рефераты скачать

МЕНЮ


Оценка уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы

одинаково, то в последующие годы рост девочек ускоряется, и к 12 годам они

перегоняют мальчиков, а к 15 годам мальчик становится выше девочек. [21]

Развитие двигательных качеств

У женщин сила мышц на 10-30% меньше, чем у мужчин. Более слабыми

являются сгибатели и разгибатели. За период от 8 до 18 лет сила мышц –

сгибателей кисти у девочек увеличивается на 212%, а мальчиков – на 257%.

Женщины отличаются высокоразвитой способностью согласовывать движения,

хорошей выразительностью, пластичностью движений, чувством ритма, обладают

отличной гибкостью. Спортсменки успешно осваивают технику движений,

овладевают сложной координацией.

В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования

следует принимать во внимание особенности, связанные с функцией

материнства. Органы малого таза чувствительны к различным резким движениям,

толчкам, особенно когда женщина к ним не подготовлена. При этом может

значительно повышаться внутриутробное давление и произойти смещение матки.

[26]

Работоспособность организма женщин в различные периоды

месячного цикла

Следует учитывать физиологические процессы в организме женщины,

которые возникают в результате изменений функций половых и других желез

внутренней секреции в связи с менструальным циклом. Менструация – это

результат созревания особых зародышевых клеток, поступления яйцеклетки в

матку и образования в яичнике женского тела. Если оплодотворение яйцеклетки

не наступает, то желтое тело отмирает. Это сопровождается кровотечением –

менструацией.

Менструации повторяются периодически (как правило, через 28-30 дней) и

продолжаются 3-6 дней. Возникают они с 11-14 лет. В настоящее время в связи

с ускоренным биологическим развитием современной молодежи появление

менструации у девочек отмечается в более раннем возрасте.

В различные периоды менструального цикла наблюдаются изменения

работоспособности отдельных функций организма. В предменструальный и

менструальный период повышается возбудимость нервной системы, учащается

пульс, увеличивается артериальное давление. Нередко это сопровождается

ухудшением самочувствия, головной болью.

На отдельных этапах менструального цикла спортсменки отличаются

неодинаковой работоспособностью к мышечным нагрузкам.

Уровень проявления спортсменками скоростных, силовых и скоростно-

силовых возможностей на протяжении менструального цикла неодинаков. Худшие

результаты наблюдаются в первые дни цикла, а также в 13-14 день.

В предменструальный период (за один день) и непосредственно после

окончания менструации наблюдается замедление восстановительных процессов

после физических нагрузок. Большие тренировочные нагрузки, частые и сильные

эмоциональные переживания могут привести к задержке полового созревания

(менструации отсутствуют в 15 лет). [21]

По вопросу о том, можно ли женщинам во время менструального периода

заниматься физическими упражнениями, имеются противоположные мнения. Если

менструация проходит нормально, без болезненных явлений, занятия можно не

прекращать. Иногда в этот период девушки показывают заметно лучшие

результаты, как во время тренировочных занятий, так и во время

соревнований. [17]

Выводы:

В процессе спортивного совершенствования необходимо всегда учитывать

особенности женского организма и физиологические изменения, происходящие в

нем под воздействием спортивных тренировок. Упражнения общефизической

подготовки подбирать для девочек так, чтобы в первую очередь они укрепляли

мышцы живота и таза.

1.4. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям

Психическая подготовка – это система психолого-педагогических

воздействий, применяемых с целью формирования у спортсменов личности и

психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной

деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние,

которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической

и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять

предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в

своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение

и т.д.). [27]

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не

только от уровня высокой физической, технической и тактической

подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Действительно, чтобы реализовать свои физические, технические и

тактические способности, навыки, умения, а кроме того, вскрыть резервные

возможности, как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо

психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности.

Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и

динамика предсоревновательных состояний определяет высокие требования к

психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе

обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в

считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной

борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена

к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

[6]

Психика, сознание и личностные качества человека не только

проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность

– это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только

при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является

участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте –

важнейший элемент подготовки спортсмена. Но каждое соревнование – это и

разрядка накопленного нервно-психологического потенциала и не редко причина

значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в

соревнованиях это получение определенных результатов, подведение итогов

конкретного этапа тренировок, и приобретение спортивного мастерства

спортсмена. [8]

Психологическую подготовку спортсменов делят на две части: общая

психологическая подготовка и психологическая подготовка непосредственно к

соревнованию, и матчу.

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и

идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию

идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу

психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные

на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный

элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по настоящему

проявляется и закрепляется, но формируется он в тренировочном процессе.

[12]

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям

определяется:

- спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных

ситуациях, что является характерной чертой его отношения к

окружающей среде;

- уверенность спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон

отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность

действий, помехоустойчивость;

- боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату

деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то

есть к достижению соревновательной цели, что способствует

раскрытию резервных возможностей.

