рефераты скачать

МЕНЮ


Электродвигатель постоянного тока мощностью 400 Вт для бытовой техники


Строим характеристику холостого хода (намагничивания) – зависимость удельной ЭДС от суммарной МДС на один полюс  и переходную характеристику – зависимость индукции в воздушном зазоре  от МДС переходного слоя на один полюс (черт. РР1).

3.12 Расчет обмоток возбуждения


Размагничивающее действие реакции якоря определяем по переходной характеристике (черт. РР1) по методике п.10.5 [2].

При нагрузке под действием поля поперечной реакции якоря  магнитное поле в воздушном зазоре искажается: под одним краем полюса индукция индукция уменьшается, под другим возрастает. При значительной поперечной реакции якоря может произойти опрокидывание поля под одним краем полюса и индукция примет отрицательное значение. Минимальное значение намагничивающей силы под сбегающим краем полюса (для режима двигателя) определится:


=319-11978×0,085/2=-190 A,


Из переходной характеристики определяем (автоматически программой) минимальное значение магнитной индукции в воздушном зазоре под сбегающим краем полюса =-0,26.

Тому що поле реакції якоря замикається по контуру: зубці якоря, спинка якоря, повітряний зазор, полюсний наконечник, то повітряний зазор вибирають таким, щоб індукція  протягом усієї полюсної дуги не змінювала свого напрямку. Якщо <0 необхідно збільшити повітряний зазор  у п.3.7.10, а потім повторити розрахунок, починаючи з п.3.7.10.

Максимальное значение намагничивающей силы под набегающим краем полюса:


=319+11978×0,085/2=828 A,

Из переходной характеристики определяем максимальное значение магнитной индукции в воздушном зазоре под набегающим краем полюса = 0,624

Из (10.35) [2] определяем среднее значение индукции в воздушном зазоре под нагрузкой:


=(-0,26+4× 0,44+ 0,624 )/6=0,354 Тл,


где - номинальное значение индукции в воздушном зазоре в режиме холостого хода

Из переходной характеристики определяем (автоматически программой): = 253 А.

Определяем МДС поперечной реакции якоря:   


=319- 253 =66 А


Продольная коммутационная МДС якоря в машинах малой мощности возникает в результате смещения нейтральной точки обмотки с геометрической нейтрали при замедленной коммутации тока в короткозамкнутых секциях. В машинах без добавочных полюсов и положении щёток на геометрической нейтрали процесс коммутации в короткозамкнутых секциях якоря получается замедленным. В этом случае коммутационная МДС якоря у двигателей усиливает поле полюсов. Её величина определяется следующим путём.

Переходное падение напряжения в щёточном контакте на пару щёток марки ЭГ-14 по табл. П4.2 [2] =2,5 В, составляющие переходного падения напряжения в контакте щёток =2,1 В, =0,4 В по [4].

Сопротивление щёточного контакта


=2∙2,5/(4∙ 2,21)=0,566 Ом.


Период коммутации


0,004/6,28=0,000637 с.


Средняя длина силовой линии поперечного поля якоря в междуполюсном пространстве двигателя


(0,115-0,085)/2=0,015 м.


Средняя эквивалентная индуктивность секции якоря


2∙24∙ 6,638∙10-6∙11978∙0,044∙0,004∙ 0,073/ (2,21∙0,04)=0,000084 Гн.


Коэффициенты определяются:


0,566∙0,000637/0,000084=4,29;

1,7∙2,1∙4,29/2,5=6,126;

1,7∙0,4∙4,29/2,5=1,167.


Коммутационная МДС якоря на один полюс


 0,0117∙11978/(6,126+1,167+1))∙ (1+0,2∙3,14∙0,115/(0,015∙ 6,638))=15 А.


