рефераты скачать

МЕНЮ


Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела

Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела

Н-cкий Филиал Государственной Академии Физической Культуры

Кафедра теоретических дисциплин

Студент(ка) ... курса, … группы

заочного факультета …………..

Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела

(Курсовая работа по теории и методике физической культуры)

Руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент ……

Н-ск, 2001 г.

Содержание

Глава I. Йога прошлого и настоящего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . 3

Глава II. Физиологические основы йоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . 6

Глава III. Лечение словом и издержки словесного диалога . . . . . . . . .

.10

Глава IV. Практические шаги по ступеням йоги . . . . . . . . . . . . . . .

. . . .15

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Глава I

Йога – искусство учиться плавать с

радостью во встречных течениях

жизни.

Патанджали.

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV–X вв.

до н. э., сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе наиболее

древней человеческой цивилизации. В Ведийский период (с XV–VI в. до н.э.)

появились четыре священные книги индийских мудрецов, которые получили

название “Ригведа”, “Атхарваведа”, “Самаведа” и “Яджурведа”, объединенные

общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Они

способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из

которых относится система йогов.

Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца

Патанджали, жившего во II–I вв. до н.э. Разумеется, Патанджали выделил йогу

в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий

отдельных йогов. Он излагает философию и практику классической йоги в своих

185 афоризмах, названных “Йогасутра”. Как и все индийские авторы,

Патанджали не дает личной философской системы, а лишь собирает устные

данные, дошедшие до него из глубины веков, и комментирует их в духе своей

единой философии. Философская интерпретация практики йогов в “Йогасутре”

согласуется с авторитетом Вед, т. к. терминология целиком взята из них.

Именно это и является причиной причисления йоги к одной из шести

ортодоксальных систем, хотя по своей сущности она отличается от них своей

практической направленностью. Поэтому внутренний смысл этой философии,

являющейся плодом практической разработки, может быть понят лишь с ее

помощью. По различным соображениям древние мудрецы, владевшие практическими

упражнениями системы йоги избегали ее популяризации и это привело к

мистификации этого древнего учения. В настоящее время необходимость

изучения системы йогов является очевидной, что требует, однако,

параллельного научного исследования. Следует помнить о том, что существует

множество неправильных толкований системы йогов недобросовестными

интерпретаторами и авторами литературы о йогах. Критерием истинной йоги

должна быть только практика.

Что же такое, в сущности, йога?

Слово “йога” в переводе с санскрита буквально означает “соединение”,

но в более широком толковании – “то, что соответствует”, “то, что

последовательно и неуклонно применяется”. Йога в первую очередь –

религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем

средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной

цели учения. Я думаю, что следует помнить – йога включает в себя и цель, и

средство достижения этой цели.

Суть мировоззрения йогов заключается в соединении индивидуальной души

человека с мировым духом, с абсолютной душой или Богом. По мнению йогов, в

этом – цель жизни. “Очищение” и “совершенствование” – эти два понятия лежат

в основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение

комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены

питания, а также соответствующих норм этики. Ю. А. Мерзляков (1994)

считает, что йога – это образ жизни, ведущий к физическому здоровью,

психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий

мир. Йога – это не застывшее учение, оно динамично и в своей современной

ипостаси все больше отходит от религиозно-мистических толкований и

приближается к чисто практическим целям. Она не предназначена для какого-то

узкого круга лиц, практические знания йогов не означают, что человек должен

стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый обыкновенный человек,

живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения социальный

статус.

Любая наука в сущности бесконечна, она имеет свои азы,

основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин

этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться

у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги – гуру.

Заниматься нужно систематически.

В труде Патанджали “Йогасутра” изложена йога, делящаяся на 8 ступеней,

составляющий “восьмеричный путь” йоги:

1. Яма – межличностные взаимоотношения.

2. Нияма – внутриличностная самодисциплина.

3. Асана – позы.

4. Пранаяма – система дыхательных упражнений.

5. Пратьяхара – отход от чувственного восприятия.

6. Дхарана – концентрация мысли.

7. Дхяна – медитация (процесс вникания в сущность объекта

сосредоточения).

