рефераты скачать

МЕНЮ


Нагрузки в легкой атлетике

Нагрузки в легкой атлетике

Введение 2

1. Спортивная нагрузка и основные ее составляющие. 5

1.1 Определение понятия "спортивная нагрузка" и ряда смежных терминов.

5

1.2. Функциональная нагрузка и ее особенности. 8

1.3 Проявления спортивной нагрузки в легкой атлетике. 11

2. Проблема нагрузки и методология ее исследования. 12

2.1 Основные аспекты теоретического анализа. 12

2.2 Оценка величины нагрузки и основные подходы к рассмотрению этой

проблемы. Структура и компоненты физической нагрузки. 14

2.3 Система оценивания. 18

3. Отдых, как составляющая физической нагрузки. 23

3.1 Отдых – определение и краткая характеристика. 23

3.2 Типология отдыха 26

3.3 Сочетание отдыха и двигательных действий в тренировках. 27

4. Соотношение понятий "физическое воздействие" и "физическая нагрузка".

Градация двигательных действий. 30

Заключение 33

Список использованной литературы 34

Введение

В настоящей курсовой работе мне хотелось бы осветить некоторые

проблемы физической и физиологической нагрузки у спринтеров.

Эта тема в литературе представлена рядом публикаций, которые зачастую

совершенно по-разному подходят к рассмотрению одних и тех же вопросов.

Зачастую это затрудняет обзор и трактование тех или иных понятий, но в ряде

случаев, наоборот, позволяет более широко взглянуть на некоторые предметы.

Основной целью данной работы является исследование нагрузки,

испытываемой легкоатлетами при беге на короткие дистанции.

На сегодняшний день проблема спортивной нагрузки находится в таком

положении, когда, с одной стороны, уже накоплено большое количество

фактического материала по отдельным вопросам и аспектам и информация по ним

продолжает лавинообразно нарастать, а с другой стороны, несмотря на наличие

этого фактического материала, его все труднее становится систематизировать

и обобщать, а, следовательно, и полноценно использовать в практике

спортивной подготовки квалифицированных спортсменов.

Конкретные данные, которые приводятся в литературе и касаются проблемы

нагрузки, невозможно сопоставить и увязать не только среди различных видов

спорта, но даже в любом отдельно взятом конкретном виде. Все это отдаляет

возможность создания стройной системы знаний как по теоретическим, так и по

прикладным аспектам данной проблемы.

Таким образом, налицо следующий парадокс. С одной стороны, уже

накоплен и с каждым днем все более увеличивается как практический, так и

экспериментальный материал, а с другой стороны — основные положения по

данной проблеме по-прежнему не систематизированы, весьма противоречивы и не

имеют достаточного научного обоснования.

Этот парадокс обусловлен отсутствием общей теории как методологии

исследования проблемы спортивной нагрузки. Это выражается в первую очередь

в слабости нашего понятийного аппарата, в отсутствии научно-обоснованных

определений главных составляющих компонентов спортивной нагрузки и их

взаимосвязи.

Большинство авторов, освещающих каким-либо образом вопросы нагрузки,

не пытаются объяснить сущность физической нагрузки, не раскрывают, какой

смысл они вкладывают в это понятие, а чаще всего раскрывают его через

работоспособность спортсмена, его утомление или какие-либо другие

функциональные изменения, происходящие в организме спортсмена под влиянием

той или иной нагрузки (В. Э. Нагорный, 1959; В. С. Фарфель. 1961: В. И

Филин, В. С. Топчиян и др., 1964; В. И. Зациорский, 1965; М. Я. Горкин,

1966; А. И. Кузнецов, 1967; В. А. Карпман в соавт., 1974; А. И. Шпагин,

1974; И. А. Сапов, А. С. Солодков и др., 1976; В. Н. Афонин, 1976; К- Л.

Чернов, 1978; М- Я. На-батникова, 1978; И. В. Аулик, 1979; М. А. Годик,

1980; А. Н. Тяпин, 1986; В. А. Иорданская, Н. В. Карполь, 1995 и др.).

Мы говорим о той или иной нагрузке, т. к. в спортивной деятельности, а

порой и в других видах деятельности, часто аппелируют такими терминами, как

"психофизиологическая нагрузка", "нервная нагрузка", "психологическая

нагрузка" и т. д. Таким образом, у нагрузки имеется большое количество

прилагательных. Однако вводимые новые определения нагрузки, приживаясь,

если можно так сказать, остаются без четкого смыслового определения. Каждый

автор вкладывает в это понятие свой смысл, а порой и отождествляя между

собой различные виды нагрузок, при этом адекватных, четко сформулированных

и научно-обоснованных определений этим терминам, употребляемым как в

практике, так и в теории спорта, до сих пор нет.

