Проектирование системы электроснабжения механического цеха
·
замена
малозагруженных двигателей на двигатели с меньшей мощностью;
·
если
два трансформатора загружены в среднем менее чем на 30%, то один из них следует
отключить;
·
там
где есть возможность использовать синхронные двигатели вместо асинхронных, у
них cosj
больше;
·
производить
качественный ремонт двигателей.
К
искусственному методу относятся следующие устройства:
·
статические
конденсаторы;
·
синхронные
компенсаторы;
·
перевозбужденные
синхронные двигатели;
·
тиристорные
источники реактивной мощности (ТИРМы).
Компенсация
реактивной мощности на предприятиях осуществляется в основном с помощью
статических конденсаторов.
В
проектируемом цеху осуществляем групповую компенсацию реактивной мощности. Для
этого выбранные ККУ подключаем через ящик с автоматом к ШМА.
Мощность
комплектной компенсаторной установки Qкку, кВАр определяется по
формуле:
Qкку = Pм. ´ (tgj1 – tgj2). (19)
Рм1
= 311кВт; tgj1 = 1,13 (таблица 3); tgj2 = 0,33, находим по cosj2 = 0,95.
Qкку1
=311´ (1,13 – 0,33) = 249 кВАр.
Рм2.
= 449кВт; tgj1 = 0,82 (таблица 3); tgj2 = 0,33, находим по cosj2 = 0,95
Qкку2
= 293,2 ´ (0,79 – 0,33) = 135 кВАр
Принимаем к
установке две ККУ типов: УКН – 0,38 – I‑280 и ККУ –
0,38 – I‑160
[4], суммарное Qкку = 440 кВАр, присоединяемые к магистральным
шинопроводам двумя проводами марки АПВ7 (3´95) и АПВ7 (3 ´ 50). [2]
Iдоп.
³ Iм. = . (20)
УКН –
0,38 – I‑280:
АПВ7 (3 ´ 95).
Iдоп1
= 3 ´ 165 = 495 А > Iм1 = = 425 А.
ККУ –
0,38 – I‑160:
АПВ (3 ´ 50).
Iдоп2
= 3 ´ 105= 315 А > Iм2 = = 243А.
В качестве
защитной аппаратуры ККУ принимаем автоматические выключатели типа А3724Б и А3744Б . [5]
УКН –
0,38 – I‑280:
А3744Б.
Iн.т.расц1
= 500 А > Iм1 = 425 А.
Iн.авт1
= 630 А > Iм1 = 425 А.
Iн.эл.маг1
= 6000 А > 1,5 ´ Iм1 = 1,5 ´ 425 = 637,5 А.
ККУ –
0,38 – I‑160:
А3724Б.
Iн.т.расц2
= 250А > Iм2 = 243А.
Iн.авт2
= 250А > Iм2 = 243А.
Iн.эл.маг2
= 4000 А > 1,5 ´ Iм2 = 1,5 ´ 243 = 364,5А.
Рассчитываем оптимальное место размещения ККУ
Lопт.
= L0 + (1 – ) ´ L, м (21)
где L0,
м – длина магистрали от трансформатора КТП до того места, откуда начинается
подключение к ней распределительных шинопроводов;
L, м – длина участка
магистрального шинопровода от начала ответвления ШРА до конца;
Q – суммарная
реактивная мощность шинопровода, кВАр
НА ШМА – 1 Lопт.
= 6 + (1 – ) ´ 26 = 18,8 м.
НА ШМА – 2 Lопт.
= 5 + (1 – ) ´ 14 = 13,5 м.
1.5
Определение числа и мощности цеховых трансформаторных подстанций и их типа
В настоящее
время широкое применение получили комплектные трансформаторные подстанции КТП,
КНТП. Применение КТП позволяет значительно сократить монтажные и ремонтные
работы, обеспечивает безопасность и надёжность в эксплуатации.
Выбор типа,
числа и схем питания трансформаторов подстанции обусловлен величиной и
характером электрических нагрузок, размещением нагрузок на генеральном плане
предприятия, а также производственными, архитектурно-строительными и
эксплуатационными требованиями, учитывая конфигурацию производственного
помещения, расположение технологического оборудования, условия окружающей
среды, условия охлаждения, требования пожарной и электрической безопасности и
типы применяемого оборудования.
Расчётная
мощность нагрузки с учётом компенсации реактивной мощности Sм.',
кВА определяется по формуле:
Sм.'
