Вопросы экологии на уроках физики
|ически|тока, |Разложение воды |Гидролиз |Гидролиз белков. |
|й ток |сопротив|электролитически|сахарозы, |Положение металлов в |
|в |ление. |м способом. |крахмала и |периодической системе |
|различ|Закон |Электролиты и |глюкозы. |Д.И. Менделеева, |
|ных |электрол|неэлектролиты. | |особенности электронного |
|средах|иза. |Электролитическа| |строения атомов. |
| | |я диссоциация. | |Электрохимические способы|
| | |Электрохимически| |получения металлов. |
| | |е процессы. | | |
| | |Электролиз. | | |
| | |Особенности | | |
| | |строения | | |
| | |металлов. | | |
| | |Металлическая | | |
| | |связь. | | |
| | |Характерные | | |
| | |физические и | | |
| | |химические | | |
| | |свойства | | |
| | |металлов. | | |
| | |Биология | | |
| | |Электрический | | |
| | |орган некоторых | | |
| | |видов рыб. | | |
| | |Первая помощь | | |
| | |при электрошоке.| | |
|Атом и|Дефект |Химия |Химия | |
|атомно|массы |Молекулы и |Строение | |
|е ядро|ядра, |атомы, знаки |электронных | |
| |энергия |химических |оболочек | |
| |связи |элементов, |атомов | |
| |ядра, |относительная |элементов | |
| |энергети|атомная масса. |малых и | |
| |ческий |Химические |больших | |
| |выход |реакции. |периодов: s–, | |
| |ядерной |Закон Авогадро |p–, d– | |
| |реакции.|Периодический |электроны. | |
| | |закон и | | |
| |Постулат|периодическая | | |
| |ы Бора. |система | | |
| |Закон |химических | | |
| |радиоакт|элементов. | | |
| |ивного |Состав атомных | | |
| |распада |ядер. Изотопы. | | |
| | |Строение атомов | | |
| | |элементов | | |
| | |подгрупп | | |
| | |кислорода, | | |
| | |азота, углерода,| | |
| | |металлов. | | |
| | |Тепловой эффект | | |
| | |реакции. | | |
| | |Биология | | |
| | |Радиоизотопный | | |
| | |метод измерения | | |
| | |интервалов | | |
| | |времени | | |
| | |Экология | | |
| | |Минеральные и | | |
| | |энергетические | | |
| | |ресурсы и | | |
| | |использование их| | |
| | |человеком. | | |
| | |Рациональное | | |
| | |использование и | | |
| | |охрана недр. | | |
| | |Использование | | |
| | |новых источников| | |
| | |энергии. Охрана | | |
| | |окружающей среды| | |
| | |при разработке | | |
| | |полезных | | |
| | |ископаемых. | | |
Необходимость охраны окружающей среды обусловлена действием ряда
факторов. Остановимся на важнейших из них:
1. Известно, что численность населения на земном шаре очень быстро
увеличивается. Около 200 тыс. лет назад на Земле было приблизительно
1 млн. человек. Сейчас численность населения на планете уже
превысила 5 млрд. человек; к 2000 г. она достигнет 6-7 млрд.
человек. Такой быстрый рост населения, безусловно, усиливает
воздействие человека на природу, причем в крупных городах
наблюдается ухудшение окружающей среды. Между тем характерной чертой
современного развития общества является урбанизация - процесс
сосредоточения промышленности и населения в крупных городах. С 1920
по 1960 г. городское население мира увеличилось втрое;
предполагается, что к 2000 г. оно достигнет 5 млрд. человек.
2. В связи с развитием производства резко возрастает потребление
топлива и энергии. Так, только за последние 100 лет выработка
энергии на душу населения увеличилась в 20 раз. Значительно возросла
добыча полезных ископаемых. Многие из них, ранее казавшиеся
неисчерпаемыми, теперь стали дефицитными. Ведь ежегодно добывается
почти 100 млрд. т. руды, горючих ископаемых и строительных
материалов. Общество вынуждено переходить к использованию менее
богатых их запасов, расширять территории, где ведутся разработки.
