рефераты скачать

МЕНЮ


Внебюджетные фонды в РФ

принадлежностью. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого

сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ

перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении

во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается

соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее

решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется

неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах

в условиях экономического кризиса.

За исключением Фонда занятости, все внебюджетные социальные фонды в

законодательном порядке наделены самостоятельностью. Но условий для

экономической самостоятельности они лишены. Поэтому государственные

социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются

фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что

плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели,

а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные

внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства

рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой

сущности. Ничто не мешает органам власти государства установить минимальный

уровень оплаты труда (который является нижним уровнем для любого

работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во

внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить страховые платежи с

работодателей на работников. Однако действующий порядок более прост и

привычен для менталитета нашего государства и населения. В других странах

страховые взносы распределены более равномерно между работниками и

работодателями, а в отдельных государствах подавляющую часть взносов

уплачивают работники.

Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является

решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от

целевых бюджетных фондов.

Пенсионный фонд Российской Федерации

История пенсионного страхования насчитывает более 100 лет. За этот

период было выработано несколько видов пенсионных систем. Одна из них

представляет собой минимальную защиту престарелых, предоставляя некоторый

минимум средств независимо от трудового вклада (стажа, уровня оплаты, суммы

страховых взносов и т.д.). Такую пенсию можно трактовать как социальную.

Две других модели относятся к трудовым пенсиям. Одна из них устанавливает

зависимость размера пенсии от вышеперечисленных параметров, но сама пенсия

образуется по солидарному (распределительному) принципу: последующее

поколение финансирует предыдущее. Другая модель работает по накопительному

принципу: страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную

финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом

рынке с целью увеличения.

Накопительная система отличается от распределительной тем, что она

менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек

формирует пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на

индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Участие

государства сводится только к контролю за деятельностью этой компании и

обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений.

В социально ориентированных промышленно развитых странах государством

устанавливается минимальный уровень пенсионного (как, впрочем, и других

видов социального) обеспечения. Он несопоставимо ниже уровня, получаемого

по системам пенсионного страхования, как солидарно-распределительным, так и

накопительным. При этом для пенсионного обеспечения стран с рыночной

экономикой характерно сочетание базовых, обязательных систем,

обеспечивающих всем жителям или большинству экономически активного

населения возмещение доходов при выходе на пенсию, и дополнительных систем,

предназначенных для того, чтобы гарантировать добавочный доход при выходе

на пенсию для отдельных профессиональных групп.

Дополнительная система пенсионного обеспечения характеризуется большим

количеством модификаций, зависящих от конкретных условий каждой страны, и

строится на обязательных или добровольных принципах внесения взносов.

Возникновение дополнительных пенсионных систем объясняется специфическими

недостатками базовых национальных систем, построенных как по

уравнительному, так и по компенсационному принципу.

В Великобритании, Ирландии, Дании дополнительные системы носят

обязательный характер и связаны с оплатой труда за весь период трудовой

деятельности. В Португалии, Германии и Бельгии, где размер пенсии зависит

от страховых взносов, производимых в течение всей жизни, дополнительные

системы носят добровольный характер.

Во многих странах не существует законодательных актов, обязывающих

наемных работников вступать в дополнительные системы. Как правило, они

являются результатом коллективных соглашений между работодателями и

работниками. Тем не менее в Нидерландах, например, где дополнительная

система носит добровольный характер, она охватывает 80% населения.

Распределительная система является полным антиподом накопительной

пенсионной системы. Она характеризуется тем, что пенсионеры получают деньги

на свое содержание от другого поколения работников, пришедших им на смену.

Следовательно, уровень благополучия пенсионеров будет целиком и полностью

зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое

они уже никак не могут повлиять. Поэтому может показаться, что вторая

модель более зависима от изменений в экономической сфере или от социально-

политической ситуации. Однако ни в первом, ни во втором случае не удастся

избежать непосредственного влияния общей экономической ситуации, поскольку

главная задача накопительной системы пенсионного обеспечения заключается не

в том, чтобы больше собрать, а в том, чтобы надежно сохранить и по

возможности преумножить средства.

В большинстве стран мира действуют смешанные системы, которые содержат

элементы как накопительной, так и распределительной системы, причем, как

правило, элементы распределительной системы преобладают.

