При
условии, что переход от наклонного участка к горизонтальному происходит без
удара, а скорость лыжника в момент начала торможения равна его скорости в конце
окончания разгона
(4.17)
получим,
что на выкатывание по горизонтальному участку он затратит время
, (4.18)
и
пройдет путь
. (4.19)
С
учетом (4.16), последнее выражение можно переписать относительно V2P
(4.20)
Поскольку
в соотношениях (4.10) и (4.20) равны левые части, то, приравняв правые части
этих выражений, получим
,
что
при обозначении общего пути пройденного лыжником через , даст следующую простую
формулу для абсолютного значения коэффициент трения о снег m
. (4.21)
Как
уже было отмечено, данное решение найдено из законов Ньютона и формул
равноускоренного движения. Однако, использование теоремы о кинетической
энергии позволяет получить ответ гораздо быстрее.
Кинетической
энергией материальной точки называется половина произведения ее массы на
квадрат скорости.
Известно,
что в случае произвольного движения может быть доказана важнейшая теорема
классической механики: Изменение кинетической энергии тела равно работе
всех сил, действующих на тело на рассматриваемом участке траектории.
Применительно
к решаемой нами задаче данную теорему можно записать в виде:
, (4.22)
где
–
кинетическая энергия лыжника (начала разгона), стартующего без начальной
скорости VНР = 0 с
вершины горы;
– кинетическая
энергия лыжника (конца торможения), в момент его остановки VКТ = 0 на некотором расстоянии LТ от окончания склона;
- соответственно
работа силы тяжести, силы трения и силы реакции опоры.
Поскольку
как на участке разгона, так и на участке торможения сила реакции опоры N
перпендикулярна вектору перемещения лыжника, работа этой силы
равна нулю
. (4.23)
Величина
силы трения на наклонном и горизонтальном участках равна соответственно и . Приняв во
внимание, что вектор силы трения всегда противоположен вектору перемещения
лыжника, работа этой силы будет отрицательной и равной
. (4.24)
В
направлении силы тяжести лыжник совершит перемещение на величину Н
(высота горы), поэтому работа данной силы будет положительной и равной
. (4.25)
Подставим
все найденные выражения (4.23), (4.24) и (4.25) в (4.22)
.
Приняв
во внимание, что при малых углах , мы получим
,
что
и даст нам окончательное выражение для абсолютного значения коэффициент трения
о снег m,
полностью совпадающее с ранее полученной зависимостью (4.21)
.
Используя
полученную формулу для расчета абсолютной величины коэффициента трения о снег m, можно легко найти
относительную эффективность смазки тех лыж, которые позволяют спортсмену
за счет меньшего коэффициента трения m¢ увеличить длину выката на некоторую величину DL=L¢-L:
Из
полученных нами формул для определения абсолютного значения коэффициента трения
о снег m
(4.21) и относительную эффективность смазки лыж (4.26) видно, что при проведении
опытов достаточно определять только линейные размеры, такие как:
L (L¢)- общий путь лыжника;
Н – высоту горки, с которой он стартует.
Однако,
если для измерения общего L пути достаточно шагами
промерять расстояние от точки начала разгона до точки торможения, то для
определения высоты Н в обычных условиях у лыжника нет никаких средств
измерений (таких как нивелиры, уровни и т.д.).
При
этом можно исходить из того, что в распоряжении спортсмена вполне может быть
секундомер (или электронные наручные часы), и, следовательно, у него есть
возможность замерять хотя бы интервал времени от момента начала разгона до
полного торможения .
Для
того, что бы получить формулу для определения абсолютного значения коэффициента
трения о снег m, в которой вместо величины Н (высоты горки), фигурировал бы
общий интервал времени t.
