надо научить его

вызывать эти же ощущения и во время тренировочного занятия , фиксируя их и

постоянно удлиняя во времени.

5. Организация и контроль проведения пауз психорегуляции.

Пауза позволяет решать многие вопросы психологической подготовки

спортсменов в те периоды, когда в комманде нет психолога , а тренер и

врач не могут его заменить . Основной акцент делается на самоподготовку

спортсменов.

6. Индивидуальная работа со спортсменами , нуждающимися в гетерорегуляции.

В этом разделе работы наиболее полно реализуются задачи конкретной

психологической настройки на предстоящую деятельность , а также

закрепления и автоматизации элементов спорт деятельности.

7. Индивидуальная работа с тренерами по определению программы и плана их

работы со спортсменами.

Важно, чтобы совместная деятельность обоих специалистов носила

целенаправленный и плановый характер. Тренер должен усвоить истину, что

главный психолог в команде – он сам.

8. Специальная психологическая подготовка тренера.

Во всех случаях, когда контакт тренера со спортсменом неизбежен

(выполняет ли он секундирование , дает ли

27

полезные советы перед боем ) им передаются его эмоции и настроения

бойцу. Волнующийся тренер способен ''заразить'' волнением спортсменов

так же , как и его спокойствие и уверенность могут придать спортсменам

дополнительные силы и волю к победе.

Поэтому с тренерами необходимо проводить так же специальную

психологическую подготовку, которая направлена на становление

необходимых психических функций.

9. Прочие виды работ .

В этом раздел входят дополнительные мероприятия , проводимые психологом

в команде : текущее обследование спортсменов , составление

индивидуальной тактики психорегуляции, обработка полученных данных и

т.п. [5]

На основе принципов комплексной психорегуляции сложилась

определенная система последовательного обучения спортсменов

саморегуляции , условно названная психодидактикой .

Под психодидактикой понимается сочетание использованных средств и

методов психорегуляции , направленных на поэтапное совершенствование

процессов самоконтроля и саморегуляции.

На первом этапе предусматривается использование различных средств и

методов гетерорегуляции с целью создания у спортсменов представления о

том , что он должен достигнуть самостоятельно . Важно формировать в

сознании спортсмена условно рефлекторные связи между словами и

ощущениями тяжести тела , прохлады, легкого тела , ясной (“пустой”)

головы и т.п.

В этот период используются различные аппаратурные и вербальные

средства гетерорегуляции. Роль спортсмена в основном пассивная : все

ощущения ему создают , а он лишь фиксирует их в памяти.

28

На втором этапе спортсмен уже сам должен учиться формировать ощущения.

Процесс саморегуляции ведется с помощью вспомогательных средств и без

них. Здесь важно найти “ключ к себе” ,т.е. конкретный технический прием,

конкретное средство

самовоздействия , с помощью которого можно будет добиться необходимой

стадии расслабления , или наоборот , мобилизации. На третьем этапе

отработанная, индивидуально значимая система саморегуляции

автоматизируется.

Важно что на уровне представлений эти реакции настолько отработанны

, что могут реализовываться практически мгновенно .

Человек при этом может даже полностью не осознавать

нового ощущения , но оно уже способно включать комплекс полезных и

рациональных защитных психофизиологических механизмов . Например , у

боксера появляется чувство боли в боку , по механизму самоприказа

немедленно формируется защитная реакция в виде локального ощущения тепла

или срабатывает так называемая реакция самоанестезии , , когда спортсмен

как бы не замечает боли . Без этого, было бы необходимо просто терпеть ,

что намного нерациональнее. Другой пример : когда во время ведения боя

появляется чувство усталости и начинает нарастать влияние комплекса

факторов лежащих в основе утомления , также рациональнее вместо настройки

на терпение получить самоприказ : “Я ничего не чувствую “ или “ тело легкое

, невесомое, нет никаких мыслей “.

На третьем этапе идет систематическая тренировка степени доминирования

конкретных состояний , которые уже сформированы и имеют конкретное

выражение . Третий этап еще до конца не разработан в методическом плане .

29

Спортсмен на этом этапе может сравниться с актером , который выучил роль ,

сыграл в первых спектаклях , но

продолжает совершенствовать образ , который он

создает.[19]

Главное в систематическом сотрудничестве психолога и тренера –

подготовка спортсмена к конкретным соревнованиям .

30

2.2 Оценка психологических показателей тренированности боксеров

К психологическим показателям тренированности боксеров относят различного

рода данные о сенсомоторных, перцептивных , мнемических , эмоциональных и

других психических функциях отражающих уровень тренированности спортсменов.

В боксе оценке психологических показателей тренированности уделялось и

уделяется большое внимание. Прежде всего внимание заостряется на оценке

двигательных реакций боксеров , поскольку реакции эти тесно связанны с

уровнем тренированности .Двигательные реакции бывают простые , сложные и

антиципирующие . Простые реакции в меньшей степени отражают уровень

тренированности , поскольку в чистом виде в боксе почти не встречаются .