Например, система финансирования обеспечения пенсионеров в Германии

содержит элементы как одного, так и другого способа. Она называется

«системой трех уровней». Первый уровень (около 80% всех пенсионных выплат,

в основном финансируемых распределительным способом) охватывает прежде

всего обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Это

означает, что этим людям при достижении пенсионного возраста должна быть

предоставлена пенсия, которая обычно достаточна, чтобы обеспечить уровень

жизни в соответствии с запросами пожилого человека. Второй и третий уровни,

а именно пенсионное обеспечение из фондов предприятий и частные пенсионные

накопления, финансируются накопительным способом. Пенсия от предприятия или

индивидуальные пенсионные накопления являются дополнением к государственной

пенсии. Пенсии второго и третьего уровней составляют в настоящее время

приблизительно 10% всего объема выплачиваемых пенсий. Концепция трех

уровней, основанная на комбинации положительных черт распределительного и

накопительного способов, хорошо себя зарекомендовала.

Пенсионная система России функционирует на основе непрерывной

финансовой солидарности поколений — работающих граждан с нетрудоспособной

частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется

распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от

демографической и общей экономической ситуации в стране. Например, в

настоящее время под воздействием демографического фактора (постарение

населения) нагрузка на работающих возрастает. В 1992 г. на 1000 занятых в

народном хозяйстве приходилось 450 пенсионеров, состоящих на учете в

органах социальной защиты, т.е. без военных пенсионеров. В 1995 г. это

соотношение ухудшилось на 13% и составило 554 пенсионера на 1000

работающих. В отдельных регионах это соотношение усугубилось, а в северных,

наоборот, снижается из-за миграции населения в центральные и южные регионы

России.

В РФ насчитывается свыше 38 млн. пенсионеров, ежегодно на пенсию

выходят еще около 2,5 млн. человек. Средняя пенсия составляет 35-40%

средней зарплаты, что приводит к резкому снижению уровня дохода граждан

после выхода на пенсию, и, естественно, к необходимости продолжать работать

после ее назначения (в среднем каждый 5-ый пенсионер вынужден трудиться).

Несмотря на регулярные индексации, реальный размер пенсий за годы реформ

снизился более чем в 3 раза. Практически сведена на нет их дифференциация в

зависимости от трудового вклада (размера зарплаты и стажа работы). В связи

с ростом неуплат предприятиями страховых взносов на фоне невозвращения

долгов бюджета Пенсионному фонду стали возникать проблемы с выплатой

пенсий. (Размер задолженности плательщиков страховых взносов перед

Фондом на 1 января 1999 года установлен в сумме 129 284,5 млн.

рублей.) Демографическая ситуация в России (на два пенсионера приходится

три работника) такова, что не позволяет сохранить существующую пенсионную

систему в неприкосновенности. В настоящее время «нестраховая» нагрузка на

пенсионную систему, по разным оценкам, составляет от 25 до 30%. Наряду с

неурегулированностью отношений Пенсионного фонда с бюджетом и другими

внебюджетными фондами это является одной из главных причин недостатка

средств для пенсионных выплат.

Приведенные данные и общая экономическая ситуация в стране в

переходный период подталкивают пенсионную систему к коренному

реформированию. Первоначально концепция реформирования пенсионной системы

исповедовала исключительно накопительный принцип. Анализ демографической и

экономической ситуации в стране показывает, что, по крайней мере, в

ближайшие годы накопительная схема может быть реализована лишь в рамках

дополнительного пенсионного обеспечения, включая, например, обязательные

профессиональные системы, куда предполагается со временем передать и

льготные пенсии.

С 01.01.97г. вступил в силу федеральный закон «О индивидуальном

(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного

страхования». Реализация этого закона должна быть осуществлена в течение 4

лет поэтапно (по мере готовности регионов). До 2000 г. пенсионная система

останется чисто распределительной, но с некоторыми усовершенствованиями. С

1 января 1998 г. начат ввод индивидуальных трудовых коэффициентов

пенсионеров. Он позволит упростить метод исчисления пенсии, с одной

стороны, и обеспечить более жесткую увязку выплаты пенсий с размером

средней заработной платы — с другой. Пенсионный фонд России к 2000г. должен

внедрить систему персонифицированных взносов. Суть персонифицированного

(индивидуального) учета состоит в том, что для каждого работающего

открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все

данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по возрасту.

