рефераты скачать

МЕНЮ


Физическое воспитание в семье

- обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго

установленным временем подъема и отдыха ко сну;

- предусмотреть регулярный прием пищи;

- установить определенное время приготовления уроков;

- выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой

деятельности, свободных занятий и помощи семье.

Конечно, трудно приучить ребенка следовать всем пунктам режима; но если

проявить настойчивость, ему будет легче и легче это делать – начинает

играть свою роль привычка, и ребенок поймет, что режим помогает жить.

Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. С возрастом

продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответственно

увеличивается.

Большую часть времени ребенку необходимо провести на открытом воздухе.

Для первоклассников, второклассников (и более старших детей с

ослабленным здоровьем) желателен дневной сон: час-полтора при открытой

форточке, который хорошо восстанавливает работоспособность.

После домашних учебных занятий ребенку обязательно надо поиграть на

открытом воздухе час-полтора. Еще раз подчеркнем значение двигательной

активности. Дети, которые мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют

избыточный вес, плохо сопротивляются инфекциям, не могут быстро

приспосабливаться к смене температуры воздуха и атмосферного давления;

поэтому часто и длительно болеют, вынуждены пропускать занятия в школе,

отстают от товарищей.

Нельзя признать разумным запрещение детям прогулок и игр на воздухе в

наказание за какие-либо проступки.

Общее время пребывания ребенка на свежем воздухе – до 4 ч. в день.

Всякий лишний час, проведенный на воздухе, очень ценен для здоровья

школьников, особенно ослабленных и перенесших заболевания.

В режиме дня школьников необходимо предусмотреть время, которое

используется ими в соответствии с их собственными наклонностями и

интересами. Ребенок должен быть уверен, что у него всегда найдутся часы и

для чтения любимых книг, и для конструирования или рисования, и для занятий

спортом, и для того, чтобы пойти в кино или посмотреть телепередачу.

Найдите место в режиме дня посильному труду детей – общественно

полезному, в помощь семье, связанному с личным самообслуживанием.

Дома младшим школьникам вполне можно поручать уборку комнат, мытье

посуды, не говоря уже о том, что они могут следить за состоянием своей

одежды и обуви, стирать мелкие личные вещи, убирать свою постель и свое

рабочее место.

Двадцать-двадцать пять минут нужно выделить для завтрака и для ужина и

30-35 минут – для обеда.

После напряженной дневной работы организму школьника, его центральной

нервной системе нужен полноценный отдых. Такой отдых может доставить только

сон.

Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую работоспособность

ребенка в течение значительного времени.

Очень хорошо школьникам перед сном спокойно погулять минут 20-30, а

затем проветрить комнату и провести вечерний туалет; в него следует

включить мытье ног водой комнатной температуры.

Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи,

поэтому ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч. перед сном.

Постель – безусловно отдельная, не тесная, не слишком мягкая, но и не

жесткая.

Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воздуха. Комнату

перед сном нужно хорошо проветрить; еще лучше приучить детей спать при

открытой форточке. Температура воздуха в спальне не должна превышать +16-

170.

3. Рациональное питание.

Правильное питание – важнейший залог формирования здорового организма.

Казалось бы, это известно всем, во всяком случае спорить с этим никто не

станет. А вот позаботиться о том, чтобы иметь хотя бы минимально

необходимые представления о рационе и режиме питания, многие родители не

считают обязательным.

И если недокормленных детей при всех наших сложностях с продуктами

немного, то уж перекормленные дети есть в каждом классе любой школы, почти

в каждой группе детского сада.

Специалистам хорошо известно, что дети с излишней массой тела с

младенческого возраста подвержены частым респираторным и аллергическим

заболеваниям. Они обычно поздно начинают ходить. Зачастую у них кривые ноги

и так называемая круглая спина. Добавим, что возникающие в дошкольном

периоде обменные и другие нарушения, связанные с ожирением, способствуют

развитию атеросклероза в среднем возрасте и даже в молодости.

Флегматичные дети из-за недостаточной двигательной активности расходуют

энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает порочный

круг. Чем толще ребенок, тем меньше у него потребность в движениях, а

гиподинамия – прямая дорога к полноте. Исследователи считают, что таких

детей надо заинтересовать прогулками или физическими упражнениями. Наш опыт

показывает, что сделать это непросто, родители должны приложить много

стараний и набраться терпения, чтобы привить любовь к систематическим

движениям. Очень важен здесь и личный пример взрослых.

В дошкольном возрасте в связи с усилением энергетического обмена

потребность в пищевых веществах увеличивается; это, в свою очередь

обусловливает необходимость увеличения количества таких продуктов, как

мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Изменяется

и кулинарная обработка продуктов: приготовление блюд для старших

дошкольников и младших школьников приближается к «взрослой» кулинарии. Но

лишь приближается, а не совпадает. Так, закуски, приправы и соусы не должны

быть слишком острыми; овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются

растительным маслом или сметаной и посыпаются зеленью петрушки (укропа) с

добавлением измельченного чеснока; мясные и рыбные блюда, а также овощи

лишь слегка поджариваются (а в основном тушатся) и подаются на стол 3-4

раза в неделю. Ни в коем случае нельзя давать много сладостей и сладких

напитков, особенно в промежутках между едой. Вместо них ребенок может

выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой

режим, так как детский организм в большом количестве выделяет влагу.