Еще
раз вернемся к найденным нами зависимостям (4.6) и (4.16), с учетом (4.9),
(4.19) и (4.21) запишем:
, (4.27)
, (4.28)
, (4.29)
, (4.30)
, (4.31)
, (4.32)
. (4.33)
Окончательно
найденная нами формула (4.33), для экспериментального определения абсолютного
значения коэффициента трения о снег m, позволяет сформировать следующую методику
проведения опытов и обработки полученных результатов:
первый этап – спортсмен на лыжах поднимается в
тестовую горку на некоторую высоту и отмечает место своего старта;
второй этап – фиксирует свое положение
палками, затем, отпуская их, одновременно с началом разгона включает секундомер
и скатывается с горки;
третий этап – в момент окончания скольжения по
горизонтальному участку лыжник останавливает секундомер, фиксирует время t
и отмечает место, до которого он докатился;
четвертый
этап – спортсмен снимает лыжи и пешком возвращается к месту своего старта,
при этом шагами измеряя расстояние от места остановки до окончания склона горы LТ, а затем и общий путь L пройденный им (или отдельно длину разгона LР);
пятый этап – лыжник записывает опытные
значения t,L, LТ и по
формуле (4.33) находит абсолютного значения коэффициента трения о снег m.
Понятно,
что спортсмена мало интересует абсолютное значения коэффициента трения,
поскольку для него гораздо важнее знать величину относительной эффективность смазки лыж.
Как
видно из формулы (4.26) для экспериментального определения d не нужно знать высоту тестовой горки Н и, следовательно, нет
необходимости измерять время t.
Поэтому
при проведении опытов для определения относительной эффективность смазки лыж на
втором и третьем этапах нашей методики не требуется использовать секундомер и
записывать время.
Однако
этапы с первого по четвертый повторяются несколько раз для различных лыж и
различных смазок.
Затем
на пятом этапе кроме определения длины общего пути L до самого худшего результата (наименьшая длина выката), лыжник
ступнями измеряет расстояния от отметки худшего результата до отметок всех
остальных тестов DLi и по формуле (4.26) находит di.
Как
было отмечено во введении к данной исследовательской работе, задача эксперимента
заключалась в определении как абсолютное значение коэффициента трения лыж о
снег, так и относительную эффективность различных смазок скольжения в условиях
сурового уральского климата:
·
при низких температурах - от минус 15°С и ниже
·
и высокой влажности воздуха – от 70% до 100%.
Для
тестирования были выбраны две следующие смазки скольжения:
·
импортный парафин SWIX HF4, для температур от -10°С
до -32°С и высокой влажности воздуха, по цене порядка 1200 руб. за 40 г. (см.
Рис. 4.2);
·
и отечественный парафин Луч HF5, для температур от
-5°С до -25°С и влажности воздуха от 85-98%, по цене 250 руб. за 50 г. (в пять
раз меньшей).
Рис.
4.2
HF
означает «High fluorocarbon» – мази с высоким содержанием фторорганики.
В
эксперименте использовались две пары лыж FISCHER RCS (топ модель) SkateCut (для
конькового хода) Cold (для низких, менее -2°С температур):
первая
пара – модель сезона 2003/04, длина 187, stiff (высокой
жесткости);
вторая
пара - модель сезона 2004/05, длина 192, medium (средней
жесткости) (см. Рис. 4.3);
Первая серия опытов
проводилась 30.01.06 с 19:00 до 21:00 на лыжной базе «СКА» (район Уктуса г.
Екатеринбурга) при температуре воздуха -18°С и влажности 78%.
Импортный
парафин SWIX HF4 был нанесен на первую пару лыж (модель 2003/04), а
отечественная смазка скольжения Луч HF5 - на вторую пару (модель 2004/05).
Обе
пары тестировал один лыжник. Опыты дублировались по три раза для каждой пары.
В
ходе этой первой серии экспериментов использовался спортивный секундомер «CASIO» 311Q04 и фиксировалось время проведения тестаt.
Расстояния
L и LТ измерялись парами шагов, а разность в длине выката DL - размером ступни по лыжному ботинку. При этом пересчет на метры
производился по следующим соотношениям:
·
1 ступня = 0,3 м;
·
1 пара шагов = 6 ступней = 6*0,3 = 1,8 м.
Результаты
опытов и рассчитанные значения абсолютных значений коэффициентов трения лыж о
снег и относительной эффективности парафина SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5
приведены в Табл. 4.1.
Полученные
в первой серии опытов абсолютные значений коэффициентов трения лыж о снег (0,04184
- для SWIX HF4 и 0,04218 – для Луч HF5) хорошо согласуются с приведенными на
Рис. 2.1 известными значениями, такими как 0,035 для трибологической пары
«дерево – лед». Это говорит о принципиальной работоспособности предложенной
нами методики.