Персонифицированный учет строится таким образом, что, где бы ни работал

человек, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и

заработке будут стекаться на один и тот же индивидуальный счет. И только

после этого в стране будет реализовываться трехуровневая пенсионная

система. По-прежнему взносы работодателей будут формировать средства для

минимальной государственной пенсии в рамках распределительной системы. 1%

от начисляемой заработной платы, уплачиваемой работниками, будет независимо

от возраста перечисляться на их накопительные счета. Постепенно этот

процент будет возрастать. На добровольной основе граждане смогут

формировать дополнительные пенсии в негосударственных пенсионных фондах.

ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря

1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного

Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

Пенсионный фонд РФ является федеральным фондом, на его долю приходится

почти ѕ средств внебюджетных социальных фондов.

ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного

обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными

учреждением.

Первоочередной задачей Пенсионного фонда является обеспечение

финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной

выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом

изменения потребительских цен. Для этого он организует:.

1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование

расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты различным категориям

нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий,

пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им

возраста полутора лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет,

доплат за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца,

компенсационных выплат.

2. работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении

вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий

по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального

заболевания или по случаю потери кормильца;

3. капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных

взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

4. контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным

поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и

рациональным расходованием его средств;

5. проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет

которых осуществляют перечисления работодатели;

6. межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам,

относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в

установленном законом порядке межгосударственных и международных

договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет

следующих источников:

o страховые взносы работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной

трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов; страховые

взносы иных категорий работающих граждан;

o средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ

на целевое финансирование выплаты государственных пенсий;

o средства Фонда социального страхования;

o свободные средства Государственного фонда занятости населения РФ;

o добровольные взносы физических и юридических лиц, а также доходы от

капитализации средств ПФР и прочие поступления.

Блок-схема финансовых потоков ПФР представлена на рис. 3. Она отражает

не только направления движения средств, но и примерные их пропорции.

[pic]

Рис. 3. Блок-схема финансовых потоков ПФР

Более подробно структуру доходов и расходов Пенсионного фонда можно

проследить на примере его бюджета. Бюджет ПФР и смета расходов (включая

фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются

Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете

ПФР утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая

сумма расходов - по направлениям.

Федеральным законом от 30.03.99г. № 56-ФЗ бюджет Пенсионного фонда РФ

на 1999 год утвержден: по доходам в сумме 244 495,9 млн. рублей и по

расходам в сумме 244 495,9 млн. рублей.

Доходы бюджета Фонда на 1999 год формируются за счет следующих

источников:

(тыс. рублей)

Страховые взносы

183 288 773,4

Мобилизация просроченной задолженности

плательщиков страховых взносов в Фонд

15 200 000,0

Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду

на выплаты государственных пенсий и пособий

в соответствии с законодательством Российской

Федерации

17 700 000,0

Средства, возмещаемые Государственным фондом

занятости населения Российской Федерации

по расходам на выплаты досрочных пенсий

безработным гражданам

300 000,0

Прочие поступления

1 750 000,0

из них:

погашение задолженности Государственного фонда

занятости населения Российской Федерации перед

Фондом

250 000,0

Другие доходы, направляемые на погашение

задолженности по выплатам государственных пенсий

и пособий за 1998 год

26 257 122,2

из них:

средства Федерального дорожного фонда Российской

Федерации, переводимые в порядке исключения в Фонд

на выплаты государственных пенсий и пособий

1 000 000,0

средства Федерального фонда воспроизводства

минерально-сырьевой базы, перечисляемые в Фонд

в порядке исключения на выплаты государственных

пенсий и пособий

300 000,0

средства, вырученные от реализации продовольствия

в соответствии с Постановлением Правительства

Российской Федерации от 5 февраля 1999 г. N 130

"О поставках и порядке реализации

сельскохозяйственной продукции и продовольственных

товаров, поступающих в первом полугодии 1999 г.

в соответствии с соглашениями с Правительством

Соединенных Штатов Америки и Европейским Союзом"

и направляемые в Фонд на выплаты государственных

пенсий и пособий

18 223 900,0

Средства бюджета Фонда в 1999 году направляются на следующие цели:

(тыс. рублей)

Выплаты трудовых пенсий в соответствии с Законом

Российской Федерации "О государственных пенсиях

в Российской Федерации"

179 357 413,7

Выплаты государственных пенсий, назначаемых

по закону Российской Федерации "О государственных

пенсиях в Российской Федерации", в части,

определяемой включением в трудовой стаж, дающий

право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой

страховых взносов в Фонд, и подлежащих

финансированию за счет ассигнований

из федерального бюджета

12 615 129,6

Компенсационные выплаты неработающим

трудоспособным лицам, осуществляющим уход

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.