рефераты скачать

МЕНЮ


Гиподинамия, гипокинезия

Гиподинамия, гипокинезия

Курсовая работа

Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии

Выполнила:

Великая Александра

2004 год

Оглавление

| |стр. |

| | |

|Введение |3 |

| | |

|Глава 1. Физическая культура и спорт |5 |

|1.1. Физическая культура и спорт |5 |

|1.2. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного |7 |

|человека | |

|1.3. Дозирование нагрузок в отдельных формах физического |9 |

|воспитания в течение дня, недели, года | |

|1.3.1. Дозирование нагрузок на уроках физической культуры |9 |

|1.4. Влияние недостаточной двигательной активности на организм |10 |

|человека | |

| | |

|Глава 2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм |13 |

|человека | |

|2.1. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека |13 |

|2.1.1. Понятия гипокинезия и гиподинамия |13 |

|2.2. Гиподинамия |14 |

|2.2.1. Последствия гиподинамии. |14 |

|2.2.2. Заболевания костно-мышечного аппарата |15 |

|2.3. Гипокинезия |16 |

|2.3.1. Феноменологическая картина гипокинезии |16 |

|2.3.2. Гипокинезия на клеточном уровне |18 |

| | |

|Глава 3. Потребление кислорода как биохимический критерий | |

|гиподинамии |22 |

| | |

|Глава 4. Роль физической активности в сохранении здоровья | |

| | |

|Заключение |25 |

|Список использованной литературы | |

|Приложение 1. Гигиеническая суточной двигательной активности | |

|школьников норма (по А. Г. Сухареву) |28 |

|Приложение 2. Оценка физической работоспособности школьников по |29 |

|показателю МПК |30 |

| | |

| |31 |

Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем

им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог

полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы,

успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если

придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно

сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и

активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при

соблюдении ими гигиенических правил и ведении здорового образа жизни есть

возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных

наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки

на работе и дома и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме

дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление

гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме

людей.

Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную

активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них

статическую позу, сидя.

Мало подвижное положение отражается на функционировании многих систем

организма, особенно сердечно–сосудистой и дыхательной. При длительном

сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается,

происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению

работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание,

ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время

мыслительных операций.

Вследствие недостаточной активности возникает дефицит кислорода.

Отрицательные последствие гиподинамии и гипокинезии проявляется так же

сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”,

создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и

связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно –

сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим

избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление,

возникающего у людей при продолжительном и напряжённом умственном труде, -

это активный отдых и организованная физическая деятельность.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит

непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом

главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на

укрепление здоровья.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции,

бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему

человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к

регулярным занятием ими.

Глава 1. Физическая культура и спорт

1.1. Физическая культура и спорт

Физическая культура — культура тела, укрепление здоровья человека,

систематическое и разностороннее совершенствование человеческого организма

в интересах и защиты Родины.

«Физкультуру нельзя рассматривать исключительно с точки зрения

физических упражнений в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочее.

Она органически включает в себя общественную, личную гигиену, гигиену труда

и быта, широко использует силы природы, воспитывает правильный режим труда

и отдыха».

Являясь одним из сильнейших средств массового оздоровления населения,

физкультура и спорт в стране всячески поощряются в поддерживаются

правительством, считаются государственным делом.

Это полностью соответствует заветам великого Ленина о необходимости

воспитывать поколения людей крепких, сильных, здоровых, «со стальными

нервами и железными мускулами». Физическое воспитание является неотъемлемой

частью коммунистического воспитания.

Физическая культура и спорт приобретают в нашей стране все большее и

большее распространение, охватывая все слои населения, все профессии и

возрасты.

Мышечная деятельность, физические упражнения особенно необходимы людям

умственного труда и ведущим малоподвижный образ жизни. Существуют болезни

мышечного бездействия: сутулость, узкая впалая грудь, болезни позвоночника,

хронический колит, геморрой, подагра, камни желчного пузыря, почек.

Человеческий организм нуждается в постоянном гармоническом развитии и

функционировании всех систем и органов. Мышечная деятельность не должна

быть забываема в режиме труда и отдыха человека. По своей массе мышцы

составляют около 44% веса тела взрослого мужчины. Это мощный двигательный

аппарат, который нужно тренировать, упражнять во избежание дисфункций,

дисгармоний в жизни организма.

Еще Сеченов указывал на значение мышечного движения человека для

развития деятельности его мозга. В своей знаменитой работе «Рефлексы

головного мозга», которую Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной

мысли», Сеченов писал:

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности

сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению».

«Мышечной радостью» называл Павлов ощущение удовлетворенности,

бодрости, которое он испытывал в результате физического труда.