Для устойчивой работы двигателя при изменении нагрузки на валу применим стабилизирующую последовательную обмотку. Без стабилизирующей обмотки возбуждения с увеличением нагрузки на валу двигателя увеличивается ток якоря и увеличивается размагничивающее действие реакции якоря на основной магнитний поток главных полюсов. При достаточно большом значении реакции якоря зависимость частоты вращения якоря от мощности на валу двигателя имеет не падающий, а возрастающий характер, что приводит к неустойчивому режиму работы двигателя. МДС последовательной стабилизирующей обмотки возбуждения должна компенсировать МДС реакции якоря. Поэтому принимаем МДС стабилизирующей обмотки равной МДС поперечной реакции якоря (направлены навстречу друг другу) ==66 А.

Число витков стабилизирующей обмотки на один полюс


66/ 2,21=29,86


Принимаем =30 витков.

Уточняем МДС стабилизирующей обмотки при номинальном режиме работы

30∙ 2,21=66,3 А.


Сечение и диаметр провода последовательной обмотки возбуждения. Плотность тока в обмотке предварительно выбираем для машин со степенью защиты IP22 по п.10.7: 5000000 А/м2.

Расчетное сечение провода предварительно


= 2,21/5000000=0,000000442 м2.


Принимаем по табл. 10.18 [2] круглый провод ПСД: по табл. П.3.1 [2] диаметр голого провода dГСО=0,00075 м, диаметр изолированного провода = 0,000815 м; = 0,000915 м,

сечение провода = 0,000000442 м2.

Окончательная плотность тока в проводнике стабилизирующей обмотки возбуждения


= 2,21/0,000000442=5000000 А/м2.


Средняя длина витка стабилизирующей обмотки


=2×(0,044+0,036= 0,160 м.


Полная длина обмотки


2×0,160×30=9,60 м.

Сопротивление стабилизирующей обмотки возбуждения при °С


=9,60/(57×106×0,000000442)= 0,38 Ом.


Сопротивление стабилизирующей обмотки возбуждения при  °С


1,22× 0,38 =0,46 Ом.


Масса меди стабилизирующей обмотки


8900×9,60×0,000000442= 0,0378 кг.


Выбираем изоляцию обмоток: изоляция сердечника: эпоксидная смола, толщина 1 мм.

Потребная площадь окна для размещения стабилизирующей обмотки возбуждения на полюсе


30∙0,0009152∙106/0,84=30 мм2,


где =0,82...0,88 – коэффициент, учитывающий возможные неточности намотки рядов провода в катушке. Фактическая площадь окна для размещения обмотки возбуждения на полюсе


1,2∙30=36 мм2.

Продольная составляющая МДС якоря  на один полюс возникает вследствие самопрозвольного сдвига щёток с геометрической нейтрали по механическим причинам и неточности установки и в малых машинах незначительна:


=0,00025∙10-2∙11978= 3,0 А.


Необходимая МДС шунтовой обмотки возбуждения на один полюс


347+66-66,3-15-3,0=328,7 А.


Вначале принимаем значение  согласно полученному по формуле. Затем выполняем расчет по пп..3.11.5-3.13.12. При несовпадении значения частоты вращения в номинальном режиме (при расчете рабочих характеристик в п.3.13.12 ) корректируем . После корректировки принимаем 329 А.

Принимаем предварительно ширину катушки параллельной обмотки


0,5∙(0,083-0,036)=0,024 м,


толщину изоляции обмотки возбуждения (изоляция сердечника полюса- эпоксидная смола толщиной 1 мм) 0,001 м. тогда средняя длина витка обмотки по (10.57) [2]


2×(0,044+0,036)+×(0,024+0,001)=

=0,239 м.

Расчетное сечение меди параллельной обмотки при последовательном соединении катушек полюсов по (10.58) [2]


1,1×2×329×0,239/(220×57×106)=

= 0,00000001379 м2,


где  - коэффициент запаса.

Принимаем по табл. 10.18 [2] круглый провод ПСД: по табл. П.3.1 [2] диаметр голого провода  м, диаметр изолированного провода = 0,0001 м; сечение провода = 0,00000000502 м2.

Номинальную плотность тока принимаем для машин со степенью защиты IP22 по п.10.7:


3500000 А/м2.


Число витков на полюс по (10.64) [2] с учетом выбранного сечения провода


329∙0,00000000502/(3500000× 0,000000013792)=2481.


