рефераты скачать

МЕНЮ


Основы спортивной тренировки

уровням поведения всей системы - "спортсмен". Для первого уровня характерны

адаптивные реакции организма, которые формируют долговременные и устойчивые

показатели тренированности как естественной и единственно возможной базы

для достижения спортивной формы. Для второго уровня характерны реакции в

поведении индивида, которые формируют оперативные (гораздо более мобильные)

компоненты адаптационного процесса, непосредственно связанные с факторами

социально-психологического характера. В своем единстве они определяют

допустимые границы целенаправленных тренировочных нагрузок и активного

избирательного приспособления системы в рамках ее адаптационных

возможностей. На основе этой постановки приходим, естественно, к проблеме

онтологической сущности трех фаз в развитии спортивной формы как состояния

оптимальной готовности организма к достижению высоких спортивных

результатов. Дефиниция, данная им Л.П. Матвеевым (1965), в принципе не

отличается от известных трех фаз в развитии тренированности (С. Летунов,

1952; Л. Прокоп, 1959). Тогда возникает закономерный вопрос: что является

общим и что различным (специфическим) в этих двух состояниях организма -

тренированности и спортивной формы?

Общее состоит в том, что они имеют одинаковую характеристику сущности

как состояния устойчивых адаптационных изменений в организме и что

тренированность - это первичное состояние, которое формируется и служит

естественной, материальной основой спортивной формы.

Специфичное заключается в том, что независимо от их общей природы они

представляют собой два качественно различных состояния организма в

отношении степени его оптимальной готовности к достижению высоких

спортивных результатов.

Следовательно, спортивная форма может формироваться как качественно

новое состояние только и единственно на основе высокой степени

тренированности. Подобная возможность исключена ниже этого уровня, например

в течение первой стадии тренированности, когда она еще в процессе

становления, а еще менее - в последней ее стадии, когда она начинает

снижаться в силу известных закономерностей адаптационного процесса.

Эта постановка не стыкуется с утверждением Л.П. Матвеева, что первая

фаза в развитии спортивной формы включает два этапа: "Формирование и

развитие предпосылок спортивной формы" (что является признанием того, что

она здесь отсутствует; "непосредственное формирование спортивной формы",

при котором изменения приобретают более специализированный и синхронный

характер. По-видимому, речь идет о первой фазе в развитии общей и

специальной тренированности как предпосылке к вступлению в спортивную форму

на последующих этапах подготовки.

Следовательно, утверждение Л.П. Матвеева о трех фазах в развитии

спортивной формы условно можно принять только в отношении ее базисных,

относительно устойчивых компонентов, которые действительно формируются

длительное время в больших циклах подготовки и в то же время являются

имманентными характеристиками тренированности как устойчивого состояния

высокой специфической работоспособности организма. Это, однако, не

исчерпывает вопроса о спортивной форме в ее целости. Отсутствуют еще два

исключительно важных компонента, которые в наибольшей мере придают ей

соответствующую специфику и качественно отличают от высокой

тренированности. В первую очередь это ее оперативные компоненты, отражающие

(как подчеркивает и Л.П. Матвеев, 1991) текущее состояние оперативной

работоспособности, актуальной мотивации и интуитивной настройки для

конкретного соревнования или спортивного результата, связанных

преимущественно с биосоциальной природой спортсмена. Именно эти компоненты

гораздо более динамичны и ни в коем случае не могут иметь ту же фазовую

структуру, типичную для стабильных, преимущественно морфофункциональных

компонентов.

Вторым и наиболее существенным критерием спортивной формы, который

дает интегральную характеристику ее сущности как качественно новому

состоянию тренированности, является так называемая конкордантность

(оптимальная согласованность) всех ее компонентов на системном уровне. В

сущности, это факторы спортивного достижения, которые, кроме того что

достигли высокой степени развития (что характерно и для тренированности),

здесь находятся в своих оптимальных количественных и качественных

отношениях. Это придает всей системе качественно новые свойства (так

называемую эмерджентность), которые отсутствуют у отдельно взятых ее

компонентов. При этом положении можем определить спортивную форму как такое

состояние специфической работоспособности спортсмена, при котором все

факторы спортивного достижения находятся в своих оптимальных значениях и

соотношениях (так называемой конкордантности), обеспечивающих максимальную

реализацию его моторного потенциала в соответствующей двигательной

деятельности (спортивный результат).

Состояние "спортивной формы" отличается относительной устойчивостью во

времени и зависит от ряда факторов:

специфики вида спорта, индивидуального морфофункционального статуса

спортсмена, его квалификации, состояния в данный момент и режима

тренировочных воздействий. Избирательное отношение к этим факторам создает

необходимые условия и предпосылки для целенаправленного управления

спортивной формой с целью максимальной реализации спортсменом в предстоящих

соревнованиях. Их упорядочение во времени (спортивный календарь) - также

одно из условий для поиска наиболее удачной модели становления и сохранения

спортивной формы на данный период времени.

Опыт лучших специалистов и их воспитанников показывает, что чем выше

квалификация спортсмена, тем меньше времени ему необходимо для перехода из

состояния высокой тренированности в состояние спортивной формы. Объективные

границы, в рамках которых возможно достижение спортивной формы и ее

сохранение, определяются спецификой соревновательной дисциплины, величиной

и характером вложенного усилия, степенью усталости, а также динамикой

процессов восстановления и сверхвосстановления организма. По-видимому, речь

идет не столько о емкостных возможностях устойчивых (базисных) компонентов

спортивной формы, сколько об оперативных. Нет никакого сомнения, что

объективные условия и предпосылки для большей динамики спортивной формы

будут существовать в кратковременных по усилию видах спорта: прыжках,

метаниях, спринте и других, тогда как в видах спорта, связанных с огромными

расходами вещества, энергии и информации, периоды достижения спортивной

формы и ее сохранения будут более продолжительными.