Однако
погрешность в определении абсолютных значений коэффициента трения (3…4%) не
приемлема для оценки относительной эффективности смазок, имеющих примерно
одинаковые характеристики и отличающихся друг от друга менее чем 1…3%.
Таблица 4.1
Результаты
первой серии опытов
Условия
тестирования
Единица
измерения
1 пара лыж,
смазка - SWIX HF4
2 пара лыж,
смазка - Луч HF5
Номер опыта
i
1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
Времени
тестирования t
сек
31,11
31,77
31,72
31,66
31,19
31,33
Разность в длине
выката DLij, от наихудшего результата для опыта 2.1, L2.1 = 62 пары шагов = 62*1,8 = 111,6 м
ступней
4,0
2,5
3,0
0,0
1,5
3,0
м
1,20
0,75
0,90
0,00
0,45
0,90
Общая длина
участков разгона и выката
Lij=
L2.1+DLij
м
112,80
112,35
112,50
111,60
112,05
112,50
Среднее значение
общей длины участков разгона и выката
м
112,55
112,05
Относительная
погрешность проведения опытов
0,40%
0,80%
Относительная
эффективность d парафина SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5 по формуле (4.26)
%
0,45%
Длина участка
торможения (выката) LТij при одинаковой длине участка разгона
LР= 28 пар шагов = 50,4 м,
LТij= Lij - LР
м
62,40
61,95
62,10
61,20
61,65
62,10
Коэффициент
трения по формуле (4.33)
0,0430
0,0412
0,0413
0,0414
0,0427
0,0424
Среднее значение коэффициента трения
0,04184
0,04218
Относительная погрешность проведения опытов
3,96%
3,06%
Относительная эффективность парафина SWIX
HF4 по сравнению с Луч HF5
%
0,80%
Погрешность
в определении эффективности смазки через разность в длине выката по формуле
(4.26) существенно меньше (0,4…0,8%), чем через определение абсолютных значений
коэффициента трения, однако и она достаточно высока для выявления отличий в
работоспособности смазки не превышающих 1% .
Для
того, что бы убедиться в значимом различии относительной эффективности парафина
SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5, нами была проведена вторая серия
экспериментов, при планировании которой мы постарались максимально увеличить
как количество параллельных опытов, так и условий их проведения.
Вторая серия опытов
проводилась 01.02.06 с 19:00 до 20:00 так же на лыжной базе «СКА» при
температуре воздуха -16°С и влажности 85%.
Импортный
парафин SWIX HF4 так же был нанесен на первую пару лыж (модель 2003/04), а
отечественная смазка Луч HF5 - на вторую пару (модель 2004/05).
Обе
пары тестировали уже два лыжника (имеющих разную массу) при двух различных
длинах участка разгона (с разной высоты тестовой горки). Опыты дублировались по
пять раз для каждой пары, каждого лыжника и для каждой длины участка разгона.
В
ходе второй серии экспериментов секундомер не использовался, и время проведения
теста t не фиксировалось, поскольку задача
определения абсолютного значения коэффициента трении уже была решена в первой
серии.
Расстояние
L измерялись, как и в первой серии, парами шагов, а
разность в длине выката DL
– размером ступни. Пересчет на метры
производился по тем же соотношениям, что и в первой серии.
