Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Оренбургский Государственный Университет
кафедра: Физического воспитания
Профессионально-прикладная
физическая подготовка
Выполнил : студент группы ??БУА-?
BRS Corporation (c) 2000
http://www.osu.ru/~BRS
E-mail: brs-99@mail.ru
Проверил : Алексеева Э.Н.
56-06-86 домашний телефон
ул. Терешковой 10/6, кв.76
Оренбург 2000 г.
Содержание:
|1. |Профессионально-прикладная физическая подготовка | |
|1.1.|Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; | |
| |решаемые в ней задачи | |
|1.2.|Требования к физической подготовленности трудящихся в различных cферах | |
| |современного профессионального труда и тенденции их изменения | |
|1.3.|Задачи решаемые в процессе ППФП | |
|2. |Средства и методические основы построения ППФП | |
|2.1.|Особенности состава средств ППФП | |
|2.2.|Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП | |
| |Использованная литература | |
1.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой
деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной
физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную
систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной
физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве
своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-
прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически
направленный процесс обеспечения специализированной физической
подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря,
это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд
профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания
физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых
прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.
1.1.Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки;
решаемые в ней задачи
Причинная обусловленность. Известно, что результативность многих видов
профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной
физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем
систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в
определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным
возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта
зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений
о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего
развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о
закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической
адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности,
взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и
совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт
практического использования этих закономерностей и привел в свое время к
становлению особой разновидности физического воспитания — профессионально-
прикладной физической подготовки (далее сокращенно— ППФП).
Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида
физического воспитания применительно к нуждам социалистического
производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в
этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где
предусматривались серьезные государственные и социальные меры по внедрению
физической культуры в систему рационализации труда и подготовки
профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях
содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.
С накоплением положительного практического опыта и научно-
исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая
профилированная отрасль физической культуры — профессионально-прикладная
физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее
факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания
подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП). В
настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве
одного из разделов обязательного курса физического воспитания в
профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных
заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной,
профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру
и условиям труда.
Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему
образования и сферу профессионального труда определяется главным образом
следующими причинами и обстоятельствами:
1 ) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий,
и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от
уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от
степени развития физических способностей индивида, разнообразия и
совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.
Не случайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП.
зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный разряд по
специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой
подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям
профессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В.
Становов и др.); ППФП в этом отношении служит одним из факторов сокращения
сроков овладения профессией и одной из гарантий качестве ее освоения;
2) производительность достаточно многих видов профессионального труда,
несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в
современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть
обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций,
причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде
видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного)
характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и
т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится
здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой
устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;
3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний
определенных видов профессионального труда и его условий на физическое
состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами
оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-
техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть
факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;
4) перспективные тенденции общесоциального и научно-технического
прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно
совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу
естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.
1.2. Требования к физической подготовленности трудящихся в различных
сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения.
В различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается
несколько тысяч профессий, а специальностей — десятки тысяч. Основные их
отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий
конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих
в нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных по
восприятию, переработке информации, принятию решений и двигательных по
практическому воздействию на предмет труда), а всем этим обусловлены
объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям,
физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или
иным видом труда.
Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной
или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой
трудовой деятельности (это главным образом профессии, осложненные
экстремальными условиями деятельности — испытатели летной и иной
транспортно-скоростной техники, профессиональные военнослужащие,
оперативные работники следственных органов, водолазы и т.д.). В большинстве
же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим
возможностям работающих нормированы далеко не на предельном уровне (по
обобщенным данным М. И. Виноградова, мощность работы при выполнении
большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как
правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной). Тем не менее это
по указанным уже причинам не исключает целесообразности специализированной
физической подготовки в процессе профессионального образования, а во многих
профессиях — и в годы основной трудовой деятельности.
Некоторое представление о требованиях, предъявляемых рядом
распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними
качествам человека, двигательным способностям и навыкам, дают примеры,
приведенные в табл. 14.
