рефераты скачать

МЕНЮ


Компетентностно-ориентированные задания по теме "Переменный ток"

o        что является объектом исследования, а что вспомогательными средствами для его проведения?

o        как правильно выбрать условия проведения опыта для проверки данной гипотезы?

o        какую гипотезу проверяет описанный в задании опыт?

o        какие выводы можно сделать на основании описанных в задании результатов исследования? и т.п. Такого типа задания используются у нас и в ЕГЭ, и в ГИА.

-                   На оптимальный поиск информации. Например: в следующем высказывании выделено несколько слов: «По прогнозам астрономов, в текущем столетии с планеты Нептун можно наблюдать прохождение Сатурна по диску Солнца». Какие три из выделенных слов были бы наиболее полезны при поисках в интернете или библиотеках, если вам нужно узнать, когда именно может произойти это прохождение?

Иная точка зрения на компетентностные задания сформулирована у Павловой в статье о познавательных компетентностных задачах. Она выделяет следующие требования:

1)                могут иметь несколько способов решения;

2)                предполагают комплексное использование предметных (в данном случае физических) знаний из разных предметов или разделов, а также других предметных областей;

3)                повышенный уровень сложности;

4)                условия задач связаны с профессиональной деятельностью, с реальными жизненными ситуациями или другими сферами жизни (искусство, архитектура и т.д.);

5)                строятся на предметном (физическом) содержании, рассматриваемом в вузовском курсе предмета (физики) и школьном курсе предмета (физики);

6)                включают следующие типы задач: на обоснование возможного применения предметных (физических) знаний в конкретной ситуации; на применение предметных (физических) знаний в конкретной предметной (физической) или непредметной (нефизической) ситуации; на построение предметных (физических) объектов и ситуаций; на формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям; на оценку способа решения (правильно / неправильно, рационально / нерационально) и полученного результата (правдоподобность).

Однако, Павлова, отмечает, что компетентностные задачи не обязательно должны удовлетворять всем вышеперечисленным требованиям одновременно, достаточно, чтобы они удовлетворяли хотя бы двум из них [8].

Так же при анализе статьи Оксюкевич Т.В. о компетентностных заданиях [9], в которой приведены задания, компетентностно-ориентированных, сформулируем собственные требования к задачам, которые будут являться компетентностно-ориентированными:

1.                 предполагают комплексное использование физических знаний из разных разделов;

2.                 условия задач связаны с реальными жизненными ситуациями или другими сферами жизни (искусство, архитектура и т.д.);

3.                 строятся на физическом содержании, рассматриваемом в школьном курсе физики;

4.                 имеют содержание следующего характера (типы заданий):

a.                 на обоснование возможного применения физических знаний в конкретной ситуации;

b.                на применение физических знаний в конкретной физической или нефизической ситуации;

c.                 на построение физических объектов, ситуаций, моделей;

d.                на формулирование свойств конкретного объекта, модели по заданным условиям;

e.                 на оценку способа решения (правильно / неправильно, рационально / нерационально) и полученного результата (правдоподобность).

Задания по какой-либо теме, рассматриваемые в курсе физики, не должна иметь только одно из предложенных условий. Требуется комплексное содержание заданий, для достижения «компетентностно ориентированного задания». Первое условие предполагает, что задания должны направлять учащихся не к двум параграфам учебника, и искать в них две-три формулы, которые можно подставить и решить, а будут подвигать учащихся на размышление, касающиеся того, где можно найти тот иной материал, как он выглядит, какой несёт смысл, и главным образом, как связать этот материал, с материалом из другой темы.

Второй пункт условий должен вносить в задания смысл «жизненных ситуаций», т.е. именно те ситуации, которые могут встретиться в повседневной жизни, в быту, в обществе, на производстве и т.п. В контексте таких заданий можно выделить следующее:

·                   познание и объяснение явлений и процессов окружающей действительности, поддающихся объяснению при помощи физических моделей;

·                   знакомство с современными научными исследованиями, расширяющими представления об окружающем мире и ведущие к изменению качества жизни;

·                   освоение и использование современной техники и технологий;

·                   выполнение роли грамотного потребителя, обеспечение безопасного образа жизни (в рамках использования этой техники и различных технологий); [1]

Третье условие несёт смысл «включения» в содержание заданий того самого содержания учебных стандартов, т.е. то, что учащиеся должны знать, понимать, уметь делать к концу окончания школы.

