Управление энергосбережением в Республике Беларусь
·
осуществление
государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
·
разработка
государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских,
отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
·
приведение
нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости
материального производства, сферы услуг и быта;
·
создание
систем финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую
заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании
топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс
нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании
средств в энергосберегающие мероприятия;
·
повышение
уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
·
осуществление
государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
·
создание
и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических
технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в
процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
·
реализация
демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
·
информационное
обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового
отечественного и зарубежного опыта в этой области;
·
обучение
производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
·
создание
других экономических, информационных, организационных условий для реализации
принципов энергосбережения.
Методы реализации государственной политики энергосбережения
Методы управления (регулирования)
энергосбережением – это способы воздействия на поведение и деятельность,
управляемых с целью снижения потребления, топливно-энергетических ресурсов при
сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы
управления:
·
социально-психологические
методы
или меры морального стимулирования;
·
административные
методы,
основанные на использовании разрешительно-запретительного принципа государственного
управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения;
·
финансово-экономические
методы,
базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловливающих
экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования
субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими
энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Социально-психологический механизм управления энергосбережением
Основными инструментами
социально-психологического управления являются:
·
образование
и воспитание;
·
обучение;
·
доступность
информации;
·
общественное
давление;
·
переговорные
процессы;
·
добровольные
соглашения.
В Беларуси социально-психологический механизм
управления реализуется по следующим направлениям.
В рамках социально-психологического управления
энергосбережением в программы высших, средних и профессионально-технических
учебных заведений, а также учреждений повышения квалификации и переподготовки
кадров введены курсы по энергосбережению. Успешное выполнение мероприятий по
энергосбережению возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном
участии в их реализации всех граждан Беларуси. Руководящий и производственный
персонал предприятий и учреждений должен владеть действующей правовой и экономической
базой энергосбережения, понимать его технические основы и иметь практические
навыки экономии энергии. Непрерывная многоуровневая система образования в
области энергосбережения создавалась с середины 90-х годов и в настоящее время
требует дальнейшего укрепления и развития в соответствии с новейшими мировыми
тенденциями в области образования и научно-технического прогресса.
Основные направления и задачи в области обучения,
пропаганды и информации на 2001 – 2005 годы:
1. Развитие непрерывной многоуровневой системы
образования в области энергосбережения, базирующееся на:
·
совершенствовании
учебных программ и планов и координации их с Республиканской программой по
энергосбережению, мировыми достижениями науки и техники;
·
укреплении
и развитии учебно-методических и научно-лабораторных баз вузов и центров
переподготовки и повышения квалификации кадров средней и высшей технической и
экономической квалификации;
·
открытии
на базе энергоэффективных демонстрационных зон и передовых предприятий
республиканских межотраслевых научно-исследовательских и образовательных Центров
для проведения исследовательских работ и обучения передовым энергосберегающим
технологиям с целью координации и концентрации усилий науки и производства;
·
создании
компьютерных классов с учебным и научным программным обеспечением при основных
кафедрах и центрах системы образования по энергосбережению;
·
организации
баз для проведения практики учащихся ССУЗов и студентов ВУЗов, получения
практических навыков энергосбережения;
·
использовании
системы тестов и стендов при проведении энергетических обследований
предприятий.
2. Широкое использование республиканской информационно-аналитической
системы «Энергосбережение» (далее РИАС) как автоматизированной системы
проблемно-ориентированных баз данных и информационных средств для оперативного
получения информации, пропаганды и рекламы новых технологий и оборудования:
2.1. В составе РИАС подсистема оперативного слежения
и анализа информации по энергосбережению с обратной связью предполагает
создание геоинформационной автоматизированной системы сбора, обработки и
анализа текущей информации на местах по территории всей республики о состоянии
энергопотребления и внедрении энергосберегающих оборудования, технологий,
выполнении директив государственных органов и действующих программ
энергосбережения. До 2005 года предусматривается разработка этой подсистемы и
создание ее узловых элементов у крупных потребителей энергии и в
демонстрационных зонах энергоэффективности.
