рефераты скачать

МЕНЮ


Основы здорового образа жизни студента

Основы здорового образа жизни студента

Министерство РФ по связи и информатизации.

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики.

Кафедра физического воспитания.

Реферат на тему:

«Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении

здоровья».

Выполнил: студентка группы Э-91

Будченко Е. А.

Проверил:

Строганов К. С.

Новосибирск, 2000.

План.

План. 2

Введение. 3

Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4

Функциональные резервы организма. 5

От чего зависит здоровье. 7

Составляющие здорового образа жизни студента. 7

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА 7

Профилактика вредных привычек. 9

Режим питания. 11

Двигательная активность. 13

Закаливание. 14

Здоровье и окружающая среда. 16

Наследственность 17

Психологическая саморегуляция. 17

Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19

Физическое самовоспитание. 21

Заключение. 22

Список используемой литературы. 23

Введение.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем

им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог

полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы,

успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если

придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно

сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и

активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при

соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и

более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных

наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами

малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие

излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза

сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать,

отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны,

страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям

внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению

и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая

способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно

является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к

самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное

слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах

нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным,

трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий

окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное,

психическое и физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность

каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко

бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам

доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о

медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от

всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него

бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,

закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной

гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется

профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной

Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние

физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физических дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие

формулировки:

- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма

на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой,

согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-

функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и

обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную

трудовую жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство

всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для

оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д.

Адо);

- здоровье - это процесс сохранения и развития биологических,

физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной

активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни

(В. П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,

психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное

нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо

работают все органы и системы, то и весь организм человека (система

саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно

характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти,

степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые

являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном

человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья

человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение

сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих

нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может

быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому

социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя

чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к

самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и

внутренней красоты.

Функциональные резервы организма.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во

взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает

условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает

созидательную деятельность, не позволяет «душе лениться». Академик Н. М.

Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для

обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9

литров воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут

произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие

150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв

организма. Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы

сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту.

Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной

физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также

есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных

нагрузочных проб.

Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в

организме, это максимальная производительность органов при сохранении

качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-

спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут

показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?

Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых

секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость

распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое

для сокращения и расслабления мышц.

От чего зависит здоровье.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных,

средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в

состояние здоровья следующий:

. наследственность - 20%;

. окружающая среда - 20%;

. уровень медицинской помощи - 10%;

. образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят

так:

. человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое

здоровье - 15%);

. экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

. социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные

условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

. медицинский фактор - 10%.

Составляющие здорового образа жизни студента.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек,

оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное

питание и т.п.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового

образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме

вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что

создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует

укреплению здоровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало

процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие

операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»

дополнительных импульсов.

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который

регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно

сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо

взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого

часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает

время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно

потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на

самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно

регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за

правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в

аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного,

необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение

(например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких

разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в

комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио,

магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого

сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные

дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в

долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху

или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное

освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и

способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь

располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного

труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды,

костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка

в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо

работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости

мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному

одряхлению.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в

университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после

работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом

утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер

отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип

построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во

время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут

(сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не

мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например,

нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3

видами труда: чтением, расчетными или графическими работами,

конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок

полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен

хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям

желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в

парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых

участках и т. п.

Профилактика вредных привычек.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных

привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются

причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни,

снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего

поколения и на здоровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения,

которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.

Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые

серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает

здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили

специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты

мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому,

как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную

деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения

снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные

вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто

находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют

респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не

курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта,

гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к

преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм

мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок

белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых

оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный

тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни -

юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие

нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как

приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так

как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма.

Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы

человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается

пристрастие к нему:

- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого

алкоголя;

- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы

(психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя

(возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.),

обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном

систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного

цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания

поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с

изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными

напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими

вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.

Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс

отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки

здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни

современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и

ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и

связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм

и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-

сосудистым заболеваниям и раку.

Режим питания.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное

питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах,

нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если

организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем

пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для

работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей

страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное

питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца,

гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим

потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть

разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах,

витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ

незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.