Потребная площадь окна для размещения обмотки возбуждения на полюсе


2481∙0,00012∙106/0,84=30 мм2,

где =0,82...0,88 – коэффициент, учитывающий возможные неточности намотки рядов провода в катушке. 3.12.20. Фактическая площадь окна для размещения обмотки возбуждения на полюсе


1,2∙30=36 мм2.


На основании  производится размещение обмотки возбуждения и уточнение высоты сердечника полюса.

Определяем номинальный ток возбуждения:


329/2481=0,13 А.


Полная длина обмотки


2×0,239×2481=1186 м.


Сопротивление обмотки возбуждения при  °С


=1186/(57×106×0,00000000502)=4145 Ом.


Сопротивление обмотки возбуждения при  °С


1,22×4145=5057 Ом.


Масса меди параллельной обмотки

8900×1186×0,00000000502= 0,05 кг.


Выбираем изоляцию обмоток: изоляция сердечника: эпоксидная смола, толщина 1 мм.


3.13 Потери и КПД


Электрические потери в обмотке якоря по п. 10.10 [2]


 2,212×16,69=81,5 Вт.


Электрические потери в обмотке возбуждения :


220×0,13= 28,6 Вт.


Электрические потери в переходном контакте щеток на коллекторе


2,5× 2,21=5,5 Вт.


Потери на трение щеток о коллектор


0,00004×30000×0,2×6,28=1,5 Вт,


где - давление на щетку; для щетки марки ЭГ - 14  Па.

f = 0,2 - коэффициент трения щетки.

Потери в подшипниках определяются следующим путём [4].

Масса якоря с обмоткой и валом (стр. 232) [2]

6500∙ 0,0732∙0,044= 1,5 кг.


Масса коллектора с валом (стр. 232) [2]


6100∙0,042∙0,009= 0,1 кг.


Потери в подшипниках


1,5∙( 1,5+ 1,5)∙ 3000 10-3=7,2 Вт.


Потери на трение якоря о воздух при скорости вращения до 12000 об/мин


2∙ 0,0733∙30003∙0,044∙10-6=0,92 Вт.


Масса стали спинки ярма якоря по (10.103) [2]


7800××(( 0,073-2×0,02)2-0,0152)×0,044 ×0,95/4= 0,22 кг


Условная масса стали зубцов якоря по (10.101) [2]


7800×26× 0,0031 ∙0,02× 0,044 ×0,95= 0,53 кг


Магнитные потери в ярме якоря

a)= =2/2×3000/60= 50 Гц;

б) 2,3×1,75×( 50/50)1,4× 1,272× 0,22=1,43 Вт,


где p1,0/50=1,75 Вт/кг, по табл 6-24 [2] для стали 2312.

Магнитные потери в зубцах якоря


 2,3×1,75×( 50/50)1,4× 1,362× 0,53=3,95 Вт,


Добавочные потери


220× 2,6=5,72 Вт.


Сумма потерь


81,5+ 28,6+5,5+1,5+7,2+0,92+3,95+1,43+5,72 =136 Вт.


Потребляемая мощность


=400+136=536Вт.


Коэффициент полезного действия по (8-97) [2]


400/(400+136)= 0,746.

3.14 Рабочие характеристики


Для построения рабочих характеристик двигателя  при номинальном напряжении и токе возбуждения  принимаем, что потери холостого хода с нагрузкой практически не изменяются и составляют:


1,5+7,2+0,92+3,95+1,43=15,00 Вт.


МДС поперечной реакции якоря  для нескольких значений тока якоря позволяют представим зависимостью  от тока I в виде (п.12-14 [3]):


=66×/ 2,21А.


МДС стабилизирующей обмотки возбуждения  для нескольких значений тока якоря представим зависимостью  от тока I в виде :


=66,3×/ 2,21А.


Продольная коммутационная МДС якоря на один полюс представим зависимостью от тока I


0,5∙11978∙(/ 2,21)3∙ 0,0117/((6,126+(1,167+1) / 2,21))∙(1+0,2∙3,14∙0,115/(0,015∙ 6,638))=11,20∙/(6,126+0,98) .

