рефераты скачать

МЕНЮ


Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3)

Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3)

Московский Педагогический Государственный Университет.

Курсовая работа.

Методика формирования ответственного

отношения учащихся к своему здоровью

(начальные классы 1-3).

Курсовая работа

студентки группы 301

валеологического факультета

Халия Кристины Константиновны.

Москва 2001г.

План.

Введение.

Глава I. Теоретические основы формирования ответственного

отношения учащихся к своему здоровью.

§1. Понятие здоровья, здорового образа жизни и отношение

учащихся 1-3 классов к своему здоровью в процессе обучения.

§2. Забота о здоровье детей педагогов, медицинских работников и

родителей.

§3. Педагоги о специфических особенностях формирования

ответственного отношения учащихся к своему здоровью.

Глава II. Возможные методики формирования отношения детей младшего

школьного возраста к своему здоровью.

§1. Благоприятные возможности для внедрения в практику всей

системы обучения и воспитания здорового школьника начальной школы.

§2. Развитие интереса и наблюдательности у учащихся 1-3 классов на

уроках здоровья с помощью определенных методов и приемов.

Заключение.

Библиография.

Приложение.

Введение.

“Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для

укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими,

какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко

оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах.

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического

развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в

настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания,

болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного

социального, физического и психического благополучия. В “Основных

направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” указано,

что российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло

физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите

Родины. В реформе также нашли отражение итоги научных исследований в

области гигиены детей и подростков. Так, увеличение продолжительности учебы

в начальной школе на один год – важная мера по предупреждению перегрузки

учащихся и улучшению адаптации к школьной жизни. Уменьшение наполняемости

классов поможет учителю более внимательно, индивидуально подходить к

каждому ученику, создавать благоприятный психологический климат в классе,

раньше обращать внимание на заболевания или отклонения в состоянии здоровья

детей. Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из

важнейших задач всего народа. Строительство новых школьных зданий,

организация оздоровительных лагерей, совершенствование системы медицинского

обслуживания, регулярные медицинские осмотры учащихся, проведение

обязательных прививок, развитие физической культуры и многое другое привело

к значительному улучшению состояния здоровья школьников, их физического

развития.

Но несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и

уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут.

Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших

школьников к врачам позволяют определить наиболее распростроненные среди

детей болезни: ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхит, воспаление легких,

инфекционные заболевания, кариес зубов, трамвы, аллергические заболевания,

нарушение осанки, невротические реакции, снижение остроты зрения и другие

нарушения состояния здоровья.

Состояние здоровья учащихся младших классов во многом зависит от

них самих, а следовательно от учителя и родителей. Педагог, а также

родители должны внушать детям не только, что это нужно, надо заниматься

своим здоровьем, но и раскрывать цель, называть причину “зачем это нужно

делать?”, “для чего?” В “Основных направлениях реформы общеобразовательной

и профессиональной школы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьник

овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой

организм и умел поддерживать его в порядке”. Только тогда ребенок будет

ответственно подходить к своему здоровью.

Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное

физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия

бегом, туристические походы, обучение плаванию), закаливание, рациональное

общественное питание школьников. В нашей стране расходуются огромные

средства на строительство новых школьных зданий, стадионов, детских

лечебных и профилактических учреждений, невиданными темпами идет жилищное

строительство, разбиваются новые сады и парки. Все это в целом создает

благоприятные условия для воспитания здорового подрастающего поколения. Но,

к сожалению, не всегда эти благоприятные условия в достаточной степени

используются.

Например, в классе из 8 ламп горят 6-5, а то и 4, оконные стекла не

отличаются чистотой. Или другой пример, в школу доставлена новая учебная

мебель, но не приложены усилия распределить ее соответствующим образом по

классным комнатам, чтобы учащиеся могли быть рассажены с учетом их роста и

размеров столов и стульев. Или пример из семейного воспитания. Семья живет

рядом с прекрасным парком, а школьник проводит свободное время у

телевизора.

Примеры того, как не используются имеющиеся возможности для

оздоровления учащихся, можно продолжать и продолжать. Это объясняется тем,

что у многих родителей, а порой и у некоторых педагогов, не сформировано

гигиеническое мышление, не хватает необходимых гигиенических знаний и как

следствие этого – учащиеся начальных классов также не получают сведений по

гигиене, им не привиты необходимые гигиенические навыки.