Все выше сказанное относится в первую очередь к таким понятиям, как

спортивная нагрузка, физическая и функциональная нагрузка, тренировочная и

соревновательная нагрузка.

Еще хуже обстоит положение с выявлением основных составляющих,

которыми определяется спортивная нагрузка и ее производные. То есть

остается до сих пор невыясненным, каковы же основные компоненты,

определяющие спортивную нагрузку, физическую нагрузку, функциональную

нагрузку и т. д.

1. Спортивная нагрузка и основные ее составляющие.

1.1 Определение понятия "спортивная нагрузка" и ряда смежных терминов.

Профессор Л. П. Матвеев (1977, 1976) под нагрузкой (тренировочной)

подразумевает определенную величину воздействия физических упражнений на

функциональное состояние, организма спортсмена. Нагрузка, по мнению автора,

может быть выражена "внешней" и "внутренней" сторонами. К "внешней"

нагрузке автор относит количественные и качественные показатели выполняемых

физических упражнений (в мерах преодолеваемого расстояния, затраченного

времени, поднятого веса, числа повторений и т. д.). "Внутреннюю" сторону

нагрузки, автор характеризует величиной ответных реакций организма, т. е.

степенью физиологических и биохимических сдвигов в организме под влиянием

данного упражнения (или упражнений).

Несмотря на то, что определение Л. П. Матвеева было дано в 1967 году,

оно сохранило свое смысловое содержание до сегодняшнего дня и включено с

небольшими поправками в учебники теории и методики физического воспитания.

Эту же мысль позднее подчеркивал а своей работе и В. Н. Афанасьев

(1976), относя объем, интенсивность, плотность работы к внешней сторону

нагрузки, а реакцию функциональных систем к внутренней стороне нагрузки.

А. Д. Солдатов, К. Д. Чернов (1978), раскрывая содержательную сторону

термина "нагрузка", попытались раскрыть ее через количественные

характеристики спортивной деятельности и состояния спортсмена, указав на

причинно-следственную зависимость между ними.

По мнению И. Ю. Бондарчука (1988), под нагрузкой понимается прежде

всего количественная мера воздействия физических упражнений, сопряженная с

"расходованием рабочих потенциалов" организма.

Брейзер В. В. в соавт. (1988), В. П. Филип, В. С. Рубин (1988) и др.

рассматривают нагрузку и предлагают планировать ее, учитывая лишь один из

параметров — это количество тренировочных дней или объем выполненной работы

(будь то общая или специальная физическая подготовка) и уровень

тренированности (Н. П. Гусев, Ю. Н. Лысенко, 1989).

Мы склонны "внешнюю" нагрузку характеризовать как физическую, а

"внутреннюю" называть функциональной нагрузкой.

Что касается понятия функциональная (нагрузка, то хотя этот термин

очень часто употребляется в спортивной литературе, особенно в практике

спорта высших достижений, однако не удалось обнаружить его определения.

Наиболее часто употребляемые в теории и практике спорта понятия

"тренировочная" и "спортивная" нагрузки также до сих пор имеют самые

различные толкования.

Анализируя определение, данное Л. П. Матвеевым, можно отметить, что

содержание, которое автор вкладывает в понятие "тренировочная нагрузка",

значительно, шире, а следовательно и сам термин неадекватен содержанию,

заключенному в этом определении. Термин, который смог бы наиболее полно

отразить содержание, вкладываемое в понятие "тренировочная нагрузка" — это,

по моему мнению, "спортивная нагрузка".

Таким образом, предлагая заменить термин "тренировочная нагрузка" на

"спортивная нагрузка", можно дать определение последнему.

Спортивная нагрузка — это интегративное единство физической нагрузки и

нагрузки функциональной, имеющей место при выполнении различных

двигательных. действий спортсмена, связанных с выполнением конкретных

физических упражнений. Вводимый здесь термин "спортивная нагрузка"

характеризует нагрузку, которая характерна отражает двигательную

деятельность. Что касается других типов деятельности, то имеющая там место

нагрузка будет, по-видимому, называться, в зависимости от вида

деятельности, технико-конструкторской, научно-теоретической, художественно-

эстетической, наряду с этим можно вычленить учебную и производственную

(трудовую) нагрузки. Однако, несмотря на различные виды деятельности,

основные составляющие компоненты нагрузки в принципе идентичны компонентам

спортивной нагрузки.