Задаваясь током якоря IТ, определяем ЭДС обмотки якоря:


б)220-×16,69-2,5, В.


Вычисляем результирующую МДС возбуждения:


329-66×/ 2,21+66,3×/ 2,21+11,20∙/(6,126+0,98 ), А.


По значению  программа автоматически находит из кривой холостого хода черт. РР1 удельную ЭДС якоря:


,  .


Определяем скорость вращения якоря


, об/мин.


Ток якоря при холостом ходе


=15,00/220=0,07, A.


Вычисляем ток двигателя:


IТ+0,13 A.

Потребляемая мощность двигателя


220×(IТ+0,13) Вт.


Полезная мощность на валу двигателя


(220-×16,69-2,5) -15,00-5,72×( 2,6/ /+0,13)2 , Вт.


Коэффициент полезного действия


.


Вращающий момент


, Н×м.


Результаты расчетов, по пп.15.1-15.12 для ряда значений тока якоря IТ, сведены в табл. 3.4, рабочие характеристики двигателя приведены на черт РР1.


Таблица 3.4 Рабочие характеристики двигателя

,

n,

h

0,13

0,07

216,3

329

0,0658

3287

0,07

44

0

0,000

0,000

 0,13

0,5

208,9

329

0,066

3165

0,50

139

89

0,640

0,269

0,13

0,7

205,5

329

0,0658

3123

0,70

183

128

0,699

0,392

0,13

0,8

203,8

329

0,0658

3097

0,80

205

147

0,717

0,454

0,13

0,9

202,1

329

0,0658

3071

0,90

227

166

0,731

0,517

0,13

1

200,4

329

0,0658

3046

1,00

 249

184

0,739

0,578

0,13

1,1

198,6

329

0,0658

3018

1,10

 271

 202

0,745

0,641

0,13

1,15

197,8

329

0,0658

3006

1,15

282

211

0,748

0,672

0,13

1,24

196,2

329

 0,0658

2982

1,24

301

226

0,751

0,725


В результате расчета и построения рабочих характеристик двигателя установлены номинальные значения:


=400 Вт; =1,24 А; =3000 об/мин; =0,725 Hм;

= 0,13 А; =0,751 ; = 1,24 A;


В табл..3.5 приведены рабочие характеристики двигателя (некоторые из них рассчитаны в относительных единицах) для автоматизированного построения на рис.3.8 при помощи редактора Exel. За базовые величины приняты номинальные значения, приведенные выше.


Таблица 3.5 Рабочие характеристики двигателя в относительных единицах

,

n,

h

0,13

0,07

216,3

329

0,0658

1,102

0,06

0,149

0

0,0

0,0

0,13

0,5

208,9

329

0,066

1,061

0,40

0,458

0,395

0,64

0,371034

0,13

0,7

205,5

329

0,0658

1,047

0,56

0,603

0,568

0,699

0,54069

0,13

0,8

203,8

329

0,0658

1,039

0,65

0,684

0,652

0,717

0,626207

0,13

0,9

202,1

329

0,0658

1,030

0,73

0,757

0,734

0,731

0,713103

0,13

1

200,4

329

0,0658

1,021

0,81

 0,829

0,815

0,739

0,797241

0,13

1,1

198,6

329

0,0658

1,012

0,89

 0,902

0,894

0,745

0,884138

0,13

1,15

197,8

329

0,0658

1,008

0,93

0,938

0,933

0,748

0,926897

0,13

1,24

196,2

329

 0,0658

1,000

1,00

1,001

1,010

0,751

1,00


3.15 Тепловой расчет


Тепловой расчет выполняется согласно п. 10.11 [2] для оценки тепловой напряженности машины и приближенного определения превышения температуры отдельных частей машины.

Для приближенной оценки тепловой напряженности машины необходимо сопротивления обмоток привести к температуре, соответствующей заданному классу изоляции; при классе нагревостойкости В сопротивления умножаются на коэффициент 1,15 .