Из всего сказанного очевидно, что проблема общегосударственная,

комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение

которых посильно учителю и в решении которых сам учитель заинтересован. В

этой связи уместно привести слова замечательного педагога

В.А.Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех

неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние

здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно

незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери,

отца, врача и учителя.” Учителя начальной школы – именно им доверены дети

того возраста, когда формируется гармонически развитая личность. Упущенное

в дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное в

начальной школе исправить труднее. Роль учителя здесь особенно велика.

Объектом исследования являются психологические процессы. Предмет

исследования – формирование ответственного отношения учащегося к своему

здоровью. Проблему исследования мы определили следующим образом - каковы

эффективные пути, методы формирования ответственного отношения детей к

своему здоровью. Важно подчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно часто

возникают ситуации, в которых еще более четко выражена необходимость в

знании в области гигиены и медицины. Основное направление, в котором

необходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобы

найти и разработать такие средства, которые были бы доступны детям младшего

возраста.

Разработка проблемы формирования положительного отношения к здоровью

осуществлялось и осуществляется под руководством таких педагогов и ученых

как Н.Б.Коростелев, А.Г.Хрипкова, М.В.Атропова, Р.Г.Сапожников,

С.Е.Далецкий и многими другими.

Цель работы – рассмотреть и выявить всевозможные пути формирования

ответственного отношения учащихся начальных классов к своему здоровью.

Задачи исследования:

1) изучить научную педагогическую литературу по избранной проблеме;

2) выявить пути и средства формирования ответственного отношения детей

младшего школьного возраста к своему здоровью в процессе обучения.

3) обобщить опыт учителей по этой проблеме и обобщить собственные

наблюдения

Методы научного исследования:

1) изучение и анализ научной литературы;

2) эксперимент;

3) наблюдение;

4) беседа;

5) анкетирование;

6) тестирование.

Гипотеза исследования – уровень сформированности у воспитанников

ответственного отношения к здоровью, к здоровому образу жизни будет

наиболее высоким, если его формирование в процессе всего обучения в

начальной школе будет проходить систематически и последовательно.

Глава I. Теоретические основы формирования ответственного отношения

учащихся к своему здоровью.

§1. Понятие здоровья, здорового образа жизни и отношение

учащихся 1-3 классов к своему здоровью в процессе обучения.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем

им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог

полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы

, успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а

если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно

сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и

активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том ,что у большинства

людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100

лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших,

обоснованных наукой норм здорового образа жизни . Одни становятся жертвами

малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение ,

другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием

ожирения , склероза сосудов ,а у некоторых - сахарного диабета , третьи не

умеют отдыхать , отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно

беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к

многочисленным заболеваниям внутренних органов . Некоторые люди ,

поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю , активно укорачивают

свою жизнь.

Режим труда и отдыха. Труд - истинный стержень и основа режима

здоровой жизни человека . Существует неправильное мнение о вредном действии

труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов

,преждевременное старение. Труд как физический , так и умственный не только

не вреден , но , напротив , систематический , посильный ,и хорошо

организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную

систему , сердце и сосуды , костно-мышечный аппарат - на весь организм

человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело .

Долго живет тот , кто много и хорошо работает в течение всей жизни

.напротив , безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена

веществ , ожирению и преждевременному одряхлению .

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека

виновен не сам труд , а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело

распределять силы во время выполнения работы как физической , так и

умственной . Равномерная , ритмичная работа продуктивнее и полезнее для

здоровья работающих , чем смена периодов простоя периодами напряженной ,

спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко , без

напряжения, не вызывает усталости и утомления . Важен правильный выбор

профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями

человека. Для ребенка важна удобная рабочая форма , он должен быть хорошо

проинструктирован по вопросам техники безопасности . непосредственно до

работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее ,наиболее

рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места

должно быть достаточным и равномерным . Предпочтительнее локальный источник

света , например, настольная лампа . Выполнение работы лучше начинать с

самого сложного . Это тренирует и укрепляет волю . Не позволяет откладывать

трудные дела с утра на вечер , с вечера на утро ,с сегодня на завтра и

вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является

чередование работы и отдыха . Отдых после работы вовсе не означает

состояния полного покоя . Лишь при очень большом утомлении может идти речь

о пассивном отдыхе . Желательно , чтобы характер отдыха был противоположен

характеру работы человека ( "контрастный" принцип построения отдыха )

