рефераты скачать

МЕНЮ


Виды анализа

|Налоги |3 |3 |5 |

|Чистая прибыль |5 |4 |5 |

Табл. 3.2 представляет собой вертикальный анализ баланса

«Southern Metals» в сравнении с соответствующими средними

данными по отрасли. Обнаруживаются три поразительных различия:

1) доля дебиторской задолженности в компании существенно выше,

чем в среднем по отрасли, 2) доля запасов значительно ниже и 3)

компания в значительно большей степени использует источники

финансирования, предусматривающие фиксированные процентные

выплаты (облигации и привилегированные акции), Чем в среднем по отрасли.

Выводы, получаемые в ходе вертикального анализа,

обычно подтверждают результаты анализа коэффициентов. Тем не менее

иногда могут быть сделаны и дополнительные выводы. Поэтому полный

анализ финансовой отчетности подразумевает и анализ коэффициентов, и

вертикальный

Таблица 3.2

Таблица 3.2

Вертикальный анализ баланса «Southern Metals» (в %)

| |1991 |1992 |В среднем |

| | | |по отрасли|

| | | |(1992) |

|АКТИВ | | | |

|Денежные средства |3 |2 |2 |

|Ликвидные ценные бумаги |1 |0 |1 |

|Дебиторская задолженность |19 |18 |13 |

|Запасы |13 |15 |20 |

|Всего оборотных средств |36 |35 |36 |

|Основные средства (первоначальная стоимость)|88 |80 |85 |

|Износ |24 |25 |21 |

|Основные средства (остаточная стоимость) |64 |65 |64 |

|Баланс |100 |100 |100 |

|ПАССИВ | | | |

|Кредиторская задолженность |2 |3 |4 |

|Векселя к оплате |4 |5 |3 |

|Задолженность по оплате труда |1 |0 |0 |

|Отложенные к выплате налоги |7 |6 |7 |

|Всего краткосрочных пассивов |13 |15 |14 |

|Закладные облигации |31 |25 |17 |

|Необеспеченный облигационный заем |4 |15 |9 |

|Всего долгосрочных пассивов |35 |40 |26 |

|Привилегированные акции |6 |5 |0 |

|Обыкновенный акционерный капитал |46 |40 |60 |

|Собственный капитал |52 |45 |60 |

|Баланс |100 |100 |100 |

анализ, а также факторный анализ по схеме фирмы «Du Pont», суть которого

будет рассмотрена ниже.

4. Анализ по схеме фирмы «Du Pont»

На рис. 4.1 приведена схема модифицированного факторного

анализа фирмы «Du Pont», идея которого в свое время была предложена

менеджерами этой фирмы. Схема демонстрирует зависимость показателя

рентабельность собственного капитала» от факторов «рентабельность

реализованной продукции», «ресурсоотдача» и «финансовый леверидж».

В левой части схемы выделены субфакторы, влияющие на

изменение рентабельности продукции. В их числе выручка от реализации,

затраты в общей сумме и по видам. Из расчета видно, что 3.7 % выручки

от реализации представляют собой чистую прибыль, доступную владельцам

обыкновенных а В правой части схемы приведены различные виды

активов, рассчитана оборачиваемость средств, вложенных в них, - 1.5 раза.

Выражение, описывающее взаимосвязь показателей рентабельности

активов (RОА), рентабельности реализованной продукции и

ресурсоотдачи, называется формулой фирмы «Du Pont»:

рентабельность

RОА = продукции * ресурсоотдача =

чистая прибыль выручка от реализации

= -------------------------------- * ----------------------------------- =

3,7 % * 1,5 = 5,5 %

выручка от реализации сумма активов

ROE 13,8 %

ROA 5,5 % Х Активы :

собственный капитал

2

млрд. дол. : 0,8 млрд. дол. = 2,5

Рентабельность Х

Ресурсоотдача 1,5

продукции

Чистая Выручка от Выручка от

Сумма

прибыль : реализации реализации :

активов

110 млн. дол. 3 млрд. дол. 3 млрд. дол

2 млрд. дол.