Последнее условие предполагает работу школьников с различными задачами, т.е. с набором заданий, в которых учащиеся при разрешении заданий, смогут обосновать, по какой причине они воспользовались теми или иными знаниями, а так же применить эти знания в конкретных заданиях. Наряду с этим, в комплекте компетентностно-ориентированных заданий должны быть задания на построение каких-либо физических моделей, ситуаций и объектов, так, например, с какой скоростью должен двигаться самолёт заданной массы, чтобы превзойти скорость звука? Так же, в состав системы задач должны входить задания с содержанием, направленным на формирование свойств конкретных объектов и моделей. К примеру, как должно изменить напряжение в сети, зная плотность проводника, его длину, и изменяя силу тока? И, обязательно, в сборник заданий должны входить задания следующих формулировок, а именно, как «подвопросов» в заданиях – возможно ли такое осуществить, насколько это выгодно, чем можно заменить?

Таким образом, учитывая данные условия, формируя задания, мы сможем получить систему заданий, работая с которыми у учащихся будет формироваться компетентность в данной области, а именно физике.

В рамках создания компетентностно-ориентированных заданий, можно говорить о дальнейшем развитии спектра так называемых качественных задач по физике.



2.2 Способы конструирования компетентностно-ориентированных заданий


При конструировании компетентностно-ориентированных заданий возможно использование таблицы – «Конструктор задач», предложенная Ильюшиным Л.С. [14]. Как показывает Ильюшин Л., конструировать компетентностно-ориентированные задания можно на основании таксономии целей Б. Блума. Блум выделяет шесть категорий учебных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждая категория раскрывается им через систему действий ученика. Так, например, знание предполагает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта данной категории – припоминание соответствующих сведений. Действия ученика, адекватные данной категории: знание употребляемых терминов, конкретных фактов, методы и процедуры, основные правила и принципы и др. [17]. Опора на эту таксономию позволяет формулировать компетентностно-ориентированные задания, поскольку она предусматривает результаты обучения, адекватные основным идеям компетентностного подхода, в частности в ней проектируется (планируется) усвоение учащимися таких действий – оценивания, синтез и др.

В конструкторе, предложенном Ильюшиным Л.С., данная цель будет достигаться посредством определённых вопросов, заданий, упражнений, которые могут начинаться со следующих формулировок – назовите основные части… (см. табл. столбец «Ознакомление»). Так же и остальные столбцы в данной таблице будут опираться на таксономию целей обучения Блума. Таким образом, используя таблицу, мы имеем возможность оперативного конструирования комплексных задач, используя набор формулировок заданий (в виде «незаконченных предложений»). Выбирая по одному заданию из каждой строки таблицы, разработчик задачи обеспечивает полноту её дидактического наполнения.


Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1. Назовите основные части…

8. Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22. Раскройте особенности…

29. Предложите новый (иной) вариант…

36. Ранжируйте… и обоснуйте…

2. Сгруппируйте вместе все…

9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16. Предложи-те способ, позволяющий…

23. Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37. Определите, какое из решений является оптимальным для…

3. Составьте

список понятий, касающихся…

10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24. Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31. Найдите необычный способ, позволяющий…

38. Оцени-те значимость… для…

5 Расположите в определённом

порядке…

11. Постройте прогноз развития…

18. Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25. Постройте классификацию… на основании…

32. Приду-майте игру, которая…

39. Определите возможные критерии оценки…

5. Изложите в форме

текста…

12. Прокомментируйте

положение о том, что…

19. Проведите (разработай-те) эксперимент, подтверждающий, что…

26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

33. Предложите новую (свою) классификацию…

40. Выскажите критические

суждения

6. Вспомните и напишите…

13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20. Проведите презентацию…

27. Сравните точки зрения… и … на…

34. Напишите

возможный

(наиболее

вероятный)

сценарий

развития…

41. Оцени-те возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложи-те в форме… своё мнение(понимание)…

42. Прове-дите экспертизу состояния…


Пользуясь данными таблицами, как опорными инструментами для составления компетентностно-ориентированных заданий, мы составим комплект задач по теме «Переменный ток». Так же материалом для набора заданий нам будут служить учебники и задачи, в содержании которых имеется тема «Переменный ток».




3. Компетентностно-ориентированные задания по теме «Переменный ток»


Формирование компетенций у учащихся подразумевает комплексное решение задач. Рассмотрим задачу, которая по нашему мнению является компетентностно-ориентированной: перед вами начерчен график переменного тока:

1.                 Что на данном графике подразумевается под величиной тока?

2.                 Что изменяется на графике с течением времени?

3.                 Составьте перечень основных свойств переменного тока.

4.                 Найдите на графике равные по силе тока точки.

5.                 Найдите на графике точки, которые характеризуются равной силой тока, но различным направлением тока.

