Оценка уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы
одинаково, то в последующие годы рост девочек ускоряется, и к 12 годам они
перегоняют мальчиков, а к 15 годам мальчик становится выше девочек. [21]
Развитие двигательных качеств
У женщин сила мышц на 10-30% меньше, чем у мужчин. Более слабыми
являются сгибатели и разгибатели. За период от 8 до 18 лет сила мышц –
сгибателей кисти у девочек увеличивается на 212%, а мальчиков – на 257%.
Женщины отличаются высокоразвитой способностью согласовывать движения,
хорошей выразительностью, пластичностью движений, чувством ритма, обладают
отличной гибкостью. Спортсменки успешно осваивают технику движений,
овладевают сложной координацией.
В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования
следует принимать во внимание особенности, связанные с функцией
материнства. Органы малого таза чувствительны к различным резким движениям,
толчкам, особенно когда женщина к ним не подготовлена. При этом может
значительно повышаться внутриутробное давление и произойти смещение матки.
[26]
Работоспособность организма женщин в различные периоды
месячного цикла
Следует учитывать физиологические процессы в организме женщины,
которые возникают в результате изменений функций половых и других желез
внутренней секреции в связи с менструальным циклом. Менструация – это
результат созревания особых зародышевых клеток, поступления яйцеклетки в
матку и образования в яичнике женского тела. Если оплодотворение яйцеклетки
не наступает, то желтое тело отмирает. Это сопровождается кровотечением –
менструацией.
Менструации повторяются периодически (как правило, через 28-30 дней) и
продолжаются 3-6 дней. Возникают они с 11-14 лет. В настоящее время в связи
с ускоренным биологическим развитием современной молодежи появление
менструации у девочек отмечается в более раннем возрасте.
В различные периоды менструального цикла наблюдаются изменения
работоспособности отдельных функций организма. В предменструальный и
менструальный период повышается возбудимость нервной системы, учащается
пульс, увеличивается артериальное давление. Нередко это сопровождается
ухудшением самочувствия, головной болью.
На отдельных этапах менструального цикла спортсменки отличаются
неодинаковой работоспособностью к мышечным нагрузкам.
Уровень проявления спортсменками скоростных, силовых и скоростно-
силовых возможностей на протяжении менструального цикла неодинаков. Худшие
результаты наблюдаются в первые дни цикла, а также в 13-14 день.
В предменструальный период (за один день) и непосредственно после
окончания менструации наблюдается замедление восстановительных процессов
после физических нагрузок. Большие тренировочные нагрузки, частые и сильные
эмоциональные переживания могут привести к задержке полового созревания
(менструации отсутствуют в 15 лет). [21]
По вопросу о том, можно ли женщинам во время менструального периода
заниматься физическими упражнениями, имеются противоположные мнения. Если
менструация проходит нормально, без болезненных явлений, занятия можно не
прекращать. Иногда в этот период девушки показывают заметно лучшие
результаты, как во время тренировочных занятий, так и во время
соревнований. [17]
Выводы:
В процессе спортивного совершенствования необходимо всегда учитывать
особенности женского организма и физиологические изменения, происходящие в
нем под воздействием спортивных тренировок. Упражнения общефизической
подготовки подбирать для девочек так, чтобы в первую очередь они укрепляли
мышцы живота и таза.
1.4. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям
Психическая подготовка – это система психолого-педагогических
воздействий, применяемых с целью формирования у спортсменов личности и
психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной
деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние,
которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической
и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять
предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в
своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение
и т.д.). [27]
Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не
только от уровня высокой физической, технической и тактической
подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.
Действительно, чтобы реализовать свои физические, технические и
тактические способности, навыки, умения, а кроме того, вскрыть резервные
возможности, как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо
психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности.
Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и
динамика предсоревновательных состояний определяет высокие требования к
психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе
обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в
считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной
борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена
к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.
[6]
Психика, сознание и личностные качества человека не только
проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность
– это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только
при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.
Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является
участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте –
важнейший элемент подготовки спортсмена. Но каждое соревнование – это и
разрядка накопленного нервно-психологического потенциала и не редко причина
значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в
соревнованиях это получение определенных результатов, подведение итогов
конкретного этапа тренировок, и приобретение спортивного мастерства
спортсмена. [8]
Психологическую подготовку спортсменов делят на две части: общая
психологическая подготовка и психологическая подготовка непосредственно к
соревнованию, и матчу.
Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и
идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию
идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу
психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные
на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный
элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по настоящему
проявляется и закрепляется, но формируется он в тренировочном процессе.
[12]
Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям
определяется:
- спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных
ситуациях, что является характерной чертой его отношения к
окружающей среде;
- уверенность спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон
отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность
действий, помехоустойчивость;
- боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату
деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то
есть к достижению соревновательной цели, что способствует
раскрытию резервных возможностей.