8. Самадхи – самореализация (состояние полного вникания в сущность

данного объекта).

Причем следует учесть, что “восьмеричный путь” йоги делится на низшую

ступень – хатха-йога, и высшую – раджа-йога (неограниченная власть над

своими мыслями и поступками), ставящую цель – овладеть психическими

процессами. В хатха-йогу входят четыре ступени: Яма, Нияма, асаны и

Пранаяма. Раджа-йога включает также четыре ступени – Пратьяхару, Дхарану,

Дхьяну и Самадхи. В данной работе я, в основном, буду рассматривать хатха-

йогу (физическую йогу).

Глава II

Согласно учению йогов наше тело живет за счет “положительных” и

“отрицательных” токов, и когда они находятся в полном равновесии, то можно

говорить об отличном здоровье (речь идет, видимо, о равновесии процессов

ассимиляции и диссимиляции в обмене веществ). На языке древней символики

“положительный” ток обозначался словом “ха” (Солнце), а “отрицательный” –

словом “тха” (Луна). Слиянием этих двух слов и получено слово “хатха”,

смысл которого символизирует единство противоположностей. Как считает В.

Евтимов (1986), при помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги

добиваются возможности регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение

хатха-йоги характеризуется определенным положительным воздействием на

различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая

жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов

может сохраняться до конца жизни.

Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических

наук В. С. Фарфель констатирует: “...мое знакомство с гимнастическими

упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов –

хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при

небольшой затрате физической энергии”. В хатха-йоге, как и в любой системе

физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается

развитие и совершенствование главного – духа (“тренированное тело

способствует тренировке ума”).

Общеизвестно, что многие функции нашего организма регулируются

сознанием. Мы ходим, бегаем, останавливаемся, садимся, берем ложку, жуем

твердую пищу, проглатываем жидкую, открываем и закрываем глаза и т. п. –

все эти действия можем начать и прервать по собственному желанию. Но в

состоянии ли мы одним ишь волевым усилием ускорить либо замедлить биение

сердца? Способны ли повлиять на работу желудка и перистальтику кишечника?

Можем ли мы управлять функционированием желез внутренней секреции? Как

считает М. С. Тартаковский (1986), на эти вопросы ответить следует

положительно. Небольшая специальная тренировка – и можно ускорять или

замедлять ритм сердца. Вспомним кислый вкус лимона, влажную от сока

поверхность разреза – и во рту набегает слюна. Не очень сложно вызвать

непроизвольную реакцию у другого человека, например, заставить его

покраснеть, т. е. спровоцировать резкое расширение мельчайших кровеносных

сосудов. При беспричинных или неадекватных страхах или бессоннице, когда

возбуждено правое, “эмоциональное” полушарие мозга, иногда бывает

достаточно проанализировать рассудительно свои эмоции, т. е. “подключить”

левое “логическое” полушарие, чтобы успокоиться. Раздражительному

человеку можно посоветовать в момент эмоционального всплеска несколько

задержать дыхание, причем на выдохе. Избыток углекислоты сосредотачивает

работу мозга на дыхательном центре и вспышка гнева гаснет.

Незначительные траты энергии резко отличают хатха-йогу от европейской

атлетики. Расслаблению уделяется больше внимания, чем напряжению мышц. Не

случайно в некоторых исследованиях полушутя отмечается, что “йога – это

гимнастика для лентяев”. Однако сами йоги ставят это себе в заслугу.

“...Мышечное развитие отнюдь не тождественно здоровью... Все движения

выполняются медленно и плавно... Основная цель – в усилении циркуляции

крови и притоке кислорода. Это достигается при посредстве движений

позвоночника и различных сочленений, при глубоком дыхании, но без

интенсивной работы мышц” (Косамби Д., 1968). Другое мнение высказано Е. А.

Крапивиной (1991), которая считает, что европейская физическая культура,

уходящая корнями в классическую Элладу, куда естественнее и ближе к

природе, чем йога. Упражнения на гибкость тела и силу отдельных мышц (а

таковы основные асаны) широко практикуются в европейской атлетике при

отборе новичков в спортивные секции.