Этот пример убедительно доказывает, что в видах спорта первой группы

(прыжки, метания, толкание, спринт) спортсмены высокой квалификации, когда

они находятся в состоянии стабильной тренированности, могут избирательно,

на определенные интервалы (в соответствии со своими личными интересами к

спортивному календарю), входить в спортивную форму примерно на 7-10 дней,

сосредоточив эти свои усилия в 3 - 4 этапа годового цикла. Эта

"избирательность" на первый взгляд кажется произвольной, но для опытных

тренеров и спортсменов она строго запрограммирована и соотнесена с

объективными закономерностями адаптационного процесса и текущим

адаптационным резервом спортсменов.

Независимо от специфики тренировочных программ стоит отметить

возрастающее значение оперативных компонентов для управления спортивной

формой в большом спорте. Его престижные функции и усилившееся проникновение

коммерциализации подвергают испытанию не только биоэнергетический потенциал

больших спортсменов, но и их интеллектуальные, нравственные и особенно

волевые и эмоциональные качества. Чаще всего "срывы" спортивной формы

возникают из-за стрессового влияния среды на эти оперативные компоненты,

тогда как этого почти не происходит с ее стабильными компонентами. Они

могут только временно (в данный момент) поддаться влиянию лабильных

компонентов спортивной формы на психорегулятивной основе. Именно этим

объясняется тот факт, что только на протяжении 3-4 дней или максимум недели

данный спортсмен показывает исключительно высокие или же весьма скромные

результаты. Это выводит на передний план значение положительных эмоций,

осознанной мотивации и предстартовой настройки спортсменов и умения тренера

(достаточно часто его интуиции) направлять их самым правильным образом.

Только при этих условиях можно принять установку, что главным критерием

спортивной формы являются высокие и стабильные спортивные результаты,

достигнутые в ответственных соревнованиях; Вот почему прав Л.П. Матвеев

(1991), утверждающий, что для оценки спортивной формы по результатам

спортивных соревнований необходим не только углубленный статистический, но

и содержательно-логический анализ. Только в таком случае индивидуальная

динамика спортивных результатов превращается в основной интегральный

показатель динамики спортивной формы.

3.1. Физическое воспитание в ВУЗах

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке

гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания

предусматривается решение следующих задач:

воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств,

готовности к высокопроизводительному труду;

сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному

формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой

работоспособности на протяжении всего периода обучения;

всесторонняя физическая подготовка студентов;

профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом

особенностей их будущей трудовой деятельности;

приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и

организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к

работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;

воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься

физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья,

уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной

квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей

профессиональной деятельности.

Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая

подготовка студентов.

В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и

спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений

за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение

осуществляется административными подразделениями и общественными

организациями вуза.

Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-

воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии

с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру

физического воспитания вуза.

Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов

в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода

обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые

взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс

физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в

высших учебных заведениях.

Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их

проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного

материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими

упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются

одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых

студентов.

В совокупности с учебными занятиями правильно организованные

самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и

эффективность физического воспитания.

Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию

преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья

повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий

учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на

физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия

направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным

занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья,

совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов.

3.1.1. Содержание курса

Содержание курса физического воспитания регламентируются

государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание».

Учебный материал программы предусматривает решение задач физического

воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.

Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение

студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания.

Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на

практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами

учебной и специальной литературы.

Практический раздел программы содержит учебный материал для всех

учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической

подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений

включаются разделы:

гимнастика,

лёгкая атлетика,

плавание,

лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок или велосипедный спорт),

туризм,

спортивные игры,

стрельба.

В содержание практических занятий всех отделений включается также

материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который

определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.

Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа

включает материал для специального учебного отделения и материал по видам

спорта для учебного отделения спортивного совершенствования.

Программа определяет особенности обучения в каждом учебном отделении с

учётом направленности их работы.

3.1.2. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных

отделениях

Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных

отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному

процессу.

Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для

каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития,

физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с

научно-методическими основами физического воспитания.

Программный материал на учебный год распределяется с учётом

климатических условий и учебно-спортивной базы.

Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию

должен быть подготовительным к следующему циклу.

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на

каждом курсе создаются два учебных отделения: основное и специальное.

Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические

задачи.

Основой для решения этих задач служит система организационных форм и

методов обучения.

Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы

физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения

материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и

интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования

различных видов и форм учебной работы.

Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям

являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на

каждом курсе в начале учебного года.

После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья,

физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из

медицинских групп: основную или специальную.

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической

подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки

состояния физической и спортивно-технической подготовленности по

контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них

зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные

упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу

отделения спортивного совершенствования.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по

данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера

заболевания и функциональных возможностей организма студентов.

Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном

отделении преимущественно направлен на:

укрепление здоровья,

закаливание организма,

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-

прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются

обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов

в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический

программный материал, обязательный для всех учебных отделений,

профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные

средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом

развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам

врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с

учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-

прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных

возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой

прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и

систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных

занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности,

доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её

повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в

специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям.

Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения

приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.