Анализ приведенного выше определения спортивной нагрузки обнаруживает

его двойственную природу, которая по определению Л. П. Матвеева имеет

"внутреннюю" и "внешнюю" стороны. Отсюда следует, что спортивную нагрузку

можно и нужно подразделять на два ее вида: физическую — "внешнюю" и

функциональную — "внутреннюю", которые хотя и взаимосвязаны, но

диаметрально противоположны.

Термин "физическая нагрузка" более точно отражает ее смысловое

содержание, нежели понятие "внешняя" нагрузка. Поэтому под физической

нагрузкой следует понимать некую величину выполненной спортсменом

определенным способом (методом) физической работы, выраженной в

динамических, пространственных и временных характеристиках.

Общеизвестно, что как только человек начинает выполнять какие-либо

двигательные действия, то он испытывает со стороны последних определенную

величину физического воздействия. Организм спортсмена в этом случае

начинает функционировать со значительно возросшим напряжением, т. е.

выполнение любого вида двигательных действий всегда сопровождается какими-

либо функциональными сдвигами в организме. При выполнении физической

нагрузки организм человека всегда испытывает функциональную грузку

(нагрузку на органы и функциональные системы). Таким образом,

функциональная нагрузка — это определенная интегральная величина

напряженности органов и систем организма, а также энергетических затрат,

обусловленных как обычной жизнедеятельностью человека, так и выполнением

какого-либо целенаправленного двигательного действия.

Следовательно, термин "внутренняя" сторона нагрузки, введенный Л. П.

Матвеевым, фактически характеризует нагрузку на функциональные системы

организма и, по-видимому, целесообразней его заменить понятием

"функциональная" нагрузка.

1.2. Функциональная нагрузка и ее особенности.

Под функциональной нагрузкой мы будем понимать интегральную величину,

отражающую психофизиологические, соматофизиологические, биохимические и

прочие сдвиги, которые обуславливают повышенный уровень функцоинирования

систем организма, а также определенные величины различных энергозатрат,

которые чаше всего выражаются термином "рабочие потенциалы". Причем особый

акцент следует сделать на неразрывности существования физической и

функциональной нагрузок. Может быть поэтому физическую и функциональную

нагрузки можно сравнить с двумя сторонами медали. Такое сравнение

подчеркивает, что одна сторона без другой существовать не может, ибо в этом

случае нарушится целостность данного явления; поэтому и существование любой

из этих сторон в отдельности невозможно. Таким образом, не может быть

функциональной нагрузки без физической, и в то же время наличие физической

нагрузки всегда обуславливает нагрузку функциональную. Причем, эта

обусловленность носит количественно-качественную взаимосвязь.

Следовательно, по величине функциональных сдвигов в организме можно

относительно судить о величине физической нагрузки. Здесь говорится

относительно, потому что, как отмечают специалисты в области физиологии

спорта, одна и та же величина физической нагрузки всегда сопровождается

одними и теми же величинами функциональных сдвигов при одном и том же

исходном состоянии организма, а при различном исходном состоянии организма

одни и те же физические нагрузки вызывают неадекватные по величине

функциональные сдвиги в организме.

Таким образом, кратко охарактеризовав физическую и функциональную

нагрузки, можно отметить, что "спортивная нагрузка" включает в себя

определенную интегративную величину выполненной работы — "физическую

нагрузку" — и сопутствующие ей интегративные сдвиги в организме —

"функциональную нагрузку".

Нельзя отрицать и того, что процесс физической подготовки, по существу

своему, есть единство двух существенно различных хотя и взаимосвязанных

процессов, а именно: тренировочного — как процесса накопления необходимых

двигательных навыков и умений, а также сдвигов в организме, и

соревновательного — как процесса трансформации накопленных двигательных

умений и навыков, а также положительных сдвигов в организме спортсмена с

целью реализации их в максимально возможный спортивный результат,

осуществляемый, как правило, лишь в процессе спортивных соревнований.

Поэтому физическая нагрузка в свою очередь может быть подразделена на две

разновидности: тренировочную и соревновательную. Что касается

функциональной нагрузки, то, в силу своей специфики, она непосредственно не

может быть подразделена на две выше названные разновидности, но всецело

обуславливается либо спецификой (характером, величиной и прочее)

тренировочной физической нагрузки, либо спецификой (характером, величиной и

прочее) соревновательной физической нагрузки.

Следовательно, если физическая и функциональная нагрузки являются

двумя качественно различными видами спортивной нагрузки, то тренировочная и

соревновательная нагрузки выступают лишь как разновидности этих видов

спортивной нагрузки.