Единство этих черт спортивного характера осуществляет состояние

спокойной боевой уверенности.

Психологическая подготовленность юных баскетболистов особенно ярко

проявляется в соревнованиях. Официальный матч – это пробный камень

достижений тренера в психологической подготовке команды. В календарной игре

спортсмены испытывают предельные напряжения и полностью раскрывают как свои

волевые достоинства, так и недостатки. В напряженном матче довольно быстро

формируются ценные психологические качества баскетболиста. Учитывая эти

особенности соревновательных игр, нужно воспитывать сильных духом игроков в

учебных, контрольных, календарных играх.

О психологической готовности игроков к матчу особенно необходимо

заботиться во время сообщения им установки на игру. Никогда не заострять

внимание баскетболистов на сильных сторонах игры противника. Только

рассказать об особенностях игры соперников и предложить план нейтрализации

их действий. [12]

Самой важной и трудной борьбой спортсмена является его борьба с самим

собой, за преодоление своих психологических недостатков. Один из лозунгов,

стимулирующий психологическую подготовку глоссит: «Единственная схватка

первостепенного значения – это схватка с самим собой!». Победив собственную

слабость, баскетболист больше выиграет в соревновании, чем, если даже

одержит победу над несильным противником. И проигрыши сильнейшему может

обернуться психологической победой. [5]

Выводы:

Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть

направлена на формирование средств и качеств личности и психологических

состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность

соревновательной деятельности.

В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая

подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает

возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую,

тактическую и теоретическую подготовленность игроков.

Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней

подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах,

соревнованиях.

Глава 2. Задачи, методы, организация и содержание исследования

2.1. Задачи исследования

В дипломной работе нами определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать различные литературные источники, необходимые для

изучения технико-тактической подготовленности юных баскетболисток.

2. Оценить значимость элементов технико-тактических приемов при

подготовке юных баскетболисток; выделить ряд характерных

особенностей, отличающих игру женских и мужских команд.

3. Оценить и проанализировать уровень технико-тактической

подготовленности баскетболисток СДЮШОР-4, спортивно-оздоровительной

группы (13-15 лет).

4. Предложить методические рекомендации по повышению уровня технико-

тактической подготовленности баскетболистов.

2.2. Методы исследования

Основными методами исследования являются:

1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных

материалов.

2. Контрольные испытания.

3. Метод педагогического наблюдения.

4. Анкетирование.

5. Метод математической обработки.

6. Сравнительный анализ.

Анализ и изучение литературных данных.

Анализ литературных источников позволил составить представление о

состоянии исследуемого вопроса, сообщить имеющиеся литературные данные и

мнения специалистов, тренеров, касающихся вопроса технико-тактической

подготовки.

Анализ документальных материалов

В качестве документальных источников были использованы: поурочная

учебная программа для ДЮСШ, журналы тренеров СДЮШОР – 4. анализ документов

позволил выявить различия в технико-тактической подготовленности по

результатам контрольных испытаний.

Контрольные испытания

Целью контрольных испытаний являлось: определить уровень технико-

тактической подготовленности юных баскетболисток на данном этапе,

проанализировать динамику роста результатов за два года обучения.

По результатам контрольных испытаний выявить претенденток на перевод в

учебно-тренировочную группу (УТГ) соответствующего возраста.

Метод педагогического наблюдения

Задачей педагогического наблюдения являлось: изучить организацию

проведения контрольных испытаний, которые проводились на баскетболистках

спортивно-оздоровительной группы.

Анкетирование

Целью проведения анкетного опроса являлось: определить приоритет

значимости технико-тактических приемов баскетболисток; выделить характерные

особенности, отличающие игру женских и мужских команд.

Сравнительный анализ

Данный метод использовался при сравнении результатов анкетирования

тренеров-преподавателей, студентов ФФК и спортсменов; результатов

тестирования баскетболисток спортивно-оздоровительной группы.

Метод математической обработки результатов

Данный метод применялся для обработки результатов, полученных в ходе

тестирования и анкетирования.

2.3. Организация исследования

Наше исследование заключалось в проведении контрольных испытаний по

определению уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток

спортивно-оздоровительной группы. Исследование проводилось для того, чтобы

по результатам контрольных испытаний определить динамику роста показателей

уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток; выделить

претенденток на перевод в УТГ соответствующего возраста.

Исследование проводилось на девушках 13-15 лет. В исследовании

принимало участие 18 учащихся ДЮСШ-4 (списки находятся в приложении).

Контрольные испытания проводились в 2002-2003 учебных годах и

проходили в три этапа.

На первом этапе исследование позволило выявить начальный уровень

технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-

оздоровительной группы, степень владения двигательными навыками.

Тестирование проводилось в апреле 2002 года.

