Основа физического самосовершенствования
опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С
ростом тренированности (по мере повышения уровня физической
работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов
риска НЕС -- содержания холестерина в крови, артериального давления и массы
тела. Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС
содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов
со 168 до 150 мг%. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной
физической культурой на стареющий организм. Физическая культура является
основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и
снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой
системы в частности, неизбежных в процессе инволюции.
Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на
состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается
способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном
уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое
изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца
снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объем
сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30 %,
развивается гипертрофия миокарда. Минутный объем крови в покое за указанный
период уменьшается в среднем на 55--60 %. Возрастное ограничение
способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных
усилиях приводит к тому, что минутный объем крови при предельных нагрузках
в возрасте 65 лет на 25--30 % меньше, чем в возрасте 25 лет (Роапег, 1986,
и др.). С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе:
снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое
сосудистое сопротивление, в результате к 60--70 годам систолическое
давление повышается на 10--40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровоо-
бращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное
уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня
физической работоспособности и выносливости. Скорость возрастного снижения
МПК в период от 20 до 65 лет у нетренированных мужчин составляет в среднем
0,5 мл/мин/кг, у женщин -- 0,3 мл/мин/кг за год. Из табл. В период от 20 до
70 лет максимальная аэробная производительность снижается почти в 2 раза --
с 45 до 25 мл/кг (или на 10 % за десятилетие). С возрастом ухудшаются и
функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких
(ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на
1м2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной функции легких
-- уменьшение максимальной вентиляции легких (МЕЛ). Хотя эти изменения не
лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению
жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг),
который может прогнозировать продолжительность жизни. Существенно
изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе,
повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что
характерно для развития атеросклероза. Ухудшается состояние опорно-
двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз)
вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и
недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая
тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в
значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций.
В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и
уровень выносливости -- показатели биологического возраста организма и его
жизнеспособности.
Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально
возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие
физические упражнения, как ходьба, бег (по З ч. в неделю), уже через 10--12
недель приводят к увеличению МПК на 10--15%. Таким образом, оздоровительный
эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с
повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и
физической работоспособности
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:
. УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому
приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию
высокого уровня работоспособности в течение трудового дня,
совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и
последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных
рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что
способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних
органов.
В зависимости от уровня физического состояния все занимающиеся
могут быть разделены на три группы: первая группа (с п е ц и а л ь н а
я) -- УФЕ низкий и ниже среднего, вторая (подготовительная) -- УФЕ средний
и третья (основная) -- УФЕ выше среднего. Приведу примерные тренировочные
планы для этих групп в первый год занятий оздоровительным бегом.
. ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ
Этот вид циклических упражнений используется в северных регионах с
соответствующими климатическими условиями и по своему оздоровительному
воздействию не уступает бегу. При ходьбе на лыжах, помимо мышц голени и
бедра, в работу включаются также мышцы верхних конечностей и плечевого
пояса, спины и живота, что требует дополнительного расхода энергии. В связи
с этим в развитии аэробных возможностей и выносливости лыжники превосходят
бегунов; они имеют самые высокие показатели МПК—до 90 мл/кг.
Участие в работе практически всех основных мышечных групп способствует
гармоничному развитию элементов опорно-двигательного аппарата. Этот вид
циклических упражнений благоприятно влияет на нервную систему, так как
выполняется на свежем воздухе. Специфика двигательного навыка в ходьбе на
лыжах повышает чувство равновесия (очень важное для пожилых людей) в
результате тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппарата.
Отчетливо проявляется и закаливающий эффект, повышается невосприимчивость
организма к простудным заболеваниям. Не случайно по оздоровительному
влиянию Купер ставит ходьбу на лыжах на первое место, оценивая ее даже
выше, чем бег.
Нагрузка на суставы и опасность их травматизации при ходьбе на лыжах
значительно меньше, чем при беге. Однако техника передвижения на лыжах
более сложная и для неподготовленных начинающих среднего и пожилого
возраста может представлять определенные трудности, вероятность травматизма
(включая переломы), возрастает. В связи с этим для лыжных прогулок следует
выбирать относительно ровные трассы без большого перепада высот. Крутые
подъемы оказывают дополнительную (порой чрезмерную) нагрузку на систему
кровообращения.