= . (22)
Sм.'
= = 617 кВА.
Исходя из расчётной мощности, перечисленных
условий, учитывая, что потребители электроэнергии цеха относятся ко II и III категории по
бесперебойности электроснабжения, принимаем к установке КТП с двумя
трансформаторами типа ТМЗ 1000/10/0,4 (лист 4 графической части) [4]
Таблица 4 Технические данные трансформатора
Тип
|
Sн.
|
U1
|
U2
|
uк.з.
|
iх.х.
|
Рх.х.
|
Рк.з.
|
Габарит
|
Масса
|
кВА
|
кВ
|
кВ
|
%,
|
%
|
кВт
|
кВт
|
мм
|
т
|
ТМЗ
|
1000
|
10
|
0,4
|
5,5
|
1,4
|
2,45
|
12,2
|
2700´1750´3000
|
5
|
Коэффициент
загрузки трансформаторов в нормальном режиме Кз., %:
Кз.
= ´ 100% (23)
Кз.
= ´ 100% = 60%
В аварийном
режиме загрузка одного трансформатора Кз. ав., % составит:
Кз.ав.
= ´ 100% (24)
Кз.ав.
= ´ 100% = 120%
Согласно ПУЭ, аварийной загрузки для КТП с
трансформаторами типа коэффициент ТМЗ должен составлять не более 30%, если его
коэффициент загрузки в нормальном режиме не превышал 70 – 75% и, причем с этой
перегрузкой он может работать не более 120 минут при полном использовании всех
устройств охлаждения трансформаторов, если подобная перегрузка не запрещена
инструкциями заводов изготовителей. Так как электроприемники в цехе относятся
ко 2 и 3 группе по бесперебойности электроснабжения, то в аварийном режиме
возможно отключение части неответственных электроприемников.
Для выбранной КТП ТМЗ 1000/10/0,4 имеется большой
трансформаторный резерв, что обеспечит дальнейший рост нагрузки цеха без замены
трансформатора на большую мощность, во вторую смену можно отключить один
трансформатор для экономии электроэнергии.
1.6 Расчет и выбор
силовой (осветительной) сети на стороне 0,4 кВ
1.6.1 Выбор магистральных
шинопроводов ШМА [4]
Магистральный
шинопровод выбирается по номинальному току трансформатора.
Номинальный
ток трансформатора Iн.тр., А
Iн.тр.
= (25)
Iн.тр.
= = 1519А
Принимаем к
установке два магистральных шинопровода типа ШМА‑4–1600–44–1У3. [2]
Iн.шма
³ Iн.тр.
1600А > 1519А.
Таблица 5 Технические данные
магистрального шинопровода
Тип
|
Iн.шма
|
Uн.
|
xo
|
ro
|
Динамическая
стойкость
|
Сечение
шины
|
А
|
В
|
Ом/км
|
Ом/км
|
кА
|
мм
|
ШМА‑4–1600–44–1У3
|
1600
|
660
|
0,17
|
0,031
|
70
|
1280
|
1.6.2 Выбор
распределительных шинопроводов ШРА [2]
Принимаем к
установке четырёхполюсные распределительные шинопроводы типа ШРА‑4.
Выбираем их по максимальному расчётному току (таблица 3).
Iн.шра
³ Iм.
Пример выбора
1ШРА, Iм. = 157 А:
Принимаем к установке шинопровод ШРА‑4–250–32–1УЗ, I н.шра = 250А.
250А ³ 157А.
Выбор
остальных ШРА производим аналогично. Данные выбора приведены в таблице 6.
Таблица 6 Данные выбора ШРА
№ШРА
|
Iм., А
|
Тип ШРА
|
Iн.шра., А
|
Сечение шин, мм
|
М1–1ШРА
|
157
|
ШРА‑4–250–32–1УЗ
|
250
|
А4 (5´35)
|
М1–2ШРА
|
210
|
ШРА‑4–250–32–1УЗ
|
250
|
А4 (5´35)
|
М1–3ШРА
|
149
|
ШРА‑4–250–32–1УЗ
|
250
|
А4 (5´35)
|
М1–4ШРА
|
149
|
ШРА‑4–250–32–1УЗ
|
250
|
А4 (5´35)
|
М2–5ШРА
|
254
|
ШРА‑4–400–32–1УЗ
|
400
|
А4 (5´50)
|
М2–6ШРА
|
254
|
ШРА‑4–400–32–1УЗ
|
400
|
А4 (5´50)
|
М2–7ШРА
|
197
|
ШРА‑4–250–32–1УЗ
|
250
|
А4 (5´35)
|
М2–8ШРА
|
197
|
ШРА‑4–250–32–1УЗ
|
250
|
А4 (5´35)
|
1.6.3 Выбор ответвлений
от ШМА к ШРА [2]
Ответвления от ШМА к ШРА выполняем поводами марки
АПВ в тонкостенных трубах. Сечение поводов выбираем по номинальному току ШРА с
учётом дальнейшего роста нагрузки.