Расчетные сопротивления:

обмотки якоря


16,69×1,15=19,19 Ом,


обмотки паралельного возбуждения


5057×1,15=5815,55 Ом,


стабилизирующей обмотки последовательного возбуждения


0,46 ×1,15=0,53 Ом.


Потери в обмотках:


1,242×19,19=29,5 Вт,

0,132×5815,55=98,3 Вт,

1,242×0,53 =0,8 Вт,

Коэффициент теплоотдачи с внешней поверхности якоря (по рис.10.29) [2] при 3000∙ 0,073=219 (об/мин)∙м 90 .

Превышение температуры охлаждаемой поверхности якоря над температурой воздуха внутри машины определяется по (10.133) [2]:


(29,5(2×0,044/0,25)+3,95+1,43)/

/(× 0,073×0,044×90)= 17 .


Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки якоря определяется по (10.135) [2]:

a) периметр поперечного сечения паза по по (10.124) [2]:


2∙19 + 0,0055+ 0,0009= 0,0444 м;


б) перепад температуры


29,5×(2×0,044/0,25)/(26× 0,0444×0,044)∙∙(( 0,0055+ 0,0009)/(16×1,4)+0,0005 /0,16)= 0,70,


где 1,4

Превышение температуры охлаждаемой поверхности лобовых частей обмотки якоря над температурой воздуха внутри машины определяется из (10.134), (10.125) [2]:

29,5×(1-2×0,044/0,25)/(× 0,073×2×(0,2×0,115)× 90)= 10 ,


где 90  - коэффициент теплоотдачи с лобовых поверхностей обмотки якоря по рис. 10.29 [2] при 3000∙ 0,073=219 (об/мин)∙м; 0,023 м - вылет лобовых частей обмотки якоря.

Перепад температуры в изоляции лобовой части обмотки якоря определяется из:


а) ×=0,0444м;

б) 29,5×(1-2×0,044/0,25)×0,02/ (2×26×0,0444×8×1,4)= 0,015 .


Среднее превышение температуры обмотки якоря над температурой воздуха внутри машины определяется из (10.138) [2]:


 17+ 0,70)∙ ×2×0,044/0,25+( 10+ 0,015)×(1-2×0,044/0,25)= 13


Сумма потерь, отводимых охлаждающим внутренний объем двигателя воздухом, согласно (10.120) [2],


136-0,1×98,3=126,17 Вт.

Условная поверхность охлаждения двигателя определяется из (10.137) [2]:


2∙(0,169+0,186) ∙(0,044+2×0,023)=0,064 м2,


Среднее превышение температуры воздуха внутри двигателя, согласно (8-142) [2]:

а) Коэффициент подогрева воздуха, (рис. 10.30) [2], при 3000∙ 0,073=219 (об/мин)∙м 625 .


б)126,17/(0,064×625)= 3,2 .


Среднее превышение температуры обмотки якоря над температурой охлаждающей среды

 

= 13+ 3,2=16,2 .


Превышение температуры наружной поверхности обмотки возбуждения над температурой воздуха внутри машины:

а) периметр поперечного сечения условной поверхности охлаждения обмотки возбуждения ПВ определяется по эскизу междуполюсного окна; определяют длины участков контура поперечного сечения обмотки; поверхности, прилегающие к сердечнику главного полюса, не учитываются 0,08 м.

б) наружная поверхность охлаждения катушки обмотки возбуждения:

0,239×0,008=0,002 м2;


в) потери мощности ,отводимые охлаждающим внутрение обьёмы машины воздухом ( ориентировочно принимаем 90%):


==0,9×(98,3+0,8)=89,2 Вт;


г) коэффициент теплоотдачи с поверхности обмотки возбуждения (рис. 10.29) [2] при 3000∙ 0,073=219 (об/мин)∙м 42 .


д) = 89,2/(2×0,002×42)= 531 .