2.2. В составе РИАС подсистема перманентной
информации и пропаганды по энергосбережению должна предусматривать:
·
организацию
правового обеспечения и информирования по вопросам энергосбережения
соответствующих звеньев персонала предприятий, организаций и населения в целом;
·
издание
целевых информационных бюллетеней с директивными нормативными документами в
области энергосбережения (1 раз в квартал) для предприятий, организаций и населения;
·
периодический
(2 раза в год) выпуск для средних и высших учебных заведений, для
производственных предприятий и коммунальных учреждений тематических бюллетеней
о первоочередных задачах и последних научно-технических достижениях в энергосбережении;
·
создание
системы консалтинга (консалтинговые центры, их кадровое и информационно
методическое обеспечение) по правовым, финансовым, инновационным, аудиторным
вопросам энергосбережения;
·
дальнейшее
издание научно-технического и информационного журнала «Энергоэффективность»,
информационного бюллетеня об отечественном и зарубежном опыте по энергосбережению;
издание серии книг «Энергосбережение», включающей оригинальную научно-популярную,
учебно-методическую и научно-техническую литературу, написанную ведущими
учеными и специалистами республики, справочных пособий по энергосбережению;
·
информацию
о проведении выставок по энерго- и ресурсосбережению, тематических семинарах в
областях, городах, на предприятиях республики;
·
открытие
веб-страницы в системе Интернет и постоянное представление информации о
состоянии и работе в области энергосбережения в Республике Беларусь;
·
создание
единого информационного поля в области энергосбережения с соответствующими
управленческими структурами России и других стран СНГ, в том числе, издание
совместного реферативного журнала отечественных и зарубежных публикаций и изобретений
в области энергосбережения, каталога инноваций по энергосбережению с соответствующими
экономическими оценками.
2.3. В составе РИАС подсистема пропаганды и
рекламы по энергосбережению должна предусматривать создание автоматизированной
системы сбора, обработки и актуализации справочно-адресной информации о
производителях и поставщиках энергосберегающих оборудования и приборов, их
технических и экологических характеристиках, ценах, внедряющих организациях, новинках-экспонатах
энергосберегающей техники и технологий, представляемых на международных
научно-технических выставках, конгрессах, семинарах.
3. Создание единой республиканской
высококачественной интеллектуальной системы рекламы, ориентированной на
существующую социально-демографическую структуру общества, включающей:
·
комплексное
использование всех средств масс-медиа: тематические информационно-дискуссионные
и познавательно-развлекательные программы по телевидению и радио, информационно-пропагандистские
и дискуссионные материалы в общественной печати, рекламно-информационные
материалы в сети Интернет;
·
разработка
принципов рекламы энергосбережения городов и создание сети
рекламно-пропагандистских средств в городах и населенных пунктах республики
совместно с местными органами власти;
·
создание
эффективных средств пропаганды и рекламы энергосбережения для предприятий и
учреждений с учетом профиля их производственно-хозяйственной деятельности,
организация распространения этих средств;
·
образование
бюро для организации, координации всех видов и форм рекламы в области
энергосбережения и контролю ее содержательной части, художественного качества и
нормативно-финансовых аспектов.
Административный механизм управления энергосбережением
Основными инструментами административного управления
являются:
·
формирование
структуры управления;
·
формирование
законодательства;
·
формирование
энергетических стандартов и нормативов;
·
организация
энергетического менеджмента;
·
проведение
энергетических аудитов;
·
энергетическая
паспортизация;
·
лицензирование
хозяйственной деятельности, связанной с использованием ТЭР и энергии;
·
целевые
программы в области энергосбережения.
Рассмотрим более подробно, как эти инструменты
административного управления реализуются в нашей республике.
I. Административное
регулирование энергосбережением базируется на созданной в республике в 1996-2000
годах структуре управления энергосбережением:
·
Государственный
комитет по энергосбережению и энергетическому надзору;
·
Областные
и Минское городское управление по надзору за рациональным использованием
топливно-энергетических ресурсов;
·
Координационный
межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных
топливных ресурсов;
·
Экспертный
совет при Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому
надзору;
·
Государственные
предприятия «Белэнергосбережение» и «Белинвестэнергосбережение».