Давно замечено, что некоторые достаточно дискомфортные положения тела

стимулируют внутренние силы организма, вызывают ответную сопротивляемость.

Дело в том, что при таких позах происходят “зажимы” в организме, спирает

дыхание, отчасти перекрываются крупнейшие кровеносные сосуды, а в ряде

случаев и лимфоток. Этим “жизненным сокам” приходится преодолевать

значительные препятствия на своем пути, и сосуды при этом как бы

упражняются. Регулирующие их миниатюрные мышцы, совершая дополнительную

активную работу, требуют больше кислорода, питательных веществ.

Своеобразное упражнение без движения, в чем-то подобное изометрической

гимнастике. Отдельные участки тела работают при этом в экстремальных

условиях. Давление крови в тех или иных местах повышается из-за

“перетяжек”. Она стремиться растечься по прилегающим мелким сосудам,

капиллярам. Активнее включаются в работу не только главные лимфатические

русла, но и межтканевые, межклеточные промежутки. Отсюда и ощущение тепла в

данных зонах.

Стесненные условия способствуют и тренировке дыхательной системы. Для

поддержания жизнедеятельности наш организм непрерывно расходует энергию,

которую получает при распаде сложных высокомолекулярных органических

соединений на соединения с более простой структурой и меньшей молекулярной

массой. Различные органические соединения, вступающие в химическое

взаимодействие с кислородом воздуха, сгорают до более простых продуктов, и

высвобождают энергию, необходимую для поддержания жизненных функций

организма. Конечные продукты этого сгорания, наибольшую долю которых

составляет двуокись углерода, непрерывно выделяются в окружающую среду.

Таким образом, в течение всей жизни организм, постоянно контактируя с

окружающей средой, постоянно поглощает кислород и выделяет двуокись

углерода. Дыхательный процесс состоит из трех этапов: внешнего (легочного)

дыхания, транспортировки кислорода из легких к тканям через кислород и

внутреннего (тканевого) дыхания. При внешнем дыхании осуществляется обмен

газами между кровью в легочных капиллярах и атмосферным воздухом (в

альвеолах). Транспорт газов – перенос через кровь кислорода из легких к

тканям и двуокиси углерода от тканей в легкие и внутреннее дыхание,

включающее в себя все окислительные процессы. При нормальном дыхании

диафрагма смещается приблизительно на 1 см. При дыхании по системе йогов

это смещение достигает 7-13 см. Сравнение обычного дыхания с дыхательными

упражнениями йогов показывает, что:

1. Если обычное дыхание осуществляется автоматически и регулируется

дыхательным центром в продолговатом мозге, то дыхание йогов управляется

сознанием.

2. При обычном дыхании йогов наблюдается определенная

продолжительность вдоха и выдоха и их строгая ритмическая

последовательность.

3. Полное дыхание йогов представляет собой комбинацию трех типов

дыхания: диафрагмального, грудного и ключичного.

4. Во время выполнения дыхательных упражнений сознание

сконцентрировано исключительно на самом дыхании.

Для правильного дыхания по системе йогов существенное значение имеет

хорошая проходимость полости носа и отсутствие патологических изменений на

ее слизистой. Целью йогов является оказание при помощи ритмического дыхания

косвенного воздействия на тканевое дыхание, чтобы повысить до максимума

биоэнергетическую эффективность обмена веществ. Прямым следствием этого

является замедление дыхания в результате более экономичного и

избирательного потребления кислорода.

В целом же в физиологическом аспекте хатха-йога дает следующие

результаты:

развивает мышцы и повышает подвижность;

массирует внутренние органы, что обеспечивает их хорошую работу;

устраняет физическое напряжение и умственные стрессы, что автоматически

приводит к расслаблению мышц и снятию стрессов и таким образом обеспечивает

первый шаг к снятию умственного напряжения, поскольку физического

расслабления невозможно достичь, если человек находится в состоянии

умственного напряжения.

Глава III

Почти все заболевания возникают вследствие прямых или косвенных

психологических, психоэмоцинальных причин. Отрицательные эмоции, стрессы,

вредные привычки, нехорошие и неправильные поступки ведут к заболеваниям

тела и нарушениям психики. Заболевания могут проявляться даже спустя многие

месяцы и годы после воздействия указанных выше факторов.