Физическая деятельность, по Павлову, уравновешивает напряженное

состояние умственных процессов. Мощный стимулирующий эффект мышечной

деятельности основан на воздействии на кору мозга потока импульсов, идущих

от мышц и усиливающих так называемою доминанту, господствующий участок

возбуждения в коре мозга.

Сущность физиологического принципа доминанты, установленного нашим

отечественным физиологом А. А. Ухтомским, состоит в том, что в центральной

нервной системе образуются те или иные значительно возбужденные участки,

способные легко «притягивать» к себе возбуждения из других участков нервной

системы, усиливаться за их счет. Это достаточно стойкое возбуждение,

протекающее в центрах в данный момент, приобретает, по Ухтомскому, значение

господствующего фактора в «работе прочих центров: накапливает в себе

возбуждение из многих источников, тормозя в то же время способность других

центров реагировать на импульсы, имеющие отношение к этим прочим центрам.

Таким образом, создается господствующее, доминирующее рефлекторное

поведение, представляющее собой результат суммирования, накопления

возбуждения в тех или иных очагах центральной нервной системы. Например,

если животным осуществляется акт приема пищи, то возможность одновременного

проявления других рефлекторных актов исключается. Всякие другие импульсы,

поступающие в это время в мозг, могут лишь усиливать Господствующий,

доминирующий очаг возбуждения, связанный е актом приема пищи.

У работника умственного труда, занимающегося физкультурой и

спортом, мощный поток импульсов, идущих от мышц, усиливает творческую

доминанту, т. е. те участки коры головного мозга, которые связаны с

интеллектуальной деятельностью.

Благотворное влияние физических упражнений объясняется также и тем, что

продукты мышечного обмена (например, аденозинтрифосфорная кислота) являются

стимуляторами сердечной и мозговой деятельности.

Известно, что для многих выдающихся людей ходьба, прогулки, легкие

физические движения были необходимым элементом в их творческой

деятельности.

1.2. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека

В процессе эволюции животного мира, в том числе человека, многие органы

и системы организма формировались в тесной взаимосвязи с разного рода

движениями. Без работы мышц невозможно перемещение человека в пространстве,

осуществление внешнего дыхания, перекачивание крови сердцем, продвижение

пищи по пищеварительному тракту, работа мочеполовой системы, передача

звуковых волн в духовом аппарата, поисковая функция глаза и чтение текста,

произнесение слов и многие другие функции.

Нарастающее в современном мире ограничение подвижности противоречит

самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных

систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья.

Чем больше прогресс освобождает человека от тяжелого труда и излишних

движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной

активности.

В этих условиях очевидна роль развития массовых форм физической

культуры. Приобщение к физической культуре очень важно для женщин, от

здоровья которых зависит качество потомства; для детей и подростков,

развитие организма которых крайне нуждается в высоком уровне подвижности;

для лиц пожилого возраста для сохранения бодрости и долголетия.

За последнее время, наряду со многими отрицательными демографическими

явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение

продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической

незрелости. Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела,

но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его

пониженной двигательной активности, мышечной слабости (гипотонии), быстрой

утомляемости, снижении устойчивости к простудным и инфекционным

заболеваниям (снижение иммунитета), слабыми и неустойчивыми эмоциональными

реакциями, слабым типом нервной системы. Результатом физиологической

незрелости являются недостаточное развитие физических качеств и навыков,

ожирение, развитие близорукости, искривления позвоночника, плоскостопие,

детский травматизм. Эти явления накладывают свой отпечаток на всю

последующую жизнь человека. Они приводят к задержке полового развития

(инфантилизму) в подростковом периоде, к снижению физической и умственной и

работоспособности в зрелом возрасте и к раннему старению пожилых людей.

Борьба с проявлениями физиологической незрелости не может сводиться к

фармаковоздействиям, психологическим или педагогическим мероприятиям.

Основное необходимое средство противостояния этому явлению — повышение

двигательной активности. Это путь долголетию и здоровому образу жизни.

Развитие массовой физической культуры и спорта не только обеспечивают

ранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует

заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от

вредных привычек – курения алкоголизма и наркомании.

Для этого необходимо преодолеть у населения низкую потребность в

занятиях физической культурой. Спортивные достижения выдающихся атлетов

вдохновляют большие массы людей и способствуют их приобщению к

систематическим спортивным занятиям. Справедливо отмечал основатель

современного олимпизма Пьер де Кубертен: для того, чтобы 100 человек

занимались физической культурой, нужно, чтобы 50 человек занимались

спортом; для того, чтобы 50 человек занимались спортом, нужно, чтобы 20

человек были высококвалифицированными спортсменами, а для этого нужно,

чтобы 5 человек могли показать удивительные достижения.

