рефераты скачать

МЕНЮ


Физкультура в ВУЗе

видам спорта, которые лучше всего обеспечивают разностороннюю физическую

подготовку, повышают уровень физической и умственной работоспособности

человека, укрепляют здоровье. Это легкая атлетика, лыжный спорт, плавание,

гимнастика, спортивные игры и др.

Во многих случаях к занятиям в спортивных секциях допускаются лица, не

имеющие спортивного разряда, но обладающие достаточной разносторонней

физической подготовкой и желающие заниматься тем или иным видом спорта,

культивируемым в вузе.

Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для

которых в вузе имеется материальная спортивная база и возможность

обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Комплектуются они

по полу и по уровню спортивной квалификации занимающихся (по наличию

спортивных разрядов и званий). Число занимающихся в группе и количество

часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной

подготовленности занимающихся и регламентируются постановлениями

вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.

Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию, имеющие высшее

или среднее физкультурное образование. Для проведения занятий с группами

новичков, III и II спортивных разрядов допускаются тренеры спортивного

клуба, имеющие специальную курсовую подготовку и являющиеся

квалифицированными спортсменами по данному виду спорта не ниже I

спортивного разряда.

Одним из показателей эффективности занятий в спортивных секциях

является динамика спортивных результатов.

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных

отделениях

Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных

отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному

процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется

для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития,

физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с

научно-методическими основами физического воспитания. Программный материал

на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-

спортивной базы.

Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию

должен быть подготовительным к следующему циклу.

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом

курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного

совершенствования и специальное. Каждое отделение имеет особенности

комплектования специфические задачи.

Основой для решения этих задач служит система организационных форм и

методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы

и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и

усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма

и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения,

чередования различных видов и форм учебной работы.

Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются

результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе

в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет

состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его

в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической

подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки

состояния физической и спортивно-технической подготовленности по

контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

В результате медицинского обследования и контрольных проверок

физической и спортивно-технической подготовленности, на подготовительное

учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья,

уровню физического развития и подготовленности к основной и

подготовительной медицинским группам.

Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом

пола и уровня физической подготовленности. Численный состав каждой учебной

группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на

разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса

к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются

отдельно от студентов основной медицинской группы.

В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа

постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и

умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок.

Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного

материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-

прикладной физической подготовки, а также из различных средств,

направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам

интереса к занятиям спортом.

Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по

основам теории, методики и организации физического воспитания, на

формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно

заниматься физической культурой и спортом.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них

зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные

упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу

отделения спортивного совершенствования.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по

данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера

заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность

учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном

отделении преимущественно направлен на:

укрепление здоровья,

закаливание организма,

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-

прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются

обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов

в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический

программный материал, обязательный для всех учебных отделений,

профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные

средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом

развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам

врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с

учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-

прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных

возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой

прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и

систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных

занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности,

доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её

повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в

специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям.

Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения

приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую

подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были

переведены в подготовительное учебное отделение.

Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями

физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов

специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных

занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и

подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по

окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую

группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других

объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты

переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

Зачётные требования и обязанности студентов

Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому

воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым

студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом

теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты,

полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е.

выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и

нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической

подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных

соревнований.

Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и

нормативов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой

физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения

студентов.

К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются

студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую

подготовку. Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится

в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра. В процессе

прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

> систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические

и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

> повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и

совершенствовать спортивное мастерство;

> выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по

физическому воспитанию в установленные сроки;

> соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;

> регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься

физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;

> активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и

спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;

> проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять

самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической

и спортивной подготовкой;

> иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь,

соответствующие виду занятий.

Возрастное воспитание складывается не только из тренировки и развития

их в «образовательный» период жизни (7 –25 лет), но и в дальнейший период

(для людей среднего и пожилого возраста) , что является вторым этапом в

жизни человека при воспитании физических качеств .

Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе

Медицинское обеспечение — одно из решающих условий рационального

использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности

учебно-тренировочных занятий, массовых оздоровительных физкультурных и

спортивных мероприятий. Оно способствует реализации принципа

оздоровительной направленности системы физического воспитания и

осуществляется в виде врачебного контроля.

Врачебный контроль — раздел медицины, призванный исключить условия, при

которых могут проявляться отрицательные воздействия физкультурных занятий и

мероприятий на организм занимающихся, содействуя наилучшему использованию

средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, повышения

функциональных возможностей и общей работоспособности организма, достижения

высоких спортивных результатов. В его задачу входит оценка здоровья,

физического развития и функционального состояния организма, а также

изучение изменений, возникающих в нем под влиянием систематических занятий

физкультурой и спортом.

Врачебный контроль в вузе обеспечивает медицинское наблюдение за

динамикой здоровья студентов в течение всего периода обучения в вузе и

проводится в следующих формах:

> регулярные медицинские обследования студентов, занимающихся физической

культурой;

> врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий по

физическому воспитанию (в т.ч. физкультурно-оздоровительных мероприятий и

соревнований);

> санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения

занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных

соревнований;

> санитарно-просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов вузов России

осуществляется врачами, работающими во врачебно-физкультурных кабинетах

районных поликлиник и здравпунктов вузов под организованно-методическим

руководством врачебно-физкультурных диспансеров.