Суточная потребность дошкольников в воде – 1-1,3 л, школьников – 1,5 л.

Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если

первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или

макарон.

В весенне-летний период и в начале осени больше блюд следует готовить из

свежей зелени, овощей, фруктов, ягод. Но при этом помнить: рацион ребенка

должен включать определенное количество белков, жиров и углеводов, а также

минеральных веществ. Примерные их суточные показатели для дошкольников:

белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 1200 мг, фосфора

около 1500 мг, витамина С 50 мг.

На завтрак – каши, яйца (лучше сваренные вкрутую), блюда из творога,

мяса, рыбы, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. Обед:

овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе

блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота,

свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. В полдник ребенок выпивает стакан

молока, кефира или простокваши, съедает печенье, ватрушку или булочку,

фрукты. На ужин лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от

завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жаренном виде, вечером давать

не следует.

Если оценить питание в большинстве наших семей, можно констатировать,

что оно нуждается в улучшении. В первую очередь, за счет увеличения

потребления овощей и фруктов и снижения доли рафинированных продуктов. Сама

технология приготовления блюд для детей должна быть изменена.

Подводя итог, напомним основные принципы правильного питания детей. Оно

должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей

и фруктов. Все используемые пищевые продукты растительного и животного

происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по

технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные

продукты питания (сладости, копчености, мясные и рыбные консервы и др.) не

стоит включать в рацион, особенно детей дошкольного и младшего школьного

возраста, а блюда с острыми специями – вплоть до подросткового возраста.

Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания.

Глава II.

3. Формы физического воспитания в семье.

1. Пешие прогулки и походы.

Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм

активного отдыха, рационального использования свободного времени для

укрепления здоровья.

Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности,

взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость,

выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность.

Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских

тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.

Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной

организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание

различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать

положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.

С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким

расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 15-20 минут, для ребят 5-6 лет

– 30-40 минут, а для семилетних возможна прогулка до 40-45 минут. При

регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км.

Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же

постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути.

Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые

желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах

движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья,

пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.

Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как

это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное

влияние на их нервную систему. Если намечен переход к дальнему лесу, к

подножию горы, на сенокос, надо так организовать детей, чтобы они шли

свободно, группой по 4-5 человек. Когда маршрут проходит по улице поселка,

шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и пройти

парами этот отрезок пути. Но как только они выходят, например, на луг,

лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по своему желанию, но не

расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех

держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее

оговоренный сигнал остановки, например свисток. Дети должны быстро

собраться около взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных

выполнил задание. После этого часть пути можно пройти организованно или

использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями,

крадучись, в полуприседе.

Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то на

полпути надо сделать небольшой привал – отдых в тени кустов, деревьев.

Желающим можно предложить за 30-35 м до намеченного места отдыха пройти

быстрее или пробежать и подождать там остальных. Это приучает детей к

самостоятельности, дает некоторый выход их активности, проявлению

двигательных способностей (выносливости, быстроты).

После недлительного отдыха во время привала здесь же можно организовать

подвижные игры, с тем чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на

оставшийся путь.

Например:

Ноги от земли! Дети свободно стоят на площадке (полянке). В центре –

ловишка (его выбирают заранее по договоренности с детьми). По сигналу

взрослого «Раз, два, три – лови!» ребята разбегаются в разные стороны.

Стремясь, чтобы ловишка не мог коснуться, каждый занимает какое-либо

возвышение над землей: пенек, бревно, бугорок, некоторые руками и ногами

обхватывают ствол дерева, не касаясь, конечно, земли. Того, кто не успел

это сделать, ловящий касается рукой. Этот участник выходит из игры. Так

повторяют 3-4 раза. После этого выбирают нового ловишку.

Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких

объединениях было не менее 2-3 детей, сходных по возрасту. Постоянного

внимания взрослых требуют самые маленькие дети – до 4 лет, а дошкольники 4-

7 лет уже выполняют в группе определенные обязанности. При наличии

нескольких взрослых обязанности между ними распределяются так, чтобы

чередовались заботы (о пище, организации остановки или ночлега) и отдых,

возможность личного досуга (порыбачить, почитать книгу, заняться вязанием,

просто отдохнуть и расслабиться).

Дети в группе легче находят себе дела, устанавливают общение друг с

другом, ведут разговоры о виденном, меньше капризничают, не проявляют

эгоистических чувств, своеволия.

Выбор маршрута. На первых порах не следует отправляться в далекий от

дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно

надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы,

выносливость.

