рефераты скачать

МЕНЮ


Влияние ставки рефинансирования Банка России на экономику Динамика ставки рефинансирования и процентной ставки по кредитам в 1992-2001 годах

Японии. Функционирование этого банка, созданного в 1882 г., регулируется

специальным законом. Согласно ст. 1 этого закона, "целями деятельности

Банка Японии являются регулирование денежного обращения, координация

кредитно-денежной сферы, а также поддержка и развитие кредитных институтов

в соответствии с государственной политикой и во имя обеспечения условий для

подобающей реализации экономического потенциала страны". Хотя по своему

статусу Банк Японии не административный орган, а акционерная компания, 55%

капитала которой принадлежат правительству, по ст.2 закона деятельность

Банка Японии направлена исключительно на "достижение государственных

целей". Тем не менее определенная автономность банка делает его юридически

менее зависимым от правительственных органов и политического руководства

страны.

Оперативная самостоятельность, делегированная Банку Японии, а также

имеющаяся у него возможность оказывать большое влияние на определение

приоритетов кредитно-денежной политики делают его главным "приходным

ремнем" и архитектором конкретных форм кредитно-денежной политики, а во-

вторых, существенным звеном в выработке стратегии последней. Для реализации

этой политики у Банка Японии имеется целый набор средств, методов и

инструментов воздействия на процессы, протекающие в сфере финансирования

экономики и на рынке ссудного капитала.

В западной экономической литературе, посвященной средствам кредитно-

денежной политики центральных банков , выделяются три основных таких

средства: во-первых, изменение учетной ставки процента, во-вторых, операции

на открытом рынке ценных бумаг, в-третьих, изменение обязательных норм

банковских резервов. Однако для Банка Японии в течение нескольких

десятилетий послевоенного экономического развития страны указанные средства

имели весьма малое значение. Причина этого — в тех особенностях

финансирования экономики и функционировании рынка ссудного капитала,

которые резко отличали Японию от "стандартных моделей", рассматриваемых в

учебных пособиях по кредитно-денежной политике.

Важнейшее место в экономике из-за явления перекредитования занимает

рынок кредитов Банка Японии. В США главное назначение кредитов центральных

банков – помощь тем коммерческим банкам, у которых временно наблюдается

острая нехватка ликвидности или которым угрожает неплатежеспособность.

Соответственно и процентная ставка по этим кредитам в нормальные годы

слегка превышает процентную ставку на рынке краткосрочных капиталов,

являясь «штрафной ставкой». В Японии же учетная ставка процента, по которой

предоставляются кредиты Банка Японии, намного ниже ставки процента по

краткосрочным межбанковским ссудам. Соответственно и займы у Банка Японии

для коммерческих банков являются не чрезвычайным средством, прибегать к

которому необходимо лишь в крайних случаях, а самым выгодным способом

привлечения ликвидных ресурсов, подчас даже более выгодным, чем депозиты

населения. Искусственная заниженность официальной учетной ставки процента

служила в Японии краеугольным камнем политики всемерного занижения

процентных ставок на всем рынке ссудных капиталов.

Как отмечалось выше, учетная ставка процента в Японии была занижена по

сравнению с другими ставками, особенно ставками на рынке краткосрочных

капиталов , а основные ставки на рынке банковского кредитования жестко

регулировались. Поэтому изменение учетной ставки процента само по себе не

могло воздействовать на цену кредита на финансовом рынке в целом и тем

самым служить средством кредитно-денежной политики. На протяжении

длительного периода открытого рынка ценных бумаг практически не

существовало, поэтому и операции на нем были невозможны. Наконец, явление

перекредитования не позволяло по-настоящему эффективно маневрировать с

помощью изменения нормы банковских резервов.