.Людям физического труда необходим отдых ,не связанный с дополнительными

физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы

досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и

умственных нагрузок полезно для здоровья . Человек , много времени

проводящий в помещении , должен хотя бы часть времени отдыха проводить на

свежем воздухе .Городским жителям желательно отдыхать вне помещений -на

прогулках по городу и за городом , в парках , на стадионах , в турпоходах

на экскурсиях , за работой на садовых участках и т. п.

Режим сна. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и

всего организма большое значение имеет полноценный сон .Великий русский

физиолог И. П. Павлов указывал , что сон- это своего рода торможение ,

которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления

. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким . Если человек мало спит

, то он встает утром раздраженным , разбитым , а иногда с головной болью.

Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности

, снижению работоспособности , повышенной утомляемости , раздражительности

. Чтобы создать условия для нормального , крепкого и спокойного сна

необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу .

Ужинать надо не позднее чем за 2-2,5ч. До сна .Это важно для полноценного

переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении , неплохо

приучить себя спать при открытой форточке , а в теплое время года с

открытым окном . В помещении нужно выключить свет и установить тишину .

Ночное белье должно быть свободным , не затрудняющим кровообращение .

нельзя спать в верхней одежде . не рекомендуется закрываться одеялом с

головой , спать вниз лицом : это препятствует нормальному дыханию .

Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому

засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает

отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие

чего , как правило, со временем развивается бессонница, те или иные

расстройства в деятельности нервной системы

Физическая нагрузка. Для умственного труда систематическое занятие

физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что

даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет

,,сидячий,, образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших

физических нагрузках учащается дыхание , появляется сердцебиение. Напротив,

тренированный человек легко справляется со значительными физическими

нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя

кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей

мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то

же время укрепляет сердечную мышцу. У детей с неразвитой мускулатурой мышца

сердца слабая , что выявляется при любой физической работе. Физкультура и

спорт весьма полезны, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-

либо отдельной группы мышц ,а не всей мускулатуры в целом. Физическая

тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу,

сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно

облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную

систему.

Ежедневная утренняя гимнастика- обязательный минимум физической

тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по

утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении

или на свежем воздухе. Для людей , ведущих ,,сидячий,, образ жизни,

особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно

отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы.

Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает

самочувствие, повышает работоспособность.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым

нервной системой , она осуществляется при участии практически всего

мышечного аппарата нашего тела . Ее как нагрузку можно точно дозировать и

постепенно , планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других

физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой

для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с

развитием гиподинамии.

Таким образом , ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5

часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни . При

работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время ,

перед сном . Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки

полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня , успокаивает

возбужденные нервные центры , регулирует дыхание .Прогулки лучше выполнять

по принципу кроссовой ходьбы : 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом ,

затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

§2. Забота о здоровье детей педагогов, медицинских работников и родителей.

В воспитании здорового школьника важен тесный контакт и содружество

учителей с медицинскими работниками, особенно в проведении профилактических

мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении

родителей. При составлении плана работы школы, секции (объединения)

начальных классов учителям или воспитателями учитывается работа врача и

медицинской сестры, их выступление перед родительской или детской

аудиторией. В системе оздоровительных мероприятий значительное место

занимает диспансеризация. Осмотр детей осуществляется врачами основных

специальностей. Полученные результаты должны быть известны педагогам и

родителям. В этом случае диспансеризация дает оздоровительный эффект, легче

вылечить обнаруженные заболевания, легче выполнять специальный режим,

необходимый школьникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Нужно

отметить, что с каждым годом лучше выявляются начальные стадии заболевания,

отклонения в состоянии здоровья, на которые раньше не умели обращать

внимание. При обследовании выявляются дети, нуждающиеся в лечебных и

оздоровительных мероприятиях. Но при этом решается и другая важная задача:

определение способности каждого школьника полноценно выполнять социальные

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.