Подготовка к походу. Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2-3

дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению.

Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря:

собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами

обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к

походу, ощутили себя его полноправными участниками.

Дети 3-4 лет в семейном походе проходят в день 4-6 км, скорость ходьбы

примерно 2,5-3 км в час, в 5-6 лет – 8-10 км. Не следует торопить ребят,

нужно рассчитать маршрут так, чтобы были остановки. На опушке леса,

полянке предложить интересные игры, соревнования на полосе препятствий. Для

детей 3-7 лет предлагается длина трассы с препятствиями 80-100 м, считая по

5-6 м расстояния между отдельными препятствиями.

Препятствия могут быть следующие:

«Лягушатник» - из веток и прутьев: высота 40 см, длина 120 см, 4 барьера

с расстоянием между ними 80 см дети перепрыгивают двумя ногами сразу.

«Коридор» - обозначается тесьмой в кустарнике или между деревьями с

несколькими поворотами.

«Нора» - устраивается из плащ-палатки или куска ткани размером 1,5-2 м.

Один край приподнимается на 70 см, второй прикрепляется колышками свободно

к земле, чтобы можно было проползти на четвереньках.

«Бревно» - обрезок ствола длиной 3-4 м с неснятой корой, закрепляется

колышками или оставшимися на нижней стороне сучьями.

«Обезьянник» - образован двумя веревками (диаметром 10-12 см),

натянутыми между двумя деревьями (расстояние между ними 2-3 м). Их туго

натянуть и оттянуть в стороны с помощью дополнительных веревок. Ребята

переступают ногами по нижней веревке, держась за верхнюю.

«Гол» - ударом ноги прогнать мяч через ворота (шириной 1,5 м), вложить

его в рюкзак и надеть рюкзак на себя.

Детям объясняют и показывают, как надо преодолевать препятствия,

предлагают попробовать выполнить задание, а затем уже объявляются условия

соревнования.

Питание и питье. Хорошо сварить на костре свежий обед.

Для привала летом выбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную

погоду – защищенное от ветра и освещаемое солнцем. После отдыха дети обычно

затевают игры. Родители должны создать им для подвижных игр наиболее

подходящие условия.

Тяни в круг. На рюкзак кладется мяч. 5-6 детей, взявшись за руки, встают

в круг вокруг рюкзака. При помощи различных движений, не расцепляя рук,

каждый старается заставить партнера сбить мяч любой частью тела. Сбивший

мяч выбывает из игры.

Найди свой домик. Ребята самостоятельно или с помощью взрослого выбирают

для себя домики (скамейку, бревно, пенек) и находятся в них. В одном домике

может быть двое детей. По сигналу выбегают на площадку, бегают, изображая

ловлю бабочек (хлопают в ладоши перед собой и над головой), зайчиков

(подпрыгивают на двух ногах), самолеты (бегают с поднятыми в стороны

руками). По сигналу «Найди домик!» быстро разбегаются, занимая домики.

Сколько шагов. Детям предлагается задание – выбрать какое-нибудь дерево

и попробовать определить на глаз, сколько до него шагов. Затем расстояние

измеряется шагами. Побеждает тот, кто назвал наиболее близкое к правильному

число шагов.

2. Плавание.

Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При

плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим

позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные

условия для формирования правильной осанки. Под действием воды

активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой

водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и

преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина

дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его

терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во

время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной

системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные

повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и

сопротивляемость его простудным заболеваниям.

Надо постараться как можно раньше научить малыша держаться на воде и

плавать. Первые навыки можно образовать у совсем маленького ребенка - в

возрасте двух-трех недель, используя домашнюю ванну. Конечно, до начала

занятий в ванне надо посоветоваться с врачом. Плавать ребенок должен в

чистой, дезинфицированной ванне, лучше в одни и те же часы первой половины

дня. Нахождение в воде должно быть для малыша радостным, интересным,

доставлять ему удовольствие, положительные эмоции. С ним надо разговаривать

ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец, плыви, плыви,

двигай ручками и ножками». При отрицательных реакциях – плаче, страхе,

нежелании находиться в воде – лучше прекратить занятие, успокоить малыша,

занять любимой игрушкой. Температура воды в начале обучения 36-370.

Пребывание ребенка в воде увеличивается постепенно – с 10 до 15-20 минут

при снижении температуры воды до 340.

Какие навыки движений в воде может освоить ребенок?

Взрослый сначала лицом к себе держит его под мышки и за грудную клетку.

Окунуть несколько раз в воду до подбородка; уложив малыша на спину, левую

ладонь подвести под затылок малыша, правой обхватить область таза.

Покачивать, переводя ребенка из горизонтального положения в

полувертикальное и обратно. Движение делать медленно, затем быстрее (2-3

минуты) и отдых ребенка в вертикальном положении (левая рука взрослого

обхватывает грудь малыша и на нее он наваливается, правая рука поддерживает

затылок);

- обе ладони подведены под спину малыша, большие пальцы

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.