Интересные данные о комбинированном воздействии на организм длительной
ходьбы в сочетании с низкокалорийным питанием приводят финские ученые. 13
женщин и 10 мужчин во время 7-дневного пешего перехода преодолели 340 км,
проходя в среднем по 50 км в день (со скоростью 3,5 км/ч). Их пищевой
рацион состоял из воды, включая минеральную, фруктовых соков и нескольких
натуральных продуктов. За это время масса тела снизилась на 7 %, холестерин
и триглицериды крови—на 30--40 %, содержание ЛВП повысилось на 15 %. В
вечерние часы наблюдалось резкое снижение содержания глюкозы в крови и
инсулина. Несмотря на это, работоспособность испытуемых сохранялась на
достаточно высоком уровне. Авторы отмечают, что метаболические сдвиги в
организме были существенно больше, чем при раздельном использовании ходьбы
и голодания.
. ЗАКАЛИВАНИЕ
Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является
систематическое закаливание организма .К нему лучше всего приступить с
детского возраста . Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны
. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры . они
укрепляют нервную систему , оказывают благотворное влияние на сердце и
сосуды , нормализуя артериальное давление , улучшают обмен веществ. Сначала
рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим
полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания
необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться
следует теплой водой (35-36 С),постепенно переходя к прохладной , а затем
-к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе
после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем
воздухе, загорать, купаться. Физически здоровым и закаленным людям при
соблюдении определенных условий можно проводить водные процедуры вне
помещений и зимой. Хорошо закаленные люди могут купаться и при 30-ти
градусном морозе.
. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА
В массовой физической культуре широко используется оздоровительдая
(ускоренная) ходьба: при соответствующей скорости (до 6,5 км/ч) ее
интенсивность может достигать зоны тренирующего режима (ЧСС 120--130
уд/мин). В США, например, ускоренной ходьбой (по данным института Гэллопа)
занимается 53 млн американцев. При таких условиях за 1 ч ходьбы расходуется
300--400 ккал энергии в зависимости от массы тела (примерно 0,7 ккал/кг на
1 км пройденного пути). Например, человек с массой тела 70 кг при
прохождении 1 км расходует около 50 ккал (70ХО.7). При скорости ходьбы 6
км/ч суммарный расход энергии составит 300 ккал (50*6). При ежедневных
занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 ч) суммарный расход энергии за
неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый)
тренировочный эффект—для компенсации дефицита энергозатрат и роста
функциональных возможностей организма.
Это подтверждается результатами исследования максимальной аэробной
производительности. Так, через 12 недель тренировки в оздоровительной
ходьбе (по 1 ч 5 раз в неделю) у испытуемых наблюдалось увеличение МПК на
14 % по сравнению с исходным уровнем. Однако такой тренировочный эффект
возможен лишь у неподготовленных начинающих с низким УФЕ. У более
подготовленных физкультурников оздоровительный эффект ходьбы снижается, так
как с ростом тренированности интенсивность нагрузки становится ниже
пороговой. Увеличение же скорости ходьбы более 6,5 км/ч затруднительно, ибо
сопровождается непропорциональным ростом энергозатрат. Вот почему при
передвижении со скоростью 7 км/ч и более медленно бежать легче, чем быстро
идти.
Ускоренная ходьба в качестве самостоятельного оздоровительного
средства может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу
(например, на ранних этапах реабилитации после перенесенного инфаркта). При
отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может
использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки
на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В
дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой
должны сменяться беговой тренировкой. Группа ученых Вашингтонского
университета наблюдала 11 мужчин и женщин в возрасте 60--65 лет, имеющих
избыточную массу тела (в среднем 75,3 кг при росте 161 см) и нарушения
холестеринового обмена. На первом этапе тренировки в течение 6 месяцев
использовались нагрузки низкой интенсивности: оздоровительная ходьба при
ЧСС, равной 60 % от максимума (5 раз в неделю по 30 мин); после этого было
отмечено увеличение МПК на 12 % по сравнению с исходным уровнем. Следующие
6 месяцев интенсивность занятий была увеличена до 80 % от максимальной ЧСС
(бег); в результате МПК увеличилось еще на 18 %, холестерин крови снизился,
а содержание ЛВП возросло на 14 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий
физическими упражнениями
Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности
дошкольников.
1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение
функциональных возможностей организма.
2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости,
скоростно-силовых и координационных.
3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной
оценки собственных физических возможностей.
4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное
время, организация активного отдыха и досуга.
5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности,
самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд
принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в
самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от
переутомления и нежелательных последствий.
Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность,
повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип
сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания
роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в
самосовершенствовании своего организма (тела и духа).
