Основы здорового образа жизни студента
Основы здорового образа жизни студента
Министерство РФ по связи и информатизации.
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики.
Кафедра физического воспитания.
Реферат на тему:
«Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении
здоровья».
Выполнил: студентка группы Э-91
Будченко Е. А.
Проверил:
Строганов К. С.
Новосибирск, 2000.
План.
План. 2
Введение. 3
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4
Функциональные резервы организма. 5
От чего зависит здоровье. 7
Составляющие здорового образа жизни студента. 7
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА 7
Профилактика вредных привычек. 9
Режим питания. 11
Двигательная активность. 13
Закаливание. 14
Здоровье и окружающая среда. 16
Наследственность 17
Психологическая саморегуляция. 17
Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19
Физическое самовоспитание. 21
Заключение. 22
Список используемой литературы. 23
Введение.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы,
успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если
придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно
сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и
активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при
соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и
более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных
наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами
малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие
излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза
сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать,
отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны,
страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям
внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению
и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая
способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно
является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к
самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное
слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах
нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным,
трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий
окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное,
психическое и физическое здоровье.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность
каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко
бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам
доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о
медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от
всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него
бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,
закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной
гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется
профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной
Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов».
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие
формулировки:
- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма
на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой,
согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-
функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и
обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную
трудовую жизнедеятельность;
- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство
всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для
оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д.
Адо);
- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических,
физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной
активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни
(В. П. Казначеев).
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,
психическом и нравственном (социальном).
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное
нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо
работают все органы и системы, то и весь организм человека (система
саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно
характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти,
степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые
являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном
человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья
человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение
сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих
нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может
быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому
социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя
чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к
самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и
внутренней красоты.
Функциональные резервы организма.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во
взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает
условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает
созидательную деятельность, не позволяет «душе лениться». Академик Н. М.
Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для
обозначения меры резервов организма.
Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9
литров воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут
произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие
150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв
организма. Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы
сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту.
Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной
физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также
есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных
нагрузочных проб.
Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в
организме, это максимальная производительность органов при сохранении
качественных пределов их функции.
Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.
Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-
спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут
показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?
Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых
секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость
распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое
для сокращения и расслабления мышц.
От чего зависит здоровье.
Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных,
средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в
состояние здоровья следующий:
. наследственность - 20%;
. окружающая среда - 20%;
. уровень медицинской помощи - 10%;
. образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят
так:
. человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое
здоровье - 15%);
. экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
. социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные
условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
. медицинский фактор - 10%.
Составляющие здорового образа жизни студента.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек,
оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное
питание и т.п.
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового
образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме
вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что
создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует
укреплению здоровья.
Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало
процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие
операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»
дополнительных импульсов.
Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который
регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно
сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо
взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого
часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает
время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно
потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на
самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно
регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за
правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в
аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного,
необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.
Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение
(например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких
разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в
комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио,
магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого
сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные
дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в
долгий ящик.
Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху
или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное
освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и
способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь
располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.
Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного
труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды,
костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка
в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо
работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости
мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному
одряхлению.
Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в
университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после
работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом
утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер
отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип
построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во
время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут
(сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не
мешая работать другим).
Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например,
нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3
видами труда: чтением, расчетными или графическими работами,
конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок
полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен
хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям
желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в
парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых
участках и т. п.
Профилактика вредных привычек.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных
привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются
причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни,
снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего
поколения и на здоровье их будущих детей.
Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения,
которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.
Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые
серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает
здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили
специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты
мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому,
как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную
деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения
снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные
вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто
находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют
респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не
курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта,
гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к
преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм
мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок
белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых
оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный
тембр, хриплость).
Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни -
юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие
нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как
приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так
как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма.
Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы
человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается
пристрастие к нему:
- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого
алкоголя;
- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы
(психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя
(возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.),
обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.
Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном
систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного
цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания
поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с
изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными
напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими
вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.
Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс
отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки
здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни
современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и
ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и
связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм
и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-
сосудистым заболеваниям и раку.
Режим питания.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное
питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах,
нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если
организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем
пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для
работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей
страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное
питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца,
гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим
потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть
разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах,
витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ
незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с
Страницы: 1, 2
|