Выручка от Общие затраты Основные

Оборотные

реализации _ 2,89 млрд. дол. средства +

средства

3 млрд. дол 1,3 млрд.

дол. 700 млн. дол

Амортизация Проценты Денежные

Ликвидные

100 млн. дол. 66 млн. дол. средства

ценные

50 млн. дол. бумаги

0 дол.

Просроченные опе- Налоги Дебиторская

Запасы

рационные 80 млн. дол. задолженность

300 млн. дол.

затраты 350

млн. дол.

2644 млн. дол.

Рис. 4.1. Модифицированная схема фирмы«Du Pont»:

анализ по данным компании «Southern Metals».

Компания «Southern Metals» имела чистую прибыль в размере 3.7 %,

или 3.7 цента с каждого доллара, полученного за реализованную

продукцию; средства, вложенные в активы, обернулись 1.5 раза в течение

года; тем самым и была достигнута рентабельность активов в размере 5.5 %

Если бы «Southern Metals» не привлекала внешних источников

финансирования, рентабельность собственного капитала составила бы в

точности 5.5 %. Однако 60 % капитала фирмы было обеспечено

кредиторами и владельцами привилегированных акций. Поэтому очевидно,

что рентабельность собственного капитала должна быть выше, чем 5.5 %.

Коэффициент ROE рассчитывается умножением коэффициента БОА на

специальный мультилликатор, характеризующий соотношение собственного

капитала и авансированных в деятельность компании средств:

ROE = ROA * мультипликатор собственного капитала =

чистая прибыль сумма активов

= ---------------------- * --------------------------------- =

сумма активов собственный капитал

= 5,5 % *2000 млн. дол. : 800 млн. дол. = 13,8 %

Для «Southern Metals» мы имеем, таким образом,

ВОЕ = 3.7 % * 1.5 * 2.5 = 13.8 %.

Безусловно, показатель ROE может быть исчислен более простым

способом: чистая прибыль: собственный капитал = 110 млн. дол. : 800

млн. дол. = 13.8 %. Однако из расширенной формулы фирмы «Du Pont»

видно, как влияют показатели рентабельности продукции, оборачиваемости

и финансового левериджа на рентабельность собственного капитала.

Дирекция может воспользоваться схемой фирмы «Du Pont» для анализа

путей повышения степени эффективности функционирования фирмы. С

помощью показателей левой части схемы фирмы «Du Pont» специалисты по

сбыту могут изучать, какое влияние на рентабельность оказывает

увеличение цен реализации (или снижение их для стимулирования спроса

на продукцию), изменение ассортимента продукции, выход на новые рынки

сбыта и т. д. Для бухгалтеров больший интерес представляет анализ

расходных статей и поиск путей снижения себестоимости продукции.

Правая часть схемы представляет интерес для финансовых аналитиков,

менеджеров по производству и маркетингу, которые должны изыскивать

пути оптимизации уровня тех или иных видов активов. Что касается

финансового менеджера, то он может провести сравнительный анализ

использования различных стратегий финансирования, попытаться найти

возможности снижения расходов по обязательным процентным платежам,

оценить степень риска в случае привлечения дополнительных внешних

источников финансирования, необходимых для повышения рентабельности

собственного капитала.

С помощью можно провести сравнительный факторный анализ

по фирме «Southern Metals» и в среднем по отрасли:

ROE «Southern Metals» = 3,7 % * 1.5 *2.50 = 13.8 %;

ROE в отрасли = 5,1 % * 1,8 * 1,67 = 15,3 %.

Анализ показывает: 1) рентабельность продукции в среднем по

отрасли значительно выше, что может быть объяснено, в частности,

лучшей организацией системы контроля за текущими расходами; 2) в

компании «Southern Metals» менее эффективно используются производственные

ресурсы; 3) «Southern Metals» компенсирует некоторые из отмеченных

недостатков за счет более высокого финансового левериджа, что, с другой

стороны, увеличивает риск инвестирования в эту компанию. Такой анализ

может быть выполнен в динамике за несколько лет.