Единство этих черт спортивного характера осуществляет состояние
спокойной боевой уверенности.
Психологическая подготовленность юных баскетболистов особенно ярко
проявляется в соревнованиях. Официальный матч – это пробный камень
достижений тренера в психологической подготовке команды. В календарной игре
спортсмены испытывают предельные напряжения и полностью раскрывают как свои
волевые достоинства, так и недостатки. В напряженном матче довольно быстро
формируются ценные психологические качества баскетболиста. Учитывая эти
особенности соревновательных игр, нужно воспитывать сильных духом игроков в
учебных, контрольных, календарных играх.
О психологической готовности игроков к матчу особенно необходимо
заботиться во время сообщения им установки на игру. Никогда не заострять
внимание баскетболистов на сильных сторонах игры противника. Только
рассказать об особенностях игры соперников и предложить план нейтрализации
их действий. [12]
Самой важной и трудной борьбой спортсмена является его борьба с самим
собой, за преодоление своих психологических недостатков. Один из лозунгов,
стимулирующий психологическую подготовку глоссит: «Единственная схватка
первостепенного значения – это схватка с самим собой!». Победив собственную
слабость, баскетболист больше выиграет в соревновании, чем, если даже
одержит победу над несильным противником. И проигрыши сильнейшему может
обернуться психологической победой. [5]
Выводы:
Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть
направлена на формирование средств и качеств личности и психологических
состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность
соревновательной деятельности.
В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая
подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает
возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую,
тактическую и теоретическую подготовленность игроков.
Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней
подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах,
соревнованиях.
Глава 2. Задачи, методы, организация и содержание исследования
2.1. Задачи исследования
В дипломной работе нами определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать различные литературные источники, необходимые для
изучения технико-тактической подготовленности юных баскетболисток.
2. Оценить значимость элементов технико-тактических приемов при
подготовке юных баскетболисток; выделить ряд характерных
особенностей, отличающих игру женских и мужских команд.
3. Оценить и проанализировать уровень технико-тактической
подготовленности баскетболисток СДЮШОР-4, спортивно-оздоровительной
группы (13-15 лет).
4. Предложить методические рекомендации по повышению уровня технико-
тактической подготовленности баскетболистов.
2.2. Методы исследования
Основными методами исследования являются:
1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных
материалов.
2. Контрольные испытания.
3. Метод педагогического наблюдения.
4. Анкетирование.
5. Метод математической обработки.
6. Сравнительный анализ.
Анализ и изучение литературных данных.
Анализ литературных источников позволил составить представление о
состоянии исследуемого вопроса, сообщить имеющиеся литературные данные и
мнения специалистов, тренеров, касающихся вопроса технико-тактической
подготовки.
Анализ документальных материалов
В качестве документальных источников были использованы: поурочная
учебная программа для ДЮСШ, журналы тренеров СДЮШОР – 4. анализ документов
позволил выявить различия в технико-тактической подготовленности по
результатам контрольных испытаний.
Контрольные испытания
Целью контрольных испытаний являлось: определить уровень технико-
тактической подготовленности юных баскетболисток на данном этапе,
проанализировать динамику роста результатов за два года обучения.
По результатам контрольных испытаний выявить претенденток на перевод в
учебно-тренировочную группу (УТГ) соответствующего возраста.
Метод педагогического наблюдения
Задачей педагогического наблюдения являлось: изучить организацию
проведения контрольных испытаний, которые проводились на баскетболистках
спортивно-оздоровительной группы.
Анкетирование
Целью проведения анкетного опроса являлось: определить приоритет
значимости технико-тактических приемов баскетболисток; выделить характерные
особенности, отличающие игру женских и мужских команд.
Сравнительный анализ
Данный метод использовался при сравнении результатов анкетирования
тренеров-преподавателей, студентов ФФК и спортсменов; результатов
тестирования баскетболисток спортивно-оздоровительной группы.
Метод математической обработки результатов
Данный метод применялся для обработки результатов, полученных в ходе
тестирования и анкетирования.
2.3. Организация исследования
Наше исследование заключалось в проведении контрольных испытаний по
определению уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток
спортивно-оздоровительной группы. Исследование проводилось для того, чтобы
по результатам контрольных испытаний определить динамику роста показателей
уровня технико-тактической подготовленности баскетболисток; выделить
претенденток на перевод в УТГ соответствующего возраста.
Исследование проводилось на девушках 13-15 лет. В исследовании
принимало участие 18 учащихся ДЮСШ-4 (списки находятся в приложении).
Контрольные испытания проводились в 2002-2003 учебных годах и
проходили в три этапа.
На первом этапе исследование позволило выявить начальный уровень
технико-тактической подготовленности баскетболисток спортивно-
оздоровительной группы, степень владения двигательными навыками.
Тестирование проводилось в апреле 2002 года.