Принято различать первичное, повторное и дополнительное медицинское

обследование студентов. Первичное обследование проводится на первом курсе

до начала занятий физическими упражнениями. Оно включает опрос, врачебный

осмотр, определение физического развития, функциональные пробы, подсчет

пульса и измерение артериального давления в покое и после мышечной работы.

В большинстве случаев такое обследование оказывается достаточным для

заключения о состоянии здоровья. Однако иногда появляется необходимость в

уточнении некоторых данных, в связи с этим студенту назначается

консультация специалистов (хирурга, окулиста, ревматолога и др.), а также

дополнительное клинико-инструментальное обследование. Например, для

уточнения изменений со стороны сердца первичный врачебный осмотр

дополняется консультацией ревматолога, рентгеноскопией грудной клетки и

регистрацией электрокардиограммы. В конечном итоге на основании всех

выполненных исследований и наблюдений врач определяет состояние здоровья

студента, уровень его физического развития, степень приспособленности

(адаптации) к физическим нагрузкам и медицинскую группу.

На основе данных медицинского обследования студенты распределяются на 3

медицинские группы: основную (лица без отклонений в состоянии здоровья),

подготовительную (лица с недостаточным физическим развитием или

подготовленностью) и специальную (лица, имеющие отклонения в состоянии

здоровья и требующие ограничения физических нагрузок). Занятия физическими

упражнениями проводятся с этими студентами по специальным учебным

программам.

Повторное врачебное обследование студенты проходят в на 2, 3, 4 и 5-м

курсах в начале учебного года. Во время повторного медицинского

обследования вновь оценивается состояние здоровья, определяется динамика

физического развития и функционального состояния студента, обсуждается

возможность изменения медицинской группы. Кроме того, результаты повторного

медицинского обследования используются для корректировки учебного процесса

по физическому воспитанию. Они позволяют выявить дефекты в методике и

организации учебных занятий, способствуют совершенствованию последних.

Дополнительные медицинские обследования проводятся после перенесенных

заболеваний при наличии неблагоприятных субъективных ощущений, при

ухудшении основного заболевания и во всех других случаях по направлению

преподавателя по физическому воспитанию.

Как уже указывалось, при любом медицинском обследовании прежде всего

определяется состояние здоровья. При этом под здоровьем понимается форма

жизнедеятельности, которая обеспечивает человеку оптимальную деятельность и

адекватные условия существования в окружающей среде, полноценное участие в

общественной и трудовой жизни. Полноценное здоровье определяется у 84—90 %

студентов. У остальных выявляются заболевания, ограничивающие

трудоспособность.

Врачебно-педагогические наблюдения представляют собой совместное

наблюдение врача и преподавателя за состоянием студентов непосредственно в

процессе занятий физической культурой и спортом. Они проводятся до, во

время и после окончания занятий. Различают текущий и этапный врачебно-

педагогический контроль. Текущий контроль дает возможность оценить здоровье

студента в каждый конкретный момент времени, выявить реакцию организма на

то или иное упражнение или занятие в целом, определить качества

приспособления к учебно-тренировочным нагрузкам.

Результаты текущего контроля могут использоваться для анализа объема и

интенсивности отдельных упражнений и занятий в целом, а также для оценки

моторной плотности занятий, эффективности выбранных нагрузок и

целесообразности их последовательности в занятии. Эти результаты имеют

также немаловажную роль при решении вопроса о допуске студентов к

вневузовским (в т.ч. межвузовским) спортивным мероприятиям.

СПОРТИВНЫЙ КЛУБ

Основным звеном самодеятельного физкультурного движения в нашей стране

является коллектив физической культуры. Такие коллективы создаются на

заводах, фабриках, стройках, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах,

совхозах. Внеучебную работу по физической культуре и спорту среди

студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вузов проводит

Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов

(ВДФСО).

Высшей формой организации коллектива физической культуры является

спортивный клуб. Это звание присваивается коллективам решением ВДФСО

профсоюзов за достигнутые показатели в массовой оздоровительной,

физкультурной и спортивной работе, к которым относятся, в частности,

наличие спортивной базы, оздоровительно-спортивного лагеря, а также

массовое привлечение молодежи и трудящихся к занятиям физической культурой

и спортом. Коллективы физической культуры вузов имеют высокие показатели в

этой работе, поэтому они, как правило, носят звание «Спортивный клуб».

Спортивный клуб высшего учебного заведения является первичной

организацией ВДФСО профсоюзов. Он осуществляет всестороннюю деятельность по

развитию физической культуры и спорта, среди студентов, аспирантов,

преподавателей, сотрудников высшего учебного заведения и членов их семей на

демократической основе, в условиях широкой гласности, творческой инициативы

и самодеятельности, выборности его руководящих органов и их отчетности

перед коллективом. В своей практической деятельности спортивный клуб

руководствуется постановлениями Госкомспорта РФ, Госкомитета РФ по

народному образованию, совета ВДФСО профсоюзов и другими нормативными

документами.

Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба

Цель деятельности спортивного клуба в вузе — содействие воспитанию

всесторонне развитых специалистов, готовых к высокопроизводительному труду

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.