рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по Финансовому праву РФ

и физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита

заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и

физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности

используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его

на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита

бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями

народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами,

имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его

граждан.

С правовой точки зрения государственный кредит — это урегулированные

правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных

денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности,

срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и

регулирования денежного обращения.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту

формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения

представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным

долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации

закреплены в различных нормативных актах, основным среди которых является

Закон Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской

Федерации». Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г.

. Формы государственного внутреннего долга

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в

следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О Государственном

внутреннем долге РФ»:

1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства

Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых

посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) долговые

обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской

Федерации.

Использование такой формы государственных долговых обязательств, как

кредиты Правительства Российской Федерации, обусловлено недостаточностью

бюджетных средств.

Государственные займы — вторая основная форма государственного долга,

названная в Законе «О государственном внутреннем долге». Государственные

займы представляют собой кредитные отношения между государством (как

правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые

оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных

ценных бумаг. Порядок выпуска государственных займов Российской Федерации,

как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе

федерального закона. Принцип добровольности размещения государственных

займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ).

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные

бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные

облигации и другие.

В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется

государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все

задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

30. Налоги, их понятие и роль

Налоговое право как один из разделов финансового права становится

крупнейшей составной частью этой отрасли права с перспективой дальнейшего

развития.

Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с

появлением государства и использовались им как основной~йсточник_средств

для содержания органов госу-дарственной власти и материального обеспечения

выполнения ими своих функций. Современные государства для пополнения своей

казшЛ ис-пользуют и другие виды_поступлен11и_и_платежеи. Но^а первое место

среди них по своему значению и объему выступают налоги.

Налоги — это обязательные и по юридической форме индивидуально

безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами

государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему

(или в указанных случаях — внебюджетные целевые фонды) с определением их

размеров и сроков уплаты. Какова же роль налогов в обществе и государстве?

Основная роль налогов —фискальная (от лат. fiscus —государственная казна),

соответственно чему они используются как источник доходов государственной

казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию

социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При

умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в

системе социального управления. (регулирования производства, регулирование

потребления, регулирования доходов населения). Помимо рассмотренных функций

налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны'

государ-сТВУ^проводится контроль за финансово-хозяйственной дея-тельностью

предприятий, организаций, учреждений, за получе-ниемдоходов_гражданами^

источниками дтиу доходов, за ис-пользованием имущества, в том числе земли.

" Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить

успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом

воздействия на экономику страны

Основные новшества в этой области заключаются в следующем.

1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной

казны. Более 80% доходов бюджетной системы обставляют налоговые платежи.

Примрнявшиеся ранее в отно-шений' к 'государственным предприятиям различные

платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.)

были заменены налогами.

2. Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы

собств^ннасти, на которой они основаны. В этон-ттроявляётся ориентировка на

принцип организации рыночных отношений, основанных на равенстве их

субъектов.

3. Разграничение налогов по трем уровням — на федеральные; налоги

республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных

образований; местные. Они закрепляются за соответствующими бюджетами,

представляя их самостоятельную финансовую базу.

7. Помимо бюджета налоги могут теперь включиться и в государственные или

местные внебюджетные целевые фонды. которые' стали создаваться в

последнее время, в 1990-х гг., в связи с необходимостью более

эффективного использования средств (например, дорожные фонды^).

31. Налоговое право Российской Федерации, его источники

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием

налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей

совокупности представляют один из его институтов — налоговое право.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм,

регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с

юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных

случаях — внебюджетные целевые фонды.

Главными источниками налогового права являются законодательные акты

Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе

Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти

краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления.

Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные

положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих

принципов налогообложения на территории субъектов РФ к сфере их совместного

с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных

налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной

власти Российской Федерации. Органы местного самоуправления регулируют

вопросы налогообложения на своей территории в пределах, предусмотренных

законодательством РФ.

Исключительно важная роль среди источников налогового права принадлежит

Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации» от 27 декабря 1991 г. Его особенности состоят в том, что он

регулирует налоговые отношения комплексно, определяет общие, наиболее

существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а

именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, то есть

перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов;

обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия

налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и

ответственность их должностных лиц в области налогообложения.

Закон о каждом налоге содержит следующие основные элементы.

1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных

признаков. К ним относятся юридические лица, другие категории плательщиков

(например, филиалы юридических лиц) и физические лица, на которые в

соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать

налог.

2. Определение объекта налогообложения, т. е. того предмета, на который

начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных

товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты.

3. В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т. е.

часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог.

4. Ставка, т. е. размер налога, который взимается с единицы

налогообложения или объекта налогообложения в целом.

5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они

предусматриваются по каждому из видов налогов особо.

6. Установление льгот, т. е. полного или частичного освобождения от

уплаты налогов каких-либо категорий налогоплательщиков.

Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права

общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с

юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность

налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный

государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с

установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность

компетентных органов — обеспечить уплату налогов. Невыполнение

налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение

материального ущерба государству, ограничивает его возможности по

реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает

строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы

обеспечить выполнение этих обязанностей.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, органы

государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые

принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов.

Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных

отношениях, т. е. субъектами налогового права.

В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые

дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых

правоотношений. Налогоплательщики обязаны: — уплачивать налоги своевременно

и в полном объеме; — вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о

финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее

пяти лет; — представлять налоговым органам необходимые для исчис-•ления и

уплаты налогов документы и сведения; и пр.