Вместо всех этих средств главную роль в мероприятиях Банка Японии

играло количественное рационирование кредита . Сознательно занижаемый в

большинстве секторов рынка ссудных капиталов уровень ставки процента

приводил Банк Японии к необходимости использования внеэкономических мер

регулирования спроса и предложения ссудного капитала. Как пишет известный

японский исследователь X. Конно, в Японии "рынок ссудных капиталов, по

существу, находился в состоянии перманентного неравновесия... спрос

корпораций на заемные средства превышал их предложение со стороны банков, а

в отношениях банков с Банком Японии спрос на кредиты последнего также

постоянно превышал их предложение. В этих условиях вместо процентной ставки

функции распределения потоков капиталов осуществляло рационирование

кредитов. Таким рационированием являлись контроль за размерами кредитов

Банка Японии и система „руководства кредитной экспансией", которые

эффективно выполняли регулирующие функции в кредитно-денежной сфере вместо

операций на открытом рынке, практикуемых Федеральной резервной системой в

США"

Суть основного метода рационирования кредита, традиционно

применявшегося Банком Японии, "руководства кредитной экспансией",

заключалась не в рационировании им размеров предоставления своего

собственного кредита городским банкам, являющегося источником ликвидных

ресурсов для последних, а в "моральном воздействии" на них с тем, чтобы

уменьшить размеры их кредитной экспансии, вынудить их пересмотреть в.

сторону сокращения масштабов активных операций планы на ближайшее будущее

В настоящее время в связи с ослаблением в целом роли перекредитования как

источника средств для финансирования экономики функция рынка кредитов Банка

Японии как источника ликвидности для банковской сферы в известной степени

стала достоянием прошлого. Отражая это изменение, учетная ставка процента

также стала определяться более гибко, с учетом рыночной ситуации. По мере

развития процесса либерализации на рынке ссудных капиталов тенденция к

падению роли кредитов Банка Японии и к увеличению гибкости учетной ставки

процента будет становиться все сильнее.

Сделаны существенные шаги в направлении повышения роли изменения

процентных ставок, в том числе официальной учетной ставки процента.

Изменение учетной ставки практиковалось Банком Японии на протяжении всего

послевоенного периода, но до 73 года оно лишь выполняло функции индикатора

направления политики Банка Японии, так как, даже повышаясь, эта ставка

оставалась самой низкой по кредитам в японской экономике.

Полная либерализация процента на рынке краткосрочных капиталов,

значительная либерализация на рынке ценных бумаг и на рынке депозитов и

другие изменения последних лет свидетельствуют о постепенном переходе Банка

Японии к более активному использованию воздействия учетной ставки процента

на ситуацию, складывающуюся на финансовом рынке.

Ставка рефинансирования

как инструмент кредитно-денежной политики России

Основным проводником денежно-кредитного регулирования российской

экономики, являющейся составной частью экономической политики правительства

является Банк России. Главными целями этой политики служат достижение

стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции,

выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере

зависит от состояния денежно-кредитной сферы.

В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком

России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы.

С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в

направлении увеличения реального предложения денег в экономике при

дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть

успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк

способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих

банков. Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными

из них являются:

изменение ставки учетного процента или официальной ставки рефинансирования

Центрального банка;

изменение нормы обязательных резервов банков;

операции на открытом рынке, то есть операции по купле-продаже векселей,

государственных облигаций и других ценных бумаг;

регламентация экономических нормативов для банков

Учетная политика Банка России

Ведущим методом регулирования является учетная политика – изменение

ставки учетного процента или официальной ставки рефинансирования

Центрального банка.

Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим

банкам и переучитывает их векселя, называется официальной ставкой

рефинансирования.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств

кредитными учреждениями от Центрального банка. Центральный банк может

выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги,

находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку

называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от

ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую

сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает

долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Рефинансирование Банком России коммерческих банков в настоящее время

осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов

“овернайт ”, а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка

России от 13.03.96 №36 “О порядке предоставления Банком России ломбардного

кредита банкам ” (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.98 №19 П “О

порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом

государственных ценных бумаг ” (с учетом изменений и дополнений).

Ставка рефинансирования и резервная норма

Операция учета заключается в покупке банком денежных долговых

обязательств до срока наступления платежа, при котором происходит перенос

на банк прав кредитора. Учетом или дисконтом векселя называется операция, в

которой банк, принимая от предъявителя вексель, выдает предъявителю сумму

этого векселя до срока платежа, удерживая в свою пользу проценты от суммы

векселя за время, оставшееся до срока платежа.