В специальной литературе имеются единичные работы, связанные с

изучением соревновательной нагрузки, однако никто из авторов не раскрывает

содержательную сторону соревновательной нагрузки, а лишь подчеркивают, что

в ходе соревнований нагрузка больше, чем па тренировочных занятиях, причем

все свои данные они основывают в основном на функциональных изменениях,

происходящих в организме спортсмена.

Необходимо остановиться еще на двух моментах. Во-первых, следует

различать выполненную физическую нагрузку и ту, которую мы планируем, т. е.

такую нагрузку, которая при определенных условиях превращается в

действительность, но еще не превратилась в нее; возможность еще не

реализована, но мы уже рассматриваем ее так, как если бы имели дело с чем-

то уже существующим. Это относится как к физической, так и к функциональной

нагрузкам.

Когда мы говорим о нагрузке, го чаще всего подразумеваем, что нагрузка

уже выполнена, т. е. нагрузка реальная, уже имевшая место. Но в то же время

нам приходится нередко говорить о планируемой физической нагрузке. В

отличие от реальных процессов, которые имеют место в первом случае, во

втором случае имеет место предполагаемая, т. е. возможная нагрузка. Поэтому

она (нагрузка) выступает как идеальная модель будущей реальной нагрузки.

Следовательно, прежде чем анализировать, а тем более исследовать

реальную нагрузку, необходимо помнить, что ей всегда будет предшествовать

идеальный аналог — теоретическая модель планируемой нагрузки.

По-видимому, здесь уместно отметить, что при планировании физической

нагрузки необходимо прогнозировать (планировать) и функциональную нагрузку,

т. е. те функциональные сдвиги, которые являются следствием выполнения

планируемой физической нагрузки. Причем, если при планировании

предусматривать функциональную нагрузку, то она будет выступать

обоснованием для планирования физической нагрузки, т. е. это — идеальное

представление о том, что должно произойти в организме при выполнении той

или иной физической нагрузки.

Таким образом, прежде чем будут иметь место реальные процессы, т. е.

выполнение физической нагрузки и те реальные сдвиги, которые являются

следствием ее, им всегда будут предшествовать их идеальные аналоги в виде

прогнозируемых, физической или функциональной, нагрузок.

1.3 Проявления спортивной нагрузки в легкой атлетике.

Спортивную нагрузку целесообразно рассматривать в двух конкретных ее

проявлениях — тренировочной и соревновательной, которые имеют место в

спортивной деятельности и являются разновидностями спортивной нагрузки. На

уровне физического воспитания преобладающий характер носит тренировочная

нагрузка. Что касается массового спорта, а тем более спорта высших

достижений (большого спорта), то там всегда налицо два ее вида:

тренировочная и соревновательная.

Тренировочная нагрузка в большей степени поддается регулированию, т.

к. для ее дозирования имеются объективные предпосылки. Отличительной

особенностью соревновательной нагрузки будет сопутствующее ей всегда

психоэмоциональное напряжение. Соревновательная нагрузка чаще будет

неадекватна нашим функциональным возможностям, т. к. готовы мы или нет к

данным соревнованиям, а должны .выступать и выполнять предстоящую работу с

максимальной интенсивностью., или с максимальным объемом, а поэтому

нагрузка на соревнованиях всегда выше, чем, тренировочная, ибо цель высшего

порядка приводит и к более, высоким нагрузкам, как физическим так и

функциональным.

2. Проблема нагрузки и методология ее исследования.

2.1 Основные аспекты теоретического анализа.

Проблема нагрузки — это сложная проблема потому, что при исследовании

ее мы изучаем непосредственно самого человека, т. е. те интимнейшие

процессы, которые протекают в организме при выполнении различных нагрузок.

Методология исследования чтобы рассматривать проблему нагрузки как

диалектическое единство двух ее составляющих или, как чаще принято

говорить, единство внешней и внутренней сторон ее.

Единство это противоречивое. Для удобства теоретического анализа можно

изолированно исследовать физическую нагрузку и нагрузку функциональную. В

этом случае можно проанализировать ее составляющие, их взаимосвязь и прочие

моменты. Собственно, это то, что было проделано в.данной работе. Во всех же

остальных случаях исследовать одну сторону спортивной нагрузки без другой

практически нецелесообразно. Особенно это касается функциональной нагрузки

(внутренней стороны). Дело в том, что между внешней и внутренней сторонами

спортивной нагрузки существует жесткая причинно-следственная связь. Внешняя

сторона — физическая нагрузка — выступает всегда как причина по отношению к

нагрузке функциональной. Поэтому изучать следствие, не исследуя саму

причину мягко говоря, — неверно, не говоря уже о том, что такое

исследование совершенно лишено здравого смысла, так как не приводит к

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.