Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физкультуры в регулировании работомпособности
|Вегетатив|Временами|Часто |Временами|Частые |
|ные | |тяжесть в| |головные |
|сдвиги |тяжесть в|голове |головные |боли, |
| |голо- | |боли, |потеря |
| | | | |ап- |
| |ве | |снижение |петита |
| | | |аппе- | |
| | | |тита | |
|Профилакт|Упорядоче|Отдых, |Организов|Лечение |
|иче- |ние |физиче- |ан- | |
|ские |отдыха, |ская |ный | |
|мероприя-|физиче- |культура |отдых, | |
|тия |ская | |предостав| |
| |культура,| |ление | |
| |культурны| |отпуска | |
| |е | | | |
| |развлечен| | | |
| |ия | | | |
Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими
напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных
неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и
внутренних факторов
Работоспособность определяется как способность человека к выполнению
конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и
параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные
знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности,
например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий
восприятие, непосредственное отражение объективной действительности
органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические -
состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других
систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений
и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной
деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека,
адекватных уровню мотивации и поставленной цели.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием
разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и
в их сочетании.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени
зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы,
темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы,
интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания,
информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость,
аккуратность, уровень ДА.
4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических
процессов в организме
Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности
человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под
влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных -
внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.)
факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют
биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде
деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий)
ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими
ритмами его психофизиологических функций.
Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью
изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с
неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени
работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и
вечерние ("совы") типы.
Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны;
приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее
работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее
адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их
биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.
Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно
ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в
первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных
условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.
Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов студентов
целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразное 18 часов
устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.
Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя
группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.
4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в
процессе обучения
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов
претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня,
недели, полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой
продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу
сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и
более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня.
Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением
работоспособности с определенными колебаниями.
Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет
продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние
студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той
учебной деятельности, которая выполняется.
Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением
начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и
положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает
утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания
продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности,
которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее
повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое
уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и
угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг
возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный
оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).
Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает
самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при
самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом,
психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.9.4).
Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена
и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным
переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары,
лабораторные занятия и др.).
Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном
учебном цикле характеризуется наличием периода враба-тывания в начале
(понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда -
четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу
отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва"
(рис.9.5).
Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора
нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни
недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие
в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.
Учебный семестр и учебный год.В начале учебного года в течение 3-3,5
недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным
повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев
(середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце
семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность
начинает снижать ся. В период экзаменов снижение кривой работоспособности
усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к
исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием
средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной
работоспособности.
Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания,
продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до
1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины
февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот
уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются
признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением.
В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено
резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более
медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.
5. Средства физической культуры в регулировании умственной
работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния
студентов
Среди мероприятий направленных на повышение умственной
работоспособности студентов, на преодоление и профилактику
психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать
следующие:
систематическое изучение учебных предметов студентами в се
местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;
* ритмичную и системную организацию умственного труда;
* постоянное поддержание эмоции интереса;
совершенствование межличностных отношений студентов между
собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;
организацию рационального режима труда, питания, сна и отды
ха;
отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркоти
ков, курения и токсикомании;
* ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ
ма в состоянии оптимальной физической тренированности;
* обучение студентов методам самоконтроля за состоянием орга
низма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной кор
ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.
5.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной
деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с
именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц
работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное
бездействие.
Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной
деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки
до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают
высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не
менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими
упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших
полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает
благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-
сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус
всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует
активному протеканию восстановительных процессов.
5.2. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда
студентов
К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов
относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза,
микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений
(физкультминуты).
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но
достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-
трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное
состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает
дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада,
накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает
кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную
системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более
продуктивной деятельности коры головного мозга.
Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство
повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания
организма.
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она
призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения
их работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй
пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает
снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий
работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в
начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня
физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х
часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов
самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые
признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом
помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать
работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-
трудовой деятельности.
Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы
проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на
5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.
Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических
упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде
студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния
отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3
мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности
скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.
Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов,
выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.
В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими
(бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или
позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного
сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей
конечностей и туловища (рис.5.1).
При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через
каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2
часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким
ритмичным дыханием.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Рис.5.1.Комплекс позотонических упражнений.
Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов
играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении
работоспособности.
5.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме
учебно-трудовой деятельности
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий
для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и
переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим
совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование
средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию
достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и
работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического
воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.
В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась
целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в
такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение
работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на
последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении
всего учебного года.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется
тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате
наступившего утомления.
Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий
физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в
начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа)
повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в
последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-
20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В
течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками
в целом незначительный.
Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший
подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая
время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие
таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего
оно постепенно затухает.
Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в
непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает
уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она
снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к
исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется
на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается
восстановление работоспособности.
Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов
проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых
оказывает положительное воздействие на работоспособность и
психоэмоциональное состояние студентов:
1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов.
Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры,
легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;
2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой:
упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и
спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;
3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после
экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные
двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами.
Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда -
физкультурной паузой до 5-10 мин.;
4-й вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. умеренной
интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол,
спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена
продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через
каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс
упражнений;
5-й вариант - отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в
экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию
сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2
»<асов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-
минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч.
умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5
часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных
занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться
играми с мячом.
Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны
носить высокоинтенсивного соревновательного характера.
При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я
группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где
отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована
физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке,
пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно
упорядоченный образ жизни. Полученные во время весенней сессии данные об
изменении умственной работоспособности приведены в табл. 9.3.
Из таблицы видно, что градиент снижения работоспособности под
влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о
том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется
процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА
оптимально организована, но не связана с общей структурой
жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий жизни студентов в
период экзаменов не обеспечивается.
При проведении учебно-тренировочных занятий в период экзаменов
следует снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.
Таблица 5.1
Изменение умственной работоспособности студентов за экзаменационный
период, к исходному уровню, принятому за 100%
|Период обследования |Группы |
| |1-я |2-я |3-я |
|Сразу после третьего |23,1 |31,4 |46,7 |
|экзамена | | | |
|На следующий день |80,3 |82,2 |99,8 |
|Сразу после завершения |64,5 |78,9 |89,4 |
|всей сессии (четырех | | | |
|экзаменов) | | | |
|Через неделю после сессии |82,3 |89,3 |100,5|
Нецелесообразно изучать технику новых упражнений и пытаться
совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно характеризовать как
профилактическую, а для занимающихся спортом - как поддерживающую уровень
тренированности.
6. Заключение
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения
нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего
рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной
устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает
негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и
питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние
общего утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается
во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств
физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными
характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в
учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности
студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение
работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность
к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих
основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая
устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального
фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.
7.Список литературы
1. Здоровье человека и профилактика заболеваний. Учебное пособие. /
Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.
2. Валеология: формирование и укрепление здоровья. Учебное пособие. /
Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998.
3. Социально-биологические основы физической культуры. Учебное
пособие. /Под ред. ЯН.Гулько./МГСУ, 1996.
4. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического
воспитания. Учебное пособие. / Под редакцией Т.Г.Савкива. МГСУ,
1995.
5. Основы спортивной тренировки и методы контроля за состоянием
организма студентов в вузе. Учебное пособие. / Под ред. Т.Г.Савкива.
МГСУ, J997.
6. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред.
Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997.
7. Врачебный контроль за физическим развитием, подготовленностью и
функциональным состоянием организма в процессе занятий
физическими упражнениями и спортом в вузе. Учебное пособие. / Под
ред Т.Г.Савкива. МГСУ, 1995.
8. Методические подходы к проведению занятий со студентами по
лечебной физкультуре в специальных медицинских группах. Учебное
пособие. / Под ред М.М.Щепотова, В.В.Садовского, М.В.Вдовина.
Пензенская ГАСА, 1999.
9. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под
ред В.В.Садовского, В.З.Суровицкого. Пензенская ГАСА, 1999.
10. Физическая культура. Учебное пособие/Под ред. В.А. Коваленко. – М.:
АСВ, 2000
Страницы: 1, 2
|