Коммерческие банки могут переучесть или перезаложить учтенные или

прокредитованные ими векселя в Центральном банке. Покупка векселей у

коммерческих банков называется переучетом, т.к. при этом происходит

вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки

купили у своих клиентов. Установление ставки по переучету и ставки

ломбардного кредита под залог ценных бумаг называется определением размеров

рефинансирования коммерческих банков.

Центральный банк может ограничивать операции по переучету и перезалогу

векселей, регулируя их масштабы по своему усмотрению, повышая или понижая

ставку рефинансирования, переучитывая или рефинансируя векселя лишь в

некоторых случаях, либо, наоборот, без ограничений, в зависимости от

хозяйственной конъюнктуры.

Система управления процентными ставками в условиях рынка

соответственно базируется на рыночном механизме формирования банковского

процента, гибко отражающего динамику спроса и предложения на банковский

капитал.

Конкретные частные дисконты и ломбардные проценты определяются исходя

из:

класса клиентов (для государственного сектора экономики его уровень ниже,

чем для кооперативного и частного);

сроков векселей (изменение уровня процента должно быть прямо

пропорционально сроку векселей; по краткосрочным векселям учетная и ссудная

ставка ниже);

индивидуальных показателей финансового состояния векселедателей.

Таким образом, основные направления функционирования и развития рынка

векселей определяются Центральным банком и реализуются посредством

осуществления определенной учетной политики и политики рефинансирования.

Учетная политика является основой денежно-кредитного регулирования и

управления деятельностью коммерческих банков и включает в себя как прямые

ограничения учета и переучета векселей, так и определение пределов

процентной ставки по переучету векселей. Политика рефинансирования,

касающаяся операций коммерческих банков с векселями, осуществляется

посредством регулирования величины процентной ставки по ссудам под залог

векселей, а также количественных и качественных ограничений в отношении

размеров и видов веселей, под залог которых Центральный банк может

предоставлять кредит коммерческим банкам. В зависимости от приоритетов

экономического развития Центральный банк, изменяя условия дисконта и

ломбарда, а также уровень учетной и ломбардной ставки, воздействует на

спрос и предложение на рынке ценных бумаг, регулирует степень

кредитоспособности и ликвидности коммерческих банков, а также объем

денежной массы в стране.

Если Центральный банк считает необходимым проводить жесткую учетную

политику, то он увеличивает ставку рефинансирования и ломбардную ставку,

ужесточает условия переучета и перезалога векселей. Это может быть выражено

в повышении требований к качеству векселей, установлении ограничений в

отношении контингента переучета и перезалога, введением лимитов. Например,

запрещение учета и ломбарда векселей неперспективных отраслей.

Стимулирование конъюнктуры достигается мерами, противоположными

вышеизложенным. Можно способствовать развитию приоритетных сфер экономики,

предоставляя право первоочередного учета векселей этих отраслей и снижения

для них ставки рефинансирования.

Изменение ставки рефинансирования

В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования,

коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее

ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам,

предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение ставки рефинансирования прямо

влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее

является главной целью данного метода денежно-кредитной политики

центрального банка. Например, повышение официальной ставки рефинансирования

в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным

операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку

происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает

влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение

возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет

на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной

ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для

клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным

кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки рефинансирования Центрального банка

означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет

коммерческие банки вносить необходимые корректировки в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-

кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь

коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или

осуществляется не в Центральном банке, то указанный метод почти полностью

теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и

редисконтирования Центральный банк устанавливает процентную ставку по

ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в

качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в

залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не

вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных

бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги,

первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна

быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех

месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые

центральными банками".

До недавнего времени величина ставки рефинансирования составляла 28%

(10 июля 2000г.)[4] годовых по кредитам рефинансирования любой срочности. В

данный момент эта ставка снижена до 25%.

Итак, становится очевидным, что учетная политика является ведущим

методом регулирования денежно-кредитной политики. Повышая или понижая

официальную ставку рефинансирования ,Центральный банк оказывает воздействие

на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в

свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень

рыночного процента. Изменение ставки рефинансирования, вызывая

соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии

платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует

привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге

активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной

валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс

национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным

результатам.