Iдоп.пр.
³ Iдоп.шра
Для
подключения нулевой шины ШРА предусматривается дополнительный провод, его
проводимость, согласно ПУЭ, должна составлять 50% проводимости фазного.
Ответвление
от ШМА к ШРА‑4–400–32–1УЗ выполняем проводом
АПВ 7 (1 ´ 95).
Iдоп.пр.
= 200 × 2 = 400 А = Iдоп.шра = 400 А.
Ответвление
от ШМА к ШРА‑4–250–32–1УЗ выполняем проводом
АПВ 7 (1 ´ 50).
Iдоп.пр.
= 130 × 2 = 260 А. > Iдоп.шра = 250 А. [3]
1.6.4 Выбор ответвлений
от ШРА к отдельным электроприёмникам для участка цеха с подробной планировкой [2]
Ответвления
от ШРА к отдельным электроприёмникам выполняются проводами марки АПВ в тонкостенных
трубах.
Iдоп.пр.
³ Iн.
В качестве нулевого заземляющего провода прокладываем дополнительный
провод, проводимость которого равна 50% проводимости фазного.
Пример выбора
ответвления к станку №1, металлорежущий станок
Рн.
= 22 кВт.
Iрасч =
Рн / (√3хUхcos j х КПД)
Iрасч.
= 22 / (√3х0,38х0,89х0,87) = 43,2 А
Ответвление
выполняем проводом марки АПВ4 (1х 16), Iдоп.пр.= 55 А.
Iдоп.пр.=
55 А > Iрасч. = 43,2А
Таблица 7 Данные выбора ответвлений к электроприёмникам
Наименование
электроприёмников
|
Рн., кВт
|
Кол-во
|
Iн., А
|
Марки и сечение провода
|
Iдоп.пр., А
|
МРС
|
30
|
8
|
63,1
|
АПВ 3 (1 ´
25) +1х16
|
80
|
МРС
|
22
|
11
|
43,2
|
АПВ 4 (1 ´
16)
|
55
|
МРС
|
13
|
19
|
27,3
|
АПВ 4 (1 ´
16)
|
55
|
МРС
|
10
|
13
|
20,9
|
АПВ 4 (1 ´
5)
|
27
|
МРС
|
7,5
|
6
|
15,7
|
АПВ 4 (1 ´
5)
|
27
|
МРС
|
5,5
|
20
|
11,5
|
АПВ 4 (1 ´
2,5)
|
19
|
Сварочные машины точечные
|
100
|
5
|
263,1
|
АПВ 7 (1 ´
70)
|
280
|
Сварочные машины шовные
|
150
|
2
|
394,7
|
АПВ 7 (1 ´
120)
|
400
|
Электропечи неавтоматизированные
|
20
|
2
|
40,5
|
АПВ 4 (1 ´
16)
|
55
|
Электропечи неавтоматизированные
|
30
|
3
|
61,3
|
АПВ 3 (1 ´
25) +1х16
|
80
|
Электропечи неавтоматизированные
|
60
|
2
|
123,7
|
АПВ 3 (1 ´
95) +1х50
|
200
|
Вентиляторы
|
22
|
2
|
43,2
|
АПВ 4 (1 ´
16)
|
55
|
Вентиляторы
|
10
|
2
|
20,9
|
АПВ 4 (1 ´
5)
|
27
|
Вентиляторы
|
17
|
2
|
35,5
|
АПВ 4 (1 ´
16)
|
55
|
Насосы
|
7,5
|
3
|
15,7
|
АПВ 4 (1 ´
5)
|
27
|
1.6.5 Расчёт троллейных
линий
Выбор троллей осуществляем по двум условиям:
1) По нагреву
в длительном режиме работы:
Iм.
£ Iдоп.