Расширенная формула фирмы «Du Pont» особенно полезна для

итоговых заключений о финансовом положении фирмы, так как она

расчленяет рентабельность на три важных компонента: 1) контроль за

расходами, 2) использование активов, 3) использование займов. Итак,

аналитики часто прибегают к ней для получения «быстрой и приблизительной»

оценки финансового положения фирмы. Выводы, полученные из анализа по

схеме фирмы «Du Pont» , могут быть дополнены с помощью

вертикального анализа отчетности и расчета необходимых аналитических

коэффициентов.

5. Анализ по центрам ответственности

В предыдущих разделах была изложена методика финансового

анализа, в частности с использованием системы коэффициентов, на

примере крупной корпорации. Подобная методика особенно полезна для

аналитиков, специализирующихся на оценке конъюнктуры рынка ценных

бумаг и рынка ссудных капиталов. Тем не менее эти же аналитические

процедуры довольно широко используются финансовыми менеджерами крупных

корпораций для оценки финансового состояния своих самостоятельных

подразделений, Большая часть компаний США, как правило, имеет не

одно такое подразделение. Среди различных видов этих подразделений -

профит-центры (profit centers). Так, каждая из 1000 крупнейших

компаний США, производящих в совокупности более половины товаров

и услуг частного сектора, Имеет в среднем около 25 профит-центров.

Каждое такое подразделение имеет собственные производственные

мощности и должно вносить свой вклад в прибыль корпорации в целом.

Оно вполне может использовать для контроля эффективности своей

деятельности схему фирмы, «Du Pont, и эти данные могут быть переданы

(часто по электронной почте) в штаб-квартиру корпорации, откуда

финансовые аналитики следят за различными подразделениями. Если

деятельность всех подразделений эффективна, то ROE корпорации и

другие показатели, характеризующие положение фирмы на рынке ценных

бумаг, будут иметь приемлемые значения. В противном случае высшее

руководство должно рассмотреть, какие действия следует предпринять.

Система финансового контроля, разумно используемая, крайне

важна для правильного управления любой корпорацией со сбытом на

сумму в несколько миллионов долларов, Крупные компании, такие как

«Du Pont», IBM, GM и GE, имеющие блестящие успехи в течение

длительного времени, опираются прежде всего на такую систему. И

наоборот, если крупные компании сталкиваются с трудностями, причины

последних нередко могут быть объяснены нарушением в системе

управления или неумением быстро отреагировать на сигналы, которые

подавала система.

6. Источники данных о положении в отрасли

Изложенная выше методика анализа основывалась на сравнении

данных рассматриваемой компании с другими фирмами в отрасли. В этом

разделе мы опишем некоторые из источников отраслевых данных.

6.1 Внешние источники информации

Одним из наиболее известных источников информации является

периодически выпускаемый компанией «Dun & Bradstreet» (D&B) документ «Key

Businees Ratios», в котором публикуются 14 основных коэффициентов по

большинству отраслей экономики. Необходимую для сравнительного анализа

информацию можно найти также в документе «Annual Statement Studies»,

издаваемом национальной ассоциацией банковских служащих «Robert Morris

Associates». В публикациях Федеральной комиссии по торговле «Quarterly

Financial Report» приводятся аналитические коэффициенты по отраслям,

подотраслям и группам компаний. Среднеотраслевые показатели публикуются

также и другими ассоциациями и информационными агентствами.