2.1. НОМИНАЛЬНЫЕ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ

Таблица 1.

Динамика ставки рефинансирования

| | | | | |

|Январь |-58 |61 |13 |7 |-40 |16 |-10 |

|Февраль |-14 |67 |19 |27 |-1 |29 |-5 |

|Март |8 |58 |20 |24 |15 |28 |0 |

|Апрель |13 |69 |26 |29 |12 |19 |1 |

|Май |19 |82 |22 |46 |23 |7 |1 |

|Июнь |33 |91 |14 |71 |24 |-3 |3 |

|Июль |49 |100 |11 |76 |11 |4 |18 |

|Август |63 |102 |25 |3 |34 |12 |25 |

|Сентябрь |65 |74 |29 |-97 |30 |9 |16 |

|Октябрь |60 |50 |18 |-6 |31 |0 |10 |

|Ноябрь |59 |28 |19 |-18 |34 |5 | |

|Декабрь |78 |25 |8 |-57 |33 |3 | |

Таблица 4

Реальная межбанковская ставка

| |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |

|Январь |-55 |-19 |-8 |4 |-52 |-15 |-24 |

|Февраль |-37 |-7 |5 |17 |-26 |-1 |-15 |

|Март |-20 |21 |12 |17 |-13 |-1 |-14 |

|Апрель |-24 |5 |14 |23 |-19 |0 |-12 |

|Май |-35 |8 |3 |34 |-18 |-13 |-14 |

|Июнь |-24 |42 |-1 |54 |-14 |-27 |-6 |

|Июль |13 |33 |3 |55 |-22 |-18 |0 |

|Август |19 |35 |18 |-6 |-5 |-6 |7 |

|Сентябрь |-13 |34 |20 |-95 |-1 |-11 |1 |

|Октябрь |-23 |12 |15 |9 |-2 |-19 | |

|Ноябрь |-22 |1 |12 |-30 |-2 |-9 | |

|Декабрь |4 |7 |9 |-66 |-4 |-11 | |

| |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |

|Январь |-58 |61 |13 |7 |-40 |16 |-10 |

|Февраль |-14 |67 |19 |27 |-1 |29 |-5 |

|Март |8 |58 |20 |24 |15 |28 |0 |

|Апрель |13 |69 |26 |29 |12 |19 |1 |

|Май |19 |82 |22 |46 |23 |7 |1 |

|Июнь |33 |91 |14 |71 |24 |-3 |3 |

|Июль |49 |100 |11 |76 |11 |4 |18 |

|Август |63 |102 |25 |3 |34 |12 |25 |

|Сентябрь |65 |74 |29 |-97 |30 |9 |16 |

|Октябрь |60 |50 |18 |-6 |31 |0 |10 |

|Ноябрь |59 |28 |19 |-18 |34 |5 | |

|Декабрь |78 |25 |8 |-57 |33 |3 | |

Таблица 5

Реальная ставка по кредитам

| |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |

|Январь |-63 |35 |10 |9 |-45 |2 |-15 |

|Февраль |-20 |49 |22 |17 |-11 |17 |-9 |

|Март |-1 |47 |20 |29 |5 |21 |-5 |

|Апрель |3 |58 |18 |32 |1 |16 |-5 |

|Май |9 |69 |20 |32 |11 |1 |-5 |

|Июнь |14 |78 |13 |46 |5 |-12 |-2 |

|Июль |28 |79 |16 |41 |0 |-1 |12 |

|Август |34 |87 |30 |-4 |20 |6 |18 |

|Сентябрь |27 |88 |29 |-97 |15 |-3 | |

|Октябрь |29 |43 |21 |-12 |16 |-7 | |

|Ноябрь |33 |29 |14 |-26 |20 |-1 | |

|Декабрь |50 |28 |9 |-62 |12 |-2 | |

На основании рассчитанных реальных процентных ставок построен график-

диаграмма № 4, отражающий изменение реальных процентных ставок во времени.

2.7. На представленном ниже графике показаны изменения реальной ставки

рефинансирования, межбанковской ставки и ставки по кредитам.