Для борьбы с этим и рекомендуется первая ступень йоги – Яма. Согласно

индийской мифологии Яма – бог смерти, отсюда и позаимствовано название, что

символически означает “смерть плохим привычкам”. На первой ступени йоги

ученик должен нанести смертельный удар своим порокам, неправильному

поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов:

1. Ахимса – не причинять окружающим вреда в мыслях, словах и делах,

искоренив ненависть и зло, т. е. относиться к другим людям так, как мы бы

хотели, чтобы другие относились к нам. Все остальные разделы логично

вытекают из первого и расширяют его смысл.

2. Сатья – правдивость и искренность в мыслях, словах и делах,

поскольку правда выражает истину, реальность. Если правда может нанести

вред человеку, обманывать его все же не стоит, лучше вместо советов оказать

ему конкретную поддержку в его заботах и трудностях. Действия лучше

отражают свойства человека, чем слова.

3. Астейя – не присвоение чужого в мыслях, на словах и в делах,

избавление от всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими,

подлыми, ведут к подрыву доверия, калечат их сознание.

4. Брахмачарья – воздержание, умеренность во всем, в мыслях, словах и

делах.

Несоблюдение этих правил привносит хаос в отношения между людьми и

делает невозможным создание равновесия, гармонии сознания человека и всего

общества. Как считает ряд авторов [1,6,8], все вредные привычки и поступки

вытекают из нарушений этих правил.

В начале занятий йогой нужно заниматься изучением Ямы и самоанализом

утром и вечером в спокойной обстановке, не менее 15 минут и не более часа.

Желательно концентрировать свое внимание на тех качествах, которые вы бы

хотели приобрести, а не на тех, от которых хотели бы избавиться. Заниматься

следует постепенно, последовательно переходя от менее трудного к более

сложному, регулярно. Когда все правила Ямы будут отработаны, продолжая их

совершенствовать, можно перейти к следующей ступени – Нияме. Нияма –

возрождение нового, положительного образа жизни, мышления. Нияма состоит из

5 разделов:

1. Шаоча – внутреннее и внешнее очищение.

2. Сантоша – победа над противоположностями.

3. Тапас – самодисциплина, направленная на создание положительного

характера. Бывает трех видов: а) тапас речи – говорить только правду, не

употреблять бранных слов, не обижать своей речью других, не кричать на

людей, словом, следить за культурой речи, контролировать свою речь. В

гигиенических целях йоги рекомендуют не реже одного дня в месяц соблюдать

абсолютное молчание. Оптимальный вариант – молчать один день в неделю

(выходной). В этот день нужно думать о возвышенном, о природе, космосе и т.

п., и больше бывать на свежем воздухе. Кроме того, в речи нужно стараться

быть кратким и конкретным и не говорить без необходимости. Здесь будет

уместно вспомнить пословицу: “Слово – серебро, молчание – золото”. б) тапас

ума – культивирование спокойствия, уравновешенности, хорошего настроения,

положительных мыслей, чувств, эмоций. в) тапас тела – соблюдение

необходимых гигиенических процедур, предписываемых йогой, закаливание,

тренировка.

4. Свадхьяя – регулярное чтение, изучение литературы по философии,

физиологии, т. е. той, что способствует самопознанию, расширению кругозора

и знаний. “Невежество не имеет начала, но имеет конец, у знания есть

начало, но нет конца”.

5. Ишвара-пранидхана – постоянное пребывание в гармонии со всей

вселенной, от микро- до макромира.

Я считаю, что Яму и Нияму не следует изучать формально и применять

прямолинейно. К этим аспектам следует подходить вдумчиво, руководствуясь

общими положениями, претворять их жизнь согласно конкретным условиям и

обстоятельствам. Всегда следует подчинять свои мысли, слова, поступки

общественным интересам, взяв на вооружение принципы гуманизма.

Читая многочисленную литературу, посвященную йоге, я заметила, что в

описании асан встречаются такие рекомендации, как “думайте о приятном”,

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.