1.3. Дозирование нагрузок в отдельных формах физического воспитания в

течение дня, недели, года

В предыдущей главе рассматривались общие вопросы нормирования нагрузок

в физическом воспитании и спорте.

В этой главе разговор пойдет о частных аспектах нормирования нагрузок,

выполняемых школьниками в основных формах физического воспитания, и о

комплексном нормировании нагрузок в течение дня, недели, года.

1.3.1. Дозирование нагрузок на уроках физической культуры

Развитие и поддержание двигательных качеств учащихся осуществляется на

уроках физической культуры, во время самостоятельных тренировок, на

тренировках в спортивных кружках и секциях, в клубах, в туристских походах

и т. д.

Эффективность этих занятий в достижении и поддержании нормативного

уровня физической подготовленности во многом определяется рациональной

структурой и нормированием нагрузок.

Большинство учащихся не занимаются спортом. Поэтому именно на уроках

физической культуры они должны получить необходимую дозу развивающих

нагрузок.

Должные параметры нагрузок, которые необходимо выполнять на каждом

уроке физкультуры, приведены в таблице 1 (см. Приложение 1). Как видно из

таблицы, для развития основных двигательных качеств до нормативного уровня

необходимо затратить около 45 мин, а для их поддержания на нормативном

уровне около 30 мин. Однако столько времени практически выделить

невозможно, так как на уроке, помимо развития двигательных качеств, должны

решаться и другие задачи. Поэтому на уроке физкультуры могут быть

использованы определенные методические приемы, дающие как бы дополнительно

резервы времени.

Силовые нагрузки в развивающем объеме можно выполнять преимущественно

на уроках по разделу гимнастики, а в поддерживающих объемах — на занятиях,

посвященных легкой атлетике, спортивным и подвижным играм.

Нагрузка на скоростно-силовые качества на занятиях легкой атлетикой, в

играх может способствовать развитию выносливости при условии достаточно

высокой средней ЧСС (выше 120 уд/мин) и ловкости при сложнокоординационных

движениях.

Выполнение нагрузок с учетом этих положений позволяет достигнуть

достаточного СТЭ по всем качествам за 20—25 мин, а остальное время урока

можно использовать для решения других задач.

Таким образом, на уроке эффективно развивались такие качества, как

выносливость, ловкость, скоростно-силовые, и поддерживался уровень силы

основных мышечных групп, а также осваивался программный материал по легкой

атлетике.

1.4. Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека

В центральной нервной системе гипокинезия и гиподинамия вызывают потерю

многих межцентральных взаимосвязей, в первую очередь, из-за нарушения

проведения возбуждения в межнейронных синапсах, т. е. возникает асинапсия.

При этом изменяется психическая и эмоциональная сфера, ухудшается

функционирование сенсорных систем. Поражение мозговых систем управления

движениями приводит к ухудшению координации двигательных актов, возникают

ошибки в адресации моторных команд, неумение оценивать текущее состояние

мышц и вносить коррекции в программы действий.

В двигательном аппарате отмечаются некоторые дегенеративные явления,

отражающие атрофию мышечных волокон – снижение веса и объема мышц, их

сократительных свойств. Ухудшается кровоснабжение мышц, энергообмен.

Происходит падение мышечной силы, точности, быстроты и выносливости при

работе (особенно статической выносливости). При локомоциях усиливаются

колебания общего центра масс, что резко снижает эффективность Движений при

ходьбе и беге.

Дыхание при недостаточной двигательной активности характеризуется

уменьшением ЖЕЛ, глубины дыхания, минутного объема дыхания и максимальной

легочной вентиляции. Резко увеличивайся кислородный запрос и кислородный

долг при работе. Основной обмен понижается.

Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы. Возникает атрофия

сердечной мышцы, ухудшается питание миокарда. В результате развивается

ишемическая болезнь сердца. Уменьшение объема сердца приводит к меньшим

величинам сердечного выброса (уменьшение систолического и минутного объема

крови). Частота сердечных сокращений при этом повышается как в покое, так и

при физических нагрузках.

Ослабленные скелетные мышцы не могут в должной мере способствовать

венозному возврату крови. Недостаточность или полное отсутствие их

сокращений практически ликвидирует работу «мышечного насоса», облегчающего

кровоток от нижних конечностей к сердцу против силы тяжести. Выпадение

помощи со стороны этих «периферических сердец» еще более затрудняет работу

сердца по перекачиванию крови. Время

кругооборота крови заметно возрастает. Количество циркулирующей крови

уменьшается.

При низких физических нагрузках и малом увеличении глубины дыхания при

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.