3. Значительно увеличивается распашка земель. Раньше большие площади
земли находились в природном обороте; все воспроизводство на них
регулировалось самой природой. Теперь таких земель остается все
меньше; они вовлекаются в хозяйственный оборот. Большое влияние
оказывает человек и на водные ресурсы, являющиеся частью природной
среды: создает многочисленных крупных водохранилища, каналы, выемки
горных пород в связи с расширением добычи полезных ископаемых и пр.
4. Реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли на 2-
3°С в первой четверти XXI в. вследствие усиления «парникового
эффекта», создаваемого атмосферой планеты и зависящего от содержания
в ней углекислого газа и других веществ. Ухудшается прозрачность
воздушной оболочки Земли, а также чистота вод; например, около в
поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой, в воздух
ежегодно выбрасывается около 1 млрд. т. различных взвесей, среди
которых есть неизвестные природе канцерогенные вещества. Главное же
- человечество столкнулось с возможностью потери равновесия в
природе: так, темп увеличения безвозвратного забора воды на
промышленные и бытовые нужды достиг 4 - 5% в год; каждые 15 лет
удваивается площадь отчуждаемых у природы земель и др.
5. Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника
вследствие роста масштабов использования традиционных и новых
природных ресурсов, а также производственной деятельности человека,
которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений
можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические,
механические, электромагнитные), химические и биологические.
До недавнего времени биологический аспект деятельности человека был
самым угрожающим: люди заводили, например, коз и овец, которые буквально
съедали растительность целых стран; уничтожали крупных животных; вырубали
леса, вызывая тем самым деградацию почвенного покрова, и т.д. Этот аспект
существует и сейчас, однако наряду с ним возник и теперь уже стал
главенствующим химический, который вызывает в наши дни наибольшие опасения,
ибо продукция именно химической промышленности оказывает разрушительное
влияние на природу.
Химическая деятельность человека в природе складывается из потребления
химических веществ, массированного «перевода» их из земных недр на
поверхность, в атмосферу и даже в космос, загрязнения окружающей среды
отходами, насыщения биосферы новыми, нехарактерными для нее высокоактивными
химическими соединениями. В результате могут создаваться такие интенсивные,
катастрофические изменения условий существования организмов, их сообществ и
целых экосистем, которые грозят им разрушением - вплоть до невозможности
восстановления первоначальной структуры и функций.
Для создания современной атмосферы природе понадобились миллионы лет,
человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы
вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера
не в состоянии сама справиться с нагрузкой, приспособиться к ней,
нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и
самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер,
угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями.
Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение
влияния человеческой деятельности на природу, выяснение способов сохранения
оптимального функционирования природных процессов в условиях НТП, глубокое
и всеобъемлющее исследование взаимной зависимости изменений природной среды
и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств,
роста интенсификации использования природных богатств, а также научно
прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества.
Проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования и
воспроизводства природных ресурсов требуют глубокого знания законов природы
и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих
поколений.
Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой,
экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до
теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей,
они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и
регулируя эти отношения. При этом созидательной и преобразующей силой в
творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность.
Воздействие на естественную среду совершается людьми внутри конкретного
общественного организма, поэтому оно всегда имеет характер общественного
отношения, содержание которого определяется соответствующим социально-
экономическим строем общества. Как объективная реальность, природа не может
сама по себе быть капиталистической или социалистической, но использование
людьми ее ресурсов и ее охрана осуществляются в рамках общественных
отношений, отражающих социально-экономическую и классово-политическую
структуру общества. Поэтому характер и сущность взаимодействия общества с
природой определяются конкретной общественно-экономической формацией.
Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое
образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного
процесса.
Основные показатели экологической культуры таковы:
. знание общих закономерностей развития природы и общества;
. понимание взаимосвязи их существования и истории, того, что природа
составляет первооснову становления и эволюции человечества;
. осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с
природной средой;
. отсутствие потребительского отношения к природе только как к
источнику материальной выгоды;
. умение предвидеть последствия влияния деятельности людей на биосферу
Земли;
. подчинение своей деятельности требованиям рационального
природопользования, забота об окружающей среде;
. умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в
этом направлении.
«Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у
человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а
также его практических действий, согласующихся с требованием бережно
относиться к природе
В нашей стране сложилась и эффективно развивается система
государственных и общественных форм экологического образования и воспитания
молодежи. Общеобразовательная средняя школа занимает в ней особое,
главенствующее место, потому что:
1) введение всеобщего среднего образования и изучение в школе основ
охраны природы позволяют овладеть экологической культурой всему
подрастающему поколению страны;
2) экологическое образование и воспитание молодежи может быть
осуществлено в школе повсеместно, непрерывно и последовательно;
3) дает возможность вести экологическое просвещение наиболее
эффективным образом: на межпредметной основе, комплексно, постепенно
углубляя и обогащая экологические знания учеников и формируя у них
соответствующие умения и навыки;
4) поскольку все ученики привлечены к общественно полезному труду, и
после окончания школы большинство из них будет работать на
производстве и в сфере обслуживания, они смогут успешно реализовать
полученные экологические знания и навыки;
5) экологические знания необходимы для совершенствования самого учебно-
воспитательного процесса: для формирования целостной картины мира,
представлений о взаимодействии общества и природы в условиях НТП,
глубокого и прочного усвоения программного материала, полноценной
политехнической подготовки учащихся и их профессиональной
ориентации.
Таким образом, экологическое образование можно рассматривать как
необходимый элемент общего среднего образования молодежи, связанный с
овладением ею научными основами взаимодействия природы и общества. При этом
экологические знания выступают в качестве связующего звена между
теоретическими сведениями, приобретаемыми в школе, и практикой, жизнью.
Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный
педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание
важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и
оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального
общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина
страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы
рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из
важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим
образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический
процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах
природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с
ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны
природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Экологическое образование и воспитание включает также формирование у
человека сознания, отражающего различные стороны материального единства
мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления,
юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на
окружающий мир и место в нем человека. Поэтому в содержание школьного
образования должны быть включены следующие элементы: системы знаний о
взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации,
системы норм и правил отношения к природе, умений и навыков по ее изучению
и охране. Чтобы обеспечить полноценное экологическое образование и
воспитание учащихся, необходима «экологизация» всего учебно-воспитательного
процесса в школе и прежде всего по предметам естественнонаучного цикла.
Ведь в формировании экологического сознания важную роль играют идеи
целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее явлений и
процессов, изменения и развития окружающей среды, наиболее полно выраженные
в современном учении о биосфере (основоположником которого является В. И.
Вернадский), а также в учении о географической оболочке как комплексе
природных факторов, в условиях действия которых протекает многообразная
деятельность человека. Знания об эволюции природы, законах развития ее
многообразных и усложняющихся форм, о взаимодействиях и
взаимообусловленности природных процессов составляют физическую, химическую
и биологическую картины природы в их единстве. Раскрыть эту взаимосвязь и
составить целостную картину природы необходимо при изучении всех
естественнонаучных дисциплин, в том числе физики.
В соответствии с вышесказанным современное экологическое образование
молодежи в нашей стране можно охарактеризовать так:
1. Охрана природы трактуется как охрана единого целого, а не отдельных
компонентов - воды, почвы, воздуха, растительности, животного мира,
космоса.
2. В содержание общего среднего образования включаются вопросы экологии
и задача развития экологического мышления учащихся.
3. Основы экологии изучаются не в курсе специального предмета (такой
предмет не может, в каком бы классе он ни вводился, дать целостного
представления о взаимодействии общества и природы), а в процессе
преподавания школьных учебных дисциплин, причем не только биологии,
но и других - физики, химии, географии и т.д.
4. Для понимания учащимися правильного функционирования биосферы и
проблем ее охраны как единого целого преобразующая деятельность
человека в природе показывается не только с положительной стороны.
Отмечается, что наряду с избавлением человечества по мере развития
техники и производства от голода, болезней, обеспечением роста его
материального и духовного богатства происходит, и разрушение
некоторых природных систем, что должно быть предусмотрено и
нейтрализовано. Возможность последнего зависит от общественного
Страницы: 1, 2, 3, 4
|