График №4

[pic]

Вывод:

С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена на

достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов

инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости

платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных

структурных сдвигов в экономике.

Отметим, что до конца 92 года механизм рефинансирования в практике

экономического регулирования Банка России отсутствовал. Банк России пытался

влиять на процентные ставки КБ путем регулирования объема и цены

централизованных кредитов, что отвечало требованиям задачи

антиинфляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок

достичь поставленной цели антиинфляционного регулирования не удалось.

В России главной задачей денежно-кредитной политики в первые годы

рыночных реформ была борьба с инфляцией, развязанной внезапным

освобождением товарных цен в начале 1992 года. С этой целью ставка

рефинансирования ЦБ РФ поддерживалась на весьма высоком уровне и возрастала

вплоть до начала 1995 года, после чего стала снижаться по мере ослабления

инфляции. Среднегодовая ставка рефинансирования составляла 144% годовых в

1993 году, 187% в 1994 году, 185% в 1995 году и 99% в 1996 году. К концу

1996 года она снизилась до 48%, а к сентябрю 1997 года – до 24%.

Наметившаяся в 1996 году тенденция снижения общего уровня процентных ставок

получила дальнейшее развитие в 1997г. и начале 1998 г. (повышение ставки

рефинансирования в ноябре 1997 года и феврале 1998 года носило

антикризисный и кратковременный характер), что показывает диаграмма №1,

отражающая динамику изменения ставки рефинансирования Банка России

(построенная по данным, публикуемым на официальном электронно-

информационном сервере Банка России).

Основным назначением процентной ставки является регулирование кредита

(а через него – инфляции). Для заемщиков главную роль играет не номинальная

ставка процента, а его реальная величина, т.е. поправленная на величину

инфляции. С учетом этой поправки реальная величина ставки рефинансирования

составляла в 1994 году - примерно минус 14%, в 1995 году – плюс 31%, в 1996

году –в среднем примерно плюс 67%. К концу 1996 года реальная ставка

рефинансирования снизилась до 25%, а в сентябрю 1998 года – она составила

минус 97%. В конце 1999 года ставка была резко возвышена и составила 33%. В

течение 2000-2001 годов реальная ставка рефинансирования в целом стала

медленно снижаться и в настоящее время реальная ставка рефинансирования

составляет 10% (сентябрь2000).

Таким образом, наблюдалось значительное несоответствие динамики ставки

процента и инфляции. В 1994 году реальная ставка процента была номинально

высокой, но дороговизна кредита перекрывалась более значительной инфляцией,

так что реальная ставка была даже отрицательной. Практически это означало,

что номинально жесткая кредитная политика не выполняла свою роль

сдерживания инфляции и, наоборот, способствовала росту кредитования

экономики.

В 1995-1996 годах реальный процент стал не только плюсовым, но и

довольно высоким, что постепенно отключало реальную экономику от

пользования банковским кредитованием. Этому периоду соответствует положение

спада ВВП и промышленного производства не только из-за недостаточного

агрегатного спроса, но так же из-за чрезмерной дороговизны кредита. Такая

реально жесткая денежно-кредитная политика действительно способствовала

снижению инфляции, но при этом убивала реальную экономику и порождала ряд

отрицательных явлений в финансовой сфере – нарушение нормального платежного

оборота между предприятиями, переход на бартер и коммерческие векселя, а

также укрытие денежных доходов от налогового ведомства.

Снижение процентных ставок в условиях снижения инфляционных ожиданий и

наблюдаемой инфляции, стабилизация и последующее укрепление валютного курса

рубля являются прямыми свидетельствами того, что проводимая в этом периоде

Банком России денежно-кредитная политика не была мягкой, а денежное

предложение не было избыточным.

Регулирование процентных ставок по кредитным и депозитным операциям

Банка России в 2000 году осуществлялось им с учетом реального состояния

экономики, динамики инфляции, ситуации на различных сегментах денежного

рынка и было ориентировано на закрепление формирующихся позитивных

тенденций.