Перепад температуры в изоляции катушки:

а) средняя ширина катушки обмотки возбуждения ,определяется по сборочному чертежу двигателя, =0,024 м;


б)89,2/(2×0,002)( 0,024 /(8×1,4)+  0,00000/0,16)= 75,7 ,


где  - часть теплоты катушки обмотки возбуждения, передаваемая через полюс.


1,4


принимаются, как и для изоляции обмотки якоря.

Среднее превышение температуры обмотки возбуждения над температурой охлаждающей среды


 531+ 75,7+ 3,2=609,9 .


Превышение температуры наружной поверхности коллектора над температурой воздуха внутри двигателя:

а) поверхность теплоотдачи коллектора


=3,14×0,04×0,009=0,001130 м2;


б) коэффициент теплоотдачи с поверхности коллектора (по рис. 10.31) [2] для окружной скорости коллектора =6,28 м/с 150 .


в)=( 5,5+1,5)/(0,001130×150)= 41 .


Среднее превышение температуры коллектора над температурой охлаждающей среды (при входе охлаждающего воздуха со стороны коллектора) по (10.150) [2]


= 41+ 3,2=44,2


Таким образом, среднее превышение температуры обмотки якоря 16,2 , обмотки возбуждения 609,9 , коллектора 44,2  над температурой охлаждающей среды, что ниже предельных допускаемых значений для класса изоляции В 90 (130-40).

3.16 Вентиляционный расчет

Вентиляционный расчет выполняется приближенным методом. Метод заключается в сопоствлении расхода воздуха, необходимого для охлаждения для охлаждения двигателя, и расхода, который может быть получен при данной конструкции и размерах двигателя.

Рассчитаем для двигателя аксиальную систему вентиляции.

3.16.1.Необходимое количество охлаждающего воздуха по (8-354) [1]:

a)  - превышение температуры воздуха;


 3,2=6,4 ;

б)126,17/(1100×6,4)=0,018 м3/с,


где  - сумма потерь, отводимых, охлаждающим внутренний объем машины, воздухом.

3.16.2. Расхода воздуха, который может быть получен при данной конструкции и размерах двигателя со степенью защиты IP22 определяем по эмпирической формуле (8.355) [1].

3.16.3. Коэффициент для двигателя с  = 1,1


0,11,1∙3000∙ 0,0732/100=0,018 м3/с.


Система охлаждения двигателя обеспечивает необходимый расход воздуха.

Заключение


1. В результате расчетов получены следующие номинальные харак теристики двигателя постоянного тока:


Мощность, Вт

400

Номинальное напряжение, В

220

Ток якоря, А

 1,24

КПД, о.е.

  0,746

Частота вращения, об/мин

 3000

 Момент на валу, Нм

0,725

Ток обмотки возбуждения, А

0,13

Потребляемая мощность, Вт

301


2. Среднее превышение температуры обмотки якоря 16,2 , обмотки возбуждения 609,9  коллектора 44,2  над температурой охлаждающей среды, что ниже предельных допускаемых значений для класса изоляции В 90  (130-40).

3.Необходимое количество охлаждающего воздуха 0,018 м3/с. Система охлаждения двигателя обеспечивает необходимый расход воздуха.

Список используемых источников


1. Проектирование электрических машин: Учебное пособие для вузов. - В 2-х кн.: кн. 1 /И.П. Копылов, Б.К. Клоков, В.П. Морозкин и др; Под ред. И.П. Копылова. – М.: Энергоатомиздат, 1993. -464 с.

2. Проектирование электрических машин: Учебное пособие для вузов. - В 2-х кн.: кн.2 /И.П. Копылов, Б.К. Клоков, В.П. Морозкин и др; Под ред. И.П. Копылова. – М.: Энергоатомиздат, 1993. -384 с.

3. Сергеев П.С., Виноградов Н.В., Горяинов Ф.А. Проектирование электрических машин.-М.: Энергия, 1969.-632 с.

4. . Ермолин Н.П. Расчет коллекторных машин малой мощности. Л.: Энергия. 1973. – 216 с.

5. Справочник по электрическим машинам/ Под общ. ред. И.П. Копылова, Б.К. Клокова. Т.1. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 456 с.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.