Начнём с первого вопроса задания – что на данном графике подразумевается под величиной тока? Ответ на данный вопрос предполагает, что учащиеся должны знать что такое переменный ток. В соответствии с определением понятия – ток, изменяющийся с течением времени, ученик должен вынести, что под величиной тока подразумевается – сила тока. Данное задание строится на физическом содержании, что удовлетворяет требованию компетентностно-ориентированного задания – 3. А так же само применение знания – является удовлетворительным требованием к 4 b.

Следующий вопрос – что изменяется на графике с течением времени? Для выполнения данного задания нужно уметь работать с графиками, а именно – анализировать. В этом случае ученику требуется разложить график на составляющие: время и силу тока. И проследить, что ещё меняется со временем на графике, которое расположено на горизонтальной оси. Это можно сделать непосредственно посмотрев на вертикальную ось – силы тока. Этот вопрос так же стоится на физическом содержании курса физики (требование 3), и «ожидает» применения знаний на практике (требование 4 b). Следует отметить, что процесс ответа на данный вопрос – есть извлечение информации из графика.

Составьте перечень основных свойств переменного тока – ответ на данный вопрос должен подвигнуть учащегося на более детальный анализ графика: пронаблюдать, как изменяется сила тока со временем, какого направление силы тока в разные моменты времени. Сделать вывод – что изменяется ток – с некоторой периодичностью, и его направление, опять таки с периодичностью меняется. И на основании этих выводов, выделить свойства: периодичность, направленность. Этот вопрос так же строится на физическом содержании (требование 3), но так же в нём требуется формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям (требование 4 d).

Найти на графике точки с одинаковой силой тока – здесь учащимся требуется показать данные точки, и соответственно доказать, что силы тока равны, что можно сделать опустив перпендикуляр на ось ординат. Данный вопрос не учитывает направление силы тока, а только его значение. Вопрос будет удовлетворять ещё, ранее не касающегося требования – 4 a, т.е. на обоснование возможного применения физических знаний в конкретной ситуации.

При ответе на последний вопрос, учащиеся должны по графику выделить точки, в которых сила тока будет одинакова, что делалось при ответе на предыдущий вопрос, но теперь надо отметить, что кривая находится то внизу оси времени, то наверху. Что теперь будет происходить с силой тока при переходе «сверху» «вниз» – изменение направления. Данный вопрос так же удовлетворяет требованию 3 и 4 b.

Таким образом, данное задание удовлетворяет не только одному требованию, которое мы выделили.



Заключение


Формирование ключевых компетентностей на уроках физики в средней школе занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по физике и способности их применения на практике.

В ходе выполнения работы были получены следующие выводы:

Проанализировав научную и научно-методическую литературу по данной теме, были рассмотрены теоретические основы реализации компетентностного подхода при обучении физике, основные принципы и классификации ключевых компетентностей.

Рассмотрев содержательный аспект, определив требования компетентностно-ориентированных заданий и изучив опыт работы учителей физики, были разработаны задания, отвечающие требованиям компетентностного подхода.

Вопросы диагностики ключевых компетенций школьников мало освящены в современной литературе, поэтому для учителей будущих поколений есть большое поле для деятельности.

Именно, компетентностный подход способствует реализации этих условий. Именно в атмосфере успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.




Список литературы


1.       Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 г. – №5;

2.       Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., Камзеева Е.Е. Диагностика учебных достижений по физике. Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА [Электронный ресурс] // Режим доступа http://edu.1september.ru/courses/16/009/7.pdf;

3.       Гурьянова А.В. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/574903/;

4.       Примерная программа основного общего образования по физике VII–IX классы. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897;

5.       Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm;

6.       Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA – 2006 г., Москва;

7.       Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика – М.: Академия, 2007 г., с. 133 – 153;

8.       Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики [Электронный ресурс] // Режим доступа http://lib.herzen.spb.ru/text/pavlova_113_169_174.pdf;

9.       Оксюкевич Т.В. Развитие компетенций учащиеся через новый подход к оцениванию // Физика в школе – 2009 г., №5;

10.   Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 // Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002 г. – (газета «Первое сентября», №88, 1999 г.);

11.   Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.;

12.   Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная деятельность школьников: опыт системного конструирования // Завуч: управление современной школой – 2007 г., №5;

13.   Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm;

14.   Ильюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся [Электронный ресурс] // Режим доступа http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc;

15.   Лущик О.А. Оценивание сформированности ключевых компетенций на уроках русского языка при помощи компетентностно-ориентированных заданий [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.proshkolu.ru/user/olyaluschik/file/265427/;

16.   Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты М., 2002 г.;

17.   Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология М., 2002 г.;

18.   Кичелёва Т.Г. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.openclass.ru/stories/62780;


 


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.