II. Основное место в
административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое
регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных,
нормативных и иных актов, стимулирующих участников процессов энергопроизводства
и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и
формируют законодательную базу энергосбережения, включающую
следующие основные документы:
·
Закон
Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятый 15 июля 1998 года;
·
Закон
Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики
Беларусь «Об административных правонарушениях», определяющий ответственность
должностных лиц за нерациональное использование топлива и энергии.
После вступления в силу Закона «Об
энергосбережении» Правительством были приняты постановления определяющие
механизмы реализации основных положений данного Закона, основные из которых
следующие:
·
Постановление
№1582 Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 «О порядке разработки,
утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии»;
·
Постановление
№1583 Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 «О порядке проведения
энергетического обследования предприятий, учреждений и организаций»;
·
Положение
о республиканском фонде «Энергосбережение», утвержденное постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 05.11.1998 г. №1703;
·
Положение
о порядке разработки и выполнении республиканских, отраслевых и региональных
программ энергосбережения, утвержденное Советом Министров Республики Беларусь
от 11.11.1998 №1731;
·
Постановление
№ 965 от 19 июня 1998 г. «О мерах по усилению работы по реализации
энергосберегающей политики в Республике Беларусь»;
·
Положение
о порядке использования и возврата средств, выданных за счет инновационного
фонда концерна «Белэнерго» и предназначенных для долевого участия в
финансировании работ по энергосбережению от 30.12.1998, №8/65;
·
Постановление
№ 153 Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 «Об утве6рждении соглашения
о сотрудничестве государств-участников Содружества независимых государств в
области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения»;
·
Постановление
№ 189 Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 «Об утверждении
положения об аккумулировании и использовании организациями, финансируемыми из
республиканского бюджета, средств, предназначенных на оплату
топливно-энергетических ресурсов и сэкономленных ими от внедрения
энергосберегающих мероприятий»;
·
И
целый ряд других правовых документов.
III. В соответствии с Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001 №56 «О Республиканской
программе энергосбережения на 2001-2005 годы» в целях регламентирования единых
методических подходов к нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов
на производство единицы продукции (работ, услуг) в народном хозяйстве Республики
Беларусь Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики
Беларусь утверждено Положение о нормировании расхода топлива, тепловой и
электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь. На основании
этого документа разрабатываются нормы расхода топлива, тепловой и электрической
энергии на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг) для каждого
министерства, ведомства, которые впоследствии доводятся до всех субъектов
хозяйствования.
В Беларуси также разработаны и действуют
нормативные сопротивления теплопередаче через ограждающие конструкции зданий и
сооружений. Они должны гарантировать теплопотери ниже максимально допустимого
уровня при проектировании и строительстве новых зданий.
IV. В нашей республике
разработана и действует стройная система энергетического менеджмента, о которой
более подробно рассказывается в § 7.1.
V. Одним из инструментов
административного управления является проведение энергетического аудита. В
соответствии с Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» обязательному
энергетическому обследованию подлежат предприятия с годовым потреблением
топливно-энергетических ресурсов более 1,5 тысяч тонн условного топлива. На
основании проведенного обследования предприятие может оформить энергетический
паспорт, в котором приводятся такие сведения как объем ТЭР, электрической и
тепловой энергии, поступающий на предприятие; расход топлива, тепловой и
электрической энергии в каждом структурном подразделении предприятия;
использование топлива, тепловой и электрической энергии на каждом технологическом
процессе и т.п. В соответствии с действующим законодательством Республики
Беларусь оформление такого документа пока не носит обязательный характер.
VI. В республике многие виды
хозяйственной деятельности, связанной с производством энергии, использованием
энергии и ТЭР подлежат лицензированию. Однако, ежегодно следует уточнять
перечень лицензируемых видов деятельности.
VII. В Беларуси разработана и
действует Государственная программа энергосбережения на 2001-2005 годы. В ней
содержатся перспективные направления в области энергосбережения на заданный
период времени, на основании которых все министерства и ведомства разрабатывают
свои отраслевые программы энергосбережения. Предприятия, участвующие в
государственной или отраслевых программах энергосбережения, могут получить
льготное финансирование своих энергосберегающих мероприятий.
Финансово-экономический механизм управления энергосбережением
Основными инструментами
финансово-экономического механизма управления энергосбережением
являются:
Страницы: 1, 2, 3
|