В последнее время для определения специфических реакций использовалась

аппаратура , позволяющая моделировать условия характерные для деятельности

боксеров . В частности , в качестве определенного раздражителя используется

не простое зажигание лампочки, а определенные позы боксеров (боевая стойка

, нанесение удара правой в голову), которые высвечиваются на специальных

диапозитивах . Испытуемый должен реагировать определенным действием (или

бездействием) на ту или иную позу изображенную на диапозитиве.

Чувство времени у боксеров можно определить с помощью декатронного

миллисекундомера. Испытуемому предлагается несколько раз остановить стрелку

или заряд секундомера на определенной точке , а затем повторить все это ,

но уже без зрительного контроля.

31

Учитывается величина ошибки и количество преждевременных и запаздывающих

реакций .

Для оценки психических состояний , и в частности эмоционального состояния ,

чаще всего используется треморометрия и измерение электрокожного

сопротивления.(ЭКС)

Методика треморометрии основывается на регистрации непроизвольного

дрожания рук или пальцев (тремор). Приборами для измерения тремора служат-

тремометры самых разных конструкций . Наиболее подходящим для оценки

психического состояния боксеров

Треморометрия и измерение ЭКС оказались особенно информативными при

исследовании предстартового состояния боксеров .Все описанные выше методы

оценки психического состояния спортсменов достаточно просты и надежны , не

требуют много времени и несомненно найдут широкое применение в практике

бокса .

К оценке психических показателей следует подходить особенно внимательно ,

поскольку они весьма вариативны и во многом определяются индивидуальными

особенностями человека. Оценка этих показателей требует в каждом конкретном

случае специального сравнительного анализа , на основании которого и

определяется диагностическая ценность теста, и осуществляется интерпритация

данных полученых с его помощью.[18]

32

Выводы

1)Спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов- высокого

развития большого комплекса психических процессов и состояний, для

достижения успеха в соревнованиях.

2) Все психические состояния и процессы в спортивной деятельности играют

особо важную роль и должны учитываться в работе по психологической

подготовке боксера перед подготовкой к соревнованию.

3) Роль психорегуляции в круглогодичной тренировке доказана

необходимостью мобилизации психических процессов, необходимых для

достижения успеха в соревнованиях. Однако психорегуляция должна протекать

не стихийно механически подчиняя себе и часто искажая поведение спортсмена

, а под строгим контролем его сознания .

33

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Физкультура и спорт ,1979. С

.18-20

2. Бокс : Учебник для институтов физической культуры.

/Под редакцией Дягтерева А.К. М.: Физкультура и спорт,1979 С.40.

3. Бокс : Ежегодный справочник для тренеров. М. : Физкультура и спорт,1970.

,4 выпуск.С.11.

4. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности .

изд.: Психология в спорте.Омск. 1998.С.13-15.

5. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера. М.: Физкультура и

спорт. 1967.С.44.62.

6. Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. М.:

Физкультура и спорт .1984 С.84-85.

7. Волынкина Г.Ю., СувороваН.Ф. Нейрофизиологическая структура

эмоциональных состояний человека. изд.: Ленинград. 1981. С.82-84.

8. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.

М.: Физкультура и спорт. 1981.С.48,56.

9. Градополов К.В. Бокс :Учебник для институтов физической культуры. М.:

Физкультура и спорт .1965. С.89,115.

10.Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности

спортсмена. М.: Физкультура и спорт .1971. С.148-150

34

11.Джероян Г.Ф., Худадов Н.А. Предсоревновательная подготовка боксера. М.:

Физкультура и спорт.1971. С.154,167.

12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Физкультура и

спорт,1987. 320 с.

13. Кретти Б. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и

спорт,1978. С.11-12.

14. Лаптев Л.А., Лавров П.И., Левитан П.К. Управление тренированностью

боксеров. М.: Физкультура и спорт.1973. С.15-117.

15. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Физкультура и спорт.1964.

С.64,84.

16. Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. М.: Физкультура и

спорт .1990. С.64,89.

17. Никифоров Ю.Б., Викторов И.Б. Построение и планирование тренировки в

боксе. М.: Физкультура и спорт. 1978.С.224.

18. Палайма Ю.Ю. Опыт измерения относительной силы мотива в спорте. М.:

Физкультура и спорт .1966 С.13.

19. Психология : Учебник для институтов физической культуры/ Под редакцией

Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт 1979. С.66,85.

20. Психология и современный спорт: сборник научных статей психологии

спорта социалистических стран. М.: Физкультура и спорт 1973. 210с.

21. Романенко М.И. Молодому боксеру. М.: Физкультура и спорт 1968. С.58.

22. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксеров .М.: Физкультура и

спорт 1968.С.58.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.