Таблица 14
Примеры, дающие представление о характере требований, предъявляемых
некоторыми из распространенных видов профессионального труда, к физическим
и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным
способностям и навыкам
|Виды (разновидности) |Профессионально важные физические и |
|профессионально-трудовой |непосредственно связанные с ними качества |
|деятельности |(способности), от степени развития которых |
| |существенно зависит эффективность или |
| |безопасность профессиональной деятельности: |
| |двигательные навыки, сопряженные с данной |
| |деятельностью |
|Труд по добыче полезных |Силовые и другие двигательные способности; |
|ископаемых (шахтерский и |резистентность функциональных систем организма|
|аналогичный), преимуществен-но|по отношению к воздействию неблагоприятных |
|физический |средовых условий (высокой и низкой температур,|
| |высокой влажности воздуха и газовых примесей в|
| |нем и др.); разнообразные двигательные навыки |
| |(в частности, навыки перемещения в |
| |ограниченном пространстве, преодоления |
| |предметных препятствий, поднимания и переноски|
| |тяжестей); психическая устойчивость, |
| |базирующаяся, кроме прочего, на физической |
| |кондиции |
|Разновидности |Комплексная выносливость, проявляемая в |
|сельскохозяйственного и |динамических и статических режимах |
|лесохозяйственного труда, |продолжительного функционирования различ-ных |
|включающие в большом объеме |мышечных групп; способность ориентироваться на|
|двигательную активность |местности и рационально распределять затраты |
| |энергии во времени; разнообразные двигательные|
| |навыки, в том числе навыки, способствующие |
| |умелому оперированию различными орудиями |
| |труда; закаленность организма по отношению к |
| |неблагоприятным метеорологическим |
| |воздейст-виям |
|Геологоразведочные, |Комплексная выносливость; подготовленность к |
|геодезические, |неординарным проявлениям координационных и |
|метеорологические, |других двигательных способностей; способность |
|гидрологические и аналогичные;|ориентироваться на сложнопересеченной |
|экспедиционные работы, |местности и в других необычных условиях, |
|выполнямые в естественных |рационально распределять затраты энергии в |
|условиях |процессе продолжительной нерегламентирован-ной|
| |стандартно двигательной деятельности; |
| |циклические локомоторные и многие другие |
| |двигательные навыки, способствующие выполнению|
| |профессиональных задач и нужные в повседневной|
| |экспедиционной жизни (навыки в ходьбе, в |
| |передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в |
| |конной езде, управлении мотоциклом, в |
| |преодолении предметных препятствий и т.д.); |
| |закаленность организма по отношению к резко |
| |переменному воздействию метеорологических, |
| |климато-географических и других средовых |
| |факторов |
|Разновидности двигательно |Выносливость, проявляемая преимущественно в |
|активного строительного труда |динамических режимах мышечных напряжений; |
| |координационные и другие двигательные |
| |способности; разнообразные двигательные |
| |навыки; закаленность организма по отношению к |
| |воздействию меняющихся условий внешней среды; |
| |в работе монтажников-высотников и строительных|
| |работах, выполняемых в аналогичных условиях, |
| |способность сохранять ориентировку и |
| |равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре,|
| |в необычных положениях; устойчивость функции |
| |сенсорного контроля, самообладание, |
| |базирующееся, кроме прочего, на физической |
| |кондиции |
|Разновидности станочного труда|Неординарно развитая ручная ловкость, |
|в металлообрабатывающей и |способность к мгновенным двигательным |
|других отраслях промышленности|реакциям; общая, региональная и локальная |
|(слесарные, токарные, |выносливость (проявляемая при многократном |
|фрезерные, швейные и другие |воспроизведе-нии двигательных действий, в |
|работы) |которых участвуют преимущественно некоторые из|
| |звеньев мышечного аппарата — мышцы пояса |
| |верхних конечностей и мышцы, фиксирующие |
| |позу); устойчивость функций зрительного и |
| |тактильного контроля: навыки точно отлаженных |
| |движений руками |
|Разновидности конвейерного |Способность своевременно и точно выполнять |
|труда, включающие двигательные|локальные и региональные движения (с участием |
|действия, преимуществен-но |мышц преимущественно верхних конечностей) в |
|стандартные и относительно |пределах заданных кинематических и |
|узко ограниченные по составу |динамических параметров; устойчивость функций |
| |сенсорного контроля; навыки аналитически |
| |выделенных двигательных действий и |
| |«микродвижений» (преимуществен-но кистью), |
| |доведенные до высокой степени стереотипности; |
| |локальная, региональная и общая выносливость |
|Операторские работы на |Способность тонко дифференцировать большой |
|многопозиционных пультах |объем сенсорной информации; способность к |
|дис-танционного управления |экстренной двигательной реакции с выбором, |
|энер-гетическими, |сенсорная выносливость; мышечно-статическая |
|механическими и другими |выносливость (проявляющаяся преимуществен-но |
|системами |при длительной фиксации рабочей позы); |
| |эмоциональная устойчивость, базирующаяся, |
| |кроме прочего, на общей физической |
| |работоспособности |
|Разновидности труда |Разносторонняя физическая подготовленность к |
|плавсостава водного флота, |неординарным проявлениям силовых, скоростных и|
|включающие в значительном |других двигательных способностей, особенно в |
|объеме двигательную активность|экстремальных ситуациях; устойчивость функций |
| |вестибулярного аппарата к укачиванию; общая |
| |резистентность организма к воздействию |
| |неблагоприятных погодных и других |
| |внешнесредовых факторов; разнообразные |
| |двигательные навыки, в частности навыки |
| |ныряния, спасательного плавания, гребли, |
| |управления парусными плавсредствами; |
| |находчивость, решительность, отважность, |
| |базирующиеся, кроме прочего, на .отличной |
| |физической кондиции |
Уже из этих примеров видно, что многие из существующих видов
профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические
требования и что для достижения высотой результативности в указанных и
аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая
подготовка.
Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда к
профессиональной, в том числе физической подготовленности работающих, нужна
серьезная исследовательская разработка профессиограммы, которая
составляется на основе изучения содержания и форм данной трудовой
деятельности в психологическом, физиологическом, биомеханическом,
эргономическом и других аспектах с учетом предмета, технологии и условий
Страницы: 1, 2
|