2) По
допустимой потере напряжения в пиковом режиме:
ΔU £ ΔUдоп.,
где ΔU
доп. – допустимая потеря напряжения, %. Δ Uдоп. = 15%; [3]
ΔU –
потеря напряжения, %. Определяется по формуле:
Δ U = m ´ ℓ, (26)
где m –
удельная потеря напряжения, %/м;
ℓ –
длина троллей, м.
Выбираем
троллейный шинопровод для крана G = 5 т.
Рн1 = 7 кВт Iн1
= 20 А
Рн2
= 2,2 кВт Iн2 = 7 А = 3 ПВ = 25%
Рн3
= 11 кВт Iн3 = 28 А
Максимальный
расчётный ток в ПКР Iпкр, А:
(27)
Iпкр
= 7 + 20 + 28 = 55 А.
При Iпкр.
< 60 А пересчет к ПВ = 100% не производится и Iн.пв=100%
принимается равным Iпкр..
Пиковый ток Iпик,
А:
(28)
Iпик.
=7 + 20 + 3 ´ 28 = 111 А
Выбираем ближайший по номинальному току
троллейный шинопровод ШТМ‑76, Iдоп. = 100 А. [4]
Iм.
= 55 А < Iдоп. = 100 А.
Выбранные
троллеи проверяем по допустимой потере напряжения в пиковом режиме.
Определяем
потери напряжения выбранного шинопровода ΔU, %. Удельная потеря напряжения
m = 0,085%/м, [6] Длина троллеи ℓ = 60 м.
ΔU =
0,085 ´ 60 = 5,1%
ΔU = 5,1%
< ΔUдоп. = 15%.
Выбранные
троллеи удовлетворяют обоим условиям.
1.7 Выбор аппаратов
защиты: ШМА, ШРА, СП и отдельных приемников на участке с подробной планировкой
В качестве
защиты в сети 0,4 кВ принимаем автоматические воздушные выключатели серии АВМ,
А3700Б и АЕ‑2443.
1.7.1 Выбор вводного
автомата 0,4 кВ на КТП [7]
В качестве
вводного автомата на КТП принимаем автомат серии АМ с расцепителем 3, с
селективной приставкой, выкатной.
Расчётный ток
трансформатора с учётом перегрузки Iм., А
Iм.
= (29)
Iм.
= = 1975А
Принимаем в
качестве вводных автоматы типа АВМ‑20 СВ ,
Iн.ав.
= 2000 А > Iм. = 1975А
Iн.расц.
= 2000 А > Iм. = 1975А
1.7.2 Защита
распределительных шинопроводов ШРА [2]
На
ответвления от ШМА к ШРА устанавливаем автоматические выключатели типа А3700Б с
комбинированным расцепителем.
Условия
выбора автоматического выключателя:
а) по
напряжению
Uн.авт.
³ Uн.уст.
б) по току
Iн.авт.
³ Iм.шра
Условия
выбора расцепителя:
в) тепловой
расцепитель
Iт.расц.
³ Iм.шра
г)
электромагнитный расцепитель
Iэл.маг.расц.
³ 1,25 ´ Iпик.
Пример выбора
автоматического выключателя для 5 ШРА, Iм. = 157,9А,
Iпик.
= 584,3 А:
Принимаем для защиты 1ШРА автоматический выключатель А3716Б .
а) Uн.авт.
= 660 В > Uн.уст. = 380 В
б) Iн.авт.
= 160А > Iм.шра = 157,9А
в) Iт.расц.
= 160А > Iм.шра = 157,9А
г) Iэл.маг.расц.
= 4000 > 1,25 ´ Iпик. = 1,25 ´ 584 = 730А.
Для остальных
ШРА выбор производим аналогично.
Таблица 8
Данные выбора защиты для ШРА
№ШРА
|
Тип ШРА
|
I м, А
|
Тип автомата
|
1ШРА
|
ШРА – 4
|
254
|
А3736Б
|
2ШРА
|
ШРА – 4
|
254
|
А3736Б
|
3ШРА
|
ШРА – 4
|
149
|
А3716Б
|
4ШРА
|
ШРА – 4
|
149
|
А3716Б
|
5ШРА
|
ШРА – 4
|
157
|
А3716Б
|
6ШРА
|
ШРА – 4
|
210
|
А3726Б
|
7ШРА
|
ШРА – 4
|
197
|
А3726Б
|
8ШРА
|
ШРА – 4
|
197
|
А3726Б
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|