Тренировочный процесс предлагает: соответствие физических нагрузок по
возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья,
физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся; постепенное
увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени
тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами
отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и
систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель,
месяцев, лет).
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ)
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны
занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим
увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду,
гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию
центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения,
нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию
возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Для
повышения мышечной активности необходимы физические упражнения для
совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения
развития плоскостопия.
В детских дошкольных учреждениях физические упражнения проводят в виде
групповых гимнастических занятий и некоторых спортивных развлечений. Одежда
ребенка должна быть свободной и не стеснять движения. Для придания
разнообразия и увлекательности занятиям необходимо использовать различные
предметы и оборудование: мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки. Важно,
чтобы инвентарь соответствовал росту и возрасту ребенка.
Согласно «Программе воспитания в детском саду», начиная с 3-летнего
возраста необходимо ежедневно проводить утреннюю гимнастику, вначале с 5—6
мин (3 года) и до 10—12 мин (6 лет). Помимо этого, предусматривается
проведение физкультурных досугов 1 раз в месяц длительностью 15—20 мин для
детей 3 лет и до 40 мин для детей 6 лет.
Для занятий гимнастикой необходим коврик, который важно содержать в
чистоте. Гимнастические упражнения лучше проводить не раньше, чем через 30
мин после завтрака или дневного сна. Весьма важно, чтобы у детей
сформировалась привычка делать утреннюю гимнастику систематически. В
особенности важно проводить сеансы гимнастических упражнений после
длительных малоподвижных занятий — рисования, лепки, рукоделия.
Воспитатель, медицинская сестра или родители должны освоить те
упражнения, которые будут предложены детям. Рекомендуется давать задания
детям четко и ясно, без длинных, пространных объяснений, поскольку в этом
возрасте трудно сконцентрировать их внимание. Рационально упростить
команды, называя упражнения обобщенным образом, например: «кошка»,
«птичка», «паровоз» и др.
Не следует требовать от детей абсолютно правильного выполнения
задания, поскольку в этом возрасте еще несовершенна координация — она
находится лишь в стадии становления. Дети дошкольного возраста быстро
отвлекаются при однообразных упражнениях. Занятия необходимо построить
таким образом, чтобы обязательная часть, связанная с выполнением
упражнений, осуществлялась динамично и сконцентрированно, а далее, во
второй части, необходимо перейти к упражнениям, где в большей степени
имеется игровой элемент.
Организация физических упражнений при закаливании детей
предусматривает прежде всего подбор упражнений с преимущественным развитием
больших мышечных групп. Необходимо чередовать упражнения большой и малой
интенсивности. Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни должна
быть 20—25 мин. Вводная и подготовительная части занятий составляют 5—б
мин, основная—12—14 мин, заключительная—3— 4 мин.
Длительность занятий с детьми 5-го года жизни составляет 25—30 мин.
Вводная и подготовительная части занятий занимают 6—7 мин.
На 6-м и 7-м году жизни занятия проводят 30—35 мин.
Помимо специальных занятий, дети ежедневно выполняют утреннюю
гигиеническую гимнастику, а во время прогулок осуществляют подвижные игры,
овладевают некоторыми видами спортивных развлечений (санки, лыжи,
велосипед, самокат, плавание).
Особое место занимает утренняя гимнастика, которая должна быть введена
как обязательная часть режима для ребенка с 5—6 лет. Комплексы утренней
гимнастики должны включать имитационные движения, упражнения для развития
мышц туловища, приседания, подтягивания, ходьбу, прыжки и бег.
У детей этого возраста упражнения и движения должны быть связаны с
игрой или имитацией игры. Во время занятий необходимо чередовать упражнения
для всех групп мышц. При этом происходит совершенствование ходьбы, бега,
прыжков, лазания.
Эффективность занятий в особенности велика при положительном
эмоциональном фоне ребенка.
Не менее важно, чтобы соблюдалась постепенность в нарастании сложности
упражнений и величины нагрузки на скелетные мышцы.
На 4-м году жизни дети должны полностью овладеть навыками ходьбы. Для
совершенствования ходьбы детям задают разный темп. На занятиях ходьба
проводится во вводной и заключительной частях.
Начиная с 4-го года совершенствуют другие формы движений. Во время
бега должны появиться короткая фаза полета, координация работы рук и ног.
Для развития локо-моции бега применяют различные упражнения — изменение
ритма бега (ускорение и замедление), бег с препятствиями — ребенок на бегу
Страницы: 1, 2, 3
|