Каждая из перечисленных организаций публикует свой собственный набор

аналитических показателей, как правило несколько отличающийся от

информации, предоставляемой другими агентствами. Так, D&B в основном

обобщает информацию о небольших компаниях, значительная часть которых

находится в единоличной собственности, причем эта информация подбирается и

составляется главным образом исходя из запросов кредиторов. Основной упор

делается на характеристику ликвидности и платежеспособности компаний;

данные о положении компаний на рынке ценных бумаг не приводятся. Поэтому,

выбирая информационный источник для сравнительного анализа, необходимо

четко представлять себе, данными какого агентства целесообразно

воспользоваться, какие ограничения накладываются на состав публикуемой им

информации. Кроме того, различные информационные агентства могут

использовать неодинаковые алгоритмы расчета одних и тех же показателей.

Так, для расчета показателя ROE агентство «Salomon Brothers» использует

среднегодовые данные о собственном капитале, а компания «Value Line» -

данные на конец года. Поэтому, используя данные из различных информационных

источников, уясните прежде всего алгоритмы их расчета. Итак, содержание

конкретной методики анализа финансовой отчетности в значительной степени

определяется объемом ц составом статистической информации, которую можно

получить из различных источников.

6.2 Внутренние источники информации

Крупные фирмы обычно создают свои собственные

компьютеризованные информационные базы, заключая договора с

компаниями, специализирующимися на предоставлении услуг финансового

информационно-аналитического характера. Так, фирма «Standard and Poor`s

Compustat Services, Inc.» может предоставить на магнитных носителях

данные о тысячах промышленных и торговых компаний.

Например, файл по промышленным фирмам в системе «Compustat»,

содержит данные о 900 компаниях. По большинству компаний приводятся

сведения за последние 20 лет, причем данные за последние пять лет даются в

квартальном разрезе. Источником является годовая отчетность,

предоставляемая компаниями в Комиссию по ценным бумагам и биржам,

причем эти данные обновляются еженедельно по мере поступления текущей

информации в базу данных. Фирмы, пользующиеся услугами системы

«Compustat», могут использовать их для формирования своей собственной

информационной базы.

7. Проблемы анализа финансовой отчетности

7.1 Обеспечение сопоставимости данных

Многие крупные фирмы не ограничиваются каким-то отдельным

направлением деятельности и имеют свои подразделения в различных отраслях

и сферах бизнеса. В таких случаях трудно подготовить осмысленные

средние коэффициенты. Поэтому методика анализа финансовой отчетности

более очевидна и понятна для небольших компаний, специализирующихся в

какой-то конкретной отрасли; что касается многопрофильных компаний, то

методика сравнительного финансового анализа для них значительно

усложняется.

Кроме того, естественным желанием многих компаний является

достижение лучших результатов, чем в среднем по отрасли, поэтому

ориентация на среднеотраслевые значения показателей не является для них

пределом мечта ний. Более предпочтительным является равнение на

лидеров. Не случайно такие агентства, как D&B и «Robert Morris

Associates», обычно приводят квартальные оценки по отраслям. Например,

в публикации D&B может приводиться следующая информация о

характеристике ликвидности в алюминиевой промышленности: 25 % фирм

имеют коэффициент текущей ликвидности, превышающий 4.8; для 25'/о его

значение ниже 1.6; среднее значение коэффициента (медиана) равно 2.5.

Тем самым аналитик получает информацию о распределении фирм в отрасли

по этому показателю и может оценить положение своей фирмы с позиции как

средних, так и высших достижений в отрасли.

7.2 Условность данных для сравнительного анализа

Одним из факторов, искажающих отчетную информацию, является

инфляция, влияющая, в частности, на величину амортизационных

отчислений и оценку запасов. Это необходимо учитывать, когда

проводится анализ финансового состояния компании в динамике или

сравнительный финансовый анализ компаний, различающихся возрастным

составом основных средств или применяющих различные методы учета.

Сезонность также влияет на отчетность и результаты ее анализа.

Например, коэффициент оборачиваемости запасов для предприятия

перерабатывающей промышленности будет существенно различаться в

зависимости от того, Использованы данные о состоянии запасов до

наступления сезона консервирования или после его окончания. Влияние на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.