Второй этап исследования проводился в октябре 2002 года на тех же

испытуемых. Исследование на данном этапе позволило определить динамику

роста спортивных результатов и уровень технико-тактической подготовленности

испытуемых. В результате исследований проведенных в 2002 году учитывалась

разница между результатами и общие оценки по технико-тактической

подготовке.

Третий этап исследования состоялся в апреле 2003 года (состав

испытуемых тот же, что и на предыдущих этапах). Исследование на данном

этапе позволило проанализировать уровень развития технико-тактической

подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы.

Определить контингент занимающихся, которые справились с переводными

нормативами по технико-тактической подготовке.

Условия проведения испытаний для всех испытуемых одинаковы. Все

контрольные нормативы проводились в спортивном зале школы № 42. Каждое

испытание девочки выполняли по очереди, в порядке, котором они выбирались

тренером. При выполнении любого теста на всей площадке должен находиться

только испытуемый. Каждое испытание вначале объяснялось, а затем

показывалось испытуемым. Это делалось для более точного воспроизведения

предлагающегося задания.

Результаты каждого теста протоколировались и окончательные оценки

представлены в приложении.

Для организации анкетирования была предложена единая форма анкеты для

всех опрашиваемых (Приложение 1, 2). Анкетирование проводилось среди

студентов ФФК (5 человек), тренеров-преподавателей (5 человек), действующих

спортсменов-баскетболистов (5 человек).

2.4. Содержание исследования

В качестве контрольных испытаний нами были использованы следующие

тесты:

а) Перемещение 6х5.

Тест служит для оценки перемещения разными способами.

На площадке чертится квадрат со стороной 5м. На конце одной из сторон

ставится отметка (чертится линия) – место старта и финиша. На

противоположной линии ставится другая отметка, от которой движение

начинается в обратном направлении.

Передвижение начинается с наружной стороны ограничительных линий.

Баскетболист становится лицом по ходу движения у места старта (квадрат

остается впереди слева). По сигналу он передвигается лицом вперед (5м.),

затем по другой стороне квадрата приставными шагами левым боком в защитной

стойке (5м.) и спиной вперед (5м.), заступает одной нагой за

ограничительную линию и проделывает весь путь в обратном направлении: лицом

вперед, приставным шагом правым боком, в защитной стойке и спиной вперед. В

момент пересечения игроком линии финиша секундомер останавливается.

Каждый испытуемый выполняет по две попытки, лучший результат

записывается, округляется с точностью до десятых секунд.

б) Комбинированное упражнение.

Тест позволяет определить у детей степень владения технико-

тактическими приемами, точность бросков в движении и в прыжке; оценить

быстроту передвижения, технику ведения правой и левой рукой.

В правой ближней половине площадки (ели стоять на середине лицевой

линии лицом к площадке) располагаются 4-е набивных мяча. Первый в середине

площадки в трех метрах от средней линии, второй на боковой линии в 6-ти

метрах от линии; третий в середине площадки в 6-ти метрах от первого мяча и

четвертый – в правом ближнем углу площадки. С левой стороны площадки, вдоль

боковой линии на расстоянии 2-х метров от нее, стоят три стойки. Одна

стойка – на средней линии площадки, две другие – впереди и сзади от нее на

расстоянии 2-х м. Игрок начинает движение с места пересечения боковой и

средней линии в правой стороне площадки. Он передвигается левым боком в

защитной стойке к первому мячу, касается его левой рукой, затем

передвигается правым боком по направлению ко второму мячу, касается его

правой рукой, продолжает движение левым боком к третьему мячу, касается его

рукой и правым боком направляется к 4-му мячу. Коснувшись его правой рукой,

игрок делает рывок к средней линии, на которой лежит баскетбольный мяч

(расстояние от мяча до правой боковой линии 1м.), берет его и ведет его на

противоположную половину площадки. Затем игрок входит в 3-х секундную зону

и выполняет бросок в движении правой рукой, ловит мяч и ведением левой

рукой выводит его к области штрафного броска с правого края, если смотреть

на кольцо. Далее игрок обходит зону штрафного броска слева на право, входит

в область штрафного броска и выполняет бросок в движении уже левой рукой.

Подобрав мяч после броска, игрок ведет его сильной рукой к стойкам,

попеременно обводит их правой, затем левой; правой рукой ведет мяч к

противоположному щиту и завершает упражнение броском мяча в прыжке после

остановки в области линии штрафного броска. Время останавливается при

касании мячом кольца. Оценивается время выполнения упражнения с точностью

до десятой доли секунды. (Рисунок 1)

- набивные мячи - перемещение без мяча

- стойки - бросок мяча в кольцо

- баскетбольный мяч - ведение мяча

Рисунок 1.

в) Броски с точек

Тест позволяет определить у баскетболистов точность попадания мяча в

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.