Условиями прекращения таких обязанностей для юридического лица являются:

уплата налога или отмена налога.

Налогоплательщики имеют следующие права, которые направлены на то, чтобы

обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов: — представлять

документы, подтверждающие право на льготы по налогам; — пользоваться

льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном

законодательными актами; — знакомиться с актами проверок, проведенных

налоговыми органами; и пр.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами

государственного принуждения. В этих случаях применяются меры

административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции.

Обязанности налоговых органов закреплены в Законе о государственной

налоговой службе и Законе об основах налоговой системы в Российской

Федерации и состоят в следующем: — обеспечении поступления налогов в

бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в

соответствии с предусмотренными ставками. — ведении учета

налогоплательщиков, — охране коммерческой тайны, тайны сведений о вкладах

физических лиц; и пр.

32. Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых

Немалое число налогов установлено законодательством Российской Федерации,

принятым в 1990-х гг. Следует заметить, что Закон «Об основах налоговой

системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. содержит перечень не

только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих

в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. При этом

они объединены в общем понятии «налоговая система». Сюда вошли помимо

налогов государственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые,

лицензионные и др.

Упомянутые платежи отличаются от налогов в собственном смысле слова. В

определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются

платой или за услуги, предоставляемые государством (например,

государственная пошлина), или платой за получение разрешения на какую-то

деятельность и т. д. Такие платежи носят обычно разовый характер. Надагам

же в отличие от них свойственна регулярность уплаты, при наличии у

налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения

(имущества, дохода и т. п.) налоги подлежат систематическому_внесениюв

казну в предусмотрен-" ныё"срокй.

Учитывая общие черты рассматриваемых платежей, законодатель условно

именует налогами (помимо налогов в собственном смысле слова) также и другие

платежи, понимая, под ними «обязательный взнос в бюджет соответствующего

уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и

на условиях, определяемых законодательными актами» (ст. 2 Закона РФ «Об

основах налоговой системы а Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.). А

совокупность данных платежей (с оговоркой «далее — налоги») называется

налоговой системой.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их

классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований

для классификации может быть несколько.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с юридических лиц и

налоги с физических лиц. К той и другой группе относятся' налоги разного

территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную

стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — подоходный налог, налог на

имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и ряд других.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения

и целевыми. Налоги общего значения, зачисляются в бюджет соответствующего

уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются

при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые

налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете

отдельной строкой для целевого использования (как, в частности, земельный

налог).

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федера-ции»^ввел также

подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального

уровня-, федеральные налоги-налоги субъектов Российской Федерации —

республик в ее составе, краев, областей, автономной области, автономных

округов; местные налоги. К федеральным налогам отнесены: — налог на

добавленную стоимость; — акцизы на отдельные группы и виды товаров; — налог

на доходы банков; и пр.

Другая часть налогов, иных платежей (государственная пошлина, гербовый

сбор, налог, переходящий в порядке наследования и дарения) предназначена

для зачисления в местные бюджеты.

Самая многочисленная группа - местные налоги и сбоы Среди них: — налог на

имущество физических лиц; — земельный налог; — налог на строительство

объектов производственного назначения в курортной зоне; — налог на

перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

и пр.

33. Элементы закона о налоге.

Существует 7 элементов закона о налоге:

1) Субъект. 2) объект. 3) объект налогообложения. 4) налоговая

база. 5) налоговая ставка. 6) налоговый период. 7) срок оплаты.

1) Субъект – налогоплательщик и плательщик, т.е. юридические и

физические лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложена

обязанность уплачивать налоги и сборы.

2) Объект – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных

товаров, выполненных работ либо иное экономически обоснованное, имеющее

стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием

которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

3) Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения

обложения. Различают в зависимости от построения налогового обложения

(начислений) – твёрдые (абсолютная сумма) и долевые ставки (определенные

доли объекта налогообложения).

4) Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от

налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством.

5) Налоговый период – календарный год или иной период времени, по

окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога,

подлежащая уплате.

6) Налоговая база - физическая, стоимостная или иная

характеристика объекта налогообложения.

7) Срок оплаты – установлены применительно к каждому налогу и

сбору, изменение сроков допускается только в порядке, установленном

Налоговым кодексом

34. Права налогоплательщиков как субъектов налоговых правоотношений.

Налогоплательщики имеют следующие права, которые направлены на то, чтобы

обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов:

— представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

— пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке,

установленном законодательными актами;

— знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

— представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов

и по актам проведенных проверок;

— в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и

действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными

актами.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами

государственного принуждения. В этих случаях применяются меры

административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции.

Помимо них используются залог денежных и товарно-материальных ценностей,

поручительство или гарантия кредиторов налогоплательщиков.

Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также

сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке — с

юридических лиц, в судебном — с физических лиц. Срок исковой давности по

взысканию налогов с физических лиц составляет три года, бесспорный порядок

взыскания недоимок с юридических лиц может быть применен в течение шести

лет. При этом взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается

на их доходы, а в случае отсутствия таковых — на имущество.

Анализируя предусмотренные законодательством санкции, которые применяются

к налогоплательщикам, а также вносимые в правовые нормы изменения, можно

заметить усиление материального воздействия с помощью санкций, налагаемых

на

нарушителей налогового законодательства. Характерен также переход санкций,

применяемых к должностным лицам и гражданам, в соответствующих случаях в

размерах, кратных установленной законодательством минимальной заработной

плате. Применение санкции к налогоплательщикам — юридическим лицам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.