Результаты
опытов и рассчитанные значения относительной эффективности парафина SWIX HF4 по
сравнению с Луч HF5 приведены в Табл. 4.2. и Табл. 4.3
Таблица 4.2
Результаты
второй серии опытов
при
длине участка разгона LР = 50,4 м,
Лыжник
Единица
измерения
№
А
Б
Условия тестирования
SWIX HF4
Луч
HF5
SWIX HF4
Луч
HF5
Разность
в длине выката DL от наихудшего результата
LХ = 110 м
ступней
1
7,0
0,0
8,0
12,0
2
13,0
0,5
18,0
13,5
3
18,0
15,5
22,0
15,0
4
20,0
18,0
23,0
18,0
5
21,0
18,2
23,5
18,0
м
1
2,1
0,0
2,4
3,6
2
3,9
0,2
5,4
4,1
3
5,4
4,7
6,6
4,5
4
6,0
5,4
6,9
5,4
5
6,3
5,5
7,1
5,4
Общая
длина участков разгона и выката L
м
1
112,1
110,0
112,4
113,6
2
113,9
110,2
115,4
114,1
3
115,4
114,7
116,6
114,5
4
116,0
115,4
116,9
115,4
5
116,3
115,5
117,1
115,4
Среднее значение
общей длины участков разгона и выката
м
114,7
113,1
115,7
114,6
Относительная
погрешность проведения опытов
3,66%
4,83%
4,02%
1,57%
Относительная
эффективность d парафина SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5 по формуле (4.26)
1,42%
0,94%
Таблица 4.2
Результаты
второй серии опытов
при
длине участка разгона LР = 86,4 м,
Лыжник
Единица
измерения
№
А
Б
Условия
тестирования
SWIX HF4
Луч
HF5
SWIX HF4
Луч
HF5
Разность
в длине выката DL от наихудшего результата
LХ = 161 м
ступней
1
10,5
0
19
6,5
2
10,5
3
18
8
3
10,5
6
19
15
4
10,5
9,5
19
17
5
12,5
14
30
25
м
1
3,2
0,0
5,7
2,0
2
3,2
0,9
5,4
2,4
3
3,2
1,8
5,7
4,5
4
3,2
2,9
5,7
5,1
5
3,8
4,2
9,0
7,5
Общая
длина участков разгона и выката L
м
1
164,2
161,0
166,7
163,0
2
164,2
161,9
166,4
163,4
3
164,2
162,8
166,7
165,5
4
164,2
163,9
166,7
166,1
5
164,8
165,2
170,0
168,5
Среднее значение
общей длины участков разгона и выката
м
164,3
163,0
167,3
165,3
Относительная
погрешность проведения опытов
0,37%
2,58%
1,97%
3,36%
Относительная
эффективность d парафина SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5 по формуле (4.26)
0,81%
1,22%
Результаты
второй серии опытов показывают, что погрешность в определении эффективности
смазки через разность в длине выката по формуле (4.26), остается на уровне
первой серии (0,37…4,83%), что не позволяет с полной уверенность говорить о
большей эффективности парафина SWIX HF4 (0,81…1,42%).
Однако
поскольку как в первой, так и во второй серии опытов SWIX HF4 в среднем вел
себя несколько лучше, что, видимо, вполне можно говорить о его большей эффективности
по сравнению с Луч HF5, но на величину не превышающую 0,5%.
Много
это, или мало? Можно привести следующие рассуждения. Смазка с эффективностью в
0,5% на дистанции 5 км может условно позволить лыжнику «укатиться» на
5 000 * 0,005 = 25 м дальше. При соревновательной скорости порядка 15км/ч
(около 4 м/с) даст выигрыш в 25/4 » 6 сек.
Для
спортсменов мировой элиты лыжного спорта и биатлона это, по всей видимости, может
и много. Однако для рядовых спортсменов и любителей лыжного спорта это отличие
не значимо и поэтому вряд ли стоит тратить в 5 раз большие суммы на подготовку лыж
с использованием таких дорогих парафинов, как SWIX HF4. Отечественные смазки
типа Луч HF5 могут работать ни чуть не хуже.
Решая поставленные в данной работе задачи такие, как изучение
основ трибологии, знакомство с видами трения, изучение взаимодействия лыж и снега,
удалось разработать достаточно простую методику определения как абсолютного значение
коэффициента трения лыж о снег, так и относительной эффективность различных
смазок скольжения на основе наиболее распространенного способа тестирования
лыж – по длине выката.
Работоспособность данной методики была экспериментально
проверена, и показано, что получаемые с помощь ее результаты для абсолютных
значений коэффициента трения хорошо согласуются с известными величинами для
таких трибологических парах, как «дерево – лед».
Экспериментально найденные значения относительной
эффективности парафина SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5 в условиях сурового
уральского климата при низких температурах и высокой влажности воздуха
показывают что, вряд ли стоит тратить в 5 раз большие суммы на подготовку лыж с
использованием дорогих импортных парафинов, таких как SWIX HF4.
Отечественные смазки типа Луч HF5 в суровых уральских
условиях могут работать ни чуть не хуже.
Основные задачи, поставленные в рамках данной исследовательской
работы, выполнены.
Дальнейшим развитием выбранного направления может стать более
точное тестирование лыж и смазок с использованием, например, таких современных
приборов, как радары скорости.