Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды
Содержание
Введение
3
1. Внебюджетные фонды как составная часть
финансовой системы РФ
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
4
1.2. Источники формирования внебюджетных фондов
5
1.3. Связи между внебюджетными фондами
6
2. Социальные внебюджетные фонды РФ
2.1. Пенсионный фонд (ПФР)
6
2.2. Фонд социального страхования (ФСС)
9
2.3. Государственный фонд занятости населения (ГФЗ)
11
2.4. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
13
3. Экономические внебюджетные фонды РФ
3.1. Российский фонд технологического развития и отраслевые
внебюджетные фонды НИОКР
15
3.2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы
16
3.3. Фонд инвестирования жилищного строительства
17
3.4. Дорожный фонд
17
Заключение
19
Список использованной литературы
20
Введение
Переход к рыночной экономике сопровождался формированием
принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и
являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность
финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных
органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое
назначение.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов
или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть
с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах,
требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в
особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили,
как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных
мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество
фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинался период
унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был
создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом
вновь повышается значение внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии
с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость
выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их
самостоятельными источниками дохода.
Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов
является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в
связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью
целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих
фондов.
Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются
юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители
социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств
фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется их
заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных
фондов.
Политика внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой к
налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального
бюджета от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных
временных интервалах влияют на объем производства, занятость населения,
уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость внебюджетных фондов. В
свою очередь денежные средства фондов выполняют сглаживающую и
стабилизирующую роль при резких колебаниях в доходной части
государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.
Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость изучения и
совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения
средств государственных внебюджетных фондов РФ.
1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ
1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:
государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды
страхования, финансы предприятий различных форм собственности (рис.1).
Рис.1
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение
социальных услуг населения.
На основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного
планирования в РСФСР" от 10 октября 1991 года органы власти в рамках
законодательства РФ могут образовывать целевые внебюджетные фонды,
обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от
бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих
актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,
указываются источники формирования, определяются порядок и направленность
использования денежных средств.
Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды, являясь составной частью
финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую
направленность;
- денежные средства фондов используются для финансирования
государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических
и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их
уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием
взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об
основах налоговой системы РФ";
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности,
они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат
изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление
фонда).
Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов,
привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет
некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе
оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями
фондов.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное
собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов
Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в
собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило,
строго целевое назначение.
Начиная с 1992 года в РФ, создано и действует большое количество
внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды
подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому
назначению – на экономические и социальные. Общее число федеральных
внебюджетных фондов в 1998 г. составило около 40.
2. Источники формирования внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение
из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное
значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными
источниками доходов для использования в определенных целях.
Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в
названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный
доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в
процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги
и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и
региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме
безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов
бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства,
полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам
внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий,
учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности,
осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных
фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных
бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов).
3. Связи между внебюджетными фондами
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные
многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой
системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые
связи.
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении:
от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при
формировании фондов или использования ими средств.
При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными
фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так
фонды социального страхования образуются не только за счет страховых
взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии
активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся
кредитором бюджета.
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно
приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими
внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между
ними.
2. Социальные внебюджетные фонды РФ
2.1. Пенсионный фонд (ПФР)
ПФР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря
1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного
Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.ПФР создан в целях
государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и
является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.
В основные задачи ПФР входят:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также
финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан,
виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан,
сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового
увечья, профессионального заболевания или по случаю потери
кормильца;
- капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных
взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических
лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным
поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и
рациональным расходованием его средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам,
относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в
установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров
и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Средства фонда формируются за счет:
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов;
- страховых взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату
государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к
ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных
пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на
индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление
льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам,
пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке
и пересылке пенсий и пособий;
- средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости
населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате
предъявления регрессных требований;
- добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов
от капитализации средств ПФР;
- других поступлений.
Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов
пенсионного страхования, к которым относятся:
- работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая
колхозы и совхозы;
- крестьянские хозяйства;
- родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся
традиционными отраслями хозяйствования;
- физические лица, зарегистрированные в государственных органах в
качестве предпринимателей без образования юридического лица;
- физические лица, использующие труд наемных работников в личном
хозяйстве;
- частные детективы и частные охранники, выполняющие свою
деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у
уполномоченных ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и
другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в
30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам
при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, в качестве
плательщиков ПФР.
В 1999 г. тариф страховых взносов составляет:
- 28 % для работодателей - предприятий, учреждений, организаций от
начисленной оплаты труда (вознаграждения за выполненную работу, в
том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения);
- 20,6 % для работодателей - колхозов, совхозов и предприятий,
занятых в производстве сельскохозяйственной продукции - от
начисленной оплаты по всем основаниям, в том числе за выполнение
работ по договорам подряда и поручения. К этой категории
плательщиков отнесены с 1 января 1993 г. садоводческие и садово-
огороднические товарищества;
- 20,6 % для крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей
без образования юридического лица; частных детективов и
охранников, занимающихся этой деятельностью в частном порядке, а
не от имени работодателей; нотариусов, занимающихся частной
практикой;
- 1% для граждан от их заработка;
- 28 % для граждан, использующих труд наемных работников в личном
хозяйстве от начисленной оплаты труда по всем основаниям.
Некоторые работодатели, а именно общественные организации инвалидов и
пенсионеров, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия,
объединения и учреждения, освобождены от уплаты в ПФР страховых взносов за
своих работников. При этом не имеет значение тот факт, что деятельность
этих предприятий, объединений и учреждений должна быть направлена на
осуществление уставных целей собственников.
Страховые взносы в ПФР не начисляются на выплаты единовременного
характера. Так, законодательством в выплатам единовременного характера
отнесены в основном компенсационные выплаты: компенсация за
неиспользованный отпуск, выходное пособие, сохраненный на определенное
время средний заработок после увольнения по сокращению штатов, денежные
пособия в виде материальной помощи, командировочные выплаты, дотации на
обеды и др.
Не начисляются страховые взносы в ПФР также на следующие выплаты:
- оплата отпусков молодым специалистам по окончании учебного
заведения, стипендии, выплачиваемые учебными заведениями,
компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком,
выходные пособия по увольнению, материальная помощь, студенческие
стипендии, выплачиваемые предприятиями, беспроцентные ссуды на
улучшение условий и обзаведение домашним хозяйством, пенсии,
пособия по социальной защите, стоимость путевок на санаторно-
курортное лечение, оплата проезда к месту отдыха и обратно;
- Законом Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. отменены
начисления страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных фирм
и физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых
социально-экономических программ проектов строительства, создания,
строительства и содержания центров профессиональной переподготовки
военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их
семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной
финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и
правительствами иностранных государств, иностранными юридическими
и физическими лицами в соответствии с межправительственными и
межгосударственными соглашениями, а также соглашениями,
подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им
органам государственного управления.
Уплата страховых взносов в ПФР перечисленными работодателями носит
обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в
срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц.
Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со
Страницы: 1, 2, 3
|