Второй этап исследования проводился в октябре 2002 года на тех же
испытуемых. Исследование на данном этапе позволило определить динамику
роста спортивных результатов и уровень технико-тактической подготовленности
испытуемых. В результате исследований проведенных в 2002 году учитывалась
разница между результатами и общие оценки по технико-тактической
подготовке.
Третий этап исследования состоялся в апреле 2003 года (состав
испытуемых тот же, что и на предыдущих этапах). Исследование на данном
этапе позволило проанализировать уровень развития технико-тактической
подготовленности баскетболисток спортивно-оздоровительной группы.
Определить контингент занимающихся, которые справились с переводными
нормативами по технико-тактической подготовке.
Условия проведения испытаний для всех испытуемых одинаковы. Все
контрольные нормативы проводились в спортивном зале школы № 42. Каждое
испытание девочки выполняли по очереди, в порядке, котором они выбирались
тренером. При выполнении любого теста на всей площадке должен находиться
только испытуемый. Каждое испытание вначале объяснялось, а затем
показывалось испытуемым. Это делалось для более точного воспроизведения
предлагающегося задания.
Результаты каждого теста протоколировались и окончательные оценки
представлены в приложении.
Для организации анкетирования была предложена единая форма анкеты для
всех опрашиваемых (Приложение 1, 2). Анкетирование проводилось среди
студентов ФФК (5 человек), тренеров-преподавателей (5 человек), действующих
спортсменов-баскетболистов (5 человек).
2.4. Содержание исследования
В качестве контрольных испытаний нами были использованы следующие
тесты:
а) Перемещение 6х5.
Тест служит для оценки перемещения разными способами.
На площадке чертится квадрат со стороной 5м. На конце одной из сторон
ставится отметка (чертится линия) – место старта и финиша. На
противоположной линии ставится другая отметка, от которой движение
начинается в обратном направлении.
Передвижение начинается с наружной стороны ограничительных линий.
Баскетболист становится лицом по ходу движения у места старта (квадрат
остается впереди слева). По сигналу он передвигается лицом вперед (5м.),
затем по другой стороне квадрата приставными шагами левым боком в защитной
стойке (5м.) и спиной вперед (5м.), заступает одной нагой за
ограничительную линию и проделывает весь путь в обратном направлении: лицом
вперед, приставным шагом правым боком, в защитной стойке и спиной вперед. В
момент пересечения игроком линии финиша секундомер останавливается.
Каждый испытуемый выполняет по две попытки, лучший результат
записывается, округляется с точностью до десятых секунд.
б) Комбинированное упражнение.
Тест позволяет определить у детей степень владения технико-
тактическими приемами, точность бросков в движении и в прыжке; оценить
быстроту передвижения, технику ведения правой и левой рукой.
В правой ближней половине площадки (ели стоять на середине лицевой
линии лицом к площадке) располагаются 4-е набивных мяча. Первый в середине
площадки в трех метрах от средней линии, второй на боковой линии в 6-ти
метрах от линии; третий в середине площадки в 6-ти метрах от первого мяча и
четвертый – в правом ближнем углу площадки. С левой стороны площадки, вдоль
боковой линии на расстоянии 2-х метров от нее, стоят три стойки. Одна
стойка – на средней линии площадки, две другие – впереди и сзади от нее на
расстоянии 2-х м. Игрок начинает движение с места пересечения боковой и
средней линии в правой стороне площадки. Он передвигается левым боком в
защитной стойке к первому мячу, касается его левой рукой, затем
передвигается правым боком по направлению ко второму мячу, касается его
правой рукой, продолжает движение левым боком к третьему мячу, касается его
рукой и правым боком направляется к 4-му мячу. Коснувшись его правой рукой,
игрок делает рывок к средней линии, на которой лежит баскетбольный мяч
(расстояние от мяча до правой боковой линии 1м.), берет его и ведет его на
противоположную половину площадки. Затем игрок входит в 3-х секундную зону
и выполняет бросок в движении правой рукой, ловит мяч и ведением левой
рукой выводит его к области штрафного броска с правого края, если смотреть
на кольцо. Далее игрок обходит зону штрафного броска слева на право, входит
в область штрафного броска и выполняет бросок в движении уже левой рукой.
Подобрав мяч после броска, игрок ведет его сильной рукой к стойкам,
попеременно обводит их правой, затем левой; правой рукой ведет мяч к
противоположному щиту и завершает упражнение броском мяча в прыжке после
остановки в области линии штрафного броска. Время останавливается при
касании мячом кольца. Оценивается время выполнения упражнения с точностью
до десятой доли секунды. (Рисунок 1)
- набивные мячи - перемещение без мяча
- стойки - бросок мяча в кольцо
- баскетбольный мяч - ведение мяча
Рисунок 1.
в) Броски с точек
Тест позволяет определить у баскетболистов точность попадания мяча в
Страницы: 1, 2, 3, 4
|