С начала 2000 года действовали установленные в 1999 году ставка

рефинансирования в размере 55% годовых и ставка по кредитам “овернайт” —

50% годовых. В январе 2000 года по решению Совета директоров Банка России

ставка рефинансирования была снижена на 10 процентных пунктов (с 55 до

45%). Это отражало замедление инфляции, снижение процентных ставок на

межбанковском рынке и одновременно являлось фактором дальнейшего снижения

инфляционных ожиданий.

В течение года ставка рефинансирования была последовательно снижена до

25% исходя из ситуации на финансовом и межбанковском рынках. Соответственно

Комитет Банка России по денежно-кредитной политике снижал ставку по

кредитам “овернайт” с 50 до 22%.

Депозиты привлекались по ставкам, устанавливаемым Банком России,

уровень которых колебался от 1,6 до 20% годовых в январе—октябре 2000 года

до уровня 0,3—9% к ноябрю текущего года в зависимости от состояния

межбанковского рынка и вида депозитных операций.

Банк России в 2001 году намерен сохранить существующую систему

рефинансирования банков, включая предоставление внутридневных кредитов,

кредитов “овернайт” и ломбардных кредитов, и при необходимости будет их

модифицировать. Предполагается ввести в действие единый порядок

предоставления банкам внутридневных кредитов и кредитов “овернайт” в ряде

территориальных учреждений Банка России, а также проводить необходимую

работу по автоматизации этого процесса и переходу на электронный

документооборот между всеми участниками операций рефинансирования.

Я считаю, что ключевое значение в системе процентных ставок,

устанавливаемых Банком России, имеет ставка рефинансирования. Изменения

ставки рефинансирования информируют участников финансового рынка об оценке

Банком России общего направления изменения инфляционной ситуации и, таким

образом, воздействуют на ожидания экономических агентов и процентные ставки

в экономике. Ставка рефинансирования Банка России является своего рода

верхней границей процентных ставок на денежном рынке, что оказывает

косвенное влияние на их динамику. Банк России воздействует на уровни и

структуру процентных ставок на денежном рынке также через установление

процентных ставок по проводимым им кредитным и депозитным операциям.

Список литературы:

1. «Деньги, банки и денежно-кредитная политика» \\Эдвин Дж. Долан\\1998г.

2. «Общая теория денег и кредита» \\учеб. под ред. проф. Е. Ф. Жукова\\

Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ\\1998г.

3. «Макроэкономика» \\ Агапова Т. А. \\ Москва: Дело и сервис\\1999г.

4. «Финансовые институты, рынки и деньги» \\ Кидуэлл Д.С. и др.\\ СПб:

Питер\\2000г.

5. «Банковский менеджмент» \\ Роуз П. С.\\ Москва: Дело\\1997г.

6. Российский статистический ежегодник 1995г.

7. Российский статистический ежегодник 1996г.

8. Российский статистический ежегодник 1997г.

9. «Вестник Банка России» №1(345) от 12 янв.1999г.

10. «Вестник Банка России» №30(374) от 19 мая 1999г.

11. «Вестник Банка России» №1(501) от 5 янв.2001г.

12. «Деньги и кредит» №6, 1995г.

13. «Деньги и кредит» №3, 1999г.

14. «Деньги и кредит» №2, 2000г.

15. «Эксперт» №4, 2001г.

16. www.cbr.ru -сервер ЦБ РФ

17. www.prime-tass.ru - статистические данные

18. www.iet.ru - институт экономики переходного периода

-----------------------

[1] ФРС - важнейший финансовый институт США, выполняющий функции ЦБ

[2] Дисконтное окно – это операция, позволяющая банкам временно брать ссуды

у ФРС вместо того, чтобы продавать свои вторичные резервы или занимать

средства ФРФ для покрытия дефицита обязательных резервов. Дисконтное окно

является частью механизма краткосрочного восполнения недостатка

обязательных банковских резервов.

[3] Ставка по федеральным резервным фондам – это ставка, по которой банки и

прочие депозитные учреждения одалживают друг другу средства из своих

избыточных резервов

[4] www.cbr.ru - данные взяты с официального сайта банка России

[5] данные взяты в интернете на сайте www.prime-tass.ru

-----------------------

Выполнила: студентка группы ФМ-907

Кукушкина Евгения